Четверг, 19.10.2017, 17:33 Приветствую Вас Гость | RSS
Композиция
и
постановка танца
Меню сайта
Статьи по разделам
Балетмейстеры [184]
Биография, основные этапы творчества и произведения


Ж.Ж.Новерр"Письма о танце" [18]
Полная версия книги Новерра представленная отдельно каждым письмом


И.Сироткина "Культура танца и психология движения" [2]
Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ТАНЦА [0]
Методические указания к спецкурсу «Основы танцевально-экспрессивного тренинга»


Режиссура танца [62]
Теоретические и научные статьи и методики.


Драматургия танца [37]
Теоретические и методические материалы и статьи по данной теме.


Туано Арбо [3]
ОПИСАНИЕ ОРКЕЗОГРАФИИ


Научные статьи [131]
Всевозможные и собственные статьи, а также курсовые и дипломные работы студентов, надиктовыные им в качестве научного руководителя.


Танцевальный симфонизм [18]
Все материалы посвящённые танцевальному симфонизму.


Реформаторы Балета [36]
Имена и их биографии


История балета [108]
Интересные статьи по истории балеты.


В. А. Теляковский - "Воспоминания" [14]
Теляковский. Воспоминания.


Тамара Карсавина "Воспоминания" [17]
Т.КАРСАВИНА "ВОСПОМИНАНИЯ"


Леонид Якобсон [15]
Всё о Якобсоне


Польcкие танцы [13]
Описание и видео-фрагменты Польских танцев


Венгерский танец [12]
Венгерские танцы -описание и видеофрагменты


Ирландский танец [7]
Ирландский танец видео и описание


Армянский танец [6]
Армянский танец описание и видео


Танцы народов прибалтики [9]
Прибалтийские народные танцы


Видео [53]

Музыка [14]
Музыкальные материалы для этюдов и танцев


Исполнители [147]
Раздел посвящён легендарным исполнителем танцевального искусства


Интевью с Баланчиным [10]
Великолепная статья Соломона Волкова в виде интервью с Джоржем Баланчины о Петербурге, о Стравинском и Чайковском


Композиторы [68]
Биографии и интерересные статьи о композиторах


Классический танец [8]
Материалы по классическому танцу: методика и интересные статьи


Либретто балетных спектаклей [101]
В данной категории содержаться основные либретто балетных спектаклей различных времён и различных балетмейстеров


Ранние формы танца [11]
История зарождения первых танцевальных форм


Jazz & Modern Dance [15]
Техника современных танцевальных течений


Танцы Народов Мира [12]
Все народности и этносы


Русский танец [24]
Всё по русскому танцу


Испанский танец [17]
Всё о танцах Испании


Музыкальная драматургия. [33]
Методические и теоретические материалы по музыке и музыкальной драматургии.


Еврейские танцы [9]
материалы по истории и еврейских танцев


Художники [18]
Биография и творчество художников


Выдающиеся педагоги [57]
Биография известных педагогов танца


Фёдор Лопухов [13]
Фёдор Лопухов


Азербаджанский танец [3]
Всё об Азербаджанском танце


Борис Эйфман [10]
Всё о творчестве Эйфмана


Институт Культуры и Искусств [7]
правила приёма


Историко-бытовой танец [3]
ВСЁ О ИСТОРИКО-БЫТОВЫХ ТАНЦАХ


Чукотский танцевальный фольклор [4]
Чукотский танцевальный фольклор


Русский хоровод [12]
Всё о русском хороводе


Каталог статей


Главная » Статьи » Балетмейстеры

Глушковский Адам Павлович

Глушковский Адам Павлович

ГЛУШКОВСКИЙ Адам Павлович (1793 — ок. 1870), российский артист балета, балетмейстер Императорских Московских театров, получил воспитание в Петербургском театральном училище, где был одним из любимых учеников знаменитого Ш. Л. Дидло и воспитывался в его доме.
В 1812-39 ведущий танцовщик и балетмейстер Большого театра (Москва).
Работал в театрах: Арбатском (1812), Апраксина на Знаменке (1814—1818), Пашкова на Моховой (1818—1824), Малом (с 1824 г.) и Большом (с 1825 г.).
Поставил спектакли на темы произведений А. С. Пушкина. В творчестве и литературно-критических работах утверждал прогрессивные реалистические тенденции балетного театра.
В 1811 году (по другим данным в 1809) окончил Санкт-Петербургскую балетную школу, учился у И. И. Вальберха и К. Л. Дидло.
По окончании школы Глушковский был зачислен в Петербургскую балетную труппу. Но Москва, не желая отставать от столичной культуры и оставшись без театрального здания театра Медокса, сгоревшего при пожаре, стала искать и строить помещения для проведения спектаклей. Дирекция императорских театров, находящаяся в Петербурге, в помощь балетной московской труппе выслала в Москву молодого балетмейстера А. П. Глушковского. Это произошло в 1811 году или в 1812 году.
В его хореографическом образовании большую роль сыграл Дюпор, которому он вначале подражал.
Уже в феврале 1812 года он танцевал в Арбатском театре, построенном после пожара Петровского театра Медокса. Глушковский сразу был назначен первым танцовщиком, балетмейстером и руководителем московской балетной школы. Он сразу по приезду в Москву стал готовить московскую балетную труппу и одновременно переносить на московскую сцену петербургский репертуар, лишь потом перешел к собственным постановкам спектаклей и дивертисментов.
В феврале 1812 г. он танцевал в Арбатском театре в балете "Алжирцы, или побежденные морские разбойники", а 7 мая в пантомимном балете "Деревенская героиня", поставленном для бенефиса Махаевой и его самого.
В Москве он пережил нашествие войск Наполеона и вместе со всей московской императорской труппой был эвакуирован 1 сентября 1812 года в Кострому. Однако театральное училище в Костроме не поместилось, и костромской губернатор выделил для него место в Плесе — там Адам Павлович возобновил занятия. В феврале 1813 г. училище наконец было переведено из Плеса в Кострому, а тем временем война с Наполеоном победно закончилась, и артисты московской труппа снова вернулись в Москву. Однако работать им было негде: Арбатский театр полностью выгорел при московском пожаре 1812 года, когда Наполеон поджег Москву. Срочно начались поиски помещений для представлений и восстановление других театральных залов. Спектакли в Москве возобновились 30 августа 1814 г. Московская балетная труппа работала на разных сценах, в том числе в Театре на Моховой в Пашковском доме и усадьбе C. С. Апраксина на Знаменке, где Глушковский поставил несколько балетных спектаклей. В 1817 г. Глушковский повредил себе спину, а в 1818 г. вывихнул ногу — это помешало его дальнейшей карьере танцора — он вынужден был перейти на пантомимные и характерные роли, однако не помешало балетмейстерской деятельности. Был период, когда весь балет в Москве долго держался на одном Глушковском — до приезда в Москву в 1823 году знаменитой балерины Ф. Гюллень-Сор, тоже отдавшей всю свою дальнейшую жизнь становлению и развитию московского балета.
В 1831 году Адам Глушковский насовсем расстался со сценой.
С 1812 по 1839 год Глушковский был балетмейстером Большого театра, руководил балетной школой.
Весь балет того времени держался на одном Глушковском, совмещавшем должности "дансера", балетмейстера и учителя театральной школы. Его ученицами в театральном училище были лучшие балерины 10-х и 20-х годов XIX ст.: Новицкая (1813), Кроткова 3 (1817), Лобанова (1820), Лопухина (1822). ; одна из учениц выпуска 1812 года стала его женой: балерина Большого театра Т. И. Глушковская (Иванова) (1812), для чего ему пришлось в 1816 г. перейти из католичества (он был поляком) в православие, а восприемницей его стала жена князя П. А. Вяземского княгиня Вера Федоровна Вяземская. Однако некоторые источники называют ее не Татьяной, а Александрой (в это же время в Петербурге была певица Иванова, Александра Ивановна), называют одной из первых московских красавиц, в которой был влюблен легендарный Денис Давыдов, посвятивший ей немало своих стихов.
14 октября 1824 г., в день открытия Малого театра, дан был поставленный Глушковским анакреонтический балет Дюпора в 1 действии "Зефир, или Ветреник, сделавшийся постоянным", но для постановки новых балетов в день открытия Большого театра, заведовавший Московскими театрами генерал-губернатор кн. Д. В. Голицын ходатайствовал о командировке в Москву Дидло, а за отказом в этой командировке решил послать в Петербург Глушковского, и 30 мая 1824 г. просил о предоставлении последнему возможности заимствовать у Дидло один или два больших балета.
Однако для первого спектакля в новом Большом театре танцы в прологе и балет ("Сандрильона" Альберта) поставлены были не Глушковским, а балериной Гюлен-Сор. Как артист и балетмейстер Глушковский пользовался большим успехом у публики.
С открытием Большого театра 6 января 1825 года Глушковский стал балетмейстером там.
Постановки Глушковского носили отпечаток вкуса и характера его учителя Дидло.
Анонимный автор статьи о московских балеринах М. Н. Муравьевой и Л. А. Рославлевой в "Ежегоднике Имп. Театров" 1904—1905 гг. (Приложение) называет Глушковского "копиистмейстером", потому что, когда московская дирекция посылала его в Петербург изучать постановку новых балетов, он с буквальной точностью воспроизводил их на московской сцене; все балеты Дидло поставлены были, по выражению того же автора, "как удачные копии с картин знаменитых художников".
Глушковский ставил также танцы в операх и других пьесах.
По своей литературной деятельности Глушковский был исключительным явлением среди балетных деятелей того времени; произведения его, интересные по содержанию, обличают в нем человека образованного. Кроме того, после Глушковского остались рукописные "Мои воспоминания".
Глушковский был женат на московской танцовщице Александре Ивановне Ивановой, воспитывавшейся в Московском театральном училище. По словам М. А. Дмитриева она была "прекрасна собой, величественна и роскошна в своих позах, особенно в русской пляске, требующей от женщины скромной и величественной пантомимы", а по отзыву князя П. А. Вяземского, "подлинно, была она красавица и необыкновенно стыдливо-грациозна".
Поэт-партизан Денис Давыдов, по выражению того же Вяземского, "воспламенился ею с чистою страстью целомудренного и пламенного Петрарки" и воспел ее в 1815 г. в двух стихотворениях: "О милый друг, оставь угадывать других" и "Элегия, подражание Тибуллу". В письме к Вяземскому из Варшавы от 2 сентября того же года Давыдов вспоминает Иванову: "Что делает божество мое? Все ли она так хороша? Богом тебе клянусь, что по сию пору влюблен в нее как дурак. Сколько здесь прекрасных женщин; ей, ей, ни одна сравниться не может".
Когда до него дошел слух о сватовстве Глушковского, то 16 октября 1815 г. он написал Вяземскому: "Авось ли судьба будет мне благосклонна и зимою опять забросит меня в матушку Москву. Тогда надеюсь, что усы мои опутают ноги Глушковского и уничтожат все его покушения, но этой вести между тем я не верю и не хочу верить! ... я по сию пору влюблен как дурак".
В 1816 г. перед свадьбой Иванову хотели перевести на петербургскую сцену, но благодаря хлопотам C. С. Апраксина и Вяземского она осталась в Москве.
Александра Иванова умерла в молодых летах 30 декабря 1830 г. (по словам А. О. Круглого).
Умер Адам Глушковский около 1870 года.
Исполненные партии
«Зефир, или Ветреник, сделавшийся постоянным» К. А. Кавоса — Зефир
28 ноября 1819 — «Медея и Язон» Ж.-Ж. Родольфа — Язон (его же постановка по хореографии Пика)
«Рауль де Креки, или Возвращение из Крестовых походов» К. А. Кавоса — Рауль
1812, февраль — «Алжирцы, или побежденные морские разбойники», Арбатский театр
7 мая 1812 — «Деревенская героиня», в общий бенефис Махаевой и его самого
Поставленные балеты
Всего им создано более 30 балетов,большинство из которых перенесены на московскую сцену по чужой хореографии. «Ежегодник императорских театров» 1904—1905 гг. даже назвал его «копиистмейстером», все работы которого — как «удачные копии с картин знаменитых художников». Более всего он переносил в Москву балеты своего учителя Дидло, однако несколько балетов были в его собственной постановке: это «Разбойники Средиземного моря» (M. 1821 г.), «Руслан и Людмила» (M. 1821 г.) и извлеченная из него «Героико-трагическая пантомима» (М. 1831 г.), «Пагубные следствия пылких страстей Дон-Жуана» (M. 1821 г.), «Три пояса» (M. 1826 г.) и «Черная шаль» (М. 1831 г.). Кроме того, им создано множество дивертисментов. В течение своей 30-летней службы он работал в театрах: Арбатском (1812), Апраксина на Знаменке (1814—1818), Пашкова на Моховой (1818—1824), Малом (с 1824 г.) и Большом (с 1825 г.). Среди постановок:
24 мая 1812 г. — «Дафнис и Хлоя», по хореографии Дидло, Арбатский театр
9 сентября 1814 г. — «Остров любви, или Забавы сельских пастухов»
9 октября 1814 — «Деревенские забавы», дивертисмент
29 октября 1814 — «Развратный, или Вертеп разбойников», героический балет в 3 действиях
20 ноября 1814 — «Севильский цирюльник» по хореографии Дюпора
27 ноября 1814 — новый турецкий дивертисмент,
7 января 1815 — «Венецианский карнавал», дивертисмент
18 января 1815 — «Великодушие турецкого паши»
5 мая 1815 — «Праздник на морской пристани, или Супружеское примирение», бал. в 1 д.
26 июля 1815 — «Poзa и Колин», балет
25 ноября 1815 — «Гулянье на Воробьевых горах», дивертисмент, музыка Давыдова
22 декабря 1815 — «Филатка с Федорою у качелей под Новинским», дивертисмент, муз. Давыдова
14 января 1816 — «Смерть Рожера, ужаснейшего атамана разбойников Богемских лесов, или Оправданная невинность несчастного сына его Виктора», сюжет из романа Дюкре-Дюмениля «Виктор, или Дитя в лесу»
4 февраля 1816 — «Торжество россиян, или бивак под Красным», дивертисмент
7 февраля 1816 — «Торжество победы», дивертисмент
1 июня 1816 — «Сельский праздник», дивертисмент
1 сентября 1816 — «Гулянье 1 мая в Сокольниках», дивертисмент, музыка Давыдова,
3 октября 1816 — «Пример добродетели молодых господ», дивертисмент
9 ноября 1816 — «Счастливая пристань, или Четыре части света», дивертисмент
28 декабря 1816 — «Торжество Александра Македонского, или Побеждение Дария», трагипантомимический балет в 4 действиях
28 декабря 1816 — «Игрища на святках», дивертисмент
1817 — «Зефир и Флора» на музыку Кавоса с включением музыки А. Венюа, по хореографии Ш.Дидло, Театр на Моховой (Москва)
15 апреля 1817 г. — пейзанский дивертисмент
13 июня 1817 — русский дивертисмент
5 октября 1817 — «Казаки на Рейне», дивертисмент
9 октября 1817 — «Зефир и Флора», по хореографии Дидло
3 декабря 1817 — «Сильний и Аминта, или Побежденный Циклоп», балет в 3 действиях
26 декабря 1817 — «Ярмарка на Урюпинской станице», дивертисмент
17 июня 1818 — «Преступник от любви», пантомимный балет
17 июня 1818 — «Маскарад, или Осмеянный старый волокита», дивертисмент
22 ноября 1818 — «Персей, освобождающий Андромеду от морского чудовища», героический балет на музыку И. А. Ленгарда,
13 декабря 1818 — «Невское гулянье», дивертисмент
3 ноября 1819 — «Венгерская хижина» по хореографии Дидло
28 ноября 1819 — «Медея и Язон» по хореографии Пика (сам исполнял роль Язона),
22 января 1820 — «Казаки в походе, или Филатка и Федора с детьми», дивертисмент
29 апреля 1820 — «Рауль синяя борода» по хореографии Вальберха,
2 декабря 1820 — «Маскарад, или вечер в саду», дивертисмент
11 января 1821 — «Разбойники Средиземного моря, или Благодетельный алжирец», балет в 3 д., музыка Шольца, собственная постановка,
2 сентября 1821 — «Пагубные следствия пылких страстей Дон-Жуана, или Привидение убитого им командора», пантомимический балет в 4 д., музыка Шольца, собственная постановка
21 сентября 1821 — «Молодая молочница», по хореографии Дидло
7 октября 1821 — «Приключение Генриха IV на охоте», по хореографии Дидло
16 декабря 1821 — «Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника», балет в 5 д., музыка Шольца собственная постановка, Театр на Моховой (Москва)
3 февраля 1822 г. — «Хитрость любви, или Завербованный простак», бал. в 2 д., муз. Шольца
11 сентября 1822 — «Азима и Зюльма» по хореографии Бодри
21 сентября 1822 — «Калиф Багдадский», по хореографии Дидло
25 января 1823 г. — «Старинные игрища, или Святочный вечер», дивертисмент, муз. Шольца
22 февраля 1823 — «Леон и Тамаида» по хореографии Дидло
12 сентября 1823 — «Три талисмана, кошелек, рожок и пояс, или восточный чародей», балет в 3 д., музыка Шольца
14 октября 1824 — «Зефир, или Ветреник, сделавшийся постоянным» по хореографии Дюпора, к открытию Малого театра
15 декабря 1824 — «Евфимий и Евхариса» по хореографии Дидло
23 января 1825 — «Вечер артистов, или Кто во что горазд», дивертисмент
23 октября (по другим источникам 16) 1825 — «Рауль де Креки», композиторы К. А. Кавос и Т. В. Жучковский, по хореографии Дидло, Большой театр
20 октября 1826 — «Три пояса, или Русская Сандрилиона», национальный балет в 3 действиях, музыка Шольца, сюжет взят из сказки Жуковского,
18 января 1827 — «Праздник гарема», дивертисмент в 3-й части трилогии «Керим-Гирей, крымский хан»
27 января 1827 — «Урок Чародея» по хореографии Огюста и Дидло
1827 — дивертисмент «Возвращение кн. Пожарского в свое поместье» по хореографии Огюста и Дидло
4 октября 1827 — «Кавказский пленник», музыка К. А. Кавоса по сюжету А. С. Пушкина, по хореографии Дидло, Большой театр
4 октября 1828 — «Альцеста» по хореографии Дидло, Большой театр
17 октября 1829 — «Роланд и Моргана» по хореографии Дидло, Большой театр
15 мая 1831 г. — героико-трагическая пантомима, в 1 акте, извлеченная из балета «Руслан и Людмила» (из постановки 1821 года),
11 декабря 1831 — «Чёрная шаль, или Наказанная неверность» на сборную музыку по стихам А. С. Пушкина, пантомимный балет в 1 действии, собственная постановка, Большой театр
20 октября 1833 г. — «Разрушение очарованного замка, или Побежденный волшебник», волшебно-героический балет в 2 действиях, сюжет взять из старинной немецкой баллады, музыка Н. П. Де Витте
8 декабря 1833 — «Татьяна Прекрасная на Воробьевых горах»
4 октября 1835 — «Карл и Лизбета» по хореографии Дидло, Большой театр
Литературная деятельность
Перу Адама Павловича принадлежат статьи и книги-рассуждения о балетном искусстве и многочисленные мемуары: он рассказал о своем педагоге Шарле-Луи Дидло, поведал о сожженной и отстраивающейся Москве после войны 1812 года, о знаменитых московских артистах:
Воспоминание о великом хореографе К. Л. Дидло и некоторые рассуждения о танцевальном искусстве, «Пантеон и репертуар русской сцены», СПБ. 1851, т. 2, кн. 4: т. 4, кн. 8; т. 6, кн. 12;
О балетном искусстве в России" (ib., № 8),
Балет в России" (ib., № 12),
Из воспоминаний о знаменитом хореографе К. Л. Дидло, «Москвитянин» 1856, т. 1;
Воспоминания балетмейстера, Л. — М., 1940.
Воспоминание о пребывании в Москве в 1812 г. m-lle Жорж («Литературная Библиотека», 1867, № 3).
Мои воспоминания (не изданные, сохранившиеся в рукописях в бумагах князя П. А. Вяземского, какое-то время находились в имении гр. С. Д. Шереметева Михайловском среди бумаг Остафьевского архива)

Категория: Балетмейстеры | Добавил: sasha-dance (19.08.2012)
Просмотров: 2212 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  •  
  • Программы для всех
  • Лучшие сайты Рунета