Понедельник, 25.09.2017, 09:12 Приветствую Вас Гость | RSS
Композиция
и
постановка танца
Меню сайта
Статьи по разделам
Балетмейстеры [183]
Биография, основные этапы творчества и произведения


Ж.Ж.Новерр"Письма о танце" [18]
Полная версия книги Новерра представленная отдельно каждым письмом


И.Сироткина "Культура танца и психология движения" [2]
Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ТАНЦА [0]
Методические указания к спецкурсу «Основы танцевально-экспрессивного тренинга»


Режиссура танца [62]
Теоретические и научные статьи и методики.


Драматургия танца [37]
Теоретические и методические материалы и статьи по данной теме.


Туано Арбо [3]
ОПИСАНИЕ ОРКЕЗОГРАФИИ


Научные статьи [131]
Всевозможные и собственные статьи, а также курсовые и дипломные работы студентов, надиктовыные им в качестве научного руководителя.


Танцевальный симфонизм [18]
Все материалы посвящённые танцевальному симфонизму.


Реформаторы Балета [36]
Имена и их биографии


История балета [107]
Интересные статьи по истории балеты.


В. А. Теляковский - "Воспоминания" [14]
Теляковский. Воспоминания.


Тамара Карсавина "Воспоминания" [17]
Т.КАРСАВИНА "ВОСПОМИНАНИЯ"


Леонид Якобсон [15]
Всё о Якобсоне


Польcкие танцы [13]
Описание и видео-фрагменты Польских танцев


Венгерский танец [12]
Венгерские танцы -описание и видеофрагменты


Ирландский танец [7]
Ирландский танец видео и описание


Армянский танец [6]
Армянский танец описание и видео


Танцы народов прибалтики [9]
Прибалтийские народные танцы


Видео [53]

Музыка [14]
Музыкальные материалы для этюдов и танцев


Исполнители [147]
Раздел посвящён легендарным исполнителем танцевального искусства


Интевью с Баланчиным [10]
Великолепная статья Соломона Волкова в виде интервью с Джоржем Баланчины о Петербурге, о Стравинском и Чайковском


Композиторы [68]
Биографии и интерересные статьи о композиторах


Классический танец [8]
Материалы по классическому танцу: методика и интересные статьи


Либретто балетных спектаклей [101]
В данной категории содержаться основные либретто балетных спектаклей различных времён и различных балетмейстеров


Ранние формы танца [11]
История зарождения первых танцевальных форм


Jazz & Modern Dance [15]
Техника современных танцевальных течений


Танцы Народов Мира [12]
Все народности и этносы


Русский танец [24]
Всё по русскому танцу


Испанский танец [17]
Всё о танцах Испании


Музыкальная драматургия. [33]
Методические и теоретические материалы по музыке и музыкальной драматургии.


Еврейские танцы [9]
материалы по истории и еврейских танцев


Художники [18]
Биография и творчество художников


Выдающиеся педагоги [57]
Биография известных педагогов танца


Фёдор Лопухов [13]
Фёдор Лопухов


Азербаджанский танец [3]
Всё об Азербаджанском танце


Борис Эйфман [10]
Всё о творчестве Эйфмана


Институт Культуры и Искусств [7]
правила приёма


Историко-бытовой танец [3]
ВСЁ О ИСТОРИКО-БЫТОВЫХ ТАНЦАХ


Чукотский танцевальный фольклор [4]
Чукотский танцевальный фольклор


Русский хоровод [12]
Всё о русском хороводе


Каталог статей


Главная » Статьи » Балетмейстеры

Доберваль Жан

Доберваль Жан

Доберваль (Dauberval) Жан [настоящая фамилия - Берше (Bercher)] (19.8.1742, Монпелье, - 14.2.1806, Тур), французский артист балета, балетмейстер. Ученик Ж. Ж. Новера. В 1761 дебютировал в Париже в оперном театре, с 1770 ведущий танцовщик, с 1773 балетмейстер этого театра. В 1785-91 работал в Бордо (с небольшими перерывами). Доберваль был балетмейстером-новатором, продолжал учение Новера, развивал принципы выразительного действенного танца, подчиняя все танцевальные средства единому замыслу. Впервые в балетах Доберваля героями стали люди из народа. В постановках широко использовал народные танцы. В творчестве Доберваля воплотились демократические тенденции искусства периода Великой французской революции. Постановки Доберваля пользовались большой популярностью. Среди балетов, поставленных Добервалем: «Тщетная предосторожность» на сборную музыку (1789), который сохраняется в репертуаре балетных трупп до настоящего времени. Учениками Доберваля были выдающиеся танцовщики и балетмейстеры К. Блазис, С. Вигано, Ш. Дидло.
Жан Доберваль (также употребимо д'Оберваль (фр. Jean Dauberval или d'Auberval) - последователь реформ Новерра, создатель комедийного балета.
Настоящее имя Жан Берше д'Оберваль (фр. Jean Bercher d'Auberval).
Родился в артистической семье; отец — Берше д'Оберваль, Этьен-Доминик (фр. Etienne-Dominique Bercher d'Auberval; 09 января 1725 — 05 августа 1800), актёр театра Комеди Франсез, в основном исполнитель эпизодических ролей.
Сам Жан тоже готовился с детства к сцене, но проявил способности в хореографии. Ученик Ж.-Ж.Новерра. Обучался в балетной школе при Опера де Пари и там же начал выступать, дебютировав в 1761 году.
Будучи ещё молодым, начинающим танцором, в возрасте 18 лет он попробовал себя как балетмейстер в Турине.
Затем он вслед за своим учителем уехал в Штутгарт, но скоро вернулся в Парижскую оперу, получив в 1763 году звание первого танцора, а в 1771 — балетмейстера, став им после того, как проработал много лет танцором-исполнителем.
Среди его ролей: 11 июня 1778 — «Маленькие вещички» (Les Petits Riens) на музыку Моцарта в постановке Новерра.
Среди основных партнёров: Мари-Мадлен Креспе, Мадлен Гимар, Мари Аллар, Гаэтано Вестрис, Огюст Вестрис.
В 1781—1783 он возглавлял балетную труппу Парижской оперы, сменив на этом посту своего педагога Ж.-Ж.Новерра, покинувшего этот пост в связи с неприятием его программ и интригами, без которых и поныне не обходится ни один театр, и отдав этот пост, уже в связи с собственным конфликтом с дирекцией, следующему претенденту — Максимилиану Гарделю.
В 1783 году, уйдя с поста директора балетной труппы, он совсем уволился из Парижской оперы и уехал в Испанию, однако скоро перебрался в Бордо. Совместно с ним покинула сцену Парижской оперы одна из его партнёрш — Мари-Мадлен Креспе (фр. Marie-Madeleine Crespe), больше известная под сценическим псевдонимом Мадемуазель Теодор (Mademoiselle Theodore) — и в том же 1783 году они официально поженились. М.Креспе выступала в главных партиях постановок Доберваля.
В Бордо Доберваль с 1785 по 1791 годы работал в Большом театре Бордо (фр. Grand Theatre (Bordeaux)). Именно там полностью раскрылся его талант как балетмейстера и создателя жанра комедийного балета; там он создал свои самые известные балетные постановки, среди которых «Плохо присмотренная дочь» (La Fille mal gardee) или, как он её назвал, «Балет о соломе», поставленная в 1789 году и ставшая основой нескольких постановок под названием «Тщетная предосторожность», спектакль впервые состоялся в Бордо 1 июля 1789 (за две недели до парижского бунта и взятия Бастилии!), в главных партиях танцевали: Лиза — Мари-Мадлен Креспе и Колен — сам Доберваль, затем его в партии Колена сменил Э. Юс. Сюжет балета был прост: мамаша-крестьянка возжелала отдать дочь замуж за богатого соседа, а той приглянулся молодой нищий красавец; тогда мамаша, чтобы дочь не встречалась со своим любимым, решила запереть дочь на сеновале, куда и пробрался нищий возлюбленный; обескураженная мамаша там их и обнаружила. Этот балет многократно восстанавливался другими балетмейстерами на разных сценах разных городов и стран. Это — единственный балет восемнадцатого века, который до нашего времени (21 век!) дошёл почти таким, каким он был в день премьеры, 1 июля 1789 года.
Следующей постановкой Доберваля стал спектакль «Национальный балет» — далёкий от политических веяний и революционных идей балетмейстер привычно декларировал верность королю и королеве, не разобравшись, что время настало революционное, требовавшее новых политических порядков; в результате балетный спектакль был расценён как измена революционному движению. Дело кончилось появлением якобинцев, которые как истинные революционеры расправлялись со всеми неугодными революционными кардинальными способами. Доберваль с женой-балериной бросились спасаться в Англию, где он повторил «Балет о соломе» («Тщетная предосторожность») в Лондоне. Партию Лизы исполняла опять его жена, а в роли Колена выступил Шарль-Луи Дидло.
Вскоре Мари-Мадлен Креспе умерла. Есть источники, что она умерла в Англии. Есть источники, что она умерла во французском городе Оденже (Audenge), а дата ее смерти варьируется от 1796 до 1799[6]. Это горе тяжело подействовало на балетмейстера, больше он не мог работать. Он поселился в небольшом провинциальном французском городке Туре, где скончался 14 февраля 1806 года.
Значение
Творчество Доберваля характеризуется, прежде всего, тем, что он находился полностью под влиянием балетных реформ своего педагога Новерра, выдающегося хореографа-теоретика и балетмейстера, считающегося создателем классического балета. Доберваль таким образом продолжал развитие и становление сюжетного балета, где языком пантомимы и пластикой танца изображалась жизнь обычных людей с человеческими ситуациями и страстями, зачастую обыгрывая с юмором различные сентиментальные и бытовые положения. Он продолжил теоретические изыскания своего учителя, повторяя его стилистику – убрав маски, используя облегчённые бытовые костюмы, создавая естественные образы.
Однако, основываясь на реформаторских идеях своего учителя, Доберваль создал свои собственные балетные реформы. Его личным достижением стали реформы комедийного балета, являвшиеся в целом тоже продолжением дела Новерра; но именно Доберваль создал комедийный балет как форму нового хореографического жанра, разработав определённый круг образов и специфические художественные приёмы для комедийного балета, где персонажи несут в себе реальные черты, они действуют исходя из реальных обстоятельств, рассчитывая на собственные силы и находчивость и не призывая на помощь ни богов, ни героев. Именно Доберваль впервые вывел на балетную сцену персонажей-представителей третьего сословия. Доберваль часто использовал злободневные темы; таким образом его спектакли активно включались в окружающую жизнь и становились частью ее. Так, в постановке балета «Дезертир» он поднял социальную проблему о продаже в солдаты крестьян-бедняков.
Его спектакли утверждали на балетной сцене не только новых героев — он проводил в жизнь новую театральную эстетику.
Эстетика Доберваля – сатира и осмеяние недостатков человеческих образов. Важное место в его постановках было отведено народному танцу, пантомиме и даже естественным жестам. Главное построение спектаклей Доберваля всегда основывалось на реалистическом сюжете, в котором комедийные ситуации следовали логически друг за другом, сцепляясь и переплетаясь, и создавая общую единую канву.
Среди выдающихся учеников и последователей Доберваля: К. Блазис, Сальваторе Вигано (Salvatore Vigano), Шарль Дидло, Жан-Пьер Омер, Мария Медина.
Среди постановок
1785: «Счастливая встреча, или Королева Голконды» (L' Heureuse rencontre ou la Reine de Golconde)
1785: «Дезертир» (Le Deserteur) на музыку одноимённой комической оперы П.-А.Монсиньи (Лондон, 1784г.)
1787: «Изменчивый паж» (Le Page inconstant) (по «Свадьбе Фигаро» Бомарше) на сборную музыку (Бордо, 1786 г.)
1787: «Деревенское приключение» (L' Epreuve villageoise)
1788: «Психея и Амур» (Psyche et l'Amour)
1 июля 1789: «Плохо присмотренная дочь» (La Fille mal gardee) на сборную музыку[2]; сам Доберваль назвал свою постановку «Балет о соломе, или От худа до добра всего лишь один шаг», впоследствии балет получил широкую известность в России под названием «Тщетная предосторожность»
1789: «Момус победил» (Momus vaincu)
1797: «Телемах на острове Калипсо» (Telemaque dans l'ile de Calypso)



Категория: Балетмейстеры | Добавил: sasha-dance (19.08.2012)
Просмотров: 2333 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  •  
  • Программы для всех
  • Лучшие сайты Рунета