Среда, 18.10.2017, 03:19 Приветствую Вас Гость | RSS
Композиция
и
постановка танца
Меню сайта
Статьи по разделам
Балетмейстеры [184]
Биография, основные этапы творчества и произведения


Ж.Ж.Новерр"Письма о танце" [18]
Полная версия книги Новерра представленная отдельно каждым письмом


И.Сироткина "Культура танца и психология движения" [2]
Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ТАНЦА [0]
Методические указания к спецкурсу «Основы танцевально-экспрессивного тренинга»


Режиссура танца [62]
Теоретические и научные статьи и методики.


Драматургия танца [37]
Теоретические и методические материалы и статьи по данной теме.


Туано Арбо [3]
ОПИСАНИЕ ОРКЕЗОГРАФИИ


Научные статьи [131]
Всевозможные и собственные статьи, а также курсовые и дипломные работы студентов, надиктовыные им в качестве научного руководителя.


Танцевальный симфонизм [18]
Все материалы посвящённые танцевальному симфонизму.


Реформаторы Балета [36]
Имена и их биографии


История балета [108]
Интересные статьи по истории балеты.


В. А. Теляковский - "Воспоминания" [14]
Теляковский. Воспоминания.


Тамара Карсавина "Воспоминания" [17]
Т.КАРСАВИНА "ВОСПОМИНАНИЯ"


Леонид Якобсон [15]
Всё о Якобсоне


Польcкие танцы [13]
Описание и видео-фрагменты Польских танцев


Венгерский танец [12]
Венгерские танцы -описание и видеофрагменты


Ирландский танец [7]
Ирландский танец видео и описание


Армянский танец [6]
Армянский танец описание и видео


Танцы народов прибалтики [9]
Прибалтийские народные танцы


Видео [53]

Музыка [14]
Музыкальные материалы для этюдов и танцев


Исполнители [147]
Раздел посвящён легендарным исполнителем танцевального искусства


Интевью с Баланчиным [10]
Великолепная статья Соломона Волкова в виде интервью с Джоржем Баланчины о Петербурге, о Стравинском и Чайковском


Композиторы [68]
Биографии и интерересные статьи о композиторах


Классический танец [8]
Материалы по классическому танцу: методика и интересные статьи


Либретто балетных спектаклей [101]
В данной категории содержаться основные либретто балетных спектаклей различных времён и различных балетмейстеров


Ранние формы танца [11]
История зарождения первых танцевальных форм


Jazz & Modern Dance [15]
Техника современных танцевальных течений


Танцы Народов Мира [12]
Все народности и этносы


Русский танец [24]
Всё по русскому танцу


Испанский танец [17]
Всё о танцах Испании


Музыкальная драматургия. [33]
Методические и теоретические материалы по музыке и музыкальной драматургии.


Еврейские танцы [9]
материалы по истории и еврейских танцев


Художники [18]
Биография и творчество художников


Выдающиеся педагоги [57]
Биография известных педагогов танца


Фёдор Лопухов [13]
Фёдор Лопухов


Азербаджанский танец [3]
Всё об Азербаджанском танце


Борис Эйфман [10]
Всё о творчестве Эйфмана


Институт Культуры и Искусств [7]
правила приёма


Историко-бытовой танец [3]
ВСЁ О ИСТОРИКО-БЫТОВЫХ ТАНЦАХ


Чукотский танцевальный фольклор [4]
Чукотский танцевальный фольклор


Русский хоровод [12]
Всё о русском хороводе


Каталог статей


Главная » Статьи » История балета

ГОДЫ СТРАНСТВИЙ-ДЮПОР-ХОРЕОГРАФ
ГОДЫ СТРАНСТВИЙ
История балета - История балетного исскуства

Победив Вестриса, Дюпор, однако, не справился с Гарделем, который крепко удерживал бразды бессменного хореографа Оперы. То ли это обстоятельство, то ли охота к перемене мест, сидевшая в крови Дюпора, заставили его покинуть Париж ради далекой России. В. Н. Всеволодский-Гернгросс мотивировал отъезд Дюпора его романом с известной французской актрисой Жорж: «Русский посланник граф Толстой получил тайное предписание от Александра I сманить ее в Петербург. И вот в конце апреля 1808 года при посредстве русского гвардейского офицера Бенкендорфа она бежала вместе с танцовщиком Дюпором». Дюпор пробыл в России с 1808 по 1811 год - время наибольшего цветения его таланта. Свидетельства русских современников позволяют живо увидеть облик танцовщика. Вот каким предстает он у известного мемуариста Ф. Ф. Вигеля: «Все движения его были исполнены приятности и быстроты; не весьма большого роста, был он плотен и гибок, как резиновый шар; пол, на который падал он ногою, как будто отталкивал его вверх; бывало, из глубины сцены на ее край в три прыжка являлся он перед зрителями; после того танцы можно было более назвать полетами». Не исключено, что это описание Вигеля послужило Л. Н. Толстому материалом для иронического портрета любимца публики Дюпора. Во втором томе романа «Война и мир» Толстой писал: «Потом один мужчина стал в угол. В оркестре заиграли громче в цимбалы и трубы, и один этот мужчина с голыми ногами стал прыгать очень высоко и семенить ногами. (Мужчина этот был Duport, получавший шестьдесят тысяч рублей серебром за это искусство). Все в партере, в ложах и в райке стали хлопать и кричать из всех сил, и мужчина остановился и стал улыбаться и кланяться на все стороны. Потом танцевали еще другие...» Когда же занавес опустился, «опять между зрителями поднялся страшный шум и треск и все с восторженными лицами стали кричать: - Дюпора! Дюпора! Дюпора!» Документальную ценность представляют страницы о Дюпоре в мемуарах танцовщика и балетмейстера А. П. Глупт-ковского. Помимо описания самого Дюпора там содержится профессиональная характеристика его мастерства, проливающая свет на технику танца преромантизма. «Дюпор был небольшого росту, прекрасно сложен, имел для сцены приятную, игривую физиономию, - вспоминал Глуш-ковский. - Род его танцев был полухарактерный (demi-caractere). Дюпор заключал в себе все, что необходимо для танцовщика: необыкновенную грациозность, легкость, быстроту и чистоту в танцах; пируэты были им доведены до совершенства и удивительного разнообразия, он делал их всегда на самых пальцах (пируэт-филе) и, окончив, всегда останавливался в приятной позе, в чем и состоит главное достоинство пируэта. Другие танцовщики и танцовщицы делают бесконечные пируэты, это их тур-де-форс, но они делают их без грации и неправильно, то поднимаясь во время верчения на пальцы, то опускаясь на пятку. Такие пируэты можно употреблять только танцовщикам-буффам в комических балетах; но люди, не понимающие дела, удивляются им и от всей души аплодируют. Дюпор был похож на хорошо устроенную машину, которой действие опреде-лительно и всегда верно. Несмотря на то что он выделывал труднейшие па, все танцы лежали на нем, потому что он был душою каждого из них. Несмотря на то он как в начале, так и в конце балета был всегда одинаково свеж, в нем нельзя было заметить и тени усталости». В Петербурге Дюпор нашел труппу, не уступавшую лучшим труппам Европы. Он танцевал с Авдотьей Истоминой, Марией Икониной, Евгенией Колосовой, Анастасией Новицкой. С ним дебютировала Мария Данилова, и злые языки приписывали неудачному роману с Дюпором раннюю смерть этой легендарной танцовщицы. В Петербурге Дюпор встретился с Шарлем Дидло. Великий хореограф сразу оценил блестящее дарование гастролера и поручил ему виртуозные партии своих балетов начиная с героя «Зефира и Флоры». «Главный триумф Дюпора был в роли Зефира, - писал Глушковский. - Я видел многих дансеров в роли Зефира, но по большей части эти Зефиры были тяжеловесные, они не имели ни таланта, ни легкости Дюпора. Дюпор как будто нарочно был создан для Дидло; но и разнообразный талант этого артиста мог только удовлетворять хореограф, подобный Дидло. Если Дюпор зарождал в Дидло идею, то он же потом служил лучшим ее истолкователем». О разнообразии Дюпора позволяет судить такой отзыв: «С г-жою Колосовой танцевал он в роде важном и благородном; с г-жою Сен-Клер в легком и резвом; с г-жою Даниловою в страстном, нежном и приятном; с г-жою Делиль в сильном и быстром». Подбирая для каждого жанра зарекомендовавшую себя в нем танцовщицу, премьер щеголял своей сноровкой в любом. В петербургском Большом театре Дюпор поставил несколько балетов, преимущественно пользуясь сценариями знаменитых хореографов: «Соланжская роза» повторяла «Избранницу из Саланси» Новерра, «Суд Париса» - одноименный балет Гарделя. В1809 и 1811 годах он гастролировал в Москве. Глушковский, которого дирекция императорских театров с января 1812 года перевела в Москву, вспоминал о своих московских дебютах в балетах Дюпора: «В "Зефире, или Ветренике, сделавшемся постоянным" я занимал роль Зефира, а в "Севильском цирюльнике" - роль Фигаро». В годы Отечественной войны особый успех на московской сцене имели дивертисменты, составленные из народных танцев. Дюпор охотно в них участвовал. Например, 29 апреля 1811 года «Московские ведомости» сообщали, что после «Ифигении в Авлиде» Расина будет показан «большой русский праздник», где, «среди прочих танцев, имеется казачок... в коем г. Дюпор с г-жою Жорж меньшою, ученицею своею, будет плясать по-русски». Покинув Россию вместе с другими французскими актерами в конце 1811 года, Дюпор на родину не вернулся. С 1812 года он танцевал и ставил балеты в Вене. В 1817 году его пригласили в неаполитанский театр «Сан-Карло», где выступал и ставил балеты Сальваторе Тальони. «Журналь де деба» перепечатал в хронике отзыв итальянской газеты о завышенных требованиях Дюпора. Через полтора месяца тот же хроникер сообщил, что в театре «Сан-Карло» «одновременно любуются силой Анри - Самсона, легкостью Дюпора - Зефира, грацией [Сальваторе] Тальони и уверенностью юного [Армана] Вестриса»368. То был своего рода апофеоз мужского танца, подобный мощной вспышке заходящего солнца. Стендаль, посещавший спектакли в «Сан-Карло», выделил Дюпора из перечисленных танцовщиков. Он записал 2 марта 1817 года: «Бенефис Дюпора. Он танцует в последний раз. Для Неаполя это целое событие». Осудив поставленный Дюпором балет «Золушка» за «холодность, свойственную французскому танцу», Стендаль признался: «Что до самого Дюпора, то это мой старый кумир, и я остался ему верен. Он забавляет меня, как котенок: я мог бы часами смотреть, как он танцует... У Дюпора - все та же легкость, которую мы знали у него в Париже в роли Фигаро. Усилия никогда не чувствуешь, танец его мало-помалу оживляется, завершаясь восторгами и опьянением страсти, которую он стремится выразить: здесь предел экспрессивности, доступной этому искусству. Или, во всяком случае, если уж выражаться точно, я никогда не видел ничего подобного. Вестрис, Тальони, как все обычные танцовщики, вначале не могут скрыть своего напряжения. Затем в их танце нет нарастания, почему они не могут достичь даже страстной неги, первой цели искусства». В 1819 году Дюпор приехал в Лондон и дебютировал с женой в своем балете «Адольф и Матильда». Ему было тридцать восемь лет, но, как пишет Гест, он «произвел сенсацию разнообразием и текучестью стиля, необычайной быстротой, пылкостью, а его хореография получила полное признание, особенно в pas de deux, оказавшемся (по словам газеты «Морнинг пост». - В. К.) «самым изысканным угощением» и в «мастерской» группировке кордебалета»370. Затем Дюпор окончательно обосновался в Вене, где ставил балеты до 1840-х годов. На старости лет он возвратился в Париж. Дюпор был одним из крупнейших танцовщиков, еще отодвигавших искусство танцовщиц на второй план. Но уже при нем занялась заря новой эпохи - эпохи балетного романтизма, принесшей господство балерине.
 
ЮПОР-ХОРЕОГРАФ
10 мая 1805 года Дюпор дебютировал как хореограф одноактным балетом «Атис и Галатея». Через год состоялась премьера его трехактного балета «Фигаро, или Напрасная предосторожность»; она прошла 22 мая на сцене придворного театра в Сен-Клу, а 30 мая - в Опере. «Общий словарь театров» за 1809 год сообщил: «Этот балет в комическом жанре делает честь г. Дюпору и доказывает, что молодой артист соединяет с достоинствами первоклассного танцовщика не менее драгоценный дар сочинителя». В действительности Дюпор на оригинальное сочинительство не претендовал. Миф об Атисе и Галатее давно гулял по балетным подмосткам, и не далее как в 1797 году Дидло воскресил его для Лондона с музыкой Чезаре Босси. Дюпор поставил «Атиса и Галатею» на сборную музыку. Популярные мелодии легли в основу его «Фигаро». Заимствуя сюжеты, кое-как склеивая партитуру, Дюпор охотно подхватывал и хореографические находки своих коллег. Как ранее упоминалось, Кастиль-Блаз утверждал, будто Дюпор ввел в «Фигаро» сцену урока танцев перед зеркалом из «Альмавивы и Розины» Блаша. Правда, в подробном либретто «Фигаро» указаний на такую сцену нет. Как бы то ни было, хорошо известный сюжет, песенки, лежащие на слуху у публики, эффектные танцевальные номера, созданные другими хореографами, - все говорило о том, что «Фигаро» Дюпора был близок спектаклям гротескных, а не академических трупп. Туда же уводила его «испанская» тема, заданная в комедийном жанре. Дюпор предварил либретто «Фигаро» своим «Уведомлением». В частности, он заявил там: «Выбрав комедию "Севильский цирюльник" для постановки балета, я счел долгом как можно меньше отступать от моей модели. В то же время мне показалось необходимым создать роль Изабеллы, наперсницы Розины, чтобы поручить этой субретке кое-какие вольности, представляющиеся неуместными в роли такой благородной и хорошо воспитанной девицы, как Розина... Я воспользовался этой ролью, чтобы усилить комизм моего балета, установив естественное согласие между Изабеллой и Фигаро». Впрочем, здесь (быть может, следуя за Блашем) Дюпор не столько сочинил роль Изабеллы, сколько интерпретировал для нее роль Сюзанны из «Женитьбы Фигаро» Бомарше. Эту роль, в паре с самим Дюпором - Фигаро, исполняла Эмили Коломб. В ролях Розины и графа Альмавивы выступали Минетт Дюпор и Сент-Аман. Счастливый финал «Фигаро» был увенчан вполне шаблонным дивертисментом сольных и массовых танцев. И все же Дюпор не походил здесь на тех балетмейстеров, которые, перефразируя известную пословицу, считают: «Кончил дело, танцуй смело». Танец пронизывал весь его спектакль, ибо вытекал из действия и отважно двигал ход интриги. Вначале ряд быстрых пантомимных мизансцен представлял влюбленного Альмавиву, скучающую Розину, ревнивого Бар-толо. Но сам Фигаро, едва появившись и завидев Изабеллу, увлекал ее в танец: пытаясь украсть у партнерши поцелуй, он в конце концов добивался желаемого. Изабелла убегала, а Фигаро довершал свой портрет беззаботного сорви-головы: наигрывая на гитаре, «приноравливал к музыке движения». Гитара играла немалую роль, характеризуя испанский колорит балета, испанский темперамент его героев. От Фигаро она переходила к Альмавиве, и тот мотивом модной песенки «Соблаговоли выслушать» соблазнял Розину выглянуть в окно. Чуть позже Розина танцевала под аккомпанемент «большой гитары» Бартоло. Ее танец, «поочередно рисуя характеры испанский, французский, немецкий, итальянский и другие», положил начало длинной череде подобных номеров. Контаминация плясовых мотивов разных национальностей в танце балерины протянулась далеко в XIX век, получив там название «Космополитана». Действенную роль играл и танец кордебалета крестьян. Бартоло приглашал их, чтобы развлечь Розину. Но крестьяне, взяв сторону молодых влюбленных, заводили под предводительством Изабеллы и Фигаро хоровод вокруг незадачливого опекуна. Спеша разлучить Розину с Альмавивой, Бартоло расталкивал девушек. Но на его пути вставал Фигаро с парнями. Соединившийся в пары кордебалет опутывал Бартоло гирляндами, и пока старик барахтался, освобождаясь, Альмавива передавал Розине письмо. Насквозь действенным был вальс второго акта. Дюпор не позаботился найти новый сюжетный ход. Он и тут заставил героев обмениваться письмами. Но образ танца расцвел у него остроумными подробностями. Альмавива под видом солдата, назначенного к Бартоло па постой, начинал танец с Изабеллой, а потом как бы ненароком подхватывал Розину. Бартоло устремлялся за крутящейся парой, но всякий раз, как он готовился поймать руку Розины, Альмавива ловко переводил свою партнершу в новый ход, оставляя запыхавшегося старика с носом. Под конец Альмавива сам отпускал Розину и, поймав Бартоло за ворот, заставлял его плясать. «Фигаро» задержался в репертуаре. Он был настолько популярен, что вызывал подражания в других театральных жанрах. Например, в 1817 году на сцене театра «Варьете» был поставлен фарс «Фигаро и Сюзанна». Обозреватель театральных новостей из «Журналь де деба» писал: «Это пародия на балет "Альмавива и Розина", который сам являет собой не что иное, как пародию на «Севильского цирюльника». Таким образом, господа Дюмерсан и Бразье предложили нам пародию на пародию... Знаменитая сцена с зеркалом спародирована в чрезвычайно бурлескной манере. Наиболее дородные актеры представлены за газом самыми щуплыми, а маленьких позаботились поставить напротив самых высоких». Темы и сюжеты, жанровые приметы и технические приемы, взятые напрокат у низовых балетных трупп, в свою очередь возвращались к бульварному театру. На сцену Оперы они проникали во многом благодаря все возраставшей популярности Дюпора. Но популярность-то тем и объяснялась, что блистательный танец Дюпора был по природе демократичен. А откуда бы ни шла склонность к демократизации балетного искусства, она находила отклик в аудитории, скучавшей от запоздалых перепевов классических образцов. Положение Дюпора в Опере как будто упрочивалось. В 1808 году вышла в свет поэма Жозефа Бершу «Танец, или Битва оперных богов». Автор вручал Дюпору пальму первенства за виртуозность. В предисловии к поэме говорилось: «Г-н Вестрис в течение тридцати лет блистает на лирической сцене, и его превосходство, которое за все это время ни разу не оспаривалось, заслужило ему титул бога танца. Но следует знать, что с каждым веком приходит новый феномен этого жанра, и бесконечно будет один бог изгонять другого. Г-н Дюпор уже оставил далеко позади танцовщика, который, казалось, достиг совершенства и которого считали непревзойденным». В поэме описывалось, как утомленному Вестрису являлся «лучезарный юнец», чьи движения «проворны, словно мысль, а грациозные жесты и чарующие па удивляют взгляды и полонят сердца».

Категория: История балета | Добавил: sasha-dance (16.10.2012)
Просмотров: 1476 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  •  
  • Программы для всех
  • Лучшие сайты Рунета