Четверг, 25.05.2017, 02:25 Приветствую Вас Гость | RSS
Композиция
и
постановка танца
Меню сайта
Статьи по разделам
Балетмейстеры [183]
Биография, основные этапы творчества и произведения


Ж.Ж.Новерр"Письма о танце" [18]
Полная версия книги Новерра представленная отдельно каждым письмом


И.Сироткина "Культура танца и психология движения" [2]
Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ТАНЦА [0]
Методические указания к спецкурсу «Основы танцевально-экспрессивного тренинга»


Режиссура танца [62]
Теоретические и научные статьи и методики.


Драматургия танца [37]
Теоретические и методические материалы и статьи по данной теме.


Туано Арбо [3]
ОПИСАНИЕ ОРКЕЗОГРАФИИ


Научные статьи [131]
Всевозможные и собственные статьи, а также курсовые и дипломные работы студентов, надиктовыные им в качестве научного руководителя.


Танцевальный симфонизм [18]
Все материалы посвящённые танцевальному симфонизму.


Реформаторы Балета [36]
Имена и их биографии


История балета [107]
Интересные статьи по истории балеты.


В. А. Теляковский - "Воспоминания" [14]
Теляковский. Воспоминания.


Тамара Карсавина "Воспоминания" [17]
Т.КАРСАВИНА "ВОСПОМИНАНИЯ"


Леонид Якобсон [15]
Всё о Якобсоне


Польcкие танцы [13]
Описание и видео-фрагменты Польских танцев


Венгерский танец [12]
Венгерские танцы -описание и видеофрагменты


Ирландский танец [7]
Ирландский танец видео и описание


Армянский танец [6]
Армянский танец описание и видео


Танцы народов прибалтики [9]
Прибалтийские народные танцы


Видео [53]

Музыка [14]
Музыкальные материалы для этюдов и танцев


Исполнители [147]
Раздел посвящён легендарным исполнителем танцевального искусства


Интевью с Баланчиным [10]
Великолепная статья Соломона Волкова в виде интервью с Джоржем Баланчины о Петербурге, о Стравинском и Чайковском


Композиторы [68]
Биографии и интерересные статьи о композиторах


Классический танец [8]
Материалы по классическому танцу: методика и интересные статьи


Либретто балетных спектаклей [101]
В данной категории содержаться основные либретто балетных спектаклей различных времён и различных балетмейстеров


Ранние формы танца [11]
История зарождения первых танцевальных форм


Jazz & Modern Dance [15]
Техника современных танцевальных течений


Танцы Народов Мира [12]
Все народности и этносы


Русский танец [24]
Всё по русскому танцу


Испанский танец [17]
Всё о танцах Испании


Музыкальная драматургия. [33]
Методические и теоретические материалы по музыке и музыкальной драматургии.


Еврейские танцы [9]
материалы по истории и еврейских танцев


Художники [18]
Биография и творчество художников


Выдающиеся педагоги [57]
Биография известных педагогов танца


Фёдор Лопухов [13]
Фёдор Лопухов


Азербаджанский танец [3]
Всё об Азербаджанском танце


Борис Эйфман [10]
Всё о творчестве Эйфмана


Институт Культуры и Искусств [7]
правила приёма


Историко-бытовой танец [3]
ВСЁ О ИСТОРИКО-БЫТОВЫХ ТАНЦАХ


Чукотский танцевальный фольклор [4]
Чукотский танцевальный фольклор


Русский хоровод [12]
Всё о русском хороводе


Каталог статей


Главная » Статьи » Драматургия танца

Место искусства в жизни человека
Место искусства в жизни человека
 
 

1. Понятие искусства. Искусный труд как творчество и красота
Тяга к эстетике у людей -- это не просто удовлетворение любознательности. Эстетическое развитие личности -- важный признак общего развития. Без красоты, как явления, без искусства с его необъятным содержанием из души человека уходит громадный, светлый мир высоких мыслей и чувств. И человек оказывается опустошенным, бедным.
«Учебником жизни» назвал искусство наряду с наукой Н.Г. Чернышевский в своей знаменитой диссертации «Эстетическое отношение искусства к действительности». Потребность в осмыслении жизни (в особенности современной), в выработке на этой, основе определенных ориентиров собственного поведения и деятельности особенно насущна в юные и молодые годы. Искусство -- одно из самых эффективных средств, способных удовлетворить эту потребность.
Термин «искусство» многозначен. В расширительном смысле он означает высокий уровень, мастерства в любой сфере деятельности, указывает на красоту и совершенство ее продукта. Говорят, например, об искусстве каменщика, портного и т. д. В философии под искусством понимают только те виды деятельности, которые воспроизводят мир в специфических образах", живопись, музыка, театр, поэзия, художественная литература и др.
Зачем людям искусство? На этот вопрос мыслители отвечали по-разному. Так, немецкий философ-идеалист Гегель (XIX в.) утверждал, что человек, как духовное существо, для осознания себя самого удвояет себя посредством изменения внешнего мира, воздействия на предметы и явления этого мира. Человек накладывает отпечаток собственной сущности на внешний мир, очеловечивает его. Отсюда и возникает потребность в искусстве, которая проистекает из разумного стремления человека духовно осознать внутренний и внешний мир, представив его как предмет, в котором он узнает свое собственное «Я». Искусство, по мнению Гегеля, имеет своей задачей раскрыть истину в художественно-чувственном образе и оформлении.
Своеобразное понимание искусства сложилось в русской религиозной философии. Так, Вл. Соловьев также видел задачу искусства в преобразовании мира, но само это преобразование он не связывал с социально-классовыми ориентациями. Искусство, для Соловьева, имеет двоякое действие: во-первых, оно производит прекрасные предметы, которых не было в природе, во-вторых, эти предметы воздействуют на душу человека и очищают ее. Другими словами, произведения искусства способствуют реальному улучшению материально-вещественной действительности и мира человеческих переживаний. В этом Вл. Соловьев видел глубинный смысл формулы: «Красота спасет мир». Искусство, считал он, осуществляет, творит красоту в нашей далеко не прекрасной реальной жизни. Но сотворенная искусством красота -- это маленький и хрупкий светлый остров в темном море нашего жестокого и тяжелого существования, это тонкий луч надежды. Где гарантия, что красота спасет мир? Ведь искусство до сих пор не сумело преобразовать мир и людей, не сделало их прекрасными. Оптимизм Вл. Соловьева основывался на убеждении что существующие способы и приемы художественного творчества не являются окончательными, что человечество в своем развитии сможет выйти на такой уровень, где сила осуществления красоты в художественном творчестве станет достаточной для того, чтобы сделать прекрасным весь мир.
2. Многообразие видов искусства
В обычной жизни человек нередко говорит об искусстве и его законах, как если бы оно существовало в единственном числе. В широком смысле так оно и есть, но ученые до сих пор спорят о принципах классификаций искусств. Источник этого многообразия философы прошлого видели по-разному: Кант -- в многообразии способностей субъекта, Гегель -- во внутренней дифференциации объективной идеи, французские материалисты -- в различии художественных средств, которыми пользуются музыканты, поэты, живописцы.
Причина разделения искусства на виды -- многообразие типов общественной практики человека в сфере художественного освоения мира, опирающееся на эстетическое многообразие действительности, На основе исторической практики человечества, в процессе жизнедеятельности людей возникло богатство человеческого духа, развились эстетические чувства человека, его музыкальный слух, взор, умеющий наслаждаться красотой.
Нет главных и второстепенных искусств, но каждый вид обладает своими сильными и слабыми сторонами в сравнении с другими.
Архитектура. Архитектура зародилась в глубокой древности, на высшей ступени варварства, когда в строительстве начинают действовать законы не только необходимости, но и красоты.
В Древнем Египте строили огромные гробницы (высота пирамиды Хеопса в Гизе -- около 150 м), храмы со множеством мощных колонн (в Храме Амона в Карнахе высота колонн 20,4 м, а диаметр 3,4 м). .
В Древней Греции архитектура обретает демократический облик. Культовые сооружения (храм Парфенон) утверждают красоту, свободу, достоинство грека-гражданина. Возникают общественные постройки -- театры, стадионы, школы.
В средние века западноевропейская архитектура становится ведущим и самым массовым видом искусства. В устремленных к небу готических соборах выражался религиозный порыв к богу и страстная земная мечта народа о счастье.
Достижения русского зодчества запечатлены в кремлях, крепостных сооружениях, дворцах, культовых и гражданских зданиях (колокольня Ивана Великого, храм Василия Блаженного, постройки из дерева с их богатыми орнаментальными формами -- ансамбль Кижи, Зимний дворец, ансамбли Царского Села -- творения Растрелли).
Во всех случаях постройки, имеющие явную эстетическую ценность, выражают дух эпохи, определенное мировоззрение тех или иных исторических классов, в них проявляется представление о человеке в мире, его значимости. Архитектура -- это «каменная философия» эпохи, которая рассказывает нам о порывах человеческой души, о попытках выразить свои чувства и мысли в игре материальных объемов.
Таким образом, архитектура -- это формирование действительности по законам красоты при создании зданий и сооружений, призванных обслуживать потребность человека в жилье и общественных помещениях.
Скульптура -- это пространственно-изобразительное искусство, осваивающее мир в пластических образах, которые запечатлеваются в материалах, способных передать жизненный облик явлений.
Можно выделить несколько видов скульптуры: станковая (предназначена для близкого рассмотрения), монументальная (воспринимается издали, так как имеет более обобщенные формы), монументально-декоративная (связана с архитектурными ансамблями -- атланты и кариатиды), декоративно-прикладная (рельефы, орнаменты).
Живопись есть изображение на плоскости картин реального мира, преобразованных творческим воображением художника. Или, как сказал французский мыслитель Д. Дидро: «Живопись -- это искусство сообщаться с душой посредством глаз». Живописи не дано занимать реальное пространство, как архитектуре и скульптуре, жить в естественном свете среды. Зато у нее есть свое оружие, которым она превосходит описанные выше виды. Это многоцветье красок. Цвет -- главное средство выразительности живот шеи.
В эпоху Возрождения живопись становится ведущим искусством.
Возрождение открыло законы, перспективы или даже шире -- свободное владение пространством. Живопись Ренессанса закладывает основы колористической композиции, выделяющей главное в картине при помощи цвета и света. Рембрандт в своих портретах, пользуясь темным фоном, создает световой акцент, выделяющий самое выразительное в человеке -- его лицо и руки.
В XIX в. углубляется и завершается наметившийся ранее процесс размежевания живописи и графики. Специфика графики -- линейные соотношения, воспроизведение форм предметов, передача их освещенности. Живопись запечатлевает соотношение красок мира, через цвет она выражает существо предметов, их эстетическую ценность. Процесс принципиального размежевания живописи и графики завершают импрессионисты. Не рисунок, а Цветовые соотношения изображаемых предметов становятся носителем эстетического смысла живописных произведений.
Так, в картинах К. Моне, рисующих лондонские туманы, схватываются и запечатлеваются тончайшие переливы света.
Сама композиция в живописи становится колористической (картины Ван Гога, Д. Ренуара, Э. Мане). В современной живописи, говорит П. Пикассо, каждый мазок стал точной операцией, подобной действиям часовщика.,
В XX в. резко меняется характер живописи. На видение мира воздействуют фото, кино, телевидение, широта, богатство и разнообразие впечатлений современного человека. Это рождает стремление живописи охватить предмет в его кинообозреваемом виде, предполагающем всесторонний обзор. В живописи XX в. возрастает роль субъективного начала, обостряется значение личного видения, индивидуального восприятия жизни (И. Грабарь «Мартовский Снег»).
Музыка способна оказать воздействие на самых неподготовленных слушателей. И не случайно во всех богослужениях важнейших религий используется музыка: верное средство подвергнуть человека своеобразному наркозу.
Да, музыка может «вознести» человека на небо, наполнив его глаза слезами непонятного восторга. А может вернуть его на землю, наполнив силой, вдохнуть высокие чувства и готовность к самопожертвованию.
Но музыка способна нести и большую мысль, идею, хоть и выраженные, по словам Б. Асафьева, в музыкальной «бессловесной» форме. Композитор не может сказать средствами музыки: «Долой тиранов!». Но музыкальными образами он может показать столкновение чистого, нежного и грубого, жестокого, изобразить сам конфликт и в груди слушателя рождается тот самый призыв, который словесно не прозвучал в произведении.
Итак, возникнув на низших ступенях общественного развития, выполняя в начале преимущественно утилитарную роль (ритуальную), музыка овладела способностью отражать сложный духовный мир человека, борения его мыслей, страстей и чувств.
Хореография -- эхо музыки. Танец - мелодичный и ритмичный звук, ставший мелодичным и ритмичным движением человеческого тела, раскрывающим характеры людей, их чувства и мысли о мире. Хореографический образ возникает из музыкально-ритмичных, выразительных движений, дополняемых порой пантомимой, иногда специальным костюмом и вещами из бытового, трудового или военного обихода (оружие, платки, посуда и т. д.).
Литература. Вечным строительным материалом литературного образа является слово. О действенной силе поэтического слова говорят многие предания. Греки рассказывали, что певцы Орфей и Амфион укрощали песнями диких зверей и передвигали деревья и камни.
Благодаря гибкости и безграничным выразительным возможностям слова литература способна вбирать в себя элементы художественного содержания любого искусства. Л.Н. Толстой в «Войне и мире», описывая танец Наташи Ростовой, создает почти зримый хореографический образ; В. Гюго в «Соборе Парижской богоматери» воспроизводит образ архитектурного произведения; А.С. Пушкин в «Медном всаднике» -- скульптурный образ Э. Фальконе.
Словесная форма литературы позволяет ей выражать не только эстетические, по и общественно-политические идеалы, устанавливать тесную связь с философией, политикой, моралью и другими формами общественного сознания. Литература занимает ведущее положение в системе искусств, оказывает существенное влияние на развитие других видов искусства.
Театр. Основой театра является драматургия. Вместе с тем театр синтетичен. Он включает в себя живопись, скульптуру, архитектуру (декорации), иногда кино, музыку, танец. Театр -- коллективное творчество: в спектакле объединяются усилия драматурга, режиссера, художника, композитора, актера.
«Строительный материал» театрального образа -- живой человек; актер, вбирающий в себя жизненные наблюдения, опыт. Через него воплощаются замыслы драматурга и режиссера. Актерское мастерство требует особого таланта -- наблюдательности, внимания, умения отбирать и обобщать- жизненный материал, фантазии, памяти, средств выразительности. В театре создание образа актером протекает на глазах у зрителя, что углубляет духовное воздействие на него. В кино зритель видит результат творческого процесса, в театре - сам процесс.
Театральное искусство уходит своими истоками в глубокую древность, к первобытным обрядам, к ритуальному копированию повадок животных с употреблением специальных костюмов, масок, татуировки и раскраски тела. В античном мире на спектакли собиралось до полутора десятков тысяч зрителей. В средние века театр развивается в официально-религиозной форме, как часть церковной службы.
В эпоху Возрождения народные формы театрального искусства проникаются гуманизмом (итальянская комедия масок), театр обретает философичность; становится средством анализа состояния мира (театр Шекспира), инструментом острой социальной борьбы (театр Лопе де Вега).
В XIX в, театр демократизируется, развиваются его массовые, народные формы. В 1-й половине XIX в. распространяется романтический театр, который отличают повышенная эмоциональность, лиризм, бунтарский пафос. В 30-е гг. XIX в. господствующим направлением в театре становится критический реализм, который в России развивался на основе драматургии Н.В. Гоголя, А.Н. Островского, А.П. Чехова, Т. Ибсена, Б. Шоу. Театр становится глубоко национальным.
Отечественный театр продолжил реалистические традиции классического искусства и обогатил их новыми формами сценического мышления, выдвинув плеяду блестящих артистов и режиссеров (Станиславский, Мейерхольд, Вахтангов).
Таким образом, театр представляет такой вид искусства, который художественно осваивает мир через драматическое или комическое действие, производимое актерами на глазах у зрителей.
Кино. Также как и театр, кино, а теперь и телевидение представляют собой так называемые «синтетические виды искусства», т. е. использующие способы отражения действительности отдельных видов искусства в единстве.
Кино -- дитя XX в. Кино превосходит театр, литературу, живопись в создании зрительных подвижных образов, способных широко охватить современную жизнь во всем ее эстетическом значении и своеобразии. От «великого немого» -- к звуковому кино, от звука -- к цвету, к стереоскопии и стереофонии широкоэкранного кинематографа, к синераме, а в будущем к еще большему художественному освоению трехмерного пространства с помощью голографии -- таковы этапы расширения художественных возможностей кинематографа.
Образ тайно определяется не только творческим актерским поведением, но и монтажом, раскрывающим эмоциональное содержание эпизода. Кинокамера способна фиксировать, и творчески перерабатывать жизненные картины. Разнообразие форм движения камеры, ракурса съемки практически безгранично, и в этом кроются богатые художественные возможности кино. Например, эмоциональная выразительность сцены смерти Бориса в фильме «Летят журавли» М. Калатозова достигается благодаря тому, что хоровод берез, вращаясь на экране, передает последние впечатления падающего солдата и утверждает красоту жизни, с которой он расстается.
3. Художественные эпохи и направления в искусстве прошлого
Направление -- одна из важных категорий эстетики. Однако очень часто оно отождествляется с течением, школой, методом и стилем. Направление проявляет себя через совокупность произведений, в которых осуществлены определенные принципы творчества. Категория «художественное направление» позволяет делать сравнительно-исторические обобщения в масштабах мирового художественного процесса и выявить в культуре разных народов единую последовательность художественных этапов развития.
Основные направления в искусстве XX в.:
реализм (ответственность личности и преодоление эгоцентризма);
сюрреализм (смятенный человек в таинственном и непознаваемом мире);
экспрессионизм (отчужденный человек во враждебном ему мире);
экзистенциализм (одинокий человек в мире абсурда);
абстракционизм (бегство, личности от банальной и иллюзорной действительности);
поп-арт (деидеологизированная личность общества «массового потребления»);
гиперреализм (обезличенная живая система в жестком и грубом мире).
Кризис искусства. Классическая традиция в искусстве базировалась на допущении, его искусство не только изображает прекрасное в жизни, но само художественное произведение должно быть прекрасно. Поэтому сама художественность рассматривалась как вид красоты, как прекраснее в самом искусстве. Даже изображая безобразное, художник преодолевает его.
Во 2-й половине XIX в. Классическое искусство перестало вписываться в динамизм буржуазного общества, стало выглядеть анахронизмом на фоне бурно развивающейся науки и техники. Его тяготение к нетворческому воспроизведению стилей прошлого вызвало протест «новых» художников, противопоставивших классическому художественному стилю новый стиль -- модерн (фр. modern -- современный).
Такое поникание художественного творчества легла в основание авангардистских течений, которые родились в конце XIX в. Термин «авангард» означает выдвинутую вперед, передовую часть военных сил и средств, а также ведущую часть любой социальной группы. Авангард восстал против традиции, имевшей место в искусстве.
Это проявилось и в отношении к традиционным способам написания картин создания музыкальных произведений и т.д. Так, художники-авангардисты, создавая свои полотна, используют отдельные элементы картин художников-классиков, но при этом непроизвольно трактуют их, искажают, обезображивают.
Авангард стал элементом массовой культуры, т. е. культуры, фабрикующей по установленному шаблону в массовом порядке определенные эстетические идеалы и вкусы людей (особенно молодежи), их моральные и политические взгляды, Отношение к традиции и т. д. Возможность формирования такой культуры обеспечил научно-технический прогресс, создавший невиданные по масштабу системы коммуникации и репродуктирования (массовая пресса, книгоиздание, аудио- и видеозапись, радио и телевидение, ксерография, телекс и телефакс, спутниковая связь, компьютерная техника, Интернет и т. д.).
Массовая культура использует и еще одну социально- психологическую, особенность людей: эффект толпы. Давно известно, что люди в толпе подзаряжают друг, друга, своими эмоциями, а потому индивидуальное переживание становится более интенсивным.
Список литературы
1. Белокрылова О.С., Михалкина Е.В., Банникова А.В., Агапов Е.П. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2006.
2. Касьянов В.В. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2007.
3. Кохановский В.П., Матяш Г.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Философия для средних и специальных учебных заведений. Ростов н/Д, 2008.
4. Кравченко А.И. Обществознание. М.: Русское слово, 2006.
5. Курбатов В.И. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2007.
Категория: Драматургия танца | Добавил: sasha-dance (24.10.2011)
Просмотров: 2347 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  •  
  • Программы для всех
  • Лучшие сайты Рунета