Вторник, 23.05.2017, 19:49 Приветствую Вас Гость | RSS
Композиция
и
постановка танца
Меню сайта
Статьи по разделам
Балетмейстеры [183]
Биография, основные этапы творчества и произведения


Ж.Ж.Новерр"Письма о танце" [18]
Полная версия книги Новерра представленная отдельно каждым письмом


И.Сироткина "Культура танца и психология движения" [2]
Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ТАНЦА [0]
Методические указания к спецкурсу «Основы танцевально-экспрессивного тренинга»


Режиссура танца [62]
Теоретические и научные статьи и методики.


Драматургия танца [37]
Теоретические и методические материалы и статьи по данной теме.


Туано Арбо [3]
ОПИСАНИЕ ОРКЕЗОГРАФИИ


Научные статьи [131]
Всевозможные и собственные статьи, а также курсовые и дипломные работы студентов, надиктовыные им в качестве научного руководителя.


Танцевальный симфонизм [18]
Все материалы посвящённые танцевальному симфонизму.


Реформаторы Балета [36]
Имена и их биографии


История балета [107]
Интересные статьи по истории балеты.


В. А. Теляковский - "Воспоминания" [14]
Теляковский. Воспоминания.


Тамара Карсавина "Воспоминания" [17]
Т.КАРСАВИНА "ВОСПОМИНАНИЯ"


Леонид Якобсон [15]
Всё о Якобсоне


Польcкие танцы [13]
Описание и видео-фрагменты Польских танцев


Венгерский танец [12]
Венгерские танцы -описание и видеофрагменты


Ирландский танец [7]
Ирландский танец видео и описание


Армянский танец [6]
Армянский танец описание и видео


Танцы народов прибалтики [9]
Прибалтийские народные танцы


Видео [53]

Музыка [14]
Музыкальные материалы для этюдов и танцев


Исполнители [147]
Раздел посвящён легендарным исполнителем танцевального искусства


Интевью с Баланчиным [10]
Великолепная статья Соломона Волкова в виде интервью с Джоржем Баланчины о Петербурге, о Стравинском и Чайковском


Композиторы [68]
Биографии и интерересные статьи о композиторах


Классический танец [8]
Материалы по классическому танцу: методика и интересные статьи


Либретто балетных спектаклей [101]
В данной категории содержаться основные либретто балетных спектаклей различных времён и различных балетмейстеров


Ранние формы танца [11]
История зарождения первых танцевальных форм


Jazz & Modern Dance [15]
Техника современных танцевальных течений


Танцы Народов Мира [12]
Все народности и этносы


Русский танец [24]
Всё по русскому танцу


Испанский танец [17]
Всё о танцах Испании


Музыкальная драматургия. [33]
Методические и теоретические материалы по музыке и музыкальной драматургии.


Еврейские танцы [9]
материалы по истории и еврейских танцев


Художники [18]
Биография и творчество художников


Выдающиеся педагоги [57]
Биография известных педагогов танца


Фёдор Лопухов [13]
Фёдор Лопухов


Азербаджанский танец [3]
Всё об Азербаджанском танце


Борис Эйфман [10]
Всё о творчестве Эйфмана


Институт Культуры и Искусств [7]
правила приёма


Историко-бытовой танец [3]
ВСЁ О ИСТОРИКО-БЫТОВЫХ ТАНЦАХ


Чукотский танцевальный фольклор [4]
Чукотский танцевальный фольклор


Русский хоровод [12]
Всё о русском хороводе


Каталог статей


Главная » Статьи » История балета

ЗАГАДКА ДЮПОРА-ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ОБНОВКИ
ЗАГАДКА ДЮПОРА
История балета - История балетного исскуства
 

В 1803 году на очередном представлении «Психеи» Гарделя внезапно заболел танцовщик Сент-Аман, исполнитель роли Зефира. Роль передали Луи-Антуану Дюпору. Факт, отмеченный современниками и историками, положил начало блестящей карьере Дюпора. Но до сих пор многое остается неясным в биографии танцовщика. Неизвестен, например, точный год рождения Дюпора. В похоронном свидетельстве, помеченном 19 октября 1853 года и найденном Гестом в парижских «Архивах Сены», сказано, что Дюпор умер семидесяти лет от роду. Однако некролог, помещенный в «Альманахе литературы, театра и изящных искусств» за 1854 год, сообщает, что Дюпор скончался семидесяти двух лет. Сам Дюпор, когда женился в 1812 году на шестнадцатилетней танцовщице Терезе Ныоман, указал 1786 год годом своего рождения. Но он мог сделать это, чтобы сократить разницу лет. Точная дата пролила бы свет на загадку ранней юности Дюпора. Загадка всплыла сравнительно недавно. Американская исследовательница Лилиан Мор, автор превосходной работы «Тайна Дюпора», установила, что в 1790 году в Америку приехал из революционной Франции некий Пьер-Ландрен Дюпор. Рекомендуя себя как учителя танцев «детей Марии-Антуанетты», он возглавил труппу, выступавшую в Филадельфии, Бостоне, Балтиморе и других городах. Одной из главных приманок его спектаклей были танцы девятилетнего Луи Дюпора, который приходился ему племянником или был усыновлен. Мальчик выступал в деми-характерном жанре, а также как скрипач. В его репертуаре числились танцы «Садовник-шалун», «Пастух», «Арлекин», «Дикарь» - словом, большой набор номеров гротескного амплуа. Например, в январе 1792 года Луи Дюпор исполнял «испанские танцы с вариациями, одновременно играя на скрипке, и в соответствующем характеру костюме». В 1793 году двенадцатилетний мальчик перешел, а может быть сбежал, в труппу танцовщиков, акробатов и мимов. Ее содержал другой французский эмигрант, Александр Пласид, который в начале 1780-х годов возглавлял парижский «Театр великих танцоров короля». У Пласида Луи Дюпор исполнял номера «Большое фанданго с кастаньетами», «Арлекин-пирожник», «Матросский танец» и другие, опять-таки типичные для репертуара гротескных трупп. С октября 1793 года его имя не появлялось на афишах, но возникло вновь в конце апреля следующего года. Как раз тогда «Альманах парижских зрелищ», охвативший период до 26 февраля 1794 года, сообщал, что учениками служащего в Опере Жан-Батиста-Франсуа Деге числятся Луи-Антуан Дюпор и его сестра Мари-Аделаида. Родителями их были скульптор Жозеф-Робер Дюпор и его жена Мари Дессейль. «Трудно предположить, чтобы тринадцатилетний мальчик мог совершить длинное путешествие во Францию (на что требовалось от шести до восьми недель), соединиться со своей настоящей семьей, поступить в парижскую школу, пробыть там несколько месяцев, а затем вернуться в Америку, чтобы пристать к труппе относительных чужаков», - писала Лилиан Мор. Все же такая возможность не исключена. Действительно, если «американский» Луи Дюпор проявил самостоятельность, сбежав от приемного отца, то почему бы ему не отважиться и на поездку во Францию? К странствиям он привык с детства. Но прямых свидетельств единства двух Дюпоров добыть не удалось. В августе 1795 года Луи Дюпор значился на афишах труппы Пласида в Чарлстоне. На премьере оперы Гретри «Каирский караван» он исполнил «характерный танец». Девятью годами позже Луи-Антуан Дюпор стяжал такой успех в парижской постановке этой оперы, что ее давали специально ради него. «Мне пришлось рассчитывать на Дюпора в пятницу. Потому я включил в спектакль на этот день "Караван", в котором он доставляет такое удовольствие», - цитирует Мор письмо директора Оперы Боне. В августе 1796 года Луи Дюпор последний раз фигурировал на афише труппы Пласида. После этого всякие упоминания о нем в США кончились. Весной 1797 года Луи-Антуан Дюпор был назван в парижском «Курье де спектакль» среди участников балета Максимилиана Гарделя «Первый мореплаватель». Чтобы покончить с тайной Дюпоров, следует привести еще два косвенных доказательства их тождества. «В 1804 году, когда Луи-Антуан Дюпор находился на вершине своей славы, - сообщила Мор, - анонимный критик, сторонник Огюста Вестриса в знаменитом соперничестве, опубликовал яростно атакующий Дюпора памфлет, озаглавленный "Мнение завсегдатая Императорской академии музыки по делу г-на Дюпора". Среди прочего он упрекал юного танцовщика в недостатке выучки. В ответном памфлете Дюпор писал: "Не скажу ничего о шутке по поводу моей двухлетней выучки и девяти месяцев славы: только господину Анониму может показаться, будто стремительный прогресс не почтенен"». Дюпор не отрицал краткости своего обучения. Дюпор вообще промолчал, когда через год критик «Жур-наль де деба» ядовито связал его имя с именем Пласида. Виртуозный танец Дюпора и восторги зрителей заставили этого критика кисло заметить: «Танцовщик, уважающий свое искусство, не станет состязаться с прыгунами... Форь-озо, а до него Пласид проделывали такие трюки, что самый смелый танцовщик Оперы дрогнул бы перед ними. И все-таки Пласид и Форьозо никогда не числились "артистами". Они всегда слыли прыгунами, балаганными шутами, потешающими ярмарочную толпу. Их танец не считается художественным». Имена эти звучали почти компрометантно и приводились явно в укор юному виртуозу.
 
ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ОБНОВКИ
Европейская слава Дюпора вспыхнула невзначай и, в общем-то, не сразу. Около шести лет он пробыл в Париже, ища повода для самоутверждения. Вероятно, это объяснялось тем, что пришельцу со стороны нелегко было добиться признания в сильной но мужскому составу труппе. Особенно трудно потому, что его манера танца так или иначе отличалась от академической манеры парижской труппы. Возможно, ему пришлось серьезно поработать, искореняя кое-какие навыки, шлифуя и подгоняя свой танец под правила школы Вестрисов и Гарделей. Порой ему словно бы изменяла настойчивость, и тогда он искал прибежища на подмостках бульварных театров. В 1800 году он и его сестра, выступавшая под именем Минетт Дюпор, работали в театре «Гете», где балетмейстером был тогда Эжен Гюс. 20 августа того же года Дюпоры танцевали на премьере балета Луп Милона «Пигмалион» в театре «Амбигю-комик». Брат исполнял роль Амура Постоянного, сестра - Амура Непостоянного. Действие строилось на их взаимной борьбе за сердца пастушек и пастухов, из которой победителем выходил Амур, сражавшийся за постоянство в любви. В 1801 году имена Минетт и Луи Дюпора появились на афише Оперы. В балете Милона «Свадьба Гамаша» оба значились среди солистов - исполнителей крестьянского танца. Когда Дюпору удалось утвердить свое положение в Опере, он сделался своеволен. Им восхищались, но его упрекали за склонность к чрезмерным окладам и за то, что он разрушал своими танцами нормы хорошего вкуса. Дюпор энергично оправдывался. В письме к редактору «Журналь де деба» он сетовал на «обидные слухи» и утверждал, что довольствуется вполне скромным жалованьем. В упомянутом ответе Анониму он отстаивал права новаторства. На практике он продолжал сочинять собственные танцы для освященных временем ролей и вводил туда приемы новейшей виртуозности. Он опирался на поддержку публики, а часто и критики. «Грация, проворство, уверенность и тур де форсы Дюпора возбудили всеобщий восторг, превосходящий обычные аплодисменты», - свидетельствовал в июле 1804 года критик «Меркюр де Франс». Жоффруа, обычно не слишком покладистый насчет новшеств, теперь возмущался дирекцией Оперы: «Говорят, будто ему безоговорочно запрещено вставлять новые па в исполняемые им балеты. Не знаю, имеют ли какое-то основание эти байки, и не хочу поверить, что благоразумная администрация Оперы способна предписать такому художнику, как Дюпор, условия столько же безрассудные, сколько несправедливые и оскорбительные». Жоффруа советовал не «надевать кандалы на ноги» таких танцовщиков и, намекая на Огюста Вестриса, заканчивал: «А если кое-кого заранее удручает слава, какую Дюпор может снискать счастливыми нововведениями, думаю, администрация не обязана считаться с подобного рода печалями, ибо такое проявление человечности с ее стороны казалось бы совсем неуместным». Через две недели Жоффруа полушутя, но поддержал Дюпора в споре с анонимным автором памфлета. «Мне кажутся безусловными все его рассуждения о том, как несправедливо запрещать танцовщику новые па, - писал критик. - Пустое пристрастие, несомненно, не удалит из Императорской академии музыки столь выдающуюся личность. Директор Оперы, более благоразумный, чем Агамемнон Гомера, остережется рассердить какой-нибудь обидой легконогого Ахилла, он побоится вынудить этого сына Терпсихоры удалиться в свой шатер и лишить Театр искусств такой опоры, как его ноги». С Ахиллом его сравнивали не случайно: в Опере репетировали балет Гарделя «Ахилл на Скиросе», где Дюпор исполнял главную роль. Премьера состоялась через два с половиной месяца. 18 декабря Кастиль-Блаз записал: «Пьеса и актер преуспели чудесно. Этот танцовщик и весьма одаренный мим скоро станет соперником Вестриса». Но как раз здесь о соперничестве не могло быть речи. Жоффруа недаром отметил, что «юность Дюпора, его сила, соединенная с детским обликом, устранили главное препятствие для успеха балета», подразумевая, что переодетый в женский костюм Дюпор не выглядел смешным. Между тем Огюст Вестрис не подошел бы для роли травести и в пору своих детских дебютов: мужественность тогда почиталась неотъемлемым качеством танцовщика, выступал ли он в благородном или в демихарактерном жанре. Теперь мужской и женский танец, уравниваясь до известной степени в правах, терял и кое-что из специфических качеств непосредственного прошлого, где вся пластическая система, вся выразительная тональность первого и второго контрастно противостояли. Скорее тут можно было вспомнить практику балета XVII века, когда мужчинам приходилось исполнять женские роли и, скажем, танцовщик Луи Летанг выступал переодетым фурией, феей или юной гречанкой. Техника новейшего танца уравнивалась, чтобы вскоре отчетливо разойтись в allegro. Там женщины поднялись на пальцы, а мужчины закрепили за собой высокие прыжки и длительные вращения, при том что основа балетного урока стала одинаковой для тех и других. Дюпор, резко поднявший виртуозность прыжка, еще сохранял силовую манеру танца, быть может, воспринятую у танцовщиков низового театра. Именно ученики академической школы довели до предела обтекаемую плавность движений, создавая иллюзию свободного парения в воздухе. В этом плане поучительно сравнить изображения двух танцовщиков. На одном, не аннотированном, представлен (как предполагает Уинтер) Луи Дюпор, на другом - его младший современник Антуан Поль. Оба - в коротких туниках и легких сандалиях. Только за спиной Дюпора, в ходе стремительного движения, развеваются концы завязанной через плечо ленты - как бы намечая мотыльковые крылья, которые появятся за плечами Поля. Дюпор стоит на высоких полупальцах правой ноги в позе арабеска. Его правая рука протянута вперед, левая согнута перед грудью. Тело крепко собрано, голова закинута, взгляд напряжен. Он с усилием отталкивается от пола, чтобы, распахнув руки, перейти на поднятую назад левую ногу и забросить себя туда порывистым посылом в прыжок jete entrelace. Поль запечатлен летящим в воздухе в прыжке soubresaut, сейчас числящемся в лексиконе женского классического танца. Контуры его фигуры, удерживающей почти горизонтальное направление полета, схвачены художником одной мягко-извилистой линией. Округло воздетая правая рука и слегка отведенная от плеча в сторону левая, чуть присогнутые колени и вытянутые стопы, наконец, мечтательно поднятый к небу взор - все создает образ незаметно взлетевшего и безусильно парящего существа. Дюпор явно демонстрирует игру натренированных мускулов. На теле Поля не проступает ни одной мышцы: он словно бы покоится в родной ему стихии. В конечном счете, такая, отрицающая силу виртуозность обернулась против ее адептов. В состязании на эфирность полета победили танцовщицы, надолго потеснив своих собратьев - танцовщиков. Овладевая секретами академического танца и ставя в нем новые рекорды, Дюпор не отказывался от гротескового амплуа. Жоффруа, рецензируя в 1804 году оперу «Панург», заметил, что лучшие певцы вынуждены были сдаться перед талантом Дюпора. «Новое па, исполненное им в тот день, доставило тем больше удовольствия, что оно считается запретным плодом», - писал критик. Судя по всему, сладость плода, слишком терпкого для Оперы, превысила запреты: 7 июня 1805 года Дюпор организовал дебют сестры, «протанцевав с нею и Луизой Тальони па "Испанские безумства", а также гавот Панурга в "Караване"».

Категория: История балета | Добавил: sasha-dance (16.10.2012)
Просмотров: 1542 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  •  
  • Программы для всех
  • Лучшие сайты Рунета