Вторник, 13.11.2018, 03:07 Приветствую Вас Гость | RSS
Композиция
и
постановка танца
Меню сайта
Статьи по разделам
Балетмейстеры [184]
Биография, основные этапы творчества и произведения


Ж.Ж.Новерр"Письма о танце" [18]
Полная версия книги Новерра представленная отдельно каждым письмом


И.Сироткина "Культура танца и психология движения" [2]
Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ТАНЦА [0]
Методические указания к спецкурсу «Основы танцевально-экспрессивного тренинга»


Режиссура танца [62]
Теоретические и научные статьи и методики.


Драматургия танца [37]
Теоретические и методические материалы и статьи по данной теме.


Туано Арбо [3]
ОПИСАНИЕ ОРКЕЗОГРАФИИ


Научные статьи [131]
Всевозможные и собственные статьи, а также курсовые и дипломные работы студентов, надиктовыные им в качестве научного руководителя.


Танцевальный симфонизм [18]
Все материалы посвящённые танцевальному симфонизму.


Реформаторы Балета [36]
Имена и их биографии


История балета [108]
Интересные статьи по истории балеты.


В. А. Теляковский - "Воспоминания" [14]
Теляковский. Воспоминания.


Тамара Карсавина "Воспоминания" [17]
Т.КАРСАВИНА "ВОСПОМИНАНИЯ"


Леонид Якобсон [15]
Всё о Якобсоне


Польcкие танцы [13]
Описание и видео-фрагменты Польских танцев


Венгерский танец [12]
Венгерские танцы -описание и видеофрагменты


Ирландский танец [7]
Ирландский танец видео и описание


Армянский танец [6]
Армянский танец описание и видео


Танцы народов прибалтики [9]
Прибалтийские народные танцы


Видео [53]

Музыка [14]
Музыкальные материалы для этюдов и танцев


Исполнители [147]
Раздел посвящён легендарным исполнителем танцевального искусства


Интевью с Баланчиным [10]
Великолепная статья Соломона Волкова в виде интервью с Джоржем Баланчины о Петербурге, о Стравинском и Чайковском


Композиторы [68]
Биографии и интерересные статьи о композиторах


Классический танец [8]
Материалы по классическому танцу: методика и интересные статьи


Либретто балетных спектаклей [101]
В данной категории содержаться основные либретто балетных спектаклей различных времён и различных балетмейстеров


Ранние формы танца [11]
История зарождения первых танцевальных форм


Jazz & Modern Dance [15]
Техника современных танцевальных течений


Танцы Народов Мира [12]
Все народности и этносы


Русский танец [24]
Всё по русскому танцу


Испанский танец [17]
Всё о танцах Испании


Музыкальная драматургия. [33]
Методические и теоретические материалы по музыке и музыкальной драматургии.


Еврейские танцы [9]
материалы по истории и еврейских танцев


Художники [18]
Биография и творчество художников


Выдающиеся педагоги [57]
Биография известных педагогов танца


Фёдор Лопухов [13]
Фёдор Лопухов


Азербаджанский танец [3]
Всё об Азербаджанском танце


Борис Эйфман [10]
Всё о творчестве Эйфмана


Институт Культуры и Искусств [7]
правила приёма


Историко-бытовой танец [3]
ВСЁ О ИСТОРИКО-БЫТОВЫХ ТАНЦАХ


Чукотский танцевальный фольклор [4]
Чукотский танцевальный фольклор


Русский хоровод [12]
Всё о русском хороводе


Каталог статей


Главная » Статьи » Либретто балетных спектаклей

Сумбека, или покорение Казанского царства
Сумбека, или покорение Казанского царства
В 18-19 веке образ прекрасной казанской царицы неизменно привлекал внимание русских поэтов, писателей, композиторов, пленяя их своей особой поэтичностью и завораживающей таинственностью. В 1779 году появляется самая большая поэма русского поэта М. М. Хераскова «Россияда», посвященная взятию Казани русскими войсками в 1552 году.
В 1806 году С. Н. Глинка сочинил трагедию «Сумбека, или падение Казанского царства», а в 1810 году увидела свет трагедия А. Н. Грузинцова «Покоренная Казань, или милосердие Царя Иоанна Васильевича, проименованного Грозным».
 
В начале 19 века в общественно-духовной жизни России произошли большие изменения. Если в конце 18 века при царствовании императора Павла I основными ценностями жизни считались в русском обществе служба и чин, то теперь героем столичных салонов становиться театрал, поэт, романтический персонаж. В петербургских салонах, центрах духовной жизни общества, говорят о поэзии и философии, искусстве и политике, обсуждают театральные премьеры и игру ведущих актеров. На заре нового века весь Петербург увлекся театром - там царила героическая трагедия, проникнутая гражданскими идеями, там витал высокий патриотический дух. А в аристократических салонах столицы тогда часто звучало необычное имя «Сумбека».
Известно, что в 1803 годе русская труппа Большого театра Петербурга разделилась на две равные части: оперно-балетную, которая осталась в старом здании театра и драматическую, для которой архитектор Карл Росси построил в 1828-1932 годах здание Александринского театра. Но мало кому известно, что новый театр должен был открыться 31 августа 1832 года премьерой балета «Сумбека, или покорение Казанского царства», но в силу определенных обстоятельств спектакль был заменен другой трагедией.
3 ноября 1832 года на сцене Александринского театра в Петербурге впервые был представлен новый балет «Сумбека, или покорение Казанского царства». В заглавии программы, изданной к спектаклю, балет характеризовался так: «…большой героический балет в 4-х действиях, сочинение, в коем три последних действия поставлены на сцену балетмейстером Алексисом Блашем».
Балет был назван героическим, так как в нем было много сражений, но мало танцев. Алексис Блаш приехал в Россию из французского города Бордо после отставки знаменитого хореографа Дидло, считающегося одним из классиков хореографии. Исключительно одаренный балетмейстер с пленительным хореографическим талантом, Дидло за 25 лет работы для русского балета сделал больше, чем его предшественники за 18 век. Алексис Блаш за время своего пребывания в Петербурге поставил 14 балетов с пышными декорациями, большим количеством действующих лиц, но с посредственными танцами и слабо выстроенным сюжетом. В Александринском театре он поставил два новых балета «Дон-Жуан» и «Сумбека, или покорение Казани». Последний, к сожалению, по своим хореографическим достоинствам не выделялся из всего, созданного Блашем, но история ее постановки связана с важными переменами в русской театральной жизни в 1820-1830 годах. Самому Блашу приписывается постановка трех последних действий четырехтактного балета, а автором первого акта был сам Дидло.
И если бы не произошла досадная отставка знаменитого хореографа Дидло, то русское балетное искусство обогатилось бы прекрасным спектаклем об отечественной истории. Петербургский искусствовед В.М. Красовская обнаружила в фонде дирекции императорских театров несколько дел, относящихся к постановке балета «Сумбека».
Из первого документа, подписанного Ш. Дидло и его помощником Огюстом, становится очевидным, что авторами хореографии и музыки балета должны были быть сам Дидло и итальянский композитор и дирижер Катерино Кавос. Автором сценария являлся член театрального комитета граф П.И. Кутайсов, заведовавший драматической труппой. Кутайсов обратился к созданной в 1778 году поэтом М.М. Херасковым поэме «Россияда», потому что это произведение было очень своевременно в современных политических условиях. Первый документ был подписан Дидло и Огюстом 2 мая 1828 года, а накануне, 14 апреля, Россия вступила в войну с Турцией. На Кавказе ужесточилась борьба с воинственными поборниками ислама - мюридами. Все это вызывало живой интерес к событиям прошлого - осада и взятие Казани. Среди внутренних политических причин, побудивших обратиться к былой победе, были недавнее подавление декабристского восстания и стремление укрепить власть Николая I и военного начальства.
14 октября 1829 года было получено разрешение на постановку балета. Программа балета, посланная на цензуру в третье отделение в сентябре 1829 года, не сохранилась. Но, сравнивая программу, изданную к спектаклю 1832 года, с документами дела о постановке «Сумбеки», можно установить, что сценарий существенно не изменился. «Выписка декораций из балета «Сумбека», санкционированная Дидло, почти буквально совпадает с начальными ремарками каждого из действий печатной программы спектакля, осуществленного Блашем. Факт участия Дидло в создании балета неоспорим.
Великий хореограф часто обращался к значимым историческим сюжетам. В программе балета, напечатанной в типографии Адольфа Плюшара в 1832 году в Петербурге, указывается: «Балет не история - скорее поэма в действии, мир идеальный, в коей история подчинена Поэзии и Живописи. Автор балета следовал за поэмой «Россияда»…».
 
Основными действующими лицами спектакля являются:
Сумбека, вдовствующая Царица, и правительница Казанского царства;
Осман, Таврический князь, любимец Сумбеки;
Сеит, Кульшериф - Молла Татарский;
Князь Михайло Воротынский, Главный Военачальник Российский.
 
Первое действие балета начинается сценой на городской площади Казани, украшенной мечетями и дворцом Сумбеки. «Сцена наполнена разными орудиями. Повсюду видны отчаяние и ужас. Казанцы приготовляются к отражению решительной осады и не в силах скрыть своего смятения».8 Сумбека, увлеченная своей страстью к Таврическому Князю Осману, наконец-то осознает надвигающуюся на Казанское Царство опасность и ободряет свой народ, напоминая ему о прежних его победах. Она поручает князю Осману принять начальство над своим войском и передает ему большое Царское знамя. В конце действия появляются Российские пленные, которых торжествующие татары обувают в оковы.
Второе действие происходит в роскошных садах Сумбеки, испещренных цветами, украшенных киосками, водометами. На фоне великолепных восточных плясок Царица, забыв о смертельной угрозе, предается утехам и празднествам со своим любимым князем Османом. Пир и пляски прерываются два раза появлением казанских воинов, принесших известие о неминуемой опасности. Князь Осман должен встать во главе войска и готовиться к сражению. Он оставляет Сумбеку в глубочайшем смятении: ее терзает внутренняя борьба между любовью и долгом. Сеит, Молла Татарский, обвиняет Сумбеку во всех бедствиях. Царица неистово молится о помощи, бросившись на колени. На это Сеит отвечает, что моление уже поздно и Сумбека должна обратиться за помощью к тени своего супруга. «Сумбека слагает с себя Царский венец, покрывается черным покрывалом и в безмолвии следует за Первосвященником с малым числом своих прислужниц».
Третье действие начинается так: «Очарованный лес, в коем воздвигнуты гробницы царя Сафгирея и прочих Казанских государей. Привидения блуждают по лесу, мерцающие огни темно освещают мрачность леса, тени Царей витают над гробами, и чудовища стерегут вход леса, покрытого глубокой ночью».
В своих исследованиях В.М. Красовская отмечает, что это третье действие для Дидло значило немало. В документах дела о постановке «Сумбеки» Дидло подчеркивал: «Что касается машин и полетов, то нам совершенно необходима, повторяем,помощь господина Натье; он уже создает модели для этой работы, задумав их с полным знанием дела».
В темном лесу Сумбека пытается добраться до гроба своего мужа, но привидения и духи преграждают ей путь: для этой сцены и были необходимы указанные Дидло «машины и полеты». Сеиту удается рассеять толпу привидений, которые «отлетают и, стремясь к гробу Сафгирея, окружают оный с угрозами Сумбеке. Преступная Царица умоляет их: позволить ей вопросить тень своего супруга; они противятся ее желаниям, но Сеит сильнейшими заклинаниями снова их разгоняет, и они скрываются в глубине леса».
Перед Сумбекой появляется тень ее умершего супруга Сафгирея, которая обвиняет ее в неверности и предрекает скорое падение Казанского Царства. Вновь появляются привидения, чудовища и духи; ветер, гром, молния беснуются в лесу. Возникает страшный пожар. В полном отчаянии Сумбека убегает из леса.
В четвертом действии происходит битва татар с русским воинством. Сумбека, осознавая свое поражение, убегает из дворца. Взорвав стены крепости, российские войска вступают в Казань. Главный военачальник Российский, князь Воротынский водружает на место Казанского флага Российское знамя. Князь Курбский приводит Сумбеку. Последняя сцена балета описана в программе так: «Удрученная горестью, терзаемая страхом, она (Сумбека) подходит к неустрашимому вождю для испрошения себе милосердия от Царя Иоанна. Российский герой повелевает снять с нее оковы. Царица, тронутая его великодушием, обращается к своим подданным и объявляет им, что, покоряясь судьбе, она первая желает признать Иоанна своим государем. Мгновенно берет свою царскую утварь, вручает ее победителю, и преклоняет свою голову. Казанцы падают ниц, а Россияне, наполняя воздух звуками труб и литавр, единодушно восклицают Ура!».
Напомним, что,изучив документы о постановке балета, В.М. Красовская пришла к определенному выводу: балетом «Сумбека, или покорение Казанского царства» должен был открыться строившийся Александринский театр (он получил свое название в честь императрицы Александры Федоровны, супруги Николая I).
Граф Кутайсов, принимавший участие в строительстве театра, решил открыть театр, созданный гениальным архитектором Росси, балетом другого гениального мастера Дидло на патриотическую тему. Но вскоре между великим хореографом и новым директором - князем С.С.Гагариным, начались конфликты. Своенравный, независимый Дидло твердо отстаивал свои требования как режиссер и балетмейстер и защищал права свои и своих сотрудников, что не совсем нравилось дирекции императорских театров. До последнего дня контракта Дидло работал над постановкой своего нового балета, чтобы торжественно им открыть Александринский театр. Даже после его ухода дирекция театра намеревалась открыть новый столичный театр этим спектаклем. В Петербург приехал новый хореограф Алексис Блаш. Так как композитор Кавоз отказался сотрудничать с новым балетмейстером, то музыку к балету теперь писал Ипполит Соне, рекомендованный Блашем. Все эти обстоятельства вынуждали откладывать премьеру балета.
Либо балетмейстер и композитор не успели в срок закончить постановку балета, либо дирекция императорских театров не решилась открыть столь величественный театр посредственным спектаклем, но в торжественный день открытия театра 31 августа 1832 года балет «Сумбека, или покорение Казанского царства» был заменен давно идущей на петербургской сцене трагедией М.В. Крюковского «Пожарский, или Освобожденная Москва» и новым дивертисментом Блаша «Испанский праздник». Премьера же балета «Сумбека» состоялась 3 ноября 1832 года.
Остается только сожалеть, что не сумев найти разумного решения конфликта с Дидло, дирекция императорских театров лишилась возможности открыть новый театр блестящей премьерой. Балет «Сумбека» в постановке Дидло мог бы стать театральным триумфом гениального балетмейстера. Тем не менее, в театральной жизни Петербурга балет о Казанской царице стал знаменательным явлением. Феликс Юсупов в своих мемуарах вспоминает: «Балет Глинки «Сумбека и взятие Казани» с Истоминой в главной партии в 1832 году в Петербурге имел огромный успех».
В роли Сумбеки блистала прекрасная балерина Истомина, танец которой отличался поразительным техническим мастерством, необыкновенной выразительностью и большим разнообразием. Она обладала изумительной грацией, легкостью и быстротой в движениях. «Блистательна, полувоздушна»,- сказал о ней Пушкин. В короне Казанской Царицы балерина была обворожительна. Костюмы Истоминой-Сумбеки поражали богатством и обилием дорогой отделки. В.М. Красовская приводит опись сценических костюмов в своей статье.
«Нижнее платье серебряного глазета, вышитого битью (Бить - сплющенная тончайшая проволока для золотошвейной и золототканой работы). Роброн малинового бархата, вышит битью, фольгой и обшит мехом. Покрывало белого тюля, вышитого битью. Нижнее платье белого кембрика, вышитого мозаик белыми блестками и по переду битью и фольгой. Шуба голубого атласа, вышита белыми блестками и фольгой. Фальшивые полушаровары белого атласа, вышиты блестками. Платье белой кисеи вышито мозаик белыми блестками и на переди фольгой. Шуба голубого гро-гран моаре, вышита блестками и фольгой, обшита камкой на подкладке голубой тафты. Покрывало белого тюля вышито желтой битью». В откликах после премьеры балета особой похвалы удостоился танец девушек с малями, состоящий из игры розовых шарфов, сплетающихся, расплетающихся, принимающих самые причудливые формы.
Балет «Сумбека, или покорение Казанского царства» шел на сцене Александринского театра до 1835 года, попав в ряд наиболее репертуарных спектаклей. В статье В.М. Красовской след балетной постановки «Сумбеки» прослеживается в истории русской литературы. В черновой редакции гоголевского «Ревизора» Хлестаков в сцене вранья заявил: «Моих, впрочем, много есть сочинений: Женитьба Фигаро, Сумбека… Вот и Финелла, - тоже мое сочинение, Роберт…». С незначительными поправками это текст фигурировал и в первом печатном издании комедии Гоголя (1836 год). В таком виде он звучал и со сцены. В статье «Горе от ума» (1840) Белинский замечал, что в полупьяной голове Хлестакова «все передвоилось, все переместилось - и Смирдин с Брамбеусом, и «Библиотека» с «Сумбекою»...
А тема Казанского царства и его прекрасной царицы продолжала вдохновлять русских поэтов.В 1814 году Г.Р. Державин написал трехактную оперу «Грозный, или Покорение Казани». Поэт написал: «Содержание ее я взял из Казанской истории и тамошнего края татарского баснословия».
Напомним, что родился Гавриил Романович Державин в деревне Кармачи (ныне село Сокуры) Казанской губернии, учился в 1-й Казанской мужской гимназии. Воспоминания о «малой родине» в творчестве поэта занимают особое место. «Отечества и дым нам сладок и приятен..» эти известные строки Державин посвятил Казани и Казанскому краю. В примечании к стихотворению «Приношение к императрице» Державин писал, объясняя свой стих «Последний род Багрима»: «Под сим автор разумел предка его Багрима, выехавшего из Золотой Орды на службу к великому князю Василию Васильевичу Темному, от коего дети были Нарбек, Кегл, Акинф и Держава; от них пошли роды: Нарбековы, Кеглевы, Акинфовы и Державины; сие в бархатной дворянской книге в грамоте на дворянство Державина видеть можно…».
По законам жанра в оперу Державина входили балетные эпизоды, но эта опера никогда не ставилась на сцене, а в печати она появилась лишь в 1867 году, но задолго до публикации она была широко известна в литературных кругах.
В начале двадцатого века в Казани Н.И. Собольщиков-Самарин и его оперный режиссер Н.Н. Боголюбов написали свой сценарий четырехактной оперы «Взятие Казани, или Сумбека-первая и последняя татарская царица Казани». Театральная хроника сообщала, что Ф.И. Шаляпин высказал готовность приехать в Казань для исполнения партии царя Иоанна IV.
Постановка на сцене не была осуществлена. В театральной библиотеке Петербурга хранится либретто Н.Юшкова оперы с одноименным названием.
Время неумолимо, и уже целые столетия отделяют нас от той жестокой эпохи, в которой жила, любила и страдала незабвенная Сююмбикэ. Легендарная Казанская царица легко перешагнула из немилосердного шестнадцатого века в романтический девятнадцатый и прожила на петербургской сцене долгую театральную жизнь, потрясая и восхищая зрителей удивительным миром чувств, мыслей и настроений.
Фарида Назмеева
www.spbtatarlar.ru

Категория: Либретто балетных спектаклей | Добавил: sasha-dance (02.09.2012)
Просмотров: 1335 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  •  
  • Программы для всех
  • Лучшие сайты Рунета