Суббота, 16.12.2017, 04:17 Приветствую Вас Гость | RSS
Композиция
и
постановка танца
Меню сайта
Статьи по разделам
Балетмейстеры [184]
Биография, основные этапы творчества и произведения


Ж.Ж.Новерр"Письма о танце" [18]
Полная версия книги Новерра представленная отдельно каждым письмом


И.Сироткина "Культура танца и психология движения" [2]
Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ТАНЦА [0]
Методические указания к спецкурсу «Основы танцевально-экспрессивного тренинга»


Режиссура танца [62]
Теоретические и научные статьи и методики.


Драматургия танца [37]
Теоретические и методические материалы и статьи по данной теме.


Туано Арбо [3]
ОПИСАНИЕ ОРКЕЗОГРАФИИ


Научные статьи [131]
Всевозможные и собственные статьи, а также курсовые и дипломные работы студентов, надиктовыные им в качестве научного руководителя.


Танцевальный симфонизм [18]
Все материалы посвящённые танцевальному симфонизму.


Реформаторы Балета [36]
Имена и их биографии


История балета [108]
Интересные статьи по истории балеты.


В. А. Теляковский - "Воспоминания" [14]
Теляковский. Воспоминания.


Тамара Карсавина "Воспоминания" [17]
Т.КАРСАВИНА "ВОСПОМИНАНИЯ"


Леонид Якобсон [15]
Всё о Якобсоне


Польcкие танцы [13]
Описание и видео-фрагменты Польских танцев


Венгерский танец [12]
Венгерские танцы -описание и видеофрагменты


Ирландский танец [7]
Ирландский танец видео и описание


Армянский танец [6]
Армянский танец описание и видео


Танцы народов прибалтики [9]
Прибалтийские народные танцы


Видео [53]

Музыка [14]
Музыкальные материалы для этюдов и танцев


Исполнители [147]
Раздел посвящён легендарным исполнителем танцевального искусства


Интевью с Баланчиным [10]
Великолепная статья Соломона Волкова в виде интервью с Джоржем Баланчины о Петербурге, о Стравинском и Чайковском


Композиторы [68]
Биографии и интерересные статьи о композиторах


Классический танец [8]
Материалы по классическому танцу: методика и интересные статьи


Либретто балетных спектаклей [101]
В данной категории содержаться основные либретто балетных спектаклей различных времён и различных балетмейстеров


Ранние формы танца [11]
История зарождения первых танцевальных форм


Jazz & Modern Dance [15]
Техника современных танцевальных течений


Танцы Народов Мира [12]
Все народности и этносы


Русский танец [24]
Всё по русскому танцу


Испанский танец [17]
Всё о танцах Испании


Музыкальная драматургия. [33]
Методические и теоретические материалы по музыке и музыкальной драматургии.


Еврейские танцы [9]
материалы по истории и еврейских танцев


Художники [18]
Биография и творчество художников


Выдающиеся педагоги [57]
Биография известных педагогов танца


Фёдор Лопухов [13]
Фёдор Лопухов


Азербаджанский танец [3]
Всё об Азербаджанском танце


Борис Эйфман [10]
Всё о творчестве Эйфмана


Институт Культуры и Искусств [7]
правила приёма


Историко-бытовой танец [3]
ВСЁ О ИСТОРИКО-БЫТОВЫХ ТАНЦАХ


Чукотский танцевальный фольклор [4]
Чукотский танцевальный фольклор


Русский хоровод [12]
Всё о русском хороводе


Каталог статей


Главная » Статьи » Научные статьи

Судакова Марина Владимировна. ЭВОЛЮЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО СПЕКТАКЛЯ И МЕТОДИКА ЕГО ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ. часть I
 Теория и история культуры.
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения.




 Владивосток – 2006
 
Работа выполнена на кафедре искусствоведения Дальневосточного государственного технического университета
Научный руководитель Доктор искусствоведения, профессор Г. В. Алексеева
Официальные оппоненты
Доктор философских наук, профессор А. С. Брейтман Кандидат исторических наук, профессор С. Ф. Карабанова
 
Общая характеристика работы
Актуальность темы. Новый этап развития современного хореографического искусства в России связан с нарастающей открытостью общественной жизни и расширением культурного пространства. В связи с этим воздействие современного хореографического искусства на культурную жизнь общества усиливается. Вместе с тем информационное поле специальной литературы содержит фрагментарные сведения об истории возникновения, формировании и развитии основных направлений современной хореографии, что затрудняет творческий анализ произведений и подготовку хореографов. Несмотря на возрастание международных контактов в области культуры, становление образования в сфере современной хореографии имеет место недостаток методик анализа произведений современной хореографии, что замедляет дальнейшее развитие последней. Эволюция современного хореографического спектакля (далее - СХС) отражает взлеты и падения этого постоянно обновляющегося вида искусства, специфически выражающего противоречия человека и общества. Современное хореографическое искусство демократично по исполнению, однако символично по сути, требуется определенная подготовка, чтобы понять его. Исследование эволюции современного хореографического спектакля является актуальной задачей искусствоведения, инструментом познания действительности в отражении, созданном в современном искусстве. Сложность исследования современной хореографии заключается в быстром изменении творчества, многообразии школ, направлений и стилей хореографии. Именно поэтому в работе делается попытка исследования СХС в контексте разных видов хореографии и современного искусства в целом. Отсутствие единой разработанной методики преподавания современной хореографии также затрудняет исследования в данной области. Исходя из вышеизложенного, тема диссертационного исследования представляется актуальной.
Степень разработанности проблемы. Известные труды В. Есаулова, Р. Захарова, И. Смирнова, критические статьи Ю. Слонимского, исторические исследования в области классического балетного искусства В. Красовской и Ю. Бахрушина, труды по искусству модерна Г. Фар-Беккер, мемуары Ф. Лопухова, А. Мессерера, В. Нижинского, Р. Нуриева, Ф. Дягилева и других авторов описывают теорию искусства балетмейстера классического спектакля, но практически не затрагивают специальных вопросов и особенностей постановки СХС. Аналитико-информационный обзор позволил сформулировать следующие причины трудностей в исследовании современного хореографического искусства:
 
-сложность восприятия современного хореографического искусства по сравнению с традиционными формами хореографии в связи с использованием авторами нестабильных экспериментальных форм;
-неразработанность теории композиции и методик анализа СХС;
-практически полное отсутствие системных исследований СХС.
Предметом исследования диссертационной работы является эволюция современного хореографического спектакля в его художественно-культурной динамике.
Объектом исследования является современный хореографический спектакль.
Целью диссертационной работы является исследование эволюции СХС и разработка методов его экспертной оценки.
И сходя из поставленной цели, сформулированы следующие задачи исследования:
-осуществить анализ эволюции форм и системных признаков балетного спектакля как основы современной хореографии и исследовать особенности возникновения и формирования СХС;
-разработать систему показателей для анализа СХС;
-апробировать предложенный метод на примере анализа творчества М. Бежара.

 
Положения, выносимые на защиту:
1. Современный хореографический спектакль является сложной художественной системой и логическим развитием классического балетного спектакля, обладающей спецификой, вобравшей в себя его композицию, форму, драматургию и основные постановочные приемы.
2. Анализ СХС может производиться по основным комплексным показателям: структуре, эстетичности и психологической безопасности, технике постановки.
3. Разработанный метод экспертной оценки позволяет определить художественное, эмоциональное и психологическое воздействие СХС на зрителей.
Методология исследования базируется на трудах российских и зарубежных авторов, важнейшими из которых стали работы по теории и постановке танца В. Есаулова, Р. Захарова, И. Смирнова, Ю. Слонимского, В. Красовской, Ю. Бахрушина, Ф. Лопухова, А. Мессерера, В. Нижинского, Р. Нуриева, Ф. Дягилева и др. Использованы работы по культурологическим, искусствоведческим и социологическим методам исследования, по экспертным методам В. Петрова, С. Бешелева и Ф. Гурвича, С. Воробьева, Е. Егорова, Р. Шонбергера и др., а также информация, полученная автором в международных школах современного танца (Хабаровск, 1997, 1998, 1999, 2003 годы; Новосибирск, 2002 г.; Москва, 2003 г.; Красноярск, 2004 г.) и во время творческих поездок (Франция, Италия, Китай, Южная Корея). Учтены рекомендации постановочных методик известных мастеров – Мориса Бежара (Франция), Торбьерна Стенберга (Швеция), Триши Браун (Франция), Гвена Вильвера (США), Бруно Чафрея (Франция), Опийо Окаша (Кения), Александра Пепеляева (Россия), Стретча (США), Дэниэла Реннела (Нидерланды), Эли Смирновой (Россия), Татьяны Багановой (Россия), Ули Джагес (Германия), Ольги Козорез (Россия).
Методология исследования определяется как единство историко-сравнительных, количественных (метод экспертной оценки), социологических (тестовые опросы), психологических (метод цветовых выборов) и других методов, что позволяет рассматривать СХС в широком контексте современного искусства.
Источниками исследования являются работы М. Бежара (Bejart Maurice par M. Bejart, Colett Masson et Gerard Mannoni/ - Paris: Edition Plume, 1995. – 304 с., ил. / Пер. с франц. Т. Архиповой; под ред. М. Судаковой, 2005) и постановка балета «Во имя жизни» на музыку В. А. Моцарта, «QUEEN», для труппы «Балет ХХ века», Париж, 1992 г.
Практическая значимость исследований заключается в следующих положениях:
-впервые проведенный сравнительный анализ классического балета и современного хореографического спектакля (учитывая преемственность этих видов искусства) позволил установить их существенные отличия и некорректность прямого сопоставления;
-в сравнении с классическим спектаклем установлены системные признаки и специфические особенности современной хореографии;
-анализ СХС в контексте взаимовлияния российского и западного искусства показал нелинейность и несинхронность развития современной отечественной хореографии;
-разработан оригинальный метод анализа художественных признаков СХС;
-выявлена наиболее значимая система показателей СХС, включающая комплексные показатели структуры, эстетичности и психологической безопасности, техники постановки;
-установлено, что методология анализа СХС по художественным показателям базируется на качественном анализе, методах экспертных оценок и цветовых выборов;
-апробирована оценка психологической безопасности СХС.

 
Научная новизна исследования:
1. Исследована и апробирована методика анализа СХС с помощью методов экспертного оценивания.
2. Проведен системно-типологический сравнительный анализ исторической динамики хореографических постановок от VI до начала ХХI века, позволивший установить логику развития и определить художественные показатели хореографических спектаклей.
3. Установлено, что современный хореографический спектакль, сформировавшийся на основе классического балета, имеет собственные принципы организации, а именно: драматургическую концепцию (с категориями - сюжет, тема, форма СХС, музыкальная драматургия), эстетическую концепцию, психологическую безопасность, хореографическую лексику и др.
4. Выявлена система художественных показателей для анализа СХС, среди которых приоритетным для изучения современной хореографии является показатель психологической безопасности, исследованный на основе метода экспертных оценок и цветовых выборов.
Апробация работы.
Основные положения и результаты диссертационных исследований были доложены и обсуждены на конференциях в Хабаровском государственном институте искусств и культуры (ХГИИК) в 2001, 2005 и 2006 гг. Метод анализа СХС разработан и апробирован за 11 лет работы руководителем в хореографических коллективах ВУЗов г. Хабаровска (ТОГУ, ХГАЭП, ДВГУПС), ансамбля современного танца «Студия С», муниципального театра «Триада», ансамбля спортивного бального танца «Фантазия», а также в процессе преподавания на кафедре «Хореография» ХГИИК, при постановке двух хореографических спектаклей «В поисках Кармен», «На грани цвета».
По теме диссертационного исследования опубликовано 12 научных работ общим объемом 14,9 п. л.
Структура и объем работы.
Диссертационная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка библиографии и приложений. Основное содержание работы изложено на 168 страницах, включает 19 таблиц, 24 рисунка. Список библиографии включает 177 источников.

Основное содержание работы.
Во Введении к работе изложена основная проблематика, обоснована актуальность темы, сформулированы цели и задачи, определены объект и предмет исследования, обозначена научная новизна и практическая значимость результатов.
В первом разделе «Эволюция современного хореографического спектакля» на основе исторического анализа рассматриваются этапы формирования хореографического спектакля.
В подразделе 1.1. «Становление хореографического спектакля» рассмотрена эволюция классического балета. В балете уже на ранних стадиях развития формируется содержание, реалистическая форма, индивидуальность, «высокая техника и выразительность исполнения»[1]([1] Бахрушин Ю. А. История русского балета: Учеб. пособ. для студ. вузов. 3-е изд. - М.: Просвещение, 1977. – 287 с., ил.). Наряду с главным элементом (танцем) с выходами и вариациями танцоров, передававшими драматическое действие (сюжет), придворный балет был представлен музыкой, специально написанной для данного спектакля, а также постановкой и сценографией, которой занимался автор-балетмейстер, соединявший в единое целое отдельные элементы в виде декораций и костюмов.
В период классицизма (возникновение действенного балета) концепция балетного спектакля видоизменяется: Ж. Доберваль в балете «Тщетная предосторожность» обращается к сюжету на бытовую тему, используя сборную музыку (1789 г.); Вигано, полагая, что хореографический спектакль может строиться по законам драматического театра, впервые объединяет драму и хореографию и вводит понятие «хореодрама». Таким образом, происходит реформа балетных спектаклей, балет становится действенным. Балеты постепенно перемещаются из дворцовых залов в театры; танцовщики, исполняющие спектакли, имеют профессиональное образование; выбор сюжета и средств танцевального языка остается главным в постановочной деятельности хореографов; несмотря на итальянские истоки, в дальнейшем балет полностью переходит на французский язык в названиях движений; систематизация лексического языка обеспечивает более доступную систему обучения; определяется понятие мизансцены[2]([2] Красовская В. М. Русский балетный театр. – Л. – М.: Искусство, 1958. - 309 с.: ил.; Захава Б. Режиссерское искусство: Театральная энциклопедия. - М., 1965. – 872 с.; Все о балете: Словарь - справочник/ Под ред. Ю. И. Слонимского. М.: Музыка, 1966. – 454 с.)
В период романтизма в балете происходит становление женской пальцевой техники, формируется выворотность, развивается сценография и драматургия, обогащается образность, усложняется музыкальная драматургия. Происходит окончательное утверждение классического балета как жанра, основным признаком которого становится канонизация формы. В дальнейшем складывается новая эстетика монументального балетного спектакля, где сценарная фабула излагается в пантомимных сценах, а основная идея произведения рождает обобщенные образы танцевальных ансамблей.
Высшим этапом развития балетного искусства стало творчество М. Петипа и П. Чайковского. Петипа постепенно создал свод правил балетного академизма, куда входили: мастерство композиции, стройность хореографического ансамбля, виртуозная разработка сольных партий, где архитектоника танца уподоблялась структурным формам музыки, а система выразительных средств – музыкальной образности[3]([3] Русский балет: Энциклопедия / Ред. Е. П. Белова, Г. Н. Добровольская, В. М. Красовская, Е. Я. Суриц, Н. Ю. Чернова. – М.: Большая российская энциклопедия; Согласие, 1997. – 632 с.: ил. ). Признаками его спектаклей стали: классическая и романтическая эстетика, многоактность, декоративность и богатая сценография, действенность танца (вальса), канонизация формы спектакля и композиционных частей, развитие техники танца. Значительно усложнилась пальцевая техника женского танца и виртуозность мужского. Устойчивые структурные формы легли в основу содержательных танцевальных композиций. Использование приемов повторности, контрастности, варьирования позволили разработать и развивать пластические мотивы.
Кризис политического строя и революция в искусстве в начале ХХ века заставляет хореографов нового времени начать поиски по обновлению концепции классического балета. Это достигается через синтез классического балета и новой, экспериментальной хореографии. Сотрудничество с передовым изобразительным искусством, музыкой и драматургией обогащает балетный спектакль, расширяя стилистику и возможности выразительных средств. Возможность ставить хореографические постановки на симфоническую музыку, написанную не для балета, раскрывает новые грани драматургии СХС, вариации и па де де превращаются в дуэты и монологи (подробнее рассмотрено во 2-м разделе). В большей степени сотрудничество балетмейстеров с И. Стравинским определяет развитие нового балетного спектакля. Необычная, колоритная музыка И. Стравинского в интерпретации М. Фокина, Дж. Баланчина, В. и Б. Нижинских, Л. Мясина, Ж. и Л. Питоевых становилась подлинным шедевром и свежей струей в хореографической композиции.
Период формирования концепции СХС заканчивается в России в 1917 году, одновременно с продолжением линии развития композиции классического балета. Становление балетов соцреализма в России становится возможным благодаря творчеству М. Фокина, А. Горского, К. Голейзовского, Ф. Лопухова, Л. Якобсона.
Период формирования современного хореографического спектакля рассмотрен с позиций создания хореографических стилей (джаз-танец, модерн-танец, постмодерн в хореографии: контемпорари и контактная импровизация).
В подразделе 1.2. «Исследование развития джаз-танца как стиля СХС» описано развитие джаз-танца. Джаз-танец сформировался в США в конце ХIХ века, вобрав в себя танцевальную культуру белых переселенцев и фольклорные танцы черных рабов. Принципами джаз-танца, формирующими его концепцию, являются импровизация, полиритмичность, полицентричность, мультипликация, изоляция, коллапс, смена положений (сформулированы Кэтрин Данхэм, США). Система джаз-танца в настоящее время стилизовалась в мюзиклах.
Модерн как направление в искусстве конца ХIХ начала ХХ веков описан в подразделе 1.3. «Исследование развития модерн-танца как стиля СХС». Модерн-танец нес в хореографию большую новизну, отказ от традиционных норм и образцов, нередко экзотику Востока и античности, свободный ритмопластический язык танца, выход за границы классического искусства, практицизм, утилитаризм, символизм, синтез духовных культур и вненациональный орнаментализм. Теория модерна стала художественным методом преображения обыденного без недосказанности, дала новое прочтение классических балетов.
Постмодерн как направление в хореографии анализируется в подразделе 1.4. «Исследование развития хореографического постмодерна (контемпорари и контактная импровизация) как стиля СХС». Постмодерн в хореографии характеризуется отказом от иерархии и оценок, традиций и наследства предков, представляется путем к равенству и свободе в искусстве, «цивилизацией молодых», столкновением с информационным и видеоэкологическим, давлением стареющей цивилизации, эклектикой, полифонией, нетанцуемой и симфонической музыкой, открытой драматургией, отказом от художественного образа, демонстрацией плакатности, простого символизма и тремя направлениями: внутренней и подсознательной жизнью в духе экспрессионизма; конструктивизмом и абстракционизмом танца; философской, религиозной, психологической и эзотерической идеей. Во многом он обязан разочарованию в техническом прогрессе. Контактная импровизация в системе хореографии постмодерна формируется в середине 70-х гг. ХХ века.
Таким образом, в первом разделе анализ позволил автору определить этапы развития балетно-хореографического искусства в исторической динамике: период древности и до конца XIV века – создание танцевального фольклорного наследия; конец XIV – начало XVI веков - становление монархической культуры и превращение бальных действий в балетные спектакли (придворный балет); конец XVI - конец XVII веков – развитие и отмирание придворного балета; конец XVII века - середина XVIII века – возникновение действенного балета; середина XVIII века - XIХ век – формирование и вершина развития романтического балета, расцвет балетного искусства; начало ХХ века – кризис балетного искусства и, как следствие, реформа: появление драматического балета, симфонического балета, современного танца (джаза и модерн - конец ХIХ; начало ХХ века – формирование джаз- и модерн-танца); ХХ век – преобладание классицизма в балетном искусстве; формы развиваются менее динамично, новаторский поиск, в основном, в современном хореографическом искусстве (за рубежом), в России этот процесс искусственно остановлен; 70-е гг. ХХ века – формирование постмодерна в хореографии (контактная импровизация и контемпорари); 90-е годы ХХ века – возрождение и формирование авторских концепций современной хореографии в России.
Рассмотрение СХС в историческом контексте эволюции балетно-хореографического искусства позволяет обозначить его основные признаки: основной объект хореографии – реальная жизнь человека; танцу предоставлена содержательная роль; сюжет, действие, идея передаются хореографическими средствами; постановщики обращаются к музыке, не предназначенной для хореографии (танцсимфония); нарастает поиск новых хореографических форм и новых сценических пространств; происходит изменение хореографической лексики; усиливаются различия в эстетике современного хореографического спектакля и классического балета; обновляются драматургические приемы.
Во втором разделе «Методы и выбор показателей для анализа СХС» определяются методы анализа и классификации показателей СХС.
Анализ игровых видов искусства, в частности, драматических спектаклей, представлен в трудах многих авторов. Например, в книге П. Пави «Словарь театра» даны определения таких категорий спектакля, как драматургия, текст и дискурс, актер и персонаж, жанр и форма, режиссура, структурные принципы и эстетика, восприятие спектакля с точки зрения публики, семиотика как размышление о создании, расположении и восприятии знаков[4]. Современное искусство в большей степени, чем классическое, прямо воздействует на зрителя. Поэтому при анализе приобретает особую важность изучение процессов восприятия сценического действия и его влияния на психику зрителя.
В подразделе 2.1. «Применение опыта количественного и тестового методов исследования и разработка системы показателей для анализа СХС» рассматривается выбор метода анализа и система показателей СХС. Необходимо отметить, что приведенные ниже методы уже составляют в той или иной степени основу анализа в современной хореографической науке и критике. Достаточно широко применяется метод логического сравнительного анализа и качественных оценок, меньшее применение получил экспертный метод, только начинают применяться методы психологического тестирования, качественные и количественные оценки показателей. Известны труды В. Петрова[5], рассматривающие количественные методы в искусствознании.
Для определения методологии оценки СХС необходима система показателей, объективно описывающих спектакль. Проведенный анализ показателей для оценки СХС обозначил их сложную структуру, которая может применяться для исследования художественных произведений в научных и методологических целях. Набор показателей определяется задачами анализа и в настоящей работе применяется лишь для исследования творчества хореографа при постановке СХС.
Для осуществления анализа СХС предлагаются следующие методы: органолептический, основанный на восприятии и оценке СХС с помощью органов чувств человека и приборов, их усиливающих (видеоинсталляции, звуковые и визуальные эффекты и т.д.); экспертный, основывающийся на мнениях специалистов (балетные критики, искусствоведы, культурологи) и профессионалов (хореографы, педагоги, танцовщики); социологический, основанный на анализе мнений зрителей и специалистов, полученных анкетированием; экспериментальный, основанный на измерении параметров СХС, сцен и фрагментов спектаклей с помощью приборов; психологический, основанный на исследовании изменений эмоционально-психического состояния зрителей, исполнителей и др.
Анализ включает в себя следующие этапы: на первом - выбираются показатели художественного уровня произведения, учитывающие его специфику и свойства; на втором - дается (сравнительная с приемами классического балета) количественная или качественная оценка показателей; на третьем - на основе определенных психологических тестов и методик оценивается эмоциональное воздействие произведения на зрителя. Данная авторская система состоит из показателей структуры, художественности и эстетичности, техники постановки. Показатель структуры, в свою очередь, включает два компонента – композицию и жизненный цикл СХС. Композиция СХС - комплексный показатель, состоящий из музыкальной, хореографической и сценографической форм и драматургической концепции. По мнению автора, драматургическая концепция представляет собой систему взглядов хореографа, условно воплощающего реальность с помощью определенных театрально-хореографических технологий. Драматургическая концепция складывается из выбора темы, формирования сюжета, сочинения драматургии, постановки хореографического спектакля (режиссуры).
В подразделе рассмотрены понятия ритма, мелодии, музыкальной драматургии; хореографической драматургии (с такими категориями как: тема, идея, сюжет, драматургия хореографического произведения, композиционные драматургические части), ансамблевых форм, полифонии в хореографии и симфонического танца, дуэта, вариации и монолога (их сходство и различие); сценографии; стиля; жизненного цикла хореографического спектакля.
Показатель художественности и эстетичности, в свою очередь, включает в себя художественный образ, эстетический стиль произведения, жанр и психологическую безопасность.
Показатель техники постановки отражает технологию процесса создания хореографии и включает в себя хореографическую лексику и рисунок. В подразделе 2.2. «Характеристика и анализ показателей структуры СХС» современный хореографический спектакль рассматривается как синтетическое произведение искусства, включающее в себя хореографию, музыку, драматургию, сценографическое и декорационное искусство. Отдельные из элементов СХС по содержанию менее значимы, чем в классическом спектакле. В зависимости от творческих задач эти компоненты могут быть в более или менее связанной между собой форме. Художественная сила СХС зависит не только от высокого уровня каждого из компонентов, но и от степени их слияния в единое и органическое художественное целое, независимо от уровня свободы и абстракции. Каждое из искусств, входящих в танцевальное произведение, обладает особой функцией, и при этом взаимодействует со всеми остальными для достижения художественной образности.
Основное отличие СХС от классического спектакля - выбор темы. Если художественный дискурс классического балетного искусства выходит только на эстетически высокую тему, то в современном спектакле безобразное, некрасивое, бытовое становится важным и равновозможным. Анализ позволяет утверждать, что в связи с массовым использованием в СХС авангардных и неклассических форм, активно влияющих на эмоционально-психологическое состояние зрителей, при создании спектакля необходимо учитывать требования психологической безопасности зрителя.
Структура СХС (как и в классическом спектакле) обусловлена законом, формирующим драматургическую концепцию. Показатели структуры СХС и их взаимосвязь показаны на рис. 1.
Авангард пытается деформировать структуру драматургии, но она принципиально не изменяется со времен Аристотеля. Во всех, даже самых сложно структурированных спектаклях, существует начало (то есть экспозиция) или представление героев, время и место действия; середина – развитие предложенных обстоятельств и финал - окончание действия.
 

Рис. 1. Показатели структуры СХС
 
Современный хореографический спектакль не выработал стандартной формы, что сохраняет большую свободу при интерпретации самых разных проблем человеческой жизни, эмоций и чувств. Постановщики современных хореографических спектаклей используют определенные структурные части спектакля и танцевальные формы, актуальные для их постановочной системы. В подразделе рассмотрены также подходы к анализу сценографии спектакля и его жизненного цикла.
В подразделе 2.3. «Характеристика и анализ показателей художественности и эстетичности» рассмотрен показатель художественности и эстетичности хореографического спектакля.
Эстетическая концепция современного хореографического искусства формировалась под влиянием классического балета, противопоставляя себя ему. Отрицая классические эстетические принципы, современное хореографическое искусство занимается поиском новой эстетической концепции. На формирование эстетики СХС значительное влияние оказали музыкальные, художественные и театральные стили.
Музыкальные стили повлияли на становление современного хореографического спектакля, в который оказались вовлечены: перекрестный ритм, импровизация, свинг, сложный бит (ритмический рисунок); хеппенинг, минимализм, поиск сочинительских законов в науке (математический метод), пуантилизм, неофольклоризм, технические новинки в сценографии (с помощью компьютерных технологий); идеи социального протеста, упадничества, нигилизма, провокации и разрушения; принцип «мастерство не важно, важно то, что ты чувствуешь»; стремление к внутренней свободе, отвержение суеты; агрессивность и энергия, пессимистические настроения, культура рока, а позднее гранжа, черный расизм (рэп). Художественные стили повлияли на становление современного хореографического спектакля также через: освобождение от классического искусства, утверждение «красоты» повседневной действительности, художественной значимости обыденной жизни; стирание границ между искусством и утилитарным; обращение к фольклору; обеспечение многозначности художественной символики; беспредметность искусства; веру в технический прогресс и новую культуру (для искусства модерн с последующим разочарованием в постмодерне); усиление функции искусства как условной имитации окружающего нас мира; обращение к новым технологиям сочинения (автоматическое сочинение, бессмысленная поэзия, шумовая музыка); исследование подсознательного – импровизация; функциональность и простоту, отвержение красивости; приоритет идеи над формой; персонификацию автора как создателя идей; обращение к философии, феминизму, психоанализу; минимализм выразительных средств, отстраненность от эмоций любования, чувствительности и жизнеподобия.
Основными при формировании современного хореографического спектакля стали формы, вошедшие в балетную постановку под влиянием театральных течений XX века: хэппенинг, перфоманс, театр жестокости А. Арто, театральная импровизация (характерная для спонтанного театра, театра участия, психодрамы, невидимого театра), театр абсурда и минимальный театр. Однако современная критика не всегда может разделить пластический театр и современный хореографический спектакль.
Для современного искусства необходимым является изучение показателя психологической безопасности[6]. Еще К. Юнг предупреждал о деструктивном начале эмоционально заряженного образа. Следовательно, одной из важнейших проблем оценки СХС является анализ психологической безопасности зрителя. Причем речь идет не только о сценических образах, несущих агрессию, непристойность, страх, но и тех, которые непонятны и этим зрителя раздражают. (6 Психологическая безопасность личности – это определенная защищенность сознания от воздействий, способных против ее воли и желания изменять психические состояния, психологические характеристики и поведение, что может кардинальным образом влиять на человека вплоть до изменения его жизненного пути» (Т. И. Колесникова, 2001). )
Комплексный показатель психологической безопасности включает в себя физиологические, психофизиологические, психологические, видеоэкологические показатели. Показатель психологической безопасности в хореографическом спектакле представлен в табл. 1.


 
Показатель психологической безопасности в постановке СХС
 
 

Негативный фактор 

Позитивный фактор

Односторонняя концентрация на категории низменного Соразмерное отображение категорий возвышенного и низменного
Цвет темно-серый, темный Цвета чистые и нежные
Свет – полумрак, фоновая тьма Свет/свет, свет/тень, пятна света
Линии прямые, углы Линии растительные, воспринимаемые углом зрения 5 – 15 о
Статичность, массивность образов Плавная динамика, легкие движения
Голые стены, отсутствие проходов Воздушность, арки, мостики, танцы в воздухе, на батуте, эквилибристика, воздушная акробатика, ходы в декорациях, «муравейник»
Одинаковые элементы Ритмичное изменение элементов
Материалы на сцене: пластмассы, металл, кафель, пленка, стекло, сетки, решетки, конструкции, стержни Применение дерева, растительных мотивов, травы, увитости, легких бумажных форм, бумагопластики, больших сквозных пролетов, арок
Образ телевизора, компьютера, сидячие позы Формы одежды, сцены меняются, отсутств. сидяч. поз, ветер, дождь
Частота кадров (сцен), строк, неестественные цвета Ритм не чаще 200-120 ударов в минуту
Лампы дневного цвета, точечные источники, импульсный свет, лазерные светильники, компьютерные прожектора Неопределенный свет, подсветки, мягкие источники, свет от солнца, открытая на улицу сцена, много полутонов
Движущийся на зрителя транспорт, мелькание и нестабильность, ритм тьмы и света Удаляющиеся объекты, появление и уход образов, синусоидальный свет с темпом более 3 секунд
Нет общения со зрителем, краткое и междометиями общение без логики Диалог, монолог с диалогом, логика в зрительском восприятии, достаточное время на смысловую оценку действия
Привычные предметы ограниченного круга (вещи, мебель, кастрюли, ковры, книги, костюмы) Непривычные предметы (красивые, модные, возможность рассмотреть, прикоснуться, проекция или произведения искусства: вазы, статуи, картины и т.п.)
Дискомфортная среда (пустыня, свалка, грязь, снег, промышленный пейзаж, холод, жара, насекомые) Комфортная среда (луг, полянка, вода-берег, светло и чисто)


Физиологические и психофизиологические показатели говорят о соответствии произведения возможностям восприятия и навыкам человека. При этом размеры, форма, яркость, контрастность, цветовая гамма, пространственное положение элементов спектакля, действия исполнителей должны соответствовать физиологическим и психофизиологическим характеристикам зрителей вообще и конкретного контингента зрителей, в частности[7](7 Борисовский Г. Б. Эстетика и стандарт. 3-е изд. – М.
Категория: Научные статьи | Добавил: sasha-dance (22.04.2010)
Просмотров: 5363 | Рейтинг: 5.0/3 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  •  
  • Программы для всех
  • Лучшие сайты Рунета