Воскресенье, 19.11.2017, 19:20 Приветствую Вас Гость | RSS
Композиция
и
постановка танца
Меню сайта
Статьи по разделам
Балетмейстеры [184]
Биография, основные этапы творчества и произведения


Ж.Ж.Новерр"Письма о танце" [18]
Полная версия книги Новерра представленная отдельно каждым письмом


И.Сироткина "Культура танца и психология движения" [2]
Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ТАНЦА [0]
Методические указания к спецкурсу «Основы танцевально-экспрессивного тренинга»


Режиссура танца [62]
Теоретические и научные статьи и методики.


Драматургия танца [37]
Теоретические и методические материалы и статьи по данной теме.


Туано Арбо [3]
ОПИСАНИЕ ОРКЕЗОГРАФИИ


Научные статьи [131]
Всевозможные и собственные статьи, а также курсовые и дипломные работы студентов, надиктовыные им в качестве научного руководителя.


Танцевальный симфонизм [18]
Все материалы посвящённые танцевальному симфонизму.


Реформаторы Балета [36]
Имена и их биографии


История балета [108]
Интересные статьи по истории балеты.


В. А. Теляковский - "Воспоминания" [14]
Теляковский. Воспоминания.


Тамара Карсавина "Воспоминания" [17]
Т.КАРСАВИНА "ВОСПОМИНАНИЯ"


Леонид Якобсон [15]
Всё о Якобсоне


Польcкие танцы [13]
Описание и видео-фрагменты Польских танцев


Венгерский танец [12]
Венгерские танцы -описание и видеофрагменты


Ирландский танец [7]
Ирландский танец видео и описание


Армянский танец [6]
Армянский танец описание и видео


Танцы народов прибалтики [9]
Прибалтийские народные танцы


Видео [53]

Музыка [14]
Музыкальные материалы для этюдов и танцев


Исполнители [147]
Раздел посвящён легендарным исполнителем танцевального искусства


Интевью с Баланчиным [10]
Великолепная статья Соломона Волкова в виде интервью с Джоржем Баланчины о Петербурге, о Стравинском и Чайковском


Композиторы [68]
Биографии и интерересные статьи о композиторах


Классический танец [8]
Материалы по классическому танцу: методика и интересные статьи


Либретто балетных спектаклей [101]
В данной категории содержаться основные либретто балетных спектаклей различных времён и различных балетмейстеров


Ранние формы танца [11]
История зарождения первых танцевальных форм


Jazz & Modern Dance [15]
Техника современных танцевальных течений


Танцы Народов Мира [12]
Все народности и этносы


Русский танец [24]
Всё по русскому танцу


Испанский танец [17]
Всё о танцах Испании


Музыкальная драматургия. [33]
Методические и теоретические материалы по музыке и музыкальной драматургии.


Еврейские танцы [9]
материалы по истории и еврейских танцев


Художники [18]
Биография и творчество художников


Выдающиеся педагоги [57]
Биография известных педагогов танца


Фёдор Лопухов [13]
Фёдор Лопухов


Азербаджанский танец [3]
Всё об Азербаджанском танце


Борис Эйфман [10]
Всё о творчестве Эйфмана


Институт Культуры и Искусств [7]
правила приёма


Историко-бытовой танец [3]
ВСЁ О ИСТОРИКО-БЫТОВЫХ ТАНЦАХ


Чукотский танцевальный фольклор [4]
Чукотский танцевальный фольклор


Русский хоровод [12]
Всё о русском хороводе


Каталог статей


Главная » Статьи » Еврейские танцы

Александр БИРШТЕЙН "Степ да степ кругом"
 
Степ да степ кругом
Александр БИРШТЕЙН
 
Одесса — такой город, что во всем должна быть первой. А как же? Это вам не Москва или Петербург-Ленинград-снова Петербург. Они, конечно, города, вроде, столичные, но... Кого называют «столицей юмора»? А «столицей степа»? То-то! Кстати, о степе, о его королях (естественно, они родом из Одессы) я и хочу рассказать. Но сначала немного истории. Никто не спорит, что чечетка пришла в Россию из Америки, где она, собственно, и зародилась в середине девятнадцатого века. Там она называлась теп-данс или стучащий танец. Русский зритель познакомился с этим танцем в 1908 году, когда в Петербурге гастролировали негритянские певцы и танцоры. Успех гастролеров был грандиозен. Их даже пригласили выступить в Зимнем дворце. Танец этот сразу получил распространение. Ему даже русское название придумали — дробышек. Потом его стали называть чечеткой. Из энциклопедического словаря: «Чечетка — эстрадный, преимущественно мужской, танец (отбивание ритма стопой)». Итак, по всей стране танцевали чечетку. А где впервые? А давайте-ка спросим у такого знатока, специалиста и эксперта, как Леонид Утесов. «Чечетка родилась в родной Одессе, где каждый куплетист умел ее отбивать». Вам ясно? Но не только «отбивать» чечетку умели в Одессе. Здесь впервые начали танцевать степ. А степ и чечетка — это, все-таки две большие разницы! Ибо степ, с его движениями, построенными, в основном, на импровизации — танец, неотделимый от джаза, который невозможен без той же импровизации. Кстати, в Америке, еще в пору зарождения джаза, степ называли менестрельным танцем. В. Конен — ведущий исследователь американского джаза — писал: «Главная черта менестрельного танца — особый тип движения ног, при кажущейся независимости корпуса. ... Вся энергия танцора, все его феноменальное мастерство и головокружительные темпы воплотились в движениях ног, в особенности ступней». Как степ дошел до Одессы? Ведь в двадцатые годы знаменитые американские фильмы о джазе и степе еще даже не были сняты. Более того, любимая всеми «Серенада Солнечной долины» со знаменитейшими и любимейшими степистами — братьями Николс — придет в нашу страну с конвоем союзников только в 1942 году. Но степ в Одессе появился! И сразу обрел огромную популярность. Если раньше зрители валом валили на выступления куплетиста Владимира Коралли, который, кстати, применял в своих выступлениях элементы чечетки, то вскоре у того публики убыло. Почему? А потому, что появился дуэт «Глед и Гри». Но прежде, чем рассказывать дальше, хочу остановиться на этом самом куплетисте Коралли. Личность тоже в Одессе, и не только в Одессе, легендарная. Владимир Филиппович Кемпер — так звали этого человека в его несценической жизни. Свою артистическую карьеру он начал еще младенцем, когда его, переодетого турчонком, выносили на сцену в каком-то спектакле. Потом — хор Бродской синагоги, маленькие роли в антрепризах и, наконец, роль, оставшаяся на всю жизнь. Володыню Кемпер, ставший Владимиром Коралли, стал петь куплеты. Его мастерством восхищались все. Среди его восторженных почитателей были Мишка Япончик и Григорий Котовский. Впрочем, овации за свои выступления он частенько делил с не менее знаменитым Лёдей Вайсбейном, которого для всех, кроме одесситов, звали еще и Леонид Утесов. Еще бы, Утесовым Леонид Осипович стал только в 1912 году, а выступать на сцене начал еще мальчишкой. Но вернемся к дуэту «Глед и Гри». Дуэт этот создал Михаил Гладштейн, взявший себе сценический псевдоним Михаил Глед. Вторым участником дуэта был очень красивый юноша по имени Григорий Вакс. Единственное, что о нем еще известно, это то, что братья его были талантливыми пианистами. Некоторое время спустя дуэт ненадолго превратился в трио, так как к нему присоединился еще один артист по фамилии Троцкий, изображавший негра. В 1922 году Михаил Глед поставил в Украинском театре номер с поездом, причем так достоверно, что зрители первых рядов при приближении этого самого «поезда» начали вскакивать со своих мест. Представляете, на сцене был вокзал, суетился негр-носильщик. Издалека, доносился гул поезда. Поезд приближался. Вот он уже рядом, вот сейчас ворвется в зал... И все это достигалось средствами степа и актерским мастерством исполнителей. Успех был ошеломляющий. Одесса просто разбилась на два лагеря. Одни зрители, называвшие себя «кораллики», остались верны Владимиру Коралли, другие называли себе «гледики» и не пропускали ни одного выступления «Гледа и Гри».
Но был у Михаила Гледа еще один зритель. Самый любящий, самый заинтересованный, самый верный и... самый ревнивый. Звали его — Эмиль Гладштейн, и был он младшим братом Михаила. Девятилетний мальчик ходил на все выступления брата и тайком от него готовил свой номер. Когда номер был готов, Эмиль показал его брату. Тот был настолько поражен мастерством братишки, что сразу предложил выступать вместе. Так в 1923 году родился знаменитый дуэт «Глед и Глед». Перед тем, как идти, в ритме степа, разумеется, дальше, позвольте немного рассказать вам о братьях.
Михаил Гладштейн, будущий Михаил Глед, родился в 1904 году. Через девять лет, 10 ноября 1913 года, родился его брат Эмиль. Кстати, это официальные даты, записанные в их паспортах. На самом деле Эмиль был старше на год. Семья была многодетной, отца не было. Маленькому Эмилю в возрасте восьми лет даже пришлось некоторое время пробыть в приюте на 5-й станции Фонтана, а Михаилу — учиться на парикмахера. Блестящими музыкальными и танцевальными способностями отличалась и старшая сестра Елизавета (р.1901.), которая впоследствии даже создала свой танцкласс на улице Гоголя. С появлением дуэта «Глед и Глед» материальное положение несколько улучшилось. В 1930 году Владимир Коралли со своим концертным коллективом приехал в Одессу на гастроли. Примой была жена Коралли Клавдия Шульженко, уже тогда известная и популярная певица. Выступления гастролеров проходили с успехом. И не более... Почему? Да потому, что на других сценических площадках города выступали «Глед и Глед». Коралли был не только прекрасным актером эстрады, он был еще и потрясающим администратором. И... он пригласил братьев Глед в свой коллектив. Из Одессы Эмиль и Михаил отправились вместе с Коралли и своими новыми партнерами на первые гастроли в Воронеж. После Воронежа были и другие города, в том числе и Грозный. Выступления Гледов в Грозном имело далеко идущие последствия. Дело в том, что за одесскими степистами внимательно наблюдал двенадцатилетний мальчик, который, придя домой, сказал маме: — Я тоже буду танцевать джаз! Звали мальчика Махмуд Эсамбаев. Он сдержал слово и стал великим танцовщиком. А первым своим учителем считал Михаила Гледа, с которым впоследствии его связывала большая дружба.
Известный одесский фотокорреспондент Михаил Рыбак вспоминал, как однажды на Пушкинской, возле гостиницы «Красная» они с Михаилом Гледом повстречали Махмуда Эсамбаева, приехавшего в Одессу на гастроли. «...Тогда же состоялось мое знакомство с артистом, и он немедленно увлек нас в свой гостиничный номер. — Давай, Миша, если хочешь, сразу сейчас будем начинать! И я увидел в этот момент невзрачного с виду Михаила Гледа в роли учителя, который и показать может настоящую чечетку...» Но вернемся в тридцатые годы. Вскоре пути братьев на некоторое время разошлись. Эмиль Глед стал работать в джаз-оркестре Александра Цфасмана в кинотеатре «Ударник», вытеснив своим талантом знаменитого негра-чечеточника Генри Скотта, а Михаил вернулся сначала в Одессу, а потом тоже начал гастролировать, но с другими коллективами. Эмиль Глед очень подружился с Александром Цфасманом, часто бывал у него дома. А соседом Цфасмана в то время был Асаф Мессерер, в семье которого жила дочь его арестованной сестры. Девочка очень любила танцевать и только-только поступила в Московское хореографическое училище. Увидев, как она танцует, Эмиль Глед предсказал ей большое будущее. И не ошибся! Девочка стала великой балериной Майей Плисецкой.
Хочется упомянуть еще об одном совпадении. Мать Майи Плисецкой, актриса немого кино Рахиль Мессерер, в заключении находилась в одной камере с киноактрисой Татьяной Окуневской, которую связывала большая дружба с Эмилем Гледом. Интересно, что и Михаил Глед тоже выделил будущую звезду балета. Он всегда увлекался фотографией и, увидев Майю Плисецкую в самом начале ее балетной карьеры, сделал потрясающую фотографию балерины.
После оркестра Цфасмана Эмиль Глед работал в известнейшем оркестре под управлением Эдди Рознера. Но музыканта вскоре арестовали. Увиделись они вновь только в пятидесятые годы в Одессе, куда джаз-оркестр Эдди Рознера приехал на гастроли от Кишиневской филармонии. Успел поработать Эмиль Глед и в квартете Леонида Утесова в театре «Эрмитаж». Поскольку степ тогда считался враждебным буржуазным танцем, номер Гледа «замаскировали» под матросский танец.
Война снова разметала братьев. Эмиль встретил войну, гастролируя в Бресте. Одним из последних уходил он из горящего города. Но поклялся вернуться. Потом отступление, фронтовые артистические бригады... Интересно, что Эмиль Глед в 1944 году вернулся в Белоруссию. Именно тут сформировал он артистическую бригаду из бывших ленинградцев для выступлений на фронте и в тылу. Похоже сложилась военная жизнь и у Михаила. А в Одессе, в первые же дни оккупации прямо у своего дома на Ремесленной, угол Малой Арнаутской (неподалеку от нынешнего общинного центра «Мигдаль»), была расстреляна их мать. Всех евреев тогда сгоняли на сборный пункт, а пожилая женщина почти не могла ходить... После войны Михаил Глед артистической деятельностью почти не занимался. Он стал фотокорреспондентом. Правда, когда его просили, он помогал актерам эстрады, ставя им танцы. Так, он поставил знаменитому Шубарину «Еврейский танец», работал с Махмудом Эсамбаевым... А Эмиль продолжал гастролировать. Во время гастролей он встретил свою самую любимую и дорогую женщину — талантливейшую певицу Тамару Петровну Беленко. В 1950 году они поженились и прожили дружно и счастливо более пятидесяти лет. Теперь они гастролировали вместе. Москва, Баку, Тула, Сочи, Тбилиси... И неизменно, в конце концов, Одесса. Талантливую пару, с которой его связывала большая дружба, очень хотел видеть в своем оркестре Леонид Осипович Утесов. Но для этого требовалась московская прописка... Тамара Петровна Беленко показывала мне письма Утесова, где тот сетует, что решить вопрос с пропиской не удается. Ситуацией воспользовались известнейшие артисты Тимошенко и Березин, больше известные, как Тарапунька и Штепсель, пригласившие Тамару Беленко и Эмиля Гледа к себе. Шли годы. Тамара Беленко и Эмиль Глед навсегда вернулись в Одессу. Здесь давно осел уже и Михаил Глед, ставший спортивным фотокорреспондентом газеты «Знамя коммунизма» и неистовым болельщиком Одесского «Черноморца». Из воспоминаний Михаила Рыбака: «...на протяжении всего футбольного матча Глед, устроившись за воротами соперника в группе фоторепортеров, не столько фотографировал, сколько эмоционально «болел», внимательно наблюдая игру. Хватался руками за голову, когда у «наших» не получалось, а иногда и выкрикивал советы игрокам, вызывая неудовольствие арбитров и, конечно же (в таких случаях Миша безумно радовался), откровенно нервируя "вражеского” вратаря...» Умер Михаил Давидович Глед 15 марта 1979 года. На 25 лет пережил его младший брат...
Эмиль Давидович, энергичный и деятельный, окружил себя огромным количеством талантливейших учеников, которым отдавал свое время и силы, несмотря на довольно преклонный возраст. «Десять лет назад пришел я во Дворец пионеров, чтобы учиться степу у Эмиля Гледа!» — рассказывает лауреат многих конкурсов, создатель коллектива «Степ-чечетка» во Дворце культуры им. Леси Украинки Алексей Гилко. А ведь маэстро тогда было за 80! Вы не поверите, но еще 5-6 лет назад Эмиль Давидович, перешагнувший порог 85-летия, приводил во Дворец культуры им. Леси Украинки, находившийся прямо напротив его дома, своих учеников и занимался с ними. Художественный руководитель Дворца Мария Георгиевна Егорова всегда находила для него свободную студию. Вспоминает Мария Георгиевна Егорова: «У Эмиля Давидовича всегда было много учеников. Среди самых известных: Оксана Чернюк, Василий Дьяконов1, Алексей Гилко, Светлана Чижова, Андрей Шамарин...» Эмиль Глед явился прототипом главного героя фильма Карена Шахназарова «Зимний вечер в Гаграх». Исполнитель главной роли в этом фильме Евгений Евстигнеев специально приехал в Одессу, чтоб повидаться с Эмилем Давидовичем. Обнимая его, Евгений Евстигнеев сказал: «О, так я еще живой!» (Если вы помните, главный герой в конце фильма умирает.) В 2000-м году в Одессе открылся первый джаз-карнавал. Естественно, открывал его у памятника своему другу Леониду Осиповичу Утесову Эмиль Глед. А последнее его сольное выступление состоялось на вечере, посвященном его девяностолетнему юбилею!.. Умер Эмиль Давидович Глед 5 мая 2004 года. Я собирался рассказать о возникновении и развитии степа в Одессе, а получился рассказ о красивых и трудных судьбах двух скромных и талантливых людей, по праву считающихся легендой нашего города.
Категория: Еврейские танцы | Добавил: sasha-dance (07.12.2010)
Просмотров: 2244 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  •  
  • Программы для всех
  • Лучшие сайты Рунета