Воскресенье, 19.11.2017, 15:16 Приветствую Вас Гость | RSS
Композиция
и
постановка танца
Меню сайта
Статьи по разделам
Балетмейстеры [184]
Биография, основные этапы творчества и произведения


Ж.Ж.Новерр"Письма о танце" [18]
Полная версия книги Новерра представленная отдельно каждым письмом


И.Сироткина "Культура танца и психология движения" [2]
Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ТАНЦА [0]
Методические указания к спецкурсу «Основы танцевально-экспрессивного тренинга»


Режиссура танца [62]
Теоретические и научные статьи и методики.


Драматургия танца [37]
Теоретические и методические материалы и статьи по данной теме.


Туано Арбо [3]
ОПИСАНИЕ ОРКЕЗОГРАФИИ


Научные статьи [131]
Всевозможные и собственные статьи, а также курсовые и дипломные работы студентов, надиктовыные им в качестве научного руководителя.


Танцевальный симфонизм [18]
Все материалы посвящённые танцевальному симфонизму.


Реформаторы Балета [36]
Имена и их биографии


История балета [108]
Интересные статьи по истории балеты.


В. А. Теляковский - "Воспоминания" [14]
Теляковский. Воспоминания.


Тамара Карсавина "Воспоминания" [17]
Т.КАРСАВИНА "ВОСПОМИНАНИЯ"


Леонид Якобсон [15]
Всё о Якобсоне


Польcкие танцы [13]
Описание и видео-фрагменты Польских танцев


Венгерский танец [12]
Венгерские танцы -описание и видеофрагменты


Ирландский танец [7]
Ирландский танец видео и описание


Армянский танец [6]
Армянский танец описание и видео


Танцы народов прибалтики [9]
Прибалтийские народные танцы


Видео [53]

Музыка [14]
Музыкальные материалы для этюдов и танцев


Исполнители [147]
Раздел посвящён легендарным исполнителем танцевального искусства


Интевью с Баланчиным [10]
Великолепная статья Соломона Волкова в виде интервью с Джоржем Баланчины о Петербурге, о Стравинском и Чайковском


Композиторы [68]
Биографии и интерересные статьи о композиторах


Классический танец [8]
Материалы по классическому танцу: методика и интересные статьи


Либретто балетных спектаклей [101]
В данной категории содержаться основные либретто балетных спектаклей различных времён и различных балетмейстеров


Ранние формы танца [11]
История зарождения первых танцевальных форм


Jazz & Modern Dance [15]
Техника современных танцевальных течений


Танцы Народов Мира [12]
Все народности и этносы


Русский танец [24]
Всё по русскому танцу


Испанский танец [17]
Всё о танцах Испании


Музыкальная драматургия. [33]
Методические и теоретические материалы по музыке и музыкальной драматургии.


Еврейские танцы [9]
материалы по истории и еврейских танцев


Художники [18]
Биография и творчество художников


Выдающиеся педагоги [57]
Биография известных педагогов танца


Фёдор Лопухов [13]
Фёдор Лопухов


Азербаджанский танец [3]
Всё об Азербаджанском танце


Борис Эйфман [10]
Всё о творчестве Эйфмана


Институт Культуры и Искусств [7]
правила приёма


Историко-бытовой танец [3]
ВСЁ О ИСТОРИКО-БЫТОВЫХ ТАНЦАХ


Чукотский танцевальный фольклор [4]
Чукотский танцевальный фольклор


Русский хоровод [12]
Всё о русском хороводе


Каталог статей


Главная » Статьи » Русский хоровод » Русский хоровод

часть4. Весенние хороводы
часть 4.Весенние хороводы
(окончание и заключение)
 
 
 
Хоровод Бранье ягод
Это насмешка над теми девушками, которые ходят в лес по ягоды и потом возвращаются без ягод. Послушаем, как запоют нам хороводные насмешницы, пока не наберут ягод. Делают хороводный круг, в середине его ходит одна девушка, которая собирает ягоды, дотрагиваясь рукой до земли. Из многих сообщенных мне песен правильнее, по моему мнению, следующая: Пошли девушки в темны боры, Пошли красные в лес по ягоды; Ой люди, люди, по ягоды! Все девушки ягод понабрали, Все красные понабрали, Ой люди, люди, понабрали! Одна девка ненабрала, Одна девка лишь гуляла. Ой люди, люди, гуляла! И горько растужилась: Стала плакать, горевать, Ой люди, люди, горевать! Горю нечем помочь! К подругам взмолилась. Ой люди, люди, взмолилась! Подруженьки, голубушки, Голубушки мои, сложитеся. Ой люли, люди, сложитеся! Вы сложитеся по ягодке, Вы бросьте мне по горсточке. Ой люли, люли, по горсточке! У меня ли молодой, У меня ли горемычной, Ой люли, люли, горемычной! Отец неродной, И мать неродная, Ой люли, люли, неродная! У меня ли молодой, Отец свекор, мать свекровь! Ой люли, люли, свекровь! И бьют, и журят, Понапрасну бранят. Ой люли, люли, бранят! Подруженьки не сложилися, Голубушки не сложилися, Ой люли, люли, не сложилися! Подруженьки ответ держат, Голубушки говорят. Ой люли, люли, говорят! Никто велел за кустом ходить, Никто велел по полям бродить. Ой люли, люли, бродить. Еще поют. Пошли девки в сыры боры, Пошли красны в лес по ягодки, Ой люли, люли, в лес по ягодки! Все девушки понабралися, Все красные понаелися! Ой люли, люли, понаелися! Одна девка не набралася! Одна девка не наелася, Ой люли, люли, не наелася! Сама ходючи, растужилася, Растужившися взмолилася. Ой люли, люли, взмолилася! Стала плаката, Подруг кликати, Ой люли, люли, кликати! Подруженьки, вы голубушки, Вы, голубушки, сложитеся! Ой люли, люли, сложитеся! Мне сложитеся по ягодке, Ах бросьте мне по горсточке! Ой люли, люли, по горсточке. У меня вить, младешенькой, Неродной отец, неродная мать. Ой люли, люли, неродная мать! Подруженьки не сложилися, Голубушки не сложилися, Ой люли, люли, не сложилися! В ответ держат подруженьки, В ответ держат голубушки, Ой люли, люли, голубушки! Никто велел за кустом ходить, Никто велел по полям бродить, Ой люли, люли, по полям бродить!
 
Байдан
«Байдан» — вечерняя игра сельской молодежи. Слово это, вероятно, татарское, остаток обычаев тех времен, когда Россия находилась под игом татар. Эта игра известна только в юго-восточной России. Первый байдан бывает в Фомино воскресенье, оканчивается в последнее воскресенье, перед Петровым постом; он сходен, или тождествен, с хороводом. При заходе солнца, когда стада возвращаются с полей, молодые парни, девушки, молодки и женатые, поужинав засветло, собираются на зеленый луг играть в байдан. Сюда сходятся господские люди с балалайками, пастухи с рожками, обвитыми березкой, с дудками кленовыми, тростниковыми и искусные песельники. Тут начинают петь, плясать и играть; вся деревня веселится. Под звуки музыки раздаются плавным хором многообразные песни.
Весенние игры превращены в Саратовской губернии в байдан.
Такое истолкование забав, представленное г. Леопольдовым, вовлекло меня сначала в большую ошибку. Я разделял с ним мнение, что все весенние игры носят название байдана если не по всей юго-восточной России, то, по крайней мере, по всему Саратовскому краю. Г. Леопольдов, сказав в общем очерке, что байдан разыгрывается в юго-восточной России, не обозначил, в каких именно местах. Из этого выходит, что он сам не знал и сказал без всякой проверки. Употребление слова «байдан» в юго-восточных местах казалось мне тем правдоподобнее, что Саратовский край был некогда гнездилищем татар, а особенно город Царев, в котором находилась столица Золотой Орды. Он сказал еще, что байдан есть игра тождественная хороводу. Находясь в Саратовской губернии, и преимущественно в тех уездах, которые заселены татарами, я интересовался, есть ли байдан? Тут я расспрашивал сначала у русских, живущих среди татар, как играется байдан? Они смотрели на меня с удивлением и не понимали, что я спрашивал у них. Я повторял это несколько раз, они едва понимали меня и отвечали, что никогда не слыхали про эту игру. Тогда я обратился к самим татарам. Они отвечали, что вовсе не знают байдана, и даже нет у них этого слова. Да где же употребляется слово «байдан»? Стало быть, где-нибудь около Саратова! Я досадовал, что не мог добиться толку. Будучи в Саратове не один раз, я стал расспрашивать по-прежнему у русских и у татар, но и тут они ничего не знали. Я подумал, что они не хотят сказать мне правду, потому спросил в одной деревне, играют ли здесь байдан? Мне отвечали решительно: «Нет!» Только одна девушка на мой вопрос ответила мне, смеясь: «Байда».— «А что это Байда?» — спросил я. «Так себе байда,— отвечала она.— Когда наскучит нам, тогда мы поем песни, бегаем и кружимся. Вот и вся наша Байда». «Не хоровод ли это?» — «Нет!» — «Как начинаете играть в байда?» — «Когда нам вздумается, мы кричим своим подругам: полно баить та, давайте в байда»,— «Да что ж значит он?» — «Так себе, баем-да!» — «А это что баем-да?» — «Сидим, разговариваем, иногда баем да поем».— «И только?» — «И только иногда баем да веселимся до самой полуночи».— «Так вот в чем дело,— подумал я.— Слово «баем да» превращено в байдан!» Не приведи случай быть на месте, я спорил бы, что существует байдан, и думаю, что поступили бы одинаково со мной все те, которые читали про байдан. В татарском языке вовсе нет слова «байдан»; а есть однозвучное ему «бадьян», означающее блюдо, чашу, из которой пьют татары воду или пиво; есть еще семя бадьян. Есть еще однозвучное «байдану» слово «майдан», только на арабском языке. Оно значит место конского бега и место битвы; в этом значении употребляют его татары, например, в песне про богатыря Шюкерли: «Майдан гюрзиси урулъды, анекердим Шюкерли», т. е. на месте битвы взмахнул кистенем, и я увидел Шюкерли. Из всего этого выходит, что если слово «байдан» неизвестно всему Саратовскому краю, то тем более оно неизвестно в юго-восточной части России. Не довольствуясь, однако, разыскиванием байдана по Саратовской губернии, я обратился с вопросами к любознательным людям юго-восточной России, живущим в Екатеринославской и Херсонской губерниях, и после двухгодичной, утомительной переписки все отвечали положительно, что никогда не слыхали о байдане. Один только известил, что водовоты по р. Волге называются майданами, а другой сообразил, что среди татар есть игра сабаган или сапаган, правильное произношение которой зависит от местного употребления. Игра сабаган состоит в том, что собираются татары на поле и там совершают скачку на лошадях, борются и предаются другим гимнастическим забавам. Казанские татары забавляются в сабаган при стечении народа, как мне рассказывали, и по большей части после рамазана (поста), который приходится на сентябрь месяц. Во многих местах Малороссии и земле донских казаков употребляется и поныне слово «майдан» в значении площади, а иногда в смысле сборного места.
 
А. Терещенко
Категория: Русский хоровод | Добавил: sasha-dance (21.10.2012)
Просмотров: 2031 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  •  
  • Программы для всех
  • Лучшие сайты Рунета