Среда, 13.12.2017, 02:22 Приветствую Вас Гость | RSS
Композиция
и
постановка танца
Меню сайта
Статьи по разделам
Балетмейстеры [184]
Биография, основные этапы творчества и произведения


Ж.Ж.Новерр"Письма о танце" [18]
Полная версия книги Новерра представленная отдельно каждым письмом


И.Сироткина "Культура танца и психология движения" [2]
Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ТАНЦА [0]
Методические указания к спецкурсу «Основы танцевально-экспрессивного тренинга»


Режиссура танца [62]
Теоретические и научные статьи и методики.


Драматургия танца [37]
Теоретические и методические материалы и статьи по данной теме.


Туано Арбо [3]
ОПИСАНИЕ ОРКЕЗОГРАФИИ


Научные статьи [131]
Всевозможные и собственные статьи, а также курсовые и дипломные работы студентов, надиктовыные им в качестве научного руководителя.


Танцевальный симфонизм [18]
Все материалы посвящённые танцевальному симфонизму.


Реформаторы Балета [36]
Имена и их биографии


История балета [108]
Интересные статьи по истории балеты.


В. А. Теляковский - "Воспоминания" [14]
Теляковский. Воспоминания.


Тамара Карсавина "Воспоминания" [17]
Т.КАРСАВИНА "ВОСПОМИНАНИЯ"


Леонид Якобсон [15]
Всё о Якобсоне


Польcкие танцы [13]
Описание и видео-фрагменты Польских танцев


Венгерский танец [12]
Венгерские танцы -описание и видеофрагменты


Ирландский танец [7]
Ирландский танец видео и описание


Армянский танец [6]
Армянский танец описание и видео


Танцы народов прибалтики [9]
Прибалтийские народные танцы


Видео [53]

Музыка [14]
Музыкальные материалы для этюдов и танцев


Исполнители [147]
Раздел посвящён легендарным исполнителем танцевального искусства


Интевью с Баланчиным [10]
Великолепная статья Соломона Волкова в виде интервью с Джоржем Баланчины о Петербурге, о Стравинском и Чайковском


Композиторы [68]
Биографии и интерересные статьи о композиторах


Классический танец [8]
Материалы по классическому танцу: методика и интересные статьи


Либретто балетных спектаклей [101]
В данной категории содержаться основные либретто балетных спектаклей различных времён и различных балетмейстеров


Ранние формы танца [11]
История зарождения первых танцевальных форм


Jazz & Modern Dance [15]
Техника современных танцевальных течений


Танцы Народов Мира [12]
Все народности и этносы


Русский танец [24]
Всё по русскому танцу


Испанский танец [17]
Всё о танцах Испании


Музыкальная драматургия. [33]
Методические и теоретические материалы по музыке и музыкальной драматургии.


Еврейские танцы [9]
материалы по истории и еврейских танцев


Художники [18]
Биография и творчество художников


Выдающиеся педагоги [57]
Биография известных педагогов танца


Фёдор Лопухов [13]
Фёдор Лопухов


Азербаджанский танец [3]
Всё об Азербаджанском танце


Борис Эйфман [10]
Всё о творчестве Эйфмана


Институт Культуры и Искусств [7]
правила приёма


Историко-бытовой танец [3]
ВСЁ О ИСТОРИКО-БЫТОВЫХ ТАНЦАХ


Чукотский танцевальный фольклор [4]
Чукотский танцевальный фольклор


Русский хоровод [12]
Всё о русском хороводе


Каталог статей


Главная » Статьи » Исполнители » Зарубежные исполнители

Карлотта Гризи - первая Жизель.
Карлотта Гризи - первая Жизель.
Карлотта Гризи (Каронн Адель Джузеппина Мария Гризи), Karlotta Grisi (Caronne Adele Giuseppina Maria Grisi) (28.6.1819, Визинада, Италия, — 20.5. 1899, Сен-Жан, около Женевы), итальянская артистка балета.
Двоюродная сестра Джулии и Джудитты Гризи.
Танцевальному искусству училась в Миланской консерватории. В 1833 встретилась с танцовщиком и балетмейстером Ж. Перро, оказавшим большое влияние на её творчество.
Гризи — одна из представительниц романтического балета. Первая исполнительница партии Жизели («Жизель» Адана, 1841), либретто балета было написано Т. Готье с учётом артистической индивидуальности Гризи.
Танец Гризи отличался виртуозностью; необычайная устойчивость позволяла ей исполнять труднейшие движения и прыжки с абсолютной легкостью.
В 1845 танцевала в "Па-де-катр" на музыку Ч. Пуньи вместе с М. Тальони, Л. Гран и Ф. Черрито.
Среди партий: Пери, Эсмеральда, Пахита («Пери» Бургмюллера, «Эсмеральда» Пуньи, «Пахита» Дельдевеза) и др.
В 1849—50 выступала в России.

Её мать звали Мария (девичья фамилия Бочетти/Boschetti), её отцом был Винченцо Гризи, который прибыл из Кремоны и работал в отделе общественной инспекции. Тем не менее, вся семья Гризи была театральной, а именно "оперной": Старшая сестра Карлотты - Эрнеста (Ernesta) (1816-95), была певицей с отличным контральто. Кузины Джудитта Гризи (Giuditta Grisi) (1805-40) и её сестра Джулия Гризи (Giulia Grisi) (1811-69) были меццо-сопрано и сопрано соответственно, причём Джулия была известной певицей сама по себе. Тётка также была певицей, а дядя был одним из преподавателей вокала Джулии.
Хотя Карлотта имела красивый певческий голос - сопрано, она хотела танцевать, и была зачислена в известную Академию Ла Скала в возрасте 7 лет. В десятилетнем возрасте она уже танцевала в кордебалете Ла Скала, исполняя детские роли в балете "Ипермнестра", в котором играла Благочестие, и крестьянскую девочку в Le Mine di Polonia. В 14 лет она сопровождала свою сестру Эрнесту в турне по Италии. Эрнеста пела в опере, в то время как Карлотта танцевала. Неаполь был частью этого тура, и в Неаполе в 1834 году Карлотта встретила талантливого и известного французского танцовщика и хореографа Жюля Перро.
Карлотта стала protege Жюля Перро, он тренирует и учит её, ставит её хореографические номера, и в 1836 году привозит её в Лондон (а затем в 1837 г. в Париж) уже как сложившуюся многообещающую балерину и свою партнершу. Хотя Карлотта в то время выступала под именем мадам Перро, нет никаких подтверждений того, что их брак был официально зарегистрирован, хотя в 1837 году на свет появилась их дочь Мари-Жюли (Marie-Julie).
В 1837 году Перро уволился из Оперы, чтобы заниматься дальнейшим продвижением карьеры Карлотты, и они с Карлоттой стали совершать турне по театрам Европы, благодаря контактам и славе Перро выступая не только в Париже, но и в Лондоне, Вене, Мюнхене и Милане, где Карлотта пела и танцевала. Однако популярность и признание, которое получала тогда хореография Перро, бесспорно больше способствовала карьере Гризи как балерины.
Дебют Карлотты Гризи в Париже состоялся в 1840 году в Theatre de la Renaissance, где она пела и танцевала в опере "Зингаро" (Le Zingaro). Стараниями Перро и не без участия семейства Гризи (её сестра Эрнеста к тому времени стала женой Теофиля Готье) она была принята в Гранд Опера в 1841 году, причем в соответствии с её условием Перро был также восстановлен в Опере.
В 1841 году состоялся профессиональный дебют Карлотты в Парижской Опере в балете "Фаворитка" Гаэтано Доницетти, хореографию которого поставил для неё Перро. В то же время композитор Адольф Шарль Адан писал музыку к новому балету "Жизель". Этот балет должен был превзойти популярность программного романтического балета "Сильфида", поставленного Филиппо Тальони для своей дочери Марии Тальони, но, что вернее, его датской постановки, сделанной Августом Бурнонвилем для Люсиль Гран.
"Жизель" должна была быть "французским" балетом. Сценарий был написан французским поэтом и романистом Теофилем Готье по старинной славянской легенде, воспроизведенной Генрихом Гейне в его книге "О Германии" - о вилисах - девушках, умерших от несчастной любви накануне своей свадьбы и мстящих встретившимся им молодым мужчинам за свою несостоявшуюся любовь "вампирическим" способом - вытягивая из них жизненную энергию.
В балете это эвфемистически изображается посредством "затанцовывания" мужчин досмерти. В работе над сценарием участвовал известный либреттист, умелый автор многих либретто Жюль-Анри Вернуа де Сен-Жорж и Жан Коралли (Перрачини), с 1831 года ставший балетмейстером Grand Opera, называвшейся тогда Королевской Академией музыки и танца.
Постановочная часть спектакля была создана Пьером Люк-Шарлем Сисери (Pierre Ciceri) (декорации) и Полем Лормье (Paul Lormier) (художник по костюмам). Перро также был привлечен к работе над балетом, но как бы "внештатно", и работал украдкой. Сюжет, сложившийся при работе над этим балетом, был не менее занимательным, чем балетное либретто. Балет, как потом писали газетчики, создавался несколькими влюблёнными мужчинами с целью "служить витриной для талантов одной молодой балерины".
Теофиль Готье успел влюбиться в Карлотту и писал либретто "душой влюбленного поэта", Жюль Перро продолжал любить её, создавал её как балерину и делал всё, чтобы превратить её в прима-балерину с мировой славой.
Мировая премьера двухактного балета "Жизель" состоялась 28 июня 1841 года в Королевской академии музыки в Париже. Партию Графа Альберта исполнял Люсьен Петипа (Lucien Petipa) - младший брат Мариуса Петипа - "отца классического балета", а партию Мирты - повелительницы виллис Адель Дэмилейтр (Adele Dumilatre).
И балет и Карлотта Гризи имели грандиозный успех. Критики объявили, что "Жизель" - величайший балет своего времени. Они также сразу возвели в статус звезды Карлотту Гризи, что было редкостью после первого же её большого (полного по времени) балета в Парижской Опере.
Теофиль Готье описал танец Карлотты, как "искренний, естественный и искрящийся жизнерадостностью и весельем".
Жалованье Гризи начали быстро расти от 5 000 франков до 12 000 франков в 1842 г. и до 20 000 к 1844 г. с дополнительными гонорарами за сольные партии. Тогда же были отмечены изменения в её отношениях с Жюлем Перро. Хотя все хореографические партии Жизели поставил Перро, вся слава досталась Коралли, воспользовавшемуся неопределенным и "скрытым" положением Перро и присвоившему себе всё авторство в хореографии балета.
Вскоре после премьеры балета Жюль Перро оставил Оперу и Париж, уехав в Англию. В исторических балетных мемуарах бытует мнение, что это было вызвано не столько происками Коралли, сколько тем, что Карлотта "проявила благосклонность к Готье в благодарность за свою славу, которую он помог ей достичь". По другим версиям она увлеклась молодым красавчиком Люсьеном Петипа. В подобных отношениях трудно разобраться и наблюдая их, а уж в том, каковы были чувства и мотивы людей, скрытые далью времен, и вовсе. Как бы там ни было, и предала ли 21-летняя Карлотта одного мужчину ради другого, но в любом случае она смогла оставаться примой-балериной и в дальнейшем.
Правда, есть один нюанс... Её наставником так или иначе оставался Жюль Перро.
Необыкновенный успех "Жизели" подразумевал, конечно, международные её постановки. Начало им положила состоявшаяся уже через год, в 1842 году, премьера в Лондоне, на сцене Театра Her Majesty`s. Балет анонсировался как "трагическое, мелодраматическое, хореографическое, фантастическое предание суеверий", и носило название "Жизель, или Призрачные Ночные Танцовщицы" (Giselle or the Phantom Night Dancers).
Теперь на афише балета стояло имя Жюля Перро, а сам он танцевал вместе с Карлоттой. Были ли их отношения отныне лишь деловыми? Об этом ничего не известно. Так или иначе, Жюль Перро поставил для Карлотты все её балеты, неизменно превосходные по хореографии и также неизменно приносившие ей успех и приумножавшие её славу.
С 1842 года Карлотта постоянно гастролировала в Лондоне как прима театра Her Majesty`s - вместе с Перро. Её гастроли проходили с постоянным успехом, Гризи осуществляла их в период своих отпусков в Парижской Опере. Гризи танцевала в балетах "Пери" (1842), "Эсмеральда" (1844), "Полька" (1844), "Суд Париса" (1846).
Особенно примечательным было её участие в специально созданном Перро балете, знаменитом Pas de Quatre для 4-х известнейших балерин своего времени (и не только своего): Карлотты Гризи, Марии Тальони, Люсиль Гран и Фанни Черрито. Премьера его состоялась 12 июля 1845 года в присутствии королевы Виктории - постановка, собственно, и создавалась как заказ к августейшему посещению - и вошла в историю балета не только как признанный хореографический шедевр, но и как успешная попытка объединить на одной сцене 4-х "Супер Звёзд" (как сказали бы сейчас), имеющих запутанные и крайне осложненные взаимной конкуренцией отношения.
Перед Перро стояла трудная задача - не только примирить в своей постановке четверых самых выдающихся примадонн балета (из ведущих балерин в нём не участвовала только Фанни Эльсслер), но и создать такую хореографию, которая выгодно подчеркнет особенности таланта каждой. Это удалось. Во время репетиций Перро справился даже с такой нелегкой проблемой: жесточайшие споры велись по поводу того, в какой очередности будут появляться балерины - последняя кода считалась самой выигрышной. Решением было предложение: танцевать согласно возрасту - самая младшая первой и самая старшая последней. Понятно, что неожиданно всем захотелось танцевать первой. В результате Гран вела, сопровождаемая Гризи, затем вступали Черрито и Тальони.
Последнее появление Гризи в Париже произошло в 1849 в балете Ла Filleule de fees на музыку Адана, композитора Giselle. Хореография принадлежала вновь Перро, и это, как полагают, было его самой прекрасной работой.
В Парижской Opera бюст Карлотты Гризи был помещен рядом с бюстом Марии Тальони и Эммы Ливрай (1842-1863) (очень талантливой и многообещающей балерины, которая безвременно умерла после восьми месяцев страдания от ужасных ожогов, которые она получила, когда её пачка загорелась на сцене от свечи).
Гризи танцевала в Лондоне до 1851 года, затем она присоединилась к Жюлю Перро в Санкт-Петербурге, в России, где он занимал должность Главного хореографа Императорского Театра.
Гризи танцевала "Жизель" в Большом Театре, убедив взыскательную публику своей интерпретацией роли, хотя первая исполнительница Жизели в России - Фанни Эльсслер - создала ей серьезную конкуренцию.
Перро поставил для неё балеты "Наяда и Рыбак" (1851), "Война женщин" (1852), "Газельда" (1853), в которых она снискала большую любовь российских зрителей.
Гризи была балериной Императорских Театров с 1851 по 1853 год, работая не только с Перро, но и с Жозефом Мазилье (Joseph Mazilie), поставившим для неё 2 маленьких балета: "Красавица Ганга" (La Jolie Fille de Gand) и Vert-Vert.
В 1853 году Карлотта Гризи уехала в Варшаву, в Польшу, с крупнейшим польским магнатом князем Леоном Радзивиллом (Prince Leon Radziwill). Кажется, она намеревалась продолжать танцевать в Варшаве, однако князь убедил её оставить сцену в то время, когда она находилась в расцвете своего таланта и на пике своей славы.
В 34 года Карлотта Гризи покинула сцену и обосновалась в Швейцарии близ Женевы, чтобы последующие 46 лет провести тихо и уединенно в мирной отставке.
В 1853 г. у неё родилась дочь Леонтина (Leontine Grisi) - от Радзивилла, с которым, однако, они не поженились и расстались через некоторое время.
В её уединении её навещал Теофиль Готье - он оставался женатым на её сестре, а Карлотта оставалась его последней большой страстью до самой смерти.
Карлотта Гризи скончалась 20 мая 1899, за месяц до своего 80-го дня рождения. Её кончина прошла почти незамеченной.
Среди бесчисленных историй, когда-либо рассказанных языком танца, никогда не было создано ничего более прекрасного и горестного, чем драма "Жизель". Благодаря очарованию его сюжета, этот романтический шедевр вошёл в классику балета и стал, наряду с "Лебединым озером", самым знаменитым и популярным балетом в мире.
Он был создан не только для Карлотты Гризи, она стала его символом. Его создал для неё её учитель и возлюбленный, создавший из неё великую и знаменитую балерину, и остававшийся её Наставником всю жизнь. Их отношения достигали своей драматической кульминации в Парижской Опере, с которой их имена связаны навек, во время самого значительного для обоих творческого "проекта".

Категория: Зарубежные исполнители | Добавил: sasha-dance (19.08.2012)
Просмотров: 1425 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  •  
  • Программы для всех
  • Лучшие сайты Рунета