Суббота, 16.12.2017, 04:28 Приветствую Вас Гость | RSS
Композиция
и
постановка танца
Меню сайта
Статьи по разделам
Балетмейстеры [184]
Биография, основные этапы творчества и произведения


Ж.Ж.Новерр"Письма о танце" [18]
Полная версия книги Новерра представленная отдельно каждым письмом


И.Сироткина "Культура танца и психология движения" [2]
Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ТАНЦА [0]
Методические указания к спецкурсу «Основы танцевально-экспрессивного тренинга»


Режиссура танца [62]
Теоретические и научные статьи и методики.


Драматургия танца [37]
Теоретические и методические материалы и статьи по данной теме.


Туано Арбо [3]
ОПИСАНИЕ ОРКЕЗОГРАФИИ


Научные статьи [131]
Всевозможные и собственные статьи, а также курсовые и дипломные работы студентов, надиктовыные им в качестве научного руководителя.


Танцевальный симфонизм [18]
Все материалы посвящённые танцевальному симфонизму.


Реформаторы Балета [36]
Имена и их биографии


История балета [108]
Интересные статьи по истории балеты.


В. А. Теляковский - "Воспоминания" [14]
Теляковский. Воспоминания.


Тамара Карсавина "Воспоминания" [17]
Т.КАРСАВИНА "ВОСПОМИНАНИЯ"


Леонид Якобсон [15]
Всё о Якобсоне


Польcкие танцы [13]
Описание и видео-фрагменты Польских танцев


Венгерский танец [12]
Венгерские танцы -описание и видеофрагменты


Ирландский танец [7]
Ирландский танец видео и описание


Армянский танец [6]
Армянский танец описание и видео


Танцы народов прибалтики [9]
Прибалтийские народные танцы


Видео [53]

Музыка [14]
Музыкальные материалы для этюдов и танцев


Исполнители [147]
Раздел посвящён легендарным исполнителем танцевального искусства


Интевью с Баланчиным [10]
Великолепная статья Соломона Волкова в виде интервью с Джоржем Баланчины о Петербурге, о Стравинском и Чайковском


Композиторы [68]
Биографии и интерересные статьи о композиторах


Классический танец [8]
Материалы по классическому танцу: методика и интересные статьи


Либретто балетных спектаклей [101]
В данной категории содержаться основные либретто балетных спектаклей различных времён и различных балетмейстеров


Ранние формы танца [11]
История зарождения первых танцевальных форм


Jazz & Modern Dance [15]
Техника современных танцевальных течений


Танцы Народов Мира [12]
Все народности и этносы


Русский танец [24]
Всё по русскому танцу


Испанский танец [17]
Всё о танцах Испании


Музыкальная драматургия. [33]
Методические и теоретические материалы по музыке и музыкальной драматургии.


Еврейские танцы [9]
материалы по истории и еврейских танцев


Художники [18]
Биография и творчество художников


Выдающиеся педагоги [57]
Биография известных педагогов танца


Фёдор Лопухов [13]
Фёдор Лопухов


Азербаджанский танец [3]
Всё об Азербаджанском танце


Борис Эйфман [10]
Всё о творчестве Эйфмана


Институт Культуры и Искусств [7]
правила приёма


Историко-бытовой танец [3]
ВСЁ О ИСТОРИКО-БЫТОВЫХ ТАНЦАХ


Чукотский танцевальный фольклор [4]
Чукотский танцевальный фольклор


Русский хоровод [12]
Всё о русском хороводе


Каталог статей


Главная » Статьи » История балета

Балет Перро «Па-де-катр»

 

Балет Перро «Па-де-катр»

Pas de Quatre

 

Дивертисмент на музыку Ц. Пуни. Балетмейстер Ж. Перро.

Первая постановка осуществлена 12 июля 1848 года балетной труппой Лондонского Королевского театра.

Исполнители: Мария Тальони, Карлотта Гризи, Фанни Черрито и Люсиль Гран.

«Вероятно, — писал Джордж Баланчин, — этот короткий балет является одним из самых известных дивертисментов в истории танца. В нем на сцене одновременно появляются четыре величайшие балерины того времени, объединив свои таланты на несколько памятных представлений балета, который, однако, восхищал ценителей танца более ста лет. С такого расстояния невозможно точно определить, как именно выглядел балет „Па-де-катр". Сведения об этом беспрецедентном спектакле дошли до нас лишь благодаря рецензиям и литографиям. Если бы сегодня в одном балете появились величайшие балерины США, Франции, Англии и СССР, мы получили бы приблизительное представление о том, какой ажиотаж вызвала первая постановка „Па-де-катра"».

Идея объединить в одном спектакле балерин-соперниц принадлежала Бенджамену Лумли, антрепренеру лондонского театра «Хэр мэджестиз». Он пригласил Жюля Перро, бывшего партнера Тальони и балетмейстера «Жизели», поставить «Па-де-катр». Перро предстояло создать ансамбль для четырех балерин и придумать такие сольные вариации, которые бы максимально продемонстрировали особенности мастерства каждой из них. По словам Лумли, «ни одна балерина не должна была затмить остальных — по крайней мере, по их собственному ощущению». Перро знал способности и темперамент балерин, поскольку работал с ними ранее.

Балерины остались довольны общим танцем и сольными вариациями. Сшили костюмы, распродали билеты. Тут стал вопрос, кому танцевать финальную вариацию. Черрито, Гризи и Гран согласились из-за беспримерной славы Тальони предоставить ей эту почетную роль. Но вспыхнул спор: кто будет танцевать предпоследнюю вариацию? Черрито и Гризи боролись за это место и, поссорившись прямо на сцене, поклялись, что никогда не появятся в спектакле вдвоем.

Перро в отчаянии прибежал к Лумли. Тот ответил: «Выход прост. Предоставьте старшей из них занять вожделенное место». Когда Перро сообщил решение антрепренера, балерины вдруг утратили всякое желание продолжать борьбу. В то время Тальони был сорок один год, Черрито — двадцать восемь, Гризи — двадцать шесть, Гран — двадцать четыре. Таким образом, вариации были распределены по увеличению возраста. А зрители не заподозрили, что едва не лишились долгожданного зрелища.

Занавес поднялся. Публика приветствовала четырех балерин, стоящих на фоне романтического задника. Они выстраивались в одну линию и брались за руки. Все были одеты в воздушный муслин. На головах у трех красовались венки из белых цветов, а Черрито украсила цветами узел волос на затылке. Балет начался с грациозных поз: балерины, отступив к заднику, образовали очаровательную живую картину вокруг Тальони, взиравшей на «сестер» с выражением нежности. Даже мимолетный проблеск зависти был невозможен, так как все отдавали отчет, что спектакль погибнет, если кто-то из них нарушит замысел Перро. Поэтому они вставали на колено вокруг Тальони, простирая с любовью к ней руки и невинно улыбаясь, а грациозная Тальони словно падала в их распростертые объятия.

Само действие начиналось с короткой вариации Гран под быструю, оживленную музыку. Затем следовало pas de deux Черрито и Гризи, в конце которого Тальони пересекала сцену высокими легкими прыжками. Эта интродукция — всего лишь предтеча последующих виртуозных вариаций. Первой выходила Гран, танцуя стремительно и легко, вращаясь и двигаясь с задором юности. Музыка менялась, Гризи, выступив вперед, начинала свое отточенное соло.

Тальони и Гризи — самая старшая и самая младшая — вдвоем исполняли небольшой романтический дуэт, а Черрито ждала поодаль, стоя в грациозной позе. Внезапно она прерывала размеренный танец двух балерин, стрелой вылетая вперед и проходя по диагонали в вихре ускоряющихся туров. Свою вариацию она заканчивала рядом сдержанных изысканных поз, контрастирующих с живостью и виртуозным темпом самого танца.

Тальони досталась самая трудная из вариаций. Ей предстояло доказать, что то, чем зрители восхищались ранее, — не предел. И она добилась своего: двигалась с непревзойденной легкостью, танцевала изящно и элегантно, ошеломляла позами, зафиксированными в прыжке. В ее движениях ощущалось неоспоримое превосходство, осознание собственного таланта и служение ему. Она замирала в трудных позах, удерживая равновесие с грацией и опытом зрелой артистки.

В финале к ней присоединялись три другие балерины. Танцуя все вместе, они пытались затмить друг друга, демонстрируя виртуозное мастерство. Затем, словно намеренно прервав состязание, они вновь образовывали живую картину, с которой начался балет. Подняв руки над головой, Тальони замирала в изящной позе, сверху вниз глядя на балерин, склонившихся к ее ногам и посылающих зрителям обольстительные улыбки. Казалось, никто из них никогда не двигался с места...

Балет Перро «Па-де-катр» / Pas de Quatre Балет Перро «Па-де-катр» / Pas de Quatre

Определяя значение «Па-де-катра», историк балета Вера Красовская отмечала: «Концертный номер возвел в высокую абстракцию то ценное, что было найдено в „Сильфиде" и так скоро разбазарено хореографами романтизма. Исполнительницы "Pas de quatre" не перевоплощались ни в сильфид, ни в наяд. Ни в баядерок. Они оставались танцовщицами — владетельницами огромных накопленных танцем богатств. Перро умел распределить эти богатства, позволив каждой сделать выбор и блеснуть в своей стихии. Родившийся на закате романтической хореографии, "Pas de quatre" открывал путь в будущее. Он прокламировал тенденции, заложенные в романтическом балете. Хореографов романтизма изначально увлекал не столько сюжет, сколько тема — в том смысле, как ее понимают не писатели, а музыканты: тема стихии воздуха, стихии воды».

В первоначальном составе «Па-де-катр» был исполнен всего четыре раза: 12, 15, 17 и 19 июля 1845 года. На третьем представлении присутствовали королева Виктория и принц-консорт. Три балерины первого состава — Тальони, Черрито и Гризи — танцевали и в возобновленной редакции в театре Лумли 17 и 19 июля 1847 года, а партию Люсиль Гран исполнила Каролина Розати.

Бросая взгляд на спектакль 1845 года, Вадим Гаевский декларирует: «Это был групповой homage и вместе с тем серия индивидуальных зарисовок. Антре и коду все четверо танцевали сообща, в новой для 40-х годов сильфидной манере, а каждая из вариаций представляла собой летучую характеристику, хореографический силуэт, наподобие графических силуэтов, весьма популярных в те же 40-е годы. Тем самым Перро создал новый жанр — танцевальный портрет. В историческом плане „Па-де-катр" — апофеоз художественного стиля, возникшего в 30-х годах, торжество тальонизма».

Историки балета полагают, что первую попытку восстановить «Па-де-катр» сделала Мария Тальони в 1846 году, включив его в балет Жозефа Мазилье «Своенравная жена» на музыку Адольфа Адана. В XX веке балет впервые реконструировали К. Лестер и Л. Лукас для труппы «Маркова-Долин» в 1936 году. Эту версию традиционно изучали студенты Королевской академии танца, исполняя ее на полупальцах в мягких балетных туфлях.

Антон Долин воссоздал балет для труппы «Американ бэллей тиэтр» в 1941 году. Он же поставил его на сцене Сити Сентер в Нью-Йорке для гала-концерта «Хореографической коллекции» Нью-Йоркской публичной библиотеки, который состоялся 24 января 1972 года. Партию Тальони исполнила Карла Фраччи, Гризи — Виолетт Верди, Черрито — Патриша Мак-Брайд, Гран — Элеонора Д'Антуано. Гаевский о работе Долина замечает: «Его „Па-де-катр", конечно, не реконструкция. Это, скорее, документальная фантазия, документальный парафраз, хотя документальных свидетельств почти нет никаких. Интуиция не подвела, ощущение подлинности возникает... Этот не вполне современный балет не выглядит архаичным».

В 1966 году балет был поставлен в Театре оперы и балета имени С. М. Кирова, возобновлялся там же в 1978-м и 1996-м годах. В последнем возобновлении впечатляла плеяда совсем молодых солисток труппы — Диана Вишнева, Софья Гумерова, Майя Думченко и их «старшая сестра» Ульяна Лопаткина.

А. Деген, И. Ступников

 

Категория: История балета | Добавил: sasha-dance (30.09.2017)
Просмотров: 38 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  •  
  • Программы для всех
  • Лучшие сайты Рунета