Понедельник, 25.09.2017, 11:09 Приветствую Вас Гость | RSS
Композиция
и
постановка танца
Меню сайта
Статьи по разделам
Балетмейстеры [183]
Биография, основные этапы творчества и произведения


Ж.Ж.Новерр"Письма о танце" [18]
Полная версия книги Новерра представленная отдельно каждым письмом


И.Сироткина "Культура танца и психология движения" [2]
Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ТАНЦА [0]
Методические указания к спецкурсу «Основы танцевально-экспрессивного тренинга»


Режиссура танца [62]
Теоретические и научные статьи и методики.


Драматургия танца [37]
Теоретические и методические материалы и статьи по данной теме.


Туано Арбо [3]
ОПИСАНИЕ ОРКЕЗОГРАФИИ


Научные статьи [131]
Всевозможные и собственные статьи, а также курсовые и дипломные работы студентов, надиктовыные им в качестве научного руководителя.


Танцевальный симфонизм [18]
Все материалы посвящённые танцевальному симфонизму.


Реформаторы Балета [36]
Имена и их биографии


История балета [107]
Интересные статьи по истории балеты.


В. А. Теляковский - "Воспоминания" [14]
Теляковский. Воспоминания.


Тамара Карсавина "Воспоминания" [17]
Т.КАРСАВИНА "ВОСПОМИНАНИЯ"


Леонид Якобсон [15]
Всё о Якобсоне


Польcкие танцы [13]
Описание и видео-фрагменты Польских танцев


Венгерский танец [12]
Венгерские танцы -описание и видеофрагменты


Ирландский танец [7]
Ирландский танец видео и описание


Армянский танец [6]
Армянский танец описание и видео


Танцы народов прибалтики [9]
Прибалтийские народные танцы


Видео [53]

Музыка [14]
Музыкальные материалы для этюдов и танцев


Исполнители [147]
Раздел посвящён легендарным исполнителем танцевального искусства


Интевью с Баланчиным [10]
Великолепная статья Соломона Волкова в виде интервью с Джоржем Баланчины о Петербурге, о Стравинском и Чайковском


Композиторы [68]
Биографии и интерересные статьи о композиторах


Классический танец [8]
Материалы по классическому танцу: методика и интересные статьи


Либретто балетных спектаклей [101]
В данной категории содержаться основные либретто балетных спектаклей различных времён и различных балетмейстеров


Ранние формы танца [11]
История зарождения первых танцевальных форм


Jazz & Modern Dance [15]
Техника современных танцевальных течений


Танцы Народов Мира [12]
Все народности и этносы


Русский танец [24]
Всё по русскому танцу


Испанский танец [17]
Всё о танцах Испании


Музыкальная драматургия. [33]
Методические и теоретические материалы по музыке и музыкальной драматургии.


Еврейские танцы [9]
материалы по истории и еврейских танцев


Художники [18]
Биография и творчество художников


Выдающиеся педагоги [57]
Биография известных педагогов танца


Фёдор Лопухов [13]
Фёдор Лопухов


Азербаджанский танец [3]
Всё об Азербаджанском танце


Борис Эйфман [10]
Всё о творчестве Эйфмана


Институт Культуры и Искусств [7]
правила приёма


Историко-бытовой танец [3]
ВСЁ О ИСТОРИКО-БЫТОВЫХ ТАНЦАХ


Чукотский танцевальный фольклор [4]
Чукотский танцевальный фольклор


Русский хоровод [12]
Всё о русском хороводе


Каталог статей


Главная » Статьи » Либретто балетных спектаклей

Спящая красавица.Фантастический балет в трех действиях.
 Спящая красавица.



К.Брианца и П.Гердт 
в сцене из балета 
"Спящая красавица"
Фантастический балет в трех действиях.
Автор балета - Петр Ильич Чайковский.
Автор либретто и балетмейстер М. Петипа.
Первое представление: Петербург, Мариинский театр,3 января 1890 г.
Действующие лица:
Флорестан XIV. Королева. Принцесса Аврора, их дочь. Принц Флер де Пуа, принц Шери, принц Шарман, принц Фортюне — претенденты на руку Авроры. Каталабют, старший дворецкий короля Флорестана. Принц Дезире. Галифрон, его наставник. Добрые феи: фея Сирени, фея Кандид, фея Флер де Фарин, фея Виолант, фея Канареек, фея Хлебных крошек. Фея Караоосс. Дамы, сеньоры, пажи, охотники, охотницы, телохранители, лакеи. Духи из свиты фей и другие.
 
Пролог
Картина первая. Крестины принцессы Авроры.
Парадный зал в замке короля Флорестана XIV. Справа — возвышение для короля, королевы и фей — крестных принцессы Авроры. В глубине — дверь из прихожей.
Дамы и сеньоры стоят группами в зале, ожидая появления короля и королевы. Распорядители празднества указывают каждому его место, прося строго придерживаться намеченного порядка во время церемонии поздравлений и выражения своих пожеланий королю, королеве, а также влиятельным феям, приглашенным на праздник в качестве крестных.
Каталабют, окруженный придворными, проверяет список фей, которым разосланы приглашения. Все сделано так, как того хотел король. Все готово к празднику —-король и королева могут вступить в парадный зал; весь двор в сборе, и с минуты на минуту ждут появления фей.
Фанфары. Входят король и королева, предшествуемые пажами, сопровождаемые няньками и кормилицами принцессы Авроры, несущими колыбель, в которой спит королевское дитя.
Едва король и королева заняли свои места на возвышении по обе стороны колыбели, как распорядители возвещают, что прибыли феи.
Явление фей. Феи Кандид, Фарин, Виолант, фея Канареек и фея Хлебных крошек входят в зал первыми. Король и королева встают им навстречу и приглашают подняться на возвышение.
Появляется фея Сирени — главная крестная принцессы Авроры. Она окружена своей свитой — добрыми духами, несущими большие опахала, благовония и поддерживающими шлейф своей повелительницы.
По знаку Каталабюта появляются пажи и девушки, несущие на парчовых подушках подарки, которые король приготовил для крестных своей дочери. Образовав красивые группы, они указывают каждой фее на предназначенные ей дары.
Феи спускаются с возвышения, чтобы в свою очередь одарить свою крестницу.
Наступает очередь феи Сирени, но едва она хочет подойти к колыбели, чтобы преподнести Авроре свой дар, как раздается громкий шум в прихожей. Вбегает пане и сообщает Каталабюту, что прибыла новая фея, которую забыли пригласить на праздник, и она находится у ворот замка. Это фея Карабосс, самая могущественная и самая злая в стране.
Каталабют в растерянности. Как мог он позабыть о ней,— он, сама точность! Весь дрожа, дворецкий приближается к королю и сознается в своей вине. Король и королеваочень встревожены. Оплошность главного дворецкого может стать причиной больших несчастий и повлиять на судьбу дорогой их дочки. Феи тоже кажутся озабоченными.
Появляется Карабосс в возке, который тащат шесть больших крыс. Уродливые, нелепо одетые пажи сопровождают ее. Король и королева умоляют фею простить забывчивого Каталабюта. Они готовы подвергнуть его любому наказанию, какое только соблаговолит указать Карабосс. Каталабют, ни жив ни мертв, бросается к ногам злой феи — пусть только она сохранит ему жизнь, и он готов верно служить ей до конца своих дней.
Карабосс злобно хохочет и забавляется тем, что вырывает волосы Каталабюта и бросает крысам, которые тут же их пожирают. Вскоре голова Каталабюта становится лысой.
— Я не крестная Авроры,— говорит Карабосс,— но все же хочу преподнести ей свой дар.
Добрые феи уговаривают Карабосс простить невольную вину дворецкого, умоляя не отравлять счастья лучшему из королей, но в ответ Карабосс только злобно хохочет, хохочут с ней ее чудовища пажи и даже крысы.
Добрые феи с негодованием отворачиваются от своей сестры.
—Дары шести крестных принцессы Авроры,— говорит Карабосс,— помогут ей стать самой красивой, самой пленительной и самой умной принцессой в целом мире. Но дабы ничто не могло омрачить ее счастья,— видите, как я добра,— в первый же раз, как принцесса уколет себе палец ли руку, она уснет, и сон этот будет вечным.
Король, королева и все придворные в ужасе.
Карабосс протягивает к колыбели свою волшебную палочку и произносит волшебные заклинания. Затем, радуясь, что ей удалось провести своих сестер, добрых фей, разражается смехом. Свита Карабосс безудержно ликует.
Но тут фея Сирени, которая не успела еще одарить крестницу и стояла незамеченной за колыбелью Авроры, выходит из своего убежища. Карабосс смотрит на нее с недоверием и гневом.
Добрая фея склоняется над колыбелью.
— Да, ты уснешь, моя маленькая Аврора, как того по желала наша сестра Карабосс,— сказала фея Сирени,— но не вечным сном. Наступит день — и явится принц, который, влюбившись в твою красоту, поцелует тебя, и ты очнешься от долгого сна, чтобы стать подругой принца и жить в счастье и радости.
Взбешенная Карабосс усаживается в свой возок и исчезает. Добрые феи собираются вокруг колыбели, словно защищая свою крестницу от злой сестры.
 
Действие первое
Картина вторая. Четыре жениха принцессы Авроры.
Парк замка Флорестана XIV. Справа от зрителей — вход в замок, первые этажи которого скрыты за листвой деревьев. В середине сцены — мраморный фонтан в стиле XVII века.
Авроре исполнилось двадцать лет. Флорестан, видя, что предсказания феи Карабосс не сбываются, полон радости. Каталабют — волосы которого так и не выросли, и он носит смешной парик — собирается оштрафовать нескольких поселянок, которые с рукоделием уселись перед замком. Он указывает им на объявление, в котором говорится о запрещении пользоваться иглами или спицами в округе ста лье от королевской резиденции. Дворецкий велит отвести их под стражей в тюрьму.
На балконе замка появляются король и королева. Их сопровождают четыре принца — претенденты на руку Авроры. Король спрашивает, какое преступление совершили поселянки, которых препровождают в тюрьму. Каталабют сообщает о причине ареста и показывает вещественные улики. Король и королева в ужасе:
— Пусть их примерно накажут за преступление и пусть никогда не увидят они света дня. Принцы Шарман, Шери, Флер де Пуа и Фортюне умоляют пощадить виновных. Ни одна слеза не должна пролиться в королевстве Флорестана в день двадцатилетия Авроры. Король дает себя уговорить. Поселянки прощены, но их рукоделия будут сожжены палачом на площади. Все радуются. Начинаются деревенские танцы и хороводы. Да здравствует король Флорестан! Да здравствует принцесса Аврора!
Четыре принца никогда не видели принцессу Аврору, но у каждого из них есть медальон с портретом дочери короля. Каждый принц охвачен страстным желанием быть любимым ею, и они выражают это желание Флорестану и королеве. Те отвечают, что предоставляют дочери полную свободу и право выбора. Тот, кого она полюбит, будет их зятем и наследником королевства.
Появляется Аврора. Она вбегает в сопровождении фрейлин, несущих букеты и венки. Четверо принцев потрясены ее красотой. Каждый из них старается понравиться ей. Но Аврора никому не оказывает предпочтения. Она танцует, окруженная своими поклонниками.
Следует сцена соперничества принцев и кокетства Авроры.
Король и королева уговаривают дочь остановить свой выбор на одном из претендентов на ее руку.
— Я еще молода,— отвечает Аврора,— дайте мне на сладиться жизнью и свободой.
— Поступай как знаешь, но помни, что интересы королевства требуют, чтобы ты вышла замуж и подарила стране наследника. Мы не перестаем тревожиться, думая о предсказаниях Карабосс.
— Успокойтесь, отец. Для того чтобы сбылось ее предсказание, мне надобно уколоть руку или палец. Но ведь я ни разу не держала в руке ни иголки, ни спицы; я пою, танцую, забавляюсь, но никогда не работаю.
Четыре принца окружают Аврору, умоляя ее потанцевать при них, ибо они слышали, что на свете нет девушки грациознее принцессы.
Аврора охотно исполняет их желание. Она танцует под звуки лютни и скрипок, на которых играют ее фрейлины и пажи.
Четверо принцев по очереди подходят к принцессе, чтобы выразить свой восторг и заслужить ее внимание. Танец становится все изящнее и живее. Не только прин-ЦЬ1 — весь двор любуется ею; население города и окрестных деревень — и стар и млад — с любопытством следят за каждым ее па. Все в восторге. Начинается общий танец. Вдруг Аврора замечает какую-то старуху, которая сидит за прялкой и веретеном и словно отбивает такт ее легких па. Аврора схватывает веретено и, то размахивая им, словно скипетром, то подражая работе пряхи, вызывает новый восторг своих четырех поклонников. Но внезапно танец прерывается — принцесса смотрит на свою руку, пронзенную веретеном и обагренную кровью. Вне себя от ужаса, она улсе не танцует, а мечется словно в приступе безумия. Она бросается в одну сторону, потом в другую и в конце концов падает замертво. Король и королева устремляются к любимой дочери и, увидев окровавленную руку, понимают всю меру несчастья. И тут старуха с прялкой внезапно сбрасывает прикрывающий ее плащ, и все узнают фею Карабосс. Она хохочет над отчаянием Флорестана и королевы. Четыре принца выхватывают из ножен свои шпаги и бросаются, чтобы поразить ими фею, но Карабосс с адским хохотом исчезает в вихре огня и дыма. Принцы и их свита в уясасе спасаются бегством. В этот момент в глубине сцены волшебным светом начинает светиться фонтан, и среди бьющих струй появляется фея Сирени.
— Утешьтесь,— говорит фея убитым горем родителям,— принцесса спит и будет спать сто лет. Но чтобы ничего не нарушило ее счастья при пробуждении, вы будете спать вместе с нею. Когда пробудится она, проснетесь и вы. Возвращайтесь в замок. Я буду охранять ваш покой.
Уснувшую принцессу укладывают на носилки и уносят. За ней следуют король, королева и главные придворные.
Сеньоры, пажи и телохранители низко склоняются перед приближающимся к ним кортежем. Фея указывает своей волшебной палочкой на замок. И стоящие на крыльце и на лестнице люди внезапно окаменевают. Все засыпает, даже цветы, даже вода в фонтане. Внезапно выросшие плющ и лианы скрывают из виду замок и уснувших людей. Деревья и густые заросли сирени, поднявшиеся по мановению руки могущественной феи, превращают королевский парк в непроходимый лес. Вокруг феи Сирени собираются духи из ее свиты. Фея наказывает им строго следить за тем, чтобы ни один посторонний не приблизился к замку и не нарушил покоя ее любимицы.
 
Действие второе.
Картина третья. Охота принца Дезире.
В глубине сцены на фоне густого леса вьется широкая река. Справа от зрителей — скала, покрытая растительностью. Веселое солнце освещает этот пейзане.
Поднимается занавес, на сцене — никого. Слышатся звуки охотничьих рогов. Это охота принца Дезире на волков и рысей в соседних лесах. Выходят охотники и охотницы, располагаются на траве, чтобы отдохнуть и подкрепить свои силы.
Вскоре появляется принц Дезире со своим наставником Галифроном и несколькими сеньорами, придворными его отца-короля. Принцу и его спутникам подают угощение. Охотники и охотницы, чтобы развлечь молодого принца, водят хороводы, стреляют из лука и придумывают всякие игры. Галифрон уговаривает своего воспитанника присоединиться к развлечениям придворных, а главное, быть полюбезнее с дамами, ибо ему предстоит выбрать супругу из числа наиболее знатных девиц страны. У королей соседних государств одни лишь сыновья, а дочерей нет. Поэтому Галифрон пользуется случаем, чтобы на охоте представить принцу наиболее достойных его внимания невест.
Танец герцогинь. Танец маркиз. Танец княжон. Танец баронесс.
Все девицы во что бы то ни стало стараются понравиться принцу, но Дезире, держа бокал вина в руке, лишь посмеивается над тщетными усилиями этих красивых девушек. Сердце его молчит — он еще не встретил женщину своей мечты. Принц не женится, пока не встретит ту, которую ищет.
Являются егеря и сообщают, что обложили медведя в берлоге. Если принцу угодно, ему достаточно сделать один только выстрел.
Но принц чувствует себя утомленным.
— Охотьтесь без меня,— говорит он придворным,— я хочу еще отдохнуть. Мне нравится здесь.
Охотники и придворные удаляются, а Галифрон, который выпил не одну бутылку шампанского, засыпает рядом с принцем.
Едва все исчезли, как на реке появляется перламутровая лодка, украшенная золотом и драгоценными каменьями. Из нее выходит фея Сирени, являющаяся крестной и принца Дезире. Принц преклоняет перед ней колени; фея благосклонно поднимает его и начинает расспрашивать о сердечных делах.
— Ты еще никого не полюбил? — спрашивает она.
— Нет,— отвечает принц,— благородные девицы моей страны не пленили моего сердца; лучше остаться холостяком, чем жениться лишь ради интересов государства.
— Если так,— говорит фея,— я покажу тебе твою будущую супругу; она — самая красивая, пленительная и умная принцесса во всем мире.
— Но где мне увидеть ее?
— Я сейчас явлю тебе ее тень. Посмотри, понравится ли тебе принцесса и сможешь ли ты полюбить ее.
Фея Сирени обращает свою волшебную палочку в сторону скалы, которая внезапно разверзается, и в глубине ее виднеются спящие Аврора и ее подруги. Фея взмахивает палочкой, и Аврора пробуждается. Вместе со своими фрейлинами принцесса устремляется на сцену. Лучи заходящего солнца освещают ее розовым светом. Дезире поражен, охваченный восторгом; он неотступно следует за Авророй, но та всякий раз ускользает от него. Ее танец, то томный, то страстный, все больше и больше восхищает его. Он хочет обнять девушку, но она ускользает, чтобы внезапно появиться там, где принц не ожидает ее увидеть,— то качается на ветвях деревьев, то плавает в реке, то покоится среди цветов. Наконец она вновь оказывается в глубине скалы — и тут нее исчезает. Обезумев от любви, Дезире бросается к ногам своей крестной.
— Где это божественное создание, которое вы мне показали? Отведите меня к ней, я хочу видеть ее, хочу прижать ее к своему сердцу! Пойдем! — говорит фея. Она велит принцу сесть в ее лодку, которая начинает медленно спускаться по течению реки. Галифрон продолжает спать сладким сном.
Лодка плывет быстро, ландшафт становится все более и более пустынным. Темнеет, вскоре наступает ночь — серебряный свет луны освещает путь лодке. Вдалеке появляется замок и вновь исчезает за поворотом реки. Но вот наконец и замок — цель путешествия. Принц и фея выходят из лодки.
Движением волшебной палочки фея велит открыться двери замка. Видна прихожая, где сладким сном спят телохранители и пажи.
Принц Дезире устремляется туда, сопровождаемый феей.
Сцену окутывает густой туман. Звучит тихая музыка.
Музыкальный антракт.
 
Картина четвертая. Замок Спящей красавицы.
Когда туман рассеивается, зрители видят покои, где на большой постели, под балдахином, спит принцесса Аврора. Король Флорестан и королева спят в креслах у ложа дочери. Придворные дамы, сеньоры и пажи, привалившись друг к другу, тоже крепко спят. Густые слои пыли и паутина покрывают мебель и людей. Спит пламя свечей, спит пламя в камине. Словно фосфорический свет освещает всю картину.
Слева открывается дверь — Дезире и фея проникли в святилище.
Дезире устремляется к ложу Авроры, но сколько он ни зовет принцессу, сколько ни пытается разбудить короля, королеву и Каталабюта, который спит на табурете у ног короля, те не просыпаются. Фея спокойно взирает на отчаяние Дезире.
Наконец принц устремляется к Спящей красавице, целует ее в лоб.
И вот чары разрушены. Аврора просыпается. Вместе с ней пробуждаются и придворные. Пыль и паутина исчезают, свечи вновь освещают комнату, огонь весело трещит в камине.
Дезире умоляет короля отдать ему руку своей дочери.
— Это ее судьба,— отвечает король и соединяет руки молодых людей.
 
Действие третье
Картина пятая. Свадьба Дезире и. Авроры.
Эспланада наподобие той, что перед Версальским дворцом. Появляется король в сопровождении свиты и жениха. Их приветствуют придворные.
 
Дивертисмент.
Выход балета.
Турецкая кадриль. Эфиопская кадриль. Африканская кадриль. Американская кадриль. Шествие персонажей волшебных сказок.
Большой полонез.
В нем участвуют:
1. Синяя Борода и его жена.
2. Кот в сапогах. (Маркиз де Карабас появляется в своем портшезе в сопровождении слуг.)
3. Золушка и принц Фортюне.
4. Красавица и Чудовище.
5. Голубая птица и принцесса Флорина.
6. Белая кошечка. (Ее несут на алой бархатной подушке четверо высоких слуг.)
7. Красавица с золотыми волосами и принц Авенан.
8. Ослиная кожа и принц Шарман.
9. Красная Шапочка и Волк.
10. Рике-Хохолок и принцесса Эме.
11. Мальчик с Пальчик и его братья.
12. Людоед и Людоедка.
13. Фея Карабосс (в своем возке, запряженном крысами).
14. Добрые феи (из пролога).
15. Фея Сирени и ее свита.
16. Четыре феи: фея Чистого Золота, фея Серебра, фея Сапфиров, фея Алмазов.
Все проходят перед королем и женихом, кланяются им.
Все танцуют кадриль.
Апофеоз. Большие фонтаны Версаля, или Слава фей. 


«Спящая красавица» (опус 66) – это балет Петра Чайковского. Музыкальное сопровождение было закончено в 1889 году и это был второй из его трех балетов. Оригинальный сценарий был задуман Иваном Всеволожским, и основан сказке Шарля Перро «La Belle au bois Dormant». Балетмейстером оригинальной постановки был Мариус Петипа. Премьерный показ прошел в Мариинском Театре в Санкт-Петербурге, России, в 1890 году. Работа расценена как самое прекрасное музыкальное сопровождение балета композитора, и стала одним из самых известных балетов классического репертуара.
К Чайковскому обратился дирижер Имперских Театров в Санкт-Петербурге, Иван Всеволожский, 25 мая 1888 года о возможной музыкальной композиции балета, основанного сказке Шарля Перро «La Belle au bois Dormant».. Чайковский не постеснялся взяться за дело с оплатой, хотя он знал, что его единственный предыдущий балет, «Лебединое Озеро», не встретили с большим энтузиазмом на этой стадии его карьеры. Сценарий балета Чайковский разработал на основе версии Братьев Гримм работы Перро «Dornroschen», которая заканчивается тем, что родители принцессы (Король и Королева), переживавшие этот столетний сон, празднуют свадьбу принцессы и принца, хотя Всеволожский мудро включил некоторых из героев Перро из других историй в балет, например, Кота в Сапогах и Красную шапочку. Независимо от этого, Чайковский был счастлив сообщить дирижеру Имперского Театра, что он имел большое удовольствие изучить работу и ушел с адекватным вдохновением, чтобы воздать этому должное.
Балетмейстером был великий Мариус Петипа, непревзойденный Балетмейстер Имперского Балета, который написал очень детальный список инструкций относительно музыкальных требований. Чайковский работал быстро над новой работой у себя дома во Фроловском, где он начал начальные эскизы зимой 1888 года, и начал работу над гармоническим сочетанием 30 мая 1889 года.
Балет бесспорно сфокусирован на двух главных противоречивых силах добра (Сиреневая Фея) и зла (Ведьма), где лейтмотив, представляющий их обеих проходит через весь балет, служа важной нитью к основному сценарию. Акт 3 постановки, однако, предполагает полный перерыв от этих двух мотивов и вместо этого сосредотачивается на различных придворных танцах индивидуальных героев. Царь Александр III и его семья присутствовали во время одной из репетиций. После отъезда царь сделал простое замечание 'очень хорошо', которое как показалось, раздражало Чайковского, вероятно ожидающего более благоприятный ответ.
Премьера балета в Мариинском Театре в Санкт-Петербурге 15 января 1890 года получила более благоприятные почести, чем «Лебединое Озеро» в прессе, но Чайковский никогда не имел такую роскошь, как засвидетельствование мгновенного успеха своей работы в театрах вне России. Он умер в 1893 году. К 1903 году «Спящая красавица» была вторым самым популярным балетом в репертуаре Имперского Балета (Петипа/Пугни, «Дочь Фарона» была первой), будучи поставленной 200 раз только за 10 лет.
Балетные постановки, ставящиеся в «La Scala» в Милане, не выказывали большой интерес к этому балету, и только в 1921 году, в Лондоне, балет наконец был представлен широкой публике, и в конечном счете получил постоянное место в классическом репертуаре. В 1999 году Кировский Балет восстановил оригинальную постановку 1899 года, включая воспроизводство оригинальных составов и костюмов.
«Спящая красавица» - самый длинный балет Чайковского, который длится почти четыре часа. Его почти всегда сокращают.
Синопсис
Вводная часть
Король Флорестан XIV объявляет, что грядет великая церемония крещения в честь рождения его дочери, принцессы Авроры, названной в честь рассвета. Шесть фей было приглашено на Крещение, чтобы стать крестными матерями ребенка. Это были – Фея Кандид Фери, Фея Кулан, Фея Миттес, Фея Канари, Фея Фиолент и самая могущественная - Сиреневая Фея, которая прибывает последней (именя фей и их подарков изменяются в разных постановках). В то время, как феи счастливо дарили свои подарки - честность, изящество, процветание, прекрасный голос и великодушие, они внезапно прерваны прибытием злой феи Карабосс, которая разъярилась, узнав об отказе Короля пригласить ее на церемонию. Король возлагает ответственность за это на Владельца Церемоний, Каталабутте, и она срывает с него парик. Со злостью и гневом, Карабосс объявляет свое проклятие принцессе Авроре: она уколет палец в свой шестнадцатый день рождения и умрет. Сиреневая Фея, к счастью еще не предоставила свой подарок Принцессе. Она признала, что власть Карабосс огромна, и она не может полностью снять проклятие. Однако, она заявляет, хоть принцесса и уколет свой палец, она не умрет, но вместо этого будет спать в течение 100 лет, пока поцелуй принца не разбудит ее.
Акт I
Это - шестнадцатый день рождения принцессы Авроры. Празднования уже продуманны и запланированы, и праздничная атмосфера дополняется вальсом, исполняемым сельскими жителями с гирляндами. Аврора принимает четырех поклонников и их подарки в виде изящных роз. Вскоре после этого Авроре дарят веретено в подарок, которого она никогда не видела прежде. Небрежно, она танцует с ним, несмотря на предупреждения матери и отца прежде, чем случайно укалывает себя. Она падает на землю. Карабосс немедленно является, показывая истинного виновника события и торжествующе и исчезает перед удивленными гостями. Одновременно появляется Сиреневая Фея, как она и обещала. Она напоминает гостям и Королю и Королеве о своем подарке, который сделает Аврору просто спящей, а не мертвой. Затем она усыпляет на этот период все королевство, и они пробудятся только тогда, когда проснется Аврора.
Акт II
Сто лет спустя принц Флоримунд (в оригинальной истории Дезирэ) - на охоте со своими компаньонами. Он не весел, и его друзья и компаньоны пробуют ободрить его игрой в жмурки и серией танцев. Все еще несчастный, он просит оставить его в одиночестве, и охотники уезжают. Внезапно Флоримунд видит Сиреневую фею, которая дарит ему образ Авроры, и он очаровывается ее красотой. Принц умоляет Сиреневую Фею показать ему, как и где можно увидеть принцессу Аврору, и она исполняет его просьбу. Принц обнаруживает замок, который теперь весь зарос толстыми виноградными лозами. Его первым действием будет победа над злом ведьмы Карабосс. Вскоре принц находит Аврору и пробуждает ее поцелуем. Все королевство пробуждается с нею. Принц тогда объясняется в любви Авроре и предлагает ей руку и сердце. Король и Королева счастливы дать им свое благословение.
Акт III
Приготовления к свадьбе сделаны. В день празднеств, приглашены различные феи. Они благословляют брак - Золотая Фея, Серебряная Фея, Фея Сапфиров и Алмазная Фея. Сиреневая Фея также появляется. Много сказочных героев, типа Кота в сапогах и Белого Кота, являются также среди гостей. Золотая цепь танцев считается, включая Pas de Quatre для четырех фей драгоценных камней и металлов, танец для кота в сапогах и для Белого Кота, Па-де-де для Синей птицы и Принцессы Флорин, танец для Красной шапочки и Волка, танец для Золушки и принца Фортьюн (обычно опускаемого), Сарабанда (обычно опускаемая), Па-де-де для Авроры и Флоримунда. Принц и Принцесса - женятся и Сиреневая Фея благословляет их брак. Балет заканчивается апофеозом, где все герои делают заключительный поклон. 

"Спящая красавица" - петербургский по духу балет. Но, разумеется, он шел и идет в Москве. В 1899 году на сцену Большого театра его перенес балетмейстер Александр Горский. В премьерном спектакле, воссозданном "по Петипа", Аврору танцевала Любовь Рославлева. Горский считал этот балет шедевром - и его страсть к новациям на "Спящей красавице" никак не отразилась. Но за сто лет сценической жизни в Большом театре балет неоднократно подвергался редактированию и переделкам. Наиболее радикальные были предприняты в 1936 (режиссер Борис Мордвинов, Асаф Мессерер, Евгения Долинская, художник Исаак Рабинович) и 1952 годах (Михаил Габович, Асаф Мессерер, художник Михаил Оболенский). Этот классический балет редакторы пересмотрели с учетом специфики так называемой хореодрамы, для чего к постановке был привлечен режиссер драматической сцены. В балете укрупнили чуждые сказке социальные мотивы, сочинили новые танцы, в духе времени осмеяли короля и придворных. А фею Карабос превратили в женщину-вамп.
Две последующие (кстати, противоположные по тенденциям редакции) принадлежат Юрию Григоровичу и его духовному наставнику художнику Симону Вирсаладзе. В первой (1963) отчетливо ощущалось стремление убрать все следы бытовизма и покончить с хореодрамой. Получился белый, холодноватый, минималистски оформленный и насквозь танцевальный спектакль, в котором уверенно лидировал классический танец. На пуантах танцевали даже придворные и фея Карабос. В целом спектакль показался весьма однообразным, хотя на премьере в центральных партиях выступили Майя Плисецкая (Аврора), Николай Фадеечев (Дезире), Екатерина Максимова (Принцесса Флорина), Владимир Васильев (Голубая птица).
Ровно десять лет спустя, в 1973 году, Григорович и Вирсаладзе создали еще одну версию балета, которую можно назвать возвращением к истокам. Они вернули в спектакль многие пантомимные сцены, сюиту исторических танцев. Хореограф сочинил ряд новых номеров, в том числе танец Карабос в прологе (эта роль наконец опять вернулась к традиционно исполнявшим ее мужчинам), сцену с вязальщицами в начале второго действия, дуэт Золушки и принца Фортюне на свадьбе.
Откровенным романтиком заявлен принц Дезире, который буквально вылетает на сцену в начале второго действия, галантно танцует с дамами, а оставшись один, исполняет романтически настроенные монологи. Партия принца, за исключением "лесного дуэта" (погони принца за видением Авроры и свадебного па де де), заново сочинена Григоровичем, одним из самых ярких романтиков русского балета ХХ века.
Категория: Либретто балетных спектаклей | Добавил: sasha-dance (10.04.2011)
Просмотров: 8206 | Рейтинг: 5.0/4 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  •  
  • Программы для всех
  • Лучшие сайты Рунета