Среда, 20.09.2017, 12:07 Приветствую Вас Гость | RSS
Композиция
и
постановка танца
Меню сайта
Статьи по разделам
Балетмейстеры [183]
Биография, основные этапы творчества и произведения


Ж.Ж.Новерр"Письма о танце" [18]
Полная версия книги Новерра представленная отдельно каждым письмом


И.Сироткина "Культура танца и психология движения" [2]
Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ТАНЦА [0]
Методические указания к спецкурсу «Основы танцевально-экспрессивного тренинга»


Режиссура танца [62]
Теоретические и научные статьи и методики.


Драматургия танца [37]
Теоретические и методические материалы и статьи по данной теме.


Туано Арбо [3]
ОПИСАНИЕ ОРКЕЗОГРАФИИ


Научные статьи [131]
Всевозможные и собственные статьи, а также курсовые и дипломные работы студентов, надиктовыные им в качестве научного руководителя.


Танцевальный симфонизм [18]
Все материалы посвящённые танцевальному симфонизму.


Реформаторы Балета [36]
Имена и их биографии


История балета [107]
Интересные статьи по истории балеты.


В. А. Теляковский - "Воспоминания" [14]
Теляковский. Воспоминания.


Тамара Карсавина "Воспоминания" [17]
Т.КАРСАВИНА "ВОСПОМИНАНИЯ"


Леонид Якобсон [15]
Всё о Якобсоне


Польcкие танцы [13]
Описание и видео-фрагменты Польских танцев


Венгерский танец [12]
Венгерские танцы -описание и видеофрагменты


Ирландский танец [7]
Ирландский танец видео и описание


Армянский танец [6]
Армянский танец описание и видео


Танцы народов прибалтики [9]
Прибалтийские народные танцы


Видео [53]

Музыка [14]
Музыкальные материалы для этюдов и танцев


Исполнители [147]
Раздел посвящён легендарным исполнителем танцевального искусства


Интевью с Баланчиным [10]
Великолепная статья Соломона Волкова в виде интервью с Джоржем Баланчины о Петербурге, о Стравинском и Чайковском


Композиторы [68]
Биографии и интерересные статьи о композиторах


Классический танец [8]
Материалы по классическому танцу: методика и интересные статьи


Либретто балетных спектаклей [101]
В данной категории содержаться основные либретто балетных спектаклей различных времён и различных балетмейстеров


Ранние формы танца [11]
История зарождения первых танцевальных форм


Jazz & Modern Dance [15]
Техника современных танцевальных течений


Танцы Народов Мира [12]
Все народности и этносы


Русский танец [24]
Всё по русскому танцу


Испанский танец [17]
Всё о танцах Испании


Музыкальная драматургия. [33]
Методические и теоретические материалы по музыке и музыкальной драматургии.


Еврейские танцы [9]
материалы по истории и еврейских танцев


Художники [18]
Биография и творчество художников


Выдающиеся педагоги [57]
Биография известных педагогов танца


Фёдор Лопухов [13]
Фёдор Лопухов


Азербаджанский танец [3]
Всё об Азербаджанском танце


Борис Эйфман [10]
Всё о творчестве Эйфмана


Институт Культуры и Искусств [7]
правила приёма


Историко-бытовой танец [3]
ВСЁ О ИСТОРИКО-БЫТОВЫХ ТАНЦАХ


Чукотский танцевальный фольклор [4]
Чукотский танцевальный фольклор


Русский хоровод [12]
Всё о русском хороводе


Каталог статей


Главная » Статьи » Музыкальная драматургия.

История и закономерности музыкальной драматургии ЧАСТЬ 2
 
История и закономерности музыкальной драматургии
ЧАСТЬ 2
 
Джузеппе Верди
(1813-1901)
 
В марте 1842 года к Джузеппе Верди пришла слава. Его опера "Навуходоносор" ("Набукко"), впервые исполненная в знаменитом миланском театре "Ла Скала", имела огромный успех. "Набукко" (сокращённый итальянский перевод имени Навуходоносор) рассказывает историю о пленении евреев в Вавилоне. Слушая ее, итальянцы, находившиеся под австрийским гнетом, отождествляли себя с героями произведения. Исполненное хором волнующее "Va, pensiero, sull'ali dorate" ("Лети, мысль, на золотых крыльях") стало девизом итальянских патриотов, стремившихся к независимости (в наше время — итальянских футбольных болельщиков). С тех пор Верди стал музыкальным оратором Италии. В 1840 году Италию охватило движение "Риссорджименто" ("Возрождение"). Целью его было объединение разделенных земель страны. Имя Верди, в основе чьих опер лежали патриотические темы, ассоциировались с этим движением. После представления его опер зрители кричали: "Да здравствует Верди!" — с одной стороны, чтобы показать, как они гордятся им, с другой стороны, потому что его имя по совпадению состояло из инициалов первого короля объединенной Италии. До "Набукко" композитор написал несколько малоудачных опер, также как и Вагнер до "Летучего голландца", написанного в 1843 году. Пути этих двух гигантов оперы XIX века имели поразительное сходство и существенные отличия. Оба родились в 1813 году, оба активно участвовали в политических волнениях своего времени, оба создавали шедевры до конца своих дней ("Парсифаль" Вагнера и "Фальстаф" Верди). Правда, Вагнер руководствовался в творчестве своими личными правилами, Верди же следовал опыту своих предшественников — Россини, Беллини и Доницетти. Вагнер, как и Вебер, опирался больше на оркестр, чем на певцов; Верди начинал и заканчивал свои произведения голосом и использовал оркестр в традиционной роли: в качестве аккомпанемента и поддержки, а не главного интерпретатора истории. В наиболее драматических моментах (особенно это ярко выражено в его ранних операх) композитор объединял весь состав исполнителей в хоры, грандиозные по составу и потрясающие по силе воздействия. Верди родился в маленьком городке Ронколе, под Пармой, в семье необразованного владельца постоялого двора. Он мог бы стать еще одним любящим борьбу музыкантом, если бы не унаследованная от предков-крестьян природная гибкость. Была ему присуща и крестьянская стойкость. В период с 1838 по 1840 год умерли его молодая жена и двое детей, но, кажется, это придало ему больше душевной силы, а не подавило его. После "Набукко" Верди создал на протяжении 9 лет 13 опер. Подлинным шедевром стала опера "Риголетто" (1851). Такая титаническая работа требовала от композитора огромного самопожертвования. Верди говорил, что это были "годы раба на галере". Большинство этих опер имеют национальные сюжеты, и, хотя их редко можно услышать сегодня, они создали композитору репутацию вели кого итальянского патриота, которая остается за ним и поныне. В отличие от Вагнера, предпочитавшего писать свои собственные либретто, Верди, задумав оперу, искал волнующие сюжеты. Использованные им темы поразительно разнообразны. Героем "Риголетто" является горбатый карлик. "Травиата", написанная двумя годами позже, рассказывает о любви и смерти знаменитой куртизанки, "Дон Карлос" — об испанском принце, вступающем в конфликт с инквизицией. Многие мелодии Верди стали такими популярными, что попали в золотой фонд классики. Таковы "Большой марш" из "Аиды", который исполняется военным и духовым оркестрами, и еще более знаменитая ария "Сердце красавицы склонно к измене" из "Риголетто". Известный итальянский оперный критик-вердиолог Дарьо Волтолини писал, что: "…в большинстве опер Верди самые драматические ситуации, где нет никакого проблеска, только смерть и безнадёжность, решаются в жизнеутверждающей мажорной форме с богатой орнаментикой и аккомпанементом типа "Ум!-ца-ца-ца-ца-ца… Ум!-ца-ца-ца-ца-ца… ". И оркестр превращается в огромную гитару... ". Эту особенность многие критики объясняют трагическими событиями, произошедшими в жизни Верди — в 1839 году у него одновременно умирают от болезни жена и двое детей. Убитый горем композитор в этот страшный период был связан контрактом написания... комической оперы. Опера "Мнимый Станислав" была закончена в срок и поставлена на сцене "La Scala" в 1840 году, где с треском провалилась, а работа над ней оставила на психике композитора неизгладимый след, который, по-видимому, выразился в уникальной особенности его творчества — "мажор музыки в миноре жизни". В полной мере эта особенность выразилась в опере Верди "Трубадур". С этим произведением, написанным и поставленным в 1853 году, связано много неясностей. Например, совершенно непонятно, почему для своей новой оперы, задуманной ещё в 1850 году, композитор избрал именно драму Г. Гутьереса "Трубадур", хотя раньше открыто ругал это произведение за "излишний мистицизм, запутанность сюжета и кровожадность событий". Стоит ли удивляться, что новую оперу потом обвинили в том же самом. На что Верди вдруг ответил: "А что, в жизни не так, что ли?". Неумолимый рок — движущая сила этого "средневекового триллера с элементами трагической мелодрамы". Возвышенная любовь прекрасной Леоноры и таинственного трубадура рождается на фоне зловещих тайн и непримиримых противостояний. Руки Леоноры добивается граф ди Луна. Выследив влюбленных, в трубадуре он узнает своего заклятого врага — предводителя повстанцев Манрико. Одна из схваток непримиримых противников заканчивается поражением трубадура. Торжествующий граф торопится избавиться от соперника, отправляя его на костер. На фоне пылающих языков пламени он узнает страшную тайну: Манрико— его брат, когда-то похищенный цыганами за преступления своего отца. Опера в четырёх действиях (восьми картинах) была написана всего за 29 дней. Будучи великим музыкальным драматургом, он необычайно высоко ценил Шекспира. Но после написания ранней оперы "Макбет" (1847) он не использовал шекспировских сюжетов почти до конца своей жизни. Примерно в 1880 году он встретил Арриго Бойто, который сам был композитором и почитателем Шекспира. В нем Верди нашел идеального либреттиста, и их сотрудничество прекрасно завершило творческую деятельность Верди. "Отелло" является блестящей версией шекспировской трагедии о любви и ревности, а радостным, искристым, как шампанское, "Фальстафом" композитор простился с оперным миром. Опера, основанная на "Виндзорских проказницах", заканчивается словами: "Весь мир — шутка". Таким было последнее обращение к зрителю 80-летнего композитора. Сам Верди в конце концов настолько устал от популярности своих шлягеров, что платил шарманщикам за то, чтобы те не исполняли мелодии из его опер на улицах. Дожил он до 1901 года, окруженный славой. Однажды он сказал о себе: "У меня нет композиторского образования, но зато есть очень богатый опыт".
 
Реализм и фантазия
 
После нескольких не совсем натуральных героических миров, созданных Вагнером и Верди, для композиторов, пришедших вслед за ними, был характерен интерес к более приземленным темам. Это настроение получило свое выражение в оперном "веризме" (итальянская форма реализма: от слова "vero", правда), направлении, идущем от "правды жизни", так свойственной творчеству романиста Диккенса и живописца Милле. Опера "Кармен" Бизе, написанная в 1875 году, была очень близка к чистому реализму, но веризм как отдельное направление возник в музыкальной жизни Италии лишь 15 лет спустя, когда два молодых композитора написали по одной короткой опере, и обе они были отмечены неромантическим подходом к драме человека: "Сельская честь" Пьетро Масканьи и "Паяцы" Руджеро Леонкавалло. Темы обоих произведений — ревность и убийство. Эти две оперы всегда исполняются вместе.
 
Жорж Бизе
(1838-1875)
 
Жорж Визе являет собой классический пример композитора, которого помнят по одному шедевру — опере "Кармен". Его ранние оперы, такие, как "Искатели жемчуга" и "Пертская красавица", иногда исполняются и сегодня, но все-таки они никогда не были популярными. Однако с "Кармен" композитор внес в мир оперы нечто совершенно новое: сочетание знойной страсти и средневековой чистоты музыкального выражения. Это самое удачное испанское музыкальное произведение, написанное не испанцем. В музыкально-драматургическом центре оперы находится испанская цыганка, армейский капрал и удачливый тореадор. Среди остальных героев солдаты, контрабандисты и девушки с табачной фабрики. Роль такой яркой личности, как Кармен, является прекрасной партией для сильной исполнительницы. Капрал, Дон Хосе, который бросает службу в армии, чтобы сбежать с Кармен, и в конце концов убивает ее, представляет собой блестящую противоположность тореадору Эскамильо. Первое представление "Кармен" не было успешным, так как бурная музыка и сама история разочаровали зрителя. Три месяца спустя Визе умер в возрасте 37 лет, так и не увидев триумфа своего детища, ставшего вскоре самой популярной оперой. "Песня Тореадора", исполняемая Эскамильо, входит в число самых популярных арий всех времен и народов.
 
 Джакомо Пуччини
(1858-1924)
 
Чтобы написать три оперы, составляющие основу репертуара оперных театров мира — "Богема", "Тоска", "Мадам Баттерфляй",— Джакомо Пуччини понадобилось всего лишь 8 лет. В музыкальной драматургии этих произведений Пуччини своеобразно соединил веризм с романтизмом. Это произошло незадолго до того, как реалистические тенденции уступили место романтическим. В "Богеме" присутствуют все необходимые для успеха составляющие: пафос линии хорошенькой Мими, умирающей от чахотки (по словам одного из критиков того времени — вторая "туберкулёзная героиня" после вердиевской "Травиаты"), и радостное приподнятое настроение молодых художников из "Богемы", способных возвыситься над своей бедностью. Действие происходит в 1830 году в Париже с его мансардами и кафе. Музыка прекрасна, полна драматических моментов, оркестровка тонка. Самая известная ария из "Богемы"— это, пожалуй, "Ваша маленькая ручка замерзла", исполняемая молодым поэтом Рудольфом для Мими. В опере, конечно, есть и множество других заметных мест: например, грустная песня-прощание бедного молодого философа, которую он поет над своим пальто перед тем, как продать его, чтобы купить еды для умирающей Мими. Такое сочетание простой запоминающейся мелодии и глубокого драматизма является специфическим для Пуччини. Опера "Мадам Баттерфляй" Пуччини рассказывает о трагической любви Чио-Чио-Сан, японской девушки, похожей на бабочку, и американского морского офицера. Пуччини был самым прирожденным композитором изо всех когда-либо живших. Однажды он описал свою жизнь как "постоянную погоню за дичью, красивыми женщинами и хорошим либретто". Действительно, он был хорошим стрелком, имел множество любовниц, а либреттисты никогда его не подводили.
 
 Рихард Штраус
(1864-1949)
 
Рихард Штраус, великий немецкий оперный композитор, второй по величине после Вагнера, завоевал успех двумя бурными драмами: "Саломеей", основанной на библейской истории о страсти Саломеи к Иоанну Крестителю, и "Электрой", древнегреческой трагедией об убийстве и мести. В этих двух операх Штраус дал волю неукротимой половине своей натуры, но его следующее произведение было совершенно иным. Лирическая опера "Кавалер роз" близка не к суровому миру музыкального драматизма Вагнера, а к изящным моцартовским произведениям. Впервые исполненная в 1911 году, она представляет собой нежную историю любви, написанную с изысканной фантазией. Партия юного влюбленного Октавиана написана для сопрано в традиции таких оперных ролей, как Керубино в "Женитьбе Фигаро" Моцарта, а также в традиции пантомимы, где роль "главного мальчика", как правило, исполняет девочка. Основная линия спектакля — партия Маршалины, принцессы уже совсем не молодой, которая знает, что рано или поздно Октавиан полюбит более молодую женщину. Самодовольный барон Оке — великолепный комический персонаж. Четвертый главный герой— София, невинная молодая девушка, для которой все заканчивается хорошо. Опера пронизана ритмами живых венецианских вальсов и пропитана духом Шуберта и Иоганна Штрауса, королей вальса.
 
Леош Яначек
(1854-1928)
Чешский композитор Леош Яначек в основу своей оригинальной музыки положил песни своей родины. Его короткие повторяющиеся ритмичные мелодии ближе по духу к музыке Бартока, нежели его современников. Соединение этого дара создавать мелодии, несравненного чувства оркестра и чутья драматурга позволяют Яначеку чувствовать себя в оперном театре, как в родном доме. Его наиболее часто исполняемые оперы— "Енуфа" и "Катя Кабанова" — являются трагедиями. Но ему давались также изящные, наполненные искрометной фантазией произведения. "Лисичка-плутовка", исполненная впервые в 1924 году, представляет собой сказочную оперу, в которой люди и животные общаются на равных. Это, должно быть, единственная опера, в основе которой лежит серия карикатурных рисунков животных. Музыкальная драматургия этой оперы такова, что персонажи-люди, например, Парсон, пьют, курят и играют в карты, а животные тем временем живут своей жизнью на залитых солнцем лесных полянах. И то, что Шарпирс, героиня-лисичка, была застрелена браконьером, еще не означает конца истории. В финальной сцене маленький лисенок, полностью повторяющий Шарпирс, олицетворяет собой возрождающуюся природу. Опера никогда не может быть гиперреалистичной, разве лишь в общем смысле. Понятно, что в реальной жизни никто в момент смерти не поет. Фантазия и игра всегда были одними из самых привлекательных сторон в музыкальной драматургии оперы. Уже в преклонном возрасте, после прежних мрачноватых опер, Яначек вдруг обратился к чистой фантазии в своей "Лисичке-плутовке". Нечто подобное произошло с Рихардом Штраусом. От бурных страстей своих первых опер он перешел к легкой комической опере "Кавалер роз", местом действия которой является Вена XVIII века, какой ее видит в своем воображении композитор. Дебюсси в своем единственном оперном шедевре "Пеллеас и Мелизанда" оставляет мир реализма и рисует нам мир мерцающий, подобный сну, где все необъяснимо и где герои живут, любят и умирают подобно привидениям, двигающимся под водой. Русская опера Совершенно иными представляются музыкально-драматические особенности русских композиторов, таких, как Бородин, Мусоргский, Чайковский, которые, продолжая старые традиции, вводят в оперное искусство ряд новых специфических направлений. Огромные исторические панорамы Мусоргского "Борис Годунов" и "Хованщина" — относительно новое направление в мировом оперном искусстве, названное "народная музыкальная драма", своеобразный музыкальный эквивалент эпопеи выдающегося русского писателя Льва Толстого "Война и мир". Модест Мусоргский Мусоргский вошел в историю мирового музыкального искусства как гениально одаренный музыкант-новатор. Характерные черты его творчества — самобытность, оригинальность, правдивость, народность музыки; сочетание выразительности и изобразительности, психологическая проницательность, своеобразие музыкального языка, синтезирующего речевое начало с песенным; отказ от исторически сложившихся форм и рационалистических схем во имя жизненной правды. Несмотря на замечания П.И.Чайковского, любившего вворачивать в свои критические статьи эпитет: "Грязь а-ля Мусоргский". Вершина творчества Мусоргского — его оперы. По силе, правдивости, глубине воплощения, как индивидуальных образов, так и народных масс, зрелому реализму, своеобразию драматургии (он сам писал либретто к своим операм), яркости национального колорита, волнующему драматизму, новизне музыкально-выразительных средств такие произведения, как "Борис Годунов" и "Хованщина", не имеют равных в мировой оперной музыке. Творчество Мусоргского оказало большое влияние на развитие отечественной и зарубежной оперных культур. Вся сила таланта Мусоргского раскрылась в опере "Борис Годунов", написанной по трагедии А. С. Пушкина в 1869 году. В ней Мусоргский проявил себя как мастер психологических портретов, написанных музыкально-драматическими средствами. С потрясающей силой передана в музыке драма царя Бориса, раскрывается его трагически противоречивый образ, равного которому не знала мировая оперная литература. Обращение к историческому сюжету дало основание развить народные образы, представленные в опере и "единой массой" в народных хорах и отдельными личностями. В 70-е годы Мусоргский вновь обратился к русской истории. Его привлекли события конца 17-го века — стрелецкие бунты и движения раскольников. По совету Стасова, композитор в 1872 году принялся за работу над оперой "Хованщина". Обладая незаурядными литературными способностями, либретто к этой опере Мусоргский написал сам. Современная опера Сегодня опера по-прежнему остается сочетанием искусства и мастерства дирижера, режиссера и драматурга и большого бизнеса. В оперном театре финансовые проблемы возникают неизбежно. Все это приводит к тому, что руководители театров не хотят брать на себя риск постановки нового незнакомого произведения, которое не может гарантировать даже наполовину заполненного зала. Кроме того, зрители, которые ходят в оперу, как правило, являются приверженцами традиционной музыки, и чему-то новому, тревожащему, беспокоящему они скорее предпочтут старое и знакомое. И все-таки в мировом репертуаре мы всегда найдем несколько новых опер. Это, конечно же, несколько произведений Бриттена и особенно "Воццек" Альбана Берга. Эта опера куда более революционна по музыкальному выражению, чем любая из опер Бриттена, хотя она и была впервые представлена в далеком 1925 году. Она написана в атональной манере с использованием традиционных музыкальных приемов. Либретто оперы создано на основе одноименной пьесы Георга Бюхнера и рассказывает о несчастьях угнетенного солдата, доведенного в конце концов до того, что он убивает свою жену. Музыка произведения очень разнообразная: диапазон ее — от разрушающих музыкальную ткань диссонансов до нежных убаюкивающих мелодий. Певцы то поют, то используют речитатив, то переходят на крик. Сначала опера была встречена враждебно, но сегодня "Воццек" — оперный фаворит. Это произведение всегда собирает полные залы зрителей, которые приходят раз делить сострадание Берга к своему несчастному герою. "Воццек" — мелодрама, и современные музыкальные средства как раз подходят для этого жанра. Относительно недавно появились такие известные произведения, как "Черти из Людена" Пендерецкого и "Бомарцо" Джинастеры. Пендерецкий— поляк, Джинастера — аргентинец, и их успех говорит о том, что сегодня оперные композиторы рождаются уже не столько в странах с традиционно развитой оперой, сколько там, где она никогда не была по-настоящему развита. За исключением Джан Карло Менотти (да и тот провел свою творческую жизнь в Америке) мало кто из современных итальянских композиторов писал оперы. Среди немецких композиторов можно выделить Ханса Вернера Хенце, автора оперы "Бассариды" — пересказа древнегреческой легенды, а также политической сатиры "Как мы приходим к реке" с ее хитроумным эклектическим переплетением самых различных музыкальных направлений. Из всех оперных композиторов XX века наиболее плодовитым и одаренным был англичанин Бенджамин Бриттен (родился в 1913 году). До 30 лет он даже не думал о написании оперы, тем не менее в 1945 году он взошел на оперный Олимп со своим "Питером Граймсом", трагической историей сильного человека, одинокого рыбака с побережья Саффолка. Место действия трагедии "Билли Бадд" — королевский морской флот времен адмирала Нельсона, а состав исполнителей — полностью мужской. Опера "Оуэн Уингрэйв" была впервые исполнена в 1971 году на телевидении, и лишь затем ее поставили в театре. В "Ледяном ударе" Типпетта действие происходит в зале ожидания аэропорта и в дополнение к музыке взлетают самолеты, звучат сигналы, передаются объявления. ВЫВОДЫ Закономерности развития оперной музыкальной драматургии формировались под воздействием огромного количества факторов. Именно поэтому существует множество вариантов классификации оперных жанров. Многие из них достаточно спорны. Тем не менее, наиболее часто в соответствующей литературе встречается следующий классификационный стандарт: ранняя опера (соотносится с музыковедческим понятием "старинная музыка"); комическая опера; опера-сериа; лирическая опера (лирические сцены, пример: "Евгений Онегин" П. Чайковского); моно-опера (из категории "театр одного актёра", пример: "Одинокий голос человека" Бриттена); большая опера (в том числе "народная музыкальная драма"); опера-оратория (пример: "Осуждение Фауста" Ш. Гуно) современная опера (включая зонг-оперы, поп-оперы, рок-оперы и оперные произведения эклектического стиля "Модерн"); прочие жанры музыкально-драматического типа. К категории "прочие жанры" в известной степени можно отнести различные направления оперетты и мюзикла, хотя в большей части музыковедческой литературы эти понятия отнесены к отдельному классификационному уровню с достаточно автономными закономерностями музыкально-драматического развития.
 
Список литературы
К. Спенс, "Всё о музыке", Минск, Белфаст , 1997.
Б. Покровский, "Беседы об опере", М., "Просвещение", 1981.
Сборник "Оперные либретто", Т.2, М., "Музыка", 1985.
Б. Тараканов, "Музыкальные обзоры", М., "Интернет-РЕДИ", 1998.
Базы данных сети Интернет "Прикладная музыкология", "История музыки" и "Оперные либретто". Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.refcentr.ru/
Категория: Музыкальная драматургия. | Добавил: sasha-dance (08.12.2010)
Просмотров: 1532 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  •  
  • Программы для всех
  • Лучшие сайты Рунета