Воскресенье, 19.11.2017, 19:18 Приветствую Вас Гость | RSS
Композиция
и
постановка танца
Меню сайта
Статьи по разделам
Балетмейстеры [184]
Биография, основные этапы творчества и произведения


Ж.Ж.Новерр"Письма о танце" [18]
Полная версия книги Новерра представленная отдельно каждым письмом


И.Сироткина "Культура танца и психология движения" [2]
Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ТАНЦА [0]
Методические указания к спецкурсу «Основы танцевально-экспрессивного тренинга»


Режиссура танца [62]
Теоретические и научные статьи и методики.


Драматургия танца [37]
Теоретические и методические материалы и статьи по данной теме.


Туано Арбо [3]
ОПИСАНИЕ ОРКЕЗОГРАФИИ


Научные статьи [131]
Всевозможные и собственные статьи, а также курсовые и дипломные работы студентов, надиктовыные им в качестве научного руководителя.


Танцевальный симфонизм [18]
Все материалы посвящённые танцевальному симфонизму.


Реформаторы Балета [36]
Имена и их биографии


История балета [108]
Интересные статьи по истории балеты.


В. А. Теляковский - "Воспоминания" [14]
Теляковский. Воспоминания.


Тамара Карсавина "Воспоминания" [17]
Т.КАРСАВИНА "ВОСПОМИНАНИЯ"


Леонид Якобсон [15]
Всё о Якобсоне


Польcкие танцы [13]
Описание и видео-фрагменты Польских танцев


Венгерский танец [12]
Венгерские танцы -описание и видеофрагменты


Ирландский танец [7]
Ирландский танец видео и описание


Армянский танец [6]
Армянский танец описание и видео


Танцы народов прибалтики [9]
Прибалтийские народные танцы


Видео [53]

Музыка [14]
Музыкальные материалы для этюдов и танцев


Исполнители [147]
Раздел посвящён легендарным исполнителем танцевального искусства


Интевью с Баланчиным [10]
Великолепная статья Соломона Волкова в виде интервью с Джоржем Баланчины о Петербурге, о Стравинском и Чайковском


Композиторы [68]
Биографии и интерересные статьи о композиторах


Классический танец [8]
Материалы по классическому танцу: методика и интересные статьи


Либретто балетных спектаклей [101]
В данной категории содержаться основные либретто балетных спектаклей различных времён и различных балетмейстеров


Ранние формы танца [11]
История зарождения первых танцевальных форм


Jazz & Modern Dance [15]
Техника современных танцевальных течений


Танцы Народов Мира [12]
Все народности и этносы


Русский танец [24]
Всё по русскому танцу


Испанский танец [17]
Всё о танцах Испании


Музыкальная драматургия. [33]
Методические и теоретические материалы по музыке и музыкальной драматургии.


Еврейские танцы [9]
материалы по истории и еврейских танцев


Художники [18]
Биография и творчество художников


Выдающиеся педагоги [57]
Биография известных педагогов танца


Фёдор Лопухов [13]
Фёдор Лопухов


Азербаджанский танец [3]
Всё об Азербаджанском танце


Борис Эйфман [10]
Всё о творчестве Эйфмана


Институт Культуры и Искусств [7]
правила приёма


Историко-бытовой танец [3]
ВСЁ О ИСТОРИКО-БЫТОВЫХ ТАНЦАХ


Чукотский танцевальный фольклор [4]
Чукотский танцевальный фольклор


Русский хоровод [12]
Всё о русском хороводе


Каталог статей


Главная » Статьи » Драматургия танца

Возникновение античной драматургии относится к VI веку до н. э.
 
Возникновение античной драматургии относится к VI веку до н. э.
 
Наиболее плодотворные эпохи античной драматургии совпадают с периодом расцвета греческой трагедии и так называемой древней аттической комедии (V в. до н. э.), а также бытовой комедии, вначале в Греции (IV-III вв. до н. э.), затем в Риме (III-II вв. до н. э.). Греческая драма и театр генетически восходят к культовым обрядам глубокой древности (охота, земледелие, проводы зимы, заупокойный плач), произошли от празднеств в честь Диониса, длившихся несколько дней и представлявших собой торжественные процессии, мистерии. При всей примитивности и простоте древних игровых обрядов в них уже можно заметить ростки будущего театрального действия – сочетания музыки, танца, песни, слова: Дифирамбы и фаллические песни исполнялись хором и запевалой и сопровождались танцами. Это было началом театрального диалога и действия. Запевала (буквально – зачинатель – у Аристотеля) своими репликами и мимическими действиями побуждал хор к диалогу. Во второй половине VI века до н.э. из хора выделился особый исполнитель – актер, которым был сам драматург. Импровизацию сменил точно фиксированный текст. Древнегреческая драматургия – родилась из обрядовых праздников в честь бога Диониса, связанная с зимним умиранием и весенним возрождением природы. В основе этой игры лежал импровизационный дифирамб – диалог хора и запевалы (зачинателя), составляющий неотъемлемую часть культа Диониса. Аристотель (Поэтика, гл 4) писал, что дифирамб делился на две части: «зачин» солиста и последующей партии хора. Трагедия ведет свое начало от запевал дифирамба, а комедия – от запевал фаллических песен. Арион – первый поэт, (VI в. до н.э.) придавший дифирамбу организованную литературную форму. Трагедия. (Tragodia – от греческого Tragos – козел (которого приносили в жертву богу Дионису) и dia – песнь). Дальнейшее развитие трагедии связано с именем Феспида (2-я пол. VI в. до н.э.). Считается, что именно он ввел первого актера (гипокрита), исполнявшего ряд небольших речей-повествований, ведущего диалог с хором, выражавшим реакцию на эти речи в своих песнях. У хора была преобладающая роль, что придавало трагедии характер патетической оратории. Такой вид трагедии сохранялся до первой четверти V в. до н.э., в ранних произведениях Эсхила в том числе. Вместе с развитием Афинской демократии, повышения активности демоса, роли отдельного человека – в трагедию вводится морально-этическая проблематика. В эпоху Греко-персидских войн драматургия отражает противостояние государственного греческого демократизма восточному деспотизму. Героем трагедий становится человек, борющийся за справедливость с внешними силами, с богами. Эсхил превращает трагедию в подлинную драму введением второго актера. Дальнейшее повышение интереса к человеческой личности в древнегреческой драматургии связано с творчеством Софокла и его младшего современника Еврипида. В трагедиях Софокла главный конфликт происходит между действиями человека, смело вступающего в борьбу за выполнение своего морального долга с божественной силой, подчиняющей себе людей. Софокл наделяет своих героев такими качествами, как благородство, честность, верность нравственным принципам свободного демократического общества. Теперь божественная сила, правящая миром подвергается критике. Внутренний мир человека становится более интересным для драматургов и зрителей. В пьесах появляются бытовые элементы. Введение третьего актера дало возможность Софоклу и Еврипиду значительно углубить психологическую характеристику действующих лиц, многосторонне показать их взаимоотношения и соответственно сократить роль хора. До конца VI века до н.э. трагедия сохраняла двусоставность, свидетельствующую о ее исконной связи с хоровым дифирамбом. Трагедия обычно начиналась с пролога, который у Эсхила еще носит характер сюжетной экспозиции, а у Софокла и Еврипида превращается в сравнительно большую драматическую сцену. Затем следовал парод – вступительная песня хора. Ранние трагедии Эсхила («Просветительницы», «Персы») начинались непосредственно с парода. В дальнейшем речевые сцены-эписодии чередовались с хоровыми песнями-стасимами, которые составлялись из симметричных строф, иногда замыкаемых эподом. Заключительная часть трагедии – эксод в ранних произведениях Эсхила и в «Эвменидах» представляет собой также большие хоровые партии. У Софокла и Еврипида хору принадлежит всего лишь несколько завершающих стихов, обычно носящих характер назидания, которым предшествует большая речевая сцена с участием нескольких действующих лиц. Наряду с перечисленными элементами композиции в трагедии используются такие формы, как коммос – совместная партия актеров и хора , и монодия – сольная партия. Обычно трагедии в Древней Греции представлялись зрителям на праздновании Великих Дионисий в составе тетралогии, состоящей из трех трагедий и одной сатировской драмы. У Эсхила трагедии были связаны единством содержания, а позднее каждая трагедия стала самостоятельным произведением. Комедия рождалась из фаллических песен, обличающих пороки отдельных членов общества, которые нарушали сложившиеся принципы жизни родоплеменного коллектива. Аристотель сообщает в «Поэтике» (гл. 4), что комедия возникла из импровизации и ведет свое начало от запевал фаллических песен, которые исполнялись в честь Диониса. Первые сведения о дионисийской античной комедии относятся приблизительно к 487 до н. э. (упоминание о Хиониде, первом известном Аристотелю авторе комедий). Около 464 до н. э. комедия была впервые допущена к представлению на празднествах. Аристотель говорит, что смешное – часть безобразного: смешное – это некоторая ошибка и безобразие, никому не причиняющее страдания и ни для кого не пагубное. Комическая маска есть нечто безобразное и искаженное, но без выражения страдания (Поэтика, гл.5) Считается, что комедия произошла от Песни, исполнявшейся участниками обрядово-обличительного коммоса («комодии, т.е. песни комоса). Другим источником комедии послужили шуточные бытовые сценки с участием традиционных типов фольклорного фарса. В начале V века до н.э. комедия вошла в состав Великих Дионисий и вобрала оба элемента – хоровой и драматический. Аристотель говорит в «Поэтике» о том, что об истории комедии менее известно, чем о трагедии. «Сначала на неё просто не обращали внимания: хор комиков только уже впоследствии стал давать архонт, а сперва он составлялся из любителей. Уже в то время, когда она имела некоторую определенную форму, упоминаются впервые имена ее творцов. Но кто ввел маски, пролог, кто увеличил число актеров и т.п., неизвестно, Обрабатывать фабулы стали Эпихарм и Формий; в таком виде [комедия] впервые перешла [в Грецию] из Сицилии, а из афинских комиков первый Кратет, оставив ямбические стихотворения, начал общую разработку диалога и фабул». В схолиях к сочинению древнегреческого филолога Дионисия Фракийского давались объяснения по разновидностям комедии: «Считалось, что существует три разновидности комедии. Одна зовется древней, с самого начала явно обличительная; средняя, прорицавшая намеками, и новая, вообще этого не делающая, не считая выпадов по адресу рабов и чужеземцев. Представителей древней комедии было много, самый знаменитый и деятельный из них – Кратин. Некоторое время спустя к древней комедии присоединились Евполид и Аристофан. Было много поэтов и в средней комедии, самый знаменитый – некий Платон … точно так же и в новой писали многие, самый знаменитый – Менандр». Древняя аттическая комедия развивалась в условиях афинской демократии и носила политический характер. В ней постоянно затрагивались вопросы государственного устройства, деятельности отдельных учреждений Афинской республики, её внешней политики, общественного воспитания детей и юношества, в карикатурном виде выводились представители власти, поэты, философы. Обязательной принадлежностью древней аттической комедии являлся хор, состоявший из двадцати четырех человек и разделявшийся на два полухория. На построении древней аттической комедии отразилось происхождение её из сельских празднеств в честь Диониса; существенной частью был агон – словесное состязание главных действующих лиц, и парабаса – непосредственное обращение хора к зрителям. Художественного расцвета древняя аттическая комедия достигла в творчестве Аристофана (до нас дошло полностью 11 комедий, написанных им). Среди предшественников и современников Аристофана – Кратин, Кратет, Ферекрат, Фриних, Евполид и Платон. Произведения этих авторов сохранились лишь в отрывках. Поражение Афин в Пелопоннесской войне, учреждение правительства «тридцати тиранов»\» (404-403 гг. до н. э.) и уничтожение демократических учреждений создало неблагоприятные условия для развития политической комедии. Хотя демократические учреждения в Афинах после гражданской войны были восстановлены (в 403 г. до н. э.), Афины перестали играть важную роль в Греции, прекратилась бурная политическая жизнь, борьба партий, и древняя аттическая комедия. утеряла питающую её почву. Средняя аттическая комедия получила распространение в Афинах в IV веке до н. э. Поражение Афин в Пелопоннесской войне (431-404 гг. до н. э.) значительно ослабило размах политической сатиры. В средней аттической комедии личные выпады против политических деятелей встречались лишь эпизодически; чаще высмеивались представители различных философских школ (Платон и его последователи, пифагорейцы, киники). Характерной чертой средней аттической комедии являлось изображение повседневной жизни и бытовых типов: поваров, торговцев рыбой, параситов, обжор, чужеземцев, гетер. Другой существенный признак средней аттической комедии – мифологические травести, пародия на миф, либо на его обработку в трагедиях. В композиционном отношении средняя аттическая комедия отличалась большей однородностью, чем древняя аттическая комедия. В ней почти отсутствовали партии хора, выступления которого превратились в интермедии, не связанные с ходом действия. Соответственно исчезли характерные для древней комедии части – парод, парабаса, агон, эксод, возросло значение разговорных эписодиев, в которых главное место занимали речевые ритмы. Ни одна средняя аттическая комедия не дошла до нас целиком. Сохранились только имена (около пятидесяти) поэтов (Анаксандрид, Антифан, Евбул, Алексид, Тимокл), фрагменты различных величины и названия около семисот пьес. Новая аттическая комедия – поздний вид литературной комедии в Древней Греции, существовавший на завершающем этапе развития древнегреческой комедии (последняя четверть IV – первая половина III века до н.э. На характере новой аттической комедии резко сказались изменения, происшедшие в жизни Древнегреческих Полисов в связи с утратой независимости и подчинения македонскому господству. В новой аттической комедии совершенно исчезают характерные для древней аттической комедии злободневная сатира на политических деятелей и высшие слои общества, фольклорная фантастика. Персонажи новой аттической комедии четко делятся на две категории; шутовской элемент вносят «низкие» персонажи – параситы, гетеры, вороватые и болтливые повара, и единственный представитель более высоких слоев – «хвастливый воин», трактуемый новой аттической комедией с откровенной издевкой. Жизнь «респектабельных» членов общества показывается в тонах морализующей бытовой драмы. Современные политические деятели попадают в новую аттическую комедию в редких случаях. Фабула новой аттической комедии находится в кругу бытовых отношений, повторяет одни и те же стереотипные мотивы (брошенные дети, через много лет узнавание и найденные родителями, тайная любовь). Новая аттическая комедия по форме существенно отличалась от древней комедии: роль хора низведена до дивертисмента в антрактах, число актеров не ограничивалось тремя, возросло и стабилизировалось количество образов-масок (старики, молодые люди, старые женщины, рабы). В новой аттической комедии углубилась психологическая разработка образов. Внутренняя связь между частями комедии стала более тесной. Новая аттическая комедия откликалась на злободневные проблемы повседневной жизни: взаимоотношения отцов и детей, супругов, отношение к рабам и чужестранцам, к традициям и религии. Крупнейший представитель новой аттической комедии – Менандр. Новая аттическая комедия оказала большое влияние на древнеримскую комедию. Сатировская драма – жанр древнегреческой драматургии. Возник из обрядовых сельских празднеств в честь бога Диониса. С установлением в Афинах (ок. 500 г. до н. э.) твердого порядка в организации театральных состязаний на Великих Дионисиях сатировская драма стала обязательной частью этих состязаний и исполнялась в качестве четвертой, заключительной пьесы тетралогии, Первым драматургом, придавшим сатировской драме сценическую форму, в античности считался Пратин из Флиунта. Жанр сатировской драмы известен по одному сохранившемуся произведению – «Киклоп» Еврипида – и по немногочисленным фрагментам: из «Следопытов» Софокла, из двух сатировских драм Эсхила и из сатировских драм древнеаттических трагиков. Непременный участник сатировских драм – хор сатиров – озорных и хвастливых лесных демонов. Часто изображалось их нападение на нимфу или богиню; иногда сатиры сами попадали в плен к различным чудовищам (например, к Киклопу), откуда их освобождал могучий или хитроумный герой (Геракл, Тесей, Одиссеи). В обрисовке богов и героев сатировская драма охотно использовала бытовые элементы, сближавшие её с сицилийской и средней аттической комедией. Юмористический колорит сатировских драм помогал разрядить напряжение, возникавшее после показа трагедий, и возвращал зрителя в атмосферу весеннего празднества Диониса. С середины IV века сатировская драма уже не являлась обязательным завершением тетралогии. Античная драматургия явилась первым в Европе драматическим родом литературы, в котором сложились его основные виды – трагедия и комедия. Она дала художественно совершенные образцы поэтического творчества.
Прообразом современной европейской драмы как жанра являются некоторые произведения представителей новой аттической комедии и ее римских подражателей. Греческие и латинские подлинники трагедий и комедий были изданы, как и другие тексты античных писателей, сохранившиеся благодаря рукописной традиции, в первые же десятилетия книгопечатания в Европе, то есть уже во второй половине XV века. Теренций, например, был впервые издан в 1470 году, Плавт – в 1472 году. С тех пор и до наших дней эти тексты множество раз переиздавались в разных странах мира – в XIX и XX веках обычно с небольшими изменениями, учитывавшими новейшие толкования так называемых темных мест филологами-классиками, и часто с приложением разночтений. Античная драматургия и возникшая на ее основе античная теория драматической поэзии (Аристотель, Гораций) оказали огромное влияние на европейскую драматургию нового времени (Корнель, Расин, Мольер, Гете, Шиллер). Уже в древнерусской переводной литературе отразилось знакомство с античной драмой. В хрониках Амартола и Малалы и в сборнике «Пчела» (XI-XII вв.) встречаются изречения из трагедий Эсхила, Софокла и Еврипида. Среди переводов Максима Грека, сделанных в начале XVI века, есть фрагмент из Менандра. В XVIII веке в России появились переводы из Теренция. В 1757 году В. К. Тредьяковский издал свой перевод «Евнуха» под заголовком: «Евнух. Комедия в пять действий, с латынския Теренциевы от мерских самых срамословии очищенная стихами Василия Тредьяковского». В 1773-1774 годах в Санкт-Петербурге были изданы в трех томах «Комедии Публия Терентия Африканского, переведенные с латинского на российский язык с приобщением подлинника». В первой половине XIX века русские переводы из античной драматической поэзии появлялись редко: «Облако» Аристофана (в 1821 г., в переводе И. Муравьева-Апостола), «Антигона» Софокла (в 1846 г., в переводе А. Григорьева), отрывки на «Прометея Прокованного» Эсхила (1850 г., перевод Каролины Павловой). В основном античная драматургия была переведена на русский язык во второй половине XIX и в начале XX века. Многие произведения появлялись в разных переводах на протяжении небольшого отрезка времени и даже почти одновременно. Так, в 1890 году «Прометей Прикованный» Эсхила вышел в суворинской «Дешевой библиотеке» в переводе В. Алексеева, а в первом номере «Вестника Европы» за 1891 год – в переводе Д. Мережковского. С небольшим разрывом во времени выходили также переводы из Еврипида Д. Мережковского и И. Анненского
Категория: Драматургия танца | Добавил: sasha-dance (28.11.2010)
Просмотров: 2890 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  •  
  • Программы для всех
  • Лучшие сайты Рунета