Воскресенье, 22.10.2017, 20:21 Приветствую Вас Гость | RSS
Композиция
и
постановка танца
Меню сайта
Статьи по разделам
Балетмейстеры [184]
Биография, основные этапы творчества и произведения


Ж.Ж.Новерр"Письма о танце" [18]
Полная версия книги Новерра представленная отдельно каждым письмом


И.Сироткина "Культура танца и психология движения" [2]
Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ТАНЦА [0]
Методические указания к спецкурсу «Основы танцевально-экспрессивного тренинга»


Режиссура танца [62]
Теоретические и научные статьи и методики.


Драматургия танца [37]
Теоретические и методические материалы и статьи по данной теме.


Туано Арбо [3]
ОПИСАНИЕ ОРКЕЗОГРАФИИ


Научные статьи [131]
Всевозможные и собственные статьи, а также курсовые и дипломные работы студентов, надиктовыные им в качестве научного руководителя.


Танцевальный симфонизм [18]
Все материалы посвящённые танцевальному симфонизму.


Реформаторы Балета [36]
Имена и их биографии


История балета [108]
Интересные статьи по истории балеты.


В. А. Теляковский - "Воспоминания" [14]
Теляковский. Воспоминания.


Тамара Карсавина "Воспоминания" [17]
Т.КАРСАВИНА "ВОСПОМИНАНИЯ"


Леонид Якобсон [15]
Всё о Якобсоне


Польcкие танцы [13]
Описание и видео-фрагменты Польских танцев


Венгерский танец [12]
Венгерские танцы -описание и видеофрагменты


Ирландский танец [7]
Ирландский танец видео и описание


Армянский танец [6]
Армянский танец описание и видео


Танцы народов прибалтики [9]
Прибалтийские народные танцы


Видео [53]

Музыка [14]
Музыкальные материалы для этюдов и танцев


Исполнители [147]
Раздел посвящён легендарным исполнителем танцевального искусства


Интевью с Баланчиным [10]
Великолепная статья Соломона Волкова в виде интервью с Джоржем Баланчины о Петербурге, о Стравинском и Чайковском


Композиторы [68]
Биографии и интерересные статьи о композиторах


Классический танец [8]
Материалы по классическому танцу: методика и интересные статьи


Либретто балетных спектаклей [101]
В данной категории содержаться основные либретто балетных спектаклей различных времён и различных балетмейстеров


Ранние формы танца [11]
История зарождения первых танцевальных форм


Jazz & Modern Dance [15]
Техника современных танцевальных течений


Танцы Народов Мира [12]
Все народности и этносы


Русский танец [24]
Всё по русскому танцу


Испанский танец [17]
Всё о танцах Испании


Музыкальная драматургия. [33]
Методические и теоретические материалы по музыке и музыкальной драматургии.


Еврейские танцы [9]
материалы по истории и еврейских танцев


Художники [18]
Биография и творчество художников


Выдающиеся педагоги [57]
Биография известных педагогов танца


Фёдор Лопухов [13]
Фёдор Лопухов


Азербаджанский танец [3]
Всё об Азербаджанском танце


Борис Эйфман [10]
Всё о творчестве Эйфмана


Институт Культуры и Искусств [7]
правила приёма


Историко-бытовой танец [3]
ВСЁ О ИСТОРИКО-БЫТОВЫХ ТАНЦАХ


Чукотский танцевальный фольклор [4]
Чукотский танцевальный фольклор


Русский хоровод [12]
Всё о русском хороводе


Каталог статей


Главная » Статьи » Композиторы

Зырянов А.В. КОМПОЗИТОРЫ №1
 
КОМПОЗИТОРЫ
"А"
 
 

Адан (Adam)
Адольф Шарль
 
 
(24.07.1803, Париж-03.05.1856, там же)

- французский композитор. Член Института Франции (1844). Окончил Парижскую консерваторию по классу композиции у Ф.А. Буальдьё. Автор 40 опер, около 20 балетов, в т.ч. "Дева Дуная" (1836), "Гентская красавица" (1842), "Своенравная жена" (1845), "Гризельда" (1848), "Питомица фей" (1849) "Корсар" (1856) - все постановки в парижской Опере, "Морской разбойник" (1840, Большой театр, Петербург).

Особую популярность приобрел балет "Жизель, или Вилисы" (1841) - вершина романтического хореографического искусства, который сохранился в современном балетном театре. Композитор достиг в этом балете целостности музыкальной драматургии, выразительности музыкальных характеристик героев их душевного состояния. Партитуру "Жизели" высоко ценил Чайковский.

Балетной музыке Адана свойственны интонационная выразительность мелодики, пластическая выпуклость характеристик, принцип сквозной музыкальной драматургии. Среди других балетов Адана: "Фауст" (1833), "Могикане" (1837), "Мраморная девушка" (1845), "Орфа" (1852).
 



Аренский Антон
(Антоний) Степанович
 
[30.06(12.7).1861, Новгород,—12(25).02.1906, Перкярви, близ Териоки, ныне Зеленогорск Ленингр. обл.]
 

- русский композитор, пианист, дирижёр и педагог. В 1882 году окончил Петербургскую консерваторию по классу композиции Н. А. Римского-Корсакова. С 1889 года профессор Московской консерватории. Автор опер, симфонических, вокальных и инструментальных произведей, балета «Египетские ночи» (1900; 1908, Мариинский т-р, балетм. М. М. Фокин; под назв. «Клеопатра», 1909, т-р «Шатле», Париж, Русские сезоны).


Армсгеймер Иван Иванович (Иоганн Иосиф) (07.03.1860, Дрезден,—1933, Ленинград)
- русский дирижёр, композитор, педагог. По национальности немец. В 1879 году окончил Петербургскую консерваторию. Совершенствовался у Н. А. Римского-Корсакова. Автор балетов, поставленных в Мариинском театре: «Привал кавалерии» (1896; сценарий и пост. М.И. Петипа), «На перепутье» (1904,балетм. А. В. Ширяев).


                                     Асафьев
Борис Владимирович 
 
[17(29).07.1884, Петербург,—27.01.1949, Москва]
- сов. музыковед (лит. псевдоним — Игорь Глебов) и композитор. Народный артист СССР (1946), академик АН СССР (1943). В 1908 году окончил историко-филологический ф-т Петербургского ун-та, в 1910 году — Петербургскую консерваторию (по классу композиции А. К. Лядова). С 1910 года работал концертмейстером балета Мариинского театра.

Автор различных музыкальных сочинений, в т. ч. балетов. Первые из них — «Белая лилия» (1915, Народный дом, балетм. Н. Г. Легат), «Пьеро и маски» (1914), «Карманьола» (1918) и др. Асафьев сыграл важную роль в идейно-художественном обогащении и расширении тематики балетного театра, приобщении его к большой литературе. Им были написаны балеты на сюжеты А. С. Пушкина— «Бахчисарайский фонтан» (1934, Т-р им. Кирова, балетм. Р.В. Захаров, реж. С. Э. Радлов), «Кавказский пленник» (1938, Ле-нингр. Малый т-р, балетм. Л. М. Лавровский), «Барышня-крестьянка» (1946, Большой т-р, балетм. Р. В. Захаров), «Каменный гость» (на материале исп. песен в записи Глинки, 1946, спектакль Ленингр. хореографич. уч-ща, на сцене Т-ра им. Кирова, балетм. Л. В. Якобсон); Н. В. Гоголя — «Ночь перед Рождеством» (1938, спектакль Ленингр. хореографич. уч-ща, на сцене Т-ра им. Кирова, балетм. В. А. Варковицкий); М. Ю. Лермонтова— «Ашик-Кериб» (1940, Ленингр.Малый т-р, балетм. Б. А. Фенстер); М. Горького — «Красавица Радца» («Радда и Лойко», 1938, т-р «Остров танца» ЦПКиО, Москва, балетм. А. В. Шатин); А. И. Куприна — «Суламифь» (1941, Свердловский т-р, балетм. В. А. Кононович); О. Бальзака — «Утраченные иллюзии» (1936, Т-р им. Кирова, балетм. Захаров); Данте — «Франческа да Римини» (1947, Т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко, балетм. Н. С. Холфин).

В балетном творчестве Асафьева получила отражение героика Гражданской войны 1918—20 годов («Партизанские дни», 1937, Т-р им. Кирова, балетм. В. И. Вайнонен) и освободительная борьба народов против фашизма («Милица», 1947, т-р и балетм. те же). В музыкальной драматургии сценических произведений Асафьева (оперных и балетных) важна роль лейтмотивов, характеризующих главных действующих лиц, сценические ситуации. Композитор стремился воссоздать интонационную атмосферу эпохи. В балете «Пламя Парижа» (1932, Т-р им. Кирова, балетм. В. И. Вайнонен, реж. С. Э. Радлов) Асафьев использовал мелодии эпохи Великой французской революции и произведения композиторов того времени. Лучшие из балетов Асафьева «Пламя Парижа» и «Бахчисарайский фонтан» заняли прочное место в репертуаре советских и зарубежных музыкальных театров.

Гос. премия. СССР (1943, 1948). Крупный учёный, музыковед, Асафьев раскрыл в своих трудах новаторское значение балетов Чайковского, Глазунова, Стравинского, Прокофьева, дал теоретическое обоснование принципа симфонизма в балетной музыке. Ряд статей Асафьева посвящен анализу собственного балетного творчества.
 

"Б"

Байер (Bayer) Йозеф (06.03.1852, Вена,—12.03.1913, там же)
- австрийский композитор, скрипач и дирижёр. Учился в Коммерческой академии, затем в Венской консерватории. Играл в придворном оркестре, с 1885 года дирижёр балетных спектаклей Венской придворной оперы.

Сочинил 22 балета, многие из которых были поставлены И. Хасрайтером в Венской опере, в т. ч.: «Фея кукол» (1888, сохраняется в репертуаре театра), «Солнце и земля» (1889), «Танцевальная сказка» (1890), «Красное и чёрное» (1891), «Мир в картине и танце» (1892), «Любовь буршей» и «Вокруг Вены» (оба в 1894), «Маленький мир» (1904), «Фарфоровые безделушки» (1908), «Венский вальс» (1885, балетм. Л. Фраппар). Балет Байера «Роза любви» поставил Л. Манцотти (1898, Милан).



Баланчивадзе Андрей Мелитонович [19.05(01.06).1906, Петербург,-27.04.1992]
- советский композитор, педагог и общественный деятель. Нар. артист СССР (1968). Окончил Тбилисскую (1927) и Ленинградскую (1931) консерватории. В 1931—34 годах заведующий музыкальной частью и композитор грузинских драматических театров в Тбилиси.

Автор опер, инструментальных произведений, первого советского грузинского балета «Сердце гор» (1-я ред. под назв. «Мзечабуки», 1936, Т-р им. Палиашвили; 2-я ред. 1938, Т-р им. Кирова), а также балетов «Страницы жизни» (1961, Большой т-р), «Мцыри» (по М. Ю. Лермонтову, 1964, Т-р им. Палиашвили). Музыка Баланчивадзе самобытна, мелодична и напевна, даёт большие возможности для создания интересных хореографических образов.

С 1935 года преподаватель (с 1942 года профессор) Тбилисской консерватории. С 1953 года председатель, в 1956—61 гг. и 1968—72 гг. первый секретарь правления Союза композиторов Грузинской ССР. Почётный председатель Грузинского музыкально-хореографического общества (с 1957 г.). Гос. премия СССР (1946, 1947).


Барток (Bartok) Бела (25.03.1881, Надьсентмиклош, Трансильвания, ныне Сыннико-лаул-Маре, СРР,—26.09. 1945, Нью-Йорк)
- венгерский композитор. Автор балетов: «Деревянный принц» (1916) и «Чудесный мандарин» (соч. 1918—19).

Оркестровые и камерные произведения Бартока привлекали многих хореографов. Наиболее известные балеты:
на музыку для струнных, ударных и челесты —«Тайны» (1951, Париж, балетм. А. Миллош), «Путешествие» (1957, Нью-Йорк, балетм. К. Макмиллан), «Пленники» (1957, Лондон, балетм. П. Даррелл), «Saracenia» (1964, Париж, балетм. М. Декомбе), под тем же назв. (1965, Будапешт, балетмейстер И. Экк), «Dualis» (1967, Гаага, балетм. X. ван Манен), «Три разговора» (1970, Балтимор, балетм. Д. Дайамонд), «Узники» (1973, Будапешт, балетм. А. Фодор), «На следующее утро» (1974, Вюртемберг, балетм. И. Килиан);
на музыку Концерта для оркестра — «На пороге времени» (1951, Рим, балетм. Миллош), «Концерт звёзд» (1956, Париж, балетм. X. Ландер), под тем же названием (1959, Вупперталь, балетм. Э. Вальтер), «Семейный круг» (1958, Гаага, балетм. Р. ван Данциг), «Концерт» (1965, Печский балет, балетм. Экк) и др.;
на музыку «Дивертисмента» — под тем же названием (1950, Гамбург, балетм. Д. Хойер; 1961, Печский балет, балетм. Экк), «Опус 12» (1964, Гаага, балетм. ван Манен; 1966, Бремен, балетм. Р. Адам; 1967, Кёльн, балетм. Г. Фуртвенглер; 1970, Познань, балетм. К. Джевецкий);
на музыку «Танцевальной сюиты» — «Balvanyosvar» (1948,- Будапешт, балетм. Д. Харангозо), «Hungarica» (1956, Рим, балетм. Миллош; 1968, Будапешт, балетм. Ш. Баркочи; 1969, Дуйсбург, балетм. В. Вальтер; 1969, Нью-Йорк, балетм. Э. Фелд; 1974, Висбаден, балетм. И. Кереш);
на музыку Сонаты для фортепьяно и ударных — «Corybantic» (1949, балетм. X. Лимон), «Соната тоски» (1954, Рио-де-Жанейро, балетм. Миллош), «Соната для троих» (1957, балетм. М. Бежар), «Вчерашние газеты» (1961, Нью-Йорк, балетм. Р. Джофри), «Баллада» (1966, Вена, балетм. X. Нитш; 1974, Познань, балетм. Джевецкий; 1974, Берлин, балетм. Т. Шиллинг);
на музыку фортепианного цикла «Микрокосмос» — «Медея» (аранжированные фрагменты, 1950, балетм. Б. Кульберг; 1973, Париж, балетм. X. Лефебр; 1974, Печский балет, балетм. Экк и Ш. Тот);
на музыку «Контрастов» для скрипки, кларнета и фортепиано — «Капричос» (1950, Нью-Йорк, балетм. Г. Росс);
на музыку Концерта для фортепиано с оркестром № 2 — «Estro barbarico» (1963, Вена, балетм. Миллош);
на музыку Концерта для фортепиано с оркестром № 3 — «Свадебный подарок» (1962, Лондон, балетм. Даррелл).


Бах (Bach) Иоганн Себастьян (21.3.1685, Эйзенах,—28.7.1750, Лейпциг)
- немецкий композитор и органист. Бах создал множество произведений во всех современных ему музыкальных жанрах, кроме оперы и балета (хотя он часто использовал старинные и современные ему танцевальные формы).

Философская значительность и гуманизм творчества Баха, неисчерпаемая глубина музыкальных образов привлекают многих хореографов 20 в., которые стремятся к пластическому воплощению сложной полифонической ткани произведений Баха или используют их как основу действенных балетов (обычно философского содержания).

Среди постановок: «Этюд Баха» (1931, балетм. Б. Ф. Нижинская), «Стихии» на музыку увертюры-сюиты си минор (1937, балетм. М. М. Фокин), «Кончерто барокко» на музыку Концерта ре минор для 2 скрипок с оркестром (1941, «Нью-Йорк сити балле», балетм. Дж. Баланчин), «Dramma per musica» на музыку кантаты № 201 (1946, Монте-Карло, балетм. С. Лифарь), «Юноша и смерть» на музыку Пассакальи и фуги до минор для органа, в оркестровой версии О. Респиги (1946, Балет Елисейских полей, балетм. Р. Пти), «Круг» на музыку Б. и П. Анри (1958, Нидерландский нац. балет, балетм. М. Бежар), «Диаграмма» на музыку Бранденбургского концерта № 6 (1957, Париж, балетм. Ж. Шарра), «Хореографическое подношение» (1964, балетм. X. Лимон), Бранденбургские концерты № 2 и 4 (1966, Лондон, балетм. Дж. Кранко); «Искусство станка» (1965), «Actus tragicus» на музыку кантат № 106 и 51 (1969), «Соната № 5» (1970), «Наш Фауст» на музыку мессы си минор и аргентинских танго (1975, Балет XX века, Брюссель) — все балетм. М. Бежар; «Гольдбергские вариации» (1971, «Нью-Йорк сити балле», Нью-Йорк, балетм. Дж. Роббинс), «Опус Леметр» на музыку токкаты и фуги ре минор (1972, Париж, балетм. X. ван Манен), «Эспланада» на музыку. различных сочинений (1975, Нью-Йорк, балетм. П. Тейлор) и др.

В СССР: «Токката» на музыку токкаты, арии и фуги до мажор (1961, Пермь, балетм. М. М. Газиев); «Прелюдия и фуги» на музыку фуг ре мажор и ре минор, прелюдии ми бемоль минор из «Хорошо темперированного клавира» (1967, Большой т-р, балетм. Н. Д. Касаткина и В. Ю. Василёв); «Ария» на музыку арии из оркестровой сюиты си минор (1969, Ленингр. филармония, балетм. Г. Д. Алексидзе); «Пассакалья» (1969, т-р им. Палиашвили, балетм. Г. И. Давиташвили); «Симфония» на музыку «Рождественской оратории» (1973, Т-р «Эстония», балетм. М. Мурдмаа); «Чаконна» на музыку чаконны ре минор (1974, Т-р им. Палиашвили, балетм. Г. Д. Алексидзе).


Бетховен (Beethoven) Людвиг ван (16.12.1770, Бонн,—26.03.1827, Вена)
- немецкий композитор, пианист и дирижёр. Учился у К. Г. Нефе, позднее у Й. Гайдна и И. Г. Альбрехтсбергера. С 1792 года жил в Вене.

В творческом наследии Бетховена главное место занимают симфонические и камерные произведения, опера «Фиделио». Музыка Бетховена к драматическим спектаклям в некоторых случаях содержит и танцевальные номера.

Первый опыт Бетховена в области собственно хореографической музыки — «Рыцарский балет» (1791, Бонн, балетм. Хабих; 1927, Магдебург, балетм. Р. Лабан; 1962, Бонн, балетм. Урбани; 1970, Вена, балетм. Д. Лука). Новаторской попыткой создания героического балетного жанра стала партитура «Творения Прометея, или Власть музыки и танца» (балетм. С. Вигано, Придворный т-р в Вене, 1801; 1927, Дессау, балетм. Кнуспе; 1933, Аугсбург, балетм. А. Миллош; 1966, Дюссельдорф, балетм. Вальтер). Здесь Бетховен использовал принцип сквозного развития балетной драматургии и приёмы «симфонизации» танца. Высокие музыкальные качества этого произведения, резко отличавшие его от современной ему балетной музыки, а также целостность замысла и драматическая действенность хореографии Вигано, обусловили долгую сценическую жизнь балета.

Значительность содержания, драматизм и героический пафос, неисчерпаемое богатство образов музыки Бетховена привлекали уже современных ему хореографов. Среди балетов на муз. Бетховена: «Шестая симфония» (1829, Лондон, балетм. А. Ж. Ж. Дезэ), «Седьмая симфония» (1908, Нью-Йорк, балетм. и исполнительница А. Дункан; 1938, «Балле рюс де Монте-Карло», балетм. Л. Ф. Мясин), «Ода к миру» (на музыку последней части 9-й симфонии, 1934, Нью-Йорк, балетм. И. Дункан), «Мольба» (на музыку 7-й симфонии, 1942, парижская Опера, балетм. С. Лифарь), «Лунная соната» (1944; Нью-Йорк, балетм. Мясин), «Памяти героя» (на музыку Похоронного марша из 3-й симфонии, 1946, Монте-Карло, балетм. Лифарь), «Слава» (на музыку увертюр «Эгмонт», «Кориолан», «Леонора № 3», 1952, «Нью-Йорк сити балле», балетм. А. Тюдор), «Общество в поместье» (на музыку сонаты № 5 для скрипки и фортепьяно, 1954, балетм. К. Йосс), «Первая симфония» (1954, Саарбрюккен, балетм. Ж. Шарра), «Девятая симфония» (1964, Балет XX века, Брюссель, балетм. М. Бежар), «Сферы» (на музыку струнных квартетов № 12, 13 и Большой фуги для струнного квартета, 1966, балетм. П. Тейлор), «Большая фуга» (для струнного квартета, 1971, Нидерландский танцевальный т-р, балетм. Х. ван Манен), «Адажио Хаммерклавир» (на музыку 3-й части фортепианной сонаты № 29, 1973, Нидерландский нац. балет, балетм. тот же), «Вариации на простую тему» (на музыку 33 вариаций на тему вальса А. Диабелли, 1974, парижская Опера, балетм. Б. Макдональд), «Опус 43-Прометей» (1978, Лион, балетм. М. Шпаремблек) и мн. др.

В СССР: «Величие мироздания» (на муз. 4-й симфонии, 1923, Т-р оперы и балета, Петроград, балетм. Ф. В. Лопухов), «Аппасионата» (на муз. сонаты № 23, 1970, Т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко, балетм. В. П. Бурмейстер; 1978, Ленингр. хореографич. уч-ще, балетм. К. М. Сергеев), «Кориолан» (1966, ленинградский ансамбль Камерный балет, балетм. С. В. Викулов), «Прометей» (1976, т-р «Эстония», балетм. М. Мурдмаа).


Бизе (Bizet) Жорж (25.10.1838, Париж,—03.06. 1875, Буживаль)
- французский композитор. Окончил Парижскую консерваторию по классу композиции Ж. Галеви (1857). Автор опер, симфонических и камерных произведений. Для музыки Бизе характерны мелодическое изящество, обилие танцевальных ритмов, прозрачность фактуры и инструментовки, простота и вместе с тем изысканность гармонии.

На его музыку ставились балеты: «Детские игры» (1932, «Балле рюс дю колонель де Базиль», балетм. Л. Ф. Мясин; 1952, Берлин, ГДР, балетм. Д. Шпис; 1959, Ганновер, балетм. И. Георги), «Рим» (1955, «Нью-Йорк сити балле», балетм. Дж. Баланчин), «Поэма любви» (1962, парижская Опера, балетм. В. П. Бурмейстер), «Вариации» (1964, Москва, балетм. тот же); на музыку 1-й симфонии — «Ассамблея» (1946, «Сэдлерс-Уэллс балле», балетм. А. Хоуард, 1946), «Хрустальный дворец» («Симфония до мажор», 1947, парижская Опера, балетм. Баланчин), «Маскарад» (1946, Балет Елисейских полей, балетм. В. Гзовский), «Симфония до мажор» (1955, Скопье, балетм. Д. Парлич); на муз. из оперы «Кармен»—«Кармен» (1931, Моск. художеств, балет под рук. В. Кригер, балетм. К. Я. Голейзовский), «Ружья и кастаньеты» (1939, Чикаго, балетм. Р. Пейдж и Б. Стоун), «Кармен» (1949, «Балле де Пари», балетм. Р. Пти), «Кармен» (1951, балетм. X. Греко), «Кармен-сюита» (в музыкальной транскрипции Р. Щедрина, 1967, Большой т-р, Москва, балетм. А. Алонсо), «Кармен» (в аранжировке В. Фортнера и В. Штайнбреннера, 1971, Штутгартский балет, балетм. Дж.Кранко). В труппе Марсельский балет в 1974 был поставлен спектакль «В честь Бизе», в который вошли балеты в постановке Пти — «Кармен», «Детские игры» и «Арлезианка» (на музыку к одноименной драме) и Дж. Вантаджо — «Бизетиана» (на муз. из оперы «Пертская красавица»).


Бородин Александр Порфирьевич [31.10(12.11).1833, Петербург —15 (27).02.1887, там же]
- русский композитор и учёный-химик. Окончил Медико-хирургическую академию (1856) в Петербурге. Участник объединения композиторов «Могучая кучка». Автор симфоний, квартетов, романсов, инструментальных произведений.

Для музыки Бородина характерны эпическое («богатырское») начало, широкие картины народной жизни, программная изобразительность, тонкая камерная лирика. В его творчестве своеобразное претворение получили элементы русского и восточного фольклора. Многие новаторские находки Бородина предвосхитили позднейшие завоевания западно-европейской музыки. Танцевально-хоровая сцена («Половецкие пляски») в единственной опере Бородина «Князь Игорь» (пост. 1890, Мариинский т-р, балетм. Л. И. Иванов) неоднократно служила основой самостоятельного хореографического воплощения (1-я пост. 1909, Русские сезоны, Париж, балетм. М. М. Фокин). В 1938 году на музыку Бородина балетмейстер Л. Ф. Мясин поставил балет «Богатыри» («Балле рюс де Монте-Карло»).


Брамс (Brahms) Иоганнес (07.05.1833, Гам-бург,—03.04.1897, Вена)
- немецкий композитор, пианист и дирижёр. Учился у Э. Марксена. Наследие Брамса охватывает многие жанры. Его «Венгерские танцы» — свободная транскрипция ритмов и интонаций городского венгерского фольклора (вербункош); в вальсах заметно воздействие венской бытовой муз. культуры (лендлер), ощутимы также «славянизмы» (ритмы и обороты чешской польки и др.); танцевальность пронизывает многие симфонические, вокальные и инструментальные произведения Брамса.

Среди балетов на его музыку: «Хореартиум» (на музыку 4-й симфонии, 1933, «Балле рюс де Монте-Карло», Лондон, балетм. Л. Ф. Мясин), «Брамс — вариации» (на музыку вариаций Брамса на темы Генделя и Паганини для фортепиано, 1944, балетм. Б. Ф. Нижинская), «Гран па» (1953, парижская Опера, балетм. С. Лифарь); «Вальсы — песни любви» (на музыку двух циклов для вокального квартета и фортепиано, 1960), «Брамс — Шёнберг квартет» (на музыку фортепианного квартета № 1 в оркестровой версии Шёнберга, 1967) — оба «Нью-Йорк сити балле», балетм. Дж. Балан-чин, «Серенада» (№ 2 для оркестра, 1967, Печский балет, балетм. И. Экк); «Инициалы R.B.M.E.» (на музыку Концерта № 2 для фортепиано с оркестром, 1972, Штутгартский балет, балетм. Дж. Кранко; в СССР показан под назв. «Балет», 1972), «Странник и его тень» (на музыку 4 строгих напевов для баса на библейские темы, 1972, балетм. Т. Тарп); «Однажды...» (на музыку фортепианного квартета № 1, 1974, балетм. Г. Вередон), «Вариации» (на музыку Вариаций на тему Паганини, 1979, парижская Опера, балетм. В. Верди).

В СССР: «Концерт» и «Тема с вариациями» (1970, Ленинград, балетм. Г. Д. Алексидзе), «Хореографическая фантазия» (1974, Одесса, балетм. И. А. Чернышёв) и мн. др.


Бургмюллер (Burgmuller) Фридрих Иоганн Франц [04.12.1806 (1804), Регенсбург, - 13.02.1874, Больё, близ Парижа]
- композитор и педагог. По национальности немец. С 1832 года жил в Париже. Написал музыку балетов "Пери, или Лейла" (1843, парижская Опера, пост. Ж. Коралли), "Леди Генриетта, или Гринвичская служанка" (1844, совм. с Э. Дельдевезом и Ф. Флотовым, пост. там же, балетм. Ж. Мазилье; музыка частично использована Флотовым в опере "Марта"). Бургмюллеру приписывается музыка вставного па-де-де из 1-го акта балета "Жизель". С 1844 года вел только педагогическую работу.
"В"

Василенко Сергей Никифорович [18(30).03.1872, Москва - 11.03.1956, там же]
- советский композитор, дирижер, педагог. Народный артист Узбекской ССР (1939) и народный артист РСФСР (1940). Доктор искусствоведения (1943). В 1901 окончил Московскую консерваторию. Автор симфонических, камерных и инструментальных сочинений, опер и балетов: "Нойя" (1923), "Иосиф Прекрасный" (1925, Экспериментальный театр, Москва, балетм. К. Я. Голейзовский), "В солнечных лучах" (1926, Одесский театр, балетм. тот же), "Карусель" (1933, Москва), "Цыганы" (по А. Пушкину, 1937, гастроли Моск. художеств. балета в Ленинграде), "Лола" (1943, театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, балетм. В. П. Бурмейстер), "Мирандолина" (1949, Большой театр, балетм. В. И. Вайнонен) и др.

В 1938 году работал в Ташкенте, способствуя развитию профессиональной узбекской музыкальной культуры. В театре им. Навои был поставлен его балет "Акбиляк" (1943, балетм. Ф. В. Лопухов, М. Т. Тургунбаева, Е. Н. Барановский; 1951, новая редакция под названием "Озодачехра", балетм. П. К. Йоркин). С 1906 года педагог Московской консерватории (с 1907 года профессор). Лауреат Государственной премии СССР (1947).

Вебер (Weber) Карл Мария фон (18 или 19.11.1786, Эйтин, земля Шлезвиг-Гольштейн,—05.06.1826, Лондон)
- немецкий композитор, дирижёр, пианист. Учился у М. Гайдна и Г. Фоглера. Родоначальник романтической немецкой оперы, автор многих инструментальных произведений, в т.ч. концертных танцев: вальсы, «Большой полонез», «Приглашение к танцу» для фортепиано и т. д.

На музыку «Приглашения к танцу» (в оркестровой версии Г. Берлиоза) поставлены балеты: «Рококо» (с добавлением муз. Ф. Листа, 1876, Берлин, балетм. П. Тальони и К. Телле), «Видение розы» («Призрак розы», 1911, Русский балет Дягилева, Монте-Карло, балетм. М. М. Фокин) и др. Балеты, созданные на музыку различных сочинений Вебера: «Русалка из Шёнбрунна» (1927, гос. Опера, Вена, балетм. Г. Крёллер), «Сильвана» (1934, Аугсбург, балетм. А. Миллош), «Вена — 1814» (1940, «Балле рюс де Монте-Карло», Нью-Йорк, балетм. Л. Ф. Мясин), «Концертштюк» (1965, Гамбург, балетм. П. ван Дийк), «Фортепьянный концерт № 2 ми бемоль мажор» (1971, Дюссельдорф, балетм. Э. Вальтер) и др. «Симфонические метаморфозы тем Вебера» П. Хиндемита также ставились как балет (1952, «Нью-Йорк сити балле», балетм. Дж. Баланчин).


Верди (Verdi) Джузеппе Фортунино Франческо (10.10.1813, Ронколе, пров. Парма,— 27.01.1901, Милан)
- итальянский композитор. Учился у Ф. Провези, В. Лавиньи. Один из крупнейших оперных композиторов 19 века, Верди часто включал в партитуры опер развёрнутые балетные дивертисменты (в некоторых случаях специально писал их для новых «парижских» редакций). Среди таких опер: «Иерусалим» (1847), «Сицилийская вечерня» (1855, балетм. Л. Петипа), «Трубадур» (1857), «Макбет» (1865), «Дон Карлос» (1867, балетм. Петипа), «Аида» (1871), «Отелло» (1894).

Необычайная популярность сочинений Верди, их демократическая направленность, яркая мелодичность побуждали уже современников использовать музыку композитора для балетных постановок (напр., «Рита Готье» на музыку «Травиаты», 1857, балетм. Ф. Терманини, Турин).

Среди пост, на музыку Верди: «Месть» (на музыку «Трубадура», 1951, Балет Елисейских полей) и «Камилла» (на муз. «Травиаты», 1957, Чикаго) — оба балетм. Р. Пейдж; «Жизнь и смерть Лолы Монтес» («Балле уоркшоп», Лондон, балетм. Дж. Картер), «Дама и шут» (на музыку различных произведений в аранжировке Маккераса, «Сэдлерс-Уэллс балле», Лондон, балетм. Дж. Кранко), оба — 1954; «Витторио» (1955, «Метрополитен-опера», Нью-Йорк, балетм. 3. Солов), «Дама с камелиями» (на музыку «Травиаты», 1947, балетм. А. Долин; 1951, балетм. А. Тюдор; 1977, балетм. П. Лакот), «Виолетта» (на ту же музыку, 1959, Монако, балетм. М. Бежар), «Времена года» (на музыку одноимённого дивертисмента из оперы «Сицилийская вечерня», 1970, «Цинциннати балле», балетм. В. Верди; 1975, с добавлением музыки дивертисмента из оперы «Ломбардцы», Королевский балет, Лондон, балетм. К. Макмиллан; 1973, под назв. «Вечерня», «Нью Лондон балле», балетм. А. Проковски), «Подвижность» («Mouvances», на музыку струнного квартета, 1976, парижская Опера, балетм. Р. Пти), «Гелиогабал» (на музыку Верди, Пуччини и др., 1976, Балет XX века, балетм. Бежар), «Верди, как...» (спектакль в честь Верди на музыку его различных сочинений, 1977, Балет XX века, Верона, балетм. тот же), «Бал королевы» (на музыку из оперы «Дон Карлос», 1978, «Нью-Йорк сити балле», балетм. Дж. Баланчин) и др.
"Г"

Гербер Юлий Густавович [1831, Варшава,—20.11(2.12).1883, Москва]
- рус. скрипач, композитор и дирижёр. С 1845 года служил в оркестре Большого т-ра, в 1869—82 дирижёр балета и композитор этого т-ра. С 1871 года также инспектор музыки Моск. имп. т-ров. Сочинял камерно-инструментальные ансамбли, скрипичные и фортепьянные пьесы, балеты, в т. ч. «Папоротник, или Ночь на Ивана Купалу» (1867, балетм. С.П. Соколов), «Последний день жатвы» (1868, балетм. тот же), «Трильби» (1870, балетм. М.И. Петипа), «Кащей» (1873, балетм. тот же), «Стелла» и «Ариадна» (оба — 1875, балетм. тот же). П.И. Чайковский считал Гербера талантливым композитором балетной музыки.


Герольд (Herold) Луи Жозеф Фердинан (28.1.1791, Париж,—19.1.1833, Терн, близ Парижа)
- франц. композитор. Сын пианиста и композитора Франсуа Жозефа Герольда. Композиции обучался у Ф. Фетиса и в Парижской консерватории у Э. Мегюля. Автор более 20 опер и балетов, в т. ч.: «Астольф и Джоконда», «Сомнамбула, или Приезд нового сеньора» (балеты-пантомимы, оба — 1827); «Лидия», «Тщетная предосторожность» (наиболее известный, написан на основе анонимной музыки балета того же названия с включением музыки Россини; оба — 1828), «Спящая красавица» (1829) — все пост. в парижской Опере, балетм. Ж. Омер; «Деревенская свадьба» (пост, во дворце Тюильри и в «Опера комик», 1830). Творчество Герольда относится к эпохе формирования франц. романтич. балета. Музыка его балетов отмечена мелодизмом, использованием интонаций франц. городского фольклора, изяществом инструментовки.


Гертель (Hertel) Петер Людвиг (24.4.1817, Берлин, — 13.6.1899, там же)
- нем. композитор. До 1893 года композитор и дирижёр балета при Королевской опере в Берлине. Автор балетов, пост. П. Тальони: «Сатанилла» (1852), «Приключения Флика и Флока» (1858), «Сарданапал» (1865), «Фантаска» (1869). Балет Гертеля «Тщетная предосторожность» (1864, Берлин, балетм. Тальони) благодаря мелодичности и танцевальности музыки имел большой успех и широко ставился на балетных сценах.


Гершвин (Gershwin) Джордж (наст, фам.— Гершович) (26.9.1899, Бруклин, Нью-Йорк, — 11.7.1937, Беверли-Хилс, Калифорния)
- амер. композитор и пианист. Систематич. муз. образования не получил, композиции учился самостоятельно. В 1928 году жил в Париже. Автор опер, оперетт, оркестровых произведений. В его музыке своеобразно сочетаются традиции амер. (негритянского) джаза, т. н. эстрады Бродвея, с формами европ. муз. классики — оперной, симфонич., концертной. Яркая мелодичность музыки Гершвина, её неизменная связь с песенно-танц. ритмами нар. фольклора обусловили интерес хореографов к творчеству композитора. Среди балетов, пост, на его музыку: «Рапсодия в стиле блюз» (1927, балетм. А. Долин, ставили также балетм. А. Миллош, Н. Вершинина, Й. Немечек, Р. Родем и др.), «Американец в Париже» (1946, на муз. симфонич. сюиты, балетм. Т. Болендер; 1951, фильм-балет, балетм. Р. Пейдж; 1963, балетм. В. Боккадоро, Т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко), «Pas de dieux» (на муз. Концерта для фп. с оркестром, 1960, парижская Опера, балетм. Дж. Келли), «Гершвин-кончерто» (на ту же музыку, 1972, Нем. гор. опера, Зап. Берлин, балетм. Дж. Клиффорд), «Ньюйоркец» (на муз. разл. произв. Г., 1940, балетм. Л.Ф. Мясин), «Не всё ли равно?» (на муз. песен Г., 1970, «Нью-Йорк сити балле», балетм. Дж. Баланчин), «Настоящий Мак-Кой» (на муз. песен Г., 1974, балетм. Э. Фелд), «Поэма о негре» (1963, Свердловский т-р, балетм. Е.Ф. Дорофеев), «Партнеры по танцу» (1977, Париж, балетм. Ж. Руссильо; показан в СССР в 1979) и др.


Глазунов Александр Константинович [29.7(10.8).1865, Петербург, — 21.3.1936, Париж]
- рус. композитор, дирижёр, педагог. Нар. арт. Республики (1922), почётный доктор Оксфордского и Кембриджского ун-тов (1907). Ученик Н.А. Римского-Корсакова. Один из крупнейших рус. симфонистов, Глазунов был чрезвычайно чуток к выразительным возможностям танцевально-пластич. свойств муз. формы («Свадебное шествие», «Концертные вальсы», «Балетная сюита»). Танц. темы пронизывают его симфонии (4-я и 6-я), квартеты. Склонность к симфонизации жанрово-танц. образов («Шопениана», «Гадание и пляска») привела Глазунова в балетный т-р. В отличие от П.И. Чайковского, подчинившего жанр балета-феерии законам муз. драмы, Глазунов выявляет и обобщает лирико-эпические тенденции, заложенные в образных и композиц. структурах «большого балета» («Раймонда», 1898, Мариинский т-р, балетм. М.И. Петипа). Традиционные схемы классич. танца становятся, по словам Глазунова, «благотворными оковами», в к-рых воспитывается его чувство формы, кристаллизуется определённый тип симфонизма. Несмотря на жанровые различия (напр., парадность монументальной «Раймонды» и пасторальный колорит одноактной «Барышни-служанки», 1900, Эрмитажный, затем Мариинский т-ры, балетм. Петипа; см. «Испытание Дамиса») балеты Глазунова обладают единством стиля. Их драматургия строится на образном взаимопроникновении разл. жанровых сфер. Так, в «Раймонде» любовное соперничество Абдерахмана и де Бриена воплощено в контрастном сопоставлении испано-араб. и венг. сюит танцев; в балете «Барышня-служанка» лирический мелос вариаций и дуэтов Изабеллы и Дамиса оттенён сюитой старинных франц. танцев, передающих стилизованную обстановку «галантного века». В балетах Глазунова новое значение (по сравнению с Чайковским) приобретают массовые жанрово-характерные образы. С ними связано преобладание сюитно-циклич. форм. Грандиозные жанровые циклы «Раймонды» — гл. средство достижения муз. единства партитуры и основа симфонизации и слияния классич. и характерного танца (венг. классическое Grand pas в 3-м акте). В балете «Времена года» (1900, Эрмитажный, затем Мариинский т-ры, балетм. Петипа) Глазунов, сохраняя традиционные композиц. формы каждой из 4 частей (следующих без перерыва), создаёт целостную симф. конструкцию всей партитуры. Так возникает хореографич. симфония, получившая развитие в европ. балетной музыке нач. 20 в.

Балеты Глазунова — самое значит. явление балетного симфонизма на рубеже 19 — 20 вв., соответствующее нормам театр, поэтики балетм. Петипа. Подобно «высокому академизму» классич. танца в спектаклях Петипа, возникшему в результате отбора и творч. синтеза разнообразных традиций хореографии 19 в., партитуры Г., подытоживая завоевания муз. классики, сообщают им незыблемую устойчивость академич. формы. Уступая «Спящей красавице» в драматизме и мастерстве психологич. характеристики, «Раймонда» Глазунова—Петипа представляет собой законченный образец единого муз.-танц. стиля эпохи. Симф. музыка Глазунова неоднократно становилась материалом для хореографич. интерпретаций: Вступление и пляска Саломеи из музыки к драме «Саломея» Уайльда («Пляска семи покрывал», 1908, Петербург, балетм. М.М. Фокин), симф. поэма «Стенька Разин» (одноим. балет, для к-рого Глазунов дописал «Пляску дружины Разина» на тему нар. песни «Вниз по матушке по Волге», 1915, Петроград, балетм. Фокин; 1918, Москва, балетм. А.А. Горский), 5-я симфония (1916, Москва, балетм. Горский) и др.


Глебов Евгений Александрович (р. 10.9.1929, Рославль Смоленской обл.)
- сов. композитор. Нар. арт. БССР (1973). В 1956 окончил Белорус, консерваторию (класс комп. А. Богатырёва). Автор симфонических произведений, оперы, оперетты, балетов: «Мечта» (1961, Минский т-р), «Хореографические новеллы» (1965, там же), «Альпийская баллада» (1967, там же; 1972, Челябинск), «Избранница» (1969, там же, все — балетм. О.М. Дадишкилиани; 1970, Новосибирск), «Тиль Уленшпигель» (1974, Минск, балетм. тот же; 1977, Ленинград и Хельсинки, 1978, Минск — все В.Н. Елизарьев). С 1971 преподаёт в Белорус, консерватории, с 1978 доцент. Гос. пр. БССР (1970).


Глинка Михаил Иванович [20.5(1.6).1804, с. Новоспасское, ныне Ельнинского р-на Смоленской обл., — 3(15).2.1857, Берлин]
- рус. композитор. Основоположник рус. классич. музыки. Его творчество определило нац. и мировое значение рус. музыки, обозначив осн. пути её развития в творчестве композиторов последующих поколений, в первую очередь — «Могучей кучки» и П.И. Чайковского. Не сочинив ни одного балета, Глинка использовал танц. формы в своих произведениях. Танец у Глинки впервые в рус. музыке стал одним из средств создания образов героев в опере, картин нар. жизни в симфонич. увертюрах, выражал богатое лирич. содержание.

Балетные сцены в операх Глинки, его симфонич. сочинения и особенно «Вальс-фантазия» (первонач. для фп., 1839; оркестровая ред. 1845; последняя ред. 1856) положили основание будущему классич. рус. балету, подготовили балетную реформу Чайковского. В сюите польских танцев из «Ивана Сусанина» (1836), танцах дев Наины и восточных танцах из «Руслана и Людмилы» (1842), выполняющих важную роль в драматургии спектакля, определились гл. принципы танц. формы. Их отличают образно-тематич. и интонац. родство, волнообразное развитие при контрастном сопоставлении отдельных звеньев формы, логика тонального движения. Польские танцы в «Иване Сусанине» — первый в рус. балетной музыке пример симфонич. разработки танц. тематики. Особенности симфонизма Глинки наиболее полно раскрылись в «Испанских увертюрах» («Арагонская хота», 1845, «Ночь в Мадриде», 1851) и в «Камаринской» (1848), где основой произв. являются подлинные нар. танцы.

На музыку сочинений Глинки создавались балетные представления: «Сон» (1915, Мариинский т-р, Петроград, сцен, и балетм. М.М. Фокин), «Арагонская хота» (1916, Мариинский т-р, Петроград, сцен, и балетм. тот же, реж. В.Э. Мейерхольд), «Испанские эскизы» (1918, т-р сада «Аквариум», Москва, сцен, и балетм. А.А. Горский), «Я помню чудное мгновенье» (по А.С. Пушкину, на основе ряда произв. Г. в интерпретации Г. Синисало; 1962, Т-р им. М. Джалиля, Казань, балетм. И.В. Смирнов; 1962, Львовский т-р оперы и балета, балетм. М.С. Заславский; 1963, Харьковский т-р оперы и балета, балетм. Н.Д. Юлтыева и И.В. Смирнов), «Русские миниатюры» (на муз. Г., А.А. Алябьева, А.К. Лядова, А.С. Даргомыжского, Чайковского; 1962, Большой т-р, балетм. В.А. Варковицкий), «Па-де-катр» (на муз. увертюры к опере «Руслан и Людмила», 1966, Штутгартский балет, балетм. Дж. Кранко), «Глинкиана» (на муз. разл. произв. Г., 1967, «Нью-Йорк сити балле», балетм. Дж. Баланчин).


Глиэр Рейнгольд Морицевич [30.12.1874 (11.1.1875), Киев, — 23.6.1956, Москва]
- сов. композитор, дирижёр, педагог. Нар. арт. СССР (1938). Доктор искусствоведения (1941). В 1900 окончил Моск. консерваторию (по композиции у М.М. Ипполитова-Иванова), в 1906—08 брал уроки дирижирования у О. Фрида в Германии. Автор опер, симфонич. и инстр. произв., Глиэр большое внимание уделял театральной и, особенно, балетной музыке. Значительной вехой в истории отечеств, балета стал «Красный мак» (1927, Большой т-р, балетм. Л.А. Лащилин и В.Д. Тихомиров; 1949, там же, балетм. Л.М. Лавровский; 1949, Т-р им. Кирова, балетм. Р.В. Захаров) — первый советский репертуарный балет на совр. революц. тему, заложивший основу развития сов. реалистич. балетного иск-ва. В музыке балета использованы ранние соч. Глиэра, а также рус. и кит. песенно-танцевальный фольклор; ярко обрисованы нар. сцены. При всей новизне идейно-образных задач музыкальная драматургия произв. близка к традициям балета дивертисментного типа.

Значительно большая муз.-драматургич. стройность, преемственная связь с традициями рус. симфонич. балета (Чайковский, Глазунов) свойственны балету «Медный всадник» (по поэме Пушкина, 1949, Т-р им. Кирова, балетм. Захаров; Гос. пр. СССР, 1950). Цельность формы, развёрнутая система лейтмотивов, углублённые муз. характеристики гл. героев сочетаются здесь с разнообразием картин природы и бытовых сцен (в музыке к-рых творчески претворены интонации и ритмы нар. и придворного танца, гор. романса нач. 19 в., музыки «петровской эпохи»). Глиэру принадлежат также балеты: «Хризис» (1912, Интернациональный т-р, Москва, балетм. Н. Милль), «Клеопатра» («Египетские ночи», по Пушкину, 1926, Муз. студия МХАТа, Москва), «Комедианты» («Дочь народа» по пьесе <
Категория: Композиторы | Добавил: sasha-dance (30.09.2010)
Просмотров: 3137 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 1
1  
Наша контора предлагает вам следующие виды услуг:
1.Страсный миньет на дороге (АКЦИЯ В ЧЕСТЬ ОКОНЧАНИЯ ЛЕТА от 100 рублей)
2.У нас всегда хороший выбор (Татрочки, Казашки, Русские, И новинка УКРАИНКИ!!)
3.Выезд на дом по вызову (без проеба ).
4.Эскорт услуги на вашей вечеринке(Только истые дырки).
5.Также возможно сотрудничество с корпоративными (организациями)
6.Секс по телефону (ПЕРВЫЕ 5 МИНУТ БЕСПЛАТНО)!
По вопросам и предложениям обращаться по телефонам наших операторов работающих 24/7.
гор: 8(843) 247 06 06
моб: +79539991621
а также пишите нам на емаил: eaisto-kazan@mail.ru КАЖДАЯ 5 ЗАЯВКА ЧЕРЕЗ ПОЧТУ 1 час в подарок! Вы платите только за такси по городу от 100р.

Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  •  
  • Программы для всех
  • Лучшие сайты Рунета