Четверг, 25.05.2017, 02:24 Приветствую Вас Гость | RSS
Композиция
и
постановка танца
Меню сайта
Статьи по разделам
Балетмейстеры [183]
Биография, основные этапы творчества и произведения


Ж.Ж.Новерр"Письма о танце" [18]
Полная версия книги Новерра представленная отдельно каждым письмом


И.Сироткина "Культура танца и психология движения" [2]
Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ТАНЦА [0]
Методические указания к спецкурсу «Основы танцевально-экспрессивного тренинга»


Режиссура танца [62]
Теоретические и научные статьи и методики.


Драматургия танца [37]
Теоретические и методические материалы и статьи по данной теме.


Туано Арбо [3]
ОПИСАНИЕ ОРКЕЗОГРАФИИ


Научные статьи [131]
Всевозможные и собственные статьи, а также курсовые и дипломные работы студентов, надиктовыные им в качестве научного руководителя.


Танцевальный симфонизм [18]
Все материалы посвящённые танцевальному симфонизму.


Реформаторы Балета [36]
Имена и их биографии


История балета [107]
Интересные статьи по истории балеты.


В. А. Теляковский - "Воспоминания" [14]
Теляковский. Воспоминания.


Тамара Карсавина "Воспоминания" [17]
Т.КАРСАВИНА "ВОСПОМИНАНИЯ"


Леонид Якобсон [15]
Всё о Якобсоне


Польcкие танцы [13]
Описание и видео-фрагменты Польских танцев


Венгерский танец [12]
Венгерские танцы -описание и видеофрагменты


Ирландский танец [7]
Ирландский танец видео и описание


Армянский танец [6]
Армянский танец описание и видео


Танцы народов прибалтики [9]
Прибалтийские народные танцы


Видео [53]

Музыка [14]
Музыкальные материалы для этюдов и танцев


Исполнители [147]
Раздел посвящён легендарным исполнителем танцевального искусства


Интевью с Баланчиным [10]
Великолепная статья Соломона Волкова в виде интервью с Джоржем Баланчины о Петербурге, о Стравинском и Чайковском


Композиторы [68]
Биографии и интерересные статьи о композиторах


Классический танец [8]
Материалы по классическому танцу: методика и интересные статьи


Либретто балетных спектаклей [101]
В данной категории содержаться основные либретто балетных спектаклей различных времён и различных балетмейстеров


Ранние формы танца [11]
История зарождения первых танцевальных форм


Jazz & Modern Dance [15]
Техника современных танцевальных течений


Танцы Народов Мира [12]
Все народности и этносы


Русский танец [24]
Всё по русскому танцу


Испанский танец [17]
Всё о танцах Испании


Музыкальная драматургия. [33]
Методические и теоретические материалы по музыке и музыкальной драматургии.


Еврейские танцы [9]
материалы по истории и еврейских танцев


Художники [18]
Биография и творчество художников


Выдающиеся педагоги [57]
Биография известных педагогов танца


Фёдор Лопухов [13]
Фёдор Лопухов


Азербаджанский танец [3]
Всё об Азербаджанском танце


Борис Эйфман [10]
Всё о творчестве Эйфмана


Институт Культуры и Искусств [7]
правила приёма


Историко-бытовой танец [3]
ВСЁ О ИСТОРИКО-БЫТОВЫХ ТАНЦАХ


Чукотский танцевальный фольклор [4]
Чукотский танцевальный фольклор


Русский хоровод [12]
Всё о русском хороводе


Каталог статей


Главная » Статьи » Исполнители » Русские и Российские исполнители

Новицкая Мария (Марья) Дмитриевна



Новицкая Мария (Марья) Дмитриевна

Мария (Марья) Дмитриевна Новицкая (по мужу Дюр; (23 января (4 февраля) 1816 (некоторые источники называют 1815) — 1868) — русская балерина и драматическая артистка.
Вся жизнь Марии Новицкой была связана с Петербургской императорской труппой. Девочкой она поступила в театральное училище при Петербургской труппе, где среди ее педагогов были Анастасия Андреевна Лихутина, Алексис Блаш и сменивший Алексиса Блаша Антуан Титюс, а затем пришла в саму труппу — сначала балериной, потом — драматической актрисой. Её семейная жизнь тоже оказалась неразрывна с театром — мужем Марии Новицкой стал выдающийся русский артист Петербургской труппы Николай Осипович Дюр, первый исполнитель ролей Молчалина («Горе от ума» А. С. Грибоедова; первая полная постановка — 1831 г., до того постановка всей пьесы была запрещена цензурой и разрешались лишь разрозненные сценки) и Хлестакова («Ревизор» Н. В. Гоголя, 1836 г.).
Впервые на сцену Мария Новицкая вышла еще ученицей, приняв участие в балетных спектаклях, поставленных балетмейстером Алексисом Блашем: 1832 — «Дон Жуан, или Поражённый безбожник» (Антонита) и 1833 — «Марс и Венера, или Сети Вулкана» (одна из граций).
Ходили различные слухи об отношениях начинающей балерины с императором Николаем Первым. Император Николай Павлович балет любил. А еще больше — балерин, из которых создал себе целый гарем. Кого там только не было — все представительницы балетной труппы императорских театров: Ульяна Селезнева, Наталья Аполлонская, Ольга Шлефохт, Варвара Волкова, Софья Дранше, а сколько еще имен не сохранилось… Императорское внимание привлекла и юная Маша Новицкая: высокая, стройная и очень женственная. Ни от наперсниц, ни от театральной дирекции это внимание не укрылось, и по окончании учебы в 1834 году она была сразу принята в штат Петербургской императорской труппы солисткой с окладом в 1800 рублей годовых, казенной квартирой и единовременным пособием в 350 рублей. Однако балерина поспешила выйти замуж по любви — за артиста той же Петербургской труппы Николая Осиповича Дюра.

Дюре с женой, балериной Новицкой
Подруги от чистого человеколюбия ругали ее: ну надо же, какая глупость, потерять такого могущественного покровителя. Но были и другие мнения: что замужество являлось лишь прикрытием, а родившаяся вскоре дочь несла в себе императорские гены — во всяком случае Николай Первый распорядился назначить ей пожизненный пенсион в 500 рублей годовых. Ничего определенного теперь, спустя почти 200 лет, по этому поводу сказать нельзя. Да и имеет ли это значение… Сохранились документы, что в семье Николая Осиповича Дюра и Марьи Дмитриевны царила забота друг о друге — а значит, была добрая семья.
Поступив на Петербургский императорскую сцену, Марья Новицкая дебютировала сразу в главной партии Фенеллы в опере Даниэля Обера «Немая из Портичи» (La muette de Portici). В России эта опера шла под другим названием: «Фенелла» — из-за сюжета, затрагивающего реальные события восстания в Неаполе в 1647 году против испанского владычества, а Российская империя всячески не приветствовала какие бы то ни было революционные настроения. Эта партия принесла молодой балерине феноменальный успех — она моментально затмила исполнявшую эту роль до неё Екатерину Телешеву. В роли её партнера с не меньшим успехом выступал певец Константин Голланд (возможно написание Голенд и Голленд). Первый же их совместный спектакль, прошедший на сцене Большого Каменного театра 14 января 1834 года, принес им обоим такой триумф, что был отображён в других видах искусства и литературы.

П. Брюлло.
М.Новицкая и К.Голланд
Художник Павел Иванович Брюлло изобразил Новицкую и Голланда в финальной сцене оперы спектакля 14 января 1834 года, по этому рисунку была сделана литография, которая ныне хранится в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве.
Михаил Юрьевич Лермонтов в главе III своей незаконченной повести «Княгиня Лиговская» тоже отметил эту постановку и главных исполнителей: по окончании спектакля «все с громом вызывали Новицкую…», а в следующей главе разговор о ней ведётся между персонажами повести Негуровой и Печориным (VI, 136, 137):


Печорин, закутанный в шинель и надвинув на глаза шляпу, старался продраться к дверям, он поровнялся с Лизаветою Николаевной Негуровой; на выразительную улыбку отвечал сухим поклоном, и хотел продолжать свой путь, но был задержан следующим вопросом: «Отчего вы так сериозны, Msr. George? — вы недовольны спектаклем?»
— Напротив, я во всё горло вызывал Голланда!..
— Не правда ли, что Новицкая очень мила!..
— Ваша правда.
— Вы от нее в восторге.
— Я очень редко бываю в восторге.

М. Ю. Лермонтов. «Княгиня Лиговская» (1836 г. — не завершено).

Любопытно, что несмотря на такое количество информации о спектакле с участием Новицкой и Голланда, многие музыковеды первую постановку этой оперы в Петербурге относят к 1857 году (а первую русскую постановку к 1849 г. — в Большом театре в Москве), хотя на самом деле в 1857 году опера прозвучала в Петербурге уже во второй постановке под названием «Фенелла, или Немая из Портичи». Вполне возможно, что заблуждение связано с переименованием имён персонажей в постановке 1830-х годов.
Прославилась М. Новицкая-Дюр и другими ролями.
Среди исполняемых партий:
1834 — «Фенелла» (опера «Немая из Портичи», в России под названием «Фенелла») — Фенелла
1834 — «Нина, или От любви сумасшедшая», балетмейстер Карл Людовик Дидло — Нина
1834 — «Кавказский пленник, или тень невесты», балетмейстер Ш.Дидло — Кзелкайя
1835 — «Сильфида» — Эффи; балетмейстер Антуан Титюс, перенос постановки Ф. Тальони (впервые на русской сцене)
1835 — опера «Влюбленная баядерка» — Золое
1837 — «Рауль Синяя Борода, или Опасность любопытства» — Изора
1837 — «Дезертир» — Луиза
1838 — «Гитана, испанская цыганка», балетмейстер Антуан Титюс — Герцогиня (впервые на русской сцене)
«Дон-Жуан»
«Венгерская хижина, или Знаменитые изгнанники» на музыку Ф. М. А. Венюа
Критика отмечала: «В период возросшей виртуозности танца сохраняла эмоциональную насыщенность и глубину содержания, свойственные исполнительской школе Дидло».
Об огромном сценическом успехе Марии Новицкой-Дюр свидетельствует то, что художник Григорий Чернецов включил её изборажение в свою картину «Парад по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6 октября 1831 года на Царицыном лугу в Петербурге», на которой он поместил 223 выдающихся людей России эпохи императора Николая I — М. Новицкая-Дюр изображена там под номером 207, а ее муж, Николай Осипович Дюр, стоит на картине рядом под номером 208 (чтобы зрители не запутались, художник дал каждому портрету отдельный номер, см. ст.: Парад по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6 октября 1831 года на Царицыном лугу в Петербурге/Список изображений).
Николай Осипович Дюр скончался от чахотки 16 (28) мая 1839 года. Уже предчувствуя конец, он беспокоился о семье. Вот что писал на его смерть Александр Иванович Вольф, «Хроника петербургских театров»:
Женат он был на Новицкой, красивой мимической танцовщице, прославившейся в роле немой в «Фенелле», и имел от нее несколько детей. За два дня до смерти Дюр получил от директора театров следующее письмо: «Любезный Николай Осипович! Вследствие твоей просьбы я говорил с г.министром, а он позволил мне объявить тебе, что без сомнения Государь Император не оставит своими милостями жены и дочерей твоих в случае, если бы мы имели горесть тебя лишиться. Итак, с этой стороны ты должен быть совершенно спокоен, но я надеюсь, что Всевышний сохранит тебя для счастья твоего семейства и для славы русской сцены, и что ты еще сам много лет будешь пользоваться милостями Его Императорского Величества, чего душевно тебе желаю, пребывая с истинным уважением». Несмотря на то, что госпожа Дюр получала сама жалованье как артистка, ей было назначено 4 тысяч р. ас. пенсии, цифра по тому времени громадная.
Н. О. Дюр был похоронен на Смоленском кладбище в Петербурге.
А в следующем, 1840 г., Мария Дмитриевна завершила балетную карьеру, однако решила не расставаться со сценой, а перейти на драматические и оперные роли, и стала брать уроки у известной семейной пары актёров Александры Михайловны Колосовой-Каратыгиной и Василия Андреевича Каратыгина. Александра Михайловна приходилась двоюродной сестрой Николаю Осиповичу Дюру и помогала вдове своего двоюродного брата.
В последние свои артистические годы Марья Дмитриевна Дюр выступала на тех же самых сценах, где когда-то блистала в балетах, но уже как оперная певица и драматическая актриса. Однако такого триумфа, который выпал на её долю в балетных партиях, на драматической сцене она уже не добилась.
Среди драматических ролей (1840—1854):
1840 — «Эдип в Афинах» В. А. Озерова — Антигона
«Коварство и любовь» Ф. Шиллера — Луиза
В 1854 г. Марья Дмитриевна полностью оставила сцену. И тогда же, в 1854 году она вышла замуж за чиновника министерства государственных имуществ Константина Львовича Пащенко, дружившего с Михаилом Евграфовичем Салтыковым-Щедриным.
Марья Дмитриевна Дюр скончалась в 1868 году.


Категория: Русские и Российские исполнители | Добавил: sasha-dance (14.11.2012)
Просмотров: 1935 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  •  
  • Программы для всех
  • Лучшие сайты Рунета