Вторник, 25.07.2017, 21:32 Приветствую Вас Гость | RSS
Композиция
и
постановка танца
Меню сайта
Статьи по разделам
Балетмейстеры [183]
Биография, основные этапы творчества и произведения


Ж.Ж.Новерр"Письма о танце" [18]
Полная версия книги Новерра представленная отдельно каждым письмом


И.Сироткина "Культура танца и психология движения" [2]
Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ТАНЦА [0]
Методические указания к спецкурсу «Основы танцевально-экспрессивного тренинга»


Режиссура танца [62]
Теоретические и научные статьи и методики.


Драматургия танца [37]
Теоретические и методические материалы и статьи по данной теме.


Туано Арбо [3]
ОПИСАНИЕ ОРКЕЗОГРАФИИ


Научные статьи [131]
Всевозможные и собственные статьи, а также курсовые и дипломные работы студентов, надиктовыные им в качестве научного руководителя.


Танцевальный симфонизм [18]
Все материалы посвящённые танцевальному симфонизму.


Реформаторы Балета [36]
Имена и их биографии


История балета [107]
Интересные статьи по истории балеты.


В. А. Теляковский - "Воспоминания" [14]
Теляковский. Воспоминания.


Тамара Карсавина "Воспоминания" [17]
Т.КАРСАВИНА "ВОСПОМИНАНИЯ"


Леонид Якобсон [15]
Всё о Якобсоне


Польcкие танцы [13]
Описание и видео-фрагменты Польских танцев


Венгерский танец [12]
Венгерские танцы -описание и видеофрагменты


Ирландский танец [7]
Ирландский танец видео и описание


Армянский танец [6]
Армянский танец описание и видео


Танцы народов прибалтики [9]
Прибалтийские народные танцы


Видео [53]

Музыка [14]
Музыкальные материалы для этюдов и танцев


Исполнители [147]
Раздел посвящён легендарным исполнителем танцевального искусства


Интевью с Баланчиным [10]
Великолепная статья Соломона Волкова в виде интервью с Джоржем Баланчины о Петербурге, о Стравинском и Чайковском


Композиторы [68]
Биографии и интерересные статьи о композиторах


Классический танец [8]
Материалы по классическому танцу: методика и интересные статьи


Либретто балетных спектаклей [101]
В данной категории содержаться основные либретто балетных спектаклей различных времён и различных балетмейстеров


Ранние формы танца [11]
История зарождения первых танцевальных форм


Jazz & Modern Dance [15]
Техника современных танцевальных течений


Танцы Народов Мира [12]
Все народности и этносы


Русский танец [24]
Всё по русскому танцу


Испанский танец [17]
Всё о танцах Испании


Музыкальная драматургия. [33]
Методические и теоретические материалы по музыке и музыкальной драматургии.


Еврейские танцы [9]
материалы по истории и еврейских танцев


Художники [18]
Биография и творчество художников


Выдающиеся педагоги [57]
Биография известных педагогов танца


Фёдор Лопухов [13]
Фёдор Лопухов


Азербаджанский танец [3]
Всё об Азербаджанском танце


Борис Эйфман [10]
Всё о творчестве Эйфмана


Институт Культуры и Искусств [7]
правила приёма


Историко-бытовой танец [3]
ВСЁ О ИСТОРИКО-БЫТОВЫХ ТАНЦАХ


Чукотский танцевальный фольклор [4]
Чукотский танцевальный фольклор


Русский хоровод [12]
Всё о русском хороводе


Каталог статей


Главная » Статьи » Балетмейстеры

ПАМЯТИ ЛЕОНИДА СЕРГЕЕВИЧА ЛЕБЕДЕВА

ПАМЯТИ ЛЕОНИДА СЕРГЕЕВИЧА ЛЕБЕДЕВА

СЫГРАТЬ БЫ В НИЧЬЮ… ДА НЕ ВЫШЛО

                                   Ушел из жизни хореограф Леонид Лебедев.

В октябре он был похоронен в Никольском некрополе Александро-Невской лавры.

Леонид Лебедев родился в 1943 году в городе Фрунзе (нынешний Бишкек), воспитывался в детском доме… Закончил Киргизское музыкально- хоровое училище, в Ленинградской консерватории стал одним из лучших учеников балетмейстера Георгия Алексидзе… Эти биографические подробности есть в любой энциклопедии русского балета и ровным счетом ничего не говорят о человеке.

А жизнь так часто сравнивают с игрой, и мы запутались, во что играем: в бисер, в классики, в театр или соло на водосточных трубах… Леонид Лебедев играл в крестики-нолики. Всегда выигрывал и постоянно ходил крестиками. Собеседница вроде меня (конечно, влюбившаяся с первого взгляда) тщетно пыталась обойти его крестики своими круглыми ноликами. Один раз чуть было не сыграли вничью. Жаль, что мне не хватило сообразительности. Год назад в Доме актера, отвечая на незамысловатые вопросы корреспондента ежедневной газеты, он, кажется, готов был все-все про себя рассказать. Моя задача — просто выслушать.

Он тогда был очень живым. Только теперь, совместив глагол «быть» и слово «живой», я поняла, что у моих ноликов больше не будет шанса выстроиться в ряд. Он обыграл всех и напоследок перехитрил меня. Помнится, вышла из Дома актера уверенная, что беседа получилась честной, откровенной, немного философской. Точно такой и получилась. Но только собеседник практически ничего не сказал лично о себе.

В очередной раз просматриваю биографическую справку: Киргизия, детский дом, хореографическое училище, артист тамошнего театра… Первый нолик, навсегда зачеркнутый его крестиком, — каким образом сын репрессированных родителей, болезненный и слабый мальчик, увлекся танцем? Не догадалась спросить.

1980-е годы. Малый оперный театр в Ленинграде (МАЛЕГОТ). Николай Боярчиков, Олег Виноградов, новая генерация петербургских танцоров: Владимир Аджамов, Юрий Петухов, Рашид Мамин, Ирина Кирсанова и Елена Гринева… Влюбленные (конечно, с первого взгляда) в тихих реформаторов советской танцевальной школы. Вот и второй нолик, навсегда зачеркнутый его крестиком, — почему не получилось? Не догадалась спросить. Какая-то ниточка оборвалась, и жизнь разошлась по швам, распалась на лоскутки, яркие, красивые, но поодиночке хрупкие и уязвимые. Лучшие танцовщики, хореографы того времени оказались не то чтобы ненужными (да и как можно?! до сих пор все восхищаются!) и не то чтобы неудобными (пожалуйста, творите, кто же возражает?!), но банально не востребованными (слишком упрямые и своевольные, усвоили урок, данный учителями). К счастью, идей много, желания еще больше: Владимир Аджамов руководит фестивалем современного танца, Юрий Петухов возглавляет труппу балета им. Леонида Якобсона… Впрочем, о судьбах «детей» в другой раз.

Сцена
из спектакля «Тяга земная».
Фото из архива автора

Сцена из спектакля «Тяга земная». Фото из архива автора

1983 год, балет «Манкурт» по мотивам «Легенды о птице Доненбай» из романа Чингиза Айтматова «И дольше века длится день…» (музыка Юрия Симакина). Одноактный спектакль прозвучал внезапно и ярко, как кратковременная вспышка молнии на звездном небе ленинградского балета. Эта гроза не предвещала бурю, но была, в соответствии с народной приметой, предвестником жары. Погрохочет, сверкнет, прольется дождем, а на утро настанет тепло. Пекло, доставляющее дискомфорт, но завораживающее, пришло на смену холодной строгости классических постановок, так любимых зрителями и партийной номенклатурой. Действие напоминало языческий ритуал, где главный жрец, в исполнении нечеловечески красивого Владимира Аджамова, выступал и жертвой, и палачом, и святыней. Темный ангел не ведал, что творил, и был слишком слаб, чтобы сопротивляться тем, кто по сей день не ведают, что творят.

1986 год, балет «Джамхух — сын Оленя» на музыку все того же верного друга Юрия Симакина. Сказочная повесть абхазского прозаика Фазиля Искандера также оказалась чужда невскому климату, как экзотический цветок среди многолетних растений.

И так каждый балет Леонида Лебедева. Много цвета, света, восточной неги, языческих культов; традиционные танцы и современный балет, безудержные пляски и классические па-де-де… Не постмодернистский коллаж. Напротив, чуждая эпохе, ставящей под сомнение оппозицию жизнь—искусство, жажда жизни, сочной и красочной. Ему хотелось, чтобы голову пекло и в прямом смысле — от измождения, и в переносном — от порой грустных, но чаще сладостных мыслей.

Потом были еще «Три русские песни» по произведениям Сергея Рахманинова — снова о той жизни, сочной и красочной, которая не вписывалась в культурные парадигмы XXI века; фильмы-спектакли «Вий» на музыку Геннадия Гладкова (Гран-при I фестиваля «Кино и литература» в 1995 году) и «Страсти по Нерону» — еще один творческий тандем с композитором Юрием Симакиным.

Я забыла спросить, почему же так быстро выгорают краски под палящим солнцем. Возможно, от присущей практически всем божьим творениям слабости. Куда улетел птицей Манкурт, и где скрывается сын Оленя, и почему так редко танцуют под русские песни? В трудах об истории ленинградского театра с укоризной пишут — «недооцененные шедевры танцевального искусства эпохи перестройки» Надо бы не просто ценить, но хранить. Такие же, как он, упрямые друзья и последователи кое-что сохранили. Сложили, пусть с прорехами, новое покрывало из хрупких лоскутков — пока что держится и бережет тепло.

После того, как распался недолго просуществовавший «Русский классический модерн балет Леонида Лебедева», хореограф практически не ставил спектакли для театральной сцены. Преподавал в детской балетной школе «Фуэте» в Зеленограде, работал с фигуристами Ильей Авербухом и Ириной Лобачевой, трудился главным балетмейстером кремлевских елок.

Третий и последний нолик, навсегда зачеркнутый крестиком, — чему его научили дети, все эти окружавшие его юные танцовщики? Я не догадалась спросить. Наверное, радоваться маленьким победам, а большие достижения не замечать как божественную данность, правила известной всем гениям игры.

Мастер завершил последний урок. Ученики выстроились в ряд и повторяют незамысловатое упражнение. Вперед и вверх… вперед и вверх. А теперь вниз и в сторону… И снова вперед и вверх, вперед и вверх… Туда, где так нелепо выглядит попытка нолика обыграть крестик.

Категория: Балетмейстеры | Добавил: sasha-dance (22.08.2012)
Просмотров: 1621 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  •  
  • Программы для всех
  • Лучшие сайты Рунета