Воскресенье, 22.10.2017, 20:17 Приветствую Вас Гость | RSS
Композиция
и
постановка танца
Меню сайта
Статьи по разделам
Балетмейстеры [184]
Биография, основные этапы творчества и произведения


Ж.Ж.Новерр"Письма о танце" [18]
Полная версия книги Новерра представленная отдельно каждым письмом


И.Сироткина "Культура танца и психология движения" [2]
Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ТАНЦА [0]
Методические указания к спецкурсу «Основы танцевально-экспрессивного тренинга»


Режиссура танца [62]
Теоретические и научные статьи и методики.


Драматургия танца [37]
Теоретические и методические материалы и статьи по данной теме.


Туано Арбо [3]
ОПИСАНИЕ ОРКЕЗОГРАФИИ


Научные статьи [131]
Всевозможные и собственные статьи, а также курсовые и дипломные работы студентов, надиктовыные им в качестве научного руководителя.


Танцевальный симфонизм [18]
Все материалы посвящённые танцевальному симфонизму.


Реформаторы Балета [36]
Имена и их биографии


История балета [108]
Интересные статьи по истории балеты.


В. А. Теляковский - "Воспоминания" [14]
Теляковский. Воспоминания.


Тамара Карсавина "Воспоминания" [17]
Т.КАРСАВИНА "ВОСПОМИНАНИЯ"


Леонид Якобсон [15]
Всё о Якобсоне


Польcкие танцы [13]
Описание и видео-фрагменты Польских танцев


Венгерский танец [12]
Венгерские танцы -описание и видеофрагменты


Ирландский танец [7]
Ирландский танец видео и описание


Армянский танец [6]
Армянский танец описание и видео


Танцы народов прибалтики [9]
Прибалтийские народные танцы


Видео [53]

Музыка [14]
Музыкальные материалы для этюдов и танцев


Исполнители [147]
Раздел посвящён легендарным исполнителем танцевального искусства


Интевью с Баланчиным [10]
Великолепная статья Соломона Волкова в виде интервью с Джоржем Баланчины о Петербурге, о Стравинском и Чайковском


Композиторы [68]
Биографии и интерересные статьи о композиторах


Классический танец [8]
Материалы по классическому танцу: методика и интересные статьи


Либретто балетных спектаклей [101]
В данной категории содержаться основные либретто балетных спектаклей различных времён и различных балетмейстеров


Ранние формы танца [11]
История зарождения первых танцевальных форм


Jazz & Modern Dance [15]
Техника современных танцевальных течений


Танцы Народов Мира [12]
Все народности и этносы


Русский танец [24]
Всё по русскому танцу


Испанский танец [17]
Всё о танцах Испании


Музыкальная драматургия. [33]
Методические и теоретические материалы по музыке и музыкальной драматургии.


Еврейские танцы [9]
материалы по истории и еврейских танцев


Художники [18]
Биография и творчество художников


Выдающиеся педагоги [57]
Биография известных педагогов танца


Фёдор Лопухов [13]
Фёдор Лопухов


Азербаджанский танец [3]
Всё об Азербаджанском танце


Борис Эйфман [10]
Всё о творчестве Эйфмана


Институт Культуры и Искусств [7]
правила приёма


Историко-бытовой танец [3]
ВСЁ О ИСТОРИКО-БЫТОВЫХ ТАНЦАХ


Чукотский танцевальный фольклор [4]
Чукотский танцевальный фольклор


Русский хоровод [12]
Всё о русском хороводе


Каталог статей


Главная » Статьи » Научные статьи

Александр Гиршон. 7 источников движения
Александр Гиршон
7 источников движения

(глава из книги "Истории, рассказанные телом")
 
1. Движения, идущие из Эго
2. Движения, идущие из личного бессознательного
3. Движения, идущие из интерсубъективного бессознательного
4. Движения, идущие из перинатального опыта
5. Движения, идущие из культурного бессознательного
6. Движения, идущие из первичного бессознательного
7. Движения, идущие из Самости


Под одеждой каждый участок кожи ждет момента, чтобы показать нам свое истинное лицо, каждый мускул ждет, чтобы иметь возможность увидеть и вдохнуть немного воздуха, следовать за ветром, за светом и за темнотой.
Й.Бергмарк
Откуда рождается движение? Откуда приходит импульс? Каким он может быть? Если движение определяется не внешними обстоятельствами, а внутренней жизнью - как мы можем различить разные голоса переживаний?
В самом рождении внутреннего импульса есть какая-то тайна. Тем не менее, практики Аутентичного Движения старались выделить, определить различия в источниках Движения.
Мэри Старкс Уайтхаус писала, что есть движения, идущие из эго («Я двигаюсь»), и есть движения, идущие из бессознательного («Меня движет»). Джанет Адлер выделяла движения идущие из эго, из личного бессознательного и из трансперсонального уровня психики. Андреа Ольсен пишет: «Не ограничивая спектр возможностей движения, мы можем заметить некоторые модальности движения, которые появляются из этих источников: импульсы, что идут чисто из ощущений (такие как потягивания или защита от травм), импульсы, основанные на переориентации нашего сознания (такие как вращения, ходьба назад, повороты), импульсы движения как путешествия (такие как раскрытие истории движения), или же те, что основываются на эмоционально заряженных или духовно трансформирующих состояниях, доступных через тело (таких, как слушание или выражение внутренних голосов, ритуальные жесты или архетипические характерные образы). Эти источники и модальности являются способами описания различных аспектов движения, и все они проявляются в Аутентичном Движении».
Наиболее разработанная классификация источников движения принадлежит Джоан Чодороу. Она предложила выделить пять источника импульсов в Аутентичном Движении:
• эго,
• личное бессознательное,
• культурное бессознательное,
• первичное бессознательное (уровень первичных аффектов),
• Самость или «ось Эго-Самость» (Chodorow, ).
Мой опыт работы с Аутентичным Движением во многих группах и разных странах, а также опыт исследований в трансперсональной психологии, духовном акушерстве и дыхательных психотехниках, привел к необходимости дополнить эту классификацию еще двумя областями опыта, не сводимым ко всем предыдущим. Еще два ясно различимых источника импульсов – это интерсубъективное бессознательное (двигательные интроекты) и перинатальный опыт (опыт физического рождения).
Таким образом, я выделяю семь областей опыта, могущих стать источником импульсов в Аутентичном Движении:
1. Движения, идущие из Эго
2. Движения, идущие из личного бессознательного
3. Движения, идущие из интерсубъективного бессознательного
4. Движения, идущие из перинатального опыта
5. Движения, идущие из культурного бессознательного
6. Движения, идущие из первичного бессознательного
7. Движения, идущие из Самости

Хотя практически каждый комплекс имеет элементы личного, культурного и первичного бессознательного и других источников, некоторые темы, которые проявляются через тело, настолько ясны, что кажется возможным и полезным понять из какого источника или уровни они появились. Посмотрим более внимательно на каждый из источников движения.

Движения, идущие из Эго
Движения, идущие из Эго – это контролируемые, знакомые движения, то, что М.С. Уайтхаус называла «Я двигаюсь». Во время сессий Аутентичного Движения они могут появляться, когда Движущийся не дожидается импульса или не готов следовать за бессознательными импульсами.
Часто это могут быть бытовые, обыденные или подражательные движения. Например, сознательная поисковая активность, когда Движущийся идет по залу лицом вперед, с ясно выраженным контролем движения, пытаясь найти кого-то. Или движения, изображающие какую-либо активность, – например, стандартные танцевальные движения. Джоан Чодороу приводит пример мужчины, который во время сессии изображал свой способ отдыха: он открывал воображаемую бутылку и включал воображаемый телевизор. Важно понимать, что движения, идущие из Эго, отличаются от бессознательных, случающихся движений и от аутентичных движений, в первую очередь, по качеству движения, а не по форме. Их часто характеризует меньшая потоковость и некоторая выхолощенность, ненаполненность (недостаток присутствия).
Эти движения могут стать преддверием к более честному, аутентичному движению, по мере развития внутреннего свидетеля.

Движения, идущие из личного бессознательного
Джанет Адлер описывает их как уникальные, присущие только этому человеку, движения и жесты. Они могут выражать неизвестную, теневую часть личности именно этого человека. Для того, чтобы они прояснились, чтобы стала понятна природа и суть этих паттернов и качеств, важно время, период накопления информации. Эти движения обладают еще и уникальным, личностным смыслом, они не могут быть сведены к известным, знаковым, культурно определенным формам. Эти паттерны движений могут относится к ранним, довербальным фазам развития человека. Тогда они характеризуются особой яркостью переживаний и сложностью вербализации.
Личное бессознательное, вероятно, один из самых богатых источников импульсов и работа с материалом, идущим из этого источника, ведет к изменению нашего проявления себя в мире, интеграции отвергнутых частей «Я» и большей человеческой подлинности.
Из дневника практика: Аутентичное Движение - это ветер и вода безлунной ночью, движение в темноте, красное словно кровь в венах, когда смотришь на огонь, разорванное, руки, нащупывающие нити, шершавые стены лабиринта, день и ночь, привязанные друг к другу прозрачными нитями часов, путь наощупь, когда чувствуешь, что цель находится внутри тебя, недоумение, удивление, свободный полет сквозь песчинки, кружащиеся в вихре, пронизывающие тебя насквозь, уносящие в пространство твое тепло.

Движения, идущие из интерсубъективного бессознательного
Этот уровень и термин понадобились для того, чтобы зафиксировать особый ряд переживаний внутри Аутентичного Движения, когда я узнаю в своих движениях движения других людей. Важно, что отражаются движения людей не из прошлого, а из настоящего времени. Это своего рода движенческий интроект, кусочек Другого-во-мне. Эти движения позникают спонтанно, непреднамеренно и эмоционально заряжены. Они наглядно показывают, что интерсубъективная зона, зона отношений проживается в том числе и телесно.
”Интерсубъективность... постулирует, что другой должен быть понят как другой субъект, чтобы я пережило полностью свою собственную субъективность в присутствии другого”(Мэлл Д. Маршак). Сам термин ”интерсубъективное бессознательное” существует в Лакановском психоанализе: "Не только субъект, но и субъекты, взятые в их интерсубъективности, сменяют друг друга... Смещение означающего определяет действия субъектов, их судьбу, их отказы, ослепления, успехи и участь, невзирая пола..." (Lacan A. Ecrits. P. 30.) Так определяется интерсубъективное бессознательное, не сводимое ни к индивидуальному, ни к коллективному бессознательному”... (Цитата по Ж.Делезу). Психофизиологической основой подобных интроектов являются недавно описанные "зеркальные нейроны”.
Согласно собранным наблюдениям отражение чужих движений внутри А.Д.возникает, когда присутствует определенная амбивалентность в отношениях с отражаемым человеком. Это может быть сочетание интереса и настороженности, желания и отторжения, привлекательности и неясности. В каком-то смысле, эти интроекты сродни бессознательному подражанию ребенка родителям. Такие интроекты могут встречаться в ситуации обучения, когда подражание, "освоение” модели поведения и образа действия преподавателя является частью развития.
Можно сказать, что появление феноменов интерсубъективного бессознательного в процессах Аутентичного Движения свидетельствует о попытке личного бессознательного усвоить или разрешить неравновесную ситуацию. Например, на длительном выездном тренинге в первый день мое внимание привлекло поведение одной из участниц, а именно — развитое качество движения; было видно, что она давно занимается танцем, что ее тело проживает движение, но это контрастировало с ее поведение в группе: избеганием контактов, движением по краям зала, желанием пораньше уйти,отказом от обсуждения некоторых вопросов. В своем собственном Аутентичном Движении на следущий день я неожиданно обнаружил ее движения, их рисунок и качество. Эти движения стали ресурсом моего процесса и завершением беспокойства по поводу ее участия в программе.
Естественно, что трансферные и контртрансферные реакции, хорошо описанные в литературе, посвященной терапевтическому применению Аутентичного Движения, являются примерами феноменов этого источника движения. Но, поскольку эти переживания возникают и вне терапевтического контекста, мы не можем определять их только как трансфер и контртрансфер.
Вот пример из опыта одного из практиков А.Д.: «В одной компании я познакомился с человеком, который с первого же момента вызвал у меня резкое неприятие. Это вызвало удивление, так как человек был не знаком, я с ним никогда по жизни не пересекался, и его поведение не было вызывающем или оскорбительным. И интерес - я попытался понять, что именно меня отталкивает.
Во время сессии А.Д. неожидано обнаружил, что двигаюсь также, как и он. Эти движения были мне необычны и новы, появилось ощущение открытия чего-то нового. После этой сессии моё отношение к человеку изменилось -стало более терпимым и спокойным, при том, что мне стали понятны некоторые черты его характера, которые и вызывали неприязнь».
Этот источник движения (впрочем, как и все остальные) встречается не в каждом процессе и не все даже достаточно опытные практики знакомы с ним, но, тем не менее, по моему мнению сущностно отличается от других феноменов внутри Аутентичного Движения и потому требует отдельного рассмотрения и изучения.

Движения, идущие из перинатального опыта
До сих пор еще идут дискуссии о самой возможности запоминания младенцем опыта рождения, хотя некоторые направления трансперсональной психологии считают перинатальный опыт матрицей всего последущего опыта личности. Норвежский танцевальный терапевт Малверн Люмсден пишет: «Много лет я расценивал обращения клиницистов к опыту рождения их пациентов как своего рода чистое любопытство, но только когда я сам прошел через интенсивный опыт рождения в группе терапии, я начал понимать ее значение».
Явления, которые мы можем отнести к перинатальному опыту человека, можно встретить и в процессах Аутентичного Движения. Вот выдержки из одного самоотчета:
…я замечаю, как спина начинает закручиваться в спираль между двух полосок напряженных мышц. плечи возле шеи сдавливают ее все сильнее. ощущаю, как кровь приливает к шее и лицу. мне становится трудно дышать…
Отсутствие дыхания усиливает стремление закрутиться, выкрутиться. я вращаюсь слева направо, головой вперед.. ноги, через них проходят судороги. Я не могу ими отталкиваться, не могу опираться о пол. Все что я могу сейчас, и единственное стремление внутри - это продолжать вкручиваться. Дыхания по-прежнему нет, вкручивание происходит от центра поясницы, за счет двух полосок мышц вдоль позвоночника.
…среда вокруг становится более плотной. И теперь темно.
Я замечаю нарождающуюся панику, я хочу ввинтиться туда, это единственный выход...
Я уперся макушкой в другого Движущегося… я продолжаю ввинчиваться, перекатываюсь тазом по телу другого человека и оказываюсь на полу на спине, лицом вверх.
Напряжение резко спадает. Моя спина слегка выгнута, опираюсь на крестец и затылок. руки, локти прижимаются к телу, предплечья - в стороны… я переживаю невероятное облегчение… я ощущаю свое лицо очень мягким, опухшим, наполненным…
я ощущаю липкую теплую пленку жидкости на лице. Она покрывает все лицо и пахнет женскими гениталиями. Я ощущаю спокойствие и безопасность от этого запаха...
Пока можно сказать, что появлению процессов с перинатальной динамикой предшествует достаточно длительная и интенсивная практика А.Д. Этот опыт выделяется как особая пробежуточная зона между личным бессознательным и культурным, потому что, с одной стороны, матрица рождения – достаточно универсальный опыт, а, с другой стороны, он может быть очень интенсивен, уникален и индивидуально значим для человека.
Иногда, перинатальный опыт может стать переходом к трансперсональным переживаниям.

Движения, идущие из культурного бессознательного
Джозеф Хендерсон описывает культурное бессознательное как промежуточный уровень, опосредующий опыт первичных аффектов в культурные формы, что дает нам возможность переживать религиозный, эстетический и философский опыт.
Джанет Адлер (1972) пишет о культурно симптоматических движениях, которые, в отличие от индивидуальных движений, легче понимаются и движущимся и свидетелем. Например, "отталкивающие”, сильные движения руками от корпуса могут быть культурно определены как "убирайся”, или "оставь меня”.
Эти движения могут начинаться из ощущений в теле, например, особого уровня напряжения или малой чувствительности в определенной части тела. Затем, разворачиваясь в процессе, это движение может стать значимым символическим жестом. Когда это происходит, мы являемся свидетелями процесса трансформации символа, перехода от личного бессознательного к форме, которая может быть понята в контексте культуры.
Из дневника практика:
Я двигаюсь в большом зале, перед закрытими глазами возникают образы, орнаменты, но черно-белые, как на старинных гравюрах. Внезапно я замечаю, что правая нога начинает задавать ритм. Постепенно все тело подключается к этому ритму. Это очень простой ритм, простые повторяющиеся движения. Мне приходят аналогии с танцем шамана или воина. Я снисходительно улыбаюсь этим простым незамысловатым движениям. При этом я понимаю, что не могу остановиться, энергия этого танца сейчас очень сильна. Я продолжаю и продолжаю двигаться в простом ритме. Кажется, этот танец может вообще никогда не закончится, что он питается из источника более глубокого, чем мое желание или эстетический вкус.
Важно понимать, что не любые культурно определяемые формы движения идут из коллективного (культурного) бессознательного. Первична здесь "аутентичность” как качество движения, глубинная правда проживания движения, которая воплощается в форме узнаваемого символа.
Из дневника практика: «Тело транслирует прямые тексты, простой буквальный символизм: из пальцев, подпирающих рот, появляется поза «размышляй и действуй» (один палец к голове у виска, другой – «указующий перст», а из нее «не думай, слушай (пальцы направляются в ухо), слушай свое сердце (рука идет к середине груди)».

Движения, идущие из первичного бессознательного
В этих движениях двжущиеся могут идти еще глубже, к тем движениям, которые, кажется, идут из глубин за пределами человеческого слоя сознания. Юнг писал о том, что сама структура тела и его развитие предполагает, что в сознании человека сохраняются элементы животных, до-человеческих форм. Форма этих движений подробно исследована в различных направлениях соматических дисциплин (например, body-mind centering).
Спонтанное появление этих форм внутри процесса Аутентичного движения может быть переживанием огромной, нуминозной силы и для Движущегося, и для Свидетеля. Они обладают особым качеством "одержимости”, тотальной вовлеченности, потери контроля. Поэтому они иногда могут быть хаотичными и неритмичными.
Эти движения уже нельзя отнести ни к фрагментам личной истории, ни к культурно узнаваемым формам. Кажется, что сам хаос танцует в этом человеке. Многие люди просто останавливаются, не доходя, не позволяя себе быть "захваченными” этими импульсами. В любом случае, человек не может долго существовать в такой интенсивности.
Иногда, это более определенные, не-человеческие формы, движения животных или явлений природы. Они могут длиться несколько мгновений или длительное время, они более оформлены.
Для описания смысла и глубинной природы этих движений Джоан Чодороу использует теорию Стюарта о первичных аффектах и архетипах. Он описывает два главных позитивных (развивающих) аффекта: любопытство/интерес (логос) и игра/радость (эрос).
В процессах аутентичного движения эти аффекты могут проявляться в тотальных экстатических переживаниях божественной игры, радости и интереса, "божественного” танца.
Также выделяется четыре кризисных аффекта и их специфические стимулы (в скобках): горе (потеря), страх (неизвестное), гнев (ограничение), презрение/стыд (отвержение). Эти переживания тоже могут "захватить” Движущегося, и тогда горе становится неисчерпаемым озером скорби, страх неизвестного становится танцем ужаса, разочарование преходжит в убийственную ненависть, презрение и стыд погружают в глубины отчуждения и унижения. Такие переживания приходят достаточно редко, но их трудно или невозможно забыть и Свидетелю и Движущемуся. Требуется особая работа по интеграции такого опыта, нахождению и принятию его смысла.

Движения, идущие из Самости
Еще одна группа движений, идущих из такой же глубины, обладает совсем другим качеством. Это более оформленные движения, наполненные балансом, имеющие ясную форму, построенные вокруг центральной оси. Это опыт связности, соединенности "Я” как процесса. Это процесс, в котором могут интегрироваться различные пары противоположностей, доступные в теле: правое и левое, вперед и назад, верх и низ, центр и перифения, свет и тьма. Эти противоположности, соединяясь в движении, дают жизнь третьему – переживанию целостности.
Это могут быть движения, организующие трехмерное, сферическое пространство, или круговые движения, но по качеству и наполненности они будут отличаться от культурного бессознательного.
Парадоксальным образом, в движениях, идущих из глубины самости счезает еще одна опппозиция: пустоты и формы. Как пишет Джанет Адлер об этих состояниях: "Приходит иное стремление, стремление дарить (to offer), появляющееся из этой пустоты. Движущееся тело становится более прозрачным, становится танцем и танец становится подношением (offering). Слова, становясь прозрачными, преобразуются в поэзию и поэзия становится подношением. Энергетические феномены, в которых тело узнает прямой опыт Божественного, концентрируются внутри и движутся через осознанное тело, и сама энергия становится подношением – Движущемуся, Свидетелю, Миру, стремящемуся к Сознанию”.
Из дневника практика: Сегодня на процессе аутентичного движения появилась тема «отсутствия/поиска направления». Это поиск направления в пространстве, в пространстве зала и, одновеменно, поиск направления в жизни. Куда меня ведет дальше?
Моя новогодняя тема, время прицеливания в будущее. Процесс состоял из двух стадий.
В первой половине – меня мотало и ничего не находилось; ощущение взбаламученности, неуспокоенности.
В перерыве вдруг в памяти всплыла кастанедовская метафора про "путь с сердцем", и во второй части пошел из импульсов в середине груди... И движения начали изливаться, рождаться, соединяться, без усилий с полной энергией и вовлеченностью.
И так хорошо: можно придерживаться направления, можно менять, для пути с сердцем - это уже не важно.
Категория: Научные статьи | Добавил: sasha-dance (07.04.2010)
Просмотров: 930 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  •  
  • Программы для всех
  • Лучшие сайты Рунета