Вторник, 23.05.2017, 15:26 Приветствую Вас Гость | RSS
Композиция
и
постановка танца
Меню сайта
Статьи по разделам
Балетмейстеры [183]
Биография, основные этапы творчества и произведения


Ж.Ж.Новерр"Письма о танце" [18]
Полная версия книги Новерра представленная отдельно каждым письмом


И.Сироткина "Культура танца и психология движения" [2]
Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ТАНЦА [0]
Методические указания к спецкурсу «Основы танцевально-экспрессивного тренинга»


Режиссура танца [62]
Теоретические и научные статьи и методики.


Драматургия танца [37]
Теоретические и методические материалы и статьи по данной теме.


Туано Арбо [3]
ОПИСАНИЕ ОРКЕЗОГРАФИИ


Научные статьи [131]
Всевозможные и собственные статьи, а также курсовые и дипломные работы студентов, надиктовыные им в качестве научного руководителя.


Танцевальный симфонизм [18]
Все материалы посвящённые танцевальному симфонизму.


Реформаторы Балета [36]
Имена и их биографии


История балета [107]
Интересные статьи по истории балеты.


В. А. Теляковский - "Воспоминания" [14]
Теляковский. Воспоминания.


Тамара Карсавина "Воспоминания" [17]
Т.КАРСАВИНА "ВОСПОМИНАНИЯ"


Леонид Якобсон [15]
Всё о Якобсоне


Польcкие танцы [13]
Описание и видео-фрагменты Польских танцев


Венгерский танец [12]
Венгерские танцы -описание и видеофрагменты


Ирландский танец [7]
Ирландский танец видео и описание


Армянский танец [6]
Армянский танец описание и видео


Танцы народов прибалтики [9]
Прибалтийские народные танцы


Видео [53]

Музыка [14]
Музыкальные материалы для этюдов и танцев


Исполнители [147]
Раздел посвящён легендарным исполнителем танцевального искусства


Интевью с Баланчиным [10]
Великолепная статья Соломона Волкова в виде интервью с Джоржем Баланчины о Петербурге, о Стравинском и Чайковском


Композиторы [68]
Биографии и интерересные статьи о композиторах


Классический танец [8]
Материалы по классическому танцу: методика и интересные статьи


Либретто балетных спектаклей [101]
В данной категории содержаться основные либретто балетных спектаклей различных времён и различных балетмейстеров


Ранние формы танца [11]
История зарождения первых танцевальных форм


Jazz & Modern Dance [15]
Техника современных танцевальных течений


Танцы Народов Мира [12]
Все народности и этносы


Русский танец [24]
Всё по русскому танцу


Испанский танец [17]
Всё о танцах Испании


Музыкальная драматургия. [33]
Методические и теоретические материалы по музыке и музыкальной драматургии.


Еврейские танцы [9]
материалы по истории и еврейских танцев


Художники [18]
Биография и творчество художников


Выдающиеся педагоги [57]
Биография известных педагогов танца


Фёдор Лопухов [13]
Фёдор Лопухов


Азербаджанский танец [3]
Всё об Азербаджанском танце


Борис Эйфман [10]
Всё о творчестве Эйфмана


Институт Культуры и Искусств [7]
правила приёма


Историко-бытовой танец [3]
ВСЁ О ИСТОРИКО-БЫТОВЫХ ТАНЦАХ


Чукотский танцевальный фольклор [4]
Чукотский танцевальный фольклор


Русский хоровод [12]
Всё о русском хороводе


Каталог статей


Главная » Статьи » Режиссура танца

Учебные материалы ВГУЭС «Композиция и постановка танца»

Учебные материалы ВГУЭС

 

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время, в эпоху рыночных отношений, хореография это не только часть культуры, но и часть бизнеса, и не малая часть. Поэтому большой интерес вызывают различные шоу – программы и театрализованные концертные программы. И знания, полученные студентами по дисциплине «Композиция и постановка танца» будут востребованы и актуальны. Дисциплина «Композиция и постановка танца» суммирует знания, получаемые студентами на занятиях по профилирующим дисциплинам, и приводит их в целостную систему знаний, взглядов и профессиональных навыков, дающую возможность овладеть современной методологией создания хореографических произведений искусства. Способность мыслить хореографическими образами отличает балетмейстера от драматурга и от режиссера драмы или оперы. Однако, как и они, балетмейстер должен быть мыслителем, психологом и педагогом: создавая драматургию постановки танца, воплощая ее средствами хореографической композиции в пластические образы, он работает с исполнителями как режиссер. Преподавание курса «Композиция и постановка танца» проводится в тесном взаимодействии с такими специальными дисциплинами: «Методика и педагогика работы с танцевальным коллективом», народный, классический, бальный танец и др. Для подготовки руководителей танцевальных коллективов изучаются спектакли-шедевры классического балетного наследия. Введен ряд лекций по оформлению хореографических постановок (декорации, костюмы, освещение и пр.).

Большое внимание уделяется музыкальному образованию студентов. Музыка лучших балетов, симфонические и камерные произведения используются преподавателями и студентами для постановочной работы.

Данная программа по дисциплине «Композиция и постановка танца» построена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта профессионального высшего образования России.

Учебная программа разработана на основе учебного плана по специальности 020600 «Культурология».

1.ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

1.1. Цели и задачи учебного курса

Курс «Композиция и постановка танца» является одной из основных дисциплин в учебном процессе, обучающихся по специальности «Менеджмент культуры» (руководитель танцевального коллектива).

Целью курса являются ознакомление и изучение основ композиции и постановки хореографических номеров, шоу-программ, театрализованных концертов.

Задачи курса: в процессе обучения овладеть основными методами и законами драматургии в хореографии и спецификой постановочной работы в танцевальных коллективах, а также изучить не только танцевальные техники, но и ознакомиться с законами композиции урока, обучить будущих руководителей-хореографов основам методики и принципам преподавания системы композиции и постановки танца.

1.2. Требования к знаниям и умениям, приобретаемым при изучении курса

В результате изучения курса: «Композиция и постановка танца» студенты должны знать:

– основной понятийный аппарат дисциплины;

– законы драматургии в хореографии;

– стилевые особенности в хореографии;

– методы и принципы построения танцевальных номеров;

– стиль и манеру танцев различных эпох.

Студенты должны уметь:

– сочинять танцевальные этюды, сюжетные и бессюжетные танцы;

– работать над постановкой шоу – номеров и театрализованных концертных программ;

– грамотно работать с музыкальным материалом и применять его в постановочной работе;

– использовать полученное образование по композиции и постановке танца в своей профессиональной деятельности, как менеджера культуры (танцевального коллектива).

1.3. Объём и сроки изучения курса

Курс «Композиция и постановка танца» изучается в течение 8-го семестра. Общий объём курса – 168 часов, из них аудиторных занятий – 64 часа, практических – 34 часа.

1.4. Основные виды занятий и особенности их проведения при изучении данного курса

Для процесса изучения данного курса характерна теоретически-прак­тическая форма обучения. Предусмотрены следующие виды занятий:

1. Практические занятия.

2. Индивидуальные занятия (практические).

3. Консультации.

1.5. Виды контроля знаний студентов по дисциплине

Промежуточные формы контроля:

– практические занятия (аудиторные часы);

– аттестации (аудиторные часы);

– собеседование (время консультаций по результатам самостоятель­ной работы над выполнением индивидуальных практических заданий).

Итоговая форма контроля – экзамен.

2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

2.1. Перечень тем лекционных занятий

 

Тема 1. Хореография как вид искусства

Хореография как наука о танцах. История и толкование слова «хореография» Народный танец – вид хореографического искусства. Ансамбли народного танца, балетмейстеры ансамблей народного танца – исследователи танцевального фольклора. Формы профессионального искусства хореографии: танец в опере, танец в музыкальной комедии, танец на эстраде, танец в цирке, танец в балете на льду, танец в драматическом театре. Классический балет – высшая форма профессионального искусства.

Основное отличие балетмейстера от режиссера драмы и оперы.

Роль и место балетмейстера в создании хореографических постановок.

Тема 2. Роль и место балетмейстера в создании хореографических постановок

Слово «балетмейстер» означает «мастер балетного спектакля». Балетмейстеры работают в оперно-балетных театрах, а также в музыкальной комедии, на эстраде, в ансамблях классического танца и народного, сочиняют бальные танцы.

Возникновение идеи – темы хореографического произведения и воплощение ее в программе.

Композиционный и музыкальный план. Работа с музыкальным материалом. Сочинение хореографического номера. Танцевальная лексика с образным видением всего номера, декораций, костюмов и световой партитуры. Работа с исполнителями, художником-декоратором, костюмером, художником по свету.

Тема 3. Музыка – основа для создания танца

Музыка в истории хореографии. Важнейшей особенностью танцевальной музыки является ее ясная ритмическая определенность, повторность какой-либо характерной ритмической формулы. Благодаря этому мы не только распознаем танцевальную и нетанцевальную музыку, но легко отличаем вальс от польки, мазурку от лезгинки и тарантеллы. Четкий ритм музыкального сопровождения танца не только организует движения танцующих, но и обладает эмоциональной силой воздействия.

Музыкальный образ и его воплощение в хореографическом тексте. Работа балетмейстера над танцевальным номером на основе уже имеющегося в музыкальной литературе материала. Анализ музыкального произведения.

Определение стиля и характера музыки.

Сочинение танцевального номера.

Тема 4. Рисунок танца

Рисунок танца – составная часть танцевального номера.

Рисунок танца как одно из выразительных средств хореографической композиции. Отражение национальных особенностей в рисунке танца. Рисунок танца и драматургия номера. Рисунок танца и музыкальный материал. Рисунок танца и танцевальная лексика. Их взаимозависимость.

Логика развития танцевального рисунка и распределение его по сценической площадке. Простой и многоплановый рисунок танца.

Изучение условных обозначений танца.

Разбор танца по записи.

Сочинение простого рисунка.

Тема 5. Хореографический текст

Своеобразие и отличительные черты танцевальной лексики различных народностей.

Хореографический текст (танцевальные движения, жесты, позы, ракурсы).

Место хореографического текста в композиции танца.

Хореографический текст и рисунок танца. Взаимосвязь танцевального текста с музыкальным материалом, хореографическим текстом.

Тема 6. Применение законов драматургии в постановке номера

Композиция танца состоит из ряда компонентов. В нее входят: драматургия (содержание), музыка, текст (движения, позы, жестикуляция, мимика), рисунок (перемещение танцующих по сценической площадке), всевозможные ракурсы. Все это подчинено задаче, выразить мысль и эмоциональное состояние героев в их сценическом поведении. Композиция составляется из ряда частей танцевальных комбинаций.

Основной закон построения драматургического произведения обязателен как для танцев сюжетных, так и для любого бессюжетного танца, где есть тема и задача выразить то или иное состояние человека.

Согласно этому закону танец должен сочетать в себе в гармоническом соотношении все пять его частей:

– экспозиция (введение в действие);

– завязка (начало действия);

– развитие действия (ряд ступеней перед кульминацией);

– кульминация (вершина действия);

– развязка (заключение).

Самостоятельная работа студентов над сочинениями этюдов фрагментов танцевального номера, с применением законов драматургии. Танцевальные этюды студентов (отдельные комбинации, фрагменты танцевального номера) должны соответствовать стилю и характеру музыкального материала.

Тема 7. Создание хореографического образа

Сценический хореографический образ – это синтез многочисленных внешних и душевных внутренних движений и их психологических нюансов, тембровых окрасок. Любая избранная тема требует сценического воплощения в образах. Сценический образ, образ хореографического номера в целом строится на идейно-художественной целостности и взаимосвязи всех частей и компонентов (языка, музыки, актерской игры, оформления, драматургии, образа мышления, психологии воздействия и т.д.).

Свой стиль, свой образ, свое лицо имеет каждое сценическое хореографическое произведение. Образ – это символ.

Раскрытие идеи, замысла балетмейстера через хореографический образ.

Музыкальный материал и хореографический образ.

Драматургия танцевального номера и хореографический образ.

Рисунок танца и хореографический образ.

Танцевальный текст и хореографический образ.

Художественное обобщение и хореографический образ.

Сочинение танцевальных этюдов, в которых ярко раскрываются черты хореографического образа.

Постановка дуэтного танца на основе литературных героев.

Тема 8. Пантомима и жест в хореографическом номере

Искусство пантомимы восходит к глубокой древности. Из истории театра мы знаем о мастерстве греков и римлян в этой области, о мимах средневековья, о бродячих труппах времен Шекспира, о русских скоморохах, об итальянской комедии Дель-арте.

Пантомима – это не представление для глухонемых, где жесты заменяют слова. Жесты в пантомиме требуют максимального кипения чувств. Выразительность и одухотворенность каждого движения и жеста играют огромную роль в хореографических постановках. Жест в танце – жест музыкальный. Он обусловлен не только мелодической, гармонической и темпоритмической структурой музыкального произведения, но прежде всего содержанием танца или роли, теми событиями, переживаниями, состоянием героя, которые в них заключены. Если композиция танца и каждая его комбинация строятся на основе закона драматургии, то и каждый выразительный жест должен иметь свое начало, развитие и конец. Язык жеста – пластическая речь человека.

Анализ выразительности жеста на примере картины Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» и других картин великих художников.

Сочинение пластического этюда на свободную тему.

Сочинение пластического этюда на заданную тему.

Тема 9. Постановка шоу-программ и театрализованных концертных программ

Применение хореографической драматургии в постановке шоу-прог­рамм. Жанровое разнообразие шоу-программ. Музыкальное оформ­ле­ние как один из важнейших компонентов в работе постановщика театрализованных программ. Характеристика основных музыкальных форм: простая двухчастная форма, простая трехчастная форма, сложная двухчастнная и трехчастные формы, рондо, сонатная форма. Музыкальный жанр. Классификация жанров. Музыкальный стиль как эстетическая категория. Характеристика стилей классической музыки: барокко, классицизм, рококо, романтизм, импрессионизм. Стили эстрадной и джа­зо­вой музыки: спиричуэлс, блюз, регтайм, буги, свинг, баллада, боп, рогрессив. Третье течение: свободный джаз, рок, джаз-рок, диско, рэп и т.п.

Характеристика основных типов концертно-исполнительской деятельности: сборный, тематический, театрализованный. Виды концертов и их характеристика: дивертисмент, ревю, шоу, мюзик-холл, варьете, кабаре.

Пролог в постановке шоу. Пролог-вступление, пролог-экспозиция. Виды прологов: позывные, увертюра, музыкально-пластический плакат, музыкально-поэтическая композиция, музыкальный кино- / видео-пролог, эстрадное представление.

Составление композиционного и музыкального плана постановки театрализованного концерта.

Слуховой анализ музыкальных произведений.

2.2. Перечень тем практических занятий

Тема 1. Хореография как вид искусства

Классический балет – высшая форма профессионального искусства.

Роль и значение хореографии в драматическом театре.

Тема 2. Роль и место балетмейстера в создании хореографических постановок

Балетмейстер как постановщик хореографических номеров.

Составление композиционного и музыкального плана постановки на заданную тему.

Тема 3. Музыка – основа для создания танца

Анализ музыкального произведения.

Определение стиля и характера музыки.

Сочинение танцевального номера на основе самостоятельно подобранной музыки.

Тема 4. Рисунок танца

Рисунок танца как одно из выразительных средств хореографической композиции.

Составление простого рисунка танца на заданную тему.

Разбор танца по записи.

Составление многопланового рисунка танца на свободную тему.

Тема 5. Хореографический текст

Составление танцевального текста к русскому народному танцу с учетом национальных особенностей.

Анализ взаимосвязи танцевального текста с музыкальным материалом.

Тема 6. Применение законов драматургии в постановке номера

Сочинение танцевальной композиции с применением законов драматургии.

Сочинение сюжетного танца с ярко выраженной кульминацией.

Тема 7. Создание хореографического образа

Постановка танцевального номера на основе художественных образов.

Сочинение дуэтного танца на основе литературных героев.

Тема 8. Пантомима и жест в хореографическом номере

Сочинение пластического этюда на заданную тему.

Сочинение пластического этюда на свободную тему.

Анализ выразительности жеста на примере картин великих русских и зарубежных художников.

Тема 9. Постановка шоу-программ и театрализованных концертных программ

Составление композиционного и музыкального плана шоу- программы на заданную тему.

Постановка пролога-экспозиции к театрализованному концерту.

Сочинение пролога к танцевальному шоу.

3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

 

3.1. Примерная тематика контрольных заданий

 

3.1.1.  Для студентов очной формы обучения

1.     Хореография как наука о танцах.

2.     Формы профессионального искусства хореографии.

3.     Классический балет – высшая форма профессионального искусства.

4.     Роль и место балетмейстера в создании хореографических номеров.

5.     Составление композиционного плана постановки номера.

6.     Музыка в истории хореографии.

7.     Анализ музыкального произведения.

8.     Определение стиля и характера музыки.

9.     Музыкальный образ и его воплощение в хореографическом номере.

10.   Музыка, ритмы и темпы в классическом танце; соотношение музыки и танца.

11.   Сочинение на свободную тему.

12.   Рисунок танца как одно из выразительных средств хореографической композиции.

13.   Простой и многоплановый рисунок танца.

14.   Рисунок танца и драматургия номера.

15.   Рисунок танца и музыкальный материал.

16.   Разбор танца по записи.

17.   Хореографический текст.

18.   Место хореографического текста в композиции танца.

19.   Хореографический текст и музыкальный материал.

20.   Законы драматургии в постановке хореографического номера.

21.   Постановка детского танца с применением законов драматургии.

22.   Сюжетные и бессюжетные танцы особенности их постановки.

23.   Сценический хореографический образ и его значение в постановке танцевального номера.

24.   Драматургия танцевального номера и хореографический образ.

25.   Сочинение бального танца с применением образной характеристики.

26.   Пантомима и жест в хореографическом номере.

 

Категория: Режиссура танца | Добавил: sasha-dance (18.05.2014)
Просмотров: 3432 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  •  
  • Программы для всех
  • Лучшие сайты Рунета