Воскресенье, 19.11.2017, 09:32 Приветствую Вас Гость | RSS
Композиция
и
постановка танца
Меню сайта
Статьи по разделам
Балетмейстеры [184]
Биография, основные этапы творчества и произведения


Ж.Ж.Новерр"Письма о танце" [18]
Полная версия книги Новерра представленная отдельно каждым письмом


И.Сироткина "Культура танца и психология движения" [2]
Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ТАНЦА [0]
Методические указания к спецкурсу «Основы танцевально-экспрессивного тренинга»


Режиссура танца [62]
Теоретические и научные статьи и методики.


Драматургия танца [37]
Теоретические и методические материалы и статьи по данной теме.


Туано Арбо [3]
ОПИСАНИЕ ОРКЕЗОГРАФИИ


Научные статьи [131]
Всевозможные и собственные статьи, а также курсовые и дипломные работы студентов, надиктовыные им в качестве научного руководителя.


Танцевальный симфонизм [18]
Все материалы посвящённые танцевальному симфонизму.


Реформаторы Балета [36]
Имена и их биографии


История балета [108]
Интересные статьи по истории балеты.


В. А. Теляковский - "Воспоминания" [14]
Теляковский. Воспоминания.


Тамара Карсавина "Воспоминания" [17]
Т.КАРСАВИНА "ВОСПОМИНАНИЯ"


Леонид Якобсон [15]
Всё о Якобсоне


Польcкие танцы [13]
Описание и видео-фрагменты Польских танцев


Венгерский танец [12]
Венгерские танцы -описание и видеофрагменты


Ирландский танец [7]
Ирландский танец видео и описание


Армянский танец [6]
Армянский танец описание и видео


Танцы народов прибалтики [9]
Прибалтийские народные танцы


Видео [53]

Музыка [14]
Музыкальные материалы для этюдов и танцев


Исполнители [147]
Раздел посвящён легендарным исполнителем танцевального искусства


Интевью с Баланчиным [10]
Великолепная статья Соломона Волкова в виде интервью с Джоржем Баланчины о Петербурге, о Стравинском и Чайковском


Композиторы [68]
Биографии и интерересные статьи о композиторах


Классический танец [8]
Материалы по классическому танцу: методика и интересные статьи


Либретто балетных спектаклей [101]
В данной категории содержаться основные либретто балетных спектаклей различных времён и различных балетмейстеров


Ранние формы танца [11]
История зарождения первых танцевальных форм


Jazz & Modern Dance [15]
Техника современных танцевальных течений


Танцы Народов Мира [12]
Все народности и этносы


Русский танец [24]
Всё по русскому танцу


Испанский танец [17]
Всё о танцах Испании


Музыкальная драматургия. [33]
Методические и теоретические материалы по музыке и музыкальной драматургии.


Еврейские танцы [9]
материалы по истории и еврейских танцев


Художники [18]
Биография и творчество художников


Выдающиеся педагоги [57]
Биография известных педагогов танца


Фёдор Лопухов [13]
Фёдор Лопухов


Азербаджанский танец [3]
Всё об Азербаджанском танце


Борис Эйфман [10]
Всё о творчестве Эйфмана


Институт Культуры и Искусств [7]
правила приёма


Историко-бытовой танец [3]
ВСЁ О ИСТОРИКО-БЫТОВЫХ ТАНЦАХ


Чукотский танцевальный фольклор [4]
Чукотский танцевальный фольклор


Русский хоровод [12]
Всё о русском хороводе


Каталог статей


Главная » Статьи » Композиторы

Стравинский Игорь Фёдорович

Стравинский Игорь Фёдорович

СТРАВИНСКИЙ Игорь Фёдорович [5(17).6.1882, Ораниенбаум, ныне г. Ломоносов - 6.4.1971, Нью-Йорк, похоронен в Венеции], композитор.
Родился в семье певца Мариинского т-ра Ф. И. Стравинского. Музыкальное образование получил под руководством Н. А. Римского-Корсакова.
С 1914 постоянно жил за рубежом, с 1939 в США. Творчество Стравинского открыло новые пути взаимодействия музыкального и хореографического образов, гибкого и тонкого согласования музыки и танца, где "нитью Ариадны" стал энергичный, выразительный ритм.
Первый балет Стравинского - "Жар-птица" (1910, Париж, балетмейстер М. М. Фокин, Русские сезоны) создан в русле исканий художественного объединения "Мир искусства", возглавлявшегося организатором Русских сезонов С. П. Дягилевым. "Жар-птица" отразила ориентацию на экзотическое зрелище с претворением фольклорных образов в духе эстетики импрессионизма. Яркая красочность, живописность, утончённая пластика, присущие музыке балета, нашли совершенное воплощение в хореографии Фокина.
Вскоре Стравинский решительно порывает с прежними установками, ведя поиск в новом направлении. В балете "Петрушка" (1911, балетмейстер Фокин, Русский балет Дягилева, т-р "Шатле", Париж) на фоне праздничной суеты ярмарочного гуляния развёртывается драма одушевлённых кукол, имитирующая сложные переплетения человеческих страстей. В музыкальную ткань балета вторгаются обороты уличных, "площадных" мелодий, поданных с подчёркнутой экспрессией.
Стихия движения, рождающаяся в сочетаниях энергичных пластических ритмов, господствует в "Весне священной" (1913, балетмейстер В. Ф. Нижинский, Русский балет Дягилева, парижская Опера; в 1989 хореография Нижинского была реконструирована английским балетмейстером М. Ходсон и поставлена в первоначальном оформлении Н. К. Рериха труппой "Сити Сентер Джоффри балле", Нью-Йорк). Партитура этого балета в значительной, степени определила развитие музыки 20 в., открыв новые способы организации музыкального материала. При этом балет пронизан своеобразной пластикой, создаваемой резкими, неожиданными сменами острых, импульсивных ритмов. Жёсткость гармонии при опоре на краткие мелодич. полевки-формулы, особая выразительность мелоса тембровых комплексов - всё это поставило перед хореографией нелёгкие проблемы, стимулировав поиски новых средств пластической выразительности.
В годы 1-й мировой войны Страгический вновь резко сменил свою стилистическую ориентацию. По-прежнему весьма важной оставалась для него роль русского фольклорного начала, но в его трактовке наметились существенные, сдвиги.
Наиболее яркие сочинения, завершившие "русский период" творчества композитора, - пантомима с пением "Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана" (завершено в 1916, постановка 1922, Париж, балетмейстер Б. Ф. Нижинская), "История солдата" (1918, Лозанна, реж. Л. и Ж. Питоевы) и особенно хореографическая кантата "Свадебка" (1923, Париж, балетмейстер Нижинская). Все они являются синтетическими представлениями, включающими хореографически организованное действие как один из компонентов спектакля.
"Байка про Лису...", выдержана в духе весёлого скоморошьего представления, где функции поющего и играющего актёров разделены (приём "нонперсонификации").
В "Истории солдата" - своеобразном отклике на события 1-й мировой войны - композитор нашёл иронически-пародийное освещение перипетий сюжета. Русский народный элемент в этой сказке сочетается с отражением новой бытовой музыки (танго, регтайм).
"Свадебка" возрождает уходящий в глубь веков ритуал русского свадебного обряда.
В основу развития всех этих сочинений положены короткие попевки, воспроизводящие мелодические и интонационные обороты прибауток, обрядовых заклинаний. В них определяющую роль приобретает упругий акцентированный ритм, насыщенный неожиданными перебоями.
Композитор отказывается от роскоши и насыщенности оркестровых красок ранних балетов, его стиль становится более строгим, аскетичным.
Стравинский ограничивается малыми составами оркестра, где ведущая роль принадлежит сочетаниям сольных тембров. Стихия игры, присущая искусству представления, сочетается здесь со строгой логикой конструктивного мышления, отмеченного предельной экономией средств.
В балетной музыке Стравинского 20-30-х гг. утвердился новый, неоклассический стиль. Он отчётливо обозначился в балете "Пульчинелла" (1920, балетмейстер Л. Ф. Мясин, Русский балет Дягилева, парижская Опера), основанном на музыке Дж. Б. Перголези, представшей в современной обработке.
Модернизированное воспроизведение классики проявилось также в двух близких по времени создания балетных партитурах: "Аполлон Мусагет" (1928, балетмейстер А. Р. Больм, Вашингтон; балетмейстер Дж. Баланчин, Русский балет Дягилева, Т-р Сары Бернар, Париж) и "Поцелуй феи" (1928, балетмейстер Нижинская, труппа Иды Рубинштейн, парижская Опера).
В "Аполлоне Мусагете" композитор ориентировался на стиль французских придворных представлений времён Людовика XIV, вместе с тем балет стал, по выражению Стравинского, "самым крупным шагом в направлении полифонического стиля длинных линий".
В "Поцелуе феи" композитор избрал своей моделью музыку П. И. Чайковского, представив "современное прочтение" ряда его мелодий.
Неоклассическое направление проявилось и в мелодраме "Персефона" (1934, Париж, реж. и балетмейстер К. Йосс, труппа Иды Рубинштейн, Париж).
Однако его вершиной в музыке стал балет "Игра в карты" (1937, Нью-Йорк, балетмейстер Баланчин). Этот балет не опирается на какой-либо конкретный композиторский стиль прошлого - в нём слышны отголоски мелодий Чайковского, Л. Делиба, И. Штрауса, Дж. Россини. Пластика мелодических линий, выраженная с присущей Стравинскому рельефностью, сочетается с остротой контрастов изысканной лирики и бурной энергии движения, отражающих перипетии аллегорической игры в карты. Балет нашёл совершенную интерпретацию в хореографии Баланчина, неоднократно обращавшегося к музыке Стравинского, давшей балетмейстеру прочную основу для создания хореографических структур.
Баланчина сближало с композитором стремление к классической завершённости формы, чистоте стиля, ограничивающегося лишь самым необходимым.
Созданные в 1938 "Балетные сцены" (1944, балетмейстер А. Долин, "Зигфелд тиэтр", Нью-Йорк) отмечены воздействием джаза и американской бытовой музыки.
В русле неоклассицизма написан балет "Орфей" (1948, Нью-Йорк, балетмейстер Баланчин, "Балле сосайети", Нью-Йорк).
Последний балет "Агон" ("Состязания", 1957, балетмейстер Баланчин, "Нью-Йорк сити балле") отражает стилистические тенденции позднего периода (обращение к серийной технике композиции).
Музыка различных произведений Стравинского использована в балетах: "Пчёлы" (на музыку "Фантастического скерцо", 1917, парижская Опера, балетмейстер Л. Статс), "Песнь соловья" (на музыку оперы "Соловей", 1920, балетмейстер Мясин, 1925, балетмейстер Баланчин, оба в труппе Русский балет Дягилева, Париж), "Балюстрада" (на музыку Концерта для скрипки с оркестром, 1941, балетмейстер Баланчин, "Орижиналь балле рюс", Нью-Йорк), "Цирковая полька" (1942, балетмейстер тот же, Нью-Йорк), "Концертные танцы" (1944, "Балле рюс де Монте-Карло", Нью-Йорк, балетмейстер Баланчин; под названием "Контрасты", 1971, труппа "Хореографические миниатюры", Ленинград, балетмейстер Л. В. Якобсон), "Каприччио" (1947, Милан, балетмейстер Мясин), "Клетка" (на музыку Концерта ре мажор для струнного оркестра, 1951, "Нью-Йорк сити балле", балетмейстер Дж. Роббинс), "Негритянский концерт" (на музыку Ebony concerto, 1971, Ленинград, балетмейстер Якобсон); "Джаз-концерт" (на музыку Регтайма для 11 инструментов, 1960), "Монумент Джезуальдо" (1960), "Движения" (на музыку "Движений" для фортепиано и группы инструментов, 1963), "Вариации" (1966), "Рубины" ("Каприччио") (2-я часть балета "Драгоценности", на музыку Каприччио для фортепиано с оркестром, 1967; парижская Опера, 1974); "Requiem Canticles" (1968), "Танго", "Ной и потоп", "Элегия", "Персефона", "Вариации для оркестра" (пять пост. - 1982, все балетмейстер Баланчин в "Нью-Йорк сити балле"); "Концерт для фортепиано с оркестром" (часть балета "Аркада", 1963, балетмейстер Дж. Тарас, "Нью-Йорк сити балле"); "Русские миниатюры" ("Тройка", 1958; "Жар-птица", 1965; "Мёртвая царевна", 1971) и "Бродячий цирк" (на музыку частей из сюит для малого оркестра, 1971) - все балетмейстер Якобсон, труппа "Хореографические миниатюры"; "Концертный дуэт", "Симфония в 3 частях", "Скерцо в русском стиле", "Хоральные вариации по Баху", "Концерт для скрипки" (все 1972, "Нью-Йорк сити балле", балетмейстер Баланчин).

Категория: Композиторы | Добавил: sasha-dance (19.08.2012)
Просмотров: 1824 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  •  
  • Программы для всех
  • Лучшие сайты Рунета