Понедельник, 26.06.2017, 20:20 Приветствую Вас Гость | RSS
Композиция
и
постановка танца
Меню сайта
Статьи по разделам
Балетмейстеры [183]
Биография, основные этапы творчества и произведения


Ж.Ж.Новерр"Письма о танце" [18]
Полная версия книги Новерра представленная отдельно каждым письмом


И.Сироткина "Культура танца и психология движения" [2]
Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ТАНЦА [0]
Методические указания к спецкурсу «Основы танцевально-экспрессивного тренинга»


Режиссура танца [62]
Теоретические и научные статьи и методики.


Драматургия танца [37]
Теоретические и методические материалы и статьи по данной теме.


Туано Арбо [3]
ОПИСАНИЕ ОРКЕЗОГРАФИИ


Научные статьи [131]
Всевозможные и собственные статьи, а также курсовые и дипломные работы студентов, надиктовыные им в качестве научного руководителя.


Танцевальный симфонизм [18]
Все материалы посвящённые танцевальному симфонизму.


Реформаторы Балета [36]
Имена и их биографии


История балета [107]
Интересные статьи по истории балеты.


В. А. Теляковский - "Воспоминания" [14]
Теляковский. Воспоминания.


Тамара Карсавина "Воспоминания" [17]
Т.КАРСАВИНА "ВОСПОМИНАНИЯ"


Леонид Якобсон [15]
Всё о Якобсоне


Польcкие танцы [13]
Описание и видео-фрагменты Польских танцев


Венгерский танец [12]
Венгерские танцы -описание и видеофрагменты


Ирландский танец [7]
Ирландский танец видео и описание


Армянский танец [6]
Армянский танец описание и видео


Танцы народов прибалтики [9]
Прибалтийские народные танцы


Видео [53]

Музыка [14]
Музыкальные материалы для этюдов и танцев


Исполнители [147]
Раздел посвящён легендарным исполнителем танцевального искусства


Интевью с Баланчиным [10]
Великолепная статья Соломона Волкова в виде интервью с Джоржем Баланчины о Петербурге, о Стравинском и Чайковском


Композиторы [68]
Биографии и интерересные статьи о композиторах


Классический танец [8]
Материалы по классическому танцу: методика и интересные статьи


Либретто балетных спектаклей [101]
В данной категории содержаться основные либретто балетных спектаклей различных времён и различных балетмейстеров


Ранние формы танца [11]
История зарождения первых танцевальных форм


Jazz & Modern Dance [15]
Техника современных танцевальных течений


Танцы Народов Мира [12]
Все народности и этносы


Русский танец [24]
Всё по русскому танцу


Испанский танец [17]
Всё о танцах Испании


Музыкальная драматургия. [33]
Методические и теоретические материалы по музыке и музыкальной драматургии.


Еврейские танцы [9]
материалы по истории и еврейских танцев


Художники [18]
Биография и творчество художников


Выдающиеся педагоги [57]
Биография известных педагогов танца


Фёдор Лопухов [13]
Фёдор Лопухов


Азербаджанский танец [3]
Всё об Азербаджанском танце


Борис Эйфман [10]
Всё о творчестве Эйфмана


Институт Культуры и Искусств [7]
правила приёма


Историко-бытовой танец [3]
ВСЁ О ИСТОРИКО-БЫТОВЫХ ТАНЦАХ


Чукотский танцевальный фольклор [4]
Чукотский танцевальный фольклор


Русский хоровод [12]
Всё о русском хороводе


Каталог статей


Главная » Статьи » Выдающиеся педагоги » Российские

ЛЕГАТ Густав Иванович (1837-1895)

ЛЕГАТ Густав Иванович (1837-1895)
LEGAT Gustav (1837-1895)

Русский артист балета и педагог Г.И. Легат родился 20 января (1 февраля) 1837 года в Петербурге. Швед по происхождению, он лишь в 1872 году, в возрасте 35 лет, получил русское подданство. 

В балет Густав Легат пришел уже в раннем детстве, его привел туда отец, который работал театральным машинистом. В 1857 году Густав окончил Петербургское театральное училище по классу балета, где его преподавателем был знаменитый балетмейстер и педагог Мариус Петипа. После окончания училища он был принят первым танцовщиком в Петербургскую балетную труппу. Уже в следующем, 1858 году, Г.И. Легат исполнил крупную партию мельника Луки в балете "Мельники” балетмейстера А.Н. Богданова, да и в дальнейшем был заметен в балетной труппе, в составе которой он выступал в течение 12 лет, до 1868 года. За это время Г.И. Легат успел поработать за границей (в 1862-1863 годах), исполнил немало крупных балетных партий – Ночная бабочка в балете "Севильская жемчужина” А.Сен-Леона (1861), Валентин в "Фаусте” (1863) и Симон в "Парижском рынке” (1865) М.Петипа, Жан в "Деревенском празднике” А.Н. Богданова (1866), Сандро в "Стелле” В.Рейзингера и др. 

В составе Петербургской балетной труппы Г.И. Легат дважды гастролировал в Москве, в 1865 и 1868 годах. В 1865 году в Москве на сцене Большого театра он возобновил балет "Мечта художника” по Ж.Перро на музыку Ц.Пуни и Орсини, в котором исполнил партию художника Альвареца. 

Густав Легат на занятиях
В 1869 году Г.И. Легат получил приглашение в Большой театр и на шесть лет уехал в Москву. В Москве, помимо выступлений в балетной труппе Большого театра, Г.И. Легат в том же 1869 году начинает педагогическую деятельность. Три года он работает учителем классического танца в Московском театральном училище, а в 1872-1874 годах – старшим учителем в том же училище. Среди самых известных учеников Г.И. Легата можно назвать выдающуюся московскую балерину Лидию Гейтен (1857-1920). 

В 1875 году Г.И. Легат был уволен из Большого театра, но в 1882 году вновь был принят. В 1885 году он возвращается в Петербург, где исполняет свои последние балетные партии – Герцог в "Жизели” и Марцелина в балете "Тщетная предосторожность”. По окончании сезона, в 1886 году, Г.И. Легат объявил о том, что оставляет сцену. Ему было почти 50 лет. Последние годы жизни занимался педагогической деятельностью. 

Густав Иванович Легат вошел в историю балета не только как замечательный артист, танцовщик, балетмейстер и педагог балета. Он стал основателем многочисленной балетной династии, которая продолжается и поныне. Супругой Густава Легата была характерная танцовщица и пантомимная актриса Петербургской императорской сцены Мария Семеновна Гранкен. Они оба были выпускниками Петербургского театрального училища, занимали ведущее положение в петербургской и московской труппах, и посвятили всю свою жизнь балету. Густав Легат и Мария Гранкен жизнь своих детей видели только в искусстве. Всего в семье было пятеро детей, и все они были отданы в балетную школу. 

Их старший сын, Николай Легат (1869-1937), с 8-летнего возраста занимался танцем, учился у отца в Петербургском театральном училище, занимался у Н.И. Волкова, П.А. Гердта, Х.П. Иогансона; в течение многих лет, до 1914 года, был ведущим классическим танцовщиком Мариинского театра. Невысокого роста, плотного мускулистого телосложения, с крупноватой головой, Н.Г. Легат был далек от идеала ведущего классического танцовщика. Но сила и ловкость делали его великолепным партнером. Вот почему он получал одну за другой партии балетных героев, хотя они не очень соответствовали его внешним данным. Он танцевал с лучшими балеринами своего времени – Анной Павловой, Матильдой Кшесинской, Тамарой Карсавиной, Пьериной Леньяни, Ольгой Преображенской, Карлоттой Брианца. В театре он исполнял многие ведущие партии, обладал безукоризненной техникой, хорошими сценическими данными, актерским дарованием, отличался благородным стилем исполнения. Николай Легат гастролировал в Париже, Берлине, Лейпциге, Вене, Праге, Варшаве, с 1902 года был помощником балетмейстера, а с 1910 года – главным балетмейстером Мариинского театра, став наследником идей Мариуса Петипа, поставил шесть балетов. 

Николай Легат
В 1896-1914 годах Николай Легат преподавал в Петербургском театральном училище, проповедуя сугубо индивидуальный подход к каждому ученику. Преподавательская деятельность Николая Легата – одна из значительных страниц в истории русского балета. Двадцать лет в Петербургском хореографическом училище Легат неотступно следовал классическим традициям Иогансона. У Н.Г. Легата учились А.Павлова, М.Фокин, Т.Карсавина, Л.Кякшт, В. и Б.Нижинские, А.Ваганова, Ф.Лопухов и другие. «Он умел понять и видеть, что у занимающегося в его классе есть и что ему надо дать для совершенства. Чего другие достигали как педагоги в год, он делал в месяц. Он умел одним жестом показать, что нужно делать. Он как будто совсем не думал о том, что развивает мышцы, но от его замечаний, если им усердно следовали, развивалась именно та мышца, которая нужна данному актеру», - вспоминал Федор Лопухов. «Когда Легат приходил на урок, он сразу располагал учеников к занятиям всем своим существом, улыбкой, шуткой. Легат не усугублял напряжения, не подчеркивал трудностей, а, наоборот, создавал настроение легкости», - делился своими воспоминаниями Борис Шавров. «Легат был незаурядно талантливым человеком, стоявшим намного выше окружавших его людей. Он обладал особым талантом проникновения в образ», - так отзывался о Николае Легате Федор Лопухов, один из его учеников. В 1922 году Н.Г. Легат уехал за границу, работал с труппой Дягилева, позднее открыл балетную школу в Лондоне, написал книгу о русском балете. Умер он 24 января 1937 года в Лондоне. Его деятельность в сфере балета была настолько значительной, что ее можно рассматривать в масштабах целого столетия – она повлияла на судьбу не только современного Легату балетного театра, но и на русский балет в целом. 

Известным танцовщиком, педагогом и балетмейстером стал и младший сын Густава Легата – Сергей. Сергей Густавович Легат (1875-1905) после окончания Петербургского театрального училища (педагоги П.А. Гердт, Х.П. Иогансон, Л.И. Иванов) в 1894 году вошел в труппу Мариинского театра, уже в 1896 году из кордебалета был переведен в корифеи, а в 1897 году – в солисты. Был партнером многих известных балерин, и, по общему мнению, принадлежал к числу лучших танцовщиков своего времени. С 1896 года преподавал искусство мимики и поддержки в Петербургском театральном училище, с 1898 года был репетитором балетной труппы Мариинского театра. Личная жизнь Сергея Легата складывалась не совсем обычно. Едва окончив школу, он вступил в гражданский брак с Марией Петипа, дочерью прославленного балетного мэтра. Мария была на восемнадцать лет старше Сергея, однако это не стало для них препятствием. Она была его постоянной партнершей на российской и зарубежной сцене. Вместе с ней он гастролировал в Вене, Париже, Монте-Карло, Будапеште. Сергей Легат много сотрудничал со старшим братом, Николаем. В 1903 году они вместе поставили балет "Фея кукол” Байера, в том же году создали альбом "Русский балет в карикатурах”, представляющий собой серию рисованных карикатур на деятелей петербургского балета: Э.Чекетти, А.Я. Ваганову, М.К. Обухова, М.М. Петипа, А.В. Ширяева, Т.Карсавину, М.М. Фокина, М.Ф. Кшесинскую и многих других, включая самих себя. 

«Два брата, Николай и Сергей Легаты, были первыми танцовщиками, - вспоминала Тамара Карсавина, - талантливые актеры, они прекрасно рисовали и выпустили свой альбом карикатур. Особенно язвительный был карандаш у Николая, и некоторые его неопубликованные карикатуры были крайне злыми, но он, как говорится, не любил «сор из избы выносить», за что его и уважали многие артисты. Подлинным же фаворитом всей труппы был младший, Сергей, которого любили все без исключения. Он был так красив, отличался таким добрым характером! Благородный и великодушный товарищ, он обладал большим чувством юмора. Но никогда никого не обидел. В перерывах между репетициями мы всегда усаживались в каком-нибудь дальнем уголке. Я очень подружилась с обоими братьями. Николай пользовался каждой свободной минутой, чтобы порисовать, а Сергей – чтобы рассказать один из своих бесчисленных анекдотов. Он тщетно старался заставить меня повторить их и смеялся, когда я все путала и теряла «соль» анекдота. Он любил изображать сцену нашей встречи, когда я впервые явилась на утренний урок в класс солистов... Он беспрестанно посмеивался над моей чопорностью, наследием школьного воспитания”. 

Сергей Легат
19 октября (1 ноября) 1905 года произошло трагическое событие – Сергей Легат покончил с собой. Во время известных революционных событий 1905 года была составлена петиция балетных актеров, под которой оба брата поставили свои подписи. Однако Николай и Сергей Легаты в числе других членов балетной труппы вынуждены были снять свои подписи. Считается, что именно это событие спровоцировало вспышку душевной болезни у Сергея Легата, в результате которой он и совершил роковой шаг. «Благородная его натура не могла перенести унижения, связанного с отказом от коллективно принятого решения, и он на другое же утро покончил с собой, перерезав себе горло бритвой, - вспоминал И.Ф. Кшесинский, - тогда же в городе был пущен слух, что он страдал душевным расстройством. Это сущий вымысел: он был абсолютно здоровый, трезвый, крепкий человек”. Доподлинно неизвестно, имела ли место вспышка сумасшествия, но так или иначе, жизнь великолепного артиста балета трагически оборвалась. Его смерть стала трагедией для всего балетного мира, а особенно для тех людей, кто знал этого замечательного человека. «В тот день, - вспоминала Тамара Карсавина, - мы все собрались как обычно... Вдруг у входной двери прозвенел колокольчик. Фокин пошел отпереть. Через минуту он вернулся, шатаясь, с искаженным лицом. «Сергей перерезал себе горло...» - сказал он, задыхаясь, и разрыдался. 

Балетную династию Легатов в XX веке продолжила Татьяна Николаевна Легат (р.1934), внучка Николая Легата. Заслуженная артистка РСФСР (1962), она более тридцати лет выступала в Ленинградском Кировском театре, была первой исполнительницей многих балетных партий. В 1979-1985 годах она была педагогом-репетитором театра имени Кирова, а в 1985-1990 годах – театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, где проявила себя как талантливый балетмейстер. С 1992 года работает за рубежом, в Лондоне, Бостоне. 

Основатель династии Легатов – Густав Иванович Легат – был технически очень сильным танцовщиком, прославившимся ярким исполнением характерных классических танцев. Всю свою жизнь он отдал балету, 12 лет выступал в Петербургской балетной труппе, и еще 6 лет в Большом театре в Москве, а затем стал известным балетмейстером и педагогом. 

Г.И. Легат умер в Петербурге 20 августа (1 сентября) 1895 года в возрасте 58 лет и был похоронен на Смоленском лютеранском кладбище. Вместе с ним на семейном месте похоронены: Иван Легат, Самуил Легат, Константин Легат (ум. 1882), Мария Легат (ум. 1900), Аделаида Легат-Обухова (ум. 1905), Сергей Легат (ум. 1905), София 

Категория: Российские | Добавил: sasha-dance (19.05.2011)
Просмотров: 2431 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  •  
  • Программы для всех
  • Лучшие сайты Рунета