Среда, 26.07.2017, 13:37 Приветствую Вас Гость | RSS
Композиция
и
постановка танца
Меню сайта
Статьи по разделам
Балетмейстеры [183]
Биография, основные этапы творчества и произведения


Ж.Ж.Новерр"Письма о танце" [18]
Полная версия книги Новерра представленная отдельно каждым письмом


И.Сироткина "Культура танца и психология движения" [2]
Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ТАНЦА [0]
Методические указания к спецкурсу «Основы танцевально-экспрессивного тренинга»


Режиссура танца [62]
Теоретические и научные статьи и методики.


Драматургия танца [37]
Теоретические и методические материалы и статьи по данной теме.


Туано Арбо [3]
ОПИСАНИЕ ОРКЕЗОГРАФИИ


Научные статьи [131]
Всевозможные и собственные статьи, а также курсовые и дипломные работы студентов, надиктовыные им в качестве научного руководителя.


Танцевальный симфонизм [18]
Все материалы посвящённые танцевальному симфонизму.


Реформаторы Балета [36]
Имена и их биографии


История балета [107]
Интересные статьи по истории балеты.


В. А. Теляковский - "Воспоминания" [14]
Теляковский. Воспоминания.


Тамара Карсавина "Воспоминания" [17]
Т.КАРСАВИНА "ВОСПОМИНАНИЯ"


Леонид Якобсон [15]
Всё о Якобсоне


Польcкие танцы [13]
Описание и видео-фрагменты Польских танцев


Венгерский танец [12]
Венгерские танцы -описание и видеофрагменты


Ирландский танец [7]
Ирландский танец видео и описание


Армянский танец [6]
Армянский танец описание и видео


Танцы народов прибалтики [9]
Прибалтийские народные танцы


Видео [53]

Музыка [14]
Музыкальные материалы для этюдов и танцев


Исполнители [147]
Раздел посвящён легендарным исполнителем танцевального искусства


Интевью с Баланчиным [10]
Великолепная статья Соломона Волкова в виде интервью с Джоржем Баланчины о Петербурге, о Стравинском и Чайковском


Композиторы [68]
Биографии и интерересные статьи о композиторах


Классический танец [8]
Материалы по классическому танцу: методика и интересные статьи


Либретто балетных спектаклей [101]
В данной категории содержаться основные либретто балетных спектаклей различных времён и различных балетмейстеров


Ранние формы танца [11]
История зарождения первых танцевальных форм


Jazz & Modern Dance [15]
Техника современных танцевальных течений


Танцы Народов Мира [12]
Все народности и этносы


Русский танец [24]
Всё по русскому танцу


Испанский танец [17]
Всё о танцах Испании


Музыкальная драматургия. [33]
Методические и теоретические материалы по музыке и музыкальной драматургии.


Еврейские танцы [9]
материалы по истории и еврейских танцев


Художники [18]
Биография и творчество художников


Выдающиеся педагоги [57]
Биография известных педагогов танца


Фёдор Лопухов [13]
Фёдор Лопухов


Азербаджанский танец [3]
Всё об Азербаджанском танце


Борис Эйфман [10]
Всё о творчестве Эйфмана


Институт Культуры и Искусств [7]
правила приёма


Историко-бытовой танец [3]
ВСЁ О ИСТОРИКО-БЫТОВЫХ ТАНЦАХ


Чукотский танцевальный фольклор [4]
Чукотский танцевальный фольклор


Русский хоровод [12]
Всё о русском хороводе


Каталог статей


Главная » Статьи » Балетмейстеры

Фелицата Гюллень-Сор

Фелицата Гюллень-Сор

Félicité Hullin Sor

9 марта 1805- не ранее 1850

Танцовщица и балетмейстер Большого театра Фелицата Гюллень-Сор
 

Артистка, которая считается первой женщиной-балетмейстером в России, была француженкой, но охотно отзывалась на имя «Фелицата Ивановна».

Фелицата Виржиния Гюллень-Сор родилась 9 марта 1805 года в Париже. Отец девочки, танцовщик Гюллень, был учеником Новера, хорошим танцовщиком и известным провинциальным балетмейстером. Дочь уже с десяти лет участвовала в спектаклях. В 1823 году ее пригласили танцевать в Москву.

Но приехала юная танцовщица не одна. Ее сопровождал немолодой супруг – испанский гитарист и композитор Фернандо Сор, которого прозвали «Бетховеном гитары». Это был человек с пестрой биографией. Музыкальное образование он получил в католическом монастыре Монсеррат, затем учился в военной академии Барселоны, в тринадцать лет сочинил Торжественную мессу для солистов, хора и органа, а в восемнадцать – написал оперу «Телемах». После чего сеньор Сор стал чиновником в Мадриде. Когда Испания в 1808 году была захвачена армией Наполеона, он начал писать патриотические песни, но уже в 1810 году смирился с положением дел и занял административный пост под покровительством французов. В 1813 году французские войска были выставлены из Испании, а Сор уехал в Париж, где стал преподавателем музыки и участвовал в концертах. Потом он перебрался в Лондон и начал писать музыку для балетов. Четыре из них были поставлены, в том числе «Сандрильона».

Мадам Гюллень-Сор прибыла в Москву осенью 1823 года. Состоялись первые дебюты, и выяснилось, что у гастролерши отличная техника, которую она постоянно совершенствует, но актерского дарования маловато. Большой беды в этом не было – на сцене московского театра шло множество дивертисментов, в которых француженка блистала. К тому же с лирико-комедийными ролями она справлялась неплохо. меж тем строилось новое здание – Большой театр, всем ныне отлично известный. И к его открытию готовилась вся Москва.

Пролог к парадному спектаклю «Торжество муз», показанному 5 января 1825 года, писал поэт Дмитриев, музыку – композиторы Алябьев и Верстовский, роль Гения России исполнил молодой, но уже знаменитый Мочалов, партию Эрато доверили гастролерше Анжелике Каталани, чье сопрано не знало себе равных. И что любопытно – Фелицата Гюллень-Сор не только танцевала партию Терпсихоры, но и поставила все танцы и группы в торжественном спектакле. Значит, унаследовала от отца балетмейстерский талант.

Танцевала француженка в Москве около пяти лет, а вот ставила балеты до 1839 года. Сперва – на музыку супруга. Первым их крупным совместным детищем был балет «Сандрильона», поставленный в 1825 году уже в новом Большом театре. Гюллень-Сор сама исполнила в нем партию Сандрильоны. Ко дню коронования Николая I Сор сочинил балет «Геркулес и Омфала», в котором выступила не только Гюллень-Сор, но и ее русская воспитанница, ученица Театральной школы Прижевская.

Был успех, были аплодисменты, газеты отмечали даже великолепную работу осветителей, но. все, словно сговорившись, не называли имени композитора. Поминали «мужа балерины», и только.

Фернандо Сор в Москве был принят хорошо – играл в концертах на гитаре, исполнял собственные сочинения. Его супруга получала новые партии в балетах Адама Глушковского, с семьей которого, видимо, подружилась, и готовила свои постановки – в том числе на музыку Сора «Альфонс и Леонора, или Любовник-живописец». В 1828 году муж уехал в Париж, а какое-то время спустя сочинил великолепный гитарный дуэт «Воспоминания о России». Гюллень-Сор не только ставила свои балеты («Амур и Психея», «Астольф и Жоконд» в 1829 году, «Забавы султана, или Продавец невольников» в 1834 году, «Дон Кихот Ламанчский, или Свадьба Гамаша» в 1835 году, «Влюбленная баядерка» и «Фенелла» в 1836 году, «Хитрый мальчик и людоед» в 1837 году, «Розальба, или Маскарад муз» в 1839 году), но и возобновила балет Дидло «Рауль де Креки, или Возвращение из крестовых походов». Она в 1837 году поставила в Москве «Сильфиду», взяв за основу хореографию Тальони. Также она ставила спектакли в крепостном театре князя Юсупова в его подмосковном имении Архангельское – «Зефир и Флора», «Севильский цирюльник» и другие.

Очень успешной была премьера поставленного при участии Гюллень-Сор балета Тальони «Сильфида», в котором главную партию исполнила ее воспитанница, ученица московской балетной школы Екатерина Санковская – ее трактовка образа стала на многие годы примером для других балерин.

Точная дата смерти Фелицаты Гюллень-Сор неизвестна. Скончалась она в Москве около 1850 года.

Наступала новая эпоха в хореографии, русский балет уже стоял на пороге романтической хореографии. Гюллень-Сор была одной из родоначальниц романтического стиля – а ее юные воспитанницы стали виллисами в «Жизели».

Д. Трускиновская

Категория: Балетмейстеры | Добавил: sasha-dance (15.03.2015)
Просмотров: 472 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  •  
  • Программы для всех
  • Лучшие сайты Рунета