Вторник, 12.12.2017, 07:20 Приветствую Вас Гость | RSS
Композиция
и
постановка танца
Меню сайта
Статьи по разделам
Балетмейстеры [184]
Биография, основные этапы творчества и произведения


Ж.Ж.Новерр"Письма о танце" [18]
Полная версия книги Новерра представленная отдельно каждым письмом


И.Сироткина "Культура танца и психология движения" [2]
Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ТАНЦА [0]
Методические указания к спецкурсу «Основы танцевально-экспрессивного тренинга»


Режиссура танца [62]
Теоретические и научные статьи и методики.


Драматургия танца [37]
Теоретические и методические материалы и статьи по данной теме.


Туано Арбо [3]
ОПИСАНИЕ ОРКЕЗОГРАФИИ


Научные статьи [131]
Всевозможные и собственные статьи, а также курсовые и дипломные работы студентов, надиктовыные им в качестве научного руководителя.


Танцевальный симфонизм [18]
Все материалы посвящённые танцевальному симфонизму.


Реформаторы Балета [36]
Имена и их биографии


История балета [108]
Интересные статьи по истории балеты.


В. А. Теляковский - "Воспоминания" [14]
Теляковский. Воспоминания.


Тамара Карсавина "Воспоминания" [17]
Т.КАРСАВИНА "ВОСПОМИНАНИЯ"


Леонид Якобсон [15]
Всё о Якобсоне


Польcкие танцы [13]
Описание и видео-фрагменты Польских танцев


Венгерский танец [12]
Венгерские танцы -описание и видеофрагменты


Ирландский танец [7]
Ирландский танец видео и описание


Армянский танец [6]
Армянский танец описание и видео


Танцы народов прибалтики [9]
Прибалтийские народные танцы


Видео [53]

Музыка [14]
Музыкальные материалы для этюдов и танцев


Исполнители [147]
Раздел посвящён легендарным исполнителем танцевального искусства


Интевью с Баланчиным [10]
Великолепная статья Соломона Волкова в виде интервью с Джоржем Баланчины о Петербурге, о Стравинском и Чайковском


Композиторы [68]
Биографии и интерересные статьи о композиторах


Классический танец [8]
Материалы по классическому танцу: методика и интересные статьи


Либретто балетных спектаклей [101]
В данной категории содержаться основные либретто балетных спектаклей различных времён и различных балетмейстеров


Ранние формы танца [11]
История зарождения первых танцевальных форм


Jazz & Modern Dance [15]
Техника современных танцевальных течений


Танцы Народов Мира [12]
Все народности и этносы


Русский танец [24]
Всё по русскому танцу


Испанский танец [17]
Всё о танцах Испании


Музыкальная драматургия. [33]
Методические и теоретические материалы по музыке и музыкальной драматургии.


Еврейские танцы [9]
материалы по истории и еврейских танцев


Художники [18]
Биография и творчество художников


Выдающиеся педагоги [57]
Биография известных педагогов танца


Фёдор Лопухов [13]
Фёдор Лопухов


Азербаджанский танец [3]
Всё об Азербаджанском танце


Борис Эйфман [10]
Всё о творчестве Эйфмана


Институт Культуры и Искусств [7]
правила приёма


Историко-бытовой танец [3]
ВСЁ О ИСТОРИКО-БЫТОВЫХ ТАНЦАХ


Чукотский танцевальный фольклор [4]
Чукотский танцевальный фольклор


Русский хоровод [12]
Всё о русском хороводе


Каталог статей


Главная » Статьи » История балета

БАЛЕТ В ЛОНДОНЕ. СТРАНСТВИЯ ШАРЛЯ ДИДЛО
 
БАЛЕТ В ЛОНДОНЕ.
СТРАНСТВИЯ ШАРЛЯ ДИДЛО
 
На рубеже XVIII-XIX веков большинство европейских стран имело, в одном или нескольких городах, постоянные балетные театры со своими труппами и школами. Многие обладали самостоятельными традициями, при том что оплотом академизма оставался балет парижской Оперы. Особое положение занимала Англия, охотно предоставлявшая свои сцены иностранцам. Гастрольные труппы, часто собранные из первоклассных профессионалов, приезжали на театральный сезон или оседали здесь, в зависимости от успеха и сборов. Содержали их частные предприниматели. Например, в 1790-х годах лондонцы с интересом наблюдали, как соревновались антрепренеры Уильям Тейлор и Роберт Брей О'Рили: несмотря на войну Англии с революционной Францией, в обеих труппах блистали звезды французского балета. Собственного балетного театра Англия не имела. В известной мере это сыграло положительную роль для общего развития европейской хореографии. На лондонских сценах оттачивали свое искусство признанные балетмейстеры и танцовщики континентальной Европы, пробовала силы молодежь, занявшая потом видные места в балетных театрах мира. Открывался плацдарм для смелых и свободных опытов. Английская сцена дала приют Новерру и Добервалю, там начал путь Дидло, ей многим был обязан Жюль Перро - знаменитый хореограф романтизма. По-прежнему поощрялась чужеземная, преимущественно французская, академическая культура балета. Одновременно в Англии прочно жила традиция демократического театрального танца. Эта традиция, близкая практике гротескных балетных трупп, имела отчетливо национальный характер. Корни ее уходили в представления маски (где танцы придворных разрезала антимаска отечественных профессиональных танцоров), а также в арлекинады и пантомимы с их откровенной народной зрелищностью. Носителями традиции часто бывали потомственные мимы и танцовщики, чьи судьбы лишь пунктирно намечены в истории английского театра. Айвор Гест, автор книги «Романтический балет в Англии», пишет: «Английские танцовщики играли скромную роль в развитии романтического балета собственной страны и тушевались - из-за моды на иностранных балерин - либо в кордебалете видных театров, либо в труппах менее значительных. Не многие выбивались из безвестности кордебалета при театре Оперы. Но и те почти мгновенно возвращались в покинутое было стадо. Только если они возникали вне сезона на какой-нибудь другой сцене, публика узнавала их имена». Гест дает, как пример, беглую справку: «Сын замечательного Арлекина и балетмейстера Джеймса Берна, Оскар Берн с детства воспитывался в атмосфере театра. Он уже обладал некоторым сценическим опытом, когда в 1809 году дебютировал в Королевском театре: там, с перерывами, он оставался незаметным членом труппы до 1820 года. Берн был достаточно честолюбив, чтобы попытать счастья в парижской Опере в 1816 году, но его дебют не имел успеха. Покинув Королевский театр, он стал первым танцовщиком в "Друри-Лейн", а позже сочинял балеты как хореограф многих лондонских театров: "Олимпик", "Ковент-Гарден", "Театр принцессы" под управлением Чарлза Кина и, наконец, опять "Друри-Лейн". Он умер в 1867 году семидесяти трех лет от роду». Между тем, если на семью Бернов взглянуть не только как на танцовщиков академической сцены, она заслуживает внимания. Уже Джеймс Берн принадлежал, по словам Мариан Ханны Уинтер, к сословию танцовщиков. «После провинциалыюго ученичества, - пишет исследовательница, - двадцатилетний юноша стал балетмейстером "Сэд-лерс-Уэллс" в 1775/76 году. Затем продвинулся оттуда в "Ковент-Гарден", где с потрясающим успехом поставил балет-пантомиму "Оскар и Мальвина", исполнив там ведущую роль. В 1796 году Берн и его жена, танцовщица на роли Коломбин, дебютировали в Филадельфии». В Филадельфии впервые выступил и Оскар Берн, которому тогда, в 1798 году, должно было быть немногим более двух лет. Практика столь ранних дебютов считалась тогда обычной. Например, знаменитый английский Арлекин - Джозеф Гримальди попал на сцену «в возрасте двух лет четырех месяцев (родился он 18 декабря 1778 года, а дебютировал 16 апреля 1781 года), а когда ему недоставало месяца до трех лет, отец уже заключил на него отдельный контракт в театре «Сэдлерс-Уэллс»! Отец Оскара Берна сочинил для его дебюта пантомиму «Происхождение Арлекина». Сам Джеймс Берн, в роли Арлекина- старшего, «пролетал по ходу действия из глубины галерки к дальнему концу сцены». Эффектами полетов, провалов, волшебных превращений одинаково пользовались и сочинители пантомим низового театра, и балетмейстеры ведущих театров мира. Судя по мемуарам Джозефа Гримальди, семейство Бер-нов вернулось на родину в 1799 году. «Пантомима, которая шла в тот год в "Друри-Лейн", - вспоминал Гримальди, - называлась "Арлекин Амулет, или Магия Моны"; она имела шумный успех и давалась почти без перерыва до пасхи. Автором ее был мистер Пауэлл, а постановку принял на себя балетмейстер мистер Джеймс Берн. Арлекинаду эту отличало несколько нововведений, в первую голову совсем иное толкование роли Арлекина и необычный его облик. До той поры Арлекин бывал облачен в мешковатые панталоны и свободную блузу и игра его заключалась лишь в том, чтобы мгновенно сменять одну на другую пять обязательных для него поз, ни на миг не оставаясь в покое. Эти привычные атрибуты были упразднены Берном...» Сообщая, что тогда Джеймс Берн «дебютировал в этом амплуа», Гримальди продолжал: он «показал любителям театра совершенно неожиданного для них Арлекина. Его позы и прыжки были новыми, изменился [усовершенствовался] и костюм, сшитый теперь по фигуре и облегавший тело без единой морщинки; он был сделан из белого шелка, покрытого [разно] цветными заплатами, и обильно украшен блестками, что являло собой поистине великолепное зрелище. Новшества эти были встречены одобрением, о чем свидетельствовали восторженные аплодисменты...». Уинтер усмотрела в рассказе Гримальди две фактические ошибки: Берн вернулся в Лондон не в 1799-м, а в 1800 году, и не тогда, а значительно раньше дебютировал в амплуа Арлекина. Действительно, еще в начале 1790-х годов Джеймс Берн выступал то как танцовщик, то как Арлекин. Например, в ноябре 1791 года в «Ковент-Гарден» шел «балет, или интерлюдия» под названием «Прусский праздник», составленный из вокальных и танцевальных номеров. «Последние исполняли Берн и мадам Сент-Аманд. Целое являло собой приятное представление», - уведомлял репортер лондонского журнала. А через месяц Берн и Сент-Аманд исполнили роли Коломбины и Арлекина в пантомиме "Синяя Борода, или Полет Арлекина"». Название указывало, что трюк полета через весь театр был центром всего зрелища и не меньше, чем американцев, привлекал английских зрителей. Кроме того, Уинтер предполагает, будто эволюция костюма и танца Арлекина была начата Берном на американской сцене. Мнение спорно, если учесть, что балетная театрализация образа Арлекина шла на английской сцене давно. Еще в первой половине XVIII века знаменитый танцовщик Луи Дюпре исполнял там «чакону Арлекина». Зато интересен обнаруженный Уинтер факт: фила-дельфийцы сочли нескромным костюм миссис Берн, и это сильно повредило успеху дебютантов. Но это же позволяет предположить, что их Арлекин и Коломбина носили не традиционные костюмы старинной арлекинады, а облегченные, близкие костюмам балетных танцовщиков. В книге Раймонда Мендера и Джо Митченсона «Пантомима» есть портрет «танцующей Коломбины - миссис Джон Паркер в пантомиме "Арлекин и Падманаба, или Золотая рыбка"», относящийся, правда, уже к 1811 году. Героиня этой «восточной» пантомимы стоит в позе невысокого арабеска на полупальцах, с цветочной гирляндой в руках. На ней платье с высокой талией; юбка закрывает колени, позволяя видеть шальвары, доходящие до щиколоток. Примерно так, вплоть до скромной прически, выглядела и героиня «китайского» балета Дидло «Хензи и Тао», поставленного в 1801 году в Лондоне. Известная танцовщица Хиллигсберг изображена на эстампе в позе совершенно такого же невысокого арабеска на полупальцах, только в руках ее не гирлянда, а легкая шаль. Близки облику балетных фей бывали и феи английской пантомимы. Зато Арлекин, при любых переменах своего традиционного костюма, оставался в платье, покрытом пестрыми заплатами. Реформа старинной арлекинады входила в намерения Джеймса Берна. Традиционную пластику ее персонажей он обновил элементами современного балетного allegro. Попутно он все чаще пробовал себя как постановщик балетов в труппах английских танцовщиков. «Новый пантомимический балет, изобретенный мистером Берном и называющийся «Актеон и Диана», был представлен в "Друри-Лейн", - извещала печать. - И хотя не было необходимости отступать от сюжета в эпизодах метаморфозы и купающихся нимф, многое оставило приятнейшее впечатление». Уинтер пишет, что Оскар Берн, «объявленный на афишах по возвращении в Лондон как "дитя Вестрис", вновь стяжал успехв роли Купидона в балете отца "Актеон и Диана", который сначала был представлен в Америке». Талант сына побудил Джеймса Берна организовать детскую балетную труппу, таких немало знали те времена. Это подтверждает следующий отклик печати: «4 января в театре «Друри-Лейн» между драмой и фарсом был представлен новый балет под названием "Пир Вакха". Сочиненный мистером Берном, он выгодно демонстрирует дарования его маленьких учеников». Кроме Берна в лондонских театрах подвизались и другие балетмейстеры, иногда возглавляя большие труппы. В апреле 1797 года тот же «Европейский журнал» уведомлял: «„Раймонд и Агнесса, или Замок Линденберч", серьезный балет, перемежающийся песнями и хорами, был впервые исполнен в "Ковент-Гарден". Он заимствован преимущественно из двух частей недавнего романа о Монахе (роман Льюиса «Монах» вышел в 1796 году. - В. К.), при том что одна часть как будто бы извлечена из "Графа Фэтома" Смол-лета; целое образует интересное и величественное зрелище. Декорации красивы и живописны; костюмы великолепны; машины искусно и добротно устроены. Общий замысел принадлежит мистеру Форли, который обещает много удовольствия в зрелищах подобного рода, музыку написал мистер Рив». В феврале 1799 года журнал сообщил о премьере комического балета «Могги и Дженни» в «Друри-Лейн». Балет, «поставленный мистером Роффи, с музыкой мистера Родса», был рассчитан на показ «проворства и грациозных позировок синьоры Босси Дель Каро и встречен аплодисментами». Франческа Дель Каро была женой композитора Чезаре Босси, который с 1796 по 1802 год сочинил для этого театра множество балетных партитур, в частности, для работавшего там Дидло. В 1803 году Берн поставил в «Друри-Лейн» балет «Черный рыцарь» на музыку Босси. Все же видные европейские танцовщики редко участвовали в спектаклях английских балетмейстеров. Редко получали и английские танцовщики доступ в Королевский театр, где шли балеты иностранных хореографов. Традиции национального танца не прорастали в привозную культуру балетного театра, как это было, например, в Дании и России: там исполнительство отечественных танцовщиков воздействовало на стиль и постановочную манеру приезжих хореографов. Театры Лондона, где подвизались иностранные балетные труппы, такого воздействия не знали. Их балет, как заметил Гест, был «в большой степени чужестранным цветком, пересаженным на английскую почву, цветком, выращенным преимущественно в парижской Опере». Насаждали подобные цветы лучшие хореографы Европы, при том что гастрольная система не позволяла ни одному прочно осесть в Королевском театре. В 1780-1790-х годах сменяли друг друга и возвращались Жан-Жорж Новерр, Шарль Ле Пик, Жан Доберваль, Гаэтан и Огюст Вестрисы, Джакомо Онорати, Себастьен Галле. В 1788 году дебютировал как хореограф Шарль Дидло, и многие его балеты родились на сцене этого театра. В начале XIX века подвизались Арман Вестрис, Лун Дюпор и Жан Омер, уступившие место хореографам романтизма. Но и самым именитым гастролерам приходилось мириться со старомодными условиями Королевского театра, давно изжитыми повсюду. Англичане сохраняли, например, обычай, позволявший знатным лордам и денежным тузам занимать места на сцене. Отменить обычай было трудно, потому что не имевший государственных субсидий театр часто зависел от подачек богатых завсегдатаев. Демократическая публика, естественно, возмущалась. «Галерка часто громко поносила "прогуливающихся джентльменов", - пишет Гест. - И, случалось, танцовщикам едва хватало места». Рецензент «Тайме» в мае 1796 года иронически рассказывал, как будущая жена Дидло, танцовщица Роз, «проделывая изящный аттитюд, одним взмахом своей отменно мускулистой руки нечаянно уравняла трех членов самого высшего общества». Через месяц критик «Тайме» высказался уже не насмешливо, а гневно: «Невозможно получить верное представление о новом балете из-за толпы бездельников, настолько заполняющих сцену, что нельзя судить ни об исполнителях, ни о постановке, да и вообще о чем бы то ни было, кроме их прелестных особ. Разве мало мы видим -развязных фатов и вульгарных господ в Сент-Джеймсе и на Бонд-стрит, - не хватает только еще выставить их на нашей сцене, чтобы возбудить ненависть». Дирекция вняла настояниям прессы. В 1797 году публику известили, что, если сцена не будет свободна от посторонних во время спектаклей, придется запереть двери между сценой и зрительным залом. Только в 1813 году допуск на сцену был окончательно запрещен. Сдерживала творчество нехватка постоянных национальных кадров. Иностранные хореографы, соревнуясь в постановочном искусстве, комплектовали свои труппы звездами французского и итальянского балета. Система сольных гастролей практиковалась и театрами других стран. Однако там гастролеры по-разному приноравливались к местной художественной атмосфере. Если же там имелась школа, постоянно пополнявшая труппу, значит, речь уже могла идти о традициях, которые обновлялись и давали свежие побеги в творческом контакте с пришельцами. В английском театре гастролеры диктовали условия, внедряли свои постановочные и исполнительские законы. Тем разительней был контраст между пышностью оформления, законченным мастерством солистов и жалким кордебалетом, собранным из отечественной наличности. В то же время литература и театр Великобритании несомненно влияли па судьбы преромантического балета. Поэзия кельтских легенд, английский «роман ужасов», произведения Вальтера Скотта, Байрона и особенно Шекспира нет-нет да отзывались на тематике европейской хореографии. Что касается собственно английского театра, то его давний интерес к фантастике, к смелому движению действия, к острой смене комедийных и драматических ситуаций по-своему отражал романтические предвестья в балете. Однако такие влияния парадоксально проступали именно в творчестве чужеземцев. Нагляднее всего они обнаружились в искусстве Сальваторе Вигано и, главным образом, Шарля Дидло. Деятельность первого протекала в Италии, творческая юность второго в значительной мере была связана с Лондоном.
Категория: История балета | Добавил: sasha-dance (17.10.2012)
Просмотров: 1035 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  •  
  • Программы для всех
  • Лучшие сайты Рунета