Пятница, 23.06.2017, 06:29 Приветствую Вас Гость | RSS
Композиция
и
постановка танца
Меню сайта
Статьи по разделам
Балетмейстеры [183]
Биография, основные этапы творчества и произведения


Ж.Ж.Новерр"Письма о танце" [18]
Полная версия книги Новерра представленная отдельно каждым письмом


И.Сироткина "Культура танца и психология движения" [2]
Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ТАНЦА [0]
Методические указания к спецкурсу «Основы танцевально-экспрессивного тренинга»


Режиссура танца [62]
Теоретические и научные статьи и методики.


Драматургия танца [37]
Теоретические и методические материалы и статьи по данной теме.


Туано Арбо [3]
ОПИСАНИЕ ОРКЕЗОГРАФИИ


Научные статьи [131]
Всевозможные и собственные статьи, а также курсовые и дипломные работы студентов, надиктовыные им в качестве научного руководителя.


Танцевальный симфонизм [18]
Все материалы посвящённые танцевальному симфонизму.


Реформаторы Балета [36]
Имена и их биографии


История балета [107]
Интересные статьи по истории балеты.


В. А. Теляковский - "Воспоминания" [14]
Теляковский. Воспоминания.


Тамара Карсавина "Воспоминания" [17]
Т.КАРСАВИНА "ВОСПОМИНАНИЯ"


Леонид Якобсон [15]
Всё о Якобсоне


Польcкие танцы [13]
Описание и видео-фрагменты Польских танцев


Венгерский танец [12]
Венгерские танцы -описание и видеофрагменты


Ирландский танец [7]
Ирландский танец видео и описание


Армянский танец [6]
Армянский танец описание и видео


Танцы народов прибалтики [9]
Прибалтийские народные танцы


Видео [53]

Музыка [14]
Музыкальные материалы для этюдов и танцев


Исполнители [147]
Раздел посвящён легендарным исполнителем танцевального искусства


Интевью с Баланчиным [10]
Великолепная статья Соломона Волкова в виде интервью с Джоржем Баланчины о Петербурге, о Стравинском и Чайковском


Композиторы [68]
Биографии и интерересные статьи о композиторах


Классический танец [8]
Материалы по классическому танцу: методика и интересные статьи


Либретто балетных спектаклей [101]
В данной категории содержаться основные либретто балетных спектаклей различных времён и различных балетмейстеров


Ранние формы танца [11]
История зарождения первых танцевальных форм


Jazz & Modern Dance [15]
Техника современных танцевальных течений


Танцы Народов Мира [12]
Все народности и этносы


Русский танец [24]
Всё по русскому танцу


Испанский танец [17]
Всё о танцах Испании


Музыкальная драматургия. [33]
Методические и теоретические материалы по музыке и музыкальной драматургии.


Еврейские танцы [9]
материалы по истории и еврейских танцев


Художники [18]
Биография и творчество художников


Выдающиеся педагоги [57]
Биография известных педагогов танца


Фёдор Лопухов [13]
Фёдор Лопухов


Азербаджанский танец [3]
Всё об Азербаджанском танце


Борис Эйфман [10]
Всё о творчестве Эйфмана


Институт Культуры и Искусств [7]
правила приёма


Историко-бытовой танец [3]
ВСЁ О ИСТОРИКО-БЫТОВЫХ ТАНЦАХ


Чукотский танцевальный фольклор [4]
Чукотский танцевальный фольклор


Русский хоровод [12]
Всё о русском хороводе


Каталог статей


Главная » Статьи » Балетмейстеры

Лавровский (Иванов) Леонид Михайлович

Лавровский (Иванов) Леонид Михайлович

Леонид Михайлович Иванов – Лавровский – родился в Петербурге 5(18).6.1905. По окончании Петроградского хореографического училища в 1922–1935 поступил в Мариинку, ставшую Театром оперы и балета имени Кирова. Двадцатые годы – это все еще золотой век русского балета. В начале 20-х годов Лавровский был участником танцевальных экспериментов Баланчивадзе (Баланчина) в «Молодом балете». В конце 1920-х годов Леонид Лавровский начал сам ставить танцы, в том числе для учеников Агриппины Вагановой. В этих зарисовках танцевал юный Констанин Сергеев. Первый «большой» балет – «Фадетта» (на музыку «Сильвии» Делиба) появился в 1934 году. Либретто он написал в соавторстве с режиссером драмы Владимиром Николаевичем Соловьевым, литературной основой стала повесть Жорж Санд.
В первых своих балетах Леонид Лавровский, по мнению критиков, отвел музыке роль аккомпанемента к действию пластических драм. Его не пугало отсутствие «свежих» мелодий, он обратился к композиторам минувших дней – Делибу, Адану.
Уже в 1935 молодой балетмейстер возглавлял балет Малого оперного театра, в 1938–1944 возглавляет труппу в Театре оперы и балета им. С.М. Кирова, где в 1940 ставит балет, обессмертивший его имя – «Ромео и Джульетта».
Встреча Сергея Прокофьева и Леонида Лавровского состоялась осенью 1938 года в Москве. «С самого начала, — вспоминает Лавровский, — я почувствовал, что музыка затронула что-то в моем сердце, сразу сделалась близкой и понятной... я уже твердо знал, что спектакль ставить буду, о чем и сказал Прокофьеву. Сергей Сергеевич был очень рад этому и совсем не рад другому, когда услышал, что в балете не хватает еще многих номеров, что кое-что нужно переделать, кое-что расширить... Началась наша совместная работа по созданию окончательной редакции клавира и общего плана спектакля, перешедшая потом в крепкую дружбу. Должен заметить, что на мои предложения, диктуемые планом спектакля, Сергей Сергеевич откликался с большим трудом и крайне неохотно».
В 1945 году Лавровский переезжает в Москву, чтобы возглавить балет Большого театра. Главным «багажом» балетмейстера становятся ленинградские классические постановки и, конечно, «Ромео и Джульетта». «Настоящая постановка, — писал о московском спектакле Лавровский, — ни в коей мере не является механическим перенесением спектакля со сцены Театра имени С.М. Кирова. Мною был произведен радикальный пересмотр решения ряда сцен, углублены и видоизменены характеристики образов, пересмотрен танцевальный язык отдельных персонажей. Подобную же работу сейчас делает художник П. Вильямс...»
Разумеется, путь балетмейстера не был усыпан розами, случались и конфликты. Вот что писал в автобиографии обиженный Прокофьев: «Театр имени Кирова поставил балет в январе 1940 года со всем мастерством, присущим его танцорам, хотя и несколько уклонившись от основной версии. Это мастерство могло быть еще более ценно, если бы хореография точнее следовала за музыкой».
Причиной обиды стало хореографическое решение Леонида Лавровского, которое повлекло за собой серьезные изменения партитуры. Яркий пример: в московской постановке в последнем действии балета появилась новая картину («Мантуя»), а сама партитура была переоркестрована.
Балетмейстер шел на это сознательно. В своих воспоминаниях Леонид Михайлович Лавровский писал, что после первого прослушивания музыки балета в авторском исполнении на фортепиано он заявил Прокофьеву: «Не хватает еще многих номеров», «кое-что нужно переделать, кое-что расширить». Прокофьев был этому совсем не рад - «замолчал и, сморщив нос, изобразил довольно кислую гримасу, выражая этим явное неудовольствие. Как хорошо знакома мне была впоследствии эта гримаса,- признавался балетмейстер, - но здесь я познакомился с ней впервые». «Должен заметить, что на мои предложения, диктуемые планом спектакля, Сергей Сергеевич откликался с большим трудом и крайне неохотно».
Вот еще одно признание из воспоминаний балетмейстера: «Когда начались оркестровые репетиции, начались новые трудности. Партитура была сочинена Прокофьевым задолго до того, как я сочинил спектакль. Отсюда в ряде случаев получился «разрыв» сцены с оркестром. Нередко оркестр был интимнее сцены, на сцене господствовали страсть и темперамент, а в оркестре была утонченная элегантность».
Леонид Лавровский принадлежал к поколению советских балетмейстеров, представлявших «драмбалетом». Этот стиль считался выражением «социалистического реализма» в танце. Большинство постановок Леонида Михайловича – многоактные повествовательные балеты-пьесы, нередко на сюжет литературных произведений, где действие основывалось на развитии фабулы в большей степени, чем на музыке, а пантомима была столь же существенной, как и танец.
Когда в 1960-х годах открылись новые возможности для творчества и право на существование получили различные балетные жанры, Лавровский начал экспериментировать и с формой одноактного балета и обратился к музыке С.В. Рахманинова («Паганини», 1960) и Б. Бартока («Ночной город» на музыку балета «Чудесный мандарин», 1961). В 1957 году Леонид Лавровский стал одним из основоположников нового жанра – балета на льду! До 1962 года он был художественным руководителем Московского балета на льду, а с 1964 – художественным руководителем Московского хореографического училища, где преподавал с 1948 года.
Леонид Лавровский вошел в историю балета как хореограф, зафиксировавший высшее достижение так называемого драмбалета - танца, в котором драма превалирует над собственно танцем. Легендой мирового балетного театра стал его балет "Ромео и Джульетта", показанный на первых зарубежных гастролях Большого театра - в Англии в 1956 г., получивший грандиозный прием у публики и вызвавший к жизни другие хореографические интерпретации шекспировской трагедии - Джона Крэнко и Кеннета МакМиллана, находившихся под очевидным влиянием его спектакля.
Из рецензии, опубликованной в газете "Таймс": "Может ли балет передать поэзию трагедии "Ромео и Джульетта" без слов Шекспира? Да, может. Спектакль Большого театра, показавшего целиком всю трагедию в трех актах и тридцати сценах, представляет собой точный перевод каждого слова Шекспира на язык подлинной поэзии".
С другой стороны, как ни восхищалась критика Джульеттой-Галиной Улановой, "переводу на язык подлинной поэзии", по ее мнению, все-таки недоставало танца. Выдающийся английский критик Арнольд Хаскелл некоторое время спустя, отдавая дань "Ромео и Джульетте" Лавровского, объяснил свое первоначальное впечатление тем, что "это был речитативный балет, а наш глаз был настроен на арии".
Впоследствии, подчиняясь духу времени, пересмотрел свои взгляды и настроился "на арии" и сам Лавровский. Поставленный им для хореографического училища балет "Классическая симфония" на музыку опять-таки Сергея Прокофьева служит уже исключительно Терпсихоре, а не Мельпомене.
Награды
Был трижды удостоен Сталинской (Государственной) премии - в 1946, 1947 и 1950 гг. В 1965г. ему было присвоено звание "Народный артист СССР". Награжден орденом Трудового Красного знамени (1951 г.) и орденом Ленина (1967 г.).
Умер в Париже, где находился с МАХУ на гастролях, 27 ноября 1967 г. (Итогом гастролей стало награждение училища Гран при Парижа). Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Энциклопедическая справка:
Леонид Михайлович Лавровский (настоящая фамилия Иванов) [5(18).6.1905, Петербург - 27.11.1967, Париж, похоронен в Москве], артист, балетмейстер, педагог. Народный артист СССР (1965). По окончании ЛХУ (педагог В. И. Пономарёв) в 1922-1935 годах артист Ленинградского театра оперы и балета. Партии: Амун («Египетские ночи»), Альберт; Кули («Красный мак»), Актёр («Пламя Парижа»), Дезире, Зигфрид; Юноша («Шопениана»). Участник танцсимфонии Ф. В. Лопухова «Величие мироздания» на музыку 4-й симфонии Л. Бетховена. Одновременно с исполнительским творчеством поставил: «Грустный вальс» на музыку Я. Сибелиуса (1927), «Времена года» на музыку П. И. Чайковского (1928, обе ЛХУ), «Симфонические этюды» и «Шуманиана» на музыку Р. Шумана (1929), «Испанское каприччио» на музыку Н. А. Римского-Корсакова, «Фадетта» (1934 - все Ленинградский Малый театр), «Катерина» на музыку А. Г. Рубинштейна, А. Адана в обработке Е. А. Дубовского (1935, ЛХУ). В 1935-1938 годах художественный руководитель балетной труппы Ленинградского Малого театра, в 1938-1944 - Театра им. Кирова. К этому периоду относится создание его крупнейших балетов «Кавказский пленник» (1938), «Ромео и Джульетта» (1940; 1963, Будапешт). В 1944-1964 годах (с небольшими перерывами) Лавровский - главный балетмейстер Большого театра, где им были поставлены: «Раймонда» (1945), «Ромео и Джульетта» (1946; Гос. пр. СССР, 1947), «Красный мак» (1949; Гос. пр. СССР, 1950), «Вальпургиева ночь» (1949), «Фадетта» (1952), «Сказ о каменном цветке» (1954; 1961, Хельсинки), «Паганини» (1960), «Ночной город» на музыку Б. Бартока, «Страницы жизни» А. М. Баланчивадзе (обе 1961). В новой редакции Лавровского шли «Жизель» (1944; экранизирован на ТВ в 1975 году) и «Шопениана» (1946). Лавровский - организатор первой в стране труппы «Балет на льду» (1959), где поставил «Зимнюю фантазию» (1959) и «Снежную симфонию» (1961). Государственная премия СССР (1946, 1947, 1950). Награжден 2 орденами Ленина и медалями.

Категория: Балетмейстеры | Добавил: sasha-dance (19.08.2012)
Просмотров: 1826 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  •  
  • Программы для всех
  • Лучшие сайты Рунета