Суббота, 16.12.2017, 04:15 Приветствую Вас Гость | RSS
Композиция
и
постановка танца
Меню сайта
Статьи по разделам
Балетмейстеры [184]
Биография, основные этапы творчества и произведения


Ж.Ж.Новерр"Письма о танце" [18]
Полная версия книги Новерра представленная отдельно каждым письмом


И.Сироткина "Культура танца и психология движения" [2]
Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ТАНЦА [0]
Методические указания к спецкурсу «Основы танцевально-экспрессивного тренинга»


Режиссура танца [62]
Теоретические и научные статьи и методики.


Драматургия танца [37]
Теоретические и методические материалы и статьи по данной теме.


Туано Арбо [3]
ОПИСАНИЕ ОРКЕЗОГРАФИИ


Научные статьи [131]
Всевозможные и собственные статьи, а также курсовые и дипломные работы студентов, надиктовыные им в качестве научного руководителя.


Танцевальный симфонизм [18]
Все материалы посвящённые танцевальному симфонизму.


Реформаторы Балета [36]
Имена и их биографии


История балета [108]
Интересные статьи по истории балеты.


В. А. Теляковский - "Воспоминания" [14]
Теляковский. Воспоминания.


Тамара Карсавина "Воспоминания" [17]
Т.КАРСАВИНА "ВОСПОМИНАНИЯ"


Леонид Якобсон [15]
Всё о Якобсоне


Польcкие танцы [13]
Описание и видео-фрагменты Польских танцев


Венгерский танец [12]
Венгерские танцы -описание и видеофрагменты


Ирландский танец [7]
Ирландский танец видео и описание


Армянский танец [6]
Армянский танец описание и видео


Танцы народов прибалтики [9]
Прибалтийские народные танцы


Видео [53]

Музыка [14]
Музыкальные материалы для этюдов и танцев


Исполнители [147]
Раздел посвящён легендарным исполнителем танцевального искусства


Интевью с Баланчиным [10]
Великолепная статья Соломона Волкова в виде интервью с Джоржем Баланчины о Петербурге, о Стравинском и Чайковском


Композиторы [68]
Биографии и интерересные статьи о композиторах


Классический танец [8]
Материалы по классическому танцу: методика и интересные статьи


Либретто балетных спектаклей [101]
В данной категории содержаться основные либретто балетных спектаклей различных времён и различных балетмейстеров


Ранние формы танца [11]
История зарождения первых танцевальных форм


Jazz & Modern Dance [15]
Техника современных танцевальных течений


Танцы Народов Мира [12]
Все народности и этносы


Русский танец [24]
Всё по русскому танцу


Испанский танец [17]
Всё о танцах Испании


Музыкальная драматургия. [33]
Методические и теоретические материалы по музыке и музыкальной драматургии.


Еврейские танцы [9]
материалы по истории и еврейских танцев


Художники [18]
Биография и творчество художников


Выдающиеся педагоги [57]
Биография известных педагогов танца


Фёдор Лопухов [13]
Фёдор Лопухов


Азербаджанский танец [3]
Всё об Азербаджанском танце


Борис Эйфман [10]
Всё о творчестве Эйфмана


Институт Культуры и Искусств [7]
правила приёма


Историко-бытовой танец [3]
ВСЁ О ИСТОРИКО-БЫТОВЫХ ТАНЦАХ


Чукотский танцевальный фольклор [4]
Чукотский танцевальный фольклор


Русский хоровод [12]
Всё о русском хороводе


Каталог статей


Главная » Статьи » История балета

БАЛЕТМЕЙСТЕР Д'ЭГВИЛЬ
Д'ЭГВИЛЬ
БАЛЕТМЕЙСТЕР Д'ЭГВИЛЬ
 
История балета - История балетного исскуства
Джеймс Д'Эгвиль, единственный видный английский танцовщик и балетмейстер преромантизма, опирался, как правило, на готовые темы и устарелые приемы их воплощения. В пору поисков и более или менее существенных открытий он оставался предан Новерровой эстетике. Недаром Новерр усмотрел в нем «искры скрытого огня, которому не хватило лишь благоприятного дуновения, чтобы разгореться в пламя». Между тем именно Д'Эгвилю благоприятствовала судьба: он пользовался правами, в каких отказывали другим его соотечественникам. Значит, если в нем и правда был «огонь», то он принадлежал прошлому, подобно огню свечей, замененных газовым освещением в европейском театре 1820-х годов. Джеймс Харвей Д'Эгвиль родился около 1770 года. Его предки были выходцами из Франции, но уже отец, Питер Д'Эгвиль, работал балетмейстером в театрах «Друри-Лейн» и «Сэдлерс-Уэллс» во второй половине XVIII века, а с 1786 года числился одним из балетмейстеров Королевского театра. В том же году он поставил там два балета дивертисментного характера - «Амур-садовник» и «Морской праздник», после чего его имя исчезло с афиш. Притом Питер Д'Эгвиль дал сыну профессиональное балетное воспитание и возможность еще подростком выступить в Королевском театре. Главное же, он послал его заканчивать образование во Францию, верно рассудив, что это облегчит дальнейшие успехи. Пути Джеймса Д'Эгвиля и его сверстника Шарля Дидло не раз пересекались. Д'Эгвиль в 1783 году, примерно тринадцатилетним мальчиком, дебютировал на сцене лондонского Королевского театра в одном из балетов Ле Пика. Дидло двадцатилетним юношей выступал там у Новерра в 1787 году. Оба знали революционную Францию, встретившись в 1790 году у Доберваля в Бордо. В 1798 году они соревновались на сцене лондонского Королевского театра как исполнители балета Доберваля «Телемак». Постановку возобновил Д'Эгвиль, заместивший Себастьена Галле на посту балетмейстера этого театра. Себе он взял роль Ментора и поручил Дидло главную роль Телемака. Здесь можно заподозрить подвох. Рослый, статный, мужественный Д'Эгвиль (судя по превосходной в гравюре Рейноддса, больше похожий на оперного певца, чем на танцовщика) должен был затмить, и затмил, щуплого и невзрачного Дидло, не имевшего повода блеснуть своим виртуозным танцем в пантомимной партии Телемака. Контраст оказался не в пользу этого негероического Телемака, что и подтвердила пресса. Д'Эгвиль «несомненно занял первое место: он был воистину мудрым и величественным Ментором, - писал критик газеты «Морнинг кроникл». - Отрадно видеть, что этот одаренный актер восстановлен в подобающих ему правах». Через одиннадцать лет, в далеком Петербурге, Дидло вспомнил о Менторе своего английского соперника. В предисловии к балету «Психея и Амур» он назвал Ментора в «Телемаке» Доберваля «шедевром искусства пантомимы, к тому же неподражаемо воплощенным мистером Дэгвилем». Ролями величественно жестикулирующих героев и ограничивались «подобающие Д'Эгвилю права». Он играл такие роли в спектаклях Новерра 1793/94 года. В балете «Венера и Адонис» ему поручили роль Юпитера: владыка богов спускался с Олимпа, чтобы в пластическом монологе милостиво вывести конфликт к благополучному исходу. В балете «Ифи-гения в Авлиде» его Агамемнон торжественно въезжал на сцену в колеснице, запряженной лошадьми. Тут партитура роли была сложна. Царь Агамемнон находился в центре действия, н актеру надлежало внятно живописать противоречия мыслей и чувств, раздиравших душу героя. Майкл Келли, бывший в ту пору директором Королевского театра, вспоминая потом «Ифигению в Авлиде», охарактеризовал Д'Эгвиля тем же эпитетом, что и Дидло: «Танец был там первого сорта, а игра Д'Эгвиля в роли Агамемнона - неподражаема». Д'Эгвиль стремился к деятельности балетмейстера и, в общем-то, на этом поприще преуспел. В 1794 году он поставил для Королевского театра балет - драматическую пантомиму «Добрый принц». Зрители тепло встретили дебют молодого хореографа. Оставаясь актером Королевского театра, Д'Эгвиль пять лет кряду не получал там постановок, уступив место балетмейстерам Онорати, Галле и Дидло. За это время он сочинил для театра «Друри-Лейн» балет «Александр Великий», ориентированный на многоактные пантомимные балеты Новерра. В 1799 году Д'Эгвиля назначили балетмейстером Королевского театра. За вычетом трех сезонов, он пребывал на этом посту по 1809 год, изредка ставя балеты и на сцене «Друри-Лейн». Поначалу Д'Эгвиль, подобно многим ученикам Доберваля, усердно возобновлял его балеты. В 1799 году то были «Телемак» и, разумеется, «Тщетная предосторожность», в 1800-м - «Игры Эглеи», в 1802-м - «Пафос, осажденный скифами». Правда, как и другие ученики Доберваля, например Омер, Д'Эгвиль изменил беззаботному взгляду учи: теля на музыкальную основу балетов. Тут он ответил установившемуся требованию и избрал близким своим сотрудником композитора Чезаре Босси - как для возобновлений, так и для самостоятельных опытов. Одну лишь «Тщетную предосторожность» он перенес в неприкосновенности со сцены «Пантеона», где ее поставил Доберваль в 1791 году. И так же как другие ученики Доберваля, Д'Эгвиль старался приукрасить возобновляемые балеты эффектами новейшей машинерии. В «Телемаке» быстро сменялись кораблекрушение, грот нимфы Калипсо, лесистые виды острова, улетающая в серебристых облаках колесница Венеры и, наконец, скалистый берег со стоящим на якоре кораблем. Критики превозносили «богатство цветовой гаммы и правильность рисунка, еще не превзойденные на сцене». Балет Д'Эгвиля «Возвращение Джеми» (1800) повторял сюжет балета Дидло «Счастливое кораблекрушение, пли Шотландские ведьмы» (1796). Там герой Джеми возвращался после разных приключений в родную деревню. Источником многих работ Д'Эгвиля была античная антология, увиденная глазами Новерра. По мотивам Овидия он поставил балеты «Гиппомена и Аталанта» (1800), «Пигмалион» (1801), «Суд Марса» (1802), «Похищение Деяниры» (1808). Иногда он опережал французскую Академию музыки в отборе мифологических образов. Например, в январе 1804 года Д'Эгвиль поставил балет «Ахилл и Дейдамия» по сюжету римского поэта Секста Проперция, а в декабре Пьер „ Гардель взял тот же сюжет из только что сочиненной поэмы Люка де Лансиваля «Ахилл на Скиросе». Майкл Келли высоко оценил балет «Ахилл и Дейдамия», поставленный на музыку немецкого композитора Петера фон Винтера. Д'Эгвиль, по его словам, «заявил себя здесь, как и во многих других пьесах того же рода, великим мастером своего искусства». Одобрил Келли и «мощную игру» Д'Эгвиля рядом с игрой «изящного и красивого Деге». Д'Эгвиль мог быть хорош в роли воинственного Одиссея, а талантливый французский танцовщик Деге - в роли юного Ахилла, переодетого женщиной. Весной того же 1804 года Д'Эгвиль, в свой черед, повторил сюжет популярного балета Гарделя «Суд Париса» (1793). Правда, и у Гарделя тут имелось достаточно предшественников, среди них Новерр, создавший для Вены «Суд Париса» (1771). История не сохранила данных об оригинальности Д'Эгвиля. Пресса была скудна, а сценариев он не публиковал. Перечень его балетов разнообразен, даже пестр. Но характерная для времени пестрота часто отдает старомодностью или вторичностью. Любопытным прорывом к самостоятельной постановке национальной темы представляются балеты 1805 года: «Оссиан», в центре которого стояла фигура легендарного кельтского барда, «Безумная Джейн» и «Эдуард III». «Безумная Джейн» восходила к одноименной поэме Мэтью Льюиса. Написанная в 1797 году, поэма пользовалась широкой известностью. Многие композиторы сочиняли на нее музыку. Возможно, Д'Эгвиль обратился к ней из чувства соперничества: Дидло четырьмя годами раньше успешно воспользовался другим сюжетом модного писателя. В «Эдуарде III» образ умного, коварного, распутного короля, вся атмосфера его царствования - блестящей эпохи в Англии XIV века - предлагали материал для драматичного и красочного зрелища. Но зрители балетного театра предпочитали сюжеты полегче и зрелища покомпактнее. Таким зрелищем был, например, балет «Морская победа и триумф лорда Нельсона», которым балетмейстер Доменико Росси уже в конце того же 1805 года вытеснил Д'Эгвиля из Королевского театра. За два последующих сезона Росси поставил там одиннадцать балетов, преимущественно на анакреонтические сюжеты. Д'Эгвиль, вернувшись, сочинил в июне 1809 года шотландский балет «Арфа Моры», после чего для него надолго закрылись двери Королевского театра. Имя его время от времепи появлялось на афишах других лондонских театров. В одной из декабрьских программ «Друри-Лейн» за 1808 год значился комический танец «Любовь в кадке». Критик «Европейского журнала» писал: «Из-за комических выходок пары юных влюбленных старый бочар попадает в смешные положения. Танцы приятны и отвечают сюжету, а манера, в какой они исполнены, делает честь мистеру Д'Эгвилю, подготовившему их». Комические танцевальные сценки подобного типа продолжали старинную английскую традицию. Их грубоватый, сочный юмор импонировал тем зрителям, которые предпочитали отечественное привозному. Сценки удавались и Д'Эгвилю, и актерам, среди которых могли быть его ученики. «Наибольшую пользу дирекции Королевского театра он принес как владелец танцевальной школы, - пишет Гест. - В пору, когда не удавалось нанять иностранный кордебалет, а ведущие танцовщики весьма неохотно покидали континент - обычно через Лиссабон, - было очень удобно иметь под рукой такой готовый рассадник талантов. Со временем все больше учеников балетмейстера поступало в кордебалет». Но тут же Гест добавляет: «Уход Д'Эгвиля из театра в 1809 году был вызван тем, что публику раздражали плохо выученные танцовщики, часто весьма нежного возраста». Вслед за учителем и некоторые ученики покидали Королевский театр, находя прибежище на более скромных подмостках. Летом 1809 года Д'Эгвиль поставил в театре «Лицеум» балет «Набоб, или Индийские любовники». Сюжет был прост. Скупой отец строил козни, чтобы разлучить дочь с возлюбленным и выдать за набоба. Ревнивая любовница набоба покушалась на жизнь соперницы. В конце обе пары счастливо соединялись. «Расположение и группировка танцующих делают честь вкусу мистера Д'Эгвиля, - писал р критик. - Мисс Лупино проявила большую грацию, а мисс С. Бристоу играла на тамбурине и танцевала с необыкновенной легкостью и проворством. Целое заслужило громкие и справедливые аплодисменты». Итальянка Лупино принадлежала к семье танцовщиков, много выступавших в Англии. Англичанка Бристоу могла быть воспитанницей школы Д'Эгвиля. В 1810 году Д'Эгвиль поставил в Лицеуме балет «Кастильский менестрель», после чего покинул Англию. В 1815 году Д'Эгвиль объявился вновь. Название поставленного им в «Друри-Лейн» балета «Гони любовь в дверь», быть может, намекало на непризнанный патриотизм чувств. Однако признания и тут не последовало, и Д'Эгвиль еще на шесть лет исчез из английской столицы. В 1818 году «Жур-наль де деба» известил: «Ученик Доберваля, хореограф г-н Д'Эгвиль, в течение пяти лет состоявший балетмейстером лондонской Оперы, прибыл в Париж с ворохом сочинений, которые, по слухам, пользовались самым большим успехом на берегах Темзы и которые он должен представить в Королевской академии музыки. Среди прочих называют "Дикарку", "Альсибиаду", "Рождение Венеры" и "Очарованную арфу". Г-н Д'Эгвиль удачно выбрал время: «Прозерпина» и "Деревенский соблазнитель" (балеты Гарделя и Альбера. - В. К.) не грозят ему серьезной конкуренцией». И все же Д'Эгвиля в пария^скую Оперу не взяли. В 1821 году он возник в лондонском Королевском театре с балетом «Ярмарка в Смирне», но лишь в 1826-1827 годах ему удалось задержаться там на полтора сезона. За это время он поставил семь балетов, в том числе задуманный для Парижа, но так и не увидевший там света балет «Рождение Венеры». Гест, находя балет удачным, объясняет его полууспех тем, что в ту пору «анакреонтический стиль давно вышел из моды»?? . Вряд ли, однако, причиной был стиль как таковой. Премьера балета Д'Эгвиля состоялась 8 апреля 1826 года, а 29 мая того же года Жан-Батист Блаш показал в парижской Опере премьеру своего балета «Марс и Венера, или Сети Вулкана». Анакреонтический балет Блаша имел успех у ценителей моды - французов, как, впрочем, и балет Д'Эгвиля у гораздо более сдержанных англичан. Все же дирекция лондонской Оперы вскоре предпочла отечественному балетмейстеру иностранных, доверяя им там, где он не встречал поощрения. Омер, работавший в Королевском театре в сезонах 1823-1825 годов, не задумался повторить на свой лад в балете «Песнь Осси-ана» тему балета Д'Эгвиля «Оссиан», сочиненного в 1805 году. В Королевский театр Д'Эгвиль больше не возвращался. Только в 1836 году на афишах театра «Хеймаркет» мелькнуло его имя как автора балетов «Зюльма» и «Швейцарская свадьба». Но тут уже действительно были другие времена и «другие песни»: и без того старомодное искусство Д'Эгвиля теперь безнадежно устарело. Дальнейшая судьба английского балетмейстера неизвестна; неизвестны место и время его кончины.
Категория: История балета | Добавил: sasha-dance (16.10.2012)
Просмотров: 1830 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  •  
  • Программы для всех
  • Лучшие сайты Рунета