Четверг, 15.11.2018, 14:09 Приветствую Вас Гость | RSS
Композиция
и
постановка танца
Меню сайта
Статьи по разделам
Балетмейстеры [184]
Биография, основные этапы творчества и произведения


Ж.Ж.Новерр"Письма о танце" [18]
Полная версия книги Новерра представленная отдельно каждым письмом


И.Сироткина "Культура танца и психология движения" [2]
Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ТАНЦА [0]
Методические указания к спецкурсу «Основы танцевально-экспрессивного тренинга»


Режиссура танца [62]
Теоретические и научные статьи и методики.


Драматургия танца [37]
Теоретические и методические материалы и статьи по данной теме.


Туано Арбо [3]
ОПИСАНИЕ ОРКЕЗОГРАФИИ


Научные статьи [131]
Всевозможные и собственные статьи, а также курсовые и дипломные работы студентов, надиктовыные им в качестве научного руководителя.


Танцевальный симфонизм [18]
Все материалы посвящённые танцевальному симфонизму.


Реформаторы Балета [36]
Имена и их биографии


История балета [108]
Интересные статьи по истории балеты.


В. А. Теляковский - "Воспоминания" [14]
Теляковский. Воспоминания.


Тамара Карсавина "Воспоминания" [17]
Т.КАРСАВИНА "ВОСПОМИНАНИЯ"


Леонид Якобсон [15]
Всё о Якобсоне


Польcкие танцы [13]
Описание и видео-фрагменты Польских танцев


Венгерский танец [12]
Венгерские танцы -описание и видеофрагменты


Ирландский танец [7]
Ирландский танец видео и описание


Армянский танец [6]
Армянский танец описание и видео


Танцы народов прибалтики [9]
Прибалтийские народные танцы


Видео [53]

Музыка [14]
Музыкальные материалы для этюдов и танцев


Исполнители [147]
Раздел посвящён легендарным исполнителем танцевального искусства


Интевью с Баланчиным [10]
Великолепная статья Соломона Волкова в виде интервью с Джоржем Баланчины о Петербурге, о Стравинском и Чайковском


Композиторы [68]
Биографии и интерересные статьи о композиторах


Классический танец [8]
Материалы по классическому танцу: методика и интересные статьи


Либретто балетных спектаклей [101]
В данной категории содержаться основные либретто балетных спектаклей различных времён и различных балетмейстеров


Ранние формы танца [11]
История зарождения первых танцевальных форм


Jazz & Modern Dance [15]
Техника современных танцевальных течений


Танцы Народов Мира [12]
Все народности и этносы


Русский танец [24]
Всё по русскому танцу


Испанский танец [17]
Всё о танцах Испании


Музыкальная драматургия. [33]
Методические и теоретические материалы по музыке и музыкальной драматургии.


Еврейские танцы [9]
материалы по истории и еврейских танцев


Художники [18]
Биография и творчество художников


Выдающиеся педагоги [57]
Биография известных педагогов танца


Фёдор Лопухов [13]
Фёдор Лопухов


Азербаджанский танец [3]
Всё об Азербаджанском танце


Борис Эйфман [10]
Всё о творчестве Эйфмана


Институт Культуры и Искусств [7]
правила приёма


Историко-бытовой танец [3]
ВСЁ О ИСТОРИКО-БЫТОВЫХ ТАНЦАХ


Чукотский танцевальный фольклор [4]
Чукотский танцевальный фольклор


Русский хоровод [12]
Всё о русском хороводе


Каталог статей


Главная » Статьи » Научные статьи

Девичник — свадебный обряд

ДЕВИЧНИК

Девичник — свадебный обряд, день перед свадьбой, либо дни от рукобитья до свадьбы. К невесте приходили ее подружки, которые помогали ей шить подарки жениху и его родным и пели свадебные песни. В это время сюда могли приходить и жених с парнями. Вместе они устраивали «вечерки» за чаем и молодежными играми. Невеста же все время перед свадьбой проводила «в слезах и вытье», «в голошении», что связывалось с ожидающими молодую женщину тяжелым трудом, прощанием с молодой девичьей жизнью. Важным элементом являлось также ритуальное омовение невесты в бане накануне свадьбы.

  Сегодня мы замечаем в определённых слоях городской и сельской молодёжи возвращение интереса к традиционному свадебному обряду. Неудивительно, что, вступая в брак, молодые люди стремятся отметить день его заключения запоминающимся образом, так как искусственно созданный обряд регистрации настолько отталкивает своей казённой формой, что молодые и их гости стремятся поскорее пережить его, как неприятную, но общепринятую часть современной свадьбы.
     
     На наше счастье, устойчивость народных традиций и особенно свадебных просто поразительная, и почти в каждой семье есть свой знаток, умеющий, как поётся в белорусской свадебной песне, "порядочек повести". Не умерла у наших современников и потребность самим попеть на свадебном пиру, - пусть не свадебные, но живые песни, согретые душой поющих. Недаром по городу так много объявлений: "Профессиональный баянист, тамада поможет весело провести свадьбу..."
     
     От многих старых и не очень сельских бабушек и сегодня ещё можно записать настоящие свадебные песни, уходящие своими корнями в глубокое прошлое нашего народа. В старину без этих песен свадьба просто не могла состояться. Сам христианский обряд венчания в некоторых местах не считался достаточным для того, чтобы община признала брак, совершённый без соблюдения народных обычаев, действительным.
     
     Интерес к свадебной обрядности велик и у многочисленных фольклорных коллективов, стремящихся на сцене воссоздать её отдельные элементы.
     
     Действительно, свадьба изначально являет собой торжественное театрализованное действо, народную драму со своими законами, устойчивым сюжетом, режиссёром-дружкой, набором обязательных персонажей. Недаром говорят "играть свадьбу". Разные её этапы дают широкий простор для воплощения на сцене. Интересен, к примеру, момент сбора свадебного поезда: одновременно в двух пространствах -домах жениха и невесты - совершаются обряды, поются песни (жениху поют женщины-соседки, невесте - подруги).
     
     Кроме того, свадебные обряды и песни, их сопровождающие, существуют на территории России в массе разных вариантов, предоставляющих возможность выбирать наиболее понравившиеся образцы, отвечающие специфике каждого коллектива.
     
     При всей вариативности сложился определённый стереотип свадьбы, общий для русских, украинцев и белорусов.


     
     Во-первых, - это время проведения свадеб. Никогда не гулялись свадьбы во время поста, в дни больших, "двунадесятых" православных праздников.
     
     Больше всего свадеб гулялось в старину и продолжает гуляться по сей день осенью, после уборки урожая. Затем наступает филлиповский пост и надо ждать, пока пройдут святки; После крещения и до масленичной недели снова влюблённые могут соединять свои жизни. Самой же счастливой считалась свадьба, сыгранная на Красную горку, после Пасхи, во время Фоминой недели.
     
     У русских свадьба как система обрядов, закрепляющих брак, сложилась примерно к 15-му веку. Многие из этих обрядов носили юридический характер, например, если при сватовстве отец невесты выпивал предложенное роднёй жениха вино, это расценивалось как согласие, и в этот момент пелась определённая обрядом песня, также являющаяся юридическим фактом. У обеих сторон были закреплённые и освящённые традицией права и обязанности: выкуп, приданое, кладка и т. п

 
     Первоначально свадебный обряд был связан с магией, недаром до сих пор старики в пословицах упоминают, что главное на свадьбе - обвести молодых вокруг печного столба, дерева и т. п. Переход девушки из рода отца в род мужа влёк за собой, по представлениям, и переход под покровительство духов мужнего рода, и обставлялся специальными оберегами, способствующими чадородию, плодородию и здоровью молодых. Постепенно, с изменением мировосприятия, свадебный обряд стал осознаваться как эстетическое действие, своего рода игра. Мало кто из женихов и сегодня, перенося невесту в дом через порог на руках, знает, что это делалось с целью обмануть домового, заставить его принять девушку как новорожденного члена семьи, который в дом не входил, - а в доме оказался. Но обряд этот распространён повсеместно благодаря своей красоте: мужчина демонстрирует им свою силу и любовь к молодой жене. Так и другие обряды: одни сохранились из-за поэтичности формы, другие - благодаря традиции, "деды наши так делали".

 
     Существует два типа свадеб: драма и праздник. Первый характерен прежде всего для русского севера, старожилов Сибири (в основе своей северных выходцев), семейских забайкалья. Со дня сговора невеста начинала причитать, причитала её мать, подруги. На юге же России, у казаков, некоторых групп белорусов, и украинцев свадьба была весёлым действом. Невеста причитала на могиле родителей и пелись грустные песни, только если она оставалась сиротой. Венчание почти повсеместно гармонично вошло в структуру свадьбы, разделив гулянье в доме невесты (до) и в доме жениха (после). Однако существуют определённые сведения с юга России, что венчание проводилось иногда загодя, до свадьбы, а окончательное соединение молодых совершалось только после свадебного пира.
     
     Несмотря на обилие вариантов, можно выделить основные компоненты свадьбы вообще. Договоримся сразу, что "свадьбой" мы называем не только пиры в домах невесты и жениха, но весь цикл обрядов, начиная со сватовства.
     
     Итак, сватовство. Негласное сватовство, когда со стороны жениха в дом невесты приходили специально подготовленные люди, чтобы договориться о возможности породнения двух родов. Где-то это была сваха (Алтай), где-то родители жениха, или родственники-мужчины. У настоящих свах были свои секреты. Например, считалось, что до того, как у девушки спросят, согласна ли она, её обязательно нужно похлопать по левому плечу - тогда она не сможет отказать.
     
     Как правило, за сватовством следовали смотрины хозяйства жениха, особенно в том случае, если сваты приезжали из чужой деревни. Удовлетворившись результатами "домоглядства", как ещё назывались смотрины, родители невесты назначали день гласного сватовства - рукобития. "Сговор", "запой", "заручины", "просватанье" "своды", - вот далеко не все обозначения этого обряда, со временем вобравшего в себя некоторые другие. На рукобитье приглашали родню, подруг невесты. Жених должен был узнать и выбрать свою наречённую из ряда нарядных девушек, поцеловать её. Собственно "били по рукам", скрепляя согласие на брак, сами наречённые, и их родители. На сговоре решали вопросы организации свадьбы, распределяли свадебные чины. Жених и невеста уподоблялись князю и княгине, сама свадьба - княжескому пиру, потому и многие свадебные чины именовались подобно: большими боярами - близкая родня и почётные гости, меньшие - родня дальняя и гости попроще. Обязательно избирался дружка - часто это был не просто весельчак, балагур, а способный уберечь свадьбу от порчи знахарь; в роли свахи чаще всего выступали крёстные матери. Тысяцкий - воевода, начальник свадебного поезда - крёстный или дядька жениха. У дружки-шафера всегда был помощник - полудружье. Невесте полагалась подневестница, жениху - подженишник. Их основная роль - держать венцы над молодыми во время венчания. Нередко на свадьбу из родни невесты выбиралась постельница, в задачи которой входило охранять от порчи постель молодых по дороге из родительского дома невесты, во время свадебного пира в доме жениха. Она же продавала постель, набивая цену порой выше, чем "стоила" невеста на бранье

   
     Иногда на свадьбу звали вопленницу ("вытницу", "подсказуху"), которая, как явствует из названия, выла и причитала, вводя невесту и окружающих в то особое состояние, когда голосить начинали все.


     Когда о дне начала собственно свадьбы было решено (обычно выбиралось воскресенье), в доме невесты начинали собираться девушки: помогали украшать приданое, шили дары, а вечерами невесту с подругами навещала компания жениха с ним самим во главе.Ежедневно жених дарил своей наречённой небольшие подарки. На предсвадебных вечёрках играли, пели, пили чай. Последний перед свадьбой день (вечер, неделя) назывался девичником. С утра невеста начинала причитать; девушки ещё с вечера делали "девью красоту" - украшали соломенную или льняную косу лентами, цветами. Расчёсывали волосы невесты, вечером вели её в баню, где она продолжала причитать, прощаясь с девичьей волей.

 
     Утро свадебного дня начиналось вновь с причета невесты. Фактически продолжался девичник - прощание с красотой, с подругами, с родительским домом. Наряжали невесту, а в доме жениха шли свои обряды: подготовка к бранью. Свадебный возок украшался ещё с вечера; утром мать чесала сыну кудри - он ведь тоже прощался со своим холостяжеством. Чтобы уберечь парня от "сглаза", крёстная мать иногда сажала его на квашенку, крестообразно вырезала из головы по пучку волос, и подпаливала места срезов. Одевали жениха, как и невесту, во всё новое - рубаху, вышитую невестой, пояс, сотканный ею же... В древности во время бранья устраивались кулачные бои между родами жениха и невесты, в ходе которых родственники невесты, оказав символическое сопротивление родне жениха, сдавались.

 
     Во многих традициях сваха невесты перед приездом свадебного поезда мела дорогу перед домом.

 
     Обязательным обрядом после встречи поезжан был выкуп косы и места рядом с невестою. Платил обычно дружка, необязательно деньгами, часто сладостями, девкам - по ленте. Косу продавал младший брат, у белорусов - сестра невесты.
     
     Перед отъездом к венцу молодых благословляли иконой и хлебом родители девушки. Отец вкладывал правую её руку в руку жениха со словами: "пой, корми, обувай, одевай, на работу посылай и в обиду не давай!". Невеста, уходя из дому, причитала, даже если брак ей был по душе. "Наплачешься за столбом, коли не наплачешься за столом" - говорила пословица.
     
     К венцу ехали с песнями, возвращались вновь под песни. По дороге в дом жениха, как считалось, свадьбу можно было легко испортить недоброму человеку, поэтому дружка соблюдал все меры предосторожности: читал молитвы и заговоры, убирал с дороги камни, на которые могло быть напущено колдовство.
     
     Односельчане нередко останавливали свадебный поезд, загородив дорогу и выставив хлеб-соль. Это считалось добрым знамением, за это поезжане угощали их вином. Громкие звуки отпугивают нечистую силу, - и с ружьями навстречу поезду выходили парни, стреляли в воздух. И им доставалось угощение.
     
     У родного дома жениха со свитой встречала мать, одетая в вывернутый тулуп; посыпала сына с невесткой овсом, пшеном, - всё это должно было оберегать молодую пару и сулило богатство. Выходил и отец жениха, они вдвоём с матерью благословляли молодых, провожали за свадебные столы. На пиру в основном пелись величальные и корильные песни; величали невесту с женихом, родню. За величание полагалось одаривать поющих, угощать. Задержка угощения - и певицы сейчас же заводили корилку тому, кого только что расписывали всеми красками.
     
     В определённый момент пира (везде по-разному) молодую "окручивали", "повивали", "перевязывали". Производили этот обряд обыкновенно свахи, они закрывали невесту пологом от глаз гостей, разделяли волосы надвое, укладывали на голове в виде кос, жгутов, или "рожков" и покрывали женским головным убором, разным для всех губерний. Иногда в двух соседних сёлах женские уборы отличались.
     
     Провожали молодых на покой обычно в баню, в клеть, на сеновал и даже в хлев. Жена обязана была снять с мужа сапоги, демонстрируя свою покорность, и подать плеть. Муж в ответ должен был загодя заложить в сапоги деньги, которые шли молодой жене в знак того, что он будет содержать её, а приняв плеть, трижды слегка ударял жену - чтобы в семейной жизни больше никогда не бить.
     
     Наутро, а иногда в тот же вечер, происходило вскрывание молодых. Тысяцкий открывал чулан или баню (ключи от спальни молодых хранились у него), и свахи шли за простыню или рубахой молодушки. Этим предметам придавалась большая магическая сила, через них невесту навсегда невесту могли сделать бесплодной, и свахи относились к своим обязанностям со всей серьёзностью. Если невеста "честная" - о дверь спальни били горшки, наряжали упряжку и ехали утром за родителями невесты (после венца на пиру у жениха их не было), приводили и начинали угощать и величать. В противном же случае лошадям привязывали вместо цветов старые веники, рваные тряпки; родителей невесты в этом случае величали так, что они частенько загодя прятались. Им подавали "на угощение" рюмку без дна.

    
     Второй день свадьбы назывался "пирожными столами". Если молодая доказала свою невинность, все гости наряжались в красную одежду, повязывали красные же платки на шесты и с такими знамёнами шествовали по селу.Нередко пришедших гулять второй день встречали шуточной "баней". В этот день молодожёнов ждало множество испытаний: и сор от денег отделять, и дрова колоть в доме на полу, и гостей блинами подчевать, и дары принимать. Свадебный каравай, испечённый в доме невесты ещё до воскресенья, украшенный "шишками" из теста или фигурками птичек, на юге России ещё и свадебным деревцем (см. статью "Максимовская свадьба"), наконец разрезали и угощали гостей.
     
     Иногда пир продолжался и на третий день, и далее - уже в домах родственников. Называлось это "отводины"; молодые ходили ко всем, кто их приглашал, чтобы со всей роднёй водить "хлеб-соль".

 
     После свадьбы для молодой семьи начиналась нередко трудная жизнь. Молодуха должна была привыкать к чужим людям, к покорности, готовиться к материнству.
     
     Но на Масленку и после Пасхи о молодожёнах вновь вспоминали: молодёжь катала их с горки, обязательно стремясь опрокинуть в снег, требовали у жены выкуп за мужа, закопанного в снег(чаще всего - поцелуй). После Пасхи молодых "окликали", обряд назывался очень красиво - "вьюнины", - существовали специальные "вьюнишные" песни, за которые поющих нужно было вновь одаривать. Только после окликания, в котором участвовали только женатые члены общины, свекровка начинала нагружать невестку тяжёлой работой.
     
     Конечно, если бы мы поставили перед собой задачу описать все свадебные обряды, нам не хватило бы ни места, ни сил, ни времени. По счастью, этнографы России, Белоруссии, и Украины ещё в прошлом веке активно изучали свадьбу, и сегодня ведутся экспедиционные, исследовательские работы по этой теме. Поэтому всех, кто заинтересовался и хочет углубить свои знания о свадебных обрядах и их локальных проявлениях, мы с удовольствием отсылаем к замечательным книгам и статьям.

 

Самый последний день перед венчанием считался основным днем девичника, и в этот день невесте расплетали подруги косу под грустное пение, отводили ее в баню, где также под грустное пение мыли ее. Во время похода в баню мать невесты и провожала девиц, и встречала брагою, те же в ответ пели одну из своих самых грустных песен, как бы навсегда отказываясь от радостей жизни и говоря, что в последний раз молодая невеста так напивается и веселится с подругами.


Потом, после бани, одетую во все новое деву подруги приводили к ее родителям, и все вместе с вытницей выспрашивали у них родительское благословение, а также пением и мольбами выспрашивали благословения у всех братьев и сестер невесты. Все подруги вместе с невестой и вытницей вставали посреди избы и на этот раз пели величальную песню. Отец благословлял дочь, а она при этом дарила ему что-нибудь из белья с особым приговором. Потом она дарила всем остальным своим близким родственникам что-нибудь все с тем же приговором. А под конец одаривала вытницу полотном или рукавичками. При этом невеста всем кланялась в ноги, начиная со старших и заканчивая самыми меньшими в семье родственниками.

Кульминацией девичника был обряд заплетания кос. Невесту сажали на лавку, естественно, на ее войлочную подушечку, и в последний раз подруги заплетали ей косы, вплетая в них ленточки. Весь обряд проходил с особенными припеваниями. После девичника большинство подруг уходили домой, а оставшиеся укладывались с невестой спать в одной кровати, а кто-то - и на полу, прямо у ног невесты. Перед сном они еще раз затягивали печальную песню и засыпали.

Жалостливые песни и рыдания играли важную роль в традиционном девичнике. И даже на следующий день, уже непосредственно в день свадьбы, с самого утра подруги невесты вновь заводили грустные песни. В одной из таких песен говорится о том, что якобы постель невесты уплывает в далекую даль, но поймал эту постель некий удалый молодец, и быть теперь невесте мужней женой и спать в этой постели. Невеста вновь прощается со своими родителями под пение подружек и горько плачет. И только после этого все начинают ожидать жениха. Таким образом, почтенную часть предсвадебного периода - девичника - можно считать совершенно законченной.


По языческим представлениям, девичник был необходим и для того, чтобы избавить невесту от дурного глаза и зависти подружек, родственников и прочих людей. Одаривая их всех брагой, угощением и подарками, невеста как бы задабривала недобрых родственников и завистливых подружек. Тем самым она спасала свою будущую замужнюю жизнь от сглаза и порчи. Особенно зловредную особу потчевали всеми возможными способами - вином, пивом, водкой, брагой, горилкой - до беспамятства. Так, чтобы она навек забыла о своих дурных помыслах, и в ее памяти осталось лишь приятное воспоминание от общения с невестой.

Свадьбы великокняжеские и царские также предварялись девичником, на который собирались гости невесты. Вместе с будущими молодоженами они составляли поезд и объезжали многих родственников невесты, с которыми та прощалась. Такой девичник протекал очень весело, поскольку все гости пировали, пели, плясали и развлекались от души. А невесте княжеского рода не гоже было причитать и завывать во время своего девичника

 

 

 

По древнему народному преданию и по древней традиции, всем девицам полагалось перед свадьбой плакать, что и делалось именно на девичнике. Таким образом, происходило прощание невесты со своей молодостью и свободой. "Не плачешь за столом - будешь плакать за столбом", - говорили умудренные жизненным опытом старушки. В прежние времена девушка-невеста садилась среди подруг и начинала причитать по специально заученному тексту и плану. Существовали народные, веками сложенные причитания, которые исполняла молодая девица накануне своей свадьбы.


Происходило это примерно так. С того дня, как невеста просватана, в дом к ней приглашали вытницу (плакальщицу) и подруг. Обычно на роль вытницы выбирали либо из старых дев, либо среди замужних женщин, знающих толк в страдальческих песнях. Разумеется, эта дама должна была обладать приятным голосом и манерами, поскольку особый дар вытницы заключался в том, чтобы своим пением заставить невесту расплакаться и "завыть". Эта почтенная и уважаемая дама ко всему прочему должна была уметь управлять хором девушек-подружек, с их помощью она добивалась желаемого результата и заставляла невесту рыдать навзрыд. Поскольку хорошие вытницы были редкостью, то они пользовались особенным уважением и почетом.


Женская половина родственников во время девичника, который мог продолжаться несколько дней, и сами приходили в гости к невесте, и приглашали ее к себе вместе с вытницей, чтобы всем вместе поплакать над горькою судьбой молодой девы, навеки расстающейся со своей молодостью и невинностью. Невеста вместе с вытницей принимает гостей и дарит их вином, двумя поясками и душераздирающим пением. Когда же невеста вместе с подругами и вытницей сама отправляется в гости, то первым делом на выходе из своего дома она запевает заунывную песню и просит в ней позволения у родителей уйти из дому в гости к тетке (например, чтобы там попеть свои грустные песни и попрощаться с родственницей). Естественно родители, устав от длительных пронзительных заунывных песен, с радостью отпускают горемычную дочь вместе с вытницей и подругами на все четыре стороны.


Между тем молодая страдалица-невеста отправлялась в путь. Летом вытница, невеста и подруги обычно ходили пешком через поля и луга и там, на воле, голосили столько, сколько душе было угодно. А вот зимой приходилось ездить на санях, а от постоянной тряски да еще при сильном морозе дружного пения никак не получалось. Во время таких вот разъездов подруги невесты обязательно брали с собой в путь ватное или войлочное сиденье для самой невесты, чтобы как-то ее выделить среди прочих девиц. И если вдруг на пути у вытницы и невесты встречался пеший человек, то подруги невесты немедленно клали наземь войлочную подушку, усаживали на нее невесту и затягивали одну из своих самых печальных песен, рассказывая одинокому путнику о превратностях судьбы молодой девы.

По приходе к родственнице, например к тетке, девицы с невестой под управлением вытницы затягивали одну из своих песен:

 

Родна матушка, не хотела ты

Меня, грустну девицу, на мосту заморозить.

Пощипало мои ноженьки резвые морозцем

Да к мосту, да к калиновому приморозило.

Приморозило-то мои белы рученьки

Ко скобе, да ко железной.

Растроганная тетка тут же выносила невесте и ее подругам, и, конечно же, вытнице, теплой браги, стлала у порога войлок. Невеста падала на войлок, и все хором затягивали краткую песню о кручине невесты, что вот она приехала к своей тетушке в последний раз. После этого все целовались, подушку невесты и войлок вносили в дом, гостеприимная тетка вновь потчевала всех брагой, вином, пивом, пельменями и другими кушаньями. Если невеста подмерзла, то ей подносили разогретое пиво с перцем. После трапезы и питья гости затягивали величальную песню и хвалили в ней тетку. За это хозяйка дома и прочие члены ее семьи дарили подругам невесты по копейке, а то и по двадцать. В свою очередь невеста в ответ дарила тетке холст на рукава, тельник и два пояска, а хозяину дома - порты или опояску с тельником и двумя поясками. После этого все опять начинали петь. На этот раз к всеобщему пению подключались и тетка, и ее домочадцы.

Категория: Научные статьи | Добавил: sasha-dance (10.01.2016)
Просмотров: 1337 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  •  
  • Программы для всех
  • Лучшие сайты Рунета