Вторник, 12.12.2017, 22:52 Приветствую Вас Гость | RSS
Композиция
и
постановка танца
Меню сайта
Статьи по разделам
Балетмейстеры [184]
Биография, основные этапы творчества и произведения


Ж.Ж.Новерр"Письма о танце" [18]
Полная версия книги Новерра представленная отдельно каждым письмом


И.Сироткина "Культура танца и психология движения" [2]
Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ТАНЦА [0]
Методические указания к спецкурсу «Основы танцевально-экспрессивного тренинга»


Режиссура танца [62]
Теоретические и научные статьи и методики.


Драматургия танца [37]
Теоретические и методические материалы и статьи по данной теме.


Туано Арбо [3]
ОПИСАНИЕ ОРКЕЗОГРАФИИ


Научные статьи [131]
Всевозможные и собственные статьи, а также курсовые и дипломные работы студентов, надиктовыные им в качестве научного руководителя.


Танцевальный симфонизм [18]
Все материалы посвящённые танцевальному симфонизму.


Реформаторы Балета [36]
Имена и их биографии


История балета [108]
Интересные статьи по истории балеты.


В. А. Теляковский - "Воспоминания" [14]
Теляковский. Воспоминания.


Тамара Карсавина "Воспоминания" [17]
Т.КАРСАВИНА "ВОСПОМИНАНИЯ"


Леонид Якобсон [15]
Всё о Якобсоне


Польcкие танцы [13]
Описание и видео-фрагменты Польских танцев


Венгерский танец [12]
Венгерские танцы -описание и видеофрагменты


Ирландский танец [7]
Ирландский танец видео и описание


Армянский танец [6]
Армянский танец описание и видео


Танцы народов прибалтики [9]
Прибалтийские народные танцы


Видео [53]

Музыка [14]
Музыкальные материалы для этюдов и танцев


Исполнители [147]
Раздел посвящён легендарным исполнителем танцевального искусства


Интевью с Баланчиным [10]
Великолепная статья Соломона Волкова в виде интервью с Джоржем Баланчины о Петербурге, о Стравинском и Чайковском


Композиторы [68]
Биографии и интерересные статьи о композиторах


Классический танец [8]
Материалы по классическому танцу: методика и интересные статьи


Либретто балетных спектаклей [101]
В данной категории содержаться основные либретто балетных спектаклей различных времён и различных балетмейстеров


Ранние формы танца [11]
История зарождения первых танцевальных форм


Jazz & Modern Dance [15]
Техника современных танцевальных течений


Танцы Народов Мира [12]
Все народности и этносы


Русский танец [24]
Всё по русскому танцу


Испанский танец [17]
Всё о танцах Испании


Музыкальная драматургия. [33]
Методические и теоретические материалы по музыке и музыкальной драматургии.


Еврейские танцы [9]
материалы по истории и еврейских танцев


Художники [18]
Биография и творчество художников


Выдающиеся педагоги [57]
Биография известных педагогов танца


Фёдор Лопухов [13]
Фёдор Лопухов


Азербаджанский танец [3]
Всё об Азербаджанском танце


Борис Эйфман [10]
Всё о творчестве Эйфмана


Институт Культуры и Искусств [7]
правила приёма


Историко-бытовой танец [3]
ВСЁ О ИСТОРИКО-БЫТОВЫХ ТАНЦАХ


Чукотский танцевальный фольклор [4]
Чукотский танцевальный фольклор


Русский хоровод [12]
Всё о русском хороводе


Каталог статей


Главная » Статьи » Драматургия танца

СКВОЗНОЕ ДЕЙСТВИЕ И СВЕРХЗАДАЧА.
 
 
СКВОЗНОЕ ДЕЙСТВИЕ
И
СВЕРХЗАДАЧА.
 
 
Понятия
«сквозное действие» и «сверхзадача»
являются наиболее часто употребляемыми.
Сам Станиславский о сверхзадаче и сквозном действии в своей книге «Работа актёра над собой», в которой он даёт подробнейшее описание понятий, объясняет их практическую необходимость и значение в режиссуре, актерском мастерстве, писал следующее: «Сверхзадача и сквозное действие - главная жизненная суть, артерия, нерв, пульс пьесы. Сверхзадача (хотение), сквозное действие (стремление) и выполнение его (действие) создают творческий процесс переживания». К.С. Станиславский. Работа актёра над собой. М.,1956. Ч.1, с.360
 
Таким образом, определение сверхзадачи - это глубокое проникновение в духовный мир писателя, в его замысел, в те побудительные причины, которые двигали пером автора.
Очень важно при поисках сверхзадачи наличие её точного определения, меткости в ее наименовании, выражения её наиболее действенными словами, так как часто неправильное обозначение сверхзадачи может повести исполнителей по ложному пути.
Фундаментальным понятием метода является сверхзадача - то есть идея произведения, обращенная в сегодняшнее время, то, во имя чего ставится сегодня спектакль. Постижению сверхзадачи помогает проникновение в сверх-сверхзадачу автора, в его мировоззрение.
Путь воплощения сверхзадачи - сквозное действие - это та реальная, конкретная борьба, происходящая на глазах зрителей, в результате которой утверждается сверхзадача. Не будь сквозного действия, все куски и задачи пьесы, все предлагаемые обстоятельства, общение, приспособления, моменты правды и веры и прочее прозябали бы порознь друг от друга, без всякой надежды ожить .
 
Действие - основной закон драматургии.
. Отобранная режиссером на этапе «разведка умом» цепь событий -- путь к постановочному решению спектакля.
Станиславский предлагал выявить в анализе наиболее важные события, которые определяют процесс движения спектакля.
- исходное событие - зарождение конфликта;
- основное событие - его суть;
- главное событие
- разрешение конфликта.
 
Товстоногов считал, что пьеса в своем развитии опирается на пять таких событий:
1. Исходное событие - эмоциональный «зачин» спектакля. Оно начинается за пределами спектакля и заканчивается на глазах зрителя; отражает в себе исходное предлагаемое обстоятельство.
2. Основное событие - здесь начинается борьба по сквозному действию, вступает в силу ведущее предлагаемое обстоятельство пьесы.
3. Центральное событие - кульминационный в спектакле пик борьбы по сквозному действию.
4. Финальное событие - здесь кончается борьба по сквозному действию, исчерпывается ведущее предлагаемое обстоятельство.
5. Главное событие - самое последнее событие спектакля, заключающее «зерно» сверхзадачи; идея произведения в нем становится явной; здесь решается судьба исходного предлагаемого обстоятельства
 
Существует своего рода схема, по которой можно проследить процесс развертывания события:
1) восприятие;
2) оценка;
3) непосредственно действие.
Или иначе - как говорил Станиславский: «увидел - испугался - побежал».
4)  обстоятельства (оно или изменяется или остаётся прежним).
5) Событийный ряд, как отражение сквозного действия
Событие - основная структурная единица сценической жизни, неделимая частичка действенного процесса. Событие - всегда процесс, который происходит сейчас, на наших глазах во времени и пространстве.
В каждом событии может быть только одно действие и одно контрдействие.
Таким образом, когда действие становится осуществленным - исчерпывает себя во времени и в пространстве, кончается и событие; начинается следующее действие - следующий этап сценической жизни, а следовательно, рождается и новое событие.
Как режиссёру, та и актеру, необходимо уметь мыслить событийно - процессуально. Овладение таким способом мышления способствует «строительству» сквозного действия.разом, событие - это сумма обстоятельств с одним действием.
 
СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН
Важно отметить тот факт, что сценарий - нечто целостное, которое создаётся наличием единого идейно-тематического замысла, но в то же время и нечто неоднородное. Сценарий всегда делится на эпизоды или блоки.
Каждый эпизод - сюжетный ход в развитии общего действа, который, в соответствии с идеей автора сценария заключает в себе определённый смысл.
Каждый эпизод в некоторой степени самостоятелен, автономен относительно других блоков. Он имеет свою внутреннюю структуру.
Каждый блок, чтобы считаться реализованным внутри сценария, должен иметь завязку, развитие, развязку.
Смена эпизодов сопровождается изменением - смена декораций, переключение света, появление нового персонажа, изменением музыкального сопровождения и т.д. - каким-то новым решением.
Иными словами, от блока к блоку сценарий должен развиваться - эволюционировать.
 
Эпизоды должны претерпевать изменения, подчиняющиеся общему замыслу, стилистике всего представления, его главной жанровой характеристике.
Явление каждого нового эпизода должно становиться событием. Событие, в первую очередь, призвано заинтересовывать зрителя, вовремя переключать внимание и всегда держать его в активном состоянии.
 
Каждое последующее событие должно быть по эмоциональному накалу на порядок выше предыдущего и так до максимальной эмоциональной точки представления.
 
Весь событийный ряд выстраивается именно по такому принципу. При разработке сценария необходимо помнить о таких понятиях, как предсобытийный и послесобытийный ряд.
Предсобытийный ряд - предшествуюшие событию предлагаемые обстоятельства, а послесобытийный ряд, соответственно, - обстоятельства, следующие вслед за событием.
На сцене ничего не возникает из ниоткуда - оно всегда обусловлено предыдущими событиями, ничто не исчезает в никуда - для этого есть послесобытийный ряд. Последний заключает в себе в добавок функцию катализатора, а именно, послесобытийный ряд, дает новые предлагаемые обстоятельства для другого события в рамках замысла.
Мышление событийным рядом - это мышление действием в сценической его реализации.
 
 Замысел и его особенности при разработке представления
Замысел театрализованного мероприятия - та отправная точка, тот первый кирпичик в основании будущего дворца, наполненного различными идеями, творческими находками - сценария. Ниже мы попытаемся определить этапы разработки сценария, но, необходимо сделать важную оговорку. Данные этапы необязательно выделяются в процессе работы. Часто создание сценария - стихийный, неупорядоченный процесс.
 
Первый этап разработки замысла представления - определение темы и идеи будущего действа.
Главная идея представления - основная мысль режиссёра. На этом же этапе автор сценария должен продумать основные ключевые моменты представления.
. Например, совсем не лишним будет знакомство с этнографическим, историческим, документальным материалом, касающимся интересующего режиссёра события. Исследуя общественный процесс, режиссер театрализованного представления, должен не только уметь отбирать, понимать и вскрывать внутренний смысл событий, которые он собирается проанализировать художественными средствами, но и быть готовым, придать этим событиям форму историзма.
На следующем этапе работы начинается поиск выразительных средств, сценарно-режиссёрских неповторимых ходов, ярких образных решений, являющихся связующими скрепами частей представления.
Следующий этап работы - сведение воедино всего ранее собранного материала.
Дальнейшие стадии работы над постановкой представления стихийны, зависят от многих факторов.
Конечным результатом воздействия театрализованного представления на зрителя должно стать усвоение им той сверхзадачи, которую поставил перед собой режиссер, и для этого необходимо использовать все имеющиеся в его творческом арсенале средства.
В настоящее время можно выделить два диаметрально противоположные направления, характеризующие современные авторские концепции, соответствии с которыми формируется замысел:
1) стремление яркой зрелищной формой развлечь публику, увести её от насущных современных проблем и нынешних социальных бед, в мифическую страну грез (утопическая концепция);
2) демонстрация в содержательной и высокохудожественной форме всех шероховатостей, несправедливостей, проблем страны в политической, экономической, социальной, культурной и других сферах жизни общества (реалистическая концепция). Можно сказать, что данные концепции являются ограничительными - определяют крайние точки, границы реальности, которая может быть включена в процесс творчества.
Но режиссёрской фантазии нет предела - его высокохудожественное чутье сможет выйти за любые границы.
Одно из важнейших средств образного выявления внутреннего содержания пьесы - мизансцена - представляет собой существенный компонент режиссёрского замысла спектакля. В характере построения мизансцен находят выражение стиль и жанр представления. Через систему мизансцен режиссёр придаёт спектаклю определённую пластическую форму. Каждая мизансцена должна быть психологически оправдана актёрами, возникать естественно, непринуждённо и органично.
Итак, остаётся добавить, что свет, цвет, танец, пластика, работа с пространством, массовка, пиротехника - всё это и многое другое - выразительные средства в руках режиссёра.
Категория: Драматургия танца | Добавил: sasha-dance (16.10.2010)
Просмотров: 15849 | Комментарии: 9 | Рейтинг: 3.0/3 |
Всего комментариев: 1
1  
Раньше я думал иначе, большое спасибо за информацию.

Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  •  
  • Программы для всех
  • Лучшие сайты Рунета