Пятница, 27.04.2018, 09:35 Приветствую Вас Гость | RSS
Композиция
и
постановка танца
Меню сайта
Статьи по разделам
Балетмейстеры [184]
Биография, основные этапы творчества и произведения


Ж.Ж.Новерр"Письма о танце" [18]
Полная версия книги Новерра представленная отдельно каждым письмом


И.Сироткина "Культура танца и психология движения" [2]
Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ТАНЦА [0]
Методические указания к спецкурсу «Основы танцевально-экспрессивного тренинга»


Режиссура танца [62]
Теоретические и научные статьи и методики.


Драматургия танца [37]
Теоретические и методические материалы и статьи по данной теме.


Туано Арбо [3]
ОПИСАНИЕ ОРКЕЗОГРАФИИ


Научные статьи [131]
Всевозможные и собственные статьи, а также курсовые и дипломные работы студентов, надиктовыные им в качестве научного руководителя.


Танцевальный симфонизм [18]
Все материалы посвящённые танцевальному симфонизму.


Реформаторы Балета [36]
Имена и их биографии


История балета [108]
Интересные статьи по истории балеты.


В. А. Теляковский - "Воспоминания" [14]
Теляковский. Воспоминания.


Тамара Карсавина "Воспоминания" [17]
Т.КАРСАВИНА "ВОСПОМИНАНИЯ"


Леонид Якобсон [15]
Всё о Якобсоне


Польcкие танцы [13]
Описание и видео-фрагменты Польских танцев


Венгерский танец [12]
Венгерские танцы -описание и видеофрагменты


Ирландский танец [7]
Ирландский танец видео и описание


Армянский танец [6]
Армянский танец описание и видео


Танцы народов прибалтики [9]
Прибалтийские народные танцы


Видео [53]

Музыка [14]
Музыкальные материалы для этюдов и танцев


Исполнители [147]
Раздел посвящён легендарным исполнителем танцевального искусства


Интевью с Баланчиным [10]
Великолепная статья Соломона Волкова в виде интервью с Джоржем Баланчины о Петербурге, о Стравинском и Чайковском


Композиторы [68]
Биографии и интерересные статьи о композиторах


Классический танец [8]
Материалы по классическому танцу: методика и интересные статьи


Либретто балетных спектаклей [101]
В данной категории содержаться основные либретто балетных спектаклей различных времён и различных балетмейстеров


Ранние формы танца [11]
История зарождения первых танцевальных форм


Jazz & Modern Dance [15]
Техника современных танцевальных течений


Танцы Народов Мира [12]
Все народности и этносы


Русский танец [24]
Всё по русскому танцу


Испанский танец [17]
Всё о танцах Испании


Музыкальная драматургия. [33]
Методические и теоретические материалы по музыке и музыкальной драматургии.


Еврейские танцы [9]
материалы по истории и еврейских танцев


Художники [18]
Биография и творчество художников


Выдающиеся педагоги [57]
Биография известных педагогов танца


Фёдор Лопухов [13]
Фёдор Лопухов


Азербаджанский танец [3]
Всё об Азербаджанском танце


Борис Эйфман [10]
Всё о творчестве Эйфмана


Институт Культуры и Искусств [7]
правила приёма


Историко-бытовой танец [3]
ВСЁ О ИСТОРИКО-БЫТОВЫХ ТАНЦАХ


Чукотский танцевальный фольклор [4]
Чукотский танцевальный фольклор


Русский хоровод [12]
Всё о русском хороводе


Каталог статей


Главная » Статьи » Русский танец

В.Ф.МАТВЕЕВ "ТЕОРИЯ И МЕТОДТКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА" часть 2
 
В.Ф.МАТВЕЕВ "ТЕОРИЯ И МЕТОДТКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА"
часть 2
 
Ш А Г И 
ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ БЕГ
 
Шаги:
В русском народном танце существуют самые разные виды шагов: с переступанием, на ребро каблука, переменный шаг с притопом и др.
По технике исполнения все шаги делятся на простые и переменные. Шаги различаются и по характеру исполнения. Один и тот же шаг может быть выполнен в медленном или быстром темпе, с различным настроением, отчего меняется и общий характер движения: с помощью шагов можно передать удаль, задушевность, гордость, лихость. Характер и манера исполнения шагов в разных областях и регионах различаются.
Характер шагов в мужском и женском танцах также различен. Девушка "плывет" в танце широким шагом или мелко переступая, при полном спокойствии корпуса. В других танцах она лихо отбивает каблучками ("дробит") или с силой "припечатывает" всей стопой.
В мужских русских плясках преобладают шаги, подчеркивающие силу, ловкость, удаль исполнителя.
 
Простые шаги
 
1. Основной
• С продвижением вперед
Движение занимает 1/2 такта или 1/8, 1/4, один такт в зависимости от характера танца.
Исходное положение ног — 1-е. Руки в 1-м положении.
Раз-и — шаг с правой ноги, колени и стопа свободны. Плечи горделиво расправлены, голова приподнята, корпус подтянут и во время шагов неподвижен. Движение повторяется с левой ноги.
Юноши ставят ногу на всю стопу, шаги широкие, уверенные. Девушки сначала ставят ногу на низкие полупальцы, короче, чем у юношей. В хороводах девушки выполняют шаги только на низких полупальцах. (Это обусловлено длиной сарафана — нужно двигаться так, чтобы сарафан не шелохнулся, "'не бить ногами по подолу"'.)
Руки во время шагов находятся в одном из основных положений, которые можно менять через один, два или четыре шага.
• С продвижением назад
Шаг назад делается на каждую четверть. Шаги короче, чем при исполнении шага вперед. И юноша, и девушка начинают шаг назад с низких полупальцев, стопа слегка сокращена. При выполнении этого шага с правой ноги колено левой слегка присогнуто. Правая нога ставится на низкие полупальцы, затем на всю стопу. Левая нога остается впереди на низких полупальцах, пятка приподнята над полом, подъем не напряжен, колено свободно.
Движение повторяется с другой ноги.
У девушек шаги короче, чем у юношей. Руки могут находиться во всех основных положениях.
2. С притопом
• С продвижением вперед Движение занимает 1 такт.
Исходное положение ног — 1-е.
Руки в 1-м положении. Раз — шаг правой ногой. И — правую ногу слегка согнуть в колене; левая нога (согнута в колене, подъем свободный) приподнимается над полом; носок направлен чуть влево. Корпус незначительно поворачивается влево. Два — левую ногу опустить на пол с притопом на всю стопу рядом с правой, чуть впереди нее, в 3-е положение. Во время притопа колени обеих ног выпрямить, корпус слегка направить влево. Руки во время притопа раскрываются в 3-е положение или остаются в 1-м. И — пауза. Движение повторить с левой ноги. Юноши делают притоп громче; нога, делающая притоп, ставится дальше от опорной ноги. Руки раскрываются резче и шире, поворот корпуса влево можно увеличить.
• С продвижением назад
Движение занимает 1 такт.
Раз__ шаг с правой ноги, с низких полупальцев на всю стопу.
И__ - правую ногу согнуть в колене; левая (согнута в колене, подъем свободный) приподнимается над полом. Корпус направить влево, продолжая движение ноги.
Два — притоп всей стопой левой ноги в 3-м положении. Руки в 1-м положении или раскрываются (в момент притопа) из 1-го в 3-е положение.
И — пауза.
Шаги вперед и назад можно выполнять и без поворота корпуса; в момент притопа корпус и носки ног направить вперед. Нога, делающая притоп, ставится впереди опорной
в 3-е положение.
В шагах с притопом и продвижением (как вперед, так и назад) притоп всей стопой можно заменить ударом каблука.
• Притоп (удар каблуком) может выполняться не только на сильную, но и на слабую долю такта.
Движение занимает 1/2 такта.
Раз — шаг с правой ноги вперед или назад.
И— притоп (или удар каблуком) левой ногой чуть впереди правой в 3-м положении и поворот корпуса влево. В момент притопа (или удара) колени обеих ног выпрямить.
• Движение можно выполнять и в небольшом полуприседании на опорной ноге.
Раз — шаг с правой ноги вперед или назад: нога слегка сгибается в колене. Одновременно левую ногу, сгибая в колене, приподнять над полом; подъем свободный.
И— притоп (или удар каблуком) левой ногой чуть впереди правой в 3-м положении и поворот корпуса влево. В момент притопа (или удара) колени обеих ног выпрямить.
 
3. С проскальзывающим притоном и продвижением вперед
Движение занимает 1 такт.
Исходное положение ног — 1-е.
Руки в 1-м положении.
Раз — шаг правой ногой.
И — левую ногу, сгибая в колене, приподнять над полом, стопа свободна.
Два — проскальзывающий притоп всей стопой левой ноги у носка правой. Подъем левой ноги свободный. Носок и корпус направлены влево, центр тяжести на правой ноге.
В момент притопа колени обеих ног выпрямить.
И — левая нога, двигаясь вперед, приподнимается над полом и, не задерживаясь, опускается на всю стопу чуть впереди правой.
Повторить движение с правой ноги.
• Проскальзывающий притоп можно выполнять и с небольшим полуприседанием на опорной ноге: после шага правой ногой левую приподнять над полом. Одновременно
с этим делается полуприседание на полной стопе правой ноги. В момент скользящего притопа левой ногой колено правой выпрямить. "В русских танцах широко распространен шаг с подъемом на полупальцы из небольшого полуприседания, описанного выше. После простого шага с проскальзывающим притопом опорная правая нога начинает выпрямляться в колене и переходит с полной стопы на низкие полупальцы-
• Акцент-притоп может выполняться на слабую долютакта.
Движение занимает 1/2 такта.
Раз — небольшой шаг правой ногой.
И — левой ногой, резко согнуть ее в колене, сделать скользящий притоп всей стопой у носка правой. Движение повторить с левой ноги.
Таким образом, темп музыки остается прежним, а движение убыстряется: на один такт делается два шага (с правой и левой ноги) и два проскальзывающих притопа. От этого меняется и характер движения.
Шаги с проскальзывающим притопом (акцентом) на слабую долю такта можно делать с выпрямленными коленями, с полуприседанием и с подъемом на полупальцы.
Проскальзывающий притоп во всех описанных видах этого шага можно заменить проскальзывающим ударом каблука. В этом случае нога, совершающая проскальзывающий
удар каблуком, сильно сокращена в подъеме.
Этот шаг придает движению задорный, озорной, игривый характер; его можно дополнить движением рук, наиболее характерным для него.
Руки из подготовительного положения, сгибая в локтях, поднять впереди корпуса до уровня груди. Пальцы присогнуты или вытянуты, ладони повернуты к полу. Локти на одном уровне с кистями и направлены в стороны. В таком положении руки делают движение поочередно: одна — вперед-вверх, другая — назад-вниз. Так, при притопе (или ударе) левой ногой правая рука движется вперед-вверх, левая — назад-вниз, поднимаясь не выше уровня плеч. Корпус прямой, подтянут. Голова приподнята (взгляд направлен
прямо) либо повернута вправо или влево.
 
 
4. На ребро каблука и с продвижением вперед
Движение занимает 1/2 такта.
Исходное положение ног — 1-е.
Руки в 1-м положении. И (затакт) — небольшой взмах правой ногой с сильно сокращенной стопой вперед-вверх. Колени обеих ног вытянуты. У девушек взмах меньше, чем у юношей. Раз - правую ногу опустить на пол на ребро каблука и сразу же поставить на всю стопу. Центр тяжести перенести на правую ногу. Одновременно левая, отрывая пятку от
пола, приподнимается на низкие полупальцы Движение повторяется с левой ноги. Этот шаг можно выполнять с небольшим приседанием на левой ноге, а также с подъемом на полупальцы. Приседание или подъем на полупальцы происходит на "затакт" одновременно с небольшим взмахом правой ногой вперед-вверх. Правая нога во всех вариантах шага остается сильно вытянутой в колене, подъем сокращен.
 
 
5. На ребро каблука с проскальзывающим ударом и продвижением вперед
Движение занимает 1/2 такта.
И (затакт) — взмах правой ногой вперед-вверх.
Раз — правую ногу опустить на пол на ребро каблука и поставить на всю стопу. Центр тяжести перенести на правую ногу. Одновременно левая, поднимаясь на низкие полупальцы, отрывается от пола.
И — проскальзывающий удар каблуком левой ноги у середины правой стопы с последующим взмахом вперед-вверх; подъем сильно сокращен. Колени обеих ног вытянуты.
Этот шаг можно исполнять с небольшим полуприседанием на опорной ноге или с подъемом на полупальцы. Он требует более короткого костюма, нежели сарафан. Это не хороводный шаг.
Юноши и девушки выполняют один и тот же шаг. но с различным характером, манерой исполнения, что достигается с помощью рук. корпуса и головы.
У юношей левая рука согнута в локте и заведена за спину; правая, вытягиваясь в локте, делает взмах от корпуса; пальцы слегка сжаты в кулак. Взмах выполняется одновременно с проскальзывающим ударом каблука правой ноги насчет "и". Одновременно со следующим проскальзывающим ударом каблука левой ноги, также на счет "и", правая рука сгибается в локте перед грудью, не прикасаясь к корпусу. Пальцы остаются слегка сжатыми в кулак. Голова повернута вправо, в сторону девушки. Каждое движение и весь вид юноши говорят о смелости и решительности.
Девушки идут таким же шагом, но с видом гордым и независимым, что достигается с помощью других движений рук. положения головы и корпуса. Корпус прямой, подтянут, голова поднята вверх и повернута в сторону юноши, влево. Локти направлены в стороны и находятся на одном уровне с кистями рук; пальцы вытянуты.
И девушки, и юноши идут этим шагом в медленном темпе.
 
 
6. Шаг-притоп • С продвижением вперед Движение занимает 1/2 такта.
Исходное положение ног — 1-е.
Руки в 1-м положении. И (затакт) — небольшое приседание на обеих ногах, правая нога слегка отделяется от пола. Раз — одновременно с шагом сделать притоп всей стопой правой ноги — крепкий, уверенный у юношей и более мягкий, игривый у девушек. В момент притопа колени вы-
тянуть. Левая нога остается сзади на низких полупальцах. У юношей одновременно с притопом руки резко, широко раскрываются в стороны, в 3-е положение. Грудь вперед, голова приподнята. Вся поза говорит о силе, удали. У девушек руки остаются в 1-м положении или переходят в 3-е или 4-е положение. В момент притопа правой ногой корпус либо прямой, либо правое плечо чуть-чуть поворачивается вперед-влево. Поза гордая и вместе с тем игривая. Этот шаг очень характерен для русской пляски. • С продвижением назад Из неглубокого полуприседания на обеих ногах сделать небольшой шаг правой ногой (стопа сокращена) назад и притоп. В момент притопа ноги в коленях вытянуть. Левая
остается впереди на полной стопе или на низких полупальцах (в зависимости от длины шага). Руки открываются в 3-е положение или остаются в исходном положении.
 
 
7, С приставкой и продвижением вперед (женский) Движение занимает 1 такт.
Исходное положение ног — 1-е.
Руки в 1-м положении. Раз — небольшой шаг вперед правой ногой.
И — левую ногу приставить к правой в 1-е положение с небольшим мягким полуприседанием на обеих ногах.
Два-и — мягко подняться в исходное положение. Движение можно продолжать как с правой, так и с левой ноги. Этот шаг исполняется и с продвижением назад. Движение очень грациозно, женственно, как правили, исполняется в медленном темпе, плавно, с различными положениями рук и платочка. Руки во 2-м положении держат платочек за противоположные концы. Девушка любуется им. В конце движения на счет "два" можно сделать небольшой наклон корпуса и головы вправо или влево.
 
9. Мелкий шаг с продвижением вперед (хороводный)
Движение занимает 1/4 такта.
Исходное положение ног — 4-е.
Руки в 1-м или в подготовительном положении.
Начиная с правой ноги поочередно на каждую восьмую долю такта исполняются простые мелкие шаги. колени ног свободны. Юноши делают шаг на полную стопу, девушки — на полупальцы. Этот же шаг исполняется и с ПРодвижением назад. И юноши, и девушки делают шаги назад с низких полупальцев на расслабленных коленях. Этот шаг часто выполняется с небольшим проскальзыванием на невысоких полупальцах, и тогда создается ощущение, что девушки ""плывут".
 
10.С подбивкой и продвижением вперед
Движение занимает 1/2 такта.
Исходное положение ног — 1-е.
Руки в 1-м положении.
Раз — шаг левой ногой вперед.
И — правую ногу подставить на низких полупальцах (с акцентом в пол) назад к левой ноге, около каблука, как бы подбивая ее. Правая нога присогнута в колене (колено
направлено вперед), левая вытянута в колене.
При продолжении движения шаг делается с той же ноги.
 
 Переменные шаги
Переменный шаг — это комбинация из трех простых шагов, выполняемых на первые три восьмые такта, четвертая восьмая — пауза, служащая подготовкой к повторению
движения, но уже с другой ноги. Меняется нога, отсюда и название "переменный шаг".
В русском танце существуют переменные шаги с притопом, с подбивкой, с каблука и т. д.
По технике исполнения различают 2 вида переменного шага: сочетание трех равных шагов и одного длинного и двух коротких шагов.
 
1. "С точками" — продвижением вперед и назад
• С продвижением вперед
Движение занимает 1 такт.
Исходное положение ног — 1-е.
Руки в 1-м положении. Раз — небольшой шаг правой ногой.
И — такой же шаг левой.
Два — такой же шаг правой ногой.
И — ноги остаются на месте, центр тяжести перенести на правую ногу. Левую поднять на низкие полупальцы. Происходит как бы остановка движения (фиксация позы). Движение повторить с левой ноги. Переменные шаги выполняются так же, как при простом шаге с продвижением вперед. У девушек шаги короткие, выполняются свободно, без напряжения. Нога ставится на низкие полупальцы и затем мягко опускается на всю стопу. У юношей шаги широкие, уверенные: нога опускается на всю стопу. Руки в зависимости от характера музыкального сопровождения могут находиться во всех основных положениях. Корпус прямой, подтянут.
Голова гордо поворачивается вправо или влево.
• С продвижением назад
Шаги ровные, но короче, чем при исполнении переменного шага с продвижением вперед. Выполняются на низких полупальцах как юношами, так и девушками: колени подтянуты. После шага назад правую (или левую) ногу оставить впереди корпуса, не отрывая от пола.
 
• С продвижением назад
Шаги ровные, но короче, чем при исполнении переменного шага с продвижением вперед. Выполняются на низких полупальцах как юношами, так и девушками: колени подтянуты. После шага назад правую (или левую) ногу оставить впереди корпуса, не отрывая от пола.
2. Один длинный — два коротких
 
• С продвижением вперед
Движение занимает 1 такт.
Исходное положение ног — 1-е.
Руки в 1-м положении. Раз — простой шаг вперед правой ногой. Колено левой ноги не сгибать.
И небольшой шаг левой ногой; она как бы догоняет правую и ставится чуть впереди нее (каблук у середины стопы правой ноги).
Два - небольшой шаг правой ногой вперед; нога ставится чуть впереди левой (каблук у середины стопы
левой ноги).
И — центр тяжести перенести на правую ногу. Левую ногу перевести к правой, не касаясь пола. Шаг повторить с левой ноги на 1/4 нового такта.
• С продвижением назад
Шаги короче, чем при движении вперед. Первый шаг выполняется с низких полупальцев на всю стопу, при этом колени обеих ног слегка сгибаются. Остальные два шага на низких полупальцах; колени подтянуты.
 
3. С притопом (ровными шагами)
• С продвижением вперед
Движение занимает 1 такт.
Исходное положение ног — 1-е.
Руки в 1-м положении.
Раз — шаг правой ногой вперед.
И — шаг левой ногой. Два — шаг правой ногой; одновременно левую с сокращенным подъемом слегка поднять над полом.
И — удар всей стопой левой ноги в пол у середины правой стопы. Корпус плавно повернуть в сторону притопывающей ноги. Шаг повторить с левой ноги. У девушек притоп легкий, короткий, выполняется у правой ноги. У юношей — сильный, уверенный, выполняется на расстоянии стопы от правой ноги. Притопы можно заменить ударом каблука. После улара каблуком или притопа нога энергично, но невысоко поднимается вперед с сокращенным или вытянутым подъемом. Колени обеих ног вытянуты. Руки во время притопа или удара каблуком остаются в 1-м положении ("подбоченившись") или раскрываются в стороны (у девушек-— нешироко, между 2-м и 3-м положениями).
Притопы и удары могут быть проскальзывающими.
• С продвижением назад
Выполняется так же. как и переменный шаг с продвижением назад: с низких полупальцев опуститься на всю стопу; шаги ровные.
В момент притопа или удара каблуком корпус повернуть в сторону ударяющей или притопывающей ноги. Положение рук такое же, как в переменном шаге с притопом и продвижением вперед, или руки из 3-го положения на притоп закрываются в 1-е положение.
 
4. На ребро каблука с подбивкой (один длинный — два коротких шага) и продвижением вперед (мужской)
 
Движение занимает
1 такт. Исходное положение ног — 1-е. Руки в подготовительном положении.
Раз — шаг правой ногой вперед на ребро каблука; стопа сильно сокращена, колено вытянуто. Левую руку, согнув в локте, поднять до уровня груди: правая согнута в локте и заводится за спину, кисти обеих рук сжаты в кулаки. Голова одновременно с движением рук слегка поднимается вперед-вверх.
И — левую ногу одновременно с небольшим шагом вперед приставить в невыворотное положение на низкие полупальцы позади правой, как бы подбивая ее. Колено левой ноги присогнуто и направлено вперед.
Два — небольшой шаг правой ногой вперед на всю стопу, колено слегка присогнуто. Левая нога (колено се также присогнуто) остается сзади на полупальцах.
И — пауза. Движение повторить с левой ноги, соответственно изменив положение рук.
Переменный шаг на ребро каблука может исполняться как в медленном, так и в быстром темпе, но чаще всего это движение исполняется стремительно, энергично. Этот
шаг иногда выполняют и девушки.
 
 
ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ БЕГ
 
Простой шаг, как правило, исполняется в медленном или среднем темпе. При увеличении темпа шаг переходит в бег. Существует несколько видов танцевального бега: шаг бег (беговой шаг) с носка на всю стопу, с каблука на всю стопу, бег с отбрасыванием согнутых ног назад, бег с подъемом согнутых ног вперед, бег с последующим выносом ноги вперед на каблук и соскоком на обе ноги в 1-е положение на четвертую четверть.
 
1. Шаг-бег (беговой шаг)
• С носка
Движение занимает 1/4 такта.
Исходное положение ног — 4-е.
Руки в 1-м или 3-м положении. Начиная с правой ноги, на каждую четверть небольшой шаг вперед с низких полупальцев на всю стопу. Шаг-бег исполняется на небольшом полуприседании, т. е. на слегка присогнутых коленях. Юноши делают шаг на всю стопу с легко акцентированным ударом-притопом. Шаг-бег исполняется и на каждую восьмую долю такта, в ритме переменного шага, напоминая украинский "бегунец", а также с продвижением вперед, на месте, с небольшим продвижением назад.
• С каблука
Движение занимает 1/2 такта.
Исходное положение ног — 4-е.
Руки в 1-м или в 3-м положении. Раз — небольшой шаг правой ногой вперед на каблук, стопа сильно сокращена, колено слегка согнуто. И — правую ногу опустить на всю стопу, колено сгибается до полуприседания; левую ногу с сокращенной стопой приподнять от пола. Движение повторить с левой ноги. Характер движения веселый, озорной.
 
2. С отбрасыванием согнутых ног назад
Исходное положение ног — 1-е.
Руки в 3-м положении. Начиная с правой ноги на каждую четверть или восьмую долю такта, в зависимости от темпа, делается шаг перескок на низкие полупальцы или на всю стопу, колено слегка согнуто. Одновременно с перескоком левую ногу, согнув в колене, резко отбросить в невыворотном положении назад-вверх с вытянутой стопой. Корпус наклонен вперед, спина слегка прогнута, ноги как бы отстают от корпуса. Руки раскрыты в стороны и переходят из 3-го в 1-е положение.
Бег с отбрасыванием ног назад исполняется с продвижением вперед, на месте и с небольшим продвижением назад.
Этот вид бега хорошо сочетается с хлопком в ладоши перед собой, с фиксирующим ударом по щиколотке, с такими движениями, как "молоточки", "вращение".
 
3. С подъемом согнутых ног вперед
Исходное положение ног - 4-е.
Руки в 1-м положении. Начиная с правой ноги, на каждую четверть или восьмую долю такта, в зависимости от темпа, делается небольшой шаг-перескок на низкие полупальцы; колено присогнуто. Одновременно с перескоком левую ногу, согнув в колене и вытянув подъем, резко поднять в невыворотном положении вперед-вверх. Корпус прямой, подтянут, плечи расправлены.
Руки в 1-м или в 3-м положении. Этот вид бега исполняется с небольшим продвижением вперед, на месте и продвижением назад. Бег с подъемом согнутых ног вперед хорошо сочетается с поочередными фиксирующими ударами правой и левой руки по бедру правой и левой ноги. Бег может исполняться в ритме переменного шага. В этом случае на четвертую восьмую деся скользящий удар по бедру (от себя или к себе). " Можно ритмически усложнить исполнение всех видов танцевального бега. Например, бег с подъемом согнутых ног вперед: два шага-перескока на каждую четверть и три шага-перескока на каждую восьмую, и четвертую восьмую — пауза. Бег с подъемом согнуты ног вперед можно выполнять в ритме переменного шага с притопом полупальцами или всей стопой на четвертую восьмую.
Бег с отбрасыванием согнутых ног назад: два шага на каждую четверть и четыре шага на каждую восьмую долю такта.
 
 
ХОДЫ!
 
Шаг иди бег. имеющий специфические особенности, своеобразную манеру исполнения и характерный для определенного хоровода, пляски или исполняемый в определенных регионах, областях, называется ходом. Составной частью хода в той или иной пляске различных областей могут быть дробные движения, подскоки и другие элементы русского народного танца. Но при одном и том же движении ног своеобразные движения или положения рук, корпуса, особая манера держать голову и даже темп музыкального сопровождения вносят разнообразие в эти ходы, резко изменяя их характер. Ходы становятся непохожими друг на друга, приобретая особую манеру исполнения.
 
 
Воронежский девичий плавный
 
Это старинный плавный ход "уточкой" (девушки как будто "плывут").
Движение занимает 1/2 такта.
Исходное положение ног — 4-е.
Руки — в подготовительном положении.
Раз — небольшой скользящий шаг правой ногой вперед на всю стопу, колено свободно.
И — левую ногу согнуть в колене и скользящим шагом (на низких полупальцах) поставить на полупальцы к носку правой ноги. Руки плавно поднимаются в стороны, как крылья, опускаются, переводятся из стороны в сторону или остаются опущенными.
Плечи чуть впереди корпуса, они как бы опережают его и ноги.
Корпус не должен качать- ся вверх-вниз.
Движение следует начинать каждый раз с одной и той же ноги.
Ход выполняется только вперед; может исполняться в быстром темпе, с большим продвижением вперед, стремительно,но обязательно плавно, без рывков.
 
Ход смоленской пляски "Гусачок"
Состоит из переменных шагов (один длинный, два коротких), исполняется с поочередным поворотом корпуса то правым, то левым плечом по ходу движения (исполнители подражают повадкам гусей, их походке вперевалочку). Движение занимает 1 такт.
Исходное положение ног — 1-е. Руки у юношей раскрыты в стороны и слегка заведены назад, изображая крылья; у девушек — левая в 1-м положении, а правая придерживает подол сарафана. Раз — небольшой шаг правой ногой вперед-вправо на всю стопу; колено свободно. Корпус правым плечом повернуть в сторону правой ноги; голова слегка поворачивается к правому плечу. Девушки при повороте корпуса почти утрированно обозначают движение бедрами вправо. И левую ногу с легким притопом приставить на всю стопу к правой ноге в 1-е положение; колени свободны. Два - правую ногу, отделив от пола, снова мягко, с легким притопом опустить на всю стопу рядом с левой ногой И — пауза. Ход выполняется вперед, по одному или попарно. При движении парами юноша идет немного позади своей партнерши. у ее левого плеча или кладет голову правым виском на левое плечо девушки.
 
Ход уральской "Шестеры"
Состоит из своеобразного сочетания "молоточков'" и исполняется только в одной кадрильной пляске — "Шесте-ре"* (Средний Урал). Движение занимает 1 такт.
Исходное положение ног —- 1-е. Руки согнуты в локтях, направлены в стороны и чуть вперед и подняты от локтя вверх параллельно корпусу ("свечкой"). Кисти с присогнутыми пальцами находятся не
выше уровня глаз. Раз — с подскоком опуститься присогнутой правой ногой на низкие полупальцы или на всю стопу. Левую, сгибая в колене, резко отбросить назад с сокращенной стопой. Кисти рук поднимаются не выше уровня глаз. Плечи слегка приподнять одновременно с руками. И — короткий удар носком левой ноги в пол позади правой. Руки и плечи опустить вниз. Два — с подскоком опуститься присогнутой правой ногой на низкие полупальцы или на всю стопу. Левую ногу от колена резко отбросить назад. Руки и плечи одновременно
поднять вверх. И — пауза. Движение повторить с левой ноги. При выполнении хода уральской "Шестсры" верхняя часть корпуса свободна, плечи вместе с движениями рук и ног акцентированно движутся вверх и вниз. Пляска исполняется в быстром темпе, задорно. *Записана большим знатоком и пропагандистом уральского фольклора Д. Н. Князевой, балетмейстером Уральского русского народного хора 
 
ПОДГОТОВКА К ДРОБЯМ
 
Перед изучением дробей необходимо освоить выполнение ударов всей стопой, полупальцами, каблуком, так как они являются подготовкой к исполнению различных
видов дробей.
Притопы
Сильный удар всей стопой в пол называется притопом.
Являясь составной частью дроби, они входят почти в любое дробное движение.
Притопы могут быть и самостоятельным элементом в пляске. Они начинают или заканчивают движение, исполняются лихо, четко, с задором, но могут быть мягкими, как бы задумчивыми.
Все притопы выполняются как на сильную, так и на слабую долю такта, из любого положения ног, руки также могут находиться в любом положении.
 
• Простой
Движение занимает 1/2 такта.
Исходное положение ног — 1-е.
Руки в 1-м положении.
И (затакт) — правая нога, сокращенная в подъеме, сгибаясь в колене, приподнимается над полом.
Раз — резкий удар всей стопой в пол, колени обеих ног вытянуть.
И — пауза.
 
 • С полуприседанием 
И (затакт) — левую ногу согнуть в колене; правая нога, также сгибаясь в колене, приподнимается над полом. Раз - сильный удар всей стопой правой ноги в пол на расстоянии стопы от левой. Колени обеих ног выпрямить. Голову повернуть в сторону правой ноги.
И — пауза.
 
• С подскоком
И (затакт) — левую ногу, согнув в колене, после подскока опустить на пол на всю стопу. Правую ногу, согнув в колене, приподнять над полом.
Раз — сильный удар всей стопой правой ноги в пол на расстоянии стопы от левой. Колени обеих ног выпрямить.
И — пауза.
 
 
Категория: Русский танец | Добавил: sasha-dance (02.12.2010)
Просмотров: 4816 | Рейтинг: 4.7/3 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  •  
  • Программы для всех
  • Лучшие сайты Рунета