Четверг, 22.06.2017, 19:22 Приветствую Вас Гость | RSS
Композиция
и
постановка танца
Меню сайта
Статьи по разделам
Балетмейстеры [183]
Биография, основные этапы творчества и произведения


Ж.Ж.Новерр"Письма о танце" [18]
Полная версия книги Новерра представленная отдельно каждым письмом


И.Сироткина "Культура танца и психология движения" [2]
Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ТАНЦА [0]
Методические указания к спецкурсу «Основы танцевально-экспрессивного тренинга»


Режиссура танца [62]
Теоретические и научные статьи и методики.


Драматургия танца [37]
Теоретические и методические материалы и статьи по данной теме.


Туано Арбо [3]
ОПИСАНИЕ ОРКЕЗОГРАФИИ


Научные статьи [131]
Всевозможные и собственные статьи, а также курсовые и дипломные работы студентов, надиктовыные им в качестве научного руководителя.


Танцевальный симфонизм [18]
Все материалы посвящённые танцевальному симфонизму.


Реформаторы Балета [36]
Имена и их биографии


История балета [107]
Интересные статьи по истории балеты.


В. А. Теляковский - "Воспоминания" [14]
Теляковский. Воспоминания.


Тамара Карсавина "Воспоминания" [17]
Т.КАРСАВИНА "ВОСПОМИНАНИЯ"


Леонид Якобсон [15]
Всё о Якобсоне


Польcкие танцы [13]
Описание и видео-фрагменты Польских танцев


Венгерский танец [12]
Венгерские танцы -описание и видеофрагменты


Ирландский танец [7]
Ирландский танец видео и описание


Армянский танец [6]
Армянский танец описание и видео


Танцы народов прибалтики [9]
Прибалтийские народные танцы


Видео [53]

Музыка [14]
Музыкальные материалы для этюдов и танцев


Исполнители [147]
Раздел посвящён легендарным исполнителем танцевального искусства


Интевью с Баланчиным [10]
Великолепная статья Соломона Волкова в виде интервью с Джоржем Баланчины о Петербурге, о Стравинском и Чайковском


Композиторы [68]
Биографии и интерересные статьи о композиторах


Классический танец [8]
Материалы по классическому танцу: методика и интересные статьи


Либретто балетных спектаклей [101]
В данной категории содержаться основные либретто балетных спектаклей различных времён и различных балетмейстеров


Ранние формы танца [11]
История зарождения первых танцевальных форм


Jazz & Modern Dance [15]
Техника современных танцевальных течений


Танцы Народов Мира [12]
Все народности и этносы


Русский танец [24]
Всё по русскому танцу


Испанский танец [17]
Всё о танцах Испании


Музыкальная драматургия. [33]
Методические и теоретические материалы по музыке и музыкальной драматургии.


Еврейские танцы [9]
материалы по истории и еврейских танцев


Художники [18]
Биография и творчество художников


Выдающиеся педагоги [57]
Биография известных педагогов танца


Фёдор Лопухов [13]
Фёдор Лопухов


Азербаджанский танец [3]
Всё об Азербаджанском танце


Борис Эйфман [10]
Всё о творчестве Эйфмана


Институт Культуры и Искусств [7]
правила приёма


Историко-бытовой танец [3]
ВСЁ О ИСТОРИКО-БЫТОВЫХ ТАНЦАХ


Чукотский танцевальный фольклор [4]
Чукотский танцевальный фольклор


Русский хоровод [12]
Всё о русском хороводе


Каталог статей


Главная » Статьи » Научные статьи

Зырянов А.В. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПОСТРОЕНИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОНТРАПУНКТА

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПОСТРОЕНИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОНТРАПУНКТА

Зырянов А.В.

 

Хореография - это сложный  синтетический жанр искусства, объединяющий в себе: танец, музыку, литературу, живопись и многое другое.

По этому хореографические произведения  создаются человеком, который владеет специальными знаниями в этой области -это балетмейстер -постановщик (режиссер балета), который в соответствии с законам сценического жанра создает уникальные пластические спектакли, а главные выразительные средства в этих спектаклях: музыкальное движение, эмоциональный жест и поза из которых собственно и создается сам танец.

Движения в танце выстраиваются на фундаменте музыкального произведения, поэтому  хореографы постановщики обязаны учитывать его главные аспекты, такие как: темпоритм[1]  и метроритм[2], но помимо них существует много других музыкальных выразительных средств.

Одним из главных компонентов музыкального театра, в частности и балетного театра, является  танцевальный симфонизм с его разнообразными приёмами и методами. В данной работе будет рассматриваться контрапункт,  как один из аспектов построения хореографического текста. Контрапункт это чисто музыкальный термин и принесённый в хореографию балетмейстерами-симфонистами, такими как: Джордж Баланчин, Михаил Фокин, Леонид Якобсон и др., но фундаментально озвучил и теоретически обосновал данный термин Фёдор Васильевич Лопухов, в своих немногочисленных трудах. Последним, кстати, является книга: “В глубь хореографии”, которая вышла в свет относительно недавно, благодаря усилиям его внука- полного тёски  Федора Лопухова, преподавателя Санкт-Петербургской консерватории.

 

В процессе сочинения танцев начинающие и неопытные постановщики зачастую не используют эффективных методов композиции и постановки танца. Одним из таких эффективных методов является контрапункт.

Контрапункт в хореографии, как метод создания танца, позволяет постановщику  использовать наиболее полную и объёмную гамму выразительно-изобразительных средств, что в свою очередь  позволяет  более детально и точно раскрыть изначально задуманное, а значит совершенно точно быть понятым зрителем, найти у него отклик, понимание и возможно восхищение.

 

Сущность понятий «Музыкальный контрапункт» и «Танцевальный

или пластический контрапункт»

 Контрапункт - (буквально — точка против точки) — в музыке одновременное сочетание двух или более самостоятельных мелодических голосов, искусство одновременного сочетания нескольких мелодических линий. Термин «полифония» во многом синонимичен термину «контрапункт», им тоже часто характеризуются музыкальные сочинения, написанные с применением контрапункта.

При сочинении в контрапунктическом стиле перед композитором стоит проблема сочетания отдельных голосов (вокальных или инструментальных партий) так, чтобы они контрастировали друг другу ритмически, и чтобы каждая из них имела при этом свой мелодический облик. Таким образом, если каждый голос интересен мелодически, ни один из них не может быть доминирующим, – в отличие от «солирующего» голоса в гомофонном стиле.

Ярчайшими представителями контрапункта были: Джованни Пьерлуиджи да Палестрина и Иоганн Себастьян Бах.  В истории музыки термин «контрапункт» прилагается в специальном смысле к стилю, возникшему в XIV в. и пришедшему на смену дисканту в XIII в. В более широком и общепринятом значении термин контрапункт употребляется в характеристике музыки всех последующих эпох.

Первый расцвет контрапунктического стиля приходится на XVI в. Его вершиной считаются хоровые сочинения Палестрины  (ок. 1525–1594 гг.), хотя и у Палестрины можно усмотреть (принимая во внимания т.н. проходящие ноты) элементы гармонического письма. Хотя искусство Палестрины в сочинении контрапунктических произведений для хора без сопровождения осталось непревзойденным, мастерство контрапункта достигло второй вершины в инструментальных и хоровых произведениях И.С.Баха (1685–1750 гг.), особенно заметен в партии «фигурированного баса» (basso continuo), исполнявшейся на органе или на клавире.

Контрапункт XX в. П. Хиндемит (1895–1963) пришел к выводу, что контрапункт, в предшествующие три с половиной столетия, оказался слишком тесно связан с гармонической основой, что препятствовало развитию, индивидуализации отдельных голосов. «Линеарный контрапункт» по мысли Хиндемита- диссонантное, конфликтное соотношение партий заставляет слушателя воспринимать их как самостоятельные линии – в отличие от контрапункта, опирающегося на традиционную гармонию. Этой теории противоречит тот факт, что отказываясь от традиционной гармонии, композитор строит свой стиль не на произвольно выбранных интервальных соотношениях, а на собственной системе диссонантной гармонии.

Следовательно, слушательское восприятие все равно оказывается привязанным к гармонической основе.

 

Виды контрапункта

Учение о контрапункте является важной ветвью теории в музыке. При обучении этому искусству выделяются отдельные виды контрапункта.

По классификации И.Й.Фукса (1660–1741), трудности сочинения и сочетания независимых мелодических линий преодолеваются на пяти этапах:

  1. «Нота против ноты» (лат. Punctum contrapunctum, от чего и произошло слово «контрапункт»): здесь ритм «добавленного голоса» (противосложение), идентичен ритму основного голоса (cantusfirmus).
  2. Сочинение двух нот (противосложение) на одну ноту кантуса;
  3. Сочинение четырех нот на одну ноту кантуса.
  4. Вводятся синкопы (обычно это задержания);
  5. Более свободное сочинение мелодических линий.

 

 

 

Сущность понятия «Танцевальный (хореографический) контрапункт»

В хореографическом понимании: “Контрапункт”– это метод построения хореографического текста для двух и более голосов в  музыкально- сценическом пространстве. Голосом может являться, как один так и несколько исполнителей. Часто используется балетмейстерами, как приём хореографического симфонизма.  Он включает в себя  владение такими понятиями как: музыкальные аспекты построения хореографического теста, умение сочинять и выстраивать пластический  лейтмотив[3] [3:5] и  владеть техникой акцентирования[4] [4:5] музыкального материала, т.е. индивидуального трактования музыкального материала постановщиком.

Контрапункт - это  сложный и особый метод построения хореографического текста, в котором сочетается приоритетность  главного и второстепенного голосов, а также использования унисонного хореографического текста для двух и более исполнителей, в определённом музыкально - сценическом пространстве.

К примеру:

1) 16 тактов условного музыкального материала исполняется двумя, тремя или более голосами (исполнителями), каждый голос (исполнитель) как бы танцует своё соло.

2) Затем  на следующие 8 тактов  условного музыкального материала исполняется унисонный танцевальный фрагмент.

3)  Делаем (сочиняем) хореографическое построения по принципу пункта № 1. Данный приём предназначен для органичного слияния движения и музыки. С учётом сочетания всех музыкальных планов и выявления и соответствия основной темы музыкального произведения.

 

 

Пример (образец) сочинения « Танцевального контрапункта»

Для того чтобы рассмотреть хореографические свойства танцевального контрапункта намного глубже, мы должны практически  освоить его структуру и составляющие.

Для наглядности составим схему в виде A1, B1, A2, В2

А1-означает одновременный  интенсивный сольный танец двух голосов, но у первого голоса  ведущее положение, это означает что он обязан вести музыкальную тему, путем унисонного исполнения хореографии с основной темой музыки, в это же время второй голос- второстепенный, т.е. не главный, усиливает первый         голос путем исполнения каких- либо отдельных движений, поз или коротких танцевальных фрагментов из движений первого голоса, не заглушая и не «перекрикивая» его.

В1 - означает  одновременный общий унисонный танец двух голосов, т.е. что исполняет 1 голос, то и второй.

A2– снова исполняется одновременный интенсивный сольный танец двух голосов, но приоритет уже у второго голоса, теперь он занимает ведущее положение. Также как в первом случае он обязан вести главное событийное повествование или вести музыкальную тему, а первый становиться для него, как бы аккомпанементом.

В2- означает  одновременный общий унисонный танец двухголосов, здесь унисонную часть можно повторить (как В1) или сочинить абсолютно новую танцевальную комбинацию все зависит от содержания и замысла автора.

 

Вот  тот неполный перечень  рекомендаций, которые мы можем предложить для начального освоения двухголосного хореографического построения, эти рекомендации обязательно могут вам, но обрести профессиональные навыки можно только в практической деятельности, когда вы делаете попытки какого-то художественного воплощения. Постоянное  практическое  сочинение  этюдов приведет вас  к тому, что в какой-то момент вы почувствуете, как  у вас это получается, а это уже сигнал перехода к более интересному и более сложному построению, например хореографической (танцевальной) фуге – эталону умения, профессионализма и высочайшего мастерства. 

Усложнять и совершенствовать  качество своих замыслов можно бесконечно, но для этого нужно ежедневно узнавать что-то новое и у вас все обязательно получится, главное это желание, постоянный бескомпромиссный труд  и вера в свое дело.

Библиографический список

  1. Ф.В. Лопухов «Величие мироздания». Танцсимфония Ф. Лопухова. — П.: Издание Г. П. Любарского, 1922. — 500 экз.
  2. Ф.В. Лопухов Пути балетмейстера. — Берлин: Петрополис, 1925. — 173 с.
  3. Ф.В. Лопухов Шестьдесят лет в балете. — М.: Искусство, 1966. — 368 с. — 15 000 экз.
  4. Ф.В. Лопухов Хореографические откровенности. — М.: Искусство, 1972. — 216 с. — 20 000 экз.
  5. Ф.В. Лопухов В глубь хореографии. — М.: Фолиум, 2003. — 204 с. — 500 экз. — ISBN 5-93881-022-1
  6. ГолейзовскийК. "образырусскойнароднойхореографии", М., Искусство, 1964.
  7. А.В. Зырянов Композиция и постановка танца: методические  рекомендации/ А.В Зырянов _Иркутск: ОГОБУ СПО «ИРКПО», 2013.-127с.
  8. От обывателя до творца [Электронный ресурс]// Сцена театрт –школа: темпоритмические действия: Свободный  доступ. Заглавие с экрана
  9.  .http://teatr.scaena.ru/page.php?id=849 .- Режим доступа свободный. Заглавие с экрана
  10. А.В. Зырянов Композиция и постановка танца [Электронный ресурс]// Специальный сайт для хореографов .Акцент в танцевальной фразе или Акцентирование в танце  :  Режим доступа свободный. Заглавие с экрана
  11. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D3%ED%E8%F1%EE%ED-  Заглавие с экрана
  12. А.В. Зырянов Композиция и постановка танца [Электронный ресурс]// Специальный сайт для хореографов . Лейтмотивhttp://ru.wikipedia.org/wiki/%D3%ED%E8%F1%EE%ED-  Режим доступа свободный. Заглавие с экрана

[1]  Темпо - ритм (музыкальная пульсация). Темпо - ритм, как понятие обобщенное, соотносящееся со всеми сторонами музыкального движения, выдвигает перед исполнителем задачи первостепенной, художественной важности и сложности. http://as-sol.net/index/0-2

[2]  Метр — рисунок равномерного чередования сильных и слабых долей во времени. http://referat.resurs.kz/ref/formirovanie-muzikalno--ritmicheskoy-sposobnosti-u-uchaschihsya-fortepiano

[3]  “Хореографический или пластический лейтмотив ” – поза, жест, движение или короткая танцевальная комбинация, ярко выраженного персонификационного свойства, условно отвечает на вопросы” кто?”,” какой?”, бывает двух видов: буквальный (точное повторение без изменений) и вариантный (измененный до степени узнаваемости первоначального варианта),  постоянно повторяется на протяжении всего хореографического сочинения.

[4] Акцент или акцентирование -  поза, жест, движение, ярко выраженного метроритмического свойства, призвана выявить, подчеркнуть ритмическую, мелодическую структуру, и драматургию музыкального материала. Является не неотъемлемой составной танцевальной фразы.

Категория: Научные статьи | Добавил: sasha-dance (13.05.2014)
Просмотров: 2184 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  •  
  • Программы для всех
  • Лучшие сайты Рунета