Понедельник, 18.12.2017, 07:52 Приветствую Вас Гость | RSS
Композиция
и
постановка танца
Меню сайта
Статьи по разделам
Балетмейстеры [184]
Биография, основные этапы творчества и произведения


Ж.Ж.Новерр"Письма о танце" [18]
Полная версия книги Новерра представленная отдельно каждым письмом


И.Сироткина "Культура танца и психология движения" [2]
Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ТАНЦА [0]
Методические указания к спецкурсу «Основы танцевально-экспрессивного тренинга»


Режиссура танца [62]
Теоретические и научные статьи и методики.


Драматургия танца [37]
Теоретические и методические материалы и статьи по данной теме.


Туано Арбо [3]
ОПИСАНИЕ ОРКЕЗОГРАФИИ


Научные статьи [131]
Всевозможные и собственные статьи, а также курсовые и дипломные работы студентов, надиктовыные им в качестве научного руководителя.


Танцевальный симфонизм [18]
Все материалы посвящённые танцевальному симфонизму.


Реформаторы Балета [36]
Имена и их биографии


История балета [108]
Интересные статьи по истории балеты.


В. А. Теляковский - "Воспоминания" [14]
Теляковский. Воспоминания.


Тамара Карсавина "Воспоминания" [17]
Т.КАРСАВИНА "ВОСПОМИНАНИЯ"


Леонид Якобсон [15]
Всё о Якобсоне


Польcкие танцы [13]
Описание и видео-фрагменты Польских танцев


Венгерский танец [12]
Венгерские танцы -описание и видеофрагменты


Ирландский танец [7]
Ирландский танец видео и описание


Армянский танец [6]
Армянский танец описание и видео


Танцы народов прибалтики [9]
Прибалтийские народные танцы


Видео [53]

Музыка [14]
Музыкальные материалы для этюдов и танцев


Исполнители [147]
Раздел посвящён легендарным исполнителем танцевального искусства


Интевью с Баланчиным [10]
Великолепная статья Соломона Волкова в виде интервью с Джоржем Баланчины о Петербурге, о Стравинском и Чайковском


Композиторы [68]
Биографии и интерересные статьи о композиторах


Классический танец [8]
Материалы по классическому танцу: методика и интересные статьи


Либретто балетных спектаклей [101]
В данной категории содержаться основные либретто балетных спектаклей различных времён и различных балетмейстеров


Ранние формы танца [11]
История зарождения первых танцевальных форм


Jazz & Modern Dance [15]
Техника современных танцевальных течений


Танцы Народов Мира [12]
Все народности и этносы


Русский танец [24]
Всё по русскому танцу


Испанский танец [17]
Всё о танцах Испании


Музыкальная драматургия. [33]
Методические и теоретические материалы по музыке и музыкальной драматургии.


Еврейские танцы [9]
материалы по истории и еврейских танцев


Художники [18]
Биография и творчество художников


Выдающиеся педагоги [57]
Биография известных педагогов танца


Фёдор Лопухов [13]
Фёдор Лопухов


Азербаджанский танец [3]
Всё об Азербаджанском танце


Борис Эйфман [10]
Всё о творчестве Эйфмана


Институт Культуры и Искусств [7]
правила приёма


Историко-бытовой танец [3]
ВСЁ О ИСТОРИКО-БЫТОВЫХ ТАНЦАХ


Чукотский танцевальный фольклор [4]
Чукотский танцевальный фольклор


Русский хоровод [12]
Всё о русском хороводе


Каталог статей


Главная » Статьи » Балетмейстеры

Каролин Карлсон:американская танцовщица и хореограф финского происхождения.
Каролин Карлсон
 
 
англ. Carolyn Carlson, 7 марта 1943, Окленд,
Калифорния американская танцовщица
и хореограф финского происхождения.
 

Каролин Карлсон родилась в Калифорнии. Её родители финского происхождения. Обучалась классическому танцу, знакомится с Элвином Николаи в Нью-Йорке, поступает в его труппу, становится ее центральной фигурой и в течение семи лет много гастролирует.

Каролин Карлсон «Символы»
 
В 1968 году на Международном фестивале танца в Париже завоевывает премию как лучшая танцовщица.

В 1971 году в Париже поступает в труппу Анны Беранже, где создает свою первую хореографию, показанную, в частности, на Авиньонском фестивале в 1972 году.

Рольф Либерман в 1974 году приглашает ее в Парижскую Оперу в качестве хореографа, а в 1975-м предлагает возглавить группу театральных исследований Парижской Оперы. Сотрудничество с Оперой рождает за период 1974-1980 гг. впечатляющую серию из 25 работ. В их числе: «Плотность 21,5», «Архитекторы: такой, этакий и другой», «Медленно, тяжело и подавленно», «Трио».
 


Мари Аньес Жило «Символы»
 
Начиная с 1974 года Каролин Карлсон также устраивает мастер-классы в ротонде Оперы, преподает в Париже, Анжэ, Вене, миланском театре Пикколо, Бользано, Турине, в театре Бежара в Лозанне. В 1980-1985 она продолжает ставить в Венеции, в театре Ла Фениче: ("Undici Onde", „Underwood”). А с 1985 по1991 гг. она снова в Париже, где начинается ее плодотворная деятельность в Театре де ла Виль — «Темнота», «Тихие воды». В 1991-1992 годах Каролин Карлсон живет и работает в Финляндии. В 1994 году вместе с Пьером Барнье она создает Ателье де Пари — Каролин Карлсон, которое является одновременно хореографической труппой и центром мастер-классов. В 2000 году выпускает «Борцов духа».

Автор свыше 70 хореографических произведений, исполнявшихся по всему миру, Каролин Карлсон пишет также стихи и рисует. В ряду многочисленных премий Каролин Карлсон — премия «За достижения в музыкальном искусстве», титул Рыцаря Ордена искусства и литературы и звание Рыцаря Почетного Легиона.
 


Каролин Карлсон
 
Приз «Бенуа де ла данс» в хореографической номинации присужден Каролин Карлсон за балет «С Знаки - Каролин Карлсон / Signes - Carolin Carlson (Paris Opera Ballet) [Париская опера, 2004 г., Современный танец]
 
 

Каролин Карлсон
 
Крадущийся тигр – и никаких драконов В Москве показали балет о буддизме.
Каролин Карлсон возглавляет Национальный хореографический центр Рубе Нор – Па де Кале во Франции.
Американка финского происхождения, живущая во Франции, известна как незаурядная танцовщица, выступавшая во многих странах с пластическими «сольниками». Поселившись тридцать лет назад в Париже, она начала ставить балеты – сначала для себя, потом и для других. Кочевая жизнь, особенно в условиях открытых границ и глобализма, не проходит даром ни для кого. Тем более для Карлсон, читающей философские трактаты и четыре года работавшей директором танцпрограммы Венецианской биеннале современного искусства. Когда организаторы гастролей, Французский культурный центр и столичный Музыкальный театр, отбирали спектакль из ее многочисленных сочинений, интеллектуализм балета явно оказал влияние на выбор. Пополнив многочисленные ряды европейцев, интересующихся экзотическими религиями, дама из Калифорнии осталась в глубинах дзен-буддизма навсегда. «Тигры в чайном домике» – ее личный восторг от открывшихся возможностей и преклонение Запада перед Востоком. Особенно – перед Дальним Востоком. Длинные мужские «хакамы» – похожая на юбку одежда труженика айкидо. Задник Российского молодежного театра, где проходили гастроли, – пустота, и на краю ненавязчиво цветущая ветка. В костюмах сплошной инь и ян (символика цветов – черное, белое и черно-белое). Бамбуковые палки и шесты, ширмы, чайные лаковые чашки, воскурение благовоний, вода в водоеме и вода, падающая с колосников (то есть с неба). «Тигров» трое – японец, кореец и европеец. Один из безымянных персонажей растрепан и сильно взвинчен – у нас его назвали бы юродивым, другой, с роскошной гривой черных волос, злегантен и вкрадчив, третий, коротко стриженный атлет, мускулист и сосредоточен. Он умеет носить бамбук не только на голове, но и в зубах. Мужское трио – не только профессиональные танцовщики, но и специалисты по единоборствам. Поэтому их пластика убийственно точна. Кажется, что и воздух под рубящими взмахами рук и бросками тел становится иным, обретает невиданную плотность, сминается по человеческому желанию – и вдоль, и поперек, и внутрь, и наружу. В движениях проясняется название балета. Тигры – символ напора, чайная церемония – знак медитации. А дзен, особенно в глазах европейцев, и есть скрещение самоуглубления с порывом. Достаточно вспомнить практику «коанов» (парадоксальных неожиданных фраз или вопросов, сбивающих человека с его готовых представлений). Смотреть спектакль надо, обложившись справочниками по религии. Тогда вы поймете авторские намеки и разберетесь в многочисленной символике. Иначе получается, как говаривал Райкин, «рекбус и кроксворд». Впрочем, можно обойтись и без справочников. Тогда зрелище пройдет где-то на уровне фильма «Крадущийся тигр, затаившийся дракон». Хорошая, в общем, эмоция: есть такие удивительные восточные герои, коня на скаку остановят и палку в зубах пронесут. На «Тигров в чайном домике» стоило сходить.
 
 
Каролин Карлсон
 
Это была возможность поглядеть на людей, для которых собственное тело – беспредельная возможность, и боевую мощь они используют в мирных целях. Исполнители балета сделали все, чтобы европейский зритель проникся древней мудростью людей «восходящего солнца». И были ли то изображенные человеком животные, или просто мелькнула метафора энергичной ловкости – не важно. Нечто большое и подвижное (хищные кошки) виртуозно существовало в маленьком и хрупком (помещение для церемонии). Тигр в чайном домике – не слон в посудной лавке.
 
*     *     *
 
Знаки - Каролин Карлсон Париская опера, 2004
Signes - Carolin Carlson (Paris Opera Ballet) [
Балет в постановке Парижской национальной оперы.
Хореография Каролин Карлсон.
Художник Оливье Дебре.
Музыка Рене Обри.
 
Вступительное слово Николай Цискаридзе.
Свой замысел Дебре выразил так: "Генеральная идея этого балета строится на развитии первого знака – улыбки, которая появляется на уголке щеки. Это символ первого общения, рождения ребенка, человека, начало алфавита, всей письменности. Несмотря на то, что человек придумал так много вещей, всякие компьютеры и роботы, которые теперь с ним конкурируют, наше воображение все-таки не иссякло. Вот почему все это заканчивается "Победой Знаков".
 

                                    Каролин Карлсон
 
 
Анотация спектакля: Живопись, ставшая музыкой и танцем.
Парижская опера: балет Каролин Карлсон "Знаки"

Во всем мире не было и нет спектакля, подобного "Знакам", который сейчас представляют на сцене Оперы Бастилии. Это поистине уникальный шедевр, который, опережая время, войдет в историю искусства как первый спектакль, где главным героем является живопись. Концепцию этого оригинального представления разработал талантливый французский художник Оливье Дебре (1920-1999). Более полувека он увлечено писал и экспонировал во многих странах дивные абстрактные пейзажи, и они принесли ему мировую известность. Дебре создал также множество монументальных произведений, в том числе настенную фреску для посольства Франции в Вашингтоне (1982), сценические занавесы в "Комеди-Франсез" (1987), Опере Гонконга (1989), парижском Театре Аббесс (1996), Опере Шанхая (1998). Для Парижской оперы невероятно плодовитый художник придумал фантастический спектакль: его составляют семь сценических эпизодов (знаки), органично сменяющие друг друга. Каждый из них формируют огромные живописные полотна и подвижные объемы. Эти цветовые композиции несут эмоциональный настрой и определенную символику, соответствующую Знакам. Гениальное озарение художника в том, что его абстрактные сценические пейзажи реально оживают благодаря пластике артистов, причудливые костюмы которых являются частью живописных полотен.Невероятно интересный проект, который Дебре детально воплотил в сотне эскизов и даже макетах, Парижская опера, однако, не поддержала, и в течение ряда лет он не имел развития. В 1996 году о нем узнала Каролин Карлсон – знаменитая американская балерина и хореограф. Когда она пришла в мастерскую Дебре и увидела его эскизы и макеты, пораженная их загадочной красотой, сразу же предложила художнику поставить вместе с ним балет для Парижской оперы.

 
Мне посчастливилось быть знакомым с Дебре. Будучи в его мастерской, я тоже восхищался эскизами и макетами "Знаков". Для умного и талантливого хореографа это был настоящий клад – подарок судьбы, и Карлсон сразу же его оценила. Она пригласила популярного французского композитора Рене Обри, и они с одержимостью взялись за работу. А работа была необычная – никогда и никто еще не сочинял музыку и хореографию для уже созданных и логично связанных между собой цветовых композиций, которым отводилась смысловая роль в новом спектакле.
Свой замысел Дебре выразил так: "Генеральная идея этого балета строится на развитии первого знака – улыбки, которая появляется на уголке щеки. Это символ первого общения, рождения ребенка, человека, начало алфавита, всей письменности. Несмотря на то, что человек придумал так много вещей, всякие компьютеры и роботы, которые теперь с ним конкурируют, наше воображение все-таки не иссякло. Вот почему все это заканчивается "Победой Знаков".

 
Справедливости ради нужно сказать, что постановка балета проходила непросто: между хореографом и художником случались конфликты – каждый отстаивал свои взгляды и творческие устремления в сценическом решении спектакля, где отражались не только эстетические, но и философские позиции авторов.
Без определенного сюжета балет все-таки выражает сущность жизни: здесь есть отношения между существами, пересечение их путей, появление смерти и возрождение природы. Универсальный цикл, отмеченный знаками, рождается в первом, самом символичном эпизоде под названием "Улыбка".
"Думал об улыбке Джоконды, и меня осенило, – сказал Дебре. – Появился знак этой улыбки. Главным образом, я не хотел, чтобы декорации представляли расписные полотна, перед которыми бы танцевали. Это мне не интересно. Я хотел, чтобы живопись играла в пространстве, чтобы был обмен между танцовщиками и живописью. Семь эпизодов должны позволить пересечь мир от Луары (река во Франции. - В.И.) до Китая".

Суть своей работы Карлсон объяснила так: "В семи эпизодах, соответствующих семи полотнам Дебре, я выдумывала отношения между людьми, может быть, напоминающие чувства, которые могли быть между Леонардо да Винчи и Джокондой. Меня очень вдохновляли полотна Дебре с их темами соблазна, любви, жизни, рождения, перевоплощения. Семь картин Дебре побудили поставить семь балетов. Для их связи я создала два персонажа, которые ведут путешествие через знаки. Это одновременно абстрактно и очень зрительно, конкретно".
О сотрудничестве с композитором Карлсон сказала: "Рене работал, как и я, увлечено, следуя от картины к картине Дебре, находясь под всепоглощающим впечатлением взрыва красок и символики знаков. Так как в спектакле семь разных балетов, Рене написал для них разную музыку. Для перехода от одного эпизода к другому он сочинил музыкальные связки. С хореографическим содержанием они позволяют вести смену живописных полотен и способствуют переходу в атмосферу следующего эпизода".
В итоге плодотворной коллективной работы получился чрезвычайно гармоничный балет – это 90 минут чистой красоты, поэзии, лирики и грации. Графическая хореография Карлсон и электронная музыка Обри вносят дыхание мерцающей жизни в абстрактные пейзажи Дебре: их магический цвет и ритмические линии обретают пластическую пульсацию и флюидное продолжение в зримом пространстве. Призрачные потоки света, искусно придуманные Патрисом Безомбес, наполняют этот фантастический мир космической тайной и придают ему четвертое измерение. Слияние сценографии и хореографии, музыки и света рождает особую энергию и гипнотическое видение иного мира, который пленяет идиллической трансформацией цвето-пластичных и звуко-световых гармоний.
Мировая премьера балета "Знаки" состоялась в Опере Бастилии в мае 1997 года. Успех был триумфальный. В апреле следующего года в Москве спектакль стал абсолютным победителем Международного балетного конкурса "Benois de la Danse" сразу по трем номинациям, чего никогда не случалось прежде. Жюри под председательством Юрия Григоровича единодушно присудило приз "Бенуа" главным создателям балета "Знаки": автору идеи, декораций и костюмов Оливье Дебре, хореографу Каролин Карлсон, исполнительнице главной роли Мари-Клод Пьетрагалле. За музыку к балету "Знаки" композитор Рене Обри получил приз "Victoires de la Musique" на национальном конкурсе во Франции.
Сейчас Парижская опера вновь представляет этот уникальный спектакль, который также ослепляет, как и на премьере. Теперь более зримо предстают все тонкости хореографии Карлсон, которая в соавторстве с солистами добавила некоторые детали.
Вместе с Кадером Белярби (участник премьеры) главную роль исполняет 28-летняя Мари-Аньес Жило, чарующая природной элегантностью и совершенством. Оба солиста вносят свое в танцевальные партии: каждый спектакль они интерпретируют по-разному, так как, согласно рекомендации хореографа, могут импровизировать, что категорически исключается в классическом балете.
Среди замечательных танцовщиков особое впечатление производит скульптурный Ян Зейц: в эпизоде "Дух голубого" он очень музыкально исполняет лирический замедленный дуэт с Амелией Ламуро. В том же эпизоде поистине чудотворно явление трех грациозных Нимф: в дивных голубых платьях, как бы соскользнувших c живописного полотна, они завораживают одухотворенной пластикой и утонченными линиями.
В рецензии на этот спектакль Рене Сирвен, балетный обозреватель газеты "Фигаро", написал: "Публика не скрывала своего счастья в бесконечных овациях артистам и хореографу. "Знаки" – это не балет, а произведение искусства, уникальное в своем жанре. Это чудо родилось от двух вдохновенных творцов – Оливье Дебре и Каролин Карлсон – катализаторов всех талантов".
Последние слова Р.Сирвена оказались пророческими: по окончании второго представления "Знаков" (18 марта) на сцену вышел директор Парижской оперы Юг Галь и провозгласил М.А.Жило "Звездой" труппы. Это высокое и почетное звание талантливая балерина получила заслуженно. Уже два года она танцует партии только "звездного" ранга. Сегодня в парижской труппе ей нет равных по великолепию интерпретации ряда главных партий, особенно, в постановках современных хореографов. Для М.А.Жило балет "Знаки" стал новой и яркой вершиной в карьере и творчестве.
 
Категория: Балетмейстеры | Добавил: sasha-dance (07.04.2010)
Просмотров: 4437 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  •  
  • Программы для всех
  • Лучшие сайты Рунета