Вторник, 22.08.2017, 21:29 Приветствую Вас Гость | RSS
Композиция
и
постановка танца
Меню сайта
Статьи по разделам
Балетмейстеры [183]
Биография, основные этапы творчества и произведения


Ж.Ж.Новерр"Письма о танце" [18]
Полная версия книги Новерра представленная отдельно каждым письмом


И.Сироткина "Культура танца и психология движения" [2]
Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ТАНЦА [0]
Методические указания к спецкурсу «Основы танцевально-экспрессивного тренинга»


Режиссура танца [62]
Теоретические и научные статьи и методики.


Драматургия танца [37]
Теоретические и методические материалы и статьи по данной теме.


Туано Арбо [3]
ОПИСАНИЕ ОРКЕЗОГРАФИИ


Научные статьи [131]
Всевозможные и собственные статьи, а также курсовые и дипломные работы студентов, надиктовыные им в качестве научного руководителя.


Танцевальный симфонизм [18]
Все материалы посвящённые танцевальному симфонизму.


Реформаторы Балета [36]
Имена и их биографии


История балета [107]
Интересные статьи по истории балеты.


В. А. Теляковский - "Воспоминания" [14]
Теляковский. Воспоминания.


Тамара Карсавина "Воспоминания" [17]
Т.КАРСАВИНА "ВОСПОМИНАНИЯ"


Леонид Якобсон [15]
Всё о Якобсоне


Польcкие танцы [13]
Описание и видео-фрагменты Польских танцев


Венгерский танец [12]
Венгерские танцы -описание и видеофрагменты


Ирландский танец [7]
Ирландский танец видео и описание


Армянский танец [6]
Армянский танец описание и видео


Танцы народов прибалтики [9]
Прибалтийские народные танцы


Видео [53]

Музыка [14]
Музыкальные материалы для этюдов и танцев


Исполнители [147]
Раздел посвящён легендарным исполнителем танцевального искусства


Интевью с Баланчиным [10]
Великолепная статья Соломона Волкова в виде интервью с Джоржем Баланчины о Петербурге, о Стравинском и Чайковском


Композиторы [68]
Биографии и интерересные статьи о композиторах


Классический танец [8]
Материалы по классическому танцу: методика и интересные статьи


Либретто балетных спектаклей [101]
В данной категории содержаться основные либретто балетных спектаклей различных времён и различных балетмейстеров


Ранние формы танца [11]
История зарождения первых танцевальных форм


Jazz & Modern Dance [15]
Техника современных танцевальных течений


Танцы Народов Мира [12]
Все народности и этносы


Русский танец [24]
Всё по русскому танцу


Испанский танец [17]
Всё о танцах Испании


Музыкальная драматургия. [33]
Методические и теоретические материалы по музыке и музыкальной драматургии.


Еврейские танцы [9]
материалы по истории и еврейских танцев


Художники [18]
Биография и творчество художников


Выдающиеся педагоги [57]
Биография известных педагогов танца


Фёдор Лопухов [13]
Фёдор Лопухов


Азербаджанский танец [3]
Всё об Азербаджанском танце


Борис Эйфман [10]
Всё о творчестве Эйфмана


Институт Культуры и Искусств [7]
правила приёма


Историко-бытовой танец [3]
ВСЁ О ИСТОРИКО-БЫТОВЫХ ТАНЦАХ


Чукотский танцевальный фольклор [4]
Чукотский танцевальный фольклор


Русский хоровод [12]
Всё о русском хороводе


Каталог статей


Главная » Статьи » Русский танец

Русская кадриль

Русская кадриль


Одним из самых популярных танцев в народной среде – была русская кадриль. Кадриль - французский танец, являющийся разновидностью контрданса и возникший в конце XVIII в. и весьма популярный до конца XIX в. в Европе. В. Даль в «Толковом словаре» дал такое определение: «Кадриль» — название общественной пляски, обычно в четыре пары». В России танец появился только в начале XVIII века, в эпоху преобразований Петра I (26 ноября 1718 года им был издан указ о введении ансамблей - основным развлечением на которых были танцы).

Складывавшаяся веками, богатая своими традициями танцевальная культура русского народа оказала огромное влияние на кадриль. Она подчинила ее своей национальной манере, стилю и характеру исполнения.

В народе кадриль десятилетиями видоизменялась, совершенствовалась и создавалась заново. Она приобрела своеобразные движения, рисунки, манеру исполнения, взяв от салонного танца лишь некоторые особенности построения и название, которое часто изменялось на русский лад: «кадрель», «кадрелка», «кандрель», «кандрешка» и др.

Больше всего была распространена кадриль в России в бывших больших торговых городах: Петербург, Москва, Ярославль, Самара, Нижний Новгород (там, где были приезжие иностранцы). Знакомство с кадрилью происходило на основе рассказа приезжих, крепостных слуг, служащих людей, которые порой и показывали в своих деревнях некоторые фигуры танца, уже явно переделанные на свой манер, на свой вкус.

Русские самородки-исполнители, импровизаторы, снискавшие себе славу отличных плясунов, плясуний, хороводников и хороводниц и обладавшие большим художественным вкусом, перерабатывали старые и сочиняли новые фигуры, а порой и целые кадрили в зависимости от местных особенностей — манеры исполнения, музыки, песен, танцевальных движений. Сочиняя и перерабатывая кадрили, они исходили не только из личных вкусов, но и учитывали особенности жизни своего села, деревни или городка, а также требования времени. Кадриль органично вошла в быт русского человека, сделавшись одной из его любимых и популярных плясок.

По количеству исполнителей кадриль можно отнести к групповым пляскам, но ее более позднее возникновение и появление в быту русского человека, своеобразное построение, четкое деление на пары и фигуры и ряд других признаков отличают кадриль от традиционных групповых плясок. Поэтому кадриль выделяется в самостоятельный вид русской народной пляски. Русский народ сделал кадриль более богатой и разнообразной по рисунку, введя в нее многие фигуры русских хороводов и плясок: «корзиночка», «звездочка», «воротца», «круг», «прочес».

Рассмотрим основные рисунки и фигуры кадрилей. Фигуры могли начинаться из линии, но иногда являлись развитием круга. Ведущий разрывал круг и, продолжая двигаться внутри него, начинал делать повороты направо и налево, подражая изгибам змеи. Другие исполнители, не разрывая рук, следовали за ведущим.

«Круг» - число участвующих в круге не ограничено, но их должно быть не менее трёх человек.

Парни и девушки, повернувшись лицом к центру круга и взявшись за руки, образуют замкнутый круг. Руки свободно, без напряжения отходят от корпуса под небольшим углом вниз или вверх. Движение по кругу в хороводе идёт - по солнцу, или по часовой стрелке, но может идти и против солнца. Также исполнители могут располагаться и спиной в центр круга.

При таком расположение движение, как правило, идет против движения солнца. Подобный рисунок чаще всего бывает при построении «Круг в круге». Исполнители образуют один круг большой, а внутри него круг поменьше. Внешний круг движется по солнцу, а внутренний может двигаться как по солнцу, так и в противоположном направлении.

Из этого рисунка может образоваться фигура «Корзиночка». Фигура образуется из двух кругов (круг в круге). Внешний круг может состоять из парней, внутренний из девушек.

В кругах должно быть равное количество участников. Стоя лицом к центу, парни и девушки берутся за руки, образуя каждый свой круг. Сделав шаг к кругу девушек, парни поднимают руки, и через головы партнёрш отпускают их на руки девушек. Число пар - не менее четырёх. Руки могут находиться, как внутри круга, так и снаружи. Для этого парни, а потом девушки поднимают руки и через головы партнёров опускают их за спины. Иногда внутри круга могут располагаться участники пляски.

«Улитка» - Эта фигура образуется из круга. Ведущий разрывает общий круг и, продолжая движение в том же направлении, заводит новый круг внутри большого, затем заводит второй, третий и т. д. Развитие фигуры может быть разным.

1 вариант: продолжая движение, ведущий делает разворот влево на 180 градусов и начинает выводить хороводную цепь по образовавшемуся между кругами коридору. Движение идёт постепенно увеличивающимися кругами до образования первоначального круга.

2 вариант: хоровод останавливается, участники стоят лицом к центру круга. Ведущий, пригнувшись, проходит под руками одной пары первого внутреннего круга, затем второго и т. д., пока не выйдет из последнего внешнего круга, ведя за собой хороводную цепь.

3 вариант: развивает «улитку» второй ведущий, находящийся на другом конце хороводной цепи. Все участники начинают движение в обратном направлении, повторяя тот же рисунок, что и при «завивании». Круги идут по концентрической окружности, но постепенно увеличиваясь.

«Звездочка» - может быть построена из одинакового числа парней и девушек или же только из одних парней или из одних девушек. Но исполнителей должно быть не менее трех или более восьми человек. Наиболее распространенная «звездочка» - состоит из четырех человек: два парня и две девушки. Парень и девушка одной пары, повернувшись правыми плечами, подают друг другу правые руки, другая пара кладет свои соединенные правые руки крестообразно на их кисти. Исполнители могут соединяться и левыми руками, тогда правые руки будут открыты в стороны или находиться на талии.

Развитием фигуры «звездочка» является «карусель». В построении этой фигуры может участвовать не менее трех пар. Юноши, подав друг другу правые руки, образуют звездочку, а левыми держат правые руки девушек. В другом варианте звездочку образуют девушки, а юноши держат их за руки.

«Челнок» - эту фигуру может исполнять любое четное число пар. Исходным положением чаще всего бывают две параллельные линии, стоящие на небольшом расстоянии друг от друга. Повернувшись лицом друг к другу, парень и девушка, составляющие пару, подают обе руки, которые могут находиться и в параллельном и перекрещенном положении. Пары, стоящие в одной линии, располагаются по отношении к парам в другой линии таким образом: девушки стоят спиной друг к другу, а парни - лицом. Может быть и, наоборот, в зависимости от условий пляски. Все пары одновременно начинают двигаться навстречу друг другу, и на середине, держа равнение, проходят между двумя парами. Линии меняются местами. Не меняя положения, пары возвращаются на свои места, проходя вновь меж теми же парами.

«Воротца» - исполнители стоят двумя линиями (улица) парами одна против другой. Пары одной линии берутся за руки и поднимают их, образуя «ворота», другие руки могут быть опущены или соединены с руками других пар. Другие участники (стоящие напротив) парами проходят через противоположные воротца. Варианты этого рисунка:

- Все пары одной линии, соединив и подняв руки, образуют непрерывные «воротца». Другая линия с разъединёнными руками проходит по одному в каждые «ворота».

- Исполнители стоят в кругу. Ведущий разрывает его и через центр ведёт остальную цепь за собой. Подойдя к любой паре, все проходят через воротца, которые она образует.

- Пары, взявшись за руки, стоят по кругу. Одна половина пар стоит по часовой стрелке, а другая против неё. Одновременно пары начинают движение. Одна половина пар поднимает «ворота», а другие пары проходят под ними и наоборот.

«Гребень» - две линии, выстроившись, друг против друга, движутся навстречу. Руки исполнителей свободно опущены вниз. Обе линии встречаются друг с другом, и исполнители, продолжая двигаться, проходят сквозь линии правым или левым плечом.

«Шен» (тетера) - парни и девушки стоят в парах по кругу, затем пары одновременно поворачиваются лицом друг к другу и берутся правыми руками, левые руки у всех свободно опущены. Все начинают двигаться по кругу, подавая друг другу поочередно то правые, то левые руки, до тех пор, пока не встретятся со своим партнером. Девушки двигаются по движению часовой стрелки, парни - в противоположном направлении. Эти переходы могут исполнятся также парами и тройкой, не только по кругу, но и по прямой линии.

«Ручеек» - исполнители стоят парами на небольшом расстоянии друг от друга, в затылок друг другу - колонной. Каждая пара, взявшись за руки, образует широкие «ворота». Пары, стоящие в конце колонны, слегка согнувшись и прижавшись друг к другу плечами, проходят через все образовавшиеся «ворота» и становятся впереди колонны. Затем идет следующая пара и т. д., до тех пор, пока все пары снова не окажутся в первоначальном порядке. «Ручеек» может начинать пара, стоящая вначале колонны. Тогда он называется «Обратный ручеек».

Некоторые названия фигур в русских кадрилях пришли от характера движения - «задорная», «крутея», «вертея», «проходочка», «дробить» и др.

Очень разнообразна и форма построения кадрили, она могла исполняться и линиями, и квадратом, и в круговом построении. В кадрили могло принимать участие различное количество пар: две, четыре, шесть, восемь и больше, но обязательно четное. В некоторых местностях, где было недостаточно мужчин, появились кадрили, исполняемые одними девушками. От хороводов и игр во многие кадрили перешел поцелуй, и целые фигуры в кадрилях имели такие названия, как «поцелуйчик», «казенка», «круговая казенка», «прощальная» и др. В этих фигурах участники кадрили обязательно целовались [7].

Частушка, появившаяся в конце XIX века органично вошла в русскую кадриль. Частушки в сочетании с аккомпанементом различных музыкальных инструментов иногда сопровождали всю кадриль, но чаще отдельные ее фигуры. Во многих кадрилях эти фигуры так и назывались «Под частушку». В одних кадрилях частушки пели все участники одновременно, в других — по очереди, передавая «эстафету» следующему исполнителю.

Анализ литературы показал, что у термина «частушка» существует масса определений. В середине XX века частушки определили как малый жанр народной лирики, обычно четырехстрочные или двустрочные песенки, являющиеся живым откликом на явления жизни, с ясной положительной или отрицательной оценкой, при которой важную роль играют шутка и ирония. В.М. Щуров дал следующее определение: частушки — это короткие, обычно монострофические песенки ли- рического, юмористического либо сатирического содержания, отличающиеся злободневностью тематики, афористичностью поэтики и лаконизмом, отточенностью, закругленностью музыкальной формы в сочетании с современными выразительными средствами [8].

У А.Ф. Камаева определение частушки изложено следующим образом: частушка - однострофная рифмованная песня шуточного, сатирического или лирического содержания [9].

Суммируя все определения касающейся этого термина, можно сказать, что частушка это – вокально-инструментальный жанр, небольшая по размеру рифмованная песня, исполняющаяся в быстром темпе шуточного, сатирического или лирического содержания.

В различных локальных традициях имеется множество местных наименований для частушек всех видов: чаще всего их называли припевками, прибасками, пригудками или перегудками, прибаутками, коротушками, тараторками, частоговорками, которые и стали сопровождать кадрильные пляски, формы и принципы построения которых были многообразны, фигуры довольно сложны по композиции - по различным переходам пар, а порой и по технике исполнения. И не случайно в одной из русских народных песен пелось: «Сказал: «Катенька, пойдём со мной гулять,

Во веселы хороводы поиграть,

На мудреные кадрили посмотреть...»

Из огромного разнообразия кадрилей по форме построения выделяются три группы кадрилей:

- квадратные (угловые, по углам);

- линейные (двухрядные);

- круговые.

В некоторых кадрилях по ряду различных причин не всегда выдерживались эти формы построения от первой фигуры до последней. Обычно смешивались линейные и круговые или угловые и круговые кадрили. Но это смешение происходит чаще всего внутри той или иной фигуры.

Принадлежность кадрили к одной из этих групп определялась по начальному и конечному построению каждой фигуры и по большинству фигур, исполняемых в этом построении.

Квадратная (угловая), «на четыре стены», «по углам». Это группа кадрилей исполнялась четырьмя парами, стоящими друг против друга или по сторонам квадрата. Движение и переходы пар происходили по диагонали или крест-накрест. В квадратных или угловых кадрилях встречалось много различных построений и переходов пар:

• Все пары одновременно сходились к центру и затем возвращались на свои места;

• Две противоположные пары шли навстречу друг другу и менялись местами; две другие пары или стояли на месте или же кружились;

• Две противоположные пары двигались навстречу друг другу и образовывали кружок; после поворота по кругу на определённое количество тактов пляшущие пары расходились обратно на свои места или же менялись местами;

• Две противоположные пары сходились в центре и парень одной пары передавал другому свою девушку, а сам, оставшись один, плясал перед ними.

Линейная (двухрядная) кадриль, здесь могло участвовать от двух до 16 пар и даже более. Слева от зрителя все нечётные, справа все чётные номера пар. Каждая пара плясала почти всегда только с противоположной парой. Главное в композиции линейной кадрили - пары шли друг на друга одновременно или же одна пара подходила к другой.

Благодаря свободно меняющемуся количеству пар эта кадриль могла исполняться и в небольших помещениях, и на просторах улицы. Линейным кадрилям были присущи свои различные построения и переходы пар:

• Линии одновременно сходились друг с другом и вновь расходились на свои места, или же одна линия стояла на месте, а другая подходила к ней и отходила на своё место;

• Две линии шли навстречу друг другу, одна линия проходила под «воротиками» другой; дойдя до противоположной стороны, обе линии разворачивались и двигались на свои места, но теперь под «воротиками» проходила уже другая линия.

Часто при начале линейных кадрилей на одной стороне выстраивались парни, а на другой девушки. Затем происходило приглашение, и пары становятся в линии одна против другой. Это могло происходить как без музыки, так и в сопровождении музыки, являясь I фигурой кадрили.

Круговая кадриль отличалась от предыдущих участием чётного количество пар, чаще всего 4 или 6, реже 8 пар, а также и нечетного - 5 или 7 пар, но количество пар должно быть меньше четырёх.

Пары располагались по кругу, их отсчёт велся по движению часовой стрелки. Первая пара всегда находилась слева от зрителя. Движение пар и одиночные переходы происходили в основном по кругу, против движения часовой стрелки, иногда и по движению часовой стрелки, а также к центру круга и обратно.

• Парни стояли на своих местах, а девушки переходили по кругу, пока вновь не доходили до своих партнёров. Или же наоборот, девушки стояли на своих местах, а их партнёры проходили по кругу.

• Парни и девушки одновременно шли по кругу в противоположных направлениях, пока не доходили до своих партнёров.

• Девушки или парни сходились к центру круга и образовывали «звёздочку» или круг; совершив в этом построении полный поворот, возвращались к своим парам.

• Парни или девушки образовывали внутренний круг, повернувшись лицом к внешнему кругу, исполнители совершали обход со своими партнёрами правым или левым плечом вперёд.

Каждый город и каждое село создавали кадрили со своими особенностями, но среди них есть такие, которые встречаются повсеместно - например «змейка», «диагональ», «круг» в рисунке, руки лежат кулачками на поясе, в положениях рук, «шаркающий» или «переменный» шаг в движениях, но это кажется однообразным только на первый взгляд. А если присмотреться более внимательно, то каждый раз эти «общие» движения, положения рук, рисунки приобретали свою окраску в манере и характере исполнения, свой ритмический пульс в соответствии с танцем того региона, края, области, села, где он исполнялся.

Кадрили в различных регионах России, несмотря на схожесть рисунка, резко отличались по исполнению, так как их плясали всегда в манере, присущей той местности, в которой бытовала данная кадриль. Так, например, в центральных регионах России были распространены поцелуйные игры и кадрили, а на Юге России кадриль не получила широкого распространения.

Среднерусские кадрили включали в себя плясовые элементы, где исполнители, сохраняя точный рисунок, могли вносить импровизационные движения: разнообразные дроби у женщин, присядку и коленца у мужчин. В Ярославской и Костромской области встречалось и круговое построение, и хоровод в последней фигуре. В Волжских кадрилях (к примеру, самарские) сохранялся элемент соревнования и перепляса.

В северорусских кадрилях было много кружения в парах и кадриль исполнялась плавно, манера была величавая, темп средний, основной ход - короткий шаг в каждую четверть. Парни кружились не только со своими, но и с чужими партнершами, и каждая фигура в кадрили почти всегда заканчивалась кружением. На Севере России Парни были очень внимательны к девушкам, в их пляске было много легких притопов и мягких присядок. Девушки плясали сдержанно, скромно, с большим достоинством, в кружениях парами и переходах они часто пальцами правой или левой руки придерживали юбку.

В Сибири, в связи с особенностями природных и погодных условий (зимой – мороз, летом – гнус), большинство молодежных гуляний проходило в помещениях. Это повлияло и на особенность сибирских кадрилей: близкое расположение партнеров относительно друг друга; положение рук в парах «свеча» - согнутые локти; количество исполнителей – 2 пары, 2 тройки (парень и две девушки); руки прижаты к корпусу; высокое поднимание колен при исполнении дробей [2].

«Малиновская кадриль» - квадратная кадриль записана в Балманском районе Новосибирской области, входившем до Великой Отечественной войны в состав Томской губернии. Кадриль состоит из 4 фигур, исполняемых под различные плясовые песни («Во саду ли, в огороде», «Ах, вы сени», «Летели две птички», «Сербиянка»). Помимо этого, фигуры отделяются друг от друга тремя хлопками в ладоши, которые исполнители делают по окончанию каждой фигуры кадрили.

1 фигура «Во саду ли, в огороде»

1 такт

Перед началом кадрили исполнители парами выстраиваются по углам площадки, девушки стоят с левой стороны. Исполнители делают 3 хлопка в ладоши и начинают петь песню первой фигуры «Во саду ли, в огороде». Парни обводят девушек вокруг себя (сами при этом не сходят с места) – «обвод»

Во саду ли, в огороде девица гуляла, невеличка, круглоличка, румяное личико.

2-3 такт

Девушки отпускают руки парней и сходятся в центр площадки, правыми руками соединяясь и образовывая фигуру «звездочка», затем двигаются по кругу. Парни пританцовывают на месте

За ней ходит, за ней бродит удалой молодчик, Он и звал красну девицу в сыр бор по груздочки.

4-7 такт

Девушки опускают руки и подходят к парням, стоящим по диагонали относительно их пары. Парни протягивают правые руки ладонью вверх девушкам, они хлопают их по ладони и возвращаются на место к своему партнеру

 

8 такт

Парни обводят девушек вокруг себя (сами при этом не сходят с места)

2 фигура «Ах, вы сени» Ах, вы, сени, мои сени, сени новые мои, сени новые, кленовые, решетчатые.

1-2 такт

Исполнители делают 3 хлопка в ладоши и начинают петь песню второй фигуры «Ах, вы сени». Парни, раскрыв руки широко в стороны мелкими шагами (на каждую четверть) сходятся в центр, строят фигуру «звездочка» и двигаются по кругу. Девушки пританцовывают на месте

Выходила молода за новые ворота, за новые, дубовые, за решетчатые.

3-4 такт

Парни подходят к девушкам, стоящим по диагонали относительно их пары, протягивают правые руки ладонью вверх девушкам, как бы приглашая их на танец, девушки хлопают их по ладони и парни возвращаются на место

Выпускала сокола, из правого рукава: «Полети ты, мой сокол, высоко и далеко.

5-6 такт

Первые две пары, стоящие по диагонали напротив друг друга сходятся в центр (парни левой рукой придерживают девушек за спину, правой рукой держат правую руку девушки). Пары встречаются правым плечом, девушки возвращаются на место, а парни «здороваются» - пожимают руку друг другу, а затем, пританцовывая, возвращаются на место. Пары, оставшиеся на месте, выполняют «обвод»

И высоко, и далеко на родиму сторону. На родимой на сторонке грозен батюшка живет».

7-8 такт

Вторые две пары, повторяют предыдущий рисунок. Первые две пары выполняют «обвод»

3 фигура «Летели две птички» Летели две прички ростом невелички. Аленьки беленьки, розовы, голубеньки. Аленьки беленьки, розовы, голубеньки

1-2 такт

Исполнители делают 3 хлопка в ладоши и начинают петь песню третьей фигуры «Летели две птички». Первые две пары, стоящие по диагонали напротив друг друга сходятся в центр, держась за руки, и проходят в «воротца» друг друга, затем образовывают круг.

Как они летели все люди глядели

3 такт

Пары двигаются по кругу, Пары, оставшиеся на месте, выполняют «обвод»

Аленьки беленьки, розовы голубеньки

4 такт

Пары возвращаются на свои места.

Как они садились все люди дивились. Аленьки беленьки, розовы голубеньки, аленьки беленьки, розовы голубеньки.

5-8 такт

Вторые две пары, повторяют предыдущий рисунок. Первые две пары выполняют «обвод»

Летели две птички ростом невелички. Аленьки беленьки, розовы, голубеньки, аленьки беленьки, розовы, голубеньки.

9-15 такт

Пары поворачиваются лицом друг к другу и проходят в «воротца» по очереди. Сначала делают «воротца» первые две пары, стоящие по диагонали напротив друг, за тем вторые две пары. Таким образом, пары доходят до своих мест

 

16 такт

Парни обводят девушек вокруг себя (сами при этом не сходят с места) – «обвод»

4 фигура «Сербиянка» Сербиянка кудри вьет, На вечер собирается, Сербияночка, не вей, Тебе не полагается!

1-2 такт

Исполнители делают 3 хлопка в ладоши и начинают петь песню четвертой фигуры «Сербиянка». Парни обводят девушек вокруг себя (сами при этом не сходят с места) – «обвод», затем девушка первой пары, пританцовывая, подходит к паре, стоящей, напротив, по диагонали и становится рядом с парнем с другой стороны от его партнерши.

«Сербияночка» игра по всей России славится. «Сербияночку» пляшу — никому не нравится.

3-4 такт

Тройка, состоящая из парня и двух девушек, подходит к парню, приглашает его (тройной притоп, «ключ») на танец.

Попрошу я гармонист "Сербияночку" сыграть. Выходи моя подруга вместе будем подпевать.

5-6 такт

Тройка отходит спиной на свое место. Парень, идет за «тройкой».

"Сербияночку" плясать надо осторожно, не коси глаза на девок оступиться можно.

7-8 такт

Дойдя до места, парень начинает выделывать «коленца», затем проходит в «воротца», забирает «свою» девушку и возвращается на место

Мы с подругою вдвоём "Сербияночку" споем милый будет выводить, а мы парами ходить. Сербияночку плясать – нужно соображение. Сначала – дроби, дроби, дроби, а потом – кружение.

9-32 такт

Все пары по очереди выполняют этот рисунок. В конце 32 музыкального такта пары выстраиваются в линию и выполняют 3 хлопка в ладоши

«Под частушки» - сибирская линейная кадриль, состоящая из 5 фигур и сопровождающаяся частушечными припевками. В кадрили принимает участие 6 исполнителей (4 девушки и 2 парня). В Сибири, в связи с особенностями природных и погодных условий (зимой – мороз, летом – гнус), большинство молодежных гуляний проходило в помещениях. Это повлияло и на особенность сибирских кадрилей: близкое расположение партнеров относительно друг друга; положение рук в парах «свеча» - согнутые локти; количество исполнителей – 2 пары, 2 тройки (парень и две девушки); руки прижаты к корпусу; высокое поднимание колен при исполнении дробей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 фигура

1-4 такт

Перед началом исполнители выстраиваются тройками в линии напротив друг друга. В центе линии находится парень по правую и левую руки от него стоят девушки. Линии идут навстречу на середину площадки и приветствуют друг друга низким поклоном

1 частушка Хорошо на белом свете: Край Чулымский, лес густой. К рыбаку попалась в сети, Стала рыбкой золотой.

5-8 такт

Линии возвращаются на исходные позиции

проигрыш

9-12 такт

Крайние девушки в обеих тройках «подныривают» под руку к парню и проходит у него за спиной (не разрывая рук).

2 частушка По Яранке ходим мы, Кедрами любуемся. Не боимся мы смолы – Под кедрой целуемся

13-16 такт

Тоже повторяют вторые девушки, находящиеся в дальнем углу. В конце 16 такта обе девушки заворачиваются к парню (руки под грудью)

проигрыш

1-4 такт

Тройки не размыкая рук, делают полный поворот вокруг себя. Движение начинается спиной. В конце 4 такта девушки раскручиваются и тройки образуют круги

3 частушка Если ты меня не любишь То сегодня дай ответ. Я из Любина уеду На Обрыв иль в Тегульдет.

5-8 такт

Исполнители двигаются по кружкам. В конце 8 такта останавливаются в исходные позиции (линии напротив друг друга)

2 фигура проигрыш

9-12 такт

Девушки, находящиеся по диагонали друг от друга двигаются навстречу и встречаются на середине площадки.

4 частушка Ты, подружка дорогая, Свой даю тебе совет. Не ходи замуж в Бобровку, Лучше выйди в Тегульдет.

13-16 такт

Взявшись под правые руки (положение рук «замок») девушки быстро кружатся. Оставшиеся парни и девушки кружатся в парах

проигрыш

1-4 такт

После вращений девушки не возвращаются к своим партнерам, а идут на место девушки напротив, и, встретившись с парнем, кружатся в паре, а вторые девушки двигаются к центру

5 частушка Распроклятая Сибирь, Растуды ее туды. Если б не был здесь миленок, Не приехала сюды.

5-8 такт

Взявшись под правые руки (положение рук «замок») девушки быстро кружатся. Оставшиеся парни и девушки кружатся в парах

проигрыш

9-12 такт

После вращений девушки не возвращаются к своим партнерам, а идут на место девушки напротив

6 частушка Уезжали в леспромхоз С поясочком кожаным, А вернулися домой С носом обмороженным.

13-16 такт

Парни подходят друг к другу и выполняют дробь «одинарный ключ» и возвращаются на свои места. Девушки делают вращение, взявшись под руки (положение рук «замок»)

проигрыш

1-4 такт

Девушки возвращаются на свои места (вальсовой дорожкой). Парни пританцовывают на месте

7 частушка На Ушайке, на реке Волны, как на море. Сидим с милым на песке И о чем-то спорим.

5-8 такт

Парни возвращаются к своим партнершам

3 фигура проигрыш

9-12 такт

Исполнители меняются местами. Для этого доходят до середины и не меняя построение (ровная линия) становятся на место другой тройки и исполняют дробь «ключ»

8 частушка Тегульдет – торговый город. Две собаки на песке. Тунеядец под забором, И ясашный в обласке.

13-16 такт

Исполнители, держа друг друга за руки, стенкой идут навстречу друг к другу. Дойдя до середины исполняют дробь «ключ» и возвращаются на свои места и вновь исполняют дробь «ключ». В конце 16 такта исполнители должны вернуться на свои места

4 фигура проигрыш

1-4 такт

Парни, пританцовывая идут навстречу друг к другу и, не останавливаясь, переходят к девушкам напротив. В конце 4 такта протягивают им руки, приглашая на танец.

9 частушка В Первомайке два посёлка – Новый и Орехово А порядки здесь и там Все, что шло, что ехало.

5-8 такт

Парни берут девушек за руки и выводят их на центр площадки. В конце 8 такта девушки образовывают диагональ, а парни стоят напротив девушек

проигрыш

9-12 такт

Девушки пританцовывая, делают полный круг (сохраняя диагональное построение). Парни перед девушками (двигаясь спиной) показывают свою «удаль» и выделывают различные танцевальные движения

10 частушка По деревне мы идем, всем подарки раздаем, кому-сына, кому-дочь, надо девушкам помочь.

13-16 такт

Парни провожают девушек до своих мест

проигрыш

13-16 такт

Парни, пританцовывая, возвращаются на свои места. Девушки делают вращение, взявшись под руки (положение рук «замок»)

5 фигура 11 частушка Эх, туфли мои, носы выстрочены, не хотела выходить, сами выскочили

1-4 такт

Крайние девушки в обеих тройках «подныривают» под руку к парню и проходит у него за спиной (не разрывая рук).

проигрыш

5-8 такт

Тоже повторяют вторые девушки, находящиеся в дальнем углу. В конце 8 такта обе девушки заворачиваются к парню (руки под грудью)

12 частушка И ночь темна, И трава в росе, и спать пора, и частушки все.

9-12 такт

Тройки не размыкая рук, делают полный поворот вокруг себя. Движение начинается спиной. В конце 12 такта девушки раскручиваются и тройки образуют круги

проигрыш

13-16

Исполнители двигаются по кружкам. В конце 16 такта все исполнители останавливаются в одну линию, лицом к зрителю и делают поклон

 

Категория: Русский танец | Добавил: sasha-dance (22.12.2015)
Просмотров: 839 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  •  
  • Программы для всех
  • Лучшие сайты Рунета