Воскресенье, 22.10.2017, 20:19 Приветствую Вас Гость | RSS
Композиция
и
постановка танца
Меню сайта
Статьи по разделам
Балетмейстеры [184]
Биография, основные этапы творчества и произведения


Ж.Ж.Новерр"Письма о танце" [18]
Полная версия книги Новерра представленная отдельно каждым письмом


И.Сироткина "Культура танца и психология движения" [2]
Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ТАНЦА [0]
Методические указания к спецкурсу «Основы танцевально-экспрессивного тренинга»


Режиссура танца [62]
Теоретические и научные статьи и методики.


Драматургия танца [37]
Теоретические и методические материалы и статьи по данной теме.


Туано Арбо [3]
ОПИСАНИЕ ОРКЕЗОГРАФИИ


Научные статьи [131]
Всевозможные и собственные статьи, а также курсовые и дипломные работы студентов, надиктовыные им в качестве научного руководителя.


Танцевальный симфонизм [18]
Все материалы посвящённые танцевальному симфонизму.


Реформаторы Балета [36]
Имена и их биографии


История балета [108]
Интересные статьи по истории балеты.


В. А. Теляковский - "Воспоминания" [14]
Теляковский. Воспоминания.


Тамара Карсавина "Воспоминания" [17]
Т.КАРСАВИНА "ВОСПОМИНАНИЯ"


Леонид Якобсон [15]
Всё о Якобсоне


Польcкие танцы [13]
Описание и видео-фрагменты Польских танцев


Венгерский танец [12]
Венгерские танцы -описание и видеофрагменты


Ирландский танец [7]
Ирландский танец видео и описание


Армянский танец [6]
Армянский танец описание и видео


Танцы народов прибалтики [9]
Прибалтийские народные танцы


Видео [53]

Музыка [14]
Музыкальные материалы для этюдов и танцев


Исполнители [147]
Раздел посвящён легендарным исполнителем танцевального искусства


Интевью с Баланчиным [10]
Великолепная статья Соломона Волкова в виде интервью с Джоржем Баланчины о Петербурге, о Стравинском и Чайковском


Композиторы [68]
Биографии и интерересные статьи о композиторах


Классический танец [8]
Материалы по классическому танцу: методика и интересные статьи


Либретто балетных спектаклей [101]
В данной категории содержаться основные либретто балетных спектаклей различных времён и различных балетмейстеров


Ранние формы танца [11]
История зарождения первых танцевальных форм


Jazz & Modern Dance [15]
Техника современных танцевальных течений


Танцы Народов Мира [12]
Все народности и этносы


Русский танец [24]
Всё по русскому танцу


Испанский танец [17]
Всё о танцах Испании


Музыкальная драматургия. [33]
Методические и теоретические материалы по музыке и музыкальной драматургии.


Еврейские танцы [9]
материалы по истории и еврейских танцев


Художники [18]
Биография и творчество художников


Выдающиеся педагоги [57]
Биография известных педагогов танца


Фёдор Лопухов [13]
Фёдор Лопухов


Азербаджанский танец [3]
Всё об Азербаджанском танце


Борис Эйфман [10]
Всё о творчестве Эйфмана


Институт Культуры и Искусств [7]
правила приёма


Историко-бытовой танец [3]
ВСЁ О ИСТОРИКО-БЫТОВЫХ ТАНЦАХ


Чукотский танцевальный фольклор [4]
Чукотский танцевальный фольклор


Русский хоровод [12]
Всё о русском хороводе


Каталог статей


Главная » Статьи » Танцевальный симфонизм

. Танцевальные жанры и балетные формы в музыкально-хореографическом искусстве XX века
Танцевальные жанры и балетные формы в музыкально-хореографическом искусстве XX века
 
Тема 11. Танцевальные жанры и хореографические формы в симфонической балетной драме И. Стравинского Характерные особенности симфонической балетной драмы – драматическая действенность сцены, историческая достоверность образов, естественность пластики. Замена многоактного балетного спектакля одноактным. Отказ от классической танцевальной сюиты и канонизированных малых форм. Обращение к симфонической и фортепианной музыке. Идея «раскрепощения композитора» («свободной» музыки). «Петрушка» М. Фокина, И. Стравинского, А. Бенуа при участии В. Нижинского (Петрушка) и Т. Карсавиной (Балерина) – вершина симфонической балетной драмы. Равноправие видов искусства – хореографии, драмы, живописи, музыки, их взаимодействие. «Петрушка» – балет «русского периода» творчества И. Стравинского. Становление нового самобытного языка: русская интонационная природа песенно-танцевального склада в сложном преломлении гармонии и ритмов XX века. Попевочный тематизм, свободный мет-роритм, остинатность, вариативное развитие, сложные контрапунктические соединения на основе мелодических, полигармонических, полиритмических приемов. Драматическое сопоставление сюжетной линии с городским ярмарочным фольклорным фоном. Симфоническое решение массовых сцен. Развитие тематических и тембровых характеристик персонажей. Своеобразие драматизации темы «кукла – человек, человек – кукла», от механической ритмики к мелодизму. Проникновение в хореографию достижений И. Стравинского – полигармонических и полиритмических методов симфонизма. Характерные особенности неформообразующих деталей музыки И. Стравинского: фо-низм оркестра (тембровый колорит, стереофония), характеристичность фактуры. Стереопро-странственность оркестра («Народные гуляния на масленой»), позволяющие передать много-составность народной массы. Масштабные уровни спектакля: уровень одноактного балета, уровень картины, уровень сцены (вбирает в себя уровень отдельного номера) Принципы организации музыкальной формы на различных масштабных уровнях балетного спектакля. Соответствие четырех картин балетного спектакля логике четырехчастного сонатно-симфонического цикла на высшем масштабном уровне (1 к. – экспозиция драмы, 2 к. – лирическая часть, 3 к. – скерцо, 4 к – массовый финал). Рондо – концентрическая форма. Организация музыкальной формы на уровне картины: 1 к. – сценическая трехчастность, отражающая крупную сценическую трехчастность всего балета; 2 к. – трехчастная форма с тематической репризой; З к. – гротесковое па-де-де с перестановкой разделов; 4 к. – рондо-концентрическая контрастно-составная форма, отражающая форму высшего уровня. Низший уровень (уровень сцены и одновременно отдельного номера) – классические инструментальные формы, выдержанные и модифицированные в условиях стиля И. Стравинского (тематическая множественность, полиструктурность). Инструментальная логика симфонической балетной драмы. Самостоятельность музыки на всех трех уровнях балетного спектакля (возможность концертного исполнения). Выход музыки на развитую драму через неформообразующие детали музыкального языка. Включение мимики и пантомимы в танец как средство приближения к драматической пьесе. «Жар-птица» – симфоническая балетная драма. Основополагающий принцип – контрастно-составной (контрастное чередование живописно-пластических образов). «Многоэпизод-ность», основанная на номерном принципе, противостояние потоку симфонического развития, сопоставление номеров на разных образно-стилистических уровнях. Качественно новое осмысление сюитного принципа. «Жар птица» – первый балет «русского периода» творчества И. Стравинского. Влияние русской школы, гармоний позднего Н.Римского-Корсакова, интонации русских народных плясок и песен, богатство и красочность инструментовки, сложность гармонического языка, увлечение инструментальными тембрами, введение лейттембров различных образов. Композиционные поиски балетмейстера. Другие балеты «русского периода» творчества И. Стравинского. «Весна священная» – общий музыкально-драматургический анализ; использование инструментальной импровизационное™ (разноголосицы) в сложных полигармонических и полиритмических комплексах. Наигрыши и попевки как формообразующий материал. Динамический накал музыки, выражение экстатической темы балета. Анализ новаторских приемов «Весны священной», определение сложного процесса разрастания и концентрации музыкальной ткани, ее соответствия полифонии обрядово-языческих массовых образов балета. «История солдата» – виртуозное сплетение скоморошьих наигрышей с современными танцевальными ритмами (танго, регтайм). Тема 12. Танцевальные жанры и хореографические формы в неоклассическом балете Понятие «неоклассицизм» в балете – поворот к подчеркнутой классической традиции, к сдержанности и строгости стиля наряду с глубоким и скрытым внутренним обновлением мелоса, ритма, гармонии, оркестровки, формы. Характерные черты неоклассического балета: · аллегоричность сюжетов, условность, объективированность их прочтения; · тяготение к малой форме; · контрастность, многоаспектность прообразов, их преломление через призму современного музыкального языка; · антиромантическая направленность. Неоклассицистский период творчества И. Стравинского. Ослабление русского национального начала. Античная мифология, библейские тексты, освоение приемов и средств европейской музыки периода барокко, старинной контрапунктической техники, мелодики итальянского бельканто. Проблемы стилизации и реконструкции – создание оригинальных произведений на основе различных историко-стилистических моделей. Балет с пением «Пульчинелла» (на темы Дж.Б. Перголези), «Поцелуй феи», «Орфей». «Пульчинелла» И. Стравинского – опора на небалетную музыку (Дж. Перголези). Ориентация на итальянский театр масок dell arte, показ эмоциональных состояний, импровизацион-ность, отсутствие характеристик персонажей, тяготение к бессюжетности, синтетичность балета. Возрождение классических форм академического балетного спектакля в неоклассических балетах И. Стравинского. Освобождение балета от сюжета и драмы («Аполлон Мусагет», «Агон» И.Стравинского – Дж. Баланчина). Танцевальные движения как зрительная аналогия музыке («Аполлон Мусагет», «Игра в карты», «Агон» Дж. Баланчина – И. Стравинского). Организация по принципам хореографии и музыки, опора на сюиту танцев. «Агон» – части балета в форме сюит старинных танцев (Прелюдия, Сарабанда, Гальярда, Кода; Простой бранль, Веселый бранль, Двойной бранль). «Аполлон Мусагет» – тяготение к законченности композиции, строгой выверенности всех деталей в их соотношении к целому, универсальность трактовки хореографической формы, структура балетной сюиты. «Осовременивание» традиции классико-романтического балета эпохи М Петипа. Множественность моделей неоклассицизма. Трагизм музыки. Утверждение практики хореографической интерпретации музыкальных произведений, не предназначенных для балетного театра (преимущественно симфоний) Неоклассические тенденции в австро-немецкой музыке 30-х годов XX века. П. Хиндемит – продолжатель традиций немецкого «академизированного романтизма» И. Брамса и М. Регера. Усиление роли полифонии, апелляция к старинному стилю эпохи барокко, сочетаемое с усложнением ладогармонического языка, усилением роли линеарного начала. Отказ от романтической патетики, выдвижение на первый план логики конструктивных процессов. «Достославнейшее видение» П.Хиндемита – структура из 11 картин (сложная последовательность сцен – эпизодов), отсутствие персонификации музыкальных характеристик и опоры на старую балетную традицию. Истоки музыкального стиля балета – песенная культура с присущими ей формами, старинная полифоническая музыка средних веков. Приемы модернизации музыки средних веков: современное ладогармоническое обогащение диатонической мелодии, полидиатоника. Неоклассические балеты мюзик-холльного направления, поставленные антрепризой С. Дягилева: «Насмешницы» по К. Гольдони, музыка Д. Скарлатти, «Волшебная лавка» Дж. Россини – О. Респиги, «Признание пастушки» Монтеклера в оркестровке Р. Казадезюса, «Нищие боги» Г. Генделя в оркестровке Т. Бичема, «Докучные» Ж. Орика, «Лани» Ф. Пуленка. Ремесленно-прикладной подход к интерпретации музыки, ее «осовременивание извне», стилистические смешения в пределах одного спектакля. «Докучные» Ж. Орика (1924 г.) на сюжет Ж.Б. Мольера – балет-буфф XX века. Возрождение традиции французского жанра комедийного балета. Опора на множественность моделей -классицистический балет, венский классический симфонизм, романтические балетные формы. Принцип стилизации. Жесткий, конструктивный композиторский подход к материалу. Драматургия балета – серия entree, типичных для французского балета XVII века, подвергнутых сквозному развитию, преодолению номерного членения. Ведущая роль ритма в музыке Ж. Орика. «Лани» Ф. Пуленка. Основа – неоклассические модели (романтический балет, французский балет XVII века). Сатирический комментарий на моду бессмысленных вечеринок XX века. Трансформация романтических образов в антиромантическую противоположность (в повседневно-бытовую мюзик-хольную обстановку). Структура балета – танцевальная сюита, состоящая из серии разнородных номеров, включающих вокальный элемент. Возрождение старинной формы балета с пением. Индивидуальный стиль композитора (мелодический рисунок, состоящий из отдельных попевок, терпкий гармонический язык, импульсивный ритм) как фактор преодоления эклектики. Неоклассические балеты 20-х годов: «Зефир и Флора» В. Дукельского, «Бал» В. Риетти, «Триумф Нептуна» Л. Бернерса, «Блудный сын» С. Прокофьева, «Кошка» A. Core, «Пастораль» Ж. Орика – номерные балеты, дивертисментные по драматургическому строению, опирающиеся на утвердившиеся танцевальные формы вальсов, вариаций. Хореографическая драматургия – включение элементов трюкачества и эксцентрики. Тема 13. Танцевальные жанры и хореографические формы в балетах композиторов-импрессионистов Особенности творчества импрессионистов: новый гармонический язык, широкий диапазон фактурных изысков, симфонический колорит изобразительных картин-настроений, новые оркестровые приемы в трансформации лейттем, непрерывность симфонического развития, уход от традиционных балетных форм в сторону свободной интерпретации образов музыкальной драматургии; тени, силуэты, размытые акварельные пейзажи, сжатие и разжатие динамической пружины от крещендо до диминуэндо, от кульминации к спаду, новые краски в инструментовке, увлечение фольклором Востока и Испании. «Дафнис и Хлоя» М. Равеля. Поэмная структура: нарастающие волны симфонического развития, смывающие грани номеров, расширение «пограничных» зон не только отдельного номера, но и целой картины. Симфонический принцип построения музыкальной драматургии балета. Лейтмотивы и их симфоническое развитие. Подчинение импрессионистских приемов строгому формообразующему началу. Музыкальный язык М. Равеля и хореография М. Фокина. Симфоническое творчество. М. Равеля. Использование жанровых особенностей испанской танцевальной музыки: малагуэньи, хабанеры, хоты. «Испанская рапсодия». Целостность музыкальной драматургии цикла, сквозное развитие лейтмотивов, особенности народной испанской музыки при сохранений сложности гармонического и метроритмического языка, а также импрессионистских приемов. «Вальс» – хореографическая поэма. Музыкально-драматургический анализ: использование мотивов штраусовских вальсов, разложение венского вальса на составные элементы и конструирование новой формы, мрачный колорит, трагизм послевоенной эпохи, драматургия тембров в инструментовке. «Болеро». Простота и ясность структуры, тембровая и динамическая прогрессия в повторном развитии одного и того же мелодического и метроритмического материала. Изучение партитуры. Анализ балетной музыки К. Дебюсси – «Ящик с игрушками», «Игры», симфоническая поэма «Послеполуденный отдых Фавна». Тема 14. Балетные формы в хореодраме ХХ века Приближение балетного спектакля к драматической пьесе. Утверждение хореодрамы в 30-50-х годах XX века в творчестве балетмейстеров Р. Захарова, Л. Лавровского. Продолжение традиций М. Фокина, А. Горского. Характерные особенности хореодрамы XX века: · литературная основа сюжета (В. Шекспир, А. Пушкин, А Чехов, Н. Гоголь); · танцевальная пантомима как основной вид хореографических движений; · индивидуализация хореографии и пластических портретов, их связь с сюжетом и актерской игрой; · действенность хореографии; · действенность кордебалета; · многоактность; · сюжетность заключительного дивертисмента. Организация пластических форм на основе структурного принципа драмы, его действие на всех масштабных уровнях балетного спектакля. Повышенная сценическая содержательность. Хореографический монолог (сцена «Джульетта одна» в балете «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева в постановке Л. Лавровского; балет «Спартак» А. Хачатуряна в постановке Ю. Григоровича – чередование 12 сцен и 9 монологов). Хореографический дуэт – диалог (сцены «Джульетта и Кормилица» №19; «Ромео у Патера Лоренцо», «Джульетта у Патера Лоренцо» №28,29). Хореографическое трио, массовая сцена и т.п. «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева – психологическая драма с индивидуальными портретами главных и побочных действующих лиц – Джульетты, Кормилицы, Меркуцио, Тибаль-да, Патера Лоренцо, с реалистической характеристикой ситуаций – «Приказ Герцога», «Ти-бальд бьется с Меркуцио», «Похороны Джульетты», с развитым фоновым планом – «Утренний танец», «Съезд гостей», Народный танец» и другие. Отказ от традиционной классической структуры и выдвижение контрастно-составной структуры, основанной на более дробном номерном принципе, на оригинальном осмыслении симфонических закономерностей музыки. Своеобразие драматургического метода С. Прокофьева – контрастное соединение дробных номеров на разных уровнях музыкального развития. Новая система образов, рождение новой сферы драматизма, взаимопроникновение противоборствующих образов в процессе интонационного развития, в сложных пересечениях основных линий музыкально-драматического действия. Проявление театрального видения композитора, его ощущение специфики музыки как пространственно-временного искусства: сближение контрастов, обострение противоречий, обнажение кульминации, глубокое проникновение в дух шекспировской трагедии, «освещение» ее с позиций современности. Использование традиций и новаторские тенденции в музыке балетов. Поиск органичного синтеза музыкальной и литературно-сценарной драматургии хореографического спектакля. Музыкальная композиция балета – 3 масштабных уровня: 1) весь многоактный балет; 2) один акт; 3) отдельная сцена – номер. Организация музыкально-хореографической композиции на высшем масштабном уровне – на основе закономерностей музыки. Высший масштабный уровень – 3-х частная «монументальная» музыкальная композиция: экспозиция (I акт, № 1-21), развивающая средняя часть (II акт, № 22-36), синтетическая реприза (III акт, № 37-50, кода (IV акт, № 51-52). Экспозиция – самостоятельность тематизма (№№ 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8 и т.д.). Развивающая часть – номера в характере развития, в том числе – мотивной разработки (№№ 19, 23, 26, 27 и др.). Разработочная трансформация темы из № 3 «Улица просыпается» в № 34 «Меркуцио умирает». Синтетическая реприза – возвращение тематизма I и II актов с более активной комбинаторикой (№ 37 Вступление, № 38 «Ромео и Джульетта», № 40 «Кормилица» и др.). Кода – повышенная концентрация прежнего тематизма («Тема смерти» из № 44 «У Лоренцо», «Тема любви» из № 39 «Прощание перед разлукой», «тема вражды» из № 6 «Бой»). Тональная замкнутость (C-dur). Организация балетного спектакля на уровне акта – на основе закономерностей музыки и сценической драмы. I акт – полирефренное рондо Музыкальные формы на низшем уровне (сцен-номеров) определяются сценически-хореографической логикой 52 номера – сцены – комбинаторный, составной характер строения, тяготение к структурам сквозного типа. Элементы сквозной формы – расширение экспозиционных зон, добавление новых разделов, введение код с контрастным тематизмом, пропуск реприз, тональная и гармоническая разомкнутость. (3-х частная репризная с новой темой в коде, – № 2 «Ромео», трехчастная репризная с двумя темами в коде, тонально разомкнутая -№ 12 «Маски», рондо с эллипсисом последнего рефрена и кодой на новом материале, тонально разомкнутая – № 47 «Джульетта одна» и др.) Тяготение к сквозным музыкальным структурам и принципы хореографии, основанные на неповторяемости рисунка движений даже при повторах и репризах в музыке. Воплощение драматургии В. Шекспира на советской балетной сцене – новая эпоха в развитии хореографии. Сопоставление условности театра В.Шекспира и балетного театра, драматургических законов балетной музыки и поэтики В. Шекспира. Общие характерные черты: социальная глубина, тонкость психологического анализа художественных образов, рассмотрение глобальных, общечеловеческих конфликтов в определенной жизненно-конкретной обстановке. Особенности музыкального языка: широкий мелодизм и ясный гармонический язык любовной лирики, трагизм и сложная гармоническая основа траурных шествий, острая диссо-нантность в образах средневековья и драматургических кульминациях. Рождение многоплановой драматургии пластических движений, обогащение балетных форм: портреты-монологи, портреты-диалоги. Тема 15. Обновление и переосмысление традиционных балетных форм в творчестве советских композиторов Основные структуры балетов, сложившиеся к началу XX века и предопределившие становление и развитие музыкальной драматургии советского балета: · классическая структура, характерная для творчества П. Чайковского и А. Глазунова (большой трехактный спектакль романтического склада с симфонизированными масштабными завершенными традиционными балетными формами); · поэмная структура, намеченная А. Глазуновым во «Временах года» и утвердившаяся в творчестве М. Равеля (свободный тип музыкального спектакля со сквозным симфоническим развитием, размывающим грани номеров); впоследствии закрепилась в одноактных балетных миниатюрах, поставленных на несценическую симфоническую музыку; · контрастно-составная структура, противостоящая романтическому типу спектакля («многоэпизодный» одноактный балет, провозвестником которого является балетная музыка И. Стравинского). Структуры музыкальной драматургии и сценарный план балета: классическая структура – доминирование сюжетного развития с завершающими пышными дивертисментными сюитами. Поэмная структура – ослабление мотивировки действия или ее отсутствие (рождение бессюжетного балета); контрастно-составная структура. Богатство идей и образов; появление новых тем – темы освободительной борьбы, исторической темы (Р. Глиэр «Красный мак», Б. Асафьев «Пламя Парижа», К. Караев «Тропою грома»). Разнообразие жанров: трагедия «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, народное сказание «Каменный цветок» С. Прокофьева, поэма «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева, героическая эпопея «Спартак» А. Хачатуряна, народная драма «Лауренсия» А. Крейна, психологическая современная драма «Гаянэ» А. Хачатуряна. Стремление к широкому охвату жизни, показу разных её сторон. Взаимообогащение жанров: сочетание героики с лирикой и драмой («Спартак», «Пламя Парижа»), поэмности с жанрово-бытовыми чертами («Бахчисарайский фонтан», «Медный всадник»), эпичности и лирики («Каменный цветок», «Семь красавиц»). Обновление и переосмысление традиционных балетных форм. Зависимость их трактовку от жанра произведения. Ведущее значение народно-массовых сцен в балетах героического жанра. Преобладание форм ансамбля и монолога в лирико-драматических балетах. Различные функции сюитных форм в балетах разных жанров: действенность сюит в балетах народно-эпического жанра; жанрово-бытовой, «фоновый11 характер сюит в балетах-драмах. Новое в трактовке формы балетного адажио; наполнение дуэтных сцеп конфликтным содержанием, создание дуэтов -разногласий (дуэт Марии и Заремы из 3 д. «Бахчисарайского фонтана», дуэт Катерины и Северьяна из 5 картины «Каменного цветка»). Изменение роли танцевального монолога. Тип монолога с «хором» (кордебалетом). Интонационный конфликт – один из важнейших принципов развития драматургии в советской балетной музыке. Типы интонационного конфликта. Ведущий принцип формирования балета в целом – сочетание законченных, замкнутых номеров с непрерывным развитием музыки, т.е. сочетание «номерной» структуры со сквозным развитием. Тема 16. Танцевальные жанры и балетные формы в балетах советских композиторов (20 – 40-е годы ХХ века) Традиции и новаторские тенденции в музыке балетов. Поиск органичного синтеза музыкальной и литературно-сценарной драматургии хореографического спектакля. Первое послереволюционное десятилетие – попытка приспособить музыку ранее созданных балетов к «революционному» содержанию новых сценариев, подступы советских композиторов к реализации концепции монументального публицистического зрелища. Ранние балеты С. Прокофьева 20-30-х г.: «Сказка о шуте». «Блудный сын». «Стальной скок». «На Днепре». Стихия фольклора в виде плясовых песенно-частушечных мотивов, народный юмор, гротеск, скерцозность, капризная ритмика, конструктивистские элементы, смелые диссонантные гармонии, непрерывность звучания музыкальной ткани как предпосылка для выявления жанровой определенности музыкальной драматургии балетов. «Сказка о шуте» – лубок. «Стальной скок» – плакат. «Блудный сын» – притча. «На Днепре» – мелодрама. Влияние музыкального языка С. Прокофьева на хореографию и режиссуру балетных спектаклей: кинематографичность и последовательность эпизодов, новые формы хореографических характеристик, емкость и динамичность формы одноактного спектакля. Изучение изменений, внесенных хореографами в авторские партитуры балетов композиторов-классиков (А. Адан «Жизель», П. Чайковский «Лебединое озеро» и др.). Влияние принципов симфонического развития, широко отраженных в творчестве П. Чайковского и А. Глазунова, и лучших традиций инструментальной музыки на балетную музыку советских композиторов. «Красный мак» Р. Глиэра (1927 г.) – использование традиционных музыкальных форм адажио и вариаций, введение элементов новаторства в партитуру балета; оригинальные танцевальные эпизоды, позволившие «вывести» на сцену современные персонажи (музыкальные портреты советских моряков, китайских кули); превращение песни «Яблочко» в яркую симфоническую картину; интонации современного музыкального быта, оригинальность и своеобразие оркестровки. 30-е годы – традиционные танцевальные сюитные формы музыки, эклектичность принципов музыкально-драматургического развития и революционная, героико-патриотическая тематика балетов Р. Глиэра и Б. Асафьева. Первые крупные достижения советских композиторов, наметившие перспективные творческие тенденции в области становления и развития музыки советского хореографического спектакля. Характерные особенности балетного искусства 20-40-х годов: · идейно-тематическое, жанровое обогащение музыки балетов, формирование новыхобразов сценарной и музыкальной драматургии на материале истории и современности. · широкая разработка новаторского принципа идейно-образных антитез с поляризациейсфер; · интонационное обновление тематизмом песенно-революционного и национальногофольклора в рамках традиционных танцевально-музыкальных форм классического спектакля; · переосмысление музыкальных форм классической структуры по линии сюжетной оправданности. «Пламя Парижа» Б. Асафьева (1932 г.). Основные музыкально-драматургические линии балета и принцип контрастных интонационных антитез, постановка проблем историзма в балетной музыке, реставрация и монтаж музыкальных документов прошлого, созвучных современности. Революционно-песенный пласт – основа музыкального развития развернутых сцен, кульминаций. Обращение к национальному фольклору, насыщение музыки классического танца народно-песенными элементами. «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева (1934 г.). Применение принципа поляризации интонационной драматургии, контрастного сопоставления противоположных сфер, введение развернутых интонационных характеристик, разветвленной системы лейттем, национальный колорит музыки (цитирование, стилизация, создание оригинальной музыки в духе народной), подчеркивающий контрастность антитез и остроту конфликта. Балеты Д. Шостаковича «Золотой век» (1930 г.), «Болт» (1931 г.), «Светлый ручей» (1935 г.) – попытка коренного обновления музыки балета на современном материале, характерные новаторские черты: острый гротеск (основной метод), плакатная политическая сатира, яркое интонационное обновление – насыщение действия музыкой спортивных аттракционов, мюзик-холла и джаза. Несоответствие примитивного либретто хлесткой и оригинальной музыке. Калейдоскопическая смена контрастных эпизодов-кадров. Снижение «высоких» канонов большого романтического спектакля, яркий эксперимент в редком для хореографии сатирическом жанре. Основа балетов – танцевальные сюиты (спортивные, индустриальные, колхозные). Подлинное достижение Д. Шостаковича – создание музыкально-танцевальных характеристик, целой галереи ярких остросатирических портретов (бюрократа, лодыря-пьяницы, опереточной дивы и др.) и действенно-реалистических зарисовок. Стремление Д. Шостаковича строить драматургию балетов как «монтаж аттракционов», как сюиту контрастно сопоставленных друг с другом эпизодов. Тема 17. Основные тенденции развития советского балета второй половины ХХ века Ведущие тенденции развития советского балетного искусства второй половины XX века. Сближение литературы и музыки («Отелло» А. Мачавариани, «Много шума из ничего», «Любовью за любовь» Т. Хренникова, «легенда о любви» А. Меликова, «Анна Каренина» Р. Щедрина и др.), повышенный интерес к жанру сказочного балета («Семь красавиц» К. Караева, «Конек Горбунок» Р. Щедрина, «Чиполлино» А. Хачатуряна), воспевание героики прошлого («Спартак» А. Хачатуряна), воплощение образов современности («Тропою грома» К. Караева, «Ангара» А. Эшпая). Жанровое обновление балетных спектаклей. Усиление процесса диффузии жанров: в рамках одного балета – взаимодействие лирической и народной драмы («Тропою грома»), драмы и эпоса («Ярославна»), лирической поэмы и социальной драмы («Сотворение мира»). Две тенденции в музыкально-драматургическом развитии советских балетов второй половины XX века: 1) балеты в традициях балета-пьесы с последовательно разработанным сюжетом, интригой и развитыми характерами («Тропою грома» К. Караева, «Горянка» М. Каж-лаева); 2) балеты в духе возвышенной поэмы со слабо разработанным сюжетом и условно обобщенным бытовым планом («Берег надежды» А. Петрова, «Асель» В. Власова). Разработка нового стиля симфонизированного балета в рамках большого хореографического спектакля. Симфонизация балетных партитур – основной стимул эволюции балетной музыки 50 – 70-х годов. Формирование советской симфонической школы – Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Хачатурян, К. Караев, А. Мачавариани, Р. Щедрин, Б. Тищенко, С. Слонимский. Развитие традиций балетной музыки С. Прокофьева (портретные характеристики, развитая лейтмотивная техника) в балетах «Отелло» А. Мачавариани, «Спартак» А. Хачатуряна, «Легенда о любви» А. Меликова, в балетах А. Петрова, С. Слонимского, Б. Тищенко, Р. Щедрина. Усиление межжанровых связей в балетном искусстве. Возросшая роль вокально-инструментальных форм с тяготением к конкретизации образного содержания. Синтез музыки и слова, взаимопроникновение жанров симфонии и кантаты. Введение вокального начала в балетный спектакль как носителя основной идеи («Сотворение мира», «Икар» С. Слонимского, «Ярославна» Б. Тищенко, «Анна Каренина» Р. Щедрина). Различные уровни взаимопроникновения жанров – стилевой, формообразующий. Углубление метода контрастных антитез – контрастное сопоставление интонационных сфер и перерастание в конфликтное взаимодействие («Спартак» А. Хачатуряна, «Тропою грома» К. Караева, «Анна Каренина» Р. Щедрина). Интонационное обогащение музыкального языка балетов. Освоение новых пластов «фольклора» («Шурам» Ф. Яруллина, «Семь красавиц» К. Караева, «Сампо» Г. Синисало и др.). Методы интонационного обновления фольклора – от цитирования до симфонической разработки. Использование архаики – «Спартак» А. Хачатуряна, «Ярославна» Б. Тищенко. Обогащение форм балета. Усиление роли монолога. Расширение функций Adagio: углубление лирики дуэтов согласия («Спартак» А. Хачатуряна, «Отелло» А. Мачавариани, «Тропою грома» К. Караева, «Икар» С. Слонимского и др.), конфликтного содержания дуэтов разногласия («Спартак» А. Хачатуряна – Adagio Эгины и Спартака, «Тропою грома» К. Караева – дуэт Ленни и Сари, «Отелло» А. Мачавариани – финальный дуэт Отелло и Дездемоны), развитие дуэтов мнимого согласия («Тропою грома» К. Караева – дуэт Фани и Герта, «Анна Каренина» Р. Щедрина – финальный дуэт). Расширение роли сюит. Развитие типа действенной сюиты («Спартак» – третий акт, «Тропою грома» – третий акт). Усиление роли симфонических картин, связанных с характеристикой драматических событий (первая и вторая битвы в балете «Ярославна»). Обновление структур балетной музыки. Приверженность национального балета классической структуре. Сюитный принцип как ведущий («Гаянэ» А. Хачатуряна, «Калевипоэг» Э. Каппа, «Сакта свободы» А. Скултэ и др.). Обогащение традиционной модели приемами национального песенно-танцевального фольклора. Дальнейшее развитие контрастно-составной структуры. Продолжение традиций С. Прокофьева – выделение портрета – носителя основной «идеи-цели». Усиление номерного членения в архитектонике современного балета. Возрождение дробного принципа («Отелло» А. Мачавариани, «Легенда о любви» А. Меликова). Развитие поэмно-симфонической структуры, основанной на высоко развитой лейтмотивной системе и на создании широко развернутых симфонических построений. Принципы симфонического развития – «Ярославна» Б. Тищенко, «Прометей» Аристакесяна, «Анна Каренина» Р. Щедрина. Черты поэмности – балеты «Берег надежды» А. Петрова, «Ангара» А. Эшпая. Тема 18. Танцевальные жанры и балетные формы в музыке советских балетов второй половины ХХ века 50-е годы – попытки полного обновления содержания и структуры музыки советских балетов, эстетические принципы новаторской балетной музыки С. Прокофьева. Переосмысление им наследия русской балетной классики, обновление не только музыкального содержания и форм, но и музыкально-драматической модели балета. Синтез традиций и новаторства в балетном творчестве С. Прокофьева. Объемность и многогранность характеристик главных персонажей, главной темы. Яркая драматургия психологического рисунка образа. Сказочный лиризм и гротеск – основные драматургические принципы. «Золушка» С. Прокофьева – идея танцевального решения балета. Возрождение широко развернутых композиций, характерных для классического балета П. Чайковского – А. Глазунова (усиление роли Adagio и Pas cT action, вариаций и сюит.) Трактовка сюиты в новой манере – переосмысление эмоциональной и архитектонической функции в создании целостной музыкальной драматургии. Развитая система лейттем. Применение метода контрастных антитез. Разнообразие музыкальных форм, их обновление (метод вставки разных эпизодов на «демаркационной линии»). Дробность в слитном развитии – прокофьевский принцип, присущий его творческой манере. Новаторский метод формообразования – «сложение а не прорастание, наслоение извне, а не развитие изнутри». Трехфазная целостность в архитектонике балета. «Сказ о каменном цветке» С. Прокофьева – в жанре эпической драмы. Широко выписанные народные и эпические сцены. Тонкая манера стилизации в духе народной музыки. Особенность музыкальной драматургии – взаимодействие дивертисмента с лейтмотивной системой и «сопряжением» контрастно-составных номеров. Использование метода интонационных антитез. Взаимодействие ведущих лейттем – образов. Выдвижение новых балетных форм (расширение роли сольных танцев, усиление роли сцен – диалогов и др.) и следование классической традиции (конструктивная роль сюиты, трехчастная форма). Трехфазная архитектоника балета. Триада последних балетов С. Прокофьева: «Ромео и Джульетта», «Золушка», «Каменный цветок». Обращение к традиционным балетным формам и особенности их трактовки (сцена у балкона из балета «Ромео и Джульетта» – по-новому использованная форма па де де). Обращение к старинным танцам с целью воссоздания стиля эпохи. Приемы стилизации. Усложнение форм старинных танцев (Менуэт из балета «Ромео и Джульетта»). Различное воплощение балетных форм и танцевальных жанров в связи с разной жанровой направленностью последних балетов. Форма балетной вариации у С. Прокофьева, ее особая характеристичность. Музыкальный анализ балетных форм и танцевальных жанров в трех последних балетах композитора. Советские балеты второй половины XX века: «Гаянэ» и «Спартак» А. Хачатуряна; «Семь красавиц» и «Тропою грома» К. Караева; «Конек-Горбунок», «Анна Каренина» и «Чайка» Р. Щедрина; «Берег надежды» и «Сотворение мира» А. Петрова; «Икар». Ю. Слонимского. Яркий национальный колорит, использование новых современных выразительных средств, симфоническая разработка. Сочетание инструментальных и вокальных красок, широкое использование ударных инструментов и электроинструментов, прием коллажа, сложные полиритмические построения массовых сцен и ансамблей в сочетании с монологами-вариациями и дуэтами, политональные и гармонические сложности, нашедшие наиболее яркое проявление в музыке балетов Р. Щедрина, А. Петрова. «Гаянэ» А. Хачатуряна – лирико-эпическая социальная драма, взаимодействие классических традиций с национальными, насыщение их симфоническим развитием. Обращение к классической структуре балета. Воплощение разнообразной пластики народного танца. Воспроизведение характерных традиций и жанров древнего армянского искусства, передача их в специфическом стиле народного исполнения. Принципы симфонического развития. «Спартак» А. Хачатуряна. Претворение метода интонационных антитез, система лейтмотивов и «драматургия тембров», разрастание балетных форм в широкие драматургические композиции. Структура – поэмно-симфоническая (масштабное симфоническое развитие, «размывающее» грани номеров). Переосмысление классических балетных форм (монументальность, активная разработка формы балетной сцены, многообразное проявление формы балетного адажио; драматизация танцевальных жанров). Основное завоевание – выдвижение на первый план народно-массовых сцен и выдвижение на первый план жанра героической народно-социальной драмы. «Семь красавиц» Кара – Караева – лирико-драматическая поэма с социальным акцентом. Национальный колорит, симфоническое развитие образов. Драматургия – опора на две основные музыкальные сферы, их контрастное противопоставление друг другу. Творческое развитие метода интонационных антитез. Переключение главного конфликта в сферу любви. Возвышенный склад музыкального повествования, доминирующая роль поэмного начала. Развитие принципов классической структуры: использование дуэтов – adagio, обращение к сюите. Новаторство композитора – привнесение действенного начала в сюиту, в танцы -характеристики, в характеристики отрицательных героев. Основные принципы музыкальной драматургии – сочетание архитектонически-замкнутых построений со сквозным развитием, принцип звукоарок (перестановка – повтор номеров на дальних расстояниях в духе прокофьевской традиции). Проявление симфонического принципа мышления композитора: создание на основе ведущих лейттем балета поэтических обобщений большой эмоционально-смысловой выразительности. Синтез танцевального симфонизма с разнообразными формами азербайджанского фольклора. «Тропою грома» К. Караева – балет-пьеса. Воскрешение малоизвестного пласта африканской музыки в старинном и современном звучании. Объединение танцевальной пластики со звучанием ударного инструмента. Музыкально – драматургическая компози
Категория: Танцевальный симфонизм | Добавил: sasha-dance (28.12.2010)
Просмотров: 8479 | Рейтинг: 3.3/3 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  •  
  • Программы для всех
  • Лучшие сайты Рунета