Суббота, 18.11.2017, 20:56 Приветствую Вас Гость | RSS
Композиция
и
постановка танца
Меню сайта
Статьи по разделам
Балетмейстеры [184]
Биография, основные этапы творчества и произведения


Ж.Ж.Новерр"Письма о танце" [18]
Полная версия книги Новерра представленная отдельно каждым письмом


И.Сироткина "Культура танца и психология движения" [2]
Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ТАНЦА [0]
Методические указания к спецкурсу «Основы танцевально-экспрессивного тренинга»


Режиссура танца [62]
Теоретические и научные статьи и методики.


Драматургия танца [37]
Теоретические и методические материалы и статьи по данной теме.


Туано Арбо [3]
ОПИСАНИЕ ОРКЕЗОГРАФИИ


Научные статьи [131]
Всевозможные и собственные статьи, а также курсовые и дипломные работы студентов, надиктовыные им в качестве научного руководителя.


Танцевальный симфонизм [18]
Все материалы посвящённые танцевальному симфонизму.


Реформаторы Балета [36]
Имена и их биографии


История балета [108]
Интересные статьи по истории балеты.


В. А. Теляковский - "Воспоминания" [14]
Теляковский. Воспоминания.


Тамара Карсавина "Воспоминания" [17]
Т.КАРСАВИНА "ВОСПОМИНАНИЯ"


Леонид Якобсон [15]
Всё о Якобсоне


Польcкие танцы [13]
Описание и видео-фрагменты Польских танцев


Венгерский танец [12]
Венгерские танцы -описание и видеофрагменты


Ирландский танец [7]
Ирландский танец видео и описание


Армянский танец [6]
Армянский танец описание и видео


Танцы народов прибалтики [9]
Прибалтийские народные танцы


Видео [53]

Музыка [14]
Музыкальные материалы для этюдов и танцев


Исполнители [147]
Раздел посвящён легендарным исполнителем танцевального искусства


Интевью с Баланчиным [10]
Великолепная статья Соломона Волкова в виде интервью с Джоржем Баланчины о Петербурге, о Стравинском и Чайковском


Композиторы [68]
Биографии и интерересные статьи о композиторах


Классический танец [8]
Материалы по классическому танцу: методика и интересные статьи


Либретто балетных спектаклей [101]
В данной категории содержаться основные либретто балетных спектаклей различных времён и различных балетмейстеров


Ранние формы танца [11]
История зарождения первых танцевальных форм


Jazz & Modern Dance [15]
Техника современных танцевальных течений


Танцы Народов Мира [12]
Все народности и этносы


Русский танец [24]
Всё по русскому танцу


Испанский танец [17]
Всё о танцах Испании


Музыкальная драматургия. [33]
Методические и теоретические материалы по музыке и музыкальной драматургии.


Еврейские танцы [9]
материалы по истории и еврейских танцев


Художники [18]
Биография и творчество художников


Выдающиеся педагоги [57]
Биография известных педагогов танца


Фёдор Лопухов [13]
Фёдор Лопухов


Азербаджанский танец [3]
Всё об Азербаджанском танце


Борис Эйфман [10]
Всё о творчестве Эйфмана


Институт Культуры и Искусств [7]
правила приёма


Историко-бытовой танец [3]
ВСЁ О ИСТОРИКО-БЫТОВЫХ ТАНЦАХ


Чукотский танцевальный фольклор [4]
Чукотский танцевальный фольклор


Русский хоровод [12]
Всё о русском хороводе


Каталог статей


Главная » Статьи » Еврейские танцы

Хореография Израиля
Вклад евреев в мировую хореографию.
Несмотря на религиозные ограничения, сказавшиеся на развитии еврейской хореографии (см. выше), начиная с позднего средневековья и особенно в эпоху Возрождения некоторые евреи с успехом занимались хореографией в различных странах Европы. Например, имеются свидетельства, что врач Шломо бен Хасон из Сарагосы (Испания) в 1313 г. наставлял танцовщиков при католической церкви, как исполнять пляску, относившуюся, видимо, к какой-либо мистерии. В 15 в. в Италии прославился балетмейстер и учитель танцев Гульельмо да Пезаро, или Гульельмо Эбрео («Еврей»). Он был учеником основателя новой школы танца при феррарском дворе Доменико да Пьяченца и преподавал во Флоренции, где, по-видимому, был близок к дому Медичи. Впоследствии Гульельмо, очевидно, крестился и под именем Джованни Амброзио состоял на службе у герцогини миланской, которая направила его преподавать при неаполитанском дворе. В 1481 г. он был наставником Изабеллы д’Эсте в Ферраре. Гульельмо ввел в моду танцевально-мимическое вступление к большому спектаклю и поставил ряд новаторских для своего времени представлений. Известно, что в 1475 г., во время состоявшегося в Пезаро пышного бракосочетания герцога Сфорца с Камиллой Арагонской, молодежь еврейской общины города показала два представления. Первое включало торжественное появление царицы Савской в окружении еврейских танцоров; царица декламировала на иврите поздравление молодой чете. Во втором еврейские артисты представили средствами хореографии и декламации времена года и связанные с ними сельскохозяйственные работы, прося повелителей даровать им, прибывшим из дальних стран, поле, на котором можно трудиться. Возможно, это представление подготовил не Гульельмо, а его сын, который также был выдающимся балетмейстером. Большое значение для истории хореографии имеет написанный Гульельмо «Трактат об искусстве танца» (около 1463 г.), содержащий описания и ноты сочиненных им танцев, а также теоретическую часть, где рассмотрены значение связи танца с музыкой и элементы, которые определяют способность человека к танцу (чувство ритма, умение запоминать па в правильной последовательности и выполнять их, и т. д.). Гульельмо также оставил автобиографию, в которой описаны его странствия по Италии. В конце 16 – начале 17 вв. в Италии, главным образом при дворе герцога Гонзага в Мантуе, работал балетмейстер, музыкант и педагог Яккино (Исаккино) Массарано. В 1583 г. он ставил танцы для празднеств в честь бракосочетания наследника; их исполняли еврейские артисты под руководством Иехуды Соммо. Массарано обычно ставил танцы в спектаклях, которые давала при дворе еврейская община; в них были заняты десятки участников (особо пышные постановки в 1605 г. и 1606 г.). В балете 19 в. видную роль сыграл одаренный танцовщик, балетмейстер, педагог, либреттист и музыкант еврейского происхождения Артюр Сен-Леон (Шарль Виктор Артюр Мишель; 1821–70). Он получил музыкальное образование, а также учился хореографии у отца, Л. Мишеля, штутгартского балетмейстера. В 1834 г. он дебютировал как скрипач в Штутгарте, а в 1835 г. — как танцовщик в Мюнхене. В последующие десять лет Сен-Леон выступал во многих европейских городах. В 1847–52 гг. он вместе с женой, известной итальянской балериной Фанни Черрито, работал в парижской опере, где поставил 16 балетов. Особым успехом пользовались «Мраморная красавица» и «Скрипка дьявола» (музыка Ч. Пуньи), в которой Сен-Леон в роли Урбана исполнял виртуозное соло на скрипке. В балетах Сен-Леона публику привлекали разнообразие и техническая сложность хореографии, особенно сольных номеров, а также новизна световых и других зрелищных эффектов, например, фонтаны с настоящей водой, выезд танцовщиков на велосипедах и т. п. Сен-Леон работал во многих городах Европы, в 1859–69 гг. руководил балетной труппой Мариинского театра в Санкт-Петербурге, где возобновил ряд своих прежних постановок и создал несколько новых. Среди них балет «Конек-горбунок» (1864, либретто Сен-Леона по мотивам сказки П. Ершова), который был задуман как аллегория отмены крепостного права. В балете были представлены пляски 22 народностей России в стиле «характерного танца», присущего Сен-Леону: сочетание ярких национальных элементов хореографии с классической основой. Несмотря на отрицательную оценку оппозиционной правительству критики, «Конек-горбунок» пользовался огромным успехом и был назван «первым русским национальным балетом». Однако следующий балет хореографа на русский сюжет — «Сказка о рыбаке и рыбке» (1867, музыка Л. Минкуса) провалился, и два года спустя он покинул Россию. Последним и самым значительным достижением Сен-Леона был балет «Коппелия» (музыка Л. Делиба), поставленный в Париже в 1870 г. Сен-Леону принадлежит книга «Стенохореография» (1852), в которой изложена изобретенная им система записи хореографии. В 20 в. многие еврейские деятели балета заняли ведущее положение в мировой хореографии. Их творчество часто не ограничивалось какой-либо одной страной, чему способствовало отсутствие языкового барьера в искусстве балета, а также превратности новейшей истории, которые нередко были причиной миграции еврейского населения. В России среди мастеров балета начала века было немало евреев. Сведения о еврейском происхождении великой русской балерины Анны Павловой (1881–1931; см. Поляковы) были недавно подтверждены материалами, обнаруженными в архиве петербургского балетного училища. В успех антрепризы С. Дягилева внесли большой вклад художник Л. Бакст и балерина Ида Рубинштейн. С труппой Дягилева «Русский балет» (1911–29) были связаны еще несколько выдающихся еврейских деятелей балета, не работавших в России, но впитавших традиции русской школы, которые сыграли значительную роль в развитии хореографии на Западе (см. ниже). Среди российских балетных критиков начала 20 в. видное место принадлежало А. Волынскому. В своих статьях и книгах («Проблема русского балета», 1923, «Книга ликований», 1925) он ратовал за содержательность классического танца. В послереволюционные годы Волынский руководил организованной им в Петрограде Школой русского балета. Другой крупный балетовед, А. Я. Левинсон (1887–1933), не только публиковал в периодических изданиях критические статьи о балете, но одним из первых пытался научно исследовать исторические корни и эстетику хореографии. Он был истовым сторонником чистоты академического балета и выступал против новаторских (от А. Горского до Дж. Баланчина) тенденций в нем. После октябрьского переворота Левинсон покинул Россию, жил в Литве, Германии, а с 1921 г. — в Париже. Опубликовал на русском языке книги «Мастера балета» (1914), «Старый и новый балет» (1918), на английском языке — «Бакст: история жизни художника» (1922), «Танец в театре» (1924), «Мария Тальони. Танец сегодня» (1929), «Сергей Лифарь. Судьба танцовщика» (1934) и другие. В Советском Союзе искусство балета обогатили такие выдающиеся мастера, как танцор, балетмейстер и педагог А. Мессерер и его сестра, балерина и педагог Суламифь Мессерер. К той же династии принадлежит великая балерина 20 в. М. Плисецкая и ее брат, танцор и балетмейстер А. Плисецкий. Оба они много работали за границей. М. Плисецкая была художественным руководителем балетной труппы Римского оперного театра (1983–85), Национального лирического театра в Испании (1987–90), работала с балетными труппами Германии. Она удостоена престижных наград во многих странах мира, в том числе французского ордена за заслуги в области литературы и искусства «Командор» (1985) и ордена Почетного легиона (1986), итальянской премии искусств «Виа Кондотти» (1989), испанской золотой медали за заслуги в области искусства (1991). В 1989 г. М. Плисецкая гастролировала в Израиле. В 1994 г. вышла ее книга «Я, Майя Плисецкая». С 1994 г. в Петербурге проходит конкурс артистов балета ее имени. Одним из ведущих артистов советского балета был Мих. Марк. Габович (1905–65), творческая жизнь которого прошла в московском Большом театре (1924–52). Он стал первым исполнителем главных мужских партий в балетах «Бахчисарайский фонтан», «Кавказский пленник», «Золушка», «Ромео и Джульетта» и других произведениях советских композиторов. С 1951 г. Габович преподавал в Московском хореографическом училище, в 1954–58 гг. был его художественным руководителем. Перу Габовича принадлежат две книги и ряд статей по хореографии, а также несколько либретто. Его сын, Мих. Мих. Габович (родился в 1948 г.) — солист Большого театра в Москве. Творческая жизнь замечательной балерины Аллы Шелест (1919–99) прошла главным образом в Ленинградском театре оперы и балета имени Кирова (Мариинский театр), солисткой которого она была в 1937–63 гг. Она превосходно исполняла обширный классический репертуар, но наиболее полно ее редкий дар перевоплощения раскрылся в балетах советских композиторов. Созданные ею образы Лауренсии (одноименный балет А. Крейна), Заремы («Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева), Гаянэ и Эгины в балетах А. Хачатуряна поражали мощью и богатством чувств, малейшие оттенки выражения которых были строго выверены балериной. Особенно ярко проявился талант А. Шелест в постановках выдающегося советского балетмейстера Л. Якобсона. В его хореографических миниатюрах она представала то сдержанно-страстной («Вечный идол»), то поэтичной («Поцелуй»), то щемяще-трогательной («Слепая»). А. Шелест была первой исполнительницей партий Оксаны («Тарас Бульба», 1940, балетмейстер Ф. Лопухов), Злюки («Золушка», 1946, балетмейстер К. Сергеев), Эгины («Спартак», 1956, балетмейстер Л. Якобсон) и других. С 1952 г. А. Шелест занималась преподавательской деятельностью, работала в качестве балетмейстера в Советском Союзе и других странах. Другая выдающаяся советская балерина, Нина Тимофеева (родилась в 1935 г.), окончила Ленинградское хореографическое училище и в 1953 г. дебютировала в Ленинградском театре оперы и балета имени Кирова, а в 1956–? была солисткой Большого театра в Москве. Здесь она с блеском исполняла заглавные партии в «Лебедином озере», «Щелкунчике», «Спящей красавице» П. Чайковского и других классических балетах. Н. Тимофеева создала галерею разнообразных образов в балетах советских композиторов, в том числе: Джульетта и Хозяйка Медной горы в балетах С. Прокофьева «Ромео и Джульетта» и «Каменный цветок», Эгина в «Спартаке» и Гаяне в одноименном балете А. Хачатуряна; леди Макбет («Макбет», К. Молчанова, 1980, постановка В. Васильева). Была первой исполнительницей главных партий в балетах «Ночной город» (1961, музыка Б. Бартока, постановка Л. Лавровского), «Асель» (1967, музыка В. Власова, постановка О. Виноградова) и других. Искусство Тимофеевой отличает безупречное владение всем арсеналом технических средств, глубокий артистизм и драматический темперамент. С 1991 г. Н. Тимофеева живет и работает в Израиле (см. выше). Международную известность приобрел танцовщик и балетмейстер В. Панов (Шульман, родился в 1937 г.). За годы работы (1957–63) в ленинградском Малом театре оперы и балета он выдвинулся как одаренный танцовщик; в 1963–72 гг. был солистом Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова. После того, как В. Панов и его жена, балерина Г. Рагозина, подали документы на репатриацию в Израиль, их уволили из театра и развязали против них кампанию дискредитации, но благодаря поддержке общественности многих стран Г. и В. Пановы смогли в 1974 г. совершить алию. Они стали гражданами Израиля, но работали в основном за границей. В. Панов поставил ряд балетов в Немецкой опере (Западный Берлин): «Золушка» (1977) и «Война и мир» (1981) С. Прокофьева, «Весна священная» (1978) И. Стравинского, «Идиот» (1979) Д. Шостаковича. В 1992–97 гг. В. Панов был художественным руководителем балетной труппы Боннской оперы, где в 1994 г. поставил балет «Дрейфус» А. Шнитке (см. Дрейфуса дело). В. Панов выпустил книгу «To Dance» («Приглашение к танцу», Н.-Й., 1978). Отчасти сходный путь прошел артист и балетный педагог А. Лившиц (1932–98). В 1957 г. он получил первые премии на конкурсах балета в Вене и в Москве. В 1954–74 гг. был солистом Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова, где исполнял характерные роли. С начала 1960-х гг. Лифшиц занимался главным образом преподавательской деятельностью, которую успешно продолжал в Израиле (с 1980 г., см. выше). С Ленинградом связана по большей части творческая жизнь балетмейстера Б. Эйфмана. Он работал в Ленинградском хореографическом училище (1970–77), ленинградском Малом театре и Театре оперы и балета имени Кирова. С 1977 г. Б. Эйфман руководит Ленинградским ансамблем балета (ныне Петербургский театр современного балета), где осуществил целый ряд ярких постановок, в том числе «Только любовь» (1977) Р. Щедрина, «Идиот» (1980) на музыку Шестой симфонии П. Чайковского, «Жар-птица» (1978) И. Стравинского, «Подпоручик Ромашов» (музыка В. Гаврилина), «Убийцы» (1991) по роману Э. Золя «Тереза Ракен» на музыку И.-С. Баха, Г. Малера, А. Шнитке и других. Б. Эйфману принадлежит хореография ряда телефильмов-балетов, в том числе «Икар» (1970), «Двенадцатая ночь» (1988, удостоен главного приза 1-го Международного фестиваля телефильмов «Золотое руно»). Центральная и Западная Европа. Среди западных артистов, связанных с русской школой балета, — Д. Лишин (Лихтенштейн, 1910–72), который ребенком уехал из России и учился хореографии у Любови Егоровой и Брониславы Нижинской в Париже. В 1928 г. он дебютировал в труппе Иды Рубинштейн, где стал партнером Анны Павловой. В 1932–41 гг. был ведущим солистом «Балле рюс де Монте-Карло», «Балле рюс дю колонель де Базиль», «Орижиналь балле рюс», пользовался большим успехом как в характерных танцах, так и в главных классических партиях. В 1940 г. Лишин эмигрировал в США, выступал в «Балле тиэтр». В 1952 г. он поселился в Лос-Анджелесе, где открыл школу балета, в которой преподавал до конца дней, и создал из ее учеников балетную труппу. Как хореограф Лишин дебютировал балетом «Ноктюрн» (1933) по мотивам комедии У. Шекспира «Сон в летнюю ночь». Он создал более десятка балетов, в том числе «Франческа да Римини» (1937, музыка П. Чайковского), «Выпускной бал» (1940, музыка И. Штрауса), «Елена Троянская» (1942, музыка Ж. Оффенбаха), «Встреча, или Эдип и сфинкс» (1948, музыка А. Соге), балетный этюд без музыкального сопровождения «Творчество» (1948), посвященный работе хореографа. А. Сахаров (1886–1963) также родился в России и приехал в Париж изучать живопись. Здесь он увлекся хореографией и с 1911 г. по 1953 г. успешно выступал во многих странах вместе с женой Клотильдой Сахаровой. Их сольные номера и дуэты классического и современного характера отличались тонкой нюансировкой; значительную роль в создании сценических образов играли костюмы, которые создавались по эскизам самого А. Сахарова. Один из самых известных деятелей французского балета — танцовщик и хореограф Жан Бабиле (Гутман; родился в 1923 г.). Отточенность техники и одухотворенность свойственны его лучшим ролям классического (Альберт в «Жизели» А. Адана, Юноша в «Видении розы», музыка К.-М. Вебера) и современного репертуара (Джокер в «Игре в карты», постановка Ж. Шарра, 1945; Юноша в «Юноше и смерти», музыка И.-С. Баха, в постановке Р. Пёти, 1946; Эдип во «Встрече», постановка Д. Лишина, 1948). В 1945–50 гг. он был солистом «Балета Елисейских полей» Р. Пёти, а в 1956–59 гг. руководил собственной труппой. Среди хореографических произведений Бабиле — «Амур и его любовь» (1948, музыка С. Франка), «Тиль Уленшпигель» (1949), «Трое на качелях» (1955, оба — музыка Дамаза), «Камелеопард» (1956, музыка А. Соге), «Хай-Кай» (1969, музыка А. Веберна). Среди крупнейших хореографов 20 в. — Морис Бежар (Берже, родился в 1927 г., отец — еврей), он дебютировал как танцовщик в 1944 г. в оперном театре родного Марселя, затем выступал в ансамбле Р. Пёти, в Лондоне и Стокгольме (в Королевском шведском балете, 1950–52). В Швеции он создал свои первые хореографические композиции. В 1953–57 гг. был балетмейстером и солистом труппы «Балле де л’Этуаль» (Париж), в 1957–60 гг. возглавлял «Балле де Пари». С 1960 г. руководит «Балетом 20 века» (Брюссель), где поставил ряд синтетических спектаклей, в которых взаимодействуют хореография, пантомима, пение, слово. Обновляя язык танца, Бежар стремится донести в своей хореографии всю сложность духовных исканий современного человека. Много сделал для сохранения дягилевских традиций импресарио и балетовед Рене Блюм (1878–1944), младший брат Л. Блюма. В 1924–39 гг. Р. Блюм руководил балетной труппой Оперы Монте-Карло. В 1932 г. совместно с де Базилем создал «Балле рюс де Монте-Карло» и был ее художественным руководителем до 1936 г.; в 1936 г. организовал новую труппу «Балле де Монте-Карло» (с 1939 г. «Балле рюс де Монте-Карло»), где работали М. М. Фокин, Л. Ф. Мясин и другие видные мастера. Р. Блюм погиб в Освенциме, его воспоминания пропали во время гитлеровской оккупации Парижа. В французском балетоведении видное место занимал П. Тюгаль (1895–1964), основатель Ассоциации хореографической прессы и международного хореографического архива в Париже, автор нескольких книг по хореографии. Он изучал также роль танца в реабилитации инвалидов и больных психическими расстройствами. Другой еврей, А. Ф. Эрсен (1934–98), — редактор журнала «Ле сезон де ла данс» со времени его основания (1968). В Великобритании евреи сыграли заметную роль в возрождении интереса к балету и формировании национальной балетной школы. В конце 19 – начале 20 вв. пользовался известностью танцовщик и преподаватель хореографии Леон Эспиноса (1825–1904). Его сын и ученик Эдуард (1872–1950) выступал в лондонском театре «Лицеум» (1891–96), в 1893 г. — в течение сезона в Нью-Йорке, в 1896–1939 гг. был балетмейстером в Ковент-Гардене и других лондонских труппах, ставил танцевальные номера для эстрадных представлений и мюзиклов, в том числе «Последнего вальса» (1922) О. Штрауса. Среди учеников Э. Эспиносы выдающаяся британская танцовщица и балетмейстер Нинет де Валуа. Э. Эспиноса — автор ряда учебников по хореографии. Созданию стационарного балетного театра в Великобритании содействовала антрепренер Лилиан Мэри Бейлис (1874–1937). В принадлежавшем ей театре «Олд Вик» шли балетные постановки Нинет де Валуа. В 1931 г. М. Бейлис и Н. де Валуа перенесли свою деятельность в театр «Сэдлерс-Уэллс», где сформировалась одноименная труппа (первоначально «Вик-Уэллс балле», с 1957 г. — Королевский балет). Одним из трех учредителей Общества Камарго, которое в 1930–36 гг. способствовало привлечению интереса британской публики к балету и основанию национальной балетной труппы, был балетный критик Арнолд Л. Хаскелл (1903–80). Он также внес значительный вклад в организацию балетной школы при «Сэдлерс-Уэллс балле» (с 1957 г. — школа Королевского балета), в 1947–65 гг. был ее директором, с 1965 г. — почетным директором. В 1947–64 гг. Хаскелл руководил изданием балетного ежегодника «Балле эньюал». Он опубликовал много статей и книг по хореографии, в том числе «Балетомания» (1934), «Формирование танцовщика» (1946), «Русский гений в балете» (1963), «Что такое балет» (1965). Как известный балетовед Хаскелл был в 1954 г. советником при формировании Национального балета Нидерландов, участвовал в жюри ряда международных конкурсов артистов балета, в том числе в Москве. В возрождении британского классического балета огромную роль сыграла педагогическая и организационная деятельность Мари Рамбер (Цвия Рамбам, затем Мирьям Рамберг, 1888–1982). В ранней юности под влиянием искусства А. Дункан она увлеклась ритмопластическим танцем, в 1910–13 гг. училась у Э. Жак-Далькроза. В 1912 г. С. Дягилев пригласил ее заниматься со своими артистами по музыкально-ритмической системе Жак-Далькроза в период постановки балета «Весна священная» И. Стравинского. В результате этого взаимообогащающего сотрудничества М. Рамбер стала серьезно заниматься классическим балетом под руководством Э. Чеккети. В 1920 г. М. Рамбер открыла в Лондоне школу балета, а впоследствии создала на ее основе Клуб балета, с 1931 г. он давал воскресные представления, в которых выступали учащиеся и педагоги школы, в том числе сама М. Рамбер (с 1934 г. труппа «Балле Рамбер»). Несмотря на скудность бюджета, уровень спектаклей был исключительно высок. «Балле Рамбер» вошел в историю как первая постоянная британская балетная труппа. Здесь были осуществлены первые постановки таких знаменитых впоследствии хореографов, как Ф. Аштон, А. Тюдор, А. Хоуард, У. Гор. Во время 2-й мировой войны труппа давала спектакли, несмотря на бомбежки. В послевоенные годы коллектив под руководством Рамбер продолжал творческий поиск, в том числе в области балета-модерн. На протяжении 37 лет своей педагогической деятельности в Великобритании М. Рамбер воспитала несколько поколений артистов балета, обладающих превосходной техникой, творческой индивидуальностью и чувством стиля. Первой британской балериной, получившей международную известность, стала Алисия Маркова (Лилиан Алисия Маркс, 1910–2004). В возрасте 14 лет она была приглашена Дягилевым в «Русский балет», где с успехом выступала в «Соловье» И. Стравинского (1925) и «Кошке» А. Соге (1927). В 1929 г. она вернулась в Лондон, исполняла главные партии в спектаклях Общества Камарго и Клубе балета М. Рамбер, а в 1932–35 гг. в «Вик-Уэллс балле» (см. выше). В 1935–38 гг. она была прима-балериной в труппе, которую создала вместе со своим партнером А. Долиным, затем в «Балле де Монте-Карло» (1938–41), «Балле тиэтр» (США, 1941–46). В 1949 г., вернувшись в Великобританию, основала труппу «Фестивал балле». В 1950-х гг. А. Маркова также часто гастролировала за рубежом. Оставив сцену в 1962 г., она в 1963–70 гг. возглавляла (с перерывами) балет «Метрополитен-опера» (Нью-Йорк), а в 1970 г. стала профессором балета на отделении хореографии университета Цинциннати. Искусство Марковой отличалось одухотворенностью, исключительной легкостью и чистотой рисунка. Лучшие партии — Земфира (первая исполнительница) в балете Л. Мясина «Алеко» на музыку Чайковского, Жизель в одноименном балете А. Адана. В 1960 г. вышла книга А. Марковой «Жизель и я». Существенный вклад в развитие британской хореографии внес Джон Кранко (1927–73, отец еврей), выходец из Южной Африки. С 1946 г. он работал в труппе «Сэдлерс-Уэллс балле» сначала как танцовщик, затем как хореограф. В 1950-х гг. он поставил там ряд балетов, в том числе «Арлекин в апреле» (1951; музыка Р. Арнел) по мотивам поэмы Т. С. Элиота «Бесплодная земля»; «Дама и шут» (1954, на музыку Дж. Верди), «Принц пагод» (1957) Б. Бриттена. В 1960 г. Кранко переехал в Германию, где возглавил Штутгартский балет и создал ряд спектаклей, ставших классикой современного балета: «Онегин» (1965) на музыку П. Чайковского, «Укрощение строптивой» (1969) Штольце, «Поэма экстаза» (1970) на музыку А. Скрябина. Умение раскрыть характеры персонажей средствами хореографии, юмор, единство танца и драматургии — отличительные черты сюжетных балетов Кранко и его искусства в целом. В 1972 г. Дж. Кранко поставил для израильского ансамбля «Бат-Шева» спектакль по мотивам ивритской поэзии от Х. Н. Бялика до У. Ц. Гринберга. В Германии артисты-евреи внесли значительный вклад в деятельность труппы К. Йосса. Ряд известных балетов Йосса был поставлен на музыку композитора Ф. Коэна. Балерина Рут Сорель (Абрамович, 1907–1974), ученица Мари Вигман, была солисткой балета Берлинской оперы, но вынуждена была покинуть Германию с приходом Гитлера к власти. В 1933 г. Р. Сорель заняла первое место на конкурсе современного танца в Варшаве. В Германии работал крупный музыковед и балетовед К. Закс (1881–1959). Его «Всемирная история танца» (1933) — первый систематизированный труд по истории хореографии от первобытного танца до современного балета. В 1933 г. К. Закс как еврей был отстранен от преподавания в Берлинской высшей академии музыки, профессором которой он был с 1919 г. К. Закс эмигрировал сначала во Францию, а затем в США (1937), где преподавал в университетах и опубликовал ряд трудов, в том числе «Содружество искусств» (1946), «Музыка и темп» (1953). Основателем и главным редактором журнала «Дер танц», самого серьезного издания по вопросам балета в германоязычных странах в 1920-е гг., был Йосеф Левитан. В Австрии начала свою балетную карьеру Гертруд Краус (см. выше). Она училась в Королевской музыкальной академии по классу фортепиано, а затем по классу современной хореографии у Г. Боденвизер. В 1925 г. состоялся ее дебют, затем она организовала свою труппу, которая с успехом выступала в ряде стран Европы. В 1930 г. на международном фестивале балета в Мюнхене ансамбль Краус исполнил хореографическую композицию «Песни гетто» на музыку Й. Агнона. В Вене родилась и другая танцовщица, судьба которой в дальнейшем была связана с Израилем, — Лиа Шуберт (см. выше). Она училась в Париже у Л. Егоровой и О. Преображенской, после 2-й мировой войны входила в труппу Л. Мясина; с 1950 г. работала как артистка и хореограф в Швеции, сначала в театре г. Мальмё, а с 1953 г. — в Стокгольме. В 1957 г. она основала Балетную академию при Стокгольмском университете, которой руководила до своей репатриации в Израиль (1968). В создании и развитии голландского балета велика роль Сони Гаскелл (1904–74). Она родилась в Литве, в юности уехала в Эрец-Исраэль и работала в киббуце Эйн-Харод, затем эмигрировала во Францию, где училась балету у Л. Егоровой. В начале 1930-х гг. она выступала в составе танцевального дуэта в эстрадных представлениях, преподавала хореографию в Париже. В 1939 г. С. Гаскелл открыла балетную студию в Амстердаме, в которой продолжала нелегально преподавать и в годы гитлеровской оккупации Нидерландов. Стремясь собрать средства для создания балетного ансамбля, С. Гаскелл устраивала лекции-концерты, которые пользовались огромной популярностью. В 1950 г. она организовала, главным образом из своих учеников, труппу «Балле рисайтл», в репертуаре которой преобладали постановки самой С. Гаскелл. Ансамбль с успехом выступал в стране и за рубежом, но по финансовым причинам просуществовал недолго. В 1954 г. С. Гаскелл возглавила первый в Голландии балетный коллектив, получивший субсидии правительства — Нидерландский балет в Гааге. В 1961 г. эта труппа слилась с Амстердамским балетом, в составе которого также было много учеников Гаскелл, и таким образом возник Нидерландский национальный балет (Амстердам). С. Гаскелл руководила им в 1961–68 гг., благодаря ее усилиям труппа стала слаженным коллективом с большим классическим и современным репертуаром. В хореографии Венгрии значительная роль принадлежит Ласло Шереги (родился в 1929 г.). Он выдвинулся в армейском ансамбле, с 1957 г. работал в балетном коллективе Венгерского оперного театра, исполнял характерные партии. В 1960-х гг. ставил танцы в операх, затем создал ряд балетов, в том числе новые постановки «Спартака» А. Хачатуряна (1968), одноактных балетов Б. Бартока «Деревянный принц» (1970), «Чудесный мандарин» (1970). Балетмейстер пользуется международным признанием, он поставил ряд спектаклей в Германии, Австрии, Швейцарии. В настоящее время в Европе работают несколько израильских артистов и балетмейстеров, в том числе заместитель директора Нидерландского национального балета Р. Формберг, руководитель балетного ансамбля города Гронингена И. Галили. Если в историю европейского классического балета 20 в. внесли вклад отдельные мастера-евреи, то в американской хореографии, особенно в процессе развития балета-модерн, евреи, начиная с 1930-х гг., сыграли ведущую роль. Так, первый состав женского ансамбля Марты Грэхем был в основном еврейским. Получив от министра пропаганды Третьего рейха Геббельса приглашение выступить на Олимпиаде 1936 г. в Берлине, Грэхем ответила, что не может принять приглашение как из-за принципиального неприятия нацистского режима, так и из-за того, что большинство ее танцовщиц — еврейки. Некоторые из участниц ансамбля Грэхем стали впоследствии известными хореографами современного балета. Анна Соколова (1912–2000), входившая в группу Грэхем в 1930–39 гг., в 1933 г. дебютировала как хореограф с сатирическим антивоенным циклом. В 1934 г. она гастролировала в СССР, а в 1939 г. организовала в Мексике первый ансамбль танца-модерн Голубой голубь, в котором периодически работала как педагог и хореограф. Длительный период Анна Соколова руководила рядом ансамблей в США и Израиле (см. выше), ставила балетные композиции для многих коллективов, до 1954 г. занималась исполнительской деятельностью. Многие композиции А. Соколовой посвящены трагическим темам современности: «Плач по умирающему тореадору» (1942) по мотивам поэзии Ф. Гарсиа Лорки (музыка С. Ревуэльтаса); произведения о Катастрофе, «Сновидения» (1965, музыка И.-С. Баха и А. Веберна) и «Памяти № 52436» (1973, музыка Берда), «Комнаты» (1955, музыка Хопкинса) об одиночестве человека в большом городе, «Превращение» (1957) по рассказу Ф. Кафки. В ее подчеркнуто экспрессивной хореографии техника танца модерн сочетается с элементами классического и народного танца. Перл Ланг (родилась в 1922 г.) также училась у М. Грэхем и с 1941 г. стала солисткой ее ансамбля. Хореография нескольких образов в постановках Грэхем была разработана специально «на нее», а после ухода Грэхем со сцены П. Ланг стала первой исполнительницей ее ролей. В 1952 г. П. Ланг создала собственный ансамбль и поставила в нем ряд композиций, в том числе на еврейские темы («Дебора», «Мгновения Песаха», «Одержимая» по мотивам «Диббука» С. Ан-ского). Р. Коан (родился в 1925 г.), ученик Школы современного танца Грэхем, стал с 1946 г. солистом ее труппы. Впоследствии он создал первый в Европе ансамбль, работавший в стиле хореографии Грэхем, — «Лондон Контемпорари», и много лет (1967–83) руководил им. Р. Коан был также художественным консультантом израильского ансамбля «Бат-Шева» (см. выше). После смерти М. Грэхем ее ансамбль возглавил Рон Протас, знаток хореографии и фотограф, специализировавшийся на снимках хореографии. Среди зачинателей современной американской хореографии — Хелен Тамирис (Беккер; 1905–66). В 1920-х гг. она училась в студии при «Метрополитен-опера», затем танцевала в этом театре, а с 1927 г. выступала с собственными хореографическими композициями в стиле модерн. Особой известностью пользовались ее «Негритянские спиричуэлс» (1928; на музыку народных песен). В 1929–45 Х. Тамирис руководила основанной ею школой американского танца. В 1929–32 гг. выступала вместе с М. Грэхем, Д. Хамфри и другими в созданной ею труппе «Данс репертори тиэтр». В 1930–40-е гг. многие произведения Тамирис были посвящены борьбе против расовой дискриминации (в том числе «Доколе, братья?» и «Баллады Бэйо», 1937 и 1942, на музыку негритянских песен), выражали социальный протест («Аделанта», 1939, музыка Пито, на темы поэтов республиканской Испании; «Песнь свободы», 1941, на музыку американских революционных песен, и другие). В 1940–50-х гг. Х. Тамирис создавала хореографию для мюзиклов и кино. В 1957–63 гг. она возглавляла хореографическую труппу совместно с Д. Негрином (родился в 1917 г.), который ранее был ее учеником. Он дебютировал как танцовщик в 1940 г., в 1960–70-х гг. стал видным хореографом танца-модерн. Среди его произведений «Пелопонесская война» (1968), «Выздоровление» (1978), посвященное процессу преодоления артистом последствий травмы. В создании американского классического балета важную роль сыграл импрессарио Линколн Кёрстайн (1907–96). Он убедил Дж. Баланчина переехать в США, где в 1934 г. под руководством последнего была открыта Школа американского балета, а к концу того же года Л. Кёрстайн и Эдуард М. М. Варбург (см. Варбург, семья) основали первую американскую классическую балетную труппу «Америкэн балле» (при «Метрополитен-опера», где шли балеты Дж. Баланчина и выступали ученики школы. В 1936 г. Л. Кёрстайн организовал еще одну балетную труппу, «Балле Караван», для показа произведений хореографии американских балетмейстеров. Одной из лучших ее работ был балет в стиле вестерна Ю. Лоринга «Парень Билли» (1938, музыка А. Копленда), для которого Кёрстайн написал либретто. В 1941 г. две труппы объединились, но вскоре прекратили свое существование. После 2-й мировой войны, в 1946 г., Кёрстайн создал новый коллектив — «Балле сосайети», который в 1948 г. был переименован в «Нью-Йорк сити балле». Кёрстайн стал генеральным директором, а Баланчин — художественным руководителем этой знаменитой труппы. Кёрстайн опубликовал ряд статей и книг по хореографии, был инициатором и редактором ряда специальных периодических изданий, в том числе «Данс индекс» (1942–48). Важную роль в распространении балета в других городах США сыграли Надя Чилковски (родилась в 1908 г.), один из организаторов труппы «Филадельфия данс», Барбара Вайсбергер (родилась в 1926 г.), основатель и многолетний художественный руководитель «Пенсильвания балле» (до 1967 г. — Филадельфия балле»). Крупнейший мастер американского балета, соединивший в своем творчестве различные традиции хореографии, — Джером Роббинс (1918–98). Наряду с классическим танцем он изучал технику восточного танца, танца модерн, освоил актерское мастерство, игру на нескольких музыкальных инструментах. В 1937–40 гг. Роббинс был танцовщиком и актером драматического и музыкального театра, в 1940–48 гг. — солистом «Балле тиэтр». В 1944 г. поставил в этом театре свой первый балет «Матросы на берегу» (музыка Л. Бернстайна), который пользовался огромным успехом и впоследствии был переделан в мюзикл и кинофильм. В последующие годы Роббинс укрепил свою репутацию талантливого хореографа и артиста. В 1949 г. он начал работать в «Нью-Йорк сити балле», которым руководил Дж. Баланчин, до 1963 г. был балетмейстером, танцовщиком и заместителем художественного руководителя этой труппы. В 1958–61 гг. Роббинс организовал труппу «Балеты США», которая с успехом выступала в Европе, а также работал в театрах на Бродвее и в кино. Мировую славу принесла ему хореография в мюзиклах «Вестсайдская история» (1957, фильм 1962), «Смешная девчонка» и «Скрипач на крыше» (оба — 1964). В 1969 г. Роббинс вернулся в «Нью-Йорк сити балле», где работал почти до конца жизни. Хореография Роббинса более конкретно-изобразительна, чем у Баланчина, ее отличают разнообразие, современность и жизнеутверждающее начало, ощутимое в самых трагических произведениях. Другой известный балетмейстер, Майкл Кидд (Милтон Гринвальд; родился в 1917 г.), дебютировал в 1937 г. как характерный танцовщик в «Америкэн балле», в 1937–40 гг. работал в «Балле караван», а в 1941–42 гг. — в «Данс плейерс». В 1942–47 гг. он был солистом в «Балле тиэтр», где танцевал в балетах Дж. Роббинса «Матросы на берегу» (1944), «Игры» (1945) и других. В 1945 г. Кидд поставил свой первый балет «На сцену!» (музыка Д. Джойо). Впоследствии ставил хореографию для мюзиклов, в том числе «Канкан (1953), «Бен Франклин в Париже» (1964), «Ротшильды» (1970), а также для музыкальных кинофильмов, например, «Семь невест для семи братьев» (1954), «Хелло, Долли» (1969). В мюзиклах и кино с успехом работал также балетмейстер Х. Росс (родился в 1925 г.). В числе его работ хореография к кинофильму «Смешная девчонка» (1968). К первому поколению американских танцовщиц классического балета принадлежит Рутанна Борис (родилась в 1918 г.), прима-балерина в труппах «Америкэн балле» и «Метрополитен-опера» в 1935–43 гг., выступавшая затем в «Балле рюс де-Монте-Карло» и «Нью-Йорк сити балле». В конце 1940-х гг. Р. Борис занялась балетмейстерской и педагогической деятельностью. Ее хореография окрашена юмором (балеты «Цирк на двоих», 1947, музыка Ш. Гуно; «Кейк-уок», 1951, музыка Готшалка). С труппой «Америкэн балле тиэтр» (до 1957 г. «Балле тиэтр») с самого основания в 1939 г. был связан творческий путь выдающейся американской еврейской балерины Норы Кей (1920–87). Она исполняла главные партии в классическом и современном репертуаре. Наиболее полно ее технические и актерские возможности раскрылись в балетах английского хореографа А. Тюдора. Кей была первой исполнительницей ролей Агари в «Огненном столпе» (1942, музыка А. Шёнберга), Джульетты («Ромео и Джульетта», 1943, музыка Делиуса) и других. В 1951–54 гг. Н. Кей работала в «Нью-Йорк сити балле», где с большим драматизмом исполнила главную партию в балете Дж. Роббинса «Клетка» (1951, на музыку И. Стравинского). В 1954 г. она вернулась в «Балле тиэтр», а в 1960 г. вместе с мужем, балетмейстером Х. Россом, организовала труппу «Балет двух миров», где около года выступала в его постановках, после чего занялась административной деятельностью. В 1945–50 гг. в «Балле тиэтр» работала и другая известная балерина-еврейка, Мелисса Хейден (Милдред Херман, родилась в 1928 г.). Затем она перешла в «Нью-Йорк сити балле», где исполнила ведущие партии в ряде балетов Дж. Баланчина. Солистом «Америкэн балле тиэтр» был Б. Маркс (родился в 1937 г.), который выступал также в других коллективах, в том числе в «Датском королевском балете». Сочетание классики и модерна характерно для хореографии Полин Конер (1912–2001). В 1946–60 гг. она была солисткой в труппе Х. Лимона.
Категория: Еврейские танцы | Добавил: sasha-dance (07.12.2010)
Просмотров: 2461 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  •  
  • Программы для всех
  • Лучшие сайты Рунета