Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.
КОЛОСОВА Евгения Ивановна (урожденная Неелова) (15(26). XII 1780 —
30.III (11.IV)1869) — русская пантомимная танцовщица, балерина; дочь
танцора 3-го амплуа (фигурант) балетной труппы Петербургских
Императорских театров при Екатерине II И. Д. Неелова (1746—1810), мать
актрисы А. М. Каратыгиной, родная тётка (сестра матери) знаменитого
артиста Н. О. Дюра и актрисы Л. О. Дюровой.
Рожденная в артистической семье, с детства выступала в оперных,
балетных и драматических спектаклях; еще в 14 лет успешно дебютировала в
балете «Пигмалион».
Закончила Петербургское театральное училище, где занималась танцами под руководством Вальберга.
«Когда школа временно была закрыта, Вальберг продолжал с ней
заниматься особо, и через три года она выпущена была со званием
солистки».
Сразу по окончании училища в 1794 (или по другим источникам – в
1799 году) с большим успехом дебютировала в Петербургской казенной
труппе.
Почти сразу по поступлению на сцену вышла замуж за музыканта Михаила Колосова, сменив фамилию и выступая под ней.
Когда в Петербург были приглашены французские балетные артисты
г. Огюст и г-жа Шевалье, которые принесли приемы новой балетной школы,
далеко оставившей за собой прежнюю и уделявшей рядом с танцами
значительную роль и мимике, Колосова весьма быстро усвоила себе все, что
было в новой школе ценного и вскоре исполнила с большим успехом
значительную мимическую роль Медеи в балете Новера.
Была постоянной и основной исполнительницей в балетах,
поставленных ее педагогом Вальбергом. Также выступала под руководством
других балетмейстеров – Ш. Ле Пика, П. Шевалье, К. Дидло.
Известность Колосовой дало артистическое выполнение
«драматических» ролей в балетах. Дидло всегда отдавал ей лучшие и самые
сильные роли в своих балетах «Рауль де Креки», «Федра», «Алцеста»,
«Тезей и Ариадна», «Венгерская хижина» и др.
Колосова танцевала главные женские партии в балетах «Ромео и
Юлия» Штейбельта, «Медея и Язон» Рудольфа, «Федра и Ипполит» Кавоса и
Турика и др.
Современники (в их числе Пушкин) восторженно отзывались об искусстве Колосовой.
Артистка первая создала на русской балетной сцене образ своей
современницы - Девушка ("Новый Вертер" Титова), Василиса ("Русские в
Германии, или Следствие любви к отечеству" Париса).
Искусство Колосовой было отмечено музыкальностью,
пластичностью, она была отличной танцовщицей, в совершенстве владеющей
искусством трагической пантомимы. Колосова одной из первых танцовщиц
обратилась к русским танцам и в течение многих лет успешно исполняла их
на балетной сцене. Также одной из первых в России сменила пышный
стилизованный костюм на античный хитон.
Также успешно выступала Евгения Колосова как драматическая актриса в драмах и комедиях.
Сцену оставила в 1826.
Занималась педагогической деятельностью, среди ее учениц балерины М. И. Данилова, А. И. Истомина, А.А. Лихутина.
Личная жизнь
По воспоминаниям современников Евгения Колосова была брюнетка
поразительной красоты, с большими чёрными глазами, стройная и изящная , с
гибким станом.
От брака с Михаилом Колосовым в 1802 году у неё родилась дочь Александра, впоследствии знаменитая драматическая актриса.
По свидетельству А. Я. Булгакова, московские "матадоры" Иван
Николаевич Корсаков и, главное, старик князь Николай Борисович Юсупов
покровительствовали Колосовой; от последнего она имеле сына, мальчик
воспитывался в одном из немецких пансионов, когда умер князь.