Суббота, 18.11.2017, 20:55 Приветствую Вас Гость | RSS
Композиция
и
постановка танца
Меню сайта
Статьи по разделам
Балетмейстеры [184]
Биография, основные этапы творчества и произведения


Ж.Ж.Новерр"Письма о танце" [18]
Полная версия книги Новерра представленная отдельно каждым письмом


И.Сироткина "Культура танца и психология движения" [2]
Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ТАНЦА [0]
Методические указания к спецкурсу «Основы танцевально-экспрессивного тренинга»


Режиссура танца [62]
Теоретические и научные статьи и методики.


Драматургия танца [37]
Теоретические и методические материалы и статьи по данной теме.


Туано Арбо [3]
ОПИСАНИЕ ОРКЕЗОГРАФИИ


Научные статьи [131]
Всевозможные и собственные статьи, а также курсовые и дипломные работы студентов, надиктовыные им в качестве научного руководителя.


Танцевальный симфонизм [18]
Все материалы посвящённые танцевальному симфонизму.


Реформаторы Балета [36]
Имена и их биографии


История балета [108]
Интересные статьи по истории балеты.


В. А. Теляковский - "Воспоминания" [14]
Теляковский. Воспоминания.


Тамара Карсавина "Воспоминания" [17]
Т.КАРСАВИНА "ВОСПОМИНАНИЯ"


Леонид Якобсон [15]
Всё о Якобсоне


Польcкие танцы [13]
Описание и видео-фрагменты Польских танцев


Венгерский танец [12]
Венгерские танцы -описание и видеофрагменты


Ирландский танец [7]
Ирландский танец видео и описание


Армянский танец [6]
Армянский танец описание и видео


Танцы народов прибалтики [9]
Прибалтийские народные танцы


Видео [53]

Музыка [14]
Музыкальные материалы для этюдов и танцев


Исполнители [147]
Раздел посвящён легендарным исполнителем танцевального искусства


Интевью с Баланчиным [10]
Великолепная статья Соломона Волкова в виде интервью с Джоржем Баланчины о Петербурге, о Стравинском и Чайковском


Композиторы [68]
Биографии и интерересные статьи о композиторах


Классический танец [8]
Материалы по классическому танцу: методика и интересные статьи


Либретто балетных спектаклей [101]
В данной категории содержаться основные либретто балетных спектаклей различных времён и различных балетмейстеров


Ранние формы танца [11]
История зарождения первых танцевальных форм


Jazz & Modern Dance [15]
Техника современных танцевальных течений


Танцы Народов Мира [12]
Все народности и этносы


Русский танец [24]
Всё по русскому танцу


Испанский танец [17]
Всё о танцах Испании


Музыкальная драматургия. [33]
Методические и теоретические материалы по музыке и музыкальной драматургии.


Еврейские танцы [9]
материалы по истории и еврейских танцев


Художники [18]
Биография и творчество художников


Выдающиеся педагоги [57]
Биография известных педагогов танца


Фёдор Лопухов [13]
Фёдор Лопухов


Азербаджанский танец [3]
Всё об Азербаджанском танце


Борис Эйфман [10]
Всё о творчестве Эйфмана


Институт Культуры и Искусств [7]
правила приёма


Историко-бытовой танец [3]
ВСЁ О ИСТОРИКО-БЫТОВЫХ ТАНЦАХ


Чукотский танцевальный фольклор [4]
Чукотский танцевальный фольклор


Русский хоровод [12]
Всё о русском хороводе


Каталог статей


Главная » Статьи » Балетмейстеры

Пётр Андреевич Гусев

Пётр Андреевич Гусев

Pyotr Gusev

16 (29) декабря 1904 год 30марта 1987г

Этого артиста, внесшего огромный вклад в развитие дуэтного танца, называли «королем поддержки». И даже теперь немногие артисты могут повторить его почти акробатические трюки.

Пётр Андреевич Гусев

Петр Гусев родился 29 декабря 1904 года в Санкт-Петербурге. Сперва он учился в частной балетной школе у знаменитой балерины Мариинского театра – Ольги Преображенской. Она и привела его в Петроградское балетное училище, которое он закончил в 1922 году. Талант Гусева проявился еще в школе – но это был талант не только выдающегося танцовщика, но и педагога. Он сам умел угадывать таланты, имел особую способность выращивать их, и многие артисты с гордостью называли себя его учениками. Еще будучи учеником старших классов школы, Гусев вел занятия с младшими классами, где учились будущие знаменитые хореографы Леонид Якобсон и Ростислав Захаров, а также будущий выдающийся танцовщик Алексей Ермолаев, который, став премьером Большого театра, продолжал заниматься у Гусева..

В 1924 году Гусев был принят в труппу Петроградского академического театра оперы и балета.

Вместе со своим школьным товарищем Георгием Баланчивадзе, будущим историком балета Юрием Слонимским и художником Владимиром Дмитриевым он стал организатором труппы «Молодой балет», программа вечеров которого состояла в основном из номеров, поставленных Баланчивадзе. К этой группе энтузиастов примыкали молодые танцовщицы и танцовщики, в том числе Ольга Мунгалова, ставшая на многие годы неизменной партнершей Гусева.

Когда в 1931 году Федор Лопухов стал создателем и художественным руководителем балетной труппы Малого оперного театра, Гусев одновременно с работой в Кировском театре танцевал главные роли в новых спектаклях Лопухова – «Щелкунчик» и «Ледяная дева», участвовал в премьере «танцсимфонии» «Величие мироздания».

После триумфа балета Лопухова «Светлый ручей» на музыку Д.Д. Шостаковича, где Гусев танцевал роль Петра, хореографу предложили перенести спектакль на сцену Большого театра в Москве. Лопухов стал художественным руководителем труппы. Гусев вместе с другими артистами последовал за ним. Но балет не понравился самому Сталину, на него ополчилась пресса, Лопухова уволили из Большого театра. Гусев оказался в сложном положении – возвращаться в Ленинград, где балетом Кировского театра «заведовала» Ваганова, недолюбливавшая Лопухова и его единомышленников, Гусеву не хотелось. Он остался в Москве. И, как выяснилось, правильно сделал.

С 1935 года Гусев был ведущим солистом Большого театра, танцевал с Галиной Улановой, позднее – с Майей Плисецкой. В Ленинград он вернулся в 1945 году победителем – его назначили художественным руководителем Кировского театра.

Его дальнейшая судьба довольно причудлива – с 1950 по 1956 год он педагог театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, пишет серьезные теоретические статьи и в то же время ставит в Баку, а затем в Ленинграде балет Кара-Караева «Семь красавиц» по мотивам поэмы Низами, в 1958 году уезжает в Китай, чтобы организовать в Пекине балетный театр, открывает хореографические училища в Шанхае и Чанчжоу, руководит курсами балетмейстеров, ставит первые китайские балеты «Красавица рыбка» и «Наводнение». Рассказывая об этом периоде своей жизни, Гусев с юмором вспоминал, как тяжело было учить китайских танцовщиц поддержкам: когда он, показывая ту или иную поддержку, брал танцовщицу за талию, она тряслась как осиновый лист – боялась, что ее обвинят в безнравственности, если она позволяет мужчине при всех до себя дотрагиваться…

Вернувшись в 1960 году, Гусев стал балетмейстером Ленинградского Малого театра, в 1962 году его назначили балетмейстером Новосибирского театра. В Новосибирске Гусев предложил танцовщику Олегу Виноградову, только что закончившему школу, попробовать свои силы на балетмейстерском поприще: сначала это был новый вальс в первой картине «Лебединого озера», затем – балет Сергея Прокофьева «Золушка», сделавший хореографа сразу известным всему балетному миру России.

Он всегда помогал молодежи. «Мы работали с душой, чтобы только заслужить его одобрение. При Гусеве у нас были и молодежные спектакли, – вспоминала балерина Нинель Петрова. – Артисты писали заявки в худсовет, если там решали, что надо попробовать, – нам давали репетитора, и потом тех, кто справился, ставили в репертуар».

Список поставленных Гусевым балетов поражает разнообразием – там и восстановленная «Ледяная дева», и классика – «Корсар», «Жизель», «Лебединое озеро», «Раймонда», и новинка – «Три мушкетера» Вениамина Баснера. С 1966 по 1983 год он был заведующим кафедрой балетмейстеров Ленинградской консерватории, с 1973 года – профессором. Его перу принадлежат многочисленные статьи, посвященные вопросам балетного театра и сохранения классического наследия.

Последней работой Гусева в театре стала реконструкция балета Петипа (редакция старого балета Жюля Перро) «Корсар», которую он сделал для Кировского балета в 1987 году. В последний месяц перед смертью Гусев готовил роль Медоры с совсем молоденькой танцовщицей, работавшей в театре второй сезон, – будущей звездой театра Юлией Махалиной. Работали неспешно, Гусев проходил с ней все детали хореографии и образа, рассказывал ей разные балетные истории, шутил…

Петр Гусев умер 30 марта 1987 года в Ленинграде.

Д. Трускиновская


Бахчисарайский фонтан. Мария — Галина Уланова, Гирей — Пётр Гусев, 1940-е гг.

Заслуженный артист РСФСР (1947), заслуженный деятель искусств РСФСР (1966), народный артист РСФСР (1984), профессор (1973). Окончил ЛХУ в 1922 (ученик В. Пономарева, А. Ширяева). Один из организаторов труппы «Молодой балет».

Артист Мариинского театра в 1922-35. Первый исполнитель партий: Щелкунчик («Щелкунчик», балетм. Ф. Лопухов), Асак («Ледяная дева»), Жером («Пламя Парижа»), участвовал в премьере «Танцсимфонии»; др. партии: Джеймс; Люсьеп («Пахита»), Иван-царевич («Жар-птица»), Амун («Египетские ночи»), Борис («Болт»), Трубадур («Раймонда»), Голубая птица, Дезире; па-де-де («Тщетная предосторожность»), Молодой кули («Красный мак»), уральский, украинский танцы («Конек- Горбунок»), танец египетских акробатов (опера «Юдифь», балетм. Ф. Лопухов).

Одновременно (1932-35) выступал в Малом театре: Франц; Петр («Светлый ручей»). В 1935-45 солист Большого театра [среди нов. партий: Гирей, Жан де Бриен, Абдерахман; Менерс («Алые паруса»)].

В 1945-50 худ. рук. балета Театра им. Кирова, в 1950-56 педагог Театра им. Станиславского и Немировича-Данченко; педагог, затем худ. рук. балета ГАБТа. В 1951 поставил в Театре им. Ахундова балет К. Караева «Семь красавиц», который затем перенес в Ленинград (Малый театр, 1953), Киев, Новосибирск.

В 1958-60 педагог балетмейстерских курсов в КНР и организатор балетного театра (Пекин), хореографических училищ (Шанхай, Кантон). В Пекине осуществил постановки балетов «Красавица-рыбка» и «Наводнение» (первые опыты совмещения в одном произведении приемов классического балета и китайского классического танца), познакомил китайских зрителей с классическими балетами «Жизель», «Корсар», «Лебединое озеро». В 1960-62 худ. рук. балета Малого театра, а в 1963-66 — Новосибирского театра.

Постановки Гусева («Ледяная дева», «Три мушкетера»), а также постановки работавших в это время в Новосибирске Ю. Григоровича и О. Виноградова выдвинули труппу театра в ряд лучших балетных коллективов страны. Гусев плодотворно занимался педагогической деятельностью: в 1935-45 педагог МХУ (в 1935-41 худ. рук.). В 1967-83 возглавлял балетмейстерское отделение Ленинградской консерватории. Одновременно (1967-69) руководитель ленинградского «Камерного балета», для которого реставрировал балеты М. Петипа «Привал кавалерии» и «Арлекинада».

Гусев пользовался славой выдающегося партнера, «короля поддержки». В историю балета вошел дуэт Мунгалова — Гусев, неразрывно связанный с творяеством Ф. Лопухова в 20-е гг. «Дуэт Мунгалова — Гусев поражал и восхищал зрителя по-своему. Это была сама виртуозность... Гусев никогда не «вцеплялся» в партнершу. Исполняя самые сложные комбинации, он едва касался ее. Это создавало ощущение воздушности, легкости. Техника, доведенная до совершенства, придавала танцу настроение» (Т. Вечеслова).

Сочинения: «Спящая красавица».— В кн.: Мариус Петипа. Л., 1971; Главное направление — современность.— В кн.: Музыка и хореография современного балета. Л., 1974, вып. 1; Мужественный талант.— В кн.: Алексей Ермолаев. М., 1974; Героический танцовщик.— В кн.: Алексей Ермолаев. М., 1982; Дискуссия о балете.— Рабочий и театр, 1926, № 46; Балеты, семинары, сомнения.— Театр, 1966, № 3; Новый «Щелкунчик».— Сов. музыка, 1966, № 7; Три конкурса балета.— Театр, 1972, № 6; Сохранить шедевры прошлого.— Сов. балет, 1983, № 4.

Литература: Музыкальная культура Ленинграда за 50 лет. Отв. ред. и авт. вступ. ст. В. М. Богданов-Березовский.— Л., 1967; Чернова Н. От Гельцер до Улановой.— М., 1979; Слонимский Ю. Юбилей мастера.— Сов. музыка, 1964, № 12; Долгушин Н. Силовое поле его энергии.— Сов. балет, 1984, № 6; Эльяш Н. Мастер.— Сов. культура, 1984, 25 дек.; Виноградов О. Мастер танца.— Ленингр. правда, 1984, 27 дек.; Вечеслова Т. Открытие танца.— Веч. Ленинград, 1985, 12 февр.

А. Деген, И. Ступников

Категория: Балетмейстеры | Добавил: sasha-dance (15.03.2015)
Просмотров: 1022 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  •  
  • Программы для всех
  • Лучшие сайты Рунета