Воскресенье, 22.10.2017, 20:15 Приветствую Вас Гость | RSS
Композиция
и
постановка танца
Меню сайта
Статьи по разделам
Балетмейстеры [184]
Биография, основные этапы творчества и произведения


Ж.Ж.Новерр"Письма о танце" [18]
Полная версия книги Новерра представленная отдельно каждым письмом


И.Сироткина "Культура танца и психология движения" [2]
Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ТАНЦА [0]
Методические указания к спецкурсу «Основы танцевально-экспрессивного тренинга»


Режиссура танца [62]
Теоретические и научные статьи и методики.


Драматургия танца [37]
Теоретические и методические материалы и статьи по данной теме.


Туано Арбо [3]
ОПИСАНИЕ ОРКЕЗОГРАФИИ


Научные статьи [131]
Всевозможные и собственные статьи, а также курсовые и дипломные работы студентов, надиктовыные им в качестве научного руководителя.


Танцевальный симфонизм [18]
Все материалы посвящённые танцевальному симфонизму.


Реформаторы Балета [36]
Имена и их биографии


История балета [108]
Интересные статьи по истории балеты.


В. А. Теляковский - "Воспоминания" [14]
Теляковский. Воспоминания.


Тамара Карсавина "Воспоминания" [17]
Т.КАРСАВИНА "ВОСПОМИНАНИЯ"


Леонид Якобсон [15]
Всё о Якобсоне


Польcкие танцы [13]
Описание и видео-фрагменты Польских танцев


Венгерский танец [12]
Венгерские танцы -описание и видеофрагменты


Ирландский танец [7]
Ирландский танец видео и описание


Армянский танец [6]
Армянский танец описание и видео


Танцы народов прибалтики [9]
Прибалтийские народные танцы


Видео [53]

Музыка [14]
Музыкальные материалы для этюдов и танцев


Исполнители [147]
Раздел посвящён легендарным исполнителем танцевального искусства


Интевью с Баланчиным [10]
Великолепная статья Соломона Волкова в виде интервью с Джоржем Баланчины о Петербурге, о Стравинском и Чайковском


Композиторы [68]
Биографии и интерересные статьи о композиторах


Классический танец [8]
Материалы по классическому танцу: методика и интересные статьи


Либретто балетных спектаклей [101]
В данной категории содержаться основные либретто балетных спектаклей различных времён и различных балетмейстеров


Ранние формы танца [11]
История зарождения первых танцевальных форм


Jazz & Modern Dance [15]
Техника современных танцевальных течений


Танцы Народов Мира [12]
Все народности и этносы


Русский танец [24]
Всё по русскому танцу


Испанский танец [17]
Всё о танцах Испании


Музыкальная драматургия. [33]
Методические и теоретические материалы по музыке и музыкальной драматургии.


Еврейские танцы [9]
материалы по истории и еврейских танцев


Художники [18]
Биография и творчество художников


Выдающиеся педагоги [57]
Биография известных педагогов танца


Фёдор Лопухов [13]
Фёдор Лопухов


Азербаджанский танец [3]
Всё об Азербаджанском танце


Борис Эйфман [10]
Всё о творчестве Эйфмана


Институт Культуры и Искусств [7]
правила приёма


Историко-бытовой танец [3]
ВСЁ О ИСТОРИКО-БЫТОВЫХ ТАНЦАХ


Чукотский танцевальный фольклор [4]
Чукотский танцевальный фольклор


Русский хоровод [12]
Всё о русском хороводе


Каталог статей


Главная » Статьи » Либретто балетных спектаклей

Алые паруса.
Алые паруса.

АЛЫЕ ПАРУСА, балет в 3 актах с прологом (по повести А. С. Грина). Композитор В. М. Юровский, сцен. А. В. Таланова.
30.12.1942, труппа Большого театра, Куйбышев, балетм. А. И. Радунский, Н. М. Попко, Л. А. Поспехин, худ. П. В. Вильямс, дирижёр Ю. Ф. Файер; Ассоль - И. В. Тихомирнова, Грэй - В. А. Преображенский, Летика - А. М. Мессерер.
5.12.1943, Большой театр, балетм. те же, Ассоль - О. В. Лепешинская, Грэй - Преображенский, Летика - Мессерер.
Балет в 2-действиях. Либретто А. Таланова, А. Радунского по одноименному произведению А. Грина.
Игрушечный корабль, подаренный сказочником девочке Ассоль, рождает в её душе прекрасную мечту о том, что когда-нибудь приплывет за ней на огромном корабле с алыми парусами тот, кто увезет её в другой мир, где нет ни насилия, ни жестокости, где торжествует любовь. И мечта сбывается…
Удивительно нежный и красивый балет в 2-х действиях на музыку В. Юровского по одноименному произведению А. Грина.

Балет в 3-х действиях, 7-ми картинах.
Либретто по одноименной феерии Александра Грина
Действующие лица:
АССОЛЬ - дочь моряка
ЛОНГРЕН - ее отец
АРТУР ГРЭЙ - капитан «Секрета»
ЛИОНЕЛЬ ГРЭЙ - его отец
ЛИЛИАНА ГРЭЙ - его мать
БЕТСИ - служанка в замке Грэев
ДЖИМ - слуга, жених Бетси
ДВОРЕЦКИЙ
ХУДОЖНИК
ПОРТНИХА
МЕННЕРС - трактирщик
ЭГЛЬ - странствующий сказочник
ЛЕТИКА - матрос «Секрета»
УГОЛЬЩИК
СКРИПАЧ ЦИММЕР
ПРОДАВЕЦ ТКАНЕЙ
ТОРГОВКИ, РЫБАКИ, МАТРОСЫ, ДЕТИ

Действие 1-е
Картина 1.
Приморская деревушка Каперна. Солнечный день. На маленькой площади у моря суета: торговки зазывают народ, толстый Меннерс приглашает в свой трактир, катит тележку Угольщик. Играют ребятишки. Под скрипку Циммера пляшет молодежь.
На пороге дома Лонгрен провожает маленькую Ассоль в город продавать игрушки, которые он смастерил. Ассоль восторгается корабликом с алыми парусами, отец сделал его ночью. Лонгрен наказывает ей быть осторожной и, нежно поцеловав, отпускает. Вся площадь перешептывается, глядя на них. Лонгрена недолюбливают, считая гордецом и нелюдимом. Это отражается и на Ассоль.
Девочка робко идет через площадь. Дети начинают кружить вокруг нее, просят показать игрушки. Она достает парусник. Дети замирают от восторга, игрушка идет по рукам. Меннерс, затем торговки кричат детям, чтоб не водились с девочкой, сопровождая крики тумаками. Словно опомнясь, дети дразнят Ассоль, не отдают парусник. За нее вступается Угольщик. Бросив кораблик на землю, сорванцы убегают. Ассоль плача поднимает игрушку и бежит домой. На пороге замирает: отцу и так тяжело. Вздыхает, вытирает слезы и уходит другой, окольной дорогой.
Картина 2.
Лес, просвеченный солнцем. Вдали виднеется море. Меж деревьев бежит ручей. Ассоль понемногу забывает о невзгодах. Она вся во власти фантазий и грез. Опускает парусник в ручей и, представляя себя важной дамой, беседует с капитаном, затем танцует с ним. Радость переполняет ее и, кружась, она неожиданно налетает на сказочника Эгля, который задумчиво следил за ней. Она сначала пугается, но старик такой добрый и ласковый. Он рассматривает пойманный кораблик, потом предсказывает: пройдет время, и такой же корабль, только большой, придет за ней, и прекрасный принц увезет ее в свое царство.
На горизонте перед мысленным взором девочки появляется силует корабля под алыми парусами...
Действие 2-е
Картина 3.
Замок Грэя. Большой зал с камином и фамильными портретами. Художник готовит холст. Граф и графиня, родители Артура, в роскошных креслах ждут начала сеанса семейного портрета. Входит Дворецкий, докладывает: Артура опять видели играющим с детьми простолюдинов. Вбегает Артур, волосы всклокочены, воротничок разорван, жабо испачкано. Граф хмурится, графиня успокаивает его, жестом отсылая сына переодеться. Наконец, сеанс начинается, но наследник абсолютно не настроен позировать, он корчит гримасы за спинами родителей, в затылок чинно уходящего Дворецкого стреляет из рогатки, которую тут же прячет в манжетах. Портнихе, принесшей графине на показ дорогую ткань для бального платья, он исподтишка показывает живого мышонка. Та симулирует обморок. Потеряв терпение, граф изгоняет сына. Артур с радостью подчиняется. Дворецкий докладывает о прибытии важного гостя. Граф и графиня, «надменные невольники своего положения», встают и выходят из зала. Художник складывает мольберт.
Служанка Бетси наводит порядок, ставит свежие цветы. Появляется Джим. Они давно любят друг друга, но денег на свадьбу у них нет. Дуэт влюбленных нежен и печален. Артур становится невольным свидетелем их признаний. Бетси и Джим смущены, но мальчик успокаивает их, обещая поговорить с матерью, чтобы граф дал Бетси приданое.
В зал входят графиня с портнихой. Артур – сама невинность – извиняется перед дамами за свое поведение, дарит им ромашки, целует руку матери. Графиня смеется, портниха улыбается. Невозможно устоять перед галантностью юного графа. Когда мать и сын остаются вдвоем, он рассказывает ей про Бетси и Джима. Графиня ни в чем не может отказать сыну. Согласия графа она добьется. Радостный Артур, забыв, что поцеловать надо руку, просто расцеловывает мать в обе щеки и ведет к ней Бетси с Джимом, стоявших за дверью. Графиня благословляет их.
Картина 4.
Высвечивается сумрачная библиотека замка. Грэй забирается на стремянку в поисках нужной книги. Рядом с полками висит занавешенная картина, которая до сих пор не привлекала его внимания. Неосторожное дивжение – и ткань свешивается, открывая картину почти наполовину. Видно бушующее море. Нетерпеливой рукой Грэй срывает драпировку. Он заворожен: буря, корабль, фигура капитана, стоящего к нему спиной...
Грэй спускается вниз, несколько мгновений смотрит на картину – и вот он уже там, на корабле, он противостоит стихии, он – капитан!.. Его судьба открылась ему: «Он родился капитаном, хотел быть им и стал им».
Действие 3-е
Картина 5.
Восемь лет спустя.
Снова утренний лес. Ассоль исполнилось 16. Она встречает рассвет на берегу, всматриваясь в морскую даль. Затем начинается ее танец – танец трепетного ожидания, неистребимой надежды и веры в предсказанное. Вдруг ей кажется, что на горизонте вспыхивают алые паруса. Она всматривается в даль до боли в глазах. Нет, это игра солнца...
Утомленная Ассоль опускается на траву под большим деревом и засыпает... Большой корабль бросил якорь неподалеку. С борта «Секрета» спустился капитан Грэй с матросом Летикой. Он идет по лесу, наслаждаясь пеньем птиц, ощущая траву под ногами. Летика более практичен: выломав удилище, он мастерит удочку, напевая песенку собственного сочинения и подтанцовывая. Получив «добро» капитана, идет рыбачить.
Грэй замечает спящую Ассоль. Удивленно склоняется над ней, затем, присев на корточки, любуется ею.
Это судьба! Задумчиво уступая ей, он снимает с пальца старинное кольцо и надевает на палец девушки. Подбегает радостный Летика: поймал рыбу! И замирает. Капитан делает ему знак: уходим. Бросив последний взгляд на спящую Ассоль, они идут в Каперну.
Ассоль пробуждается с улыбкой. Ей снова снился заветный корабль. Кольцо Грэя напоминает о себе. Думая, что это травинка, она хочет ее убрать, подносит руку к глазам и выпрямляется, мгновенно вскочив на ноги. Чья это шутка?!
Схватив левой рукой правую, на которой сияет кольцо, она с изумлением осматривается. Голос сердца говорит ей «да». Держа кольцо в пригоршни, она рассматривает его. Затем, спрятав за лиф, утыкает лицо в ладони, из-под которых рвется улыбка, и опустив голову медленно идет домой.
Картина 6.
Площадь Каперны. Та же суета. Грэй с Летикой сидят на веранде, Меннерс суетится вокруг них. Никого не замечая, проходит к дому Ассоль. Дети привычно дразнят ее: вон они, твои красные паруса плывут!.. Она вздрагивает, оборачивается. Меннерс хохочет, тыча в нее пальцем, и рассказывает Грэю историю ее «помешательства». За Ассоль вступается подвыпивший Угольщик: она не полоумная, она просто не такая как все! Меннерс разъярен и пытается вытолкать его. Потасовка. Грэй встает, расплачивается и идет в лавку напротив, где торгуют тканями.
Он просит показать ткани красного цвета. Служанки по приказу хозяина танцуют, демонстрируя образцы тканей. Это гимн алому цвету...
Грэй отбирает, наконец, нужное и делает заказ: 2000 метров! Хозяин провожает его «с почестями императора». Грэй замечает бродячего скрипача Циммера и приглашает на свою свадьбу.
Картина 7.
Снова утро в Каперне. Зевая, стоит на пороге трактира Меннерс. Раскладывают свой товар торговки. Катит тележку Угольщик.
Вдруг один из мальчишек кричит, показывая на море: Смотрите!!!
Появляется алый «Секрет». Возникает замешательство. Поголовная суета, как во время землетрясения. Люди перекликаются, наскакивают друг на друга, падают. В эту толпу стремительно вбегает Ассоль.
Все замолкают, в страхе сторонясь ее, точно колдуньи. Она стоит одинокая, растерянная, беспомощно протягивая к кораблю руки... Алые паруса плещутся во все небо...
Грэй с матросами сходит на берег. Ассоль делает робкие шаги навстречу. Все замерли. Звучит лишь скрипка Циммера. Начинается адажио Грэя и Ассоль: «Вот я пришел, узнала ли ты меня?..» «Совершенно такой, - отвечает Ассоль. – Ты возьмешь моего Лонгрена?..» «Да», - капитан Грэй целует ее.
К изумлению односельчан железный Лонгрен смахивает с лица слезы, обнимая дочь и пожимая руку капитану.
Матросы приглашают на танец девушек Каперны. Грэй и Ассоль поднимаются на «Секрет».
Апофеоз.


В годы войны Ольга Лепешинская вместе со всей балетной труппой Большого театра эвакуировалась в Самару, которая в те годы носила название Куйбышев. Несмотря на бытовые неудобства, работа не прекращалась и в эвакуации. В распоряжение артистов был отдан клуб, и занятия шли каждый день.
В августе 1942 года начались концерты Лепешинской — и сольные, и в составе концертных бригад Большого театра. На протяжении всех лет войны Лепешинская не только продолжала выступать на сцене, но и успевала объездить с концертами множество городов, поселков, госпиталей. Побывала она и на линии фронта, воодушевляя бойцов своим искусством.
В Куйбышеве силами артистов Большого театра состоялась постановка балета «Алые паруса» В. Юровского по светлой, романтической повести Грина. Лепешинская в первых спектаклях не участвовала, так как была занята концертной деятельностью. Ассоль она станцевала уже после возвращения Большого театра в Москву в 1943 году. Перед балериной стояла интересная творческая задача — передать средствами хореографии и мечтательность Ассоль, и ее стремление бороться за свое счастье, живой и земной характер дочери простого рыбака. Это Лепешинской удалось, и партия Ассоль была одной из лучших в репертуаре балерины.
К сожалению, критикам того времени пришлась не по душе светлая мечтательность Грина. Они утверждали, что создатели балета не смогли «провести сквозь спектакль сквозную тему, которая соответствовала бы взглядам на мир советского человека». Однако публика оценила балет по-другому. В период тягот войны мечта о счастье, о светлой мирной жизни воспринималась очень актуально. «Алые паруса» всегда собирали полный зал. Немало способствовал успеху и талант Лепешинской, который признавали даже недоброжелатели спектакля. 

Категория: Либретто балетных спектаклей | Добавил: sasha-dance (10.04.2011)
Просмотров: 2091 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  •  
  • Программы для всех
  • Лучшие сайты Рунета