Вторник, 18.12.2018, 22:06 Приветствую Вас Гость | RSS
Композиция
и
постановка танца
Меню сайта
Статьи по разделам
Балетмейстеры [184]
Биография, основные этапы творчества и произведения


Ж.Ж.Новерр"Письма о танце" [18]
Полная версия книги Новерра представленная отдельно каждым письмом


И.Сироткина "Культура танца и психология движения" [2]
Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ТАНЦА [0]
Методические указания к спецкурсу «Основы танцевально-экспрессивного тренинга»


Режиссура танца [62]
Теоретические и научные статьи и методики.


Драматургия танца [37]
Теоретические и методические материалы и статьи по данной теме.


Туано Арбо [3]
ОПИСАНИЕ ОРКЕЗОГРАФИИ


Научные статьи [131]
Всевозможные и собственные статьи, а также курсовые и дипломные работы студентов, надиктовыные им в качестве научного руководителя.


Танцевальный симфонизм [18]
Все материалы посвящённые танцевальному симфонизму.


Реформаторы Балета [36]
Имена и их биографии


История балета [108]
Интересные статьи по истории балеты.


В. А. Теляковский - "Воспоминания" [14]
Теляковский. Воспоминания.


Тамара Карсавина "Воспоминания" [17]
Т.КАРСАВИНА "ВОСПОМИНАНИЯ"


Леонид Якобсон [15]
Всё о Якобсоне


Польcкие танцы [13]
Описание и видео-фрагменты Польских танцев


Венгерский танец [12]
Венгерские танцы -описание и видеофрагменты


Ирландский танец [7]
Ирландский танец видео и описание


Армянский танец [6]
Армянский танец описание и видео


Танцы народов прибалтики [9]
Прибалтийские народные танцы


Видео [53]

Музыка [14]
Музыкальные материалы для этюдов и танцев


Исполнители [147]
Раздел посвящён легендарным исполнителем танцевального искусства


Интевью с Баланчиным [10]
Великолепная статья Соломона Волкова в виде интервью с Джоржем Баланчины о Петербурге, о Стравинском и Чайковском


Композиторы [68]
Биографии и интерересные статьи о композиторах


Классический танец [8]
Материалы по классическому танцу: методика и интересные статьи


Либретто балетных спектаклей [101]
В данной категории содержаться основные либретто балетных спектаклей различных времён и различных балетмейстеров


Ранние формы танца [11]
История зарождения первых танцевальных форм


Jazz & Modern Dance [15]
Техника современных танцевальных течений


Танцы Народов Мира [12]
Все народности и этносы


Русский танец [24]
Всё по русскому танцу


Испанский танец [17]
Всё о танцах Испании


Музыкальная драматургия. [33]
Методические и теоретические материалы по музыке и музыкальной драматургии.


Еврейские танцы [9]
материалы по истории и еврейских танцев


Художники [18]
Биография и творчество художников


Выдающиеся педагоги [57]
Биография известных педагогов танца


Фёдор Лопухов [13]
Фёдор Лопухов


Азербаджанский танец [3]
Всё об Азербаджанском танце


Борис Эйфман [10]
Всё о творчестве Эйфмана


Институт Культуры и Искусств [7]
правила приёма


Историко-бытовой танец [3]
ВСЁ О ИСТОРИКО-БЫТОВЫХ ТАНЦАХ


Чукотский танцевальный фольклор [4]
Чукотский танцевальный фольклор


Русский хоровод [12]
Всё о русском хороводе


Каталог статей


Главная » Статьи » Режиссура танца

ОСНОВЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПОСТРОЕНИЯ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ФРАЗЫ.

ОСНОВЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПОСТРОЕНИЯ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ФРАЗЫ.

«...Суть в том, как рожденный образ воплотить в движение. Как одно движение связать с другим, чтобы хореографическая фраза лилась и звучала. Эта "связь" движений и есть, собственно, танец».

К. Голейзовский

Балет[1], танец[2] или хореографическая постановка любого масштаба это   не что иное, как позы жесты и движения, соединенные в единое пластическое выражение на основе драматургического содержания,расположенного на фундаменте музыкального-сценического пространства.

Звучит это выражение так же просто, как и известное выражение,«…чтобы создать  скульптуру из бесформенной каменной глыбы  нужно  отсечь  от неё всё лишнее», поэтомунеосмысленный или произвольный набор движении под музыку никогда и, ни при какихобстоятельствах не может, является танцем, в крайнем случае, это ничего не имеющее общего с искусством танца аэробика[3], или ритмика[4], - все гораздо сложнее и более того, часто бывает не так уж просто объединить движения между собой, под музыку, таким образом, чтобы они стали танцем.

В любом хореографическом выражении (повторимся-если это не формальный набор движений) все движения имеют логически-обоснованные, построенияоправданные или сюжетом, или образно-эмоциональным выражением,поэтому справедливонапрашивается существенный вопрос как надо это делать? как правильно выстраиватьмногочисленные позы жесты и движения?  в такую единую логическую цепь, которая даёт зрителю понятное прочтение замысла постановщика, выражающая в  сочетании эмоционального и повествовательного действий.

 

Начнём с того, что универсального на этот случай правила или закона не существует и не может существовать, потому что танцы сочиняют живые люди, творцы – балетмейстеры каждый из них видит и ощущает это мир по-разномупо-своему, т.е. очень субъективно, индивидуально, это справедливо и оправдано, так как сам мир многообразен и уникален.

Но   с ранних времен человеческого  бытия люди постепенно накапливали опыт жизни, затем был опыт осмысления своей жизни, и затем начали уделять огромное значение своей душе - ведь “ не хлебом едины”.

Сначала были ритуалы, постепенно появлялись истоки  искусств, в искусстверождались многочисленные жанры,одни умирали, другие перерождались,развивались,совершенствовались и этот процесс продолжается идо сего времени. Человек сам стал более совершенен и синкретизм[5] все-таки отжил свое время!

Совершенствование жанров родило узкие театральные профессии, а вслед за этим совершенно логично появились школы, где   уже накопленный опыт был сформулирован в определённые правила, методы и законы, на основе которых люди изучая эти знания, приобретали навыки мастерства той или иной театральной профессии.

И была великая эпоха Возрождения, все расцветало и совершенствовалось.

Что претерпевало все искусство то же было и с жанромхореографии.

Танцевальные театральные зрелища сегодня сочиняют уже только профессионалы – это балетмейстеры или хореографы это одно и тоже, кточто предпочитает.

Специалисты этой профессии владеют и оперируют такими категориями, которые собственно и составляют понятие  танец, балет, хореографический спектакль, хореографическая постановка и т.п.  это почти одно и тоже понятие названоразными словами, но суть его едина.

Картина вырисовалась логически понятной, исторический экскурс можно заканчивать и приступать к сути данного замысла рассказать и объяснит о более конкретной составляющей всем известного и общего понятия - танец.

Этим специфических категориям, которые составляют основу самого танца мы, и посвятим сегодня наш теоретическо-практический рассказ.

Как мы  уже выше заявили, давайте повторимся, что если пристально рассматривать танец то это  определенный набор движений, под музыку исполняемый кем-нибудь или сольно или дуэтом или массово.

Именно эти свойства отбора, создания, трансформации исполняемых движений и методы соединения этих движений балетмейстерами интересовали наси привели кистокам этих закономерностей – к музыке[6], к музыкальному началу,поскольку музыка служит фундаментом,на котором балетмейстер и распределяет хореографический текст своего сочинения и поэтому музыка справедливо изначально выступает диктатором, нов хорошем смысле этого слова.

Музыка имеет свои особенности, она бывает быстрой, медленной, грустной, веселой и т.п. рассматривать эти особенности музыкального жанра можно оченьдолго, поскольку это интересно, да и основами этогожанра постановщикитанца владеть обязаны, но сейчас мы этого делать не будем, а лишь назовём и обозначим те особенности музыкального жанра, которые хореографупридется соблюдать изначально и всегда - это основные; - метроритм[7], темпоритм[8] и мелодические особенности.

 

В балетной постановочной практике существует всего два основных аспекта -синтеза музыки и движения; унисонный аспект и аспект пластической интерпретации, все остальные производные от них в частности и универсальный аспект. Рассмотрим их теоретически и продемонстрируем практически каждый аспект, а затем сочиним небольшое хореографическое выражение в виде этюда на музыку Алексея Рыбникова.

 

Но сначала дадим пояснение по основным аспектам синтеза музыки идвижения.

Рассмотрим унисонный[9] аспект.Унисонный аспект это когда в ритмической структуре хореографического  текста точно повторяется ритмическая структура музыкального фрагмента, на который сочиняется танец – грубо говоря, сколько нот в данном музыкальном фрагменте такое же количество движений  должно быть в нашей танцевальной комбинации. Такой метод синтеза движения и музыкиназывается  унисоном.

(Пример сначала прослушаем, затем просчитаемритмическую структуру фрагмента всем известной песни “Пусть бегут неуклюже” – вы можете это сделать сами и прямо сейчас –выяснилось -это всего семь (7) нот, значит на этот музыкальный фрагмент мы должны и обязаны соединитьв единую танцевальную комбинацию семь движений –такой   метод синтеза музыки и движения называется унисонным.

Другой аспект  – аспект пластической интерпретации это когда на ритмическую структуру музыкального материала мы создаём самостоятельный ритмический рисунок; пример на  семь нот мы показываем танцевальную комбинацию всего из четырёх движений  или наоборот десять движений – так вот этот метод мы называем метод пластической интерпретации.

Возникает вопрос, какой метод из этих двух предпочтительней? Если использовать только унисонный, то мы будем как бы “заглушать” зрителя количеством движений, так как много движений зритель незапомнит, а со сцены это будет выглядеть как постоянное, беспрерывное мелькание-это утомляет и раздражает зрителя.

С другой стороны, если использовать только аспект пластической интерпретации, то будет казаться немузыкально, поэтому ответ – универсальный метод. Универсальный метод - это когда в комбинации  сочетаются оба метода и унисонный и метод пластической интерпретации.

А теперь приступим к практической части

Построение танцевальной фразы  осуществляется   в несколько условно - логических, последовательных  этапов.

 

I –этап

На этом этапе мы выбираем музыкальный материал, прослушиваем его и выбираем нужный нам фрагмент. В нашем конкретном случаемы выбрали произведение Алексея Рыбникова ConcertoGrosso “Синяя птица” часть V, Vivaceallagigue

II-этап

На этом этапе, когда мы определились с музыкой, то обязательно делаем анализ этому музыкальному фрагменту, т.е.определяем для себя какими особенными свойствами он обладает.

Размер музыкального произведения 2/4 для построения танцевальной фразы мы выбрали 2 периода это 37тактов, водном периодеу нас получилось 19 тактовт.е. 2 предложения по 8 тактов плюс 3 такта довесок, а в другом 18 тактов т.е 2 предложения по 8 тактов плюс довесок 2 такта.

III-этап

На данном этапе мы непосредственно осуществляем постановочный процессфразы, но в начале мы создадим для себя условную структуру нашей будущего хореографического сочинения.

Решаем, что наша фраза будет состоять из двух частей,первую часть фразы (19 тактов) мы построим унисонно (что такое унисонное построение мы оговорили выше), по тому что унисон визуальнобудет выглядеть органично и поэтому удобно для зрительского восприятия.

При построении второй части (18 тактов) мы будем использовать метод пластической интерпретации,  чтобы  не «заглушать»  зрителя обилием движений унисонной части.

Казалось бы, сейчас можно приступать к сочинению движений, танцевальных комбинаций исоединению их с музыкой. Но не следует забывать о главном - любой  музыкальный материал имеет не только  метроритм и темпоритмно и уникальную драматургию : синкопы, мелизмы, форте , пьяно , аллегро , адажио и т.д. эти нюансы делают музыку уникальной, неповторимой, то есть отображают её внутреннюю драматургию И  поэтому наша  задача как постановщиковвыразить её через позы, жесты и движения, с помощью хореографических методов и приёмов таких как использование прыжков, скачков, пауз и ярких поз, то есть акцентами и   акцентированием.

В хореографии акцент или акцентирование – это поза, жест, движение ярко выраженного метроритмического свойства, призвана выявить и подчеркнуть ритмическую структуру и драматургию музыкального материала.При акцентировании важно помнить, что начало и конец музыкальной фразы акцентируется обязательно, иначе зрителю будет казаться не музыкально.

Во-вторых,сам акцент как движение должен строиться по контрасту с предыдущим движением и выделяться среди всего хореографического текста, иначе это не акцент так как он будет пропадать на фоне всех движений. К примеру: если движения имеют мягкий и плавный характер, то акцент всегда должен быть резким и сильным или если движения были в партере, то акцент будет в аллегро, если позиции рук были ближе к первой и подготовительной, то акцент будет в третей и второй позициях и т.д.Каждый может найти свой метод как это сделать более эффектно и ярко. все возможные синкопы фортиссимо тоже требуют от хореографов дополнительного внимания.

 В первой части нашего музыкального материала очень много синкоп и много сочетаний из коротких нот, присутствуют резкие паузы, есть постоянное сочетание форте и пьяно.  Мы это учли при прослушивании музыкального материала и его анализе, ипоэтому были готовы создать пластический аналог данному музыкальному произведению.  То есть расставить пластические акценты которые позволят визуально и пластически выявить драматургию музыкального материала.

Следует оговорить, что акцентирование драматургии музыкального материала это очень индивидуальное и субъективное решение.  Каждый человек одно и тоже произведение слышит и чувствуетпо-своему, одно и тоже произведении кому-то нравиться,кому-то нет,кто-то, слушая его, плачет,а кто-то смеётся и т.п. Наше построение танцевальной фразы – это тоже наше индивидуальное решение. Вы имеете сое право прочитать этот музыкальный  материал по своему, расставить и сделать такие акценты,какими  это чувствуете вы, и вариантов в этом - множество.

Мы расставили акценты,  и пластические синкопы на самых ярких как казалось нам музыкальных фрагментах с характерной драматургией, и у нас получилось как бы не очень убедительно, но почему?    Да потому что у нас танцевальный фрагмент  всего один и очень короткий  чтобы быть танцем, поэтому  фрагмент наш это слово или лучше фраза, назовем его  танцевальной  фразой,  к которой нужно прибавить еще  много фраз, чтобы в итоге  получился танец.

И перед тем как завершить мы, подытоживая все вышесказанное,конкретизируем в определение, что же такое танцевальная или как еще говорят хореографическая фраза. 

“Танцевальная фраза” – это условный, первый, малый, относительно законченный танцевальный фрагмент, требующий дальнейшего развития и завершения.

Заключает в себе конкретные эмоционально-выразительные характеристики,  и изобразительно - повествовательные  свойства.     

Хореографический текст выстраивается пометоду основных музыкальных аспектов, с обязательным акцентированием[10] и если необходимо создания пластического лейтмотива[11].

Принципы построения движений “от простого к сложному” и “конец одного движения - является началом для другого” -  соблюдается. 

Надеемся данное определение что такое “Танцевальная фраза” хоть в какой-то мере восполнило многочисленный пробелы в области хореографической терминологии по дисциплине “Композиция и постановка танца“и поможет студентам профильных отделений ориентироваться и изъясняться более точно и более профессионально.

 

Дерзайте, вы талантливы!

 

[1] Бале́т (фр. ballet, от итал. ballo — танцую) — вид сценического искусства; спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах. В основе классического балетного спектакля лежит определённый сюжет, драматургический замысел, либретто, в XX веке появился бессюжетный балет, драматургия которого основана на развитии, заложенном в музыке. http://ru.wikipedia.org/wiki/%C1%E0%EB%E5%F2

 

[2]Танецритмичные, выразительные телодвижения, обычно выстраиваемые в определенную композицию и исполняемые с музыкальным сопровождением. Танец - возможно, древнейшее из искусств: оно отражает восходящую к самым ранним временам потребность человека передавать другим людям свои радость или скорбь посредством своего тела. Почти все важные события в жизни первобытного человека отмечались танцами: рождение, смерть, война, избрание нового вождя, исцеление больного. Танцем выражались моления о дожде, о солнечном свете, о плодородии, о защите и прощении.http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/

 

[3] Аэробика (известна также под названием ритмическая гимнастика) — гимнастика, состоящая из аэробных упражнений под ритмичную музыку, которая помогает следить за ритмом выполнения упражнений.

Комплекс упражнений включает в себя ходьбу, бег, прыжки, упражнения на гибкость. Результат регулярных занятий аэробикой — поддержание тела в тонусе, тренировка мышц и кожи, общее оздоровление организма. Используется в профилактических и лечебно-оздоровительных целях.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%FD%F0%EE%E1%E8%EA%E0

 

[4] Ритмика (от греч. rhythmikós—относящийся к ритму) набор движений илиупражнений исполняемый под музыку носит характер физкультурного илиоздоровительного характераdic.academic.ru

 

[5]Синкретизм — в широком смысле этого слова — нерасчлененность различных видов культурного творчества, свойственная ранним стадиям его развития. Чаще всего, однако термин этот применяется к области искусства, к фактам исторического развития музыки, танца, драмы и поэзии. В определении А.Н.Веселовского С. — «сочетание ритмованных, орхестических движений с песней-музыкой и элементами слова».

http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_literature/4291/Синкретизм

 

[6] Музыка – это вид искусства, с помощью которого мы можем передавать свои настроения и чувства. Основными элементами и выразительными средствами музыки являются: мелодия, ритм, метр, темп, динамика, тембр, гармония, инструментовка и другие. Музыка может влиять на настроенииhttp://webotvet.ru/articles/opredelenie-muzika.htmlе.

 

[7]Метр — рисунок равномерного чередования сильных и слабых долей во времени.http://referat.resurs.kz/ref/formirovanie-muzikalno--ritmicheskoy-sposobnosti-u-uchaschihsya-fortepiano/4/

[8]Темпо-ритм, трактуемый как понятие обобщенное, соотносящееся со всеми сторонами музыкального движения, выдвигает перед   исполнителем   задачипервостепенной художественной важности и сложности.  Здесь, по   словам Моцарта, «самое нужное, самое трудное и самое главное в музыке...».  Эти определяется место и значение работы над темпо-ритмом в   комплексном музыкально-ритмическом воспитании.http://referat.resurs.kz/ref/formirovanie-muzikalno--ritmicheskoy-sposobnosti-u-uchaschihsya-fortepiano/4/

 

[9] Унисо́н (итал. unisono, от лат. unus — один и sonus — звук) — однозвучие, одновременное звучание двух или нескольких звуков одинаковой высоты. Унисоном является интервал, имеющий ноль тонов, то есть чистая прима. Выражение «играть в унисон» или «петь в унисон» означает, что два или более инструмента или голоса исполняют одновременно ноты одной и той же высоты. В переносном значении выражение употребляется, когда говорят о полнейшем согласии между несколькими людьми, действующими заодно.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D3%ED%E8%F1%EE%ED

[10] Акцент или акцентирование-  поза, жест, движение, ярко выраженного метроритмического свойства. Призвана выявить, подчеркнуть ритмическую, мелодическую структуру, и драматургию музыкального материала. Является не неотъемлемой составной танцевальной фразы. (Как правило, любая танцевальная фраза заканчивается акцентированием (как бы "точкой”, утрированием и т.п.). Поза, жест могут быть контрастными по отношению к предыдущему движению.http://dancec-mposition.ru/publ/rezhissura_tanca_baletnaj

 

[11] “Хореографический лейтмотив или пластический” – поза, жест, движение или короткая танцевальная комбинация ярко выраженного персонификационного свойства, условно отвечает на вопросы” кто?”,” какой?”, бывает двух видов буквального (точное повторение без изменений) и вариантной (измененный до степени узнаваемости первоначального варианта)и постоянно повторяется на протяжении всего хореографического сочинения.

http://dancec-mposition.ru/publ/rezhissura_tanca_baletnaj

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Режиссура танца | Добавил: sasha-dance (13.10.2015)
Просмотров: 1000 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  •  
  • Программы для всех
  • Лучшие сайты Рунета