Вторник, 23.01.2018, 10:51 Приветствую Вас Гость | RSS
Композиция
и
постановка танца
Меню сайта
Статьи по разделам
Балетмейстеры [184]
Биография, основные этапы творчества и произведения


Ж.Ж.Новерр"Письма о танце" [18]
Полная версия книги Новерра представленная отдельно каждым письмом


И.Сироткина "Культура танца и психология движения" [2]
Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ТАНЦА [0]
Методические указания к спецкурсу «Основы танцевально-экспрессивного тренинга»


Режиссура танца [62]
Теоретические и научные статьи и методики.


Драматургия танца [37]
Теоретические и методические материалы и статьи по данной теме.


Туано Арбо [3]
ОПИСАНИЕ ОРКЕЗОГРАФИИ


Научные статьи [131]
Всевозможные и собственные статьи, а также курсовые и дипломные работы студентов, надиктовыные им в качестве научного руководителя.


Танцевальный симфонизм [18]
Все материалы посвящённые танцевальному симфонизму.


Реформаторы Балета [36]
Имена и их биографии


История балета [108]
Интересные статьи по истории балеты.


В. А. Теляковский - "Воспоминания" [14]
Теляковский. Воспоминания.


Тамара Карсавина "Воспоминания" [17]
Т.КАРСАВИНА "ВОСПОМИНАНИЯ"


Леонид Якобсон [15]
Всё о Якобсоне


Польcкие танцы [13]
Описание и видео-фрагменты Польских танцев


Венгерский танец [12]
Венгерские танцы -описание и видеофрагменты


Ирландский танец [7]
Ирландский танец видео и описание


Армянский танец [6]
Армянский танец описание и видео


Танцы народов прибалтики [9]
Прибалтийские народные танцы


Видео [53]

Музыка [14]
Музыкальные материалы для этюдов и танцев


Исполнители [147]
Раздел посвящён легендарным исполнителем танцевального искусства


Интевью с Баланчиным [10]
Великолепная статья Соломона Волкова в виде интервью с Джоржем Баланчины о Петербурге, о Стравинском и Чайковском


Композиторы [68]
Биографии и интерересные статьи о композиторах


Классический танец [8]
Материалы по классическому танцу: методика и интересные статьи


Либретто балетных спектаклей [101]
В данной категории содержаться основные либретто балетных спектаклей различных времён и различных балетмейстеров


Ранние формы танца [11]
История зарождения первых танцевальных форм


Jazz & Modern Dance [15]
Техника современных танцевальных течений


Танцы Народов Мира [12]
Все народности и этносы


Русский танец [24]
Всё по русскому танцу


Испанский танец [17]
Всё о танцах Испании


Музыкальная драматургия. [33]
Методические и теоретические материалы по музыке и музыкальной драматургии.


Еврейские танцы [9]
материалы по истории и еврейских танцев


Художники [18]
Биография и творчество художников


Выдающиеся педагоги [57]
Биография известных педагогов танца


Фёдор Лопухов [13]
Фёдор Лопухов


Азербаджанский танец [3]
Всё об Азербаджанском танце


Борис Эйфман [10]
Всё о творчестве Эйфмана


Институт Культуры и Искусств [7]
правила приёма


Историко-бытовой танец [3]
ВСЁ О ИСТОРИКО-БЫТОВЫХ ТАНЦАХ


Чукотский танцевальный фольклор [4]
Чукотский танцевальный фольклор


Русский хоровод [12]
Всё о русском хороводе


Каталог статей


Главная » Статьи » Либретто балетных спектаклей

Тщетная Предосторожность (La Fille mal gardee).
Тщетная Предосторожность (La Fille mal gardee).


Во всем балетном мире "Тщетную предосторожность" знают под другим, французским названием. "Дочь, которую плохо берегли" (или охраняли) - приблизительно так его можно перевести на русский язык. В старину переводили "Худо сбереженная дочь", но такой худо скроенный потенциальный "архаизм", конечно, испытания временем не выдержал. В отличие от самого балета, который, словно в пику его названию, как раз берегли и сохранили: родившись в XVIII веке, он благополучно дожил до XXI-го.
"Тщетная предосторожность" старше Великой Французской революции: премьера балета состоялась в Бордо 1 июля 1789 года, за две недели до взятия Бастилии. (Его оригинальное название было "Балет о соломе, или от худа до добра один шаг" - мы бы сказали "Нет худа без добра".) Первый танцовщик Парижской оперы, красавец и сердцеед Жан Доберваль, сочинивший балет, к революции никакого отношения не имел и особенного свободомыслия, предложив "демократический" сюжет из крестьянской жизни, на самом деле не выказал. Однако до него простолюдинов с их повседневными заботами и интригами в балетах вообще не демонстрировали.
История о том, как зажиточная крестьянка безуспешно пыталась выдать замуж за недоумка мельникова сына свою дочь, неуклюже уберегая ее от посягательств неугодного соискателя-бедняка (тот, в конце концов, соблазнил дочку на сеновале - вот откуда пошла солома в первоначальном названии! - но, правда, от женитьбы при этом не отказался), пережила многие романтические балетные истории про королей, принцев, сильфид и эльфов. Ничего удивительного: она являла собой превосходный образчик балетной комедии положений и стимулировала чувство юмора (и, конечно, фантазию! ) бравшихся за нее балетмейстеров и артистов.


 
Нам, жителям современности, кажется верхом галантности и изящества все то, что происходило во Франции в далеком XVIII веке. Постараемся мысленно перенестись в те времена и в своем воображении нарисовать сцены, присущие тому веку.
XVIII век полон трагических событий и остроумных парадоксов, насыщенных изысканной философией. В моде аристократические салоны Парижа с их беседами о политических событиях и событиях социального масштаба, разбавленные дерзкими откровенностями, циничными замечаниями и игривыми намеками. День и ночь французские философы-энциклопедисты пишут письма в заснеженную Россию Екатерине Великой, делясь с ней планами по поводу обустройства Европы. Мария-Антуанетта в Версале лелеет свою идиллическую деревеньку: хрустальные колокольчики на красивых, чистых коровах, пейзанки доят коров в нарядных праздничных одеждах, и сама королева угощает своих гостей парным молоком, используя для этих целей изящный сервский фарфор. Самые лучшие актеры Франции на театральных подмостках вышибают слезы восторга у зрителей манерой своей игры и постановкой трагедий Расина. Новерр создает свои великие творения на сцене Королевской оперы. Он требует от актеров придания смысла всем исполняемым ролям и активного использования мимики, а не просто выделывания различных пируэтов, вследствие чего ведущие танцовщики находятся в справедливом возмущении. В обществе царит гармония и идиллия. Конечно, можно возразить и возмутиться, ведь впереди ожидают ужасы революции и справедливость гильотины, но это не является нашей задачей, поэтому продолжим описание идиллической картины, как коровы Марии-Антуанетты, с изящными колокольчиками на шее и гостями, пьющими молоко из знаменитого сервского фарфора.
Изящным вплетением в стиль тогдашней жизни является балет Доберваля «Тщетная предосторожность». В свете событий 1917 года в этом спектакле всячески пытались обнаружить историческую прозорливость и некий скрытый революционный смысл. Причиной этому явилась дата премьеры спектакля – июль 1789 года, манящее время для революционных деятелей искусства. К тому же, оставалось меньше двух недель до дня взятия Бастилии.
Во время написания своего произведения известный ловелас Доберваль менее всего задумывался о политическом подтексте описанной им истории о том, как попытка зажиточной крестьянки Марцелины выдать дочку Лизу (по другим данным – племянницу) замуж за богача-мельника не увенчалась успехом. Лиза позволила Колену, в которого была безумно влюблена, соблазнить себя в том самом сарае, куда ее заперла мамочка (или же тетушка). Как самый настоящий галл, Доберваль очень любил вино, женщин и хорошую шутку. Он смог соединить все эти элементы в одном балете, тем самым создав шедевр на века, который до сих пор радует и увлекает зрителя, как бутылочка хорошего красного бордо (напомним, что в Бордо и состоялась премьера балета «Тщетная предосторожность»).
Отметим основные этапы биографии Доберваля. Являясь первым танцовщиком парижской Королевской оперы, он целиком и полностью разделял взгляды Новерра. В личной жизни он – покоритель женских сердец и обольститель. Народная молва приписывала ему роман с известной мадам Дюбарри. Все эти обстоятельства дают основание величать Доберваля французским заместителем Казановы. Впоследствии Доберваль – примерный семьянин. За его отношениями с танцовщицей Теодор, которые закончились браком, следил весь Париж. В утренних парижских газетах печатались любовные письма Доберваля и его избранницы. Затем Доберваль попытался найти свободу творчества за пределами Королевской оперы, а именно в Бордо. В этом идеальном местечке для творчества талантливым хореографом были созданы балеты «Ветреный паж, «Дезертир» и «Тщетная предосторожность». В годы революции Доберваль оказался в Лондоне. Причиной такого побега явился «Национальный балет», который не пришелся по вкусу якобинцам. В этом балете Людовика XVI и Марию-Антуанетту окружал народ, готовый в любой момент отдать жизнь за короля и королеву. Затем были годы эмиграции в Лондоне. Вскоре Доберваля постигло горе – умерла любимая жена, которая исполняла первые партии в его балетах. Это событие оставило неизгладимый отпечаток в душе творца, в связи с чем он отошел от творчества и уединился. Его смерть осталась незамеченной. История жизни и творчества Доберваля могла бы быть использована в качестве сюжета нравоучительного сентиментального романа, характерного для литературы XVIII века.
Главное творение Доберваля более чем за двести лет переиздавалось под различными названиями - «От худа до добра один шаг», «Худо сбереженная дочь», «Тщетные предосторожности», «Обманутая старуха», «Обманутые предосторожности», «Лиза и Колен», «Неудачная предосторожность», «Любовники, застигнутые врасплох». В русской редакции закрепившимся за произведением название является «Тщетная предосторожность». Кроме того, роман был переведен на множество иностранных языков (в современном мире, пожалуй, не найти театра с классическим репертуаром, где бы не ставился этот балет), выходил в разных оформлениях с использованием нескольких музыкальных редакций. Также известными искусствоведами, занимавшимися исследованием балета «Тщетная предосторожность», было проведено множество искусствоведческих анализов. Среди балетоведов стоит отметить Юрия Слонимского, Айвора Гейста, Веру Красовскую.
С самых первых постановок балет «Тщетная предосторожность» превратился в некий «ходячий сюжет». С увеличением количества постановок общая фабула сюжета разрасталась, появлялись новые диалоги и реплики, видоизменялся событийный ряд произведения. Но все видоизменения приводили к единому кульминационному моменту – воссоединению двух влюбленных на сеновале. Этот эпизод балета освещался в соответствии с нормами этики и морали, принятыми в то историческое время, когда осуществлялась постановка этого великого творения.
XVIII век, явивший миру «Тщетную предосторожность», чувствовался в тончайшем эротическом подтексте; скрытые полунамеки, характерные для парижских аристократических салонов, ощущались в галантных ухаживаниях Колена, который по своей натуре являлся крестьянином. В чертах главного героя проступают некоторые черты, свойственные самому Добервалю, который являлся первым красавцем среди танцовщиков Парижа и первым танцовщиком среди парижских красавцев. Согласно светской хронике, его любовная страсть направила в монастырь не один десяток представительниц прекрасного пола.
В XIX веке, известным своим распространением пуританских взглядов, акцент ставился на целомудрии главной героини. Центральная сцена с сеновалом в постановках Льва Иванова, Поля Тальони и Мариуса Петипа смещалась на периферию сюжетной линии, оставляя основу в качестве бытовой комедии с акцентом на домоводстве. Почитатели балета жалостно созерцали, как исполнительница роли Лизы Фанни Эльсер (одна из наиболее удачных исполнительниц этой роли) кормит кур. В исполнении актрисы 1870-х годов Евгении Соколовой Лиза, ожидая своего возлюбленного, гладила белье или занималась другими домашними делами. Еще одна исполнительница главной роли, Вирджиния Цуки, с таким драматизмом играла сцену, где она вытирала носы своим воображаемым детям, что зрители поражались яркости и драматичности данной сцены. Единственное отступление Лизы от домашних дел показывала своей игрой Матильда Кшесинская. Но это отступление заключалось лишь в танцах с любимым.
Александр Горский в Москве и Леонид Лавровский в Ленинграде в своих постановках осмелились пойти чуть дальше предшественников. Вначале балет поместили в категорию классово-корректных постановок по отношению к пролетариату, ведь не стоит забывать, что время постановки совпало с Великой французской революцией, а в сюжете балета фигурируют опять же крестьяне. Позже, следуя Генеральной линии, акцент в балете делали на использование труда: была воспета ручная маслобойка, опоэтизировано кормление кур и тяжелая физическая работа жнецов. В финале балета была показана сцена создания семьи, а спустя год, следуя сюжету, у возлюбленных рождается первенец.
Для СССР, в котором, как известно, секса не было, актуальным оказался спектакль «Тщетная предосторожность» в постановке Олега Виноградова в 1970-е годы, сочиненный для Малого театра оперы и балета и впоследствии повторенный в 90-е годы в Маринке. Достаточно сложный в техническом исполнении, но легкий по замыслу, полный лукавства и юмора и превышающий все допустимые нормы советского времени на изображение фривольности, этот балет с огромным успехом шел довольно долгое время. О потери такого варианта постановки в современное время остается только пожалеть.
До сих пор на Западе большим успехом пользуется балет в постановке Фредерика Аштона, созданный для Лондонского Королевского театра в 1950-е. Этот вариант в наше время является классической постановкой «Тщетной предосторожности». Данная постановка очень милая, веселая и забавная, с огромным количеством танцевальных номеров. Танцуют все – от Лизы с Коленом до кур, цыплят и петухов. Наконец-то эта версия дошла до России! Пожелаем исполнителям ролей балета «ни сена, ни соломы»!
 


Балет в двух действиях.
Автор балета - Луи Жозеф Фердинан Герольд
Автор либретто и балетмейстер Ж. Доберваль.
Первое представление (со сборной музыкой): Бордо, 1 июля 1789 г.;
с музыкой Герольда: Париж, «Гранд-Опера», 27 ноября 1828 г.
Действующие лица
Марцелина, зажиточная крестьянка. Лиза, ее дочь. Колен, бедный крестьянин. Мишо, откупщик. Никез, его сын. Нотариус. Подруги Лизы. Крестьяне и крестьянки.
 
Жадная фермерша Марцелина хочет выдать свою Дочь замуж за глуповатого парня Никеза, сына откупщика Аишо. Но Лиза любит бедного крестьянина Колена. Марелина не разрешает дочери встречаться с Коленом.
Приходят крестьянки — подруги Лизы и друзья Колена. Они всей душой сочувствуют горю влюбленных, но помочь не могут. Марцелина ни на минуту не спускает глаз с дочери, заставляет ее работать по дому: кормить кур, взбивать масло, подметать двор.
Поле. Крестьяне работают. Среди них Лиза, Никез, Колен и Марцелина. Надвигается гроза. Порывы ветра подхватывают Никеза, который взлетает на огромном зонтике. Общий хохот.
Комната в доме Марцелины. Крестьяне приносят влажные от дождя снопы и складывают их в угол. Незаметно в дом Марцелины пробрался и Колен, чтобы увидеться с Лизой.
Вскоре Марцелина уходит из дому, закрыв дверь на ключ. Дочь негодует на предосторожность матери.
Лиза мечтает о своей будущей жизни, когда она выйдет замуж за Колена и у нее родятся дети. Она научит их читать и будет ласковой матерью, но если понадобится, будет и строга.
Внезапно снопы раздвигаются, и перед Лизой появляется Колен. Лиза смущена и испугана. Но мысль о том, что они наконец могут побыть вдвоем, наполняет их радостью и счастьем. Они обмениваются шейными платками. Идиллия Лизы и Колена коротка: слышны шаги возвращающейся Марцелины. Что делать? Лиза прячет Колена в чулан и принимается прясть, но делает это так неестественно, что Марцелина подозревает недоброе. Да и платок Колена на шее Лизы выдает ее.
Рассвирепевшая Марцелина в наказание запирает Лизу в чулан, в котором уже находится Колен.
Марцелина ждет нотариуса. Выгодный брак Лизы и Никеза радует ее, и она почтительно приветствует пришедших вслед за нотариусом Мишо, Никеза и крестьян. Сейчас Марцелина выпустит из чулана непокорную дочь.
Дверь чулана раскрывается, и на пороге его появляются смущенные Лиза и Колен. Они бросаются в ноги к Марцелине, которой ничего не остается, как согласиться на их брак.
 
Либретто. Источник: программа спектакля Московского Академического Музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, выпущенная к премьере спектакля 30 мая 2001 г.
Действующие лица
Марцеллина. Лиза, ее дочь. Колен, возлюбленный Лизы. Мишо, богатый мельник. Ален, его сын, жених Лизы. Кюре. Нотариус. Подруги Лизы. Саботьеры. Крестьяне. Крестьянки.
 
Первый акт
Первая картина.
ДОМ МАРЦЕЛИНЫ
Утро. Звуки деревенской атмосферы создают идиллию беззаботности и радости нового дня.
Хозяйка дома, Марцелина, готовит инвентарь для работающих на нее крестьян.
Ее дочь, Лиза, с нетерпением ждет своего возлюбленного Колена, но его почему-то нет. Лиза грустит и мечтает о встрече.
Неожиданно для нее подкравшийся Колен обнимает Лизу. Они счастливы, но...
Марцелина в гневе обрушивается на бедного Колена, он бедняк, у него нет денег, а Лиза из небедной семьи, и Марцелина уже присмотрела для дочери богатого жениха — сына мельника Мишо.
А вот и они. Прогнав Колена, Марцелина с радостью встречает Мишо и его сына.
Сын Мишо, Ален, только что приехал из Парижа, и воздух провинции действует на него одурманивающе. Цикады, бабочки, птички, коровы вызывают у него чувство недоумения и восторга. Он больше интересуется окружающей его природой, чем сватовством и знакомством с невестой.
Марцелина и Мишо торгуются из-за приданого, и только неожиданное появление жениха предотвращает ссору.
Воспользовавшись тем, что мамаша и мельник увлеклись ссорой, Лиза незаметно убегает искать Колена. Пришедшие в себя Марцелина, Мишо и Ален устремляются за Лизой.
 
Вторая картина.
ЖАТВА
Жаркий летний день. Крестьяне занимаются уборкой урожая.
Во время отдыха Лиза прибегает к Колену. Здесь среди друзей они могут не бояться Марцелины.
Но Марцелина находит влюбленных и здесь. Начинается гроза. Воспользовавшись суматохой бури, Лиза и Колен прячутся. Однако матери удается с трудом вырвать дочь из объятий Колена.
 
Второй акт
Третья картина.
КОМНАТА ЛИЗЫ
Лиза грустит о Колене. Марцелина заставляет ее прясть пряжу, а сама готовит для дочери свадебную фату. Примерив фату, Марцелина учит дочь благородным манерам.
Урок танцев усыпляет Марцелину, и она засыпает. Лиза хочет убежать из дома, но дверь заперта, а ключи у матери. Лиза не знает, что делать.
В окно заглянул Колен и подсказывает Лизе, как взять ключи у матери.
Марцелина просыпается и ругает дочь, что она плохо работает.
Появляются крестьяне. Они пришли получить от Марцелины деньги за работу. После длительного торга с жадной хозяйкой крестьяне уходят, сложив принесенные снопы.
Марцелина велит Лизе перенести снопы в кладовую, а сама уходит за свадебным платьем, предварительно заперев входную дверь на ключ.
Лиза одна. Колена нет. Она мечтает о нем и об их счастье.
Неожиданно из снопов вылезает спрятавшийся там Колен. Влюбленные счастливы, но... слышны шаги возвращающейся Марцелины. Лиза прячет Колена в своей спальне.
Марцелина показывает дочери свадебное платье. Начинается примерка. В момент переодевания слышен стук в дверь. Это пришли Мишо, Ален и нотариус подписать брачный контракт.
Чтобы не показать дочь в раздетом виде, Марцелина в панике заталкивает ее в спальню, где уже спрятан Колен. Заперев спальню на ключ, счастливая Марцелина встречает гостей.
— А где же невеста? — спрашивает Мишо.
Марцелина торжественно вручает ключ от спальни жениху.
Открыв дверь спальни, Ален застывает в изумлении.
— В чем дело? — спрашивает Марцелина и бежит в спальню. Шок от увиденного Колена и раздетой Лизы повергает бедную мать в обморок.
Скандал!
Мишо обвиняет Марцелину, которая готова убить и Лизу, и Колена. Мельник с сыном в гневе покидают дом.
 
Четвертая картина.
СВАДЬБА
К радости Лизы, Колена и всей деревни Марцелина дала согласие на брак.
В ДЕРЕВНЕ ПРАЗДНИК!!!
 
Описание. Источник: Балет. Энциклопедия, гл. ред. Ю. Григорович. М.: Советская энциклопедия, 1981, материалы прессы, программки, выпущенные к премьерам в Музыкальном театре им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко (2001), в Большом театре (2002) .
1 ) Музыка : Неизвестный автор, используются французкие народные мотивы.
Либретто Жан Доберваль.
Балетмейстер Жан Доберваль.
Первое представление: театр г. Бордо, 1 июля 1789 г.
Первые исполнители: Лиза - мадемуазель Теодор; Колен - Жан Доберваль (или Э. Юс).
Другие наиболее известные постановки:
Театр Пантеон, Лондон: Первое представление 30 апреля 1791 г.
Балетмейстер Жан Доберваль.
Первые исполнители: Лиза - мадемуазель Теодор; Колен - Ш. Дидло; Ален - С. Вигано.
Все последующие постановки, в том числе с музыкой Герольда или Гертеля, основаны на постановке Доберваля.
Театр Сан-Самуэле, Венеция: Первое представление 1793 г.
Балетмейстер С. Вигано.
Первые исполнители: Лиза - М. Вигано; Колен - С. Вигано.
В той же редакции балет ставился в Вене (1794), Марселе (1795), Лионе (1796), Неаполе (1797).
Театр Порт-Сен-Мартен,Париж: Первое представление 13 октября 1803г.
Балетмейстер Э. Юс.
Первые исполнители: Лиза - Лаура; Колен - Спиталье (или Корниоль); Ален - Арман; Симона - Оссар.
Придворный оперный театр, Вена: 1809г.
Балетмейстер Ж. Омер.
Первые исполнители: Колен - Ф. Тальони;
Придворный оперный театр, Вена, под названием Лиза и Колен: Первое представление 1813 г.
Балетмейстер Ф. Бернаделли.
Первые исполнители: Лиза - Ж. Коблер.
Королевская опера,Стокгольм: Первое представление 14 октября 1812 г.
Балетмейстер Ж. Брюло.
Королевский театр,Копенгаген: Первое представление 17 ноября 1819 г.
Затем балет ставился в Милане, Мадриде, Брюсселе.
Театр Лафайетт, Нью-Йорк, под названием Любовники, или Тщетная предосторожность: 31 июля 1828 г.
Балетмейстер А. Леон
- В России:
Петровский театр, Москва, под названием Обманутая старуха: 14 декабря 1800 г.
Балетмейстер Дж. Соломони.
Первые исполнители: Лиза - Соломони-дочь.
Арбатский театр, Москва, под названием Худо сбереженная дочь, или Бесполезная предосторожность: 5 мая 1808 г.
Балетмейстер Ж. Ламираль.
Первые исполнители: Лиза - Е. Ламираль.
Московская сцена, под названием Жанета и Колен, или Деревенская свадьба: 15 октября 1818 г.
Балетмейстер Ф. Бернаделли.
Большой театр, Москва, возобновление: 25 июня 1827 г.
Первые исполнители: Лиза - Д.С. Лопухина; Колен - Ж. Ришар (старший).
Большой театр, Петербург, под названием Лиза и Колен, или Тщетная предосторожность: 1808 г.
Балетмейстер Ш. Дидло.
Большой театр, Петербург, возобновление: 20 сентября 1818 г.
Балетмейстер Ш. Дидло.
Первые исполнители: Лиза - А. Бернаделли; Колен - Н.П. Артемьев; Марцелина - Ф. Бернаделли.
Большой театр, Петербург, возобновление: 29 апреля 1828 г.
Первые исполнители: Лиза - А. Бертран-Атрюкс.
2 ) Музыка : Луи-Жозеф-Фердинанд Герольд.
Королевская академия музыки и танца, Париж: 27 ноября 1828 г.
Балетмейстер Ж. Омер.
Первые исполнители: Лиза - П. Монтессю; Колен - М. Лонер.
Королевская академия музыки и танца, Париж, возобновление: 15 сентября 1837 г.
Добавлено па де де, написанное Э. Леборном для Ф. Эльслер.
Первые исполнители: Лиза - Ф. Эльслер; Колен - Ж. Мазилье.
Королевская академия музыки и танца, Париж, возобновление: 23 февраля 1853 г.
Балетмейстер А. Сен-Леон (по редакци Ж. Омера).
Первые исполнители: Лиза - Э. Бессоне; Колен - Л. Петипа.
- В России:
Большой театр, Москва, под названием Лиза и Колен, или Тщетная предосторожность: 12 февраля 1845 г.
Балетмейстер И. Н. Никитин (по редакции Ш. Дидло).
Первые исполнители: Лиза - Е.А. Санковская; Колен - И.Н. Никитин.
Большой театр, Москва, возобновление: 11 мая 1850 г.
Первые исполнители: Лиза - Ф. Эльслер.
Большой театр, Петербург: 20 ноября 1848 г.
Постановка по редакции Ш. Дидло.
Первые исполнители: Лиза - Ф. Эльслер; Колен - Х.П. Иоганссон; Марцелина - Ж. Перро .
Большой театр, Петербург: 28 октября 1854 г.
Балетмейстер Ж. Перро.
Первые исполнители: Лиза - А. И. Прихунова .
- За рубежом:
Королевский балет, театр Ковент-Гарден, Лондон : 1960 г.
Музыка: Герольд в обработке Дж. Ланчбери.
Балетмейстер Ф. Аштон, художник О. Ланкастер.
Первые исполнители: Лиза - Н. Нерина; Колен - Д. Блэр; Ален - А. Грант.
Эта же постановка - 1967 г., Австралийский балет.
- На советской сцене:
Малый театр, Ленинград : 3 мая 1971 г.
Балетмейстер О.М. Виноградов, художники Г. Сотников (декорации), Т. Ратнер (костюмы).
Первые исполнители: Лиза - Г.В. Покрышкина; Колен - Н.А. Долгушин; Марцелина - Н.Н. Боярчиков; Ален - Г.Р. Замуэль.
- В России:
Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, Москва : 30 мая 2001 г.
Балетмейстер Олег Виноградов. Художник - Вячеслав Окунев, художник по костюмам - Ирина Пресс.
Первые исполнители: Лиза - Екатерина Сафонова; Колен -Роман Маленко; Марцелина - Владимир Кириллов; Ален - Антон Домашев.
Большой театр, Москва : 29 января 2002 г.
Балетмейстер Фредерик Аштон, постановщик Александр Грант. Художник - Осберт Ланкастер.
Первые исполнители: Лиза - Нина Капцова; Колен - Андрей Болотин; Вдова Симона - Александр Петухов; Ален - Геннадий Янин.
3 ) Музыка: Петер Людвиг Гертель
Придворная опера, Берлин: 7 ноября 1864 г.
Балетмейстер П. Тальони.
Первые исполнители: Лиза - Селлинг; Колен - Гийемен;
- В России:
Мариинский театр, Петербург: 15 декабря 1885 г.
Балетмейстер Л.И. Иванов, М.И. Петипа.
Первые исполнители: Лиза - В. Цукки; Колен - П.А. Гердт.
На сцене Александринского театра, Петербург: 25 сентября 1894 г.
Балетмейстер Л.И. Иванов, М.И. Петипа.
Первые исполнители: Лиза - Г. Гантенберг; Колен - П.А. Гердт (или С.С. Литавкин); Никез - А.А. Горский (или И.И. Воронков); Марцелина - Э.Ц. Чеккетти.
Большой театр, Москва: 24 ноября 1891 г.
Балетмейстер И. Мендес.
Первые исполнители: Лиза - Л.Р. Нелидова; Колен - И.Н. Хлюстин; Марцелина - В.Ф. Гельцер .
Большой театр, Москва: 29 декабря 1905 г.
Балетмейстер А.А. Горский.
Первые исполнители: Лиза - С.В. Федорова; Колен - М.М. Мордкин; Марцелина - В.А. Рябцев.
Большой театр, Москва, возобновление: 24 апреля 1916 г.
Балетмейстер А.А. Горский. Художник Ф.А. Лавдовский.
Первые исполнители: Лиза - Е.В. Гельцер; Колен - Л.А. Жуков; Марцелина - В.А. Рябцев.
- На советской сцене:
Большой театр (на сцене Нового театра), Москва, возобновление: 27 января 1922 г.
Балетмейстер А.А. Горский.
Первые исполнители: Лиза - С.В. Федорова.
Филиал Большого театра, Москва, возобновление: 4 декабря 1932 г.
Балетмейстер Е.И. Долинская (по редакции А.А. Горского). Художник С.К. Самохвалов.
Первые исполнители: Лиза - В.П. Васильева; Колен - В.Д. Голубин; Марцелина - В.А. Рябцев.
Филиал Большого театра, Москва, возобновление: 1943 г.
Балетмейстер А.М. Мессерер, Е.И. Долинская (по редакции А.А. Горского). Художники С. Самохвалов, Л.А. Федоров.
Первые исполнители: Лиза - Т. Бессмертнова; Колен - Г.К. Фарманянц; Марцелина - В.И. Цаплин.
Спектакль Большого театра и Московского хореографического училища: 23 декабря 1979 г.
Балетмейстер С.Н. Головкина, М.С. Мартиросян, А.И. Радунский, художник В.К. Клементьев.
Первые исполнители: Лиза - Э.Ю. Лузина; Колен - Л.В. Никонов; Марцелина - В.С. Ворохобко.
Театр оперы и балета, Петроград: 22 апреля 1923 г.
Балетмейстер В.И. Пономарев (по редакции Л.И. Иванова и М.И. Петипа).
Первые исполнители: Лиза - М.А. Кожухова; Колен - Пономарев; Марцелина - А.И. Чекрыгин.
Малый театр, Ленинград: 10 января 1937 г.
Балетмейстер Л.М. Лавровский, музыка дополнена произведениями Л. Делиба, Р.Е. Дриго, Л.Ф. Минкуса, Ч. Пуньи, А.Г. Рубинштейна (в обработке П.Э. Фельдта). Художник Т.Г. Бруни
Первые исполнители: Лиза - Н.Г. Кириллова; Колен - С.П. Дубинин; Марцелина - А.А. Орлов.
- За рубежом:
1912, сокращенный вариант, труппа Анна Павловой, Лондон; Лиза - А. Павлова.
1937, Американский передвижной театр, Нью-Йорк, балетмейстер М.М. Мордкин; Лиза - Л. Чейз, Колен - М.М. Мордкин.
1940, труппа Балле Тиэтр, Нью-Йорк, балетмейстер Б.Ф. Нижинская, художник С.Ю. Судейкин; Лиза - И. Баронова.
27.11.1947, труппа Гран балле дю марки де Куэвас, балетмейстер А.М. Балашова; Лиза - Р. Жанмэр.
1948, труппа А. Алонсо Балет республики Куба, Гавана, балетмейстер А. Алонсо, художники Л. Маркес и Э. дель Ойо; Лизетта - А. Алонсо, Колен - Р.Родригес, Симона - Х. Парес.
1956, театр Храм неба, Пекин, балетмейстер В.И. Цаплин. 

***

Петербургская история "Тщетной предосторожности" поведала о многих переменах, происходивших с балетом на протяжение двух столетий. В конце ХУШ века пантомимный рассказ Доберваля о любви Лизы и Колена представлял собой короткий балет-пьесу. Таким он и попал в Петербург. В спешке поставленный здесь Дюпором, балет пережил всех репетуарных долгожителей, включая "Дезертира" и "Мельников". Существуя на первых порах как спектакль гастролеров, он постепенно врастал в русскую почг.у и окончательно укорешшея в ней с постановкой Дидло 1823 года.
Уже тогда, помня наказы и требования учителя, сохраняя драматургическую канву первоисточника, принципы действенного таща, гениальный Дидло силон своего таланта развил и обогатил балет с позиции позднего преромантизма. Остальное дополнили артисты 1820-х годов — люди другого поколения, нежели первые исполнители, иного воспитания, новых эстетических взглядов. Они владели последними достижениями танцевальной техники и стремились к ее дальнейшему развитию, что, несомненно, отражалось в практике балетной сцены. "Тщетная предосторожность" была вынуждена подчиниться бурному развитию процесса if дать место танцевальным эпизодам, демонстрирующим новшества хореографических форм и их исполнения. Двухактный балет стал трехактным.
В 1840-е годы эпоха разлада мечты и реальности внесла в комический балет отсветы романтических красок. Спектакль изведал влияние, пусть опосредованное, столь далеких от него эстетических явлений, как искусство Марии Тальони, и опоэтизировал нежные чувства сельских влюбленных. Но по-настоящему балет возродился, всерьез углубилось его гуманистическое содержание, благодаря исполнению роли Лизы другой романтической балериной — земной и женственной Фанни Эльслер. Тончайшие оттенки искренних переживаний ее героини, обаяние, красота и драматический талант артистки отодвинули на второй план тальониевские изыски, высветив незаурядную личность Лизы—Эльслер. Для такой трактовки не были нужны дивертисменты — и балет снова обрел двухактную форму.
Следующим превращением "Тщетной предосторожности" стала редакция М. Петипа и Л. Иванова, где деревенская комедия Доберваля явилась в стилизованном преломлении. Теперь ее снова хотели видеть в пасторальных тонах, в духе игривых забав рококо. Но, если сценография балета переносила в еще более отдаленные, чем у Доберваля, времена, то хореография отражала новейшие достижения — танцевальные сюиты, разработанные и узаконенные во второй половине XIX столетия и особенно характерные для творчества Петипа. Спектакль укрупнился за счет третьего, дивертисментного действия, но, танец отступил на второй план. Душою балета теперь была Лиза в исполнении Вирджинии Цукки — талантливой актрисы и виртуозной тератерной танцовщицы. Сравнение двух выдающихся исполнительниц партии Лизы — Ф. Эльслер и В. Цукки преобладало в кртических откликах на постановку.
Вековая жизнь спектакля со всей очевидностью показала, что время сохранило сюжет и танцевально-действенное воплощение идентичных по смыслу мизансцен. В музыке замечена сходная ситуация во всех версиях: первая, со сборной музыкой, такие же последующие и вариант Гертеля сохраняли темы, характеризующие обстоятельства действия и вариировали дивертисментные танцы. Самой неустойчивой частью балета оказался хореографический текст. Поскольку необходимость сохранения первоисточника последователей не волновала, они ставили танцы каждый на свой лад. Сохрани нам история хореографию всех постановок "Тщетной предосторожности", мы могли бы с особой наглядностью наблюдать развитие поэтики, эстетики и танцевальной "механики" балетного театра. С появлением и развитием пальцевой техники, с формированием "поддержек" в дуэтах, разработкой музыкально-танцевальных форм раздвигались границы балета, изменялось соотношение в нем пантомимы и танца. Важную роль играл тут материал искусства хореограф™ артист балета. Талантливые танцовщики, словно тонкие и сложные приборы, улавливали многообразные проявления действительности и претворяли их в сценических образах.
В XX век "Тщетная предосторожность" вступила в академической версии Петипа и Иванова, хранящей лучшие достижения прежних лет. Но в 1920-е годы в ней замечены разработки танцевальных элементов, соответствовавших духу эпохи. В 1930-е годы преобладал социологический подход к искусству. Тогда была предпринята попытка отказаться от стилизации под пасторали XVIII века, подчеркнуть в трактовке сюжета социальную подоплеку, заявившую о себе и в первоначальной постановке Доберваля, найти общее между юными влюбленными старинного балета и современной трудящейся молодежью. Отразилось на спектакле и постоянное стремление деятелей балета к развитию хореографической лексики. Невзирая на имена классиков, Пебша и Иванова — постановщики посягали на хореографический текст.
Удачной оказалась попытка перевести в танцевальный регистр роль пантомимного персонажа в редакции Ф.В. Лопухова. Партия Никеза получила в ней В1гртуозное гротесково-комическое воплощение. К исходу XX столетия "Тщетная предосторожность" в постановке О.М. Виноградова предстала как балет со сквозным танцевальным решением, где хореография вместила в себя все оттенки содержания. Танец синтезировал классическую, характерную, гротесковую лексику, сохранив, однако, и детали танцевальной пантомимы. Таким образом, историческое существование "Тщетной предосторожности" охватитило двухвековой ход развития балетного театра и со всей очевидностью выявило его направление, соединив антиподы пантомиму с действенным танцем на одном полюсе и образный танец, соединивший событийность, идейную и эстетическую содержательность спектакля, га другом.
Постоянная трансформация танцевального текста "Тщетной предосторожности" позволяет утверждать, что наибольшей стабильностью на протяжение почти двух столетий отличалась драматургия. Известная фабула, заимствованная из низового народного театра, получила достаточное распространение в различных театральных жанрах. Но именно балету "Тщетная предосторожность" суждено было представить столетия спустя тип подобного спектакля. Случилось это благодаря тому, что в его сценарии безошибочно определена целесообразная последовательность эпизодов, найдены остроумные перипетии для их связи. К тому же, сквозь поверхностный слой ладно скроенной комедии положений проступила всечеловеческая тема любви и стремления к семейному счастью. Но, жизнеспособность "Тщетной предосторожности" достигалась даже при отсутствии полноценного ансамбля исполнителей: если артисты на роли Лизы и Колена оказывались недостаточно привлекательными, внимание зрителей переключалось на комических персонажей, и наоборот. В любом случае зрителей удовлетворяла веселая развлекательность представления. Время шлифовало драматургическую структуру, и ее высокое качество обусловило традицию — передач}' находок из рук в руки, из поколения в поколение.
Стабильность главных эпизодов действия позволяла закрепить соответствующий музыкальный материал от премьеры Доберваля до наших дней. Вместе с тем, развитие балетной музыки сказывалось на "Тщетной предосторожности". Появление партитур Герольда и Гертеля, оркестровки Пуни, свидетельствовало о стремлении соответствовать уровню развития музыкального театра.
Очевидно и декорационное постоянство. Его объясняет простота обстоятельств места: фермерский двор, комната в доме, пленэр. Они и через сто лет могли оставаться прежними, хотя и сюда рука худо лап пса, подновляющего декорацш1, вносила новые мазки. Зато изменения в костюмах разительны. Довольно долго костюм Лизы, к примеру, представлял собой комплект крестьянского французского типа: юбка с передником, корсет и шемизет. Но последняя постановка XIX века ориентировалась уже на стилизацию под французскую аристократическую старину, под севрский фарфор, где подразумевались не реальные жизненные персонажи, а костюмированные придворные. На костюмах, особенно женских, отражалось техническое развитие танцев. Чем абстрактнее становился танец, тем условнее оказывался костюм. В первой трети XX века Лизу уже одевали не в домотканную юбку, а в балеринский тюник. Впрочем, это свидетельствовало и о соответствии костюма ганцу, и об определенных взглядах на балет. На протяжении времени новое сплеталось с традиционным, становясь, в свою очередь, чем-то постоянным сравнительно с актуальным для современности. И все же рустика преобладала в сценической истории спектакля. Лишь в некоторых редакциях появлялись мотивы старинных гобеленов, а в последних постановках оформление балета и вовсе обрело иронично-антикварный стиль.
Лучшие актерские разработки, как правило, перенимались следующими исполнителями той или иной роли. Практика сцены производила отбор, отказывая в существовании временному, маловажному и оставляя главное, общезначимое в характерах и мизансценах. Об этом красноречиво свидетельствует сопоставление записи партии Лизы, сделанной Е.П. Соколовой в 1880-х годах, и воспошшания Т.П. Карсавиной, касающиеся начала века ХХ-го.
Таким образом, в течение длительного времени постановщики и исполнители сохраняли в "Тщетной предосторожности" лучшее, отбрасывали несовершенное, приглядывались к новому и брали на вооружение подходящее из современности. Порой, в погоне за модой, делали ошибки, но исправляли их и балет продолжал жить. Жизненность спектакля, объединяющего прошлое с современностью, целиком в руках исполнителей - дирижера, режиссера, артистов, оркестрантов, осветителей и декораторов. Каждый раз по мановению дирижерской палочки балетное произведение возрождается, обретает форму и содержание, а с закрытием занавеса уишрает.
Балетный спектакль подвержен тем же закономерностям, что и все культурные свидетельства человеческого бытия. Опираясь на прежние художественные накопления, как явления непреходящей ценности, он впитывает новации, диктуемые эпохой, и тем самым вписывается в систему духовной жизни современного общества. Сценическая история балета "Тщетная предосторожность" на петербургских сценах подтвердила это со всей очевидностью.
Категория: Либретто балетных спектаклей | Добавил: sasha-dance (10.04.2011)
Просмотров: 3293 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  •  
  • Программы для всех
  • Лучшие сайты Рунета