Среда, 12.12.2018, 09:27 Приветствую Вас Гость | RSS
Композиция
и
постановка танца
Меню сайта
Статьи по разделам
Балетмейстеры [184]
Биография, основные этапы творчества и произведения


Ж.Ж.Новерр"Письма о танце" [18]
Полная версия книги Новерра представленная отдельно каждым письмом


И.Сироткина "Культура танца и психология движения" [2]
Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ТАНЦА [0]
Методические указания к спецкурсу «Основы танцевально-экспрессивного тренинга»


Режиссура танца [62]
Теоретические и научные статьи и методики.


Драматургия танца [37]
Теоретические и методические материалы и статьи по данной теме.


Туано Арбо [3]
ОПИСАНИЕ ОРКЕЗОГРАФИИ


Научные статьи [131]
Всевозможные и собственные статьи, а также курсовые и дипломные работы студентов, надиктовыные им в качестве научного руководителя.


Танцевальный симфонизм [18]
Все материалы посвящённые танцевальному симфонизму.


Реформаторы Балета [36]
Имена и их биографии


История балета [108]
Интересные статьи по истории балеты.


В. А. Теляковский - "Воспоминания" [14]
Теляковский. Воспоминания.


Тамара Карсавина "Воспоминания" [17]
Т.КАРСАВИНА "ВОСПОМИНАНИЯ"


Леонид Якобсон [15]
Всё о Якобсоне


Польcкие танцы [13]
Описание и видео-фрагменты Польских танцев


Венгерский танец [12]
Венгерские танцы -описание и видеофрагменты


Ирландский танец [7]
Ирландский танец видео и описание


Армянский танец [6]
Армянский танец описание и видео


Танцы народов прибалтики [9]
Прибалтийские народные танцы


Видео [53]

Музыка [14]
Музыкальные материалы для этюдов и танцев


Исполнители [147]
Раздел посвящён легендарным исполнителем танцевального искусства


Интевью с Баланчиным [10]
Великолепная статья Соломона Волкова в виде интервью с Джоржем Баланчины о Петербурге, о Стравинском и Чайковском


Композиторы [68]
Биографии и интерересные статьи о композиторах


Классический танец [8]
Материалы по классическому танцу: методика и интересные статьи


Либретто балетных спектаклей [101]
В данной категории содержаться основные либретто балетных спектаклей различных времён и различных балетмейстеров


Ранние формы танца [11]
История зарождения первых танцевальных форм


Jazz & Modern Dance [15]
Техника современных танцевальных течений


Танцы Народов Мира [12]
Все народности и этносы


Русский танец [24]
Всё по русскому танцу


Испанский танец [17]
Всё о танцах Испании


Музыкальная драматургия. [33]
Методические и теоретические материалы по музыке и музыкальной драматургии.


Еврейские танцы [9]
материалы по истории и еврейских танцев


Художники [18]
Биография и творчество художников


Выдающиеся педагоги [57]
Биография известных педагогов танца


Фёдор Лопухов [13]
Фёдор Лопухов


Азербаджанский танец [3]
Всё об Азербаджанском танце


Борис Эйфман [10]
Всё о творчестве Эйфмана


Институт Культуры и Искусств [7]
правила приёма


Историко-бытовой танец [3]
ВСЁ О ИСТОРИКО-БЫТОВЫХ ТАНЦАХ


Чукотский танцевальный фольклор [4]
Чукотский танцевальный фольклор


Русский хоровод [12]
Всё о русском хороводе


Каталог статей


Главная » Статьи » История балета

Кратко о танцах 15 века
 Кратко о танцах 15 века


1. Танец в контексте эпохи.

 

Развитие экономики, науки, культуры обозначили 15 век как переходной этап из Средневековья в эпоху Ренессанс. Каждая европейская страна развивалась по-своему, и если в Италии уже началось Возрождение, то остальные страны жили ещё в Средневековье. 
Тем не менее, общество менялось. Разница между социальными классами становилась более ощутимой и выражалась не только в материальном плане, но и в поведении, образовании, культуре. Эта разница начала проявляться и в танцах.
Если раньше танцы были одинаковыми для всех слоёв общества, то в 15 веке наряду с традиционными танцами, рождёнными в народе, и театральными морисками начали появляться придворные постановочные танцы. Зарождалась хореография.
Тяжелые костюмы с длинными шлейфами, маленькие замковые залы не позволяли танцевать народные танцы. Да и сами танцы были не столько проявлением веселья, сколько возможностью «показать себя», свои манеры, свой статус.

 

15centНовым явлением стало появление мастеров танца – хореографов, которые придумывали танцы и обучали им придворных. Благодаря таким мастерам сегодня мы имеем несколько танцевальных трактатов с музыкой, схемами и описанием танцев – то, чего современным реконструкторам танца так не хватает для воссоздания танцев Средневековья. Такое наследие оставили Франция и Италия. Судя по имеющимся источникам, постановочный танец впервые возник во Франции ещё в 14 веке под названием «бассданс» - низкий танец.
Со временем, постановочные танцы становились неотъемлемой частью любого торжества, где знатной семье нужно было показать свой достаток и культурный уровень. Хореографов нанимали как учителей танцев, организаторов и распорядителей празднеств, постановщиков спектаклей, актёрами которых являлись сами дворяне.

 

2. Основные источники по танцам 15 века.

 

Основополагающими источниками по танцам 15 века являются уже не рисунки-маргиналы на полях романов и упоминание танцев в литературе, а французские и итальянские танцевальные манускрипты.
Сохранилось четыре манускрипта, описывающие бургундские бассдансы, два из которых более ранние, датируемые 1480-1500 известны под названиями Брюссельский манускрипт и книга Мишеля Тулуза. Два более поздних – это труд Модерни «Манера исполнения бассданса» и английский перевод с французского Роберта Коупленда. Бургундская скоропись, в которой буквы, обозначающие шаги, помещались под соответствующими нотами танцевальной мелодии, позволяет легко определить, какому шагу соответствует та или иная нота, поэтому проблемы в реконструкции бассдансов возникают только в реконструкции некоторых шагов, которые описаны недостаточно детально.
Ранние труды отличаются от более поздних разными названиями шага: дэмарш (demarche) и реприз (repris). Кроме того, труд Модерни отличный по стилю написания и набору шагов (мезур). 
Италия подарила миру троих известнейших хореографов, которые оставили после себя наследие в виде нескольких танцевальных трактатов. Не имеет сомнения, что и в Италии, и в других странах работало множество талантливых мастеров танца, часто аристократы сами придумывали танцы, но труды только некоторых хореографов сохранились до наших дней.
Первым известным танцместером является Доменико из Пьяченсы, который в 1450 году издал книгу «Об искусстве прыгать и плясать», где не только записал схемы, но ещё и вел рассуждения о теории и эстетике танца. Его ученики использовали труд Доменико в качестве модели. Поэт и общественный деятель Антонио Корнозано, в 1455 году (сохранившееся переиздание 1465 г.) написал «Книгу об искусстве танца», а другой ученик маэстро Доменико – хореограф Джузеппе Эбрео (после крещения Джованни Амброзио) стал автором семи версий известного танцевального трактата «О практике и искусстве танца». 
Авторство танцев принадлежит как самим составителям трактатов, так и другим хореографам. Трактаты подробно описывают манеры поведения в бальной зале, имеют некоторые биографические события из жизни авторов.

 

3. Особенности танца 15 века.

 

Итальянские танцы отличались от французских не только значительно большим разнообразием шагов, но и манерой исполнения, вычурностью движений. 
Термин «мезура» в контексте бургундских бассдансов обозначал определённую последовательность шагов. Если в схеме танца она не соблюдалась, то такой бассданс назывался «нестандартным».
Основные шаги бургундских бассдансов: 
• Одинарный (шаг одной ногой и приставить, поднимаясь на полупальцы);
• Двойной (три равных шага и приставить, поднимаясь на полупальцы);
• Бранль (покачивающееся движение с поворотом корпуса сначала в одну сторону, затем на другую);  
• Реприза либо демарш (по одной из реконструкций – двойной шаг назад); 
• Реверанс (поклон, исполняется на согнутых коленях с одной ногой позади другой).
В итальянской хореографии «мезура» обозначала не набор шагов, а музыкальный размер, скорость исполнения шагов. Известны четыре мезуры: размер бассданса, квадренарии, сальтарелло и пивы. В Италии существовали отдельные танцы под названием бассданс (очень медленный, часто прецессионный), сальтарелло (намного быстрее) и пива (быстрый крестьянский танец). На размер квадренарии отдельного танца не было, так как он пришел в Италию из Германии, но квадренария использовалась вместе с другими размерами в новом типе танца под названием балло.
Балло – это итальянский танец, в котором сочетаются разные размеры, ритмы. Одинаковые шаги могут исполняться во всех четырёх мезурах по очереди, с разной скоростью. Например, балло "Coloness” начинается в ритме сальтарелло, затем следует квадренария, пива и в конце несколько тактов в размере бассданса.
Основные шаги итальянских танцев:
• Семпио (одинарный шаг); 
• Доппио (шаг на полную стопу, два шага на полупальцах и приставить).
• Репреза (длинный шаг в сторону одной ногой, затем присоединить вторую);
• Континенца (маленький  шаг в сторону и приставить вторую ногу);
• Риверенца (поклон, исполняется, касаясь либо почти касаясь левым коленом пола); 
• Сальтарелло (вариация доппио с прыжком).
В итальянских танцах используются также различные движения: мовименто, вольта тондо, меццо вольта и другие. 
Постановочные танцы могли быть на одну пару, тройку, несколько пар и танцевались различными формациями.
Исполняя танцы 15 века, дамы, хоть и щеголяли изысканными нарядами,  проявляли скромность. Они не могли приглашать на танец кавалера, танцевали, скромно опустив глаза, изредка поглядывая на кавалера. В то время, когда кавалер, не должен был забывать смотреть на даму. 
Контакты в танцах ограничивались касанием рук, а иногда – только пальцев рук.

 

Подготовила Наталия Довгопол


Категория: История балета | Добавил: sasha-dance (24.04.2011)
Просмотров: 4075 | Рейтинг: 3.0/2 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  •  
  • Программы для всех
  • Лучшие сайты Рунета