Воскресенье, 22.10.2017, 20:20 Приветствую Вас Гость | RSS
Композиция
и
постановка танца
Меню сайта
Статьи по разделам
Балетмейстеры [184]
Биография, основные этапы творчества и произведения


Ж.Ж.Новерр"Письма о танце" [18]
Полная версия книги Новерра представленная отдельно каждым письмом


И.Сироткина "Культура танца и психология движения" [2]
Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ТАНЦА [0]
Методические указания к спецкурсу «Основы танцевально-экспрессивного тренинга»


Режиссура танца [62]
Теоретические и научные статьи и методики.


Драматургия танца [37]
Теоретические и методические материалы и статьи по данной теме.


Туано Арбо [3]
ОПИСАНИЕ ОРКЕЗОГРАФИИ


Научные статьи [131]
Всевозможные и собственные статьи, а также курсовые и дипломные работы студентов, надиктовыные им в качестве научного руководителя.


Танцевальный симфонизм [18]
Все материалы посвящённые танцевальному симфонизму.


Реформаторы Балета [36]
Имена и их биографии


История балета [108]
Интересные статьи по истории балеты.


В. А. Теляковский - "Воспоминания" [14]
Теляковский. Воспоминания.


Тамара Карсавина "Воспоминания" [17]
Т.КАРСАВИНА "ВОСПОМИНАНИЯ"


Леонид Якобсон [15]
Всё о Якобсоне


Польcкие танцы [13]
Описание и видео-фрагменты Польских танцев


Венгерский танец [12]
Венгерские танцы -описание и видеофрагменты


Ирландский танец [7]
Ирландский танец видео и описание


Армянский танец [6]
Армянский танец описание и видео


Танцы народов прибалтики [9]
Прибалтийские народные танцы


Видео [53]

Музыка [14]
Музыкальные материалы для этюдов и танцев


Исполнители [147]
Раздел посвящён легендарным исполнителем танцевального искусства


Интевью с Баланчиным [10]
Великолепная статья Соломона Волкова в виде интервью с Джоржем Баланчины о Петербурге, о Стравинском и Чайковском


Композиторы [68]
Биографии и интерересные статьи о композиторах


Классический танец [8]
Материалы по классическому танцу: методика и интересные статьи


Либретто балетных спектаклей [101]
В данной категории содержаться основные либретто балетных спектаклей различных времён и различных балетмейстеров


Ранние формы танца [11]
История зарождения первых танцевальных форм


Jazz & Modern Dance [15]
Техника современных танцевальных течений


Танцы Народов Мира [12]
Все народности и этносы


Русский танец [24]
Всё по русскому танцу


Испанский танец [17]
Всё о танцах Испании


Музыкальная драматургия. [33]
Методические и теоретические материалы по музыке и музыкальной драматургии.


Еврейские танцы [9]
материалы по истории и еврейских танцев


Художники [18]
Биография и творчество художников


Выдающиеся педагоги [57]
Биография известных педагогов танца


Фёдор Лопухов [13]
Фёдор Лопухов


Азербаджанский танец [3]
Всё об Азербаджанском танце


Борис Эйфман [10]
Всё о творчестве Эйфмана


Институт Культуры и Искусств [7]
правила приёма


Историко-бытовой танец [3]
ВСЁ О ИСТОРИКО-БЫТОВЫХ ТАНЦАХ


Чукотский танцевальный фольклор [4]
Чукотский танцевальный фольклор


Русский хоровод [12]
Всё о русском хороводе


Каталог статей


Главная » Статьи » Балетмейстеры

Май-Эстер Мурдмаа
Май-Эстер Мурдмаа
 




В Эстонии завидуют украинским хореографам-постановщикам
                                 Раду Поклитару

Эстонский балетмейстер-экспрессионист Май-Эстер Мурдмаа призналась, что, к сожалению, в Эстонии постановщиков масштаба Раду Поклитару нет, несмотря на то, что их современная пластика в советские времена была витриной модерн-балета СССР.

Май Мурдмаа пригласила меня в свою таллинскую квартиру в тихом районе неподалеку от парка Кадриорг в канун нового года. Отыскав среди трехэтажных многоквартирных особнячков нужный дом, я поднялась на последний этаж. Дверь мне открыла высокая и стройная женщина в домашней одежде. Извинившись, что приболела («спина, как у всех балетных»), проводила по скрипучему дощатому полу в светлую комнату с музыкальным центром. Остальная утварь показалась мне старше хозяйки как минимум вдвое. Кованный сундук и большущий старый чемодан были как-будто забыты здесь руководителем балета после очередных гастролей.

В 2008 году Май Мурдмаа исполняется 70 лет. Балетом она начинала заниматься в Таллине и после окончания школы поступила в труппу театра «Эстония» (Национальный театр оперы и балета), но, протанцевав совсем не долго, из-за травмы коленного сустава, сменила труд классической балерины на работу постановщика. За ее плечами более 80-ти постановок. На сцене театра «Эстония» 35 за 38 лет работы (30 лет на посту главного балетмейстера театра). Май Мурдмаа ставила спектакли во всех странах СССР, работала в США, Венгрии, Финляндии, Германии, Польше, Италии, Испании, Греции и Болгарии. В ее постановках танцевали такие всемирно известные исполнители как Наталья Макарова и Михаил Барышников, Никита Долгушин и Алла Осипенко.

- Расскажите о том, как вы, классическая балерина, в очень молодом возрасте стали постановщиком и делали спектакли, за которые в советское время по голове не гладили. 
ММ:
 Я вообще не любила классику. Здесь в Эстонии был популярен экспрессионизм. Первые гастроли западные - Баланчина открыли мне новые двери. Самые крутые и своременные по языку спектакли были самыми первыми - «Дафнис и Хлойя» (его я ставлю на многих сценах всю жизнь). Потом меня стали здорово бить за это, за то, что модернистское, формалистское. В какой то мере я изменила свой язык. Москва меня совершенно не признавала.

- Как вам удалось сохранить свое творческое «я» в условиях диктатуры? 
ММ:
 Меня заставляли делать большие спектакли (авт.: классические), но я и их делала, как современные. Эстонская интелигенция меня поддерживала.

- Многих советских артистов и хореографов за непослушание не выпускали на гастроли, а вы ездили... 
ММ:
 Мы ездили много в советское время на гастроли, потому, что мы были единственный театр, который делал современные спектакли. Мы ездили на могие фестивали, так как в советском союзе хотели показать, что тоже что-то твориться... Потом стала Москва приглашать, Кировский театр (Авт.: сегодня Мариинский театр в Санкт Петербурге) . Был «голод» в Советском Союзе и я была единицей, которая это место заполняла.

В 1973, когда Май Мурдмаа уже 10 лет ставила в «Эстонии», Михаил Барышников задумал тврческий вечер, где хотел показать Ленинграду современную хореографию. По его приглашению она поставила для танцовщика два балета «Дафнис и Хлоя»(греческий мифический сюжет) на музыку М.Равеля и «Блудный сын» (переосмысление притчи), впервые поставленный Ж.Баланчиным на музыку С. Прокофьева. По словам биографа Барышникова Нины Аловерт оба балета Фокина и Баланчина стали вызовом для консервативного Кировского.

-Расскажите о работе с Михаилом Барышниковым. 
ММ:
 Он тогда был совсем молодой парень. Удивительную координацию, конечно, имел, но опыта для современного балета у него совсем не было. Как танцовщик он выучил это за 3 дня, по-моему. У нас так слаженно все получилось в работе. Он умеет любое движение сразу воспроизводить и очень с большим уважением относится к хореографии, никогда ничего не меняет, очень 

подчиняется стилистике спектакля, хореографу, как ученик.

Он должен был пройти через очень большие трудности. Много разных мыслей было после премьеры и не очень то хорошо приняли это все, какая-то внутренняя борьба была в театре. После этого он уехал на запад. Он просто чувствовал, что задыхается там (в СССР – авт.).

Во время учебы в ГИТИСе однокурсником Май Мурдмаа был молодой украинский хореограф Анатолий Шекера, позже он возглавил балетную труппу Национальной оперы Украины. Первой его постановкой в Киеве в 1966 году была «Легенда о любви», где классика соединилась с современной хореографией. До сих пор на сцене НОУ идут его балеты «Спартак», «Ромео и Джульетта», «Легенда…»

-Анатолий Шекера тоже, как и вы, относился к новаторам? 
ММ: 
Анатолий Шекера тоже не был классиком в полном смысле этого слова. Тогда он не проявлял особого дара, но вникал во все очень глубоко. А потом раскрылся. Он все-таки границы раздвинул и у вас тоже. Его язык не совсем классический.

Соединение классической и традиций современной европейской пластики в постановке Анатолия Шекеры, сохраненной на сцене НОУ можно в ближайшие дни. В 24 января, в четверг дают спектакль «Ромео и Джульетта».

- Сумела ли Эстония удержать пальму первенства по части современного балета? 
ММ:
 Молодежь очень много ставит, но таких крупных хореографов, которые бы сказали свое слово, новое слово, к сожалению, нет. Получается, что это все таки иммитация западного искусства, кто больше умеет, кто меньше... Хореографа с оригинальным мышлением не появилось пока. Такого как Поклитару у нас нет. В этом смысле вам повезло. Я не все воспринимаю у него, но то, что он талантлив и совершенно имеет свое видение и свой мир. Он принадлежит новому поколению. Главное – образное мышление. Вот у Поклитару есть образное мышление. Иногда несколько грубое. Он хорошо знает классику тоже. Умеет делать спектакли и я рада, что у него есть свое дело.

Май Мурдмаа, хоть и не все принимает, но следит за работой Раду Поклитару. Киевские зрители уже знакомы с интерпретациями Раду Поклитару и труппы «Киев модерн балет» классических сюжетов Шекспира и Гофмана – «Верноский миф: Шекспиременты» (история современных Ромео и Джульетты) и «Щелкунчик и мышиный король» (по мотивам сказки Т.А. Гофмана).

-Что такое стиль модерн? 
ММ. Понятие модерна, мне кажется, сейчас на пост-советском пространстве совершенно неправильное. Существует мнение, что модерн и есть язык. Языка модерна нет, есть только индивидуаьное мышление, свобода. Все западные хореографы имели свой язык, все, каждый. Я написала статью об этом как раз, что люди не идут по образному мышлению, а копируют формы модерн танца, которые никакого смысла не несут. Я прочла статью, но подумала, что публиковать не буду. Если человек к этому сам не приходит, то словами этого не объяснишь. Если нет образа, нет поэзии, если нет его в танце – нет хореографии.

Познакомиться с образцами современной хореографии можно 22 февраля в Академическом тетре оперетты в постановке Раду Поклитару «Силы Судьбы" (современная опера-балет, с оперной дивой Алёной Гребенюк) и 18 и 19 марта, когда на сцене театра имени Ивана Франка «Киев модерн балет» покажет последнюю работу «Щелкунчик»

-А вы не пробовали на правах старшей, учить хореографов быть самими собой? 
ММ:
 Я преподвала, но дело в том, что если у тебя точки зрения радикальные, то если ты идешь в учебное заведение, где полно нерадикальных людей - они стараются от тебя поскорее отделаться, потому что окажутся перед тобой голыми.

-Почему многие хореографы занимаются плагиатом? Неужели от того, что видят много, подсознательно копируют? 
ММ:
 Люди бояться быть самими собой, потому, что бояться быть старомодными.

Разговор с Май Мурдмаа был не легким. Говоря об эстетике танца и культуре движения она уходила в философию вопроса, и часто резюмировала: «У молодых совсем другое мировоззрение, я – прошлое поколение так же как, например, Экк (шедский хореограф Матс Экк- авт.) Бежар (швейцарский хореограф Морис Бежар-авт.) ». Не смотря на такие слова она остается востребовым творцом. Ее последние хореографические работы в стиле сюрреализм - «Любовь во время чумы» по мотивам одноименного произведения Габриеля Гарсия Маркеса и «Антигона», поставленная для драматического театра прошли с большим успехом. В ближайшее время неутомимая Май Мурдмаа снова собирается в дорогу. На этот раз в США и работать с балетными трупами в Атланте.

                                                                                                                            Автор: Ирина Курашина

Категория: Балетмейстеры | Добавил: sasha-dance (08.04.2011)
Просмотров: 1317 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  •  
  • Программы для всех
  • Лучшие сайты Рунета