Понедельник, 26.06.2017, 20:12 Приветствую Вас Гость | RSS
Композиция
и
постановка танца
Меню сайта
Статьи по разделам
Балетмейстеры [183]
Биография, основные этапы творчества и произведения


Ж.Ж.Новерр"Письма о танце" [18]
Полная версия книги Новерра представленная отдельно каждым письмом


И.Сироткина "Культура танца и психология движения" [2]
Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ТАНЦА [0]
Методические указания к спецкурсу «Основы танцевально-экспрессивного тренинга»


Режиссура танца [62]
Теоретические и научные статьи и методики.


Драматургия танца [37]
Теоретические и методические материалы и статьи по данной теме.


Туано Арбо [3]
ОПИСАНИЕ ОРКЕЗОГРАФИИ


Научные статьи [131]
Всевозможные и собственные статьи, а также курсовые и дипломные работы студентов, надиктовыные им в качестве научного руководителя.


Танцевальный симфонизм [18]
Все материалы посвящённые танцевальному симфонизму.


Реформаторы Балета [36]
Имена и их биографии


История балета [107]
Интересные статьи по истории балеты.


В. А. Теляковский - "Воспоминания" [14]
Теляковский. Воспоминания.


Тамара Карсавина "Воспоминания" [17]
Т.КАРСАВИНА "ВОСПОМИНАНИЯ"


Леонид Якобсон [15]
Всё о Якобсоне


Польcкие танцы [13]
Описание и видео-фрагменты Польских танцев


Венгерский танец [12]
Венгерские танцы -описание и видеофрагменты


Ирландский танец [7]
Ирландский танец видео и описание


Армянский танец [6]
Армянский танец описание и видео


Танцы народов прибалтики [9]
Прибалтийские народные танцы


Видео [53]

Музыка [14]
Музыкальные материалы для этюдов и танцев


Исполнители [147]
Раздел посвящён легендарным исполнителем танцевального искусства


Интевью с Баланчиным [10]
Великолепная статья Соломона Волкова в виде интервью с Джоржем Баланчины о Петербурге, о Стравинском и Чайковском


Композиторы [68]
Биографии и интерересные статьи о композиторах


Классический танец [8]
Материалы по классическому танцу: методика и интересные статьи


Либретто балетных спектаклей [101]
В данной категории содержаться основные либретто балетных спектаклей различных времён и различных балетмейстеров


Ранние формы танца [11]
История зарождения первых танцевальных форм


Jazz & Modern Dance [15]
Техника современных танцевальных течений


Танцы Народов Мира [12]
Все народности и этносы


Русский танец [24]
Всё по русскому танцу


Испанский танец [17]
Всё о танцах Испании


Музыкальная драматургия. [33]
Методические и теоретические материалы по музыке и музыкальной драматургии.


Еврейские танцы [9]
материалы по истории и еврейских танцев


Художники [18]
Биография и творчество художников


Выдающиеся педагоги [57]
Биография известных педагогов танца


Фёдор Лопухов [13]
Фёдор Лопухов


Азербаджанский танец [3]
Всё об Азербаджанском танце


Борис Эйфман [10]
Всё о творчестве Эйфмана


Институт Культуры и Искусств [7]
правила приёма


Историко-бытовой танец [3]
ВСЁ О ИСТОРИКО-БЫТОВЫХ ТАНЦАХ


Чукотский танцевальный фольклор [4]
Чукотский танцевальный фольклор


Русский хоровод [12]
Всё о русском хороводе


Каталог статей


Главная » Статьи » Исполнители » Русские и Российские исполнители

Трефилова Вера Александровна

Трефилова Вера Александровна

Вера Александровна Трефилова (Иванова, по 1-му мужу Бутлер, по 2-му - Соловьева, по 3-му- Светлова) (26.9(8.10) 1875 Владикавказ - 11.7.1943 Париж) - танцовщица, педагог. Незаконнорожденная дочь унтер-офицерской вдовы, драматической актрисы Н.П.Трефиловой, крестница М.Савиной. С детства любила театр.
Попав на репетицию балета в одном из летних петербургских садов, решила стать танцовщицей. На просмотре в Петербургском театральном училище девочку готовы были "забраковать", но за нее заступилась Е.Вазем, угадавшая в ребенке способности к танцу. Позднее, в старших классах, Трефилова завершала у Вазем свое профессиональное образование. Педагог был силен в танце инструментальном; чистота, законченность, музыкальность стали достоинствами исполнительской индивидуальности одаренной ученицы.
Трефилова закончила Театральное училище в 1894 г. (кл. П. Гердта) и была принята в кордебалет Мариинской труппы (в 1894—1917 гг. артистка Мариинского театра, с 1906 балерина). На прославленной сцене в это время танцевали О. Преображенская, М. Кшесинская, П. Леньяни. В течение двух лет Трефилову держали в кордебалете. Начинающая танцовщица совсем было махнула рукой на свою карьеру и стала заниматься танцем с прохладцей. Преодолеть апатию помогла Леньяни, предсказавшая Трефиловой успешную будущность. С этого момента отношение Трефиловой к профессии резко переменилось; с 1897 она усиленно занималась у Э. Чекетти, затем у знаменитой К. Беретта в Милане. Французскую школу Трефилова изучала у Мори в Париже. И все же, пройдя искусы других школ, осталась верна школе русской, продолжая совершенствовать свое мастерство у Е. Соколовой, а с 1906 - у Н. Легата. Последнему, по ее собственному признанию, она и была всецело обязана своим успехом.
Карьера поначалу продвигалась весьма медленно. На премьере "Дочери микадо" Льва Иванова (1898) Трефилова заменила Гельцер, но вписаться в ансамбль солисток не смогла, получив выговор рецензента. Все же партии постепенно набирались: фея Серебра в "Спящей красавице", вставное pas de deux в 1-м акте "Жизели"; участвовала в танце маленьких лебедей в "Лебедином озере". Первой сольной стала партия Гименея в "Ацисе и Галатее" Л. Иванова (1898) в ней Трефилова заменила Преображенскую, получившую в свою очередь роль Галатеи. Критики отмечали достаточную правильность танца, сетовали на отсутствие в нем широты и невыразительность рук. Тем не менее через год ей поручили первую большую роль - Терезу в "Привале кавалерии", еще через год - балеринскую партию в "Коппелии". Танцевальное мастерство росло, адажио и вариации расцвечивались все новыми красками, но актерская выразительность ее не интересовала или оставалась за пределами возможностей. Трефилова обладала выигрышной сценической внешностью: невысокого роста, с пропорциональной фигурой, хорошей формы ногами, красивым, с правильными чертами лицом. Но это красивое лицо оставалось к действию безучастным - лишь формально передавались жесты разученной и не одушевленной изнутри пантомимы. Трефилова целиком полагалась на танец и настойчиво разрабатывала его возможности.
Исполнив в 1902 г. роль Китри вслед за Кшесинской в новой версии "Дон Кихота" в интерпретации А. Горского, Трефилова заслужила похвалу за прекрасное исполнение арфовой вариации. На премьере балета "Ручей" (1902) в ансамбле с Л. Кякшт и Т. Карсавиной Трефилова имела огромный успех, превзойдя мастерством менее опытных молодых танцовщиц. А Эмма в "Гарлемском тюльпане" (1903) вызвала одобрение самого сурового критика искусства балерины В. Светлова, будущего супруга. Тот проницательно назвал формулу ее успеха - "классична и музыкальна" и уточнял: "Мы увидели в ней настоящую, вполне готовую балерину, и притом недюжинную, а интересную, пластичную, грациозную, с богато развитой техникой и даже виртуозностью классического танца. Что особенно ценно в ней - это полнейшее взаимодействие рук, ног и корпуса: все в гармонии, ничто не режет глаз, ни одного фальшивого движения, ни одной неоконченной позы".
В 1904 Т. получила роль Авроры, ставшей вершиной ее творчества. Здесь ее инструментальному танцу было привольно, и балерина вслушивалась в музыку, передавая чеканными формулами академического танца богатство оттенков музыкальной фразы. Ее Аврору называли лучшей после К. Брианцы, создательницы роли, и отдавали предпочтение перед другими исполнительницами - Кшесинской и Преображенской. Трефиловой удавались и менее значительные партии - такие как фея ручья Наила ("Ручей"), лишь бы там была представлявшая интерес хореография. Балерина так тщательно и разносторонне эту хореографию разрабатывала, так любовно пестовала нюансы и оттенки, что незначительная партия в ее трактовке обретала цельность хореографического образа. Вопреки утверждавшемуся в исполнительстве импрессионизму Трефилова упрямо отстаивала незыблемые ценности классического танца, накопленные балетом XIX в. Новаторские поиски современников ей были чужды; она не приняла ни наивного дилетантизма А. Дункан, ни изощренного отступничества М. Фокина. Все это Трефилова рассматривала как преходящее, не заслуживающее ни ее времени, ни сил.
Среди ее ролей: Сванильда ("Коппелия"), Наида ("Ручей"), Эмма ("Гарлемский тюльпан"), Джанина ("Наяда и рыбак"), Китри ("Дон Кихот"), Аврора ("Спящая красавица"), Одетта — Одиллия ("Лебединое озеро").
Личная жизнь Трефиловой не задавалась и порой драматически влияла на ее творческую судьбу. Первый муж, А. Бутлер, сын известного сенатора, оказался картежником и пьяницей. Второй муж, Н. Соловьев, сын миллионера, потребовал ее ухода со сцены. Травля режиссера Н. Сергеева способствовала принятию решения об уходе (или была его истинной причиной). Оставалось всего 1,5 года до полной выслуги лет и пенсии. В бенефисе Трефиловой отказали, но милостиво разрешили прощальный спектакль и чествование при открытом занавесе. Последнее выступление Трефиловой на сцене Мариинского театра состоялось 24.1.1910 г. в "Лебедином озере". Трефилова была в расцвете сил и таланта. С 1906 г. она значилась прима-балериной и с достоинством оправдывала это высокое звание и признание ее профессиональных заслуг.
В России на балетной сцене Трефилова больше не выступала, а на драматической появилась в 1915 г. после смерти мужа. В 1916 г. Трефилова вышла замуж за редактора журнала "Нива", автора нескольких книг и бесчисленного числа рецензий, посвященных балету, В. Светлова. Тот в 1917 г. увез ее в Париж, где ими была открыта балетная студия.
Сценическая деятельность Трефилова неожиданно возродилась в дягилевской антрепризе. В "Русском балете Дягилева" она танцевала в 1921—26 гг. (с перерывами) главные партии "Лебедином озере", "Видении розы". В 1921 г. в Лондоне она исполнила Аврору в версии дягилевской "Спящей красавицы", а в следующем - в укороченном варианте, называвшемся "Свадьба Авроры". В очередь с ней танцевали более молодые Л. Егорова, Л. Лопухова, О. Спесивцева. Лучшей была Аврора Трефиловой. В 1924 балерина выступила с дягилевской труппой в Монте-Карло. Давали "Лебединое озеро"; Трефилова еще раз поразила мастерством, с необыкновенным блеском исполнила фуэте. Танец оставался подвластен ей и в преддверии пятидесятилетия. Последнее ее выступление за рубежом состоялось в 1926 г.
Трефилова — одна из последних классических балерин дофокинского балета. Ее танец не ослеплял виртуозной бравурностью, но привлекал законченной гармоничностью, тщательной отделкой каждого движения, мягкой и пластичной кантиленой, выразительной скульптурностью поз.
С 1917 в Париже, где основала балетную школу.
"... когда мы ее увидели в Монте-Карло в "Лебедином озере", то все были поражены ее стильным выходом, классическим поклоном и поразительным умением держать себя на сцене, во всем была видна наша школа: благородство в движениях, изящество поз - одним словом, тот класс, которого здесь давно не видали и отвыкли видеть. Она была исключительно хороша в этом балете, и он по справдливости считался ее лучшим. После нее все, которые выступали в "Лебедином озере", не могли даже с ней сравниться".
Матильда Кшесинская

Категория: Русские и Российские исполнители | Добавил: sasha-dance (19.08.2012)
Просмотров: 849 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  •  
  • Программы для всех
  • Лучшие сайты Рунета