Вторник, 12.12.2017, 22:54 Приветствую Вас Гость | RSS
Композиция
и
постановка танца
Меню сайта
Статьи по разделам
Балетмейстеры [184]
Биография, основные этапы творчества и произведения


Ж.Ж.Новерр"Письма о танце" [18]
Полная версия книги Новерра представленная отдельно каждым письмом


И.Сироткина "Культура танца и психология движения" [2]
Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ТАНЦА [0]
Методические указания к спецкурсу «Основы танцевально-экспрессивного тренинга»


Режиссура танца [62]
Теоретические и научные статьи и методики.


Драматургия танца [37]
Теоретические и методические материалы и статьи по данной теме.


Туано Арбо [3]
ОПИСАНИЕ ОРКЕЗОГРАФИИ


Научные статьи [131]
Всевозможные и собственные статьи, а также курсовые и дипломные работы студентов, надиктовыные им в качестве научного руководителя.


Танцевальный симфонизм [18]
Все материалы посвящённые танцевальному симфонизму.


Реформаторы Балета [36]
Имена и их биографии


История балета [108]
Интересные статьи по истории балеты.


В. А. Теляковский - "Воспоминания" [14]
Теляковский. Воспоминания.


Тамара Карсавина "Воспоминания" [17]
Т.КАРСАВИНА "ВОСПОМИНАНИЯ"


Леонид Якобсон [15]
Всё о Якобсоне


Польcкие танцы [13]
Описание и видео-фрагменты Польских танцев


Венгерский танец [12]
Венгерские танцы -описание и видеофрагменты


Ирландский танец [7]
Ирландский танец видео и описание


Армянский танец [6]
Армянский танец описание и видео


Танцы народов прибалтики [9]
Прибалтийские народные танцы


Видео [53]

Музыка [14]
Музыкальные материалы для этюдов и танцев


Исполнители [147]
Раздел посвящён легендарным исполнителем танцевального искусства


Интевью с Баланчиным [10]
Великолепная статья Соломона Волкова в виде интервью с Джоржем Баланчины о Петербурге, о Стравинском и Чайковском


Композиторы [68]
Биографии и интерересные статьи о композиторах


Классический танец [8]
Материалы по классическому танцу: методика и интересные статьи


Либретто балетных спектаклей [101]
В данной категории содержаться основные либретто балетных спектаклей различных времён и различных балетмейстеров


Ранние формы танца [11]
История зарождения первых танцевальных форм


Jazz & Modern Dance [15]
Техника современных танцевальных течений


Танцы Народов Мира [12]
Все народности и этносы


Русский танец [24]
Всё по русскому танцу


Испанский танец [17]
Всё о танцах Испании


Музыкальная драматургия. [33]
Методические и теоретические материалы по музыке и музыкальной драматургии.


Еврейские танцы [9]
материалы по истории и еврейских танцев


Художники [18]
Биография и творчество художников


Выдающиеся педагоги [57]
Биография известных педагогов танца


Фёдор Лопухов [13]
Фёдор Лопухов


Азербаджанский танец [3]
Всё об Азербаджанском танце


Борис Эйфман [10]
Всё о творчестве Эйфмана


Институт Культуры и Искусств [7]
правила приёма


Историко-бытовой танец [3]
ВСЁ О ИСТОРИКО-БЫТОВЫХ ТАНЦАХ


Чукотский танцевальный фольклор [4]
Чукотский танцевальный фольклор


Русский хоровод [12]
Всё о русском хороводе


Каталог статей


Главная » Статьи » Композиторы

Рахманинов Сергей Васильевич
 
Рахманинов Сергей Васильевич
 

Биография

Сергей Васильевич Рахманинов родился 20 марта (1 апреля по новому стилю) 1873 года. Длительное время местом рождения считалось имение его родителей Онег, недалеко от Новгорода. Исследования последних лет называют усадьбу Семеново Старорусского уезда Новгородской губернии.Отец композитора, Василий Аркадьевич, сын Варвары Васильевны и Аркадия Александровича Рахманиновых, происходил из дворян Тамбовской губернии. Мать, Любовь Петровна, была дочерью Софьи Александровны и Петра Ивановича Бутаковых, постоянно живших в Новгороде.
Склонность к музыке была характерной чертой Рахманиновых. Она ярко проявилась у деда композитора Аркадия Александровича Рахманинова. Отличный пианист, ученик Дж.Фильда, он выступал в благотворительных концертах и в музыкальных салонах Тамбова, Москвы, Петербурга, был знаком с видными музыкантами своего времени. Музыкальная одаренность С.В.Рахманинова обнаружилась уже в раннем детстве. С 4-х лет, он начал обучаться игре на фортепиано, сначала под руководством матери, затем А.Д.Орнатской, знакомой родителей композитора. На начало 1880-х годов приходятся тяжелые невзгоды, обрушившиеся на семью Рахманиновых: разрушение материального благополучия семьи, продажа Онега, переселение в Петербург.
Осенью 1882 года С.В. Рахманинов поступает на младшее отделение Петербургской консерватории и поселяется в семье Трубниковых. Однако, нелады в семье, отсутствие правильного надзора за мальчиком и его ранняя самостоятельность мало способствуют учению. Самым близким человеком для Рахманинова в те годы была его бабушка С.А.Бутакова. По окончанию каждого года занятий в Петербургской консерватории она берет внука к себе в Новгород или близлежащее имение Борисово. Там они посещают церкви, слушают духовную музыку. Большое впечатление произвели на юного композитора звон колоколов и служба в монастырях и соборах. Так как занятия С.В.Рахманинова в Петербургской консерватории в течение трех лет шли плохо, то мать его по совету А.И.Зилоти решает перевести сына в Московскую консерваторию и отдать на воспитание профессору Н.С.Звереву.


Николай Сергеевич Зверев был выдающимся музыкальным учителем и воспитателем, о чем свидетельствует быстрый рост его нового ученика. Огромное значение для юного музыканта имела художественная и интеллектуальная атмосфера дома Зверева. Рахманинов посещает концерты замечательных пианистов А.Н.Есипова, А.И.Зилоти, А.Г.Рубинштейна и др., знакомится с С.И.Танеевым, В.И.Сафоновым, П.И.Чайковским, дружбой и поддержкой которого Рахманинов очень дорожил. Именно в годы пребывания у Зверева Рахманинов усвоил то умение трудиться, которое помогло впоследствии вести на редкость интенсивную и разностороннюю работу композитора, пианиста и дирижера. Громадные успехи С.В. Рахманинова и по классу фортепиано, и по специальной теории с каждым годом все ярче выделяли его среди учеников консерватории.
В конце 1889 года Рахманинов уходит от Н.С.Зверева и находит пристанище в семье Сатиных - Александра Александровича и Варвары Аркадьевны. Перейдя весной на следующий курс консерватории Сергей Васильевич проводит лето с Сатиными в их имении Ивановка Тамбовской губернии, которое стало его любимым местом отдыха и его лучшей творческой лабораторией на всю жизнь. Еще в годы учения в Московской консерватории выступления Рахманинова проходили с большим успехом. З0 января 1892 года, он дает свой первый самостоятельный концерт, в котором выступает не только как пианист, но и как автор ряда произведений.
29 мая 1892 года С.В.Рахманинов заканчивает консерваторию, с большой золотой медалью, его имя заносится золотыми буквами на мраморную доску в Малом зале консерватории. Дипломной работой молодого композитора явилась одноактовая опера "Алеко",которая была поставлена в Большом театре, а позднее в Киеве, где композитор впервые встал за дирижерский пульт. Сезон 1892-93 гг. стал началом артистического пути "свободного художника" Рахманинова. Он выступает в концертах в Москве, Харькове и других городах. Смерть П.И.Чайковского 25 октября 1893 года была большим ударом для Рахманинова. Под влиянием тяжелой утраты он написал Элегическое трио, посвятив его памяти Чайковского. С весны 1894 года он начинает педагогическую работу в Мариинском женском училище и Елизаветинском институте. Крупнейшим созданием молодого композитора является Первая симфония, написанная в 1895-97 гг. Однако необычность симфонии и ее неудачное исполнение А.К.Глазуновым привели к провалу, который тяжело переживался автором. Большое значение в это время имела для композитора моральная поддержка и забота близких ему людей. Лето 1897 года он проводит в семействе Скалон, в их нижегородском имении Игнатово. С 1897 года начинается дирижерская деятельность Рахманинова на посту второго капельмейстера оперного театра С.И.Мамонтова. В мамонтовском театре произошла встреча Рахманинова с Ф.И.Шаляпиным, с которым композитор поддерживал дружеские отношения всю жизнь. Летом 1898 года Рахманинов с артистами Русской частной оперы приезжает в Крым, где встречается с А.П.Чеховым. В начале 1899 года Рахманинов прошел курс лечения у врача-гипнотизера Н.В.Даля, что значительно улучшило его физическое и моральное состояние. Весной 1899 года состоялась первая концертная поездка С.В.Рахманинова за границу в Англию. На первые годы нового столетия приходится начало новой главы в летописи жизни и творчества Рахманинова. Великий музыкант испытывает мощный прилив творческих сил, наступает расцвет его гениального таланта композитора, пианиста, дирижера. Рахманинов создает новые произведения, выступает в концертах в Вене, Москве, Петербурге и провинции, с 1904 года занимает пост капельмейстера Большого театра. В связи с частыми концертными выступлениями и дирижерской деятельностью творческая деятельность Рахманинова сокращается. Борьба между тремя специальностями красной нитью проходит через всю его музыкальную жизнь.
В 1902 году Рахманинов женится на своей двоюродной сестре Н.А.Сатиной и отправляется в свадебную поездку в Италию, Швейцарию, Германию. По возвращению он на несколько месяцев останавливается в Ивановке. 14 марта 1903 года в семье Рахманиновых родилась дочь Ирина, 21 июня 1907 года Татьяна. События 1905 года заставляют Рахманинова несколько раз выступать в печати в поддержку демократических реформ. Начиная с 1906 года Рахманинов, порвав с театром, проводит три зимы в Дрездене (летом семья Рахманиновых возвращалась в Ивановку). Посвятив большую часть времени композиторской деятельности, Сергей Васильевич все же дает концерты и в Европе, и в России как дирижер и как пианист. Осенью 1909 года Рахманинов впервые посещает Америку, где выступает в сольных и симфонических концертах. На пороге 1910-х годов в творчестве С.В.Рахманинова находят отражение ощущения назревавших внутренних сдвигов в русской жизни. В произведениях этих лет усложняется, становится более напряженным их эмоционально-образный строй, усиливается интеллектуальное начало. Кроме плодотворной композиторской деятельности и частых выступлений в концертах, Рахманинов принимает деятельное участие в Российском музыкальном издательстве. Став в 1910 году совладельцем Ивановки Сергей Васильевич увлекается "сельскохозяйственной деятельностью". Любимым отдыхом для него становится езда на автомобиле, приобретенном в 1912 году. Разразившуюся мировую войну 1914-1918 гг. Рахманинов воспринимает как тяжелейшее испытание для России. С первого же "военного сезона" Сергей Васильевич стал постоянно участвовать в благотворительных концертах. В то же время он проводит серию концертов в память А.Н.Скрябина.

 
Февральская революция 1917 года была радостным событием для Рахманинова. Вскоре, однако, чувство радости сменилось тревогой, которая все нарастала в связи с развертывающимися событиями. Октябрьская революция была встречена композитором с тревогой. По его мнению, в связи с ломкой всего строя, артистическая деятельность в России могла прекратиться на многие годы. Поэтому, в декабре 1917 года, выехав на гастроли в Швецию, вместе с семьей, С.В.Рахманинов уже больше не возвращался в Россию. В течение нескольких месяцев Рахманинов концертировал в Скандинавии, обосновавшись с семьей в Дании. В ноябре 1918 года Рахманиновы переехали в Америку и поселились в Нью-Йорке. Расставание с Родиной стало трагическим фактом биографии Рахманинова и на 8 лет прервало его композиторскую деятельность. В Америке, в течение многих лет, Рахманинов пользовался услугами концертного бюро Чарльза Эллиса. Давая концерты в Америке и в Европе, Рахманинов достиг прочного артистического и материального благополучия, но не обрел утраченного при отъезде из России душевного покоя. В течение многих лет он оказывал помощь сотоварищам по профессии, проводил благотворительные концерты. Начиная с 1924 по 1939 годы Рахманиновы проводили лето в Европе, возвращаясь осенью в Нью-Йорк. В 1926 году С.В.Рахманинов вернулся к композиторской деятельности и в течение года им были написаны четвертый концерт и "три русские песни" для хора с оркестром.
Усиленная, непрекращающаяся работа Сергея Васильевича начинала отражаться на его здоровье, но несмотря на это он не прекращал своей концертной деятельности. В 1930 году С.В.Рахманинов приобретает участок земли в Швейцарии, недалеко от Люцерна. С весны 1934 года Рахманиновы прочно обосновываются в этом имении, которое было названо "Сенар" (СЕргей и НАталия Рахманиновы) и напоминало композитору об Ивановке. Здесь он прожил творчески плодотворную пору своей зарубежной жизни. В 1941 году, переживая за судьбу своей Родины, С.В.Рахманинов проводит концерт, весь сбор которого передает русскому генеральному консулу. Последний концертный сезон, несмотря на плохое самочувствие, Рахманинов начинает 12 октября 1942 года. 17 февраля 1943 года состоялся его последний концерт, после которого, из-за болезни, Рахманинов вынужден был прервать турне.
28 марта 1943 года С.В.Рахманинова не стало. Он был похоронен на русском кладбище
 
 
Произведения
Б. В. Асафьев
Позволю только включить сюда, хронологически для дальнейшего важное, сохранившееся у меня одно из писем Рахманинова 1917 года. Желая проверить список его произведений, я послал ему просьбу рядом с надписанными мною их названиями и опусами проставить собственноручные даты.
 
Вот что я получил в ответ:
СОЧИНЕНИЯ С. В. РАХМАНИНОВА
1-я часть написана в 1890 году. Исполнялась мной на ученическом концерте. Последние две части записаны летом 1891
Op. I. Concerto для ф[орте]п[иано]с оркестром
1892
Ор.2. Прелюдия и восточный танец для виол[ончели] с ф[орте] п[иано]
Осень 1892
Ор. 3. Morceaux de fantaisie
1. Elegie
2. Prelude
3. Melodie
4. Polichinelle
5. Serenade
Op.4. Романсы:
1891
1. О нет, молю, не уходи
1891
2. Утро
1889
3.В молчаньи ночи тайной
Лето 1893
4. Не пой, красавица
5. Уж ты, нива моя
6. Давно ль, мой друг
Лето 1893
Ор. 5. Фантазия (картины) для двух ф[орте] п[иано]в 4 руки:
1. Баркарола
2. И ночь, и любовь
3. Слезы
4. Светлый праздник
Лето 1893
Ор. 6. Романс и Венгерский танец для скр[ипки] с ф[орте] п[иано]
Ор. 7. Утес. Фантазия для оркестра
Кроме перечисленного здесь был еще написан тем же летом духовный концерт, исполнявшийся в Синодальном концерте. Хорошо помню, как в октябре месяце того же года встретился в последний раз с П. И. Чайковским, которому показывал "Утес” и который со своей милой усмешкой сказал: "Чего только Сережа не написал за это лето! И поэму, и концерт, и сюиту и т. д. Я же написал только одну симфонию!” Симфония эта была шестой и последней.
Октябрь 1893
Ор. 8. Романсы:
1. Речная лилея
2. Дитя, как цветок, ты прекрасна
3. Дума
4. Полюбила я на печаль свою
5. Сон
6. Молитва
Ноябрь 1893
Ор. 9. Элегическое трио
Декабрь 1893 — январь 1894
Ор. 10. Morceaux de salon pour piano:
1. Nocturne
2. Valse
3. Barcarolle
4. Melodie
5. Humoresque
6. Romance
7. Mazurka
Весна 1894
Op.11. Шесть пьес для ф[орте] п[иано]в 4 руки:
1. Баркарола
2. Скерцо
3. Русская песня
4. Вальс
5. Романс
6. Слава
Лето 1894
Ор. 12. Capriccio bohemien pour grand orchestre
Январь — август 1895
Op.13. 1-я симфония
Сентябрь 1896
Op.14. Романсы:
1. Я жду тебя
2. Островок
3. Давно в любви
4. Я был у ней
5. Эти летние ночи
6. Тебя так любят все
7. Не верь мне, друг
8. О, не грусти
9. Она, как полдень, хороша
10. В моей душе
11. Весенние воды
12. Пора
Были помещены в литературном журнале в 1895 году, издаваемом Д. Тихомировым. Название журнала не помню
Ор. 15. Шесть хоров для женских или детских голосов с ф[орте] п[иано]:
1. Славься
2. Ночка
3. Сосна
4. Задремали волны
5. Неволя
6. Ангел
Октябрь — декабрь 1896
Ор. 16. Six moments musicaux pour piano:
1. Andantino (b-moll)
2. Allegretto (es-moll)
3. Andante cantabile (h-moll)
4. Presto (e-moll)
5. Adagio sostenuto (Des-dur)
6. Maestoso (C-dur)
Декабрь 1900 Апрель 1900
Op.17. 2-я сюита для двух ф[орте] п[иано] в 4 руки:
1. Introduction
2. Valse
3. Romance
4. Tarantelle
2-я и 3-я части написаны осенью 1900. Исполнялись в декабре 1900 г. Закончен в апреле 1901
Op.18. Второй концерт для ф[орте] п[иано] с оркестром
Летом 1901
Ор. 19. Соната для виолончели с фортепиано
Январь — февраль 1902
Ор. 20. "Весна”. Кантата на текст Н. А. Некрасова, для баритона и оркестра
Март 1900
Ор. 21. Романсы:
1.Судьба (к5-йсимфонии Бетховена)
2. Над свежей могилой
3. Сумерки
4. Оне отвечали
5. Сирень
6. Отрывок из А. Мюссе
Апрель 1902
7. Здесь хорошо
8. На смерть чижика
9. Мелодия
10. Пред иконой
11. Я не пророк
12. Как мне больно
Август1902 — февраль 1903
Op.22. Вариации на тему Шопена для ф[орте] п[иано]
Весь 1903 год
Ор. 23. 10 Preludes:
1. fis-moll
2. B-dur
3. d-mull
4. D-dur
5. g-moll
7. c-moll
6. Es-dur
8. As-dur
9. es-moll
10. Ges-dur
Сочинен в августе 1903. Закончен в феврале 1904
Op.24. "Скупой рыцарь”. Опера в трех картинах. Текст Пушкина
Написана летом 1904 г., за исключением сцены Паоло и Франчески (2-я картина), сочиненной еще в 1900 году, в июле месяце
Ор.25. "Франческа да Римини”. Опера в двух картинах, с прологом и эпилогом. Текст М. Чайковского
Лето 1906
Op.26. Романсы:
1. Есть много звуков
2. Все отнял у меня
3. Мы отдохнем
4. Два прощанья — диалог
5. Покинем, милая
6. Христос воскрес
7. К детям
8. Пощады я молю
9. Я опять одинок
10. У моего окна
11. Фонтан
12. Ночь печальна
13. Вчера мы встретились
14. Кольцо
15. Проходит все
Октябрь 1906 — апрель 1907
Ор. 27. 2-я симфония(e-moll)
Январь — февраль 1907
Op.28. Соната (d-moll) для ф[орте]п[иано]
Весна 1909
Ор. 29. "Остров мертвых”. Симфоническая поэма для оркестра
Лето 1909
Ор. 30. Третий концерт для ф[орте] п[иано] с оркестром
Лето 1910
Ор.31. Литургия св. Иоанна Златоуста
Лето 1910
Ор. 32. 13 Preludes:
1. C-dur
2. b-moll
3. E-dur
4. e-moll
5. G-dur
6. f-moll
7. F-dur
8. a-moll
9. A-dur
10. h-moll
11. H-dur
12. gis-mo-ll
13. Des-dur
Зачеркнутые лежат у меня в столе. Напечатаны не будут. 6 этюдов ор. 33. Лето 1911
Ор. 33. 9 Etudes-tableaux:
1. f-moll
2. C-dur
3. [c-moll]
4. [a-moll]
5. [d-moll]
6. es-moll
7. Es-dur
8. g-moll
9. cis-moll
Лето 1912
Ор. 34. Романсы:
1. Муза
2. В душе у каждого из нас
3. Буря
4. Ветер перелетный
5. Арион
6. Воскрешение Лазаря
7. Не может быть
8. Музыка
9. Ты знал его
10. Сей день я помню
11. Оброчник
12. Какое счастье
13. Диссонанс
Апрель 1915
14. Вокализ
Январь — апрель 1913
Ор. 35. "Колокола”
Январь — август 1913
Ор. 36. 2-я соната
Январь — февраль 1915
Ор. 37. Всенощное бдение
Август — ноябрь 1916
Ор. 38. Шесть стихотворений для голоса с ф[орте] п[иано]:
1. Ночью в саду у меня
2. К ней
3. Маргаритки
4. Крысолов
5. Сон
6. Ау
Op. 39. Etudes-tableaux:
1. c-moll
2. a-moll
3. fis-moll
4. h-moll
5. es-moll
6. a-moll
7. c-moll
8. d-moll
9. D-dur
СОЧИНЕНИЯ БЕЗ ОБОЗНАЧЕНИЯ ОПУСА
Экзаменационная задача. Апрель 1892
"Алеко”. Опера
Июнь — июль 1900
"Пантелей-целитель”. Хор 1908, осенью Март 1911
Письмо к К. С. Станиславскому
Полька
Декабрь 1914
"Сирень”,транскрипция для ф[орте] п[иано]
1914, осенью
Из евангелия от Иоанна (гл. XV, ст. 13)
"Многоуважаемый Борис Владимирович! Отвечаю на Ваши вопросы.
1)"Колокола” (клавир) Вам высланы.
2)Новые этюды из печати вышли.
3) Вариации 22-й opus играл в сокращенном и измененном виде. Предполагаю внести поправки в новую редакцию.
4) Теперь про Симфонию ор. 13. Что сказать про нее?! Сочинена она в 1895 году. Исполнялась в 1897. Провалилась, что, впрочем, ничего не доказывает. Проваливались хорошие вещи неоднократно, и еще чаще плохие нравились. До исполнения Симфонии был о ней преувеличенно высокого мнения. После первого прослушания — мнение радикально изменил. Правда, как мне уже теперь только кажется, была на середине. Там есть кой-где недурная музыка, но есть и много слабого, детского, натянутого, выспреннего... Симфония очень плохо инструментована и так же плохо исполнялась (дирижер Глазунов). После этой Симфонии не сочинял ничего около трех лет. Был подобен человеку, которого хватил удар и у которого на долгое время отнялись и голова, и руки... Симфонию не покажу и в завещании наложу запрет на смотрины... Если Вам понадобится что-либо еще от меня узнать, пожалуйста, пишите. Мой летний адрес: Москва, Кузнецкий мост, 6. Магазин Рос[сийского] муз[ыкального] изд[ательства].
С искренним уважением
С. Рахманинов.
13 апреля 1917”.
Это драгоценное для меня письмо не требует комментариев, ибо в нем уже ясно звучит зерно дальнейшей душевной драмы, драмы — боюсь сказать — пожизненной Рахманинова-композитора.
Сочинения, написанные после и не вошедшие в письмо:
Op. 40. Концерт для ф-но с оркестром №4 (1914 - 1926г.)
Op. 41. Три русские песни "Через речку, речку быструю", "Ах ты, Ваня", "Белилицы, румяницы вы мои"
Op. 42. Вариации на тему "Корелли" Написаны летом 1931 года в Клерфонте (Франция). Тему сочинения Рахманинов заимствовал из Двенадцатой скрипичной сонаты итальянского композитора А.Корелли.
Op. 43. "Рапсодия на тему Паганини" Написана Рахманиновым в имении "Сенар" (Швейцария) в 1934 году.
Op. 44. Симфония №3 Написана композитором в имении "Сенар" (Швейцария) в 1934-35 годах.
Op. 45. Симфонические танцы Созданы Рахманиновым в 1940-41 годах. Симфонические танцы являются последним произведением Рахманинова. 
в Кенсико, недалеко от Нью-Йорка.
Категория: Композиторы | Добавил: sasha-dance (05.10.2010)
Просмотров: 2428 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  •  
  • Программы для всех
  • Лучшие сайты Рунета