Понедельник, 18.12.2017, 07:55 Приветствую Вас Гость | RSS
Композиция
и
постановка танца
Меню сайта
Статьи по разделам
Балетмейстеры [184]
Биография, основные этапы творчества и произведения


Ж.Ж.Новерр"Письма о танце" [18]
Полная версия книги Новерра представленная отдельно каждым письмом


И.Сироткина "Культура танца и психология движения" [2]
Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ТАНЦА [0]
Методические указания к спецкурсу «Основы танцевально-экспрессивного тренинга»


Режиссура танца [62]
Теоретические и научные статьи и методики.


Драматургия танца [37]
Теоретические и методические материалы и статьи по данной теме.


Туано Арбо [3]
ОПИСАНИЕ ОРКЕЗОГРАФИИ


Научные статьи [131]
Всевозможные и собственные статьи, а также курсовые и дипломные работы студентов, надиктовыные им в качестве научного руководителя.


Танцевальный симфонизм [18]
Все материалы посвящённые танцевальному симфонизму.


Реформаторы Балета [36]
Имена и их биографии


История балета [108]
Интересные статьи по истории балеты.


В. А. Теляковский - "Воспоминания" [14]
Теляковский. Воспоминания.


Тамара Карсавина "Воспоминания" [17]
Т.КАРСАВИНА "ВОСПОМИНАНИЯ"


Леонид Якобсон [15]
Всё о Якобсоне


Польcкие танцы [13]
Описание и видео-фрагменты Польских танцев


Венгерский танец [12]
Венгерские танцы -описание и видеофрагменты


Ирландский танец [7]
Ирландский танец видео и описание


Армянский танец [6]
Армянский танец описание и видео


Танцы народов прибалтики [9]
Прибалтийские народные танцы


Видео [53]

Музыка [14]
Музыкальные материалы для этюдов и танцев


Исполнители [147]
Раздел посвящён легендарным исполнителем танцевального искусства


Интевью с Баланчиным [10]
Великолепная статья Соломона Волкова в виде интервью с Джоржем Баланчины о Петербурге, о Стравинском и Чайковском


Композиторы [68]
Биографии и интерересные статьи о композиторах


Классический танец [8]
Материалы по классическому танцу: методика и интересные статьи


Либретто балетных спектаклей [101]
В данной категории содержаться основные либретто балетных спектаклей различных времён и различных балетмейстеров


Ранние формы танца [11]
История зарождения первых танцевальных форм


Jazz & Modern Dance [15]
Техника современных танцевальных течений


Танцы Народов Мира [12]
Все народности и этносы


Русский танец [24]
Всё по русскому танцу


Испанский танец [17]
Всё о танцах Испании


Музыкальная драматургия. [33]
Методические и теоретические материалы по музыке и музыкальной драматургии.


Еврейские танцы [9]
материалы по истории и еврейских танцев


Художники [18]
Биография и творчество художников


Выдающиеся педагоги [57]
Биография известных педагогов танца


Фёдор Лопухов [13]
Фёдор Лопухов


Азербаджанский танец [3]
Всё об Азербаджанском танце


Борис Эйфман [10]
Всё о творчестве Эйфмана


Институт Культуры и Искусств [7]
правила приёма


Историко-бытовой танец [3]
ВСЁ О ИСТОРИКО-БЫТОВЫХ ТАНЦАХ


Чукотский танцевальный фольклор [4]
Чукотский танцевальный фольклор


Русский хоровод [12]
Всё о русском хороводе


Каталог статей


Главная » Статьи » Научные статьи

Судакова Марина Владимировна. ЭВОЛЮЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО СПЕКТАКЛЯ И МЕТОДИКА ЕГО ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ. часть II.
Источники угроз информационно-психологической безопасности могут проявляться через массовое искусство, где в условиях массовых скоплений людей повышается внушаемость, реализуются неосознаваемые воздействия (подпороговые стимулы), распространяются негативные психоэмоциональные состояния.
Петрушин В. И. М


 

Вместе с тем зрители с высоким уровнем самосознания и самооценки, обладая личностными качествами, имеют высокую стрессоустойчивость. В таких случаях опасная сюжетная информация СХС влияет позитивно на их развитие, в результате они отличаются более крепким здоровьем и информационным иммунитетом, меньше подвержены внешним влияниям. В процессе адаптации к современному искусству их сознание приобретает качества, позволяющие значительно повысить информационный иммунитет. Комплексный показатель техники постановки может включать в себя многообразие технических средств и приемов, относящихся к реализации постановочного процесса: это хореографическая лексика и хореографический рисунок. В табл. 2 приведен сравнительный анализ показателей техники постановки. 


Таблица 2
Сравнительный анализ показателей техники постановки
 
Классический балет
Современный хореографический спектакль
Приемы имитации и контрастности  Приемы имитации и контрастности
Канонический лексический модуль
 
Поиск лексики. Хореограф изобретает свою знаковую двигательную систему
Мужская и женская техники исполнения заметно отличаются
Техника едина, в том числе, и в дуэтном танце
 
Динамика сценического пространства: мало используется техника в партере Активно используется партерная техника
Давно устоявшаяся канонизированная схема рисунков и перемещений Поиск пространственных решений

Как следует из анализа, при наличии единой корневой системы имеются серьезные различия в значениях показателей современной и классической хореографии, что свидетельствует о самостоятельности каждого из этих видов искусств и наличии ярко выраженных их собственных признаков. Буквальное сравнение по показателям одного вида хореографии перед другим, в силу их различного функционального назначения в искусстве и в обществе, различных зрительских предпочтений и используемых профессиональных методов, не позволяет сделать вывод о преимуществе того или другого. Такое сравнение было бы некорректным и не входит в задачи данной работы. Сравнительный анализ СХС и классического балета позволил выделить показатели, являющиеся наиболее специфичными для современного хореографического спектакля. В третьем разделе «Анализ СХС с применением методики экспертной оценки» делается попытка интерпретации творчества французского хореографа М. Бежара на основе метода экспертной оценки по таким показателям, как драматургическая концепция (с такими категориями, как сюжет, тема, форма СХС, музыкальная драматургия); эстетическая концепция; психологическая безопасность; хореографическая лексика. В экспериментальной части исследуются показатели психологической безопасности спектакля М. Бежара «Во имя жизни» с помощью психологического метода цветовых выборов и количественного метода экспертных оценок. Формирование стиля в хореографическом модерне напрямую зависит от автора-постановщика. Поэтому в подразделе 3.1. «Творчество М.Бежара как пример современного хореографического искусства» значительное место уделено творческой концепции М. Бежара. Здесь анализируются отрывки из впервые переведенной в России книги М. Бежара: Bejart Maurice par M. Bejart, Colett Masson et Gerard Mannoni/ - Paris: Edition Plume, 1995. – 304 с., ил. / Пер. с франц. Т. Архиповой, под редакцией М. Судаковой, 2005. В подразделе 3.2. «Анализ спектакля М.Бежара «Во имя жизни»» представлено исследование творчества М. Бежара на основе структурно-логического анализа методами психологического тестирования и экспертных оценок. Анализ драматургической концепции спектакля показал, что он состоит из номеров, которые объединены единой концепцией (биография Ф. Меркьюри); решен в хореографической лексике стиля модерн, содержит пролог, два акта, 15 номеров и эпилог. Темой спектакля является рассуждение о любви и смерти. На фоне биографического повествования рассматриваются отправные моменты творчества двух талантливых людей – певца и танцовщика, которых, несмотря на разные судьбы, объединяет одно – трагическая судьба, ранняя смерть от СПИДа - духовной, нравственной проблемы нового века. Основная часть подраздела 3.3. «Оценка психологической безопасности зрителя с использованием метода экспертной оценки» посвящена экспериментально-теоретическим исследованиям по оценке психологической безопасности спектакля для зрителя, которая напрямую зависит от психических процессов восприятия, способности к эмоциям и чувствам, наличия зрительского опыта, интеллекта, образованности. Были описаны группы зрительского контингента. В качестве экспертов выступили специалисты с хореографическим образованием (средне-специальное и высшее), а затем подразделялись на группы: по возрасту, профессиональным признакам. Для исследований по методу экспертных оценок разработаны три вопросника, построенные в соответствии с методом. В первом вопроснике был использован метод балльной оценки по 14 показателям, двенадцать из которых - позитивные и обрабатывались, а два показателя – негативные и введены для активизации внимания экспертов, но не оценивались. Например, в возрастной группе до 25-ти лет самым весомым оказался показатель оригинальности хореографической лексики; от 25 до 50-ти лет – световое восприятие; после 50-ти – световое восприятие. Если 1 и 3-я группы в целом оценили спектакль как оригинальный, полный интересных идей и неожиданных сценографических решений, то 2-я группа экспертов оценила спектакль сдержанно в части оригинальности и инноваций и высоко - по показателям профессионализма танцовщиков и хореографии постановщика. Результаты обобщенного анализа экспертных оценок приведены на рис 2. После ранжирования показателей установлено, что средняя общая оценка позитивного показателя экспертами достаточно высока и составляет 8,06 балла, причем, в третьей возрастной группе средняя величина самая низкая – 7 баллов, а в возрастной категории от 25 до 50-ти лет самая высокая – 8,98 баллов. Размах оценки показателей составляет 4,25 + 0,75 балла. Наибольшая оценка 9,4 балла, наименьшая оценка 7,5 балла. Экспертная оценка отдельных показателей после ранжирования приведена на рис. 2. Уровень оценки в среднем стабильный и понижается по двум показателям: легкость восприятия спектакля и понятность происходящего на сцене, что характеризует сложность анализируемого произведения. Во втором вопроснике был использован метод ответов – «да», «нет», «затрудняюсь ответить», который позволял избежать численной оценки спектакля, однако включал восемь позитивных оценок и восемь негативных оценок спектакля, что активизировало внимание экспертов и в итоге давало возможность оценить их решение по степени одобрения тех или иных показателей. Рис. 2. Общая оценка современного хореографического спектакля (опрос № 1) экспертами (возрастная категория после 50-ти лет): 1 – оценка ранжированная; 2 – размах оценки Эксперты с повышенной эмоциональной реакцией, полученной по методу цветовых выборов, дают повышенную оценку отдельным показателям и всему спектаклю. Эмоциональность не мешает получению объективной высокой оценки, сохраняется адекватность восприятия действительности, несмотря на значительную активизацию экспертов в процессе просмотра. В общем, оценка позитивных показателей экспертами оказалась достаточно высока и с малым разбросом. Средний уровень оценки позитивных показателей был выбран экспертами в 76,04 % случаев. Оценка негативных показателей экспертами также стабильна, средний уровень оценки составил 17,7 %. В третьем вопроснике были использованы качественные методы оценивания спектакля, которые требовали логической словесной оценки показателей спектакля после просмотра. Для анализа результатов экспертного метода по третьему вопроснику были применены численные методы определения процентного содержания позитивных ответов в общем количестве. Все эксперты достаточно высоко оценили позитивность спектакля (в пределах 66,7 – 83,3 % при среднем уровне 76,2 %). Интересна цветовая оценка спектакля. Для экспертов с высокой эмоциональностью запомнились цвета – белый, розовый, бледно-голубой, бело-серый. Для экспертов непрофессионалов с низкой эмоциональной реакцией спектакль ассоциировался с серо-черным, фиолетовым, черным цветом, которые занимают низкие рейтинги в психологической оценке. Спектакль понравился в связи со следующими ассоциациями: свежестью, светлостью, динамикой, красочностью, красивыми костюмами, цветовым оформлением, музыкальным сопровождением и мастерством артистов. Раздражающими факторами спектакля являются аплодисменты, темный фон, резкая музыка, мрачный фон. Экспертам с пониженной эмоциональностью больше встретилось непонятных мест в сюжете. По графической оценке спектакля в первой половине более эмоциональных экспертов, получивших большее впечатление о спектакле, преобладают рисунки окружностей, центрированные рисунки, симметричные и пейзажные схемы. Для экспертов с большей долей негативной оценки преобладают конкретные рисунки стилизованных фигурок танцоров, расположенные рядами и в динамике (первобытные рисунки людей), стрелы и сухие линии. По результатам экспериментальной экспертной оценки СХС получена сложная комплексная система оценивания, которая коррелирует с результатами психологической оценки по методу цветовых выборов. Метод цветовых выборов удобен для оценки влияния произведений искусства на человека. Он в большей степени отражает внешнее влияние на человека факторов эмоционального воздействия и состояние зрителей в данный момент времени, что соответствует целям и задачам создания методики оценки СХС. Для анализа по методу цветовых выборов избраны показатели психологической безопасности: изменение уровня эмоционального состояния (раздражение, тревожность и агрессивность), сложившиеся в процессе восприятия спектакля. В ряде случаев, как уже было сказано, устанавливается и позитивное влияние СХС на эксперта: улучшение его эмоционального состояния (возбуждение, снижение тревожности и агрессивности). Для получения численной информации по результатам исследования автором был разработан дополнительный метод анализа результатов тестирования, основанный на определении отклонения от идеального набора цветов (неизвестного эксперту). Суммарное отклонение цветовых выборов от стандартных цветовых позиций было принято в качестве критерия, оценивающего степень эмоционального отклонения эксперта от тестовой нормы. При расчете учитывалось изменение позиции выбранного цвета от стандартного ранжированного положения, при этом определялась количественная оценка действия спектакля на эмоциональное состояние экспертов. При анализе группы числовая характеристика позволяет оценить: ­ исходный и конечный уровни эмоциональной стабильности экспертов; ­ изменение эмоционального состояния экспертов относительно «аутогенной нормы», заложенной в тестовом методе. При проведении экспериментальных исследований зафиксированы различные уровни эмоционального состояния, которые позволяют оценить и классифицировать их основные значения. Нижняя граница характеризует состояние относительного покоя, безразличия. Поэтому эмоциональное состояние ниже 10 баллов характеризуется как спокойное, уровень возбуждения низкий. Средняя часть массива экспертов находится в пределах 10 – 20 баллов и их состояние характеризуется как активное, адекватно реагирующее, изменяющееся, уровень возбуждения средний. Верхняя граница характеризует состояние возбуждения, экзальтации, психической неуравновешенности, беспокойства и тревоги, эмоциональное состояние выше 20 баллов характеризует высокий уровень возбуждения. Типичные модели поведения экспертов при просмотре СХС позволяют осуществлять численные или качественные исследования: ­ оценить показатели безопасности СХС по уровню изменения эмоционального состояния зрителей до и после спектакля (определить зрительскую аудиторию, возможные реакции зрителей, позитивное и негативное воздействие на определенную часть аудитории, сгладить или усилить воздействие спектакля на зрителей в установленных возможных пределах художественными приемами); ­ моделировать поведение зрителей и прогнозировать уровень их эмоционального состояния, тревоги по конкретной модели поведения (и в результате, например, организовывать премьерные просмотры экспериментальных работ в основном по пригласительным билетам); ­ выявить тенденции реакций зрительской аудитории при соответствующем уровне эмоционального воздействия спектакля (полнее реализовать замысел режиссера, автора и артиста). Оценка характерных типажей экспертов, выявленных в процессе анализа, позволяет определить три группы зрителей и восемь типов зрительского восприятия (см. рис. 3) по отношению к спектаклю: - зрители, позитивно оценивающие спектакль и находящиеся под позитивным (креативным, конструктивным) воздействием спектакля как в процессе просмотра, так и в последующем периоде (типы 1, 2, 3, 4, 5), которые, также испытывают частичное негативное воздействие спектакля, но обладают достаточной психической устойчивостью, иммунитетом; - зрители, негативно оценивающие спектакль и находящиеся под негативным (разрушающим) воздействием спектакля, как в процессе просмотра, так и в последующий период (типы 8, 7, также возможны типы 6 и 1), которые также испытывают позитивное и негативное воздействие в разных сочетаниях, но в итоге не обладают достаточной психической устойчивостью, иммунитетом. - зрители, оставшиеся равнодушными (тип 2). Для повышения факторов психологической безопасности необходимо при постановке произведения учитывать некоторые аспекты зрительского восприятия (если автором не задумывается иное - повышение тревожности, агрессивности, раздраженности; в таком случае необходимо устанавливать возрастной ценз просмотров). Могут быть специально предусмотрены меры для проката спектаклей, например, регуляция громкости звука музыки, интенсивность освещения на сцене, вступительная лекция автора или балетного критика и др. Рис. 3. Типы зрительского восприятия. Графики изменения уровня эмоционального состояния различных типов зрителей, до и после просмотра современного хореографического спектакля Гистограмма изменения уровня эмоционального состояния для массива экспертов приведена на рис. 4. Как следует из гистограммы, за время спектакля зрители переживают изменение уровня эмоционального состояния, которое характеризуется его повышением в среднем на 5,5 + 5 баллов. Распределение массива зрителей, близкое к нормальному, обладает свойствами нормального распределения, которые широко описаны в статистической литературе и имеет незначительную асимметрию. Основной причиной асимметрии нормального распределения является наличие зрителей с высокой степенью возбуждения (более 22,5 баллов), которые по терминологии статистики относятся к части распределения с наибольшей эмоциональной реакцией (правая часть графика). Следовательно, за нормативную границу наибольшей эмоциональной реакции можно принять уровень до спектакля 17,5–20 баллов, после спектакля 20–22,5 балла, который характеризует высокий уровень эмоционального возбуждения зрителей, выходящий за рамки норм поведения. Анализ изменения уровня эмоционального состояния экспертов в процессе просмотра СХС М. Бежара «Во имя жизни» по обобщенным кривым, полученным по результатам тестирования по методу цветовых выборов представлен на рис. 5. Полученные кривые характеризуют отклонение эмоционального состояния зрителей, измеренное в прямых оценках 3 и с учетом коэффициентов весомости 1. Кривые являются интегральными и отражают средние данные, полученные в условном массиве зрителей (зрительном зале), включающем около 60 человек различного возраста и социального статуса 2. Таким образом, объединение метода цветовых выборов и метода экспертных оценок в комплексную методику позволяет минимизировать отклонения экспертов от объективных оценок, обусловленных субъективным подходом, внутренними комплексами, возможной неискренностью в отношении к методикам. Рис. 4. Гистограмма изменения уровня эмоционального состояния экспертов Негативное воздействие спектакля М. Бежара «Во имя жизни» на экспертов заключается в нескольких факторах – повышении уровня тревожности и агрессивности, особенно в группе экспертов до 25-ти лет. Скорее всего это связано с легкой эмоциональной возбудимостью и психоэмоциональными особенностями данной возрастной группы. В некоторых случаях уровень тревожности возрос до 25 баллов после просмотра спектакля при нормальном уровне тревожности 1-2 балла. Повышенный уровень эмоциональной возбудимости не является однозначно негативным, так как зрители приходят получить эмоциональное переживание во время спектакля. Это один из факторов мотивации. Однако, как было рассмотрено выше, в зависимости от психотипов, эмоционально впечатление от спектакля будет разным. Наиболее психоэмоционально безопасный тип зрителя из восьми выделенных – быстро возбуждающийся, сильно сопереживающий и быстро успокаивающийся. Различным по возрастным группам экспертов оказался уровень эмоциональной возбудимости, в возрастных группах до 25-ти и после 50-ти лет он составил разницу в 22,5 балла. К негативным факторам, выявленным методом экспертного оценивания, относятся: непонятность происходящего на сцене (что характерно для современного хореографического искусства в целом); категории после 50-ти не понравилась музыка; категории до 25-ти – костюмы; категории от 25-ти до 50-ти лет не понравилась «красивость» и некоторая навязчивость. К положительным факторам спектакля отнесены: виртуозное мастерство исполнителей, оригинальная хореография, световое оформление, музыка, идея, философская концепция; категория до 25-ти лет отметила оригинальность. Рис. 5. Анализ изменения уровня тревожности экспертов Вероятно, есть возможность теоретического построения «чистого» позитивного спектакля, который может быть коротким, релаксационным, но в меньшей степени являлся бы произведением искусства. Однако, установлено, что уровень эмоционального состояния выше при смене эмоционального содержания частей спектакля: от негативного до позитивного и наоборот (трагизм и оптимизм сюжета, апеллирующего к сознательному, логическому мышлению и эмоциональным состояниям зрителя). Так, во время эксперимента была установлена зависимость: если эксперт находится в исходно возбужденном состоянии на грани нервного срыва, то после просмотра спектакля эмоциональное состояние тестировалось до «склонности к суициду», «крайнего эмоционального напряжения», «стресса», то есть спектакль выступал катализатором стрессового состояния. В то же время у большинства экспертов исходное состояние, характеризовавшееся достаточно высокой степенью возбуждения до начала спектакля (выше 20 баллов), впоследствии снижалось в процессе и после окончания спектакля. Состояние вызвано внутренними переживаниями экспертов, которые успокаивались под действием представления. Возможно, волнение было вызвано преувеличенными ожиданиями эксперта. Действие спектакля, независимо от внутренних изменений эксперта, в целом, позитивное, уровень тревоги снижается, психологические параметры стабилизируются. Спектакль «Во имя жизни» - образец искусства модерн, что выражает его философская концепция на границе жизни и смерти; единство авторского метода и хореографической режиссуры на протяжении двухактного спектакля; прямой диалог любви и рока; модерновость всех компонентов спектакля – музыки, сценографии, костюмов, танца и сюжета; чередование стилей танца и музыки, пластики и ритма в течение 15 номеров спектакля; абстрактность и философичность действия. Оценка психологической безопасности спектакля «Во имя жизни» М. Бежара, выполненная экспертами по методу экспертных оценок, по результатам анализа признана положительной. После ранжирования показателей установлено, что средняя общая оценка достаточно высока и составляет 8,06 балла. По методу цветовых выборов спектакль оценен экспертами положительно – средний балл 7 (для экспертов старше 50-ти лет), 8,2 (до 25 лет), 8,98 (от 25 до 50-ти лет) при оценке по десятибалльной системе. В Заключении сформулированы основные выводы исследования. На основе осуществленного в работе анализа эволюции форм и системных признаков балетного спектакля определены особенности возникновения и формирования современной хореографии. Предложена комплексная методика экспертного анализа современного хореографического спектакля, прежде всего, с точки зрения зрительского восприятия. В методику анализа, помимо рассмотрения хорошо известных категорий драматургической концепции, сценографической, музыкальной и хореографической формы, вошли: количественный метод экспертных оценок, психологический метод цветовых выборов. Предложенная методика анализа была апробирована на примере творчества М. Бежара и дала положительные результаты экспертного оценивания современного хореографического спектакля. Основные положения диссертации освещены в следующих публикациях:
1. М. В. Судакова. Воздействие современного искусства на эмоциональное состояние человека //Архитектура и строительство Дальнего Востока. – Хабаровск. 2002, № 1. С. 9. - 0,125 п. л.
2. М. В. Судакова. Современный танец. Ч.1: учеб. пособ. для студентов дневного и заочного отделений. М. В. Судакова. – Хабаровск: Изд-во ХГТУ, 2002.- 33 с. - 2,06 п. л.
3. М. В. Судакова. Изучение эмоций у зрителей современного хореографического искусства / М. В. Судакова // Материалы научно-практической конференции «Психолого-педагогические проблемы образования в гуманитарном вузе» Ч. 1. – Хабаровск: ХГИИК, 2003. - 68 с. - 0,68 п. л.
4. М. В. Судакова. Композиция танца: информационный сборник № 2 - (методические рекомендации для руководителей хореографических коллективов) / М. В. Судакова. - Хабаровск: КНОТОК, 2003. - 72 с. - 0,56 п. л.
5. М. В. Судакова. Импровизация в современной хореографии / М. В. Судакова // Сборник научных трудов кафедры хореографии за 2003-2004 г. – Хабаровск: ХГИИК, 2004. – 46– 54 с. - 0,51 п. л.
6. М. В. Судакова. Психология творчества Мориса Бежара / М. В. Судакова // Сборник научных трудов кафедры хореографии за 2003-2004 г. – Хабаровск: ХГИИК, 2004. - 64-68 с.- 0,27 п. л.
7. М. В. Судакова. Композиция и постановка танца (1-3 курс) / М. В. Судакова: учеб. пособ. – Хабаровск: ХГИИК, 2004. - 85 с. - 5,31 п. л.
8. М. В. Судакова. Современный танец. Ч. 2 / М. В. Судакова: учеб. пособ. – Хабаровск: ХГИИК, 2005. - 97 с. - 6,06 п. л.
9. М. В. Судакова. Современные танцевальные направления и их влияние на российскую культуру / М. В. Судакова // Сборник научных трудов кафедры хореографии. – Хабаровск: ХГИИК, 2005. - 70 – 85 с. - 0,94 п. л.
10. М. В. Судакова. Методология оценки при исследовании современных хореографических спектаклей / М. В. Судакова // Сборник научных трудов кафедры хореографии. – Хабаровск: ХГИИК, 2005. 85 – 96 с. - 0,75 п. л.
11. М. В. Судакова. Сравнительная характеристика и анализ особенностей современного хореографического спектакля / М. В. Судакова // Культура Тихоокеанского побережья: Материалы III Международной научно-практической конференции «Новое видение культуры мира в ХХI веке». - Владивосток, 2005. - 74-78 с. - 0,5 п. л.
Категория: Научные статьи | Добавил: sasha-dance (22.04.2010)
Просмотров: 1707 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  •  
  • Программы для всех
  • Лучшие сайты Рунета