Воскресенье, 22.10.2017, 20:20 Приветствую Вас Гость | RSS
Композиция
и
постановка танца
Меню сайта
Статьи по разделам
Балетмейстеры [184]
Биография, основные этапы творчества и произведения


Ж.Ж.Новерр"Письма о танце" [18]
Полная версия книги Новерра представленная отдельно каждым письмом


И.Сироткина "Культура танца и психология движения" [2]
Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ТАНЦА [0]
Методические указания к спецкурсу «Основы танцевально-экспрессивного тренинга»


Режиссура танца [62]
Теоретические и научные статьи и методики.


Драматургия танца [37]
Теоретические и методические материалы и статьи по данной теме.


Туано Арбо [3]
ОПИСАНИЕ ОРКЕЗОГРАФИИ


Научные статьи [131]
Всевозможные и собственные статьи, а также курсовые и дипломные работы студентов, надиктовыные им в качестве научного руководителя.


Танцевальный симфонизм [18]
Все материалы посвящённые танцевальному симфонизму.


Реформаторы Балета [36]
Имена и их биографии


История балета [108]
Интересные статьи по истории балеты.


В. А. Теляковский - "Воспоминания" [14]
Теляковский. Воспоминания.


Тамара Карсавина "Воспоминания" [17]
Т.КАРСАВИНА "ВОСПОМИНАНИЯ"


Леонид Якобсон [15]
Всё о Якобсоне


Польcкие танцы [13]
Описание и видео-фрагменты Польских танцев


Венгерский танец [12]
Венгерские танцы -описание и видеофрагменты


Ирландский танец [7]
Ирландский танец видео и описание


Армянский танец [6]
Армянский танец описание и видео


Танцы народов прибалтики [9]
Прибалтийские народные танцы


Видео [53]

Музыка [14]
Музыкальные материалы для этюдов и танцев


Исполнители [147]
Раздел посвящён легендарным исполнителем танцевального искусства


Интевью с Баланчиным [10]
Великолепная статья Соломона Волкова в виде интервью с Джоржем Баланчины о Петербурге, о Стравинском и Чайковском


Композиторы [68]
Биографии и интерересные статьи о композиторах


Классический танец [8]
Материалы по классическому танцу: методика и интересные статьи


Либретто балетных спектаклей [101]
В данной категории содержаться основные либретто балетных спектаклей различных времён и различных балетмейстеров


Ранние формы танца [11]
История зарождения первых танцевальных форм


Jazz & Modern Dance [15]
Техника современных танцевальных течений


Танцы Народов Мира [12]
Все народности и этносы


Русский танец [24]
Всё по русскому танцу


Испанский танец [17]
Всё о танцах Испании


Музыкальная драматургия. [33]
Методические и теоретические материалы по музыке и музыкальной драматургии.


Еврейские танцы [9]
материалы по истории и еврейских танцев


Художники [18]
Биография и творчество художников


Выдающиеся педагоги [57]
Биография известных педагогов танца


Фёдор Лопухов [13]
Фёдор Лопухов


Азербаджанский танец [3]
Всё об Азербаджанском танце


Борис Эйфман [10]
Всё о творчестве Эйфмана


Институт Культуры и Искусств [7]
правила приёма


Историко-бытовой танец [3]
ВСЁ О ИСТОРИКО-БЫТОВЫХ ТАНЦАХ


Чукотский танцевальный фольклор [4]
Чукотский танцевальный фольклор


Русский хоровод [12]
Всё о русском хороводе


Каталог статей


Главная » Статьи » Русский танец

В.Ф.МАТВЕЕВ "ТЕОРИЯ И МЕТОДТКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА"
 
В.Ф.МАТВЕЕВ
 
"ТЕОРИЯ И МЕТОДТКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА"
 
 
ВВЕДЕНИЕ
Русский народный танец является одним из наиболее популярных и любимых видов народного творчества. Даннос учебное пособие знакомит с основными элементами русского народного танца, характером их исполнения, методикой преподавания и состоит из трех частей, каждая из которых соответствует определенному этапу обучения. В первой части учебного пособия дано описание основных танцевальных движений, во второй и третьей их более сложные варианты. Элементы расположены по степени трудности — от простых к сложным, что позволяет изучать их постепенно. Разучивать и исполнять элементы русского народного танца, а также танцевальные комбинации, составленные из различных движений, нужно только на середине зала. На начальном этапе обучения рекомендуется все нижеописанные элементы русского народного танца исполнять в так называемом чистом виде от двух до восьми раз поочередно (не более восьми раз с каждой ноги). Упражнения на этом этапе изучения исполняются только ногами; руки, корпус и голова находятся в основных положениях, т. е. статичны. Для разучивания ряда трудных элементов (полных присядок, полуприсядок и некоторых прыжков) можно прибегнуть к помощи станка, держась за него одной или двумя руками, что служит подготовкой мышц и корпуса исполнителей к выполнению этих движений на середине зала. По мере освоения того или иного движения можно, добавляя различные положения рук, корпуса, головы, а также увеличивая темп музыкального сопровождения, усложнить его и разнообразить ритмический рисунок танца, обращая внимание на манеру и выразительность исполнения. Koгда элементы хорошо и правильно усвоены, их можно соединять в небольшие, затем в более сложные танцевальные комбинации. Желательно, чтобы часть танцевальных комбинаций была составлена из элементов, характерных для той или иной области, и исполнялась с соблюдением манеры и характера данного региона. Темп музыкального сопровождения на первоначальном этапе обучения не должен быть быстрым. Выполнение элементов в большинстве упражнений проходит на музыкальный размер 2/4 (на счет "раз-и", "два-и"), поэтому перед каждым элементом этот музыкальный размер не указывается. Использовать данный материал в хореографических коллективах следует дифференцированно, с учетом возможностей отдельных участников. Он рассчитан на изучение в течение трех учебных лет. однако в зависимости от конкретных условий сроки могут быть изменены.
 
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ НОГ
 
Встречающихся в танце положений и сочетаний положений ног очень много. Из этого множества мы выделяем только те положения и сочетания, с которых исполнитель чаще всего начинает то или иное движение либо заканчивает его. Такие положения являются основными. В русском народном танце их четыре. 1-е положение: ноги свободно, без напряжения стоят на полу, пятки вместе, носки развернуты под небольшим углом, т. с. ставятся в естественное положение. 2-е положение: ноги стоят свободно, пятки находятся на расстоянии стопы друг от друга, носки развернуты в стороны под небольшим углом. 3-е положение: левая нога стоит свободно, носок развернут в сторону под небольшим углом, правая нога каблуком прикасается к середине стопы левой ноги: носок правой ноги развернут в сторону под небольшим углом. Это положение соответствует 3-й позиции ног в народно-сценическом танце. Существует вариант этого положения: обе ноги поставлены рядом и соприкасаются внутренними сторонами стоп, каблук правой ноги находится у середины стопы левой ноги. Это положение характерно для исполнения дробей. 4-е положение: обе ноги соприкасаются внутренними сторонами стоп, что соответствует 6-й позиции ног в народно-сценическом танце.
 
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РУК
 
Руки в русском танце очень выразительны, и положения их разнообразны. В сочетании с движениями головы и корпуса они передают характер, настроение исполнителя. придают танцу национальную окраску и особую вырази- В хороводах, кадрилях, плясках и переплясах существует много различных положений и сочетаний движений, зависящих от характера танца и местных особенностей. Некоторые из них используются чаще и являются общими как для юношей, так и для девушек. В русском народном танце выделяют четыре основных положения рук и одно подготовительное. Подготовительное положение: обе руки свободно опущены вдоль корпуса, кисти направлены ладонями к корпусу (внутрь). 1-е положение ("подбочениться"'): обе руки согнуты в локтях и находятся на талии. Локти направлены в стороны и расположены на одной линии с плечами. Кисть руки не прогибается, пальцы сжаты в кулачки, тыльная сторона кисти направлена строго вперед, большой палец прижат к указательному. Существует вариант этого положения: кисти обхватывают талию — большой палец сзади, четыре других, сжатых вместе, спереди. Наиболее распространенная ошибка смещение (сдвиг) рук к животу. 2-е положение: обе руки, свободные в локтях, подняты вперед на уровне груди, кисти повернуты ладонями вверх, пальцы вытянуты и соединены друг с другом. Голова приподнята, взгляд открытый. Это положение характерно для приветствия с хлебом-солью, приглашения, соединения рук юношей и девушек, подачи их друг другу. 3-е положение: обе руки широко раскрыты в стороны на уровне груди, ладони направлены вверх, пальцы вытянуты и соединены друг с другом. У девушек локти свободны, руки мягкие. У юношей руки раскрыты широко, грудь расправлена, руки в локтях вытянуты больше, чем у девушек. 4-е положение: обе руки скрещены на уровне груди, сложены "'калачиком". У девушек левая рука лежит на правой, руки свободно касаются корпуса. Кисти рук как бы спрятаны под локоть, пальцы собраны вместе. Корпус подтянут, голова приподнята. У юношей левая рука лежит на правой на уровне груди. Руки к корпусу не прикасаются.
Ладони рук лежат чуть выше локтя, пальцы собраны вместе. Корпус подтянут, голова приподнята. Вариант этого положения для девушек, руки скрещены чуть ниже груди (левая поверх правой), немного отведены от корпуса вперед. Ладонь правой поддерживает снизу локоть левой, а ладонь левой — локоть правой. Пальцы обеих рук собраны. Такое положение рук придает движению характер задумчивый, "с грустинкой".
 
КОМБИНИРОВАННЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РУК
Комбинированные положения рук строятся из основных положений и представляют собой своеобразную импровизацию исполнителей. Например: правая рука в подготовительном положении, левая - в 1-м (или наоборот); правая рука — в 3-м основном положении, левая — в 1-м(или наоборот). В хороводах, плясках, кадрилях, переплясах существуют различные положения рук. присущие только девушкам либо только юношам. Мы рассмотрим лишь наиболее характерные из них, но вначале разучим, как держать платочек в руке во время танца.
 
ОБРАЩЕНИЕ С ПЛАТОЧКОМ
За конец
• Левой рукой взять конец платочка и пропустить его со стороны ладони между указательным и средним пальцами правой руки от себя, затем вывести конец платочка между средним и безымянным пальцами в сторону ладони: пальцы сжимаются, и платочек удобно лежит в руке. • Левой рукой взять платочек за конец и пропустить его между указательным и средним пальцами в сторону ладони, затем вывести этот же конец между указательным и большим пальцами и крепко прижать его большим пальцем. За середину (все четыре конца платочка находятся на одном уровне и свисают вниз)
• Платочек берется за середину двумя пальцами средним и указательным (пропускается между ними с тыльной стороны ладони).
• Платочек берется за середину "щепоткой" – тремя пальцами: большим, указательным, средним.
• Середина платочка пропускается между указательным и средним пальцами и прижимается большим пальцем к ладони.
 
НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РУК

В ТАНЦАХ У ЛЕВУШЕК (С ПЛАТОЧКОМ)
 
1. Правая рука (с платочком) слегка согнутыми пальцами касается подбородка, ребро ладони направлено от себя. Левая согнута на уровне талии и поддерживает ладонью или тыльной стороной кисти локоть правой руки. Голова задумчиво наклонена к правому плечу или направлена прямо.
2. Руки согнуты в локтях и находятся перед корпусом, не касаясь его, на уровне груди (кисти рук и локти на одной высоте). Ладонь правой руки повернута к корпусу, ладонь левой - от корпуса. Присогнутые пальцы обеих рук соединены в "замок".
3. Руки подняты вверх, локти слегка округлены и направлены в стороны. Платочек держится за концы обеими руками. Взгляд на платочек: девушка любуется им.
4. Руки согнуты в локтях на уровне плеч, кисли соединены ладонями над правым плечом. Голова наклонена вправо и щекой чуть касается тыльной стороны левой кисти.
5. Корпус слегка развернут правым плечом вперед. Правая рука согнута в локте и находится в вертикальном положении у правого плеча, локоть не касается корпуса.
Кисть с присогнутыми пальцами повернута ладонью влево и находится на уровне подбородка. Левая рука опущена вниз и немного отведена от корпуса назад.
6. Правая рука в 1-м положении (основном). Пальцы левой руки лежат на тыльной стороне правой кисти, локоть не прижимается к корпусу.
 
НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РУК

В танцах У ЮНОШЕЙ
1. Правая рука согнута в локте на уровне груди, кисть сжата в кулак (тыльной стороной от корпуса). Левая рука согнута в локте, сжата в кулак и заведена за спину (тыльной стороной к корпусу). Голова повернута вправо, подбородок приподнят.
2. Левая рука в 3-м положении. Голова повернута по направлению руки. Правая рука согнута в локте и касается кончиками пальцев затылка, как бы поддерживая шапку или фуражку (картуз).
3. Руки заложены за спину на талии. Кисти раскрыты, пальцы вытянуты. Кисть левой руки тыльной стороной лежит на ладони правой. Плечи раскрыты, расправлены, локти направлены в стороны, голова приподнята. 4. Руки согнуты в локтях и заведены за голову. Локти направлены в стороны и находятся выше уровня плеч. Пальцы обеих рук вытянуты и касаются затылка.
 
НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РУК В ПАРАХ
 
1. В хороводах, плясках, кадрилях девушка и юноша стоят лицом к зрителю или по направлению движения в танце. Девушка находится справа от юноши. Ее левая рука и его правая согнуты в локтях и находятся на уровне плеча немного впереди корпуса. Пальцы левой руки девушки присогнуты и соединены, большой палец прижат к указательному. Юноша правой кистью подхватывает снизу левую кисть девушки.
Правая рука девушки и левая у юноши опущены вниз вдоль корпуса, т.е. находятся в подготовительном положении.
2. "Пол крендель" - в плясках и кадрилях девушка и юноша стоят правым плечом друг к другу. Их правые руки скрещены и находятся на талии, левые также па талии, кис-
ти обеих рук собраны б кулачок. Корпус подтянут и слегка отклонен влево, взгляд друг па друга; По внешнему виду это положение напоминает крендель.
3. В групповых плясках, кадрилях, хороводах две девушки стоят лицом по направлению движения, соприкасаясь плечами. Одна из них держит правой рукой за талию стоящую справа от нее девушку. Другая держит левой рукой за талию
стоящую слева от нее девушку. Свободные руки находятся в 3-м положении. Корпус подтянут и слегка наклонен вперед.
4. В плясках, кадрилях, хороводах девушка и юноша стоят рядом друг с другом лицом по направлению движения. Девушка - справа от юноши. Правой рукой он держит ее за талию, в его левой руке (вытянутой вперед на уровне груди) лежит левая рука девушки. Ее правая рука в подготовительном положении. Корпус подтянут, взгляд друг на друга.
5. В плясках, кадрилях, хороводах (регион Сибири) девушка и юноша стоят рядом, лицом по направлению движения. Девушка — справа от юноши. Правой рукой он держит ее за талию, в левой руке (вытянутой вперед на уровне груди) лежит правая рука девушки. Их соединенные руки сохраняют округлость. Левая рука девушки на ее правом плече, локоть направлен вниз. Взгляд вперед или друг на друга.
6. В плясках и кадрилях (регион Сибири) девушка и юноша стоят лицом друг к другу. Левая рука девушки лежит на правом плече юноши, а левая рука юноши - на правом плече девушки. Их правые руки находятся на уровне талии и соединены как в рукопожатии, только юноша держит кисть девушки за копчики пальцев.
7. В плясках и кадрилях (регион Сибири) девушка и юноша стоят лицом друг к другу. Девушка. правым боком но направлению движения, юноша - левым. Ее левая рука -— на правом плече юноши, сто правая рука - на левом плече девушки, их свободные руки лежат на талии.
8. "Уральская свечка" — в кадрильной пляске "Шестера". Девушка и юноша стоят лицом друг к другу, немного сместившись влево так. чтобы правое плечо девушки находилось против правого плеча юноши. Их правые руки согнуты в локтях, направлены вперед и подняты от локтя вверх параллельно корпусу, как говорят на Урале, "свечкой". Кисти с согнутыми пальцами соединены и находятся на уровне глаз. Девушка левой ладонью поддерживает правый локоть юноши, а юноша левой ладонью поддерживает
правый локоть девушки.
9. В северных кадрилях девушка и юноша стоят лицом друг к другу, немного сместившись влево так, чтобы правое плечо девушки находилось напротив правого плеча, юноши. Их правые руки согнуты в локтях и направлены вперед на уровне талии. При этом девушка кистью правой руки поддерживает правый локоть юноши, а юноша кистью правой руки поддерживает правый локоть девушки. Корпус слегка откинут назад, взгляд друг на друга. Левые руки танцоров — в подготовительном положении и слегка отведены от корпуса в сторону.
10. В групповых плясках и кадрилях девушка и юноша стоят лицом друг к другу. Руки девушки вытянуты вперед и скрещены чуть выше запястья (левая рука поверх правой). Руки юноши вытянуты вперед. Правой рукой юноша берет за кисть правую руку девушки, левой кисть ее левой руки. Корпус подтянут и слегка откинут назад. Взгляд друг на друга.
 
ДВИЖЕНИЯ РУК
 
• Из подготовительного положения в 1-е Юноши: руки поднять невысоко в стороны, кисти на уровне талии повернуть ладонями вперед, руки согнуть в локтях и круговым движением перевести в 1 -с положение. Девушки: руки поднимаются вдоль корпуса, кисти постепенно сжимаются в кулачки и переводятся в 1-е положение ( "подбоченившись").
• Из 1-го положения в 3-е (раскрывание рук в стороны). Руки вывести вперед до 2-го положения, сохраняя округлость в локтях (положение 1-й позиции рук классического
танца), и. не задерживая, повернув кисти ладонями вверх, широко раскрыть в стороны, останавливаясь в 3-м положении. При движении рук вперед необходимо следить за тем, чтобы кисти не соприкасались друг с другом. Взгляд в момент 2-го положения направлен па кисти рук. при разведении рук в 3-е положение - вперед, голова приподнята, корпус подтянут.
• Из 3-го положения в 4-е (женское) Руки мягко опустить ладонями вниз и через подготовительное положение поднять впереди корпуса вверх (скрестить ниже груди в 4-м положении - - 2-й вариант). Голова следует за движением правой или левой руки и заканчивает движение наклоном к правому или левому плечу, создавая впечатление задумчивости, грусти.
• Из 3-го положения в 1-е ('"подбоченившись") Руки слегка согнуть в локтях, кисти двигаются по полукругу вперед, опускаясь ладонями вниз ниже уровня локтей, и кладутся кулачками или ладонями на талию, т. е. приводятся в 1-е положение. Локти при этом движении должны оставаться на одном уровне. Все переводы рук из одного основного положения в другое могут выполняться обеими руками одновременно или поочередно каждой рукой. Например, из 1-го положения "подбоченившись" — правая рука переходит в 3-е положение, голова следует за движением руки, а левая рука остается в 1-м положении. Затем движение повторяется левой рукой и т. д.
 
НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ РУК В ХОРОВОДАХ И ПЛЯСКАХ РАЗЛИЧНЫХ ОБЛАСТЕЙ РОССИИ
 
1. Поворот кистей вправо-влево (в курских тапках и карагодах)
Обе руки согнуты в локтях, разведены в стороны и чуть вперед, подняты от локтя вверх параллельно корпусу. Кисти с раскрытыми и соединенными пальцами направлены вперед и находятся на уровне глаз.
Раз — кисти рук повернуть ладонями к себе, тыльной стороной вперед. Одновременно локти подаются немного вперед.
И — кисти рук повернуть ладонями вперед, локти подаются немного назад, возвращаясь в исходное положение.
2. Наклоны рук вправо-влево (в курских, белгородских танках)
Обе руки согнуты в локтях, направлены в стороны и чуть вперед и подняты от локтя вверх параллельно корпусу. Кисти с раскрытыми и соединенными пальцами направлены вперед и находятся не ниже уровня головы.
Раз — руки наклонить вправо, при этом локти остаются на том же исходном уровне. И — пауза. Два — руки, возвращаясь в исходное положение, наклоняются влево.
И — пауза.
3. Прищелкивание пальцами в плясках и хороводах (Воронежская область)
Руки находятся во 2-м положении, только локти слегка опущены вниз.
Раз — щелчок большим и средним пальцами; одновременно локти обеих рук опустить параллельно корпусу; кисти движутся наружу и раскрываются "прикрытыми"Ладонями вверх.
И — пауза.
Два - щелчок большим и средним пальцами; одновременно локти обеих рук поднять немного вверх, в исходное положение: кисти движутся вовнутрь и как бы слегка провисают.
И - пауза.
 
4. "Уральские кружочки" (в плясках Среднего Урала) Правая рука слегка согнута в локте и направлена вперед-в-сторону (между 2-м и 3-м положениями), кисть приподнята немного вверх. Левая рука в подготовительном или 1-м положении. Кисть правой руки движется по часовой стрелке справа налево, описывая небольшой круг, при этом рука слегка сгибается и вновь выпрямляется в локте.
 
ИГРА С ПЛАТОЧКОМ
 
1. Руки в 4-м положении; правая рука сверху.
Раз правую руку поднять вверх-вправо в вертикальное положение; кисть продолжает движение, поворачиваясь ладонью вверх.
И - пауза. Два - правую руку вернуть в 4-е положение.
И - пауза.
 
2. Правая рука во 2-м положении, ее кисть направлена ладонью вниз и немного приспущена; левая рука находится в 1-м положении.
Раз правую руку поднять вправо-вверх в вертикальное положение п. продолжая движение вправо, опустить в 3-е положение. Кисть руки повернуть ладонью вверх.
И — пауза.
Два правую руку вернуть в исходное 2-е положение.
И — пауза.
 
3. Правая рука согнута в локте и находится в вертикальном положении у правого плеча. Локоть не касается корпуса. Кисть повернута ладонью влево, немного приспущена и находится на уровне глаз. Левая рука в 1-м положении.
Раз — кисть правой руки поднять вправо-вверх, поворачивая ладонью вверх.
И — пауза.
Два - кисть правой руки опустить влево-вниз в исходное положение.
И — пауза.
 
ПОЛОЖЕНИЕ КОРПУСА, ПЛЕЧ И ГОЛОВЫ
 
Корпус. В русских женских танцах корпус чаще всего прямой и спокойный, без резких движений. Даже при исполнении дробей он остается прямым, свободным, ненапряженным.
В медленном танце девушка ""плывет как пава", корпус подтянут, движения плавные, спокойные. Только изредка корпус слегка наклоняется вперед, на правый или левый бок пли. оставаясь прямым, поворачивается вправо-влево.
У юношей корпус более подвижен. При исполнении "хлопушек" он резко наклоняется вперед, на правый или левый бок, поворачивается из стороны в сторону и так же резко выпрямляется. Во время присядок или прыжков он сильно наклоняется вперед или прогибается назад.
В парном танце исполнители слегка отклоняют корпус друг от друга или наклоняют его вперед, например, походя в "воротца", приглашая к танцу или низко кланяясь широким русским поклоном.
Плечи. Обычно прямые, спокойные. Иногда в женском танце девушка поводит плечом или. стоя подбоченившись, одновременно с притопом задорно-кокетливо поднимает и опускает одно или оба плеча.
Голова. Положение головы определяется характером танца и подчеркивает его эмоциональное содержание. В медленном девичьем танце посадка головы прямая, спокойная, иногда голова скромно наклоняется и поворачивается к правому или левому плечу.
В быстром танце мужском или женском — голова исполнителя слегка приподнята.
Иногда девушка или юноша задорно вскидывают голову, вызывая другого исполнителя на танец или заканчивая ""колено" ударом ногив пол. Согласуясь с движениями ног. корпуса и рук. Голова также переводится и наклоняется то к правому, то к левом), плечу или вместе с корпусом наклоняется вперед.
В массовых тайнах исполнители пли смотрят вперед по ходу движения, или поворачивают головы друг к другу""общаясь" между собой. Девушка может застенчиво или игриво отворачиваться, а юноша наклоняет голову вперед, как бы заглядывая на девушку.
 
 ПОДГОТОВКА К НАЧАЛУ ДВИЖЕНИЯ
 
В подготовке помимо движения рук и корпуса создается общее настроение, необходимое для исполнения
Движения в заданном темпе и в соответствии с характером музыкального сопровождения, т. е. дается заявка на танец. Движение рук из подготовительного в какое-либо другое положение выполняется на два такта музыкального вступления (проигрыш). Педагог вправе по своему усмотрению увеличить его. Музыкальное вступление исполняется медленно или быстро — в зависимости от характера музыки и танца. Зафиксированное положение рук к моменту начала движения может быть различным, но в любой позе должен чувствоваться характер исполняемого танца. Чаще всего руки из подготовительного положения переводятся в 1-е положение, т. е. "подбоченившись", но также могут раскрываться в 3-е. 4-е или какое-либо другое, по усмотрению педагога. Ниже приводится пример подготовки к движению. наиболее часто встречающийся в процессе учебы, а именно: из подготовительного положения в 1-е.
 
I вариант (различный для девушек и юношей)
Для девушек
1-й такт — обе руки в подготовительном положении, корпус подтянут, спокойный. Девушка как бы прислушивается к музыке, вникая в ее настроение, или общается со стоящими рядом, поворачивая корпус и голову вправо иливлево.
2-й такт
Раз-и — руки, сгибаясь в локтях, поднимаются по корпусу вверх. Локти направлены в стороны.
Два — руки приходят в 1 -с положение.
И — пауза.
 
Для юношей
 
1-й такт — руки в подготовительном положении. Юноша, стоя на месте, пританцовывает, слегка приподнимая от пола пятки в такт музыке, или общается со стоящими рядом.
2-й такт
Раз-и — руки поднимаются в стороны-вверх — до уровня талии, кисти раскрыты, ладони направлены вперед.
Два — руки резко сгибаются в локтях и. закругляясь, круговым движением закрываются в 1-е положение.
И — пауза.
II вариант (единый для девушек и юношей)
1-й такт — руки в подготовительном положении.
Раз — сохраняя округлость, руки поднимаются вперед на высоту диафрагмы, кисти не соприкасаются и направлены к себе (положение 1-й позиции классического танца); взгляд на кисти рук.
И кисти раскрываются ладонями вверх; локти, слегка смягчаясь, разворачиваются книзу (2-е положение).
Два-и руки, широко раскрываясь, разводятся в стороны (3-е положение). У юношей руки раскрыты более широко и в локтях более вытянуты, чем у девушек. Взгляд
вперед, голова приподнята.
2-й такт
Раз - руки согнуть в локтях, кисти повернуть ладонями вниз. И - круговым движением руки перевести в 1-ю позицию классического танца; кисти не должны быть выше уровня локтей. Два руки, не задерживаясь, двигаются к корпусу на уровне диафрагмы. И - кисти рук. сжимаясь в кулачки или обхватывая
талию четырьмя пальцами спереди и одним сзади, закрываются в 1-е положение.
 
ПОКЛОНЫ
 
Существуют различные виды поклонов. Наряду с общепринятыми имеются их областные разновидности. Форма или вид поклона зависят от его назначения. Поклон может означать приветствие друг друга, приглашение на танец, благодарность за танец как со стороны юноши, так и со стороны девушки. Занятия следует начинать поклоном-приветствием, а заканчивать поклоном, имеющим другое значение: выражение благодарности педагогу и концертмейстеру. Поклон выполняется на месте (без шагов, без подхода) и с шагами (с подходом).
 
1. Простой поклон друг другу (приветствие, приглашение)
Движение занимает 2 такта.
Исходное положение ног - 1-е.
Руки в подготовительном или в 1-м положении, корпус подтянут, взгляд вперед.
1-й такт
Раз — подбородок слегка приподнимается вверх. И — голова начинает опускаться вперед.
Два - корпус постепенно наклоняется вперед. И —- корпус заканчивает небольшой наклон, голова заканчивает кивок.
2-й такт
Раз — голова начинает медленно подниматься вверх. И - вслед за головой корпус начинает выпрямляться. Два — корпус и голова продолжают движение. И - корпус и голова приходят в исходное положение. Поклон исполняется очень спокойно, плавно, с достоинством.
 
2. Простой поясной поклон на месте
Движение занимает 4 такта.
Исходное положение ног — 1-е.
Руки в подготовительном или в 1-м положении.
1—2-й такты — корпус от талии (пояса) плавно, без рывков сгибается вниз и вперед.
3—4-й такты — корпус так же плавно выпрямляется. Юноши исполняют поклон несколько ниже, чем девушки.
 
3. Простой поклон с продвижением (выход вперед и отход назад)
Движение занимает 8 тактов.
Исходное положение ног — 1-е.
Руки в 1-м положении.
1-2-й такты — начиная с правой ноги три шага вперед на каждую четверть; на вторую четверть 2-го такта левую ногу приставить к правой в 1-е положение. Руки во время шагов остаются в 1-м положении.
3-4-й такты — простой поклон на месте.
5 —6-й такты — с правой ноги три шага назад на каждую четверть; на вторую четверть 6-го такта левую ногу приставить к правой в 1-е положение. Руки во время исполнения шагов переводятся из 1-го положения через 2-е в 3-е. Кисти рук во 2-м положении не сближаются. 7—8-й такты — поясной поклон на месте.
У девушек руки одновременно с наклоном корпуса вперед опускаются из 3-го положения в подготовительное, а при выпрямлении корпуса поднимаются вдоль него и в конце 8-го такта приходят в 1-е положение ("подбоченившись"). Одновременно с движением рук в конце 8-го такта левую ногу слегка согнуть в колене, а правую отделить от пола на высоту щиколотки левой опорной ноги и на счет "два" мягко опустить всей стопой в 1-е или 3-е положение.
Этот поклон имеет и несколько иную концовку. В 6-м такте на счет "два" правую руку с платочком согнуть в локте, ладонь прижать выше груди — у левого плеча, левая рука при этом опускается в подготовительное положение. Выполнить поясной поклон. После выпрямления корпуса правая рука не меняет положения и только в 8-м такте на счет "два-и" плавно опускается по корпусу вниз в подготовительное положение.
У юношей в конце поклона руки одновременно с наклоном корпуса переходят из 3-го положения в 1-е. а в момент выпрямления корпуса на счет "раз-и", поднимаясь, скрещиваются на уровне груди (не прикасаясь к корпусу), на счет "два" резко раскрываются в 3-е положение с одновременным притопом правой ногой.
В женском поклоне должна ощущаться грациозность, задушевность, в мужском — сила, удаль. Существуют и другие виды поклонов, сложные по исполнению, требующие музыкальности, танцевальности. пластичности рук. т. с. хорошей подготовки исполнителей.
 
 
Категория: Русский танец | Добавил: sasha-dance (29.10.2010)
Просмотров: 4789 | Рейтинг: 5.0/5 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  •  
  • Программы для всех
  • Лучшие сайты Рунета